Научная статья на тему 'Представления населения России и других стран о финансовой системе и финансовых рисках'

Представления населения России и других стран о финансовой системе и финансовых рисках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public perceptions of the financial system and financial risks in Russia and other countries

In this paper, we used data collected for the study on the financial behavior of Russia’s urban population (of 18-65 y. o.) that was carried out by the Levada Center for Sberbank (2012), as well as data from the Global Financial Inclusion study released by the World Bank (2011) and studies of Eurobarometer on retail financial services (2003, 2011). Financial inclusion of different groups is an important indicator of the development of a financial system. It gives an indication of whether Russia belongs to the countries with a “cash under the mattress” financial system or to the countries with inclusive financial systems (where a greater involvement of people in the financial system increases their financial opportunities, reduces social inequality and creates more favorable conditions for economic growth). The level of financial inclusion in Russia, especially regarding institutional forms, is below the European average (in terms of banking, savings, credits). Russia is closer to the CIS countries (e.g. to Kazakhstan or Ukraine) and currently tends to a high cash usage system rather than to an inclusive financial system. The pattern of Russian financial behavior is influenced to a great extent by the lack of trust in financial institutions. Public awareness of the financial system and the availability of financial information in Russia are general and restricted, showing a mindset of an observer rather than a participator. Consumer and information demands of the Russians are abstract and far away from practice. Even the most educated and advanced groups involved in the financial activity are yet not able to articulate their needs clearly and rationally, considered from a practical standpoint.

Текст научной работы на тему «Представления населения России и других стран о финансовой системе и финансовых рисках»

Наталья БОНДАРЕНКО

Представления населения России и других стран о финансовой системе и финансовых рисках

В данной статье использовались данные исследования 2012 года о финансовом поведении городского населения России (18-64 лет), проведенного Левада-центром по заказу Сбербанка России, международного исследования 2011 года Global Financial Inclusion Мирового банка и исследований Евробарометра по финансовым услугам населению европейских стран в 2003, 2011 гг.1

Оценка финансовой вовлеченности (инклюзии) населения

Вовлеченность (инклюзия) различных групп населения в институциональную финансовую систему является не только характеристикой финансовой сферы страны, а также важным социально-экономическим индикатором ее развития. Она дает представление о том, принадлежит ли Россия к странам, в которых нормой является повседневная жизнь в рамках модели наличных денег. Для этой модели характерна низкая интенсивность взаимодействия населения и финансовых институтов. Противоположная модель характеризует страны, имеющие инклюзивную финансовую систему. Институционально развитым экономикам свойственна в большей степени инклюзивная финансовая система, предоставляющая широкий (с отсутствием ценовых и неценовых барьеров) доступ к пользованию институциональными финансовыми услугами2. Для такой системы характерна высокая интенсивность взаимодействия населения и финансовых институтов, более того, в рамках такой системы повышаются возможности населения и выигрывают даже наиболее бедные и незащищенные группы населения. В частности, без инклюзивных финансовых систем бедные должны рассчитывать на свои собственные ограниченные сбережения, чтобы инвестировать в свое образование, лечение или занятость; частные предприниматели ради развития своего дела могут полагаться лишь на свои

1 Описание этих исследований см. подробнее в статье.

2 http://www-wds.worldbank.org/external/default/WDSContentServer/ IW3P/IB/2012/04/19/000158349_20120419083611/Rendered/PDF/ WPS6025.pdf

ограниченные доходы, заработки; в таких условиях на системном уровне лишь сохраняется материальное неравенство, откладывается или замедляется экономический рост. В ходе меж-страновых сравнений исследователиЗ выявили следующую взаимосвязь: чем выше средний уровень жизни и ниже доходное неравенство, тем выше интенсивность взаимодействия населения и финансовых институтов, тем ближе финансовая система к инклюзивной, тем ниже финансовая эксклюзия различных групп населения. Зафиксированы огромные различия между странами с высоким уровнем жизни и развивающимися странами — в распространенности текущих счетов и в частоте операций по ним; в том, как люди получают доступ к своим счетам; в том, какую платежную систему используют; как заимствуют и сберегают; как оценивают свои финансовые риски и др.

