Мазур М. А. Реализация программы «Патриотическое воспитание сотрудников ОВД в профессиональной..,
ступных и иных посягательств; проявлять твердость, профессионально-нравственную устойчивость и непримиримость в борьбе с преступностью; уметь уважать права тех, кто оступился или по злому умыслу совершил преступление; быть постоянно готовым бескорыстно прийти на помощь тем, кто в ней нуждается; быть мужественным и смелым; считать своим моральным долгом высокую организованность, дисциплинированность, исполнительность.
Особое значение при изучении курса придавалось практическим занятиям, экскурсиям и др. При этом внимание сотрудников акцентировалось на том, что патриотизм имеет важное значение в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Семинары и практические занятия как формы обучения сотрудников выполняли функцию по обобщению и систематизации знаний, развивали умение анализировать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и умозаключения.
Данные занятия обеспечивали повышение уровня знаний, создавали условия для актуализации полученных знаний в практической деятельности и содействовали развитию патриотизма сотрудников в профессиональной деятельности.
Таким образом, в процессе изучения курса сотрудники приобрели систематизированные знания по истории традиций, ритуалов органов внутренних дел, приобрели практические навыки, у них формировалась патриотическая мотивация (защита Родины, верность Отечеству, стремление ставить общественные интересы выше личных) к активному проявлению профессиональных качеств в интересах качественного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач и др.
Данный курс связан с развитием у личного состава ОВД психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения, связанные со службой, других психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности.
1 Лойт Х. Х., Шамаров В. М. Основы воспитательной работы в органах внутренних дел. М., 1998. С. 47.
2 Цит. по: Лебедев Г П. Патриотическое воспитание сотрудников органов внутренних дел: метод. рекомендации. Домодедово, 2004. С. 14.
УДК 340
ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ В СТАНОВЛЕНИИ СОТРУДНИКА ОВД
Т А. Титаренко
Рассматривается роль индивидуального правосознания в формировании профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел. От того, как он понимает право, правовые явления, насколько глубоки его знания, его вера в действенность правовых норм, уважение к ним, зависит эффективность его профессионального становления.
Ключевые слова: индивидуальное правосознание, профессионализм, сотрудники, профессионально важные качества, правовая культура
В последнее время наблюдается тенденция роста противоправного поведения сотрудников ОВД, в том числе совершения тяжких преступлений, не снижается количество фактов коррупции, злоупотреблений должностными полномочиями, прежде всего, корыстной мотивации. Имеют место случаи превышения должностных полномочий, выражающиеся в грубости и цинизме в обращении с гражданами, а также в незаконном применении оружия, физической силы и специальных средств. Нарушение права человека на неприкосновенность личности свидетельствует о низком уровне правосознания и правовой культуры сотрудников.
В литературе отмечается, что по-прежнему вызывает обоснованную тревогу состояние служебной дисциплины, остаются актуальными проблемы предупреждения зависимости сотрудников от игромании, злоупотреблений алкоголем, немедицинским потреблением наркотиков. Эти негативные явления нередко выступают в качестве условий совершения административных и дисциплинарных правонарушений, а подчас и в качестве криминогенной детерминанты иных, более опасных нарушений уголовно-правовых запретов (вплоть до убийств)1.
Особенностью негативного поведения выступает авторитарный, неумеренно властный характер действий. Авторитарность как неотъемлемое полномочие сотрудника ОВД обязывает его к принятию жестких мер по предотвращению преступлений и их расследованию, но, с другой стороны, превышение полномочий влечет негативные последствия, когда сотрудник ОВД переходит границы дозволенного, злоупотребляет правом. Негативные стереотипы и взгляды на отношения с людьми приводят к вседозволенности, собственной «карательной миссии». Здесь налицо нравственно-правовая деформация. Поэтому необходимо особое внимание уделять формированию положительных качеств личности, и, прежде всего, этике поведения. Предоставление сотрудникам соответствующих полномочий предполагает и разумное их использование с учетом характера содеянного виновным, сложившейся ситуации, личности субъекта, в отношении которого применяются те или иные меры правового характера.
Важно отметить, что профессиональная деятельность сотрудников ОВД является разновидностью государственной службы, с присущими этой деятельности специфическими качествами. Работа сотрудника ОВД характеризуется чрезвычайным разнообразием решаемых задач. Каждое новое дело для сотрудника ОВД представляет собой новую задачу. Поэтому эффективность выполнения служебных обязанностей зависит не только от задатков, призвания и образования, но и служебного опыта, ряда профессиональных навыков и умений, от уровня правосознания.