Вопросы финансовой вовлеченности населения важны еще и тем, что феномен финансовой эксклюзии несет риски социальной экс-клюзии. Сложности в доступе или пользовании институциональными финансовыми услугами, с которыми сталкиваются определенные группы населения, могут вести к возникновению их социальной исключенности, депривации в том, что касается жилищных условий, получения лечения, образования, трудоустройства, или усиливать их. Кроме того, это может усиливать и субъективные ощущения социальной исклю-ченности, даже стигматизации.

Согласно определению Мирового банка финансовая вовлеченность населения (инклюзия) измеряется по 4 ключевым сферам: по банкингу (банковские трансакции), по сбережениям, по заимствованию, по страхованию. У нас есть возможность оценить характер финансовой вовлеченности (инклюзии) населения России, выявить общности и различия России со странами СНГ с близкой экономической историей; со странами наиболее влиятельными среди развивающихся стран, входящими в состав БРИК; с имеющими развитые экономики,

3 E. Kempson, M. Crame, A. Finney. Financial services provision and prevention of financial exclusion. Eurobarometer report. 2007. P.7. http:// www.bris.ac.uk/geography/research/pfrc/themes/finexc/pfrc0808.pdf

наиболее влиятельными странами Евросоюза; а также со странами, вошедшими в Евросоюз не так давно. Мы используем данные мирового опроса Global Financial Inclusion, проведенного Мировым Банком1 в 2011 году.

По результатам опроса Мирбанка, среди стран Евросоюза можно выделить несколько основных моделей финансовой вовлеченности (инклюзии) населения5, которые представлены в таблице 1. Во-первых, это страны, где на-

Таблица 1

ИНДИКАТОРЫ ФИНАНСОВОЙ ИНКЛЮЗИИ НАСЕЛЕНИЯ В 2011 ГОДУ В РОССИИ И В РЯДЕ СТРАН, ВОШЕДШИХ В ЕС ДО 2003 ГОДА2, СРЕДИ ГОРОДСКОГО И СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В ВОЗРАСТЕ ОТ 18 ДО 65 ЛЕТ3

Франция Германия Испания Италия Португалия Греция Россия

Банкинг

% имеющих счет в финансовой организации от числа всех опрошенных 99 98 95 75 84 80 54

% имеющих дебетовую карту от числа всех опрошенных 74 90 70 44 71 40 44

% имеющих кредитную карту от числа всех опрошенных 41 40 47 36 33 22 12

% осуществлявших электронные платежи, в том числе банковские переводы и оплату

товаров и услуг, через Интернет с помощью банковских счетов (от числа владельцев счетов) 74 74 51 47 64 12 18

Использовали ли Вы за последние 12 месяцев Ваш(и) счет(а) для... (в % от имеющих счет)

Получения денег, зарплаты, вознаграждения 72 61 65 54 60 48 70

Получения пенсий, пособий, выплат от государства 39 62 42 24 42 18 15

Получения денег от родственников, проживающих в другом месте 18 21 9 6 7 7 5

Отправления денег родственникам, проживающим в другом месте 21 26 11 6 5 7 6

% тех, у кого нет счета в банке из-за недо-

верия финансовым организациям (среди не имеющих банковского счета) 4 * * * 11 13 22 41

% тех, у кого нет счета в банке из-за недо-

статка денег или отсутствия регулярных доходов (среди не имеющих банковского счета) * * * 41 25 75 70

1 В данной статье приведены расчеты по базе данных исследования GlobalFinancialInclusion ^оЬа^Ыех) 2011г., которая содержит набор индикаторов, позволяющих измерить, как взрослое население 148 стран сберегает, заимствует, осуществляет платежи и управляет финансовыми рисками в сфере личных финансов.

2 Выбор конкретных стран был обусловлен интересом сравнить Россию с «крупными», наиболее влиятельными в Европе экономиками Франции, Германии и со странами Южной Европы, имеющими ниже среднеевропейских уровни экономического развития и финансовой инклюзии населения.

3 В таблице для всех стран использованы данные опроса Мирового банка GlobalFinancialInclusion ^оЬа^Ыех) 2011 г., по каждой стране данные репрезентируют взрослое (от 18 до 65 лет) городское и сельское население.

4 Так как доля владельцев счетов в банках в этих странах составляет 9699% опрошенных, то на вопрос о причинах отсутствия счетов в банках в

этих странах отвечали лишь 1-4% от числа опрошенных, поэтому ответы мало наполнены, статистически не значимы и не приводятся в таблице.

селение самым активным образом вовлечено в финансовые операции, максимально взаи-

5 Интересно, что если обратиться к более ранним результатам другого масштабного исследования по проблематике вовлеченности и факторов финансовой эксклюзии «Финансовые услуги, Евробарометр» 2003г., то среди стран Европы эксперты также выделили похожую типологию стран по финансовой вовлеченности (инклюзии) населения. Так, наиболее высокий уровень финансового взаимодействия/привлечения населения к институциональным финансовым услугам демонстрирует, например, Франция, Швеция, Бельгия. Несколько отстают Германия, Испания, Австрия, Великобритания. Средний уровень финансовой вовлеченности зафиксирован в Италии, Португалии, Эстонии, Чехии. Низкий уровень преимущественно среди стран, вошедших в Евросоюз после 2003 года, например, Венгрия, Польша (тем не менее, они демонстрируют довольно положительную динамику за последние несколько лет - с 2003г. по 2012г., опыт вхождения способствовал росту взаимодействия населения с основными финансовыми институтами). http://www.bris.ac.uk/geography/research/pfrc/themes/finexc/pfrc0808.pdf.

Сберегательная активность за прошедшие 12 месяцев

% скопивших или отложивших деньги за прошедшие 12 месяцев, от числа всех опрошенных 63 71 в том числе, сберегали с использованием счета в банке, финансовой организаций 53 (84) 60 (85) % респондентов делавших сбережения для расходов в будущем (на образование, на свадьбу, крупную покупку и пр.), от числа всех опрошенных 38 51 % респондентов делавших сбережения на "черный" день, или на тот случай, если доход сократится, от числа всех опрошенных_37_54

49 30 35 28 22 38 (77) 19 (63) 28 (79) 20 (71) 11 (49)

32

41

13

23

22

29

15

22

14

15

Кредитная активность за прошедшие 12 месяцев

% респондентов воспользовавшихся формальными способами кредитования (по кредитам и займам сроком более 1 года), от числа

всех опрошенных 23 24 20

В том числе, занимавших в банке, в другом финансовом учреждении, от числа всех опрошенных 22 16 14 доля тех, кто купил что-либо в кредит в торговой точке, от числа всех опрошенных 5 15 11 % занимавших денежные средства у членов семьи или друзей (неформальный способ), от

числа всех опрошенных 4 9 14

% имеющих в настоящий момент непогашенный кредит для покупки дома/квартиры, от

числа всех опрошенных_32_26_37

12

10 2

15

27

15

10 8

23 8

14

10

6

27 2

модействует именно с финансовыми институтами, активнейшим образом пользуется «продуктами» финансовых институтов — Франция, Германия. Здесь максимальная доля населения, использующая различные виды банкинга (доля имеющих банковский счет, доля использующих в последние 12 месяцев счета для каких-либо финансовых операций, доля имеющих банковскую карту). Более того — банковские счета используются для довольно широкого круга финансовых операций (не только как «зарплатные» счета в России). Здесь также активнее всего пользуются новыми технологиями — электронными платежами по банковским счетам, картам. Следует отметить и самую высокую склонность к сбережениям, особенно в Германии, а также почти абсолютное предпочтение институциональных форм сбережения (более 80% сделавших сбережения хранят и накапливают средства на счетах в финансовых учреждениях). В кредитной сфере для этих

1 В этой строке таблицы первая цифра - доля от числа всех респондентов, вторая цифра в скобках - доля от числа делавших сбережения

стран характерны большие возможности доступа массовых групп населения к краткосрочным банковским кредитным ресурсам посредством обладания кредитной картой, также гораздо шире распространена практика получения более длительных кредитов на срок более 1 года через институциональные каналы заимствования (в сравнении с неформальными способами заимствования: у родственников, знакомых).