Сотрудник ОВД обладает личностными качествами, знаниями, которые тесно переплетаются, взаимодейству-
ют и взаимодополняют друг друга. Совокупность всех этих качеств будет свидетельствовать о том, обладает ли сотрудник ОВД высоким уровнем правовой культуры и, как следствие, высоким уровнем правосознания. Ведь правосознание сотрудника выражается в профессиональном поведении и играет значительную роль в становлении его как специалиста. Особую проблему составляет влияние правосознания на становление профессионала. Сотрудник ОВД является, прежде всего, человеком, гражданином своей страны, а уже затем - работником государственных органов, профессионалом своего дела. От того, как он понимает право, правовые явления, насколько глубоки его знания, его вера в действенность правовых норм и уважение к ним, зависит эффективность его следственной работы, раскрытия, предупреждения и предотвращения преступлений, наказания виновных и восстановления социальной справедливости. Правосознание помогает правильно уяснить содержание соответствующих правовых норм и точно их применять, а также избрать наиболее действенную и эффективную тактику своих действий, верно оценить собранные по уголовному делу доказательства.
В системе факторов, обусловливающих возможность проявления правосознания сотрудника ОВД, особое место занимают психологические факторы, которые ни в коей мере нельзя недооценивать. Это положение в той или иной форме нашло отражение в литературе. Так,
В. Д. Зорькин подчеркивал, что «невозможно бороться с правонарушениями, если против них не восстанет внутренний мир человека.. .»2.
Одним из перспективных направлений развития общей теории правосознания является выяснение понятия, сущности, социальной ценности, роли юридических чувств, эмоций, настроений, переживаний, иллюзий, подражания, внушения и т. п. Связано это в первую очередь с тем, что психологический аспект правосознания в становлении сотрудника ОВД не всегда играет второстепенную роль по отношению к правовой идеологии, что наиболее ярко проявляется в ходе реализации нормативных правовых актов. Любой индивид не только воспринимает право, юридическое бытие с помощью разума, рассудка, оперируя при этом научными категориями и понятиями, т. е. рациональным способом, но и определенным образом ощущает, чувствует, эмоционально реагирует на принимаемые государством юридические нормы, на действующую систему законодательства, на правовую реальность в целом3.
Профессиональное правосознание проявляется в реальной действительности через индивидуальное правовое сознание. Можно согласиться с мнением В. М. Столовского, что оно представляет собой сплав общенародных правовых взглядов, идей, чувств (включая профессиональные и коллективные ответвления) и индивидуальных особенностей данного работника как конкретной личнос-ти4. Индивидуальное правосознание является результатом социализации отдельного человека, следствием усвоения принципов национальной и корпоративной культур, выработки специфического и жизненного опыта.
Правосознание сотрудников ОВД можно определить как одну из коллективных форм правового сознания, выступающую как система правовых взглядов, знаний, чувств, ценностных ориентаций и других структурных образований правового сознания общности людей, профессионально занимающихся юридической деятельностью, которая требует специальной образовательной и практической подготовки. Сущность и особенности профессионального правосознания сотрудников ОВД конкретизируются в структуре правосознания, в содержании правовой идеологии и правовой психологии, в системе присущих данной профессиональной группе правовых знаний, представлений, установок, ценностных ориентаций и т. д.5
Проведенный нами анализ характеристик профессионального образа сотрудника органов внутренних дел выявил профессиональные качества, умения сотрудника органов внутренних дел - профессионала, которые связаны с индивидуальным правосознанием:
- овладение профессионально-историческим опытом, накопленным профессиональным сообществом;
- включенность в профессиональное сообщество;
- овладение системой средств профессионального общения;
- знание профессиональных этических норм, модели деятельности и личности профессионала и стремление ориентироваться на это знание.
От способностей сотрудника зависят: сформирован-ность личностных профессионально важных особенностей (самосознания, отношений, мировоззрения и др.); индивидуальный стиль деятельности; направленность на саморазвитие и самореализацию в профессии; развитость профессионального интеллекта; выдержка и самообладание. Гуманный, уважающий и соблюдающий права и свободы человека, самоорганизованный, имеющий организаторские способности, дисциплинированный, знающий законы сотрудник способен быстро и правильно ориентироваться в сложной ситуации.
Частью правосознания сотрудника ОВД являются профессиональное достоинство, гордость за свою профессию, неподкупность, справедливость, добросовестность, гражданское мужество, деловитость, объективность, демократичность, настойчивость, активность, решительность, выдержанность, тактичность, чуткость, творческое отношение к работе, самокритичность.
Важными характеристиками правосознания можно назвать способность решать профессиональные задачи в ситуациях, сопровождающихся высокой степенью личного риска и опасности для жизни; умение принять решение в условиях неопределенности и дефицита времени; готовность к ситуациям вооруженного единоборства с преступниками; повышенную ответственность за свои действия; навыки интенсивной, в том числе позитивно окрашенной, межличностной коммуникации с криминальными элементами.