Основную часть стран Южной Европы (Италия, Испания, Португалия) можно отнести к средней группе по типу финансовой вовлеченности (табл. 1). С переходом к этой группе стран отмечается снижение почти всех видов финансовой активности населения (склонность к сбережениям, кредитная активность, банкинг), а также кредитной доступности посредством распространения кредитных карт. В этих странах менее распространенной оказывается и практика «электронных платежей» по банковским счетам и картам, но все же их можно считать массовой практикой. Вместе с тем, в сберегательной и кредитной сфере население отдает предпочтения институциональным фор-

9

6

3

8

5

мам. Из этой группы стран активнее всего обращаются к кредитам длительностью не менее 1 года — в Испании, здесь же и максимальная доля, имеющих кредиты для покупки недвижимости. Для Испании характерна и более высокая склонность к сбережениям.

Греция значимо отличается от ранее упомянутых стран-соседей по Южной Европе, причем по целому ряду показателей финансовая активность населения Греции и его вовлеченность в институциональные финансовые механизмы очень близки к общероссийской ситуации.

Особенностью как и более влиятельных в экономическом плане стран ЕС, так и стран вошедших в ЕС после 2003 года, проходивших до этого переходный период, (несмотря на разную степень склонности к сбережениям, кредитованию по отдельным странам), является высокая вовлеченность населения в институциональные формы сбережения, кредитования, осуществления других финансовых операций. Измеряемые в исследовании Мирбанка, распространенность электронных платежей населения с использованием счетов, банковских карт; а также доля респондентов, которые объясняют отсутствие банковского счета недоверием финансовым организациям, можно рассматривать в качестве индикаторов меры доверия населения к финансовым институтам в этих странах (в том числе в вопросах сохранности личной информации). В ранее рассмотренных странах Европы фиксируется значительная степень доверия к финансовым институтам, об этом свидетельствует, в частности, массовая распространенность банковских «электронных платежей» среди населения. Мотив недоверия банкам сре-

ди не желающих обращаться в банк, открывать счет также встречается реже.

Обратимся к результатам, полученным по некоторым восточноевропейским странам, примкнувшим к ЕС позднее 2003 года. Нам эти страны интересны тем, что ранее, в течение довольно длительного периода, они имели модели экономики, схожие с Россией (находившейся тогда в рамках СССР), но позже определи для себя собственные модели экономического развития. Какие результаты демонстрируют эти страны в сравнении с экономически влиятельными европейскими странами и с Россией. Среди стран Восточной Европы к наиболее «продвинутым» по финансовой инклюзии можно отнести Чехию, и особенно Эстонию (табл. 2). В Эстонии по опросу 2011 года зафиксированы максимальная распространенность пользования банкингом, массовая практика совершения электронных платежей (среди около 75% вкладчиков), высокая склонность к сбережениям, в большинстве своем хранящимся на банковских счетах, массовые практики потребительского кредитования, а также значительная доля жителей, имеющих ипотечные кредиты. Среди восточноевропейских стран, вошедших в ЕС после 2003 года, менее «финансово вовлеченными» (lesser finanicial inclusion) странами являются, например, Польша, Венгрия (в Венгрии у населения отмечается и наиболее осторожное отношение к банковским услугам).

Тем не менее, по сравнению с Россией в целом восточноевропейские соседи, имеющие опыт нахождения в составе ЕС, демонстрируют более высокую склонность к сбережениям

Таблица 2

ИНДИКАТОРЫ ФИНАНСОВОЙ ИНКЛЮЗИИ НАСЕЛЕНИЯ В 2011 ГОДУ В РОССИИ И В СТРАНАХ, ВОШЕДШИХ В ЕС ПОСЛЕ 2003 ГОДА, А ТАКЖЕ СТРАНАХ СНГ, СРЕДИ ГОРОДСКОГО И СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В ВОЗРАСТЕ ОТ 18 ДО 65 ЛЕТ1

Эстония Чехия Венгрия Польша Казах- Россия стан Украина

Банкинг

% имеющих счет в финансовой организации/ на почте, от числа всех опрошенных 98 88 83 78 54 45 49

% имеющих дебетовую карту, от числа всех опрошенных 93 69 73 44 44 34 40

% имеющих кредитную карту, от числа всех опрошенных 37 31 19 21 12 10 25

% осуществлявших электронные платежи, в том числе банковские переводы и оплату товаров и услуг, через Интернет с помощью банковских счетов (от числа владельцев счетов) 82 58 42 48 18 12 16

1 В таблице для всех стран использованы данные опроса Мирового банка Global Financial Inclusion (Global Findex) 2011 г., по каждой стране данные репрезентируют взрослое (от 18 до 65 лет) городское и сельское население.

Использовали ли Вы за последние 12 месяцев Ваш(и) счет(а) для... (в % от имеющих счет)

Получения денег, зарплаты, вознаграждения 71 71 59 64 70 70 71

Получения пенсий, пособий, выплат от государства 59 10 45 16 15 19 20

Получения денег от родственников, проживающих в другом месте 23 5 7 10 5 8 7

Отправления денег родственникам, проживающим в другом месте 24 1 4 10 6 7 3

% тех, у кого нет счета в банке из-за недо-

верия финансовым организациям (среди не имеющих банковского счета) *1 45 25 29 41 21 58

% тех, у кого нет счета в банке из-за недостат-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ка денег или отсутствия регулярных доходов (среди не имеющих банковского счета) * 65 75 70 70 63 65

Сберегательная активность за прошедшие 12 месяцев

% скопивших или отложивших деньги за прошедшие 12 месяцев, от числа всех опрошенных 44 49 27 33 в том числе, сберегали с использованием счета в банке, финансовой организации, от числа

всех опрошенных2 29 (66) 39 (79) 19 (70) 20 (62)

% респондентов делавших сбережения для расходов в будущем (на образование, на свадьбу, крупную покупку и пр.), от числа всех

опрошенных 30 31 18 19

% респондентов делавших сбережения на "черный" день, или на тот случай, если ваш доход

сократится, от числа всех опрошенных_35_40_21_20

_Кредитная активность за прошедшие 12 месяцев

% респондентов воспользовавшихся формальными способами кредитования (по кредитам и займам сроком более 1 года), от числа всех опрошенных

В том числе, доля занимавших в банке, другом финансовом учреждении, от числа всех опрошенных

доля тех, кто купил что-либо в кредит в торговой точке, от числа всех опрошенных % занимавших денежные средства у членов семьи или друзей (неформальный способ), от числа всех опрошенных % имеющих в настоящий момент непогашенный кредит для покупки дома/квартиры, от числа всех опрошенных_

22 22 26

11 (50) 7 (32) 7 (26)

14 14 20

15 11 14

22 18 12 16 14 20 15

10 11 11 11 10 15 11

15 9 4 7 6 10 7

27 19 12 14 27 34 41

21 10 16 3 2 5 1

и хранению их в банках; более массовые практики кредитования в институциональных формах, в том числе долгосрочного, ипотечного; высокая распространенность электронных пла-

1 Так как доля владельцев счетов в банках в Эстонии составляет 97% опрошенных, то на вопрос о причинах отсутствия счетов в банках отвечали лишь 3% от числа опрошенных, поэтому ответы мало наполнены, статистически не значимы, и не приводятся в таблице.

2 В этой строке таблицы первая цифра - доля от числа всех респондентов, вторая цифра в скобках - доля от числа делавших сбережения

тежей по банковским счетам, картам. Жители этих стран больше доверяют финансовой системе, что и реализуется в их финансовом поведении. В целом экономика восточноевропейских стран ЕС все больше приобретает образ экономики с инклюзивной финансовой моделью, здесь все реже встречаются механизмы и элементы экономики наличности (cash economy). «Люди в этих странах довольно быстро интегрировались в систему банковских институтов, банковских отношений», здесь очевидна поло-

жительная динамика за последние несколько лет1.