Профессионал, как замечает А. К. Маркова, это зрелая личность, он стремится участвовать в профессиональном производительном труде, осваивает професси-
ональные нормы и выполняет их на высоком уровне Под профессионализмом Е. А. Климов понимает «... не просто некий высший уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, а... определенную системную организацию сознания, психики человека»7.
Анализируя роль правосознания в становлении специалиста ОВД, необходимо отметить, что сотрудник каждый день вступает в различные отношения с людьми либо в качестве человека, пресекающего преступление, ведущего допрос, либо в качестве того, кто предупреждает преступления, охраняет общественный порядок, расследует уголовные дела и т. д. Эти взаимодействия между людьми имеют двустороннюю связь: если с одной стороны находится следователь, то с другой - организации, предприятия, законопослушные граждане, правонарушители. Такие отношения, регулируемые нормами права, называются правоотношениями, которые складываются между субъектами по поводу соблюдения ими прав и исполнения обязанностей.
Сотрудник ОВД призван защищать права граждан. Вступая ежедневно в правоотношения с потерпевшими, преступниками, свидетелями и т. д., он должен использовать свои знания в области права, свое личностное отношение к нему. Огромная роль принадлежит в формировании профессионализма именно пониманию сотрудником тех или иных правовых явлений. Ежедневно он подвергается воздействию множества факторов, влияющих на правосознание как отрицательно, так и положительно. Среди них можно выделить такие, как средства массовой информации, макро- и микросреда, ментальность русского народа, культурные процессы в стране. Они также формируют индивидуальное правосознание каждого человека. Факторы формируют у сотрудника групповое, индивидуальное и обыденное правосознание. А так как сотрудник входит в определенный коллектив лиц с высоким уровнем правосознания, то он, соответственно, обладает и коллективной, и профессиональной формой правосознания.
Для эффективного выполнения профессиональных задач необходима правовая подготовка, направленная на формирование таких качеств, как уважение и соблюдение прав и свобод человека, дисциплинированность, знание законов, честность, гордость за свою профессию, неподкупность, добросовестность, идейность, выдержанность, творческое отношение к труду, осознание повышенной ответственности за свои действия, речевая находчивость, оперативность, проницательность, ориентация на собственные убеждения, общительность, приверженность моральным нормам и др.
Между правосознанием и становлением сотрудника ОВД существует тесная связь: чем выше уровень правосознания, тем выше уровень профессионализма сотрудника ОВД. Правосознание оказывает существенное влияние на профессиональные качества сотрудника органов внутренних дел, и в зависимости от того, высок или низок уровень правосознания, будут формироваться профессиональные качества сотрудника ОВД. Большин-
ство качеств обусловлено уровнем правосознания, оно заметно влияет на профессиональные свойства сотрудника ОВД (например становление, ухудшение или улучшение таких качеств, как уважение прав и свобод человека и гражданина, дисциплинированность, знание законов, решительность). Таким образом, роль правосознания в становлении сотрудника ОВД как профессионала велика.
1 Кудрявцев В. Н., Эминов В. Е. Причины преступности в России: Криминологический анализ. М., 2006. С. 97 (за незаконные действия с наркотическими средствами и психотропными веществами в 2007 г. привлечено к ответственности 96 сотрудников органов внутренних дел, в 2006 г. - 85, в 2005 г. - 62).
2 Гражданское общество и проблемы безопасности в России (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1995. № 2. С. 18.
3 Альгин А. П. Риск и его роль. М., 1989. С. 152; Байния-зов Р. С. Правосознание: психологические аспекты // Правоведение. 1998. № 3. С. 16-17.
4 Столовский В. М. Профессиональное правосознание следователей органов внутренних дел. М., 1979. С. 22.
5 Кузнецов Р. А. Деформация профессионального правосознания юристов: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. С. 19.
6 Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.
С. 12.
7 Климов Е. А. Психология профессионала: избранные психологические труды. Москва-Воронеж, 2003. С. 439-440.
УДК 340
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ
Я. П Харченко
Рассматриваются сущность гражданского общества и представления о нем на примере курсантов Омской академии МВД России. Оценивается зависимость от жизненного опыта и полученных знаний диапазона понимания курсантами гражданского общества.
Ключевые слова: общество, гражданское общество, государство, правовая культура.
Формирование представлений о гражданском обществе у курсантов вузов системы МВД России является одним из факторов становления профессионального правосознания и активной гражданской позиции, уважения к правам и свободам человека и гражданина. Эти представления они получают в ходе учебного процесса. В профессиональной подготовке юриста большое значение имеет как обучение, так и воспитание. Основные категории и понятия курсантами усваиваются в процессе изучения дисциплины «Теория государства и права», в рамках которой рассматривается гражданское общество. В учебном материале отражаются достижения науки по тому или иному вопросу, в том числе представления о гражданском обществе. В категории «гражданское общество» определяющим является понятие «общество».