А вот Россия по финансовой вовлеченности населения оказалась близка к странам СНГ (например, довольно много параллелей с Казахстаном, Украиной), и скорее тяготеет пока к модели экономики наличности, чем к экономике с инклюзивной финансовой системой. Среди россиян более узкий круг пользующихся банкингом (меньше владельцев банковских счетов, которые используются в основном только для получения зарплаты, меньше владельцев банковских карт) (табл. 2). Сберегательная активность россиян (судя по доле экономически активного населения ежегодно откладывающего деньги) оказывается почти в два раза меньшей, чем в среднем у восточноевропейских стран-членов ЕС, и что важнее, минимальна доля россиян среди тех, кто хранит средства в банках. Российские институциональные условия краткосрочного и долгосрочного кредитования населения также выглядят не столь благоприятно (невысокая доля бравших кредит в банках, крайне низкая доля имеющих ипотечные кредиты, число держателей кредитных карт ниже среднеевропейского значения), при одновременно распространенной практике заимствования денег у частных лиц, в основном у родственников, знакомых. Соотношение институциональной и неформальной практик кредитования в нашей стране составляет примерно 1 к 2 (еще больший разрыв наблюдается только для Украины). Правда, в 2012 году зафиксирован рост кредитования населения, но как считают эксперты в сложившихся институциональных условиях и при ожидаемой динамике доходов населения этот рост будет довольно быстро исчерпан. Описанную модель финансового поведения россиян формирует в немалой степени дефицит доверия населения к финансовым институтам (который зафиксирован по высокой доле респондентов, не открывающих счета из-за недоверия к банкам, а также по малой распространенности практик электронных платежей по банковским счетам, картам) (табл. 2). Отмеченные ранее для России особенности финансовой вовлеченности населения, можно наблюдать и в Украине, и в Казахстане, порой даже в более значимых, ярких, даже скорее «болезненных» проявлениях.

Интересно, что финансовая вовлеченность населения Бразилии и Китая по ряду основных параметров оказалась несколько выше,

1 E. Kemepson, M. Crame, A. Finney. Financial services provision and prevention of financial exclusion. Eurubarometerreport. 2007. P. 26.

чем в России. Так, для Китая характерна более высокая склонность к сбережениям в институциональных формах, более высокая доля обращающихся за банкингом, но одновременно преобладание (как и в России) кредитования у частных лиц. В Бразилии — более активное использование банкинга, а также шире распространены практики пользования электронными платежами. Здесь кредитные ресурсы более доступны для населения, особенно, что касается кредитных карт. Очевидно, что и в Бразилии, и в Китае участие населения в тех или иных финансовых сферах пока недостаточно в сравнении с развитыми экономиками, наблюдается неравномерность развития различных сегментов финансовой системы, экономические «провалы». Но что самое важное в Бразилии и в Китае — это то, что население выражает большее доверие к финансовым институтам, чаще обращается к институциональным формам финансовых отношений, чем в России.

Отношение населения к банковской системе

Характер финансовой вовлеченности населения обусловлен не только макроэкономическими факторами, но и индивидуальными характеристиками потенциальных потребителей банковских услуг. Значимыми оказываются их установки и навыки взаимодействия с финансовыми институтами. Поэтому при изучении вопросов финансовой вовлеченности экспертами особое внимание уделяется и изучению установок различных групп населения в вопросах распоряжения личными финансами, анализу массовых представлений о работе банковских институтов. Здесь важно оценить доступность и ясность информации, предоставляемой банками населению о возможностях хранения денежных средств, об особенностях заимствования, об условиях покупок в кредит, и соответственно, о возможностях оценки реальной цены и рисков, связанных с кредитами и хранением сбережений в банках. Эти вопросы изучались в 2012 году в ходе опроса городского населения России, проведенного Левада-центром по заказу Сбербанка России2. Для сравнения использовались данные опроса жи-

2 По заказу Сбербанка России в рамках исследования финансового поведения населения России в сентябре-октябре 2012 года было опрошено 6000 респондентов - взрослых (от 18 до 65 лет) жителей городских населенных пунктов численностью более 20 тыс.чел. Статистическая погрешность полученных данных составляет менее 2%. Исследование было сфокусировано на анализе финансового поведения горожан трудоспособного возраста, так как среди них оказывается выше доля фактических и потенциальных потребителей банковских услуг.

телей стран Европы, собираемые в рамках1 Ев-робарометра2. Международные сопоставления позволяют сравнивать с европейцами текущий уровень финансовой грамотности россиян, особенности их информационных запросов о финансовых услугах и степень их удовлетворения, установки россиян в вопросах распоряжения личными финансами. Данные подобных европейских исследований ценны для России тем, что позволяют проанализировать более продолжительный и богатый опыт взаимодействия европейцев с финансовыми институтами. Анализ европейского опыта позволяет не только оценить нынешние проблемы взаимоотношения российских финансовых структур с населением, но также наметить будущие сценарии развития.

Так, по результатам Евробарометра исследователи3 выявили, что совокупное влияние на ограничение финансовой вовлеченности оказывают:

— осознаваемые потребителями сложности в оценке издержек и рисков по банковским услугам и кредитам;

— недостаток финансовой информации у населения о финансовых услугах;

— недостаток необходимых маркетинговых материалов для разных групп населения,

которые, как считается, провоцирует представления и установки о том, что финансовые услуги не для «таких людей, как я», приводят к самоисключению потребителей, «самоотключению» от услуг.

1 В рамках программы «Евробарометр» проводятся исследования отношения населения к финансовым услугам. Для сравнения с российским опросом Левада-центра 2012 года используются результаты исследований Eurobarometer 60.2 и Eurobarometer 2003.5, проведенных в 2003 году, а также Eurobarometer в 1997 году по заказу Европейской комиссии,. В этих опросах принимали участие 15 стран, вошедших в состав ЕС до 2003 года, а также 10 стран, которые должны были войти в ЕС после 2003 года. Опрос Eurobarometer 60.2 репрезентативен как для ЕС состава 2003 года в целом, так и для каждой отдельной страны ЕС. Выборка по каждой стране строилась как многоступенчатая вероятностная, репрезентирующая городское и сельское население старше 14 лет. Статистическая погрешность полученных данных составляет примерно 3%.

2 В настоящее время в открытом доступе по данной проблематике находятся только данные опросов Евробарометра 2003 года. Финансовый и экономический кризис, разворачивающаяся сейчас рецессия в странах ЕС, конечно, оказывают влияние на характер взаимоотношений европейцев с банковской системой. Но, по мнению автора статьи, выявленные по опросу 2003 года особенности в установках европейцев (в сравнении с россиянами «образца 2012 года») могут лишь усиливаться в настоящее время.

3 E. Kempson, M. Crame, A. Finney. Financial services provision and

prevention of financial exclusion. Eurobarometer report. http://www.bris. ac.uk/geography/research/pfrc/themes/finexc/pfrc0808.pdf, с. 20

По опросу Евробарометра среди стран Евросоюза4 была выявлена статистически значимая взаимосвязь: выше вероятность финансовой эксклюзии среди тех респондентов, кто считает, что сложно:

— сравнить информацию по различным банкам об условиях открытия различных банковских счетов;

— узнать заранее, во сколько обойдется банковский кредит;

— получить в банке совет по финансовым вопросам.

Значительное число (порядка 10-15%) респондентов вообще затруднились с выбором варианта ответа на эти вопросы (насколько сложно сравнить информацию по различным банкам о банковских счетах; узнать заранее, во сколько обойдется банковский кредит; агрессивные или нет используют банки приемы для продвижения своих услуг). Именно среди затруднившихся с ответами респондентов выше среднего оказался уровень финансовой экс-клюзии (не пользующихся банкингом, не делающих сбережения, в том числе на депозитах, не бравших, не покупавших в кредит и др.).

Представления респондентов о сложностях получения от финансовых институтов информации, касающейся оценки рисков, связанных с открытием вкладов, получением кредитов, коррелируют с более низкой фактической финансовой включенностью респондентов (табл. 3). Реальные и ожидаемые информационные барьеры, сложности понимания информации также формируют и предубеждения потенциальных потребителей в отношении институциональных форм сбережений и кредитования (табл. 3). В частности те, кто сообщает о сложностях с получением и использованием банковской информации, скорее предпочли бы занять деньги у знакомых, родственников, чем в банке, а при наличии сбережений реже хранили бы их исключительно в банке и др. Недостаток «правильных», потребительски ориентированных, информационных и маркетинговых приемов у российских банков закрепляет установки, что банковские услуги (кредитование, банкинг, электронные платежи и др.) не для «таких людей, как я». Это запускает в определенных социально-демографических группах механизм самоисключения потенциальных потребителей, «самоотключения» от услуг банков или их минимизацию.

4 http://www.bris.ac.uk/geography/research/pfrc/themes/finexc/pfrc0808. pdf, с. 20.

Таблица 3

ЗАВИСИМОСТЬ ФИНАНСОВОГО ПОВЕДЕНИЯ РОССИЯН И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФИНАНСОВЫХ УСЛУГАХ, ПО ДАННЫМ ОБЩЕРОССИЙСКОГО ОПРОСА ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ В ВОЗРАСТЕ ОТ 18 ДО 65 ЛЕТ, 2012 г.1

Найти и сравнить информацию по различным банкам о депозитах (%, условиях) Затруд-

легко сложно нились с ответом

Узнать заранее в банке, как дорого обойдется кредит Затруд-

легко сложно нились с ответом

Банки используют агрессивные приемы продвижения своих услуг

Затруд-

не согласен

согласен

нились с ответом

ЧАСТОТА ПОЛЬЗОВАНИЯ УСЛУГАМИ БАНКОВ (% по столбцу от числа опрошенных в группе)

часто (не реже 1 раза в нед.) 27 16 12 27 17 11 25 23 14

периодически (не реже 1 раза месяц) 54 55 51 54 55 51 51 56 55

редко (реже 1 раза в месяц) 14 22 20 13 21 22 19 15 18

затруднились с ответом 5 7 17 5 6 16 5 5 13

ВЫБИРАЯ ИЗ ДВУХ ФОРМ СБЕРЕЖЕНИЙ, ЧТО ПРЕДПОЧЛИ БЫ... (% по столбцу от числа опрошенных в группе)

банковский вклад 52 46 38 54 44 39 48 54 45

наличные деньги 23 30 26 22 31 25 28 2 со 2

часть сбережений хранил бы на банковских вкладах, а часть - в наличных деньгах 16 13 16 16 15 16 17 13 16

ни ту, ни другую 3 3 8 3 3 8 3 56

затруднились с ответом 5 7 12 5 6 12 5 5 11

доля (в%) тех, у кого есть сейчас сбережения, накопления, от числа опрошенных 37 30 26 34 35 30 35 35 30

доля (в%) тех, кто собирается делать сбережения, от числа опрошенных 44 34 24 40 40 30 43 40 29

ЕСЛИ ПОНАДОБИТСЯ КРУПНАЯ СУММА ДЕНЕГ, ТО.(% по столбцу от числа опрошенных в группе)

возьмут в долг у родственников, друзей, знакомых 31 33 26 29 36 28 30 32 29

возьмут кредит в банке 40 29 19 42 28 15 43 34 26

не смогут достать такую сумму денег 7 15 18 8 14 19 9 10 14

ничего из перечисленного не будут предпринимать 9 12 18 9 11 19 9 11 13

затруднились с ответом 9 7 16 9 7 16 6 9 16

доля (в%) тех, у кого есть непогашенный кредит, от числа опрошенных 34 29 18 37 26 12 34 32 23

1 По заказу Сбербанка России в рамках исследования финансового поведения городского населения России в сентябре-октябре 2012 года было опрошено 6000 респондентов - взрослых (от 18 до 65 лет) жителей городских населенных пунктов численностью более 20 тыс. чел.

Перейдем к более детальному рассмотрению и сопоставлению оценок российского городского населения по информационной политике банков и уверенности россиян в возможности оценить финансовые риски вложения средств или получения заемных средств от банков. Почти две трети (62%) опрошенных россиян полагают, что получить и сравнить информацию по условиям размещения средств на депозитах в разных банках в принципе легко (рис. 1). Это, казалось бы, высокий уровень информационной доступности и уверенности в собственной финансовой грамотности.

Рисунок1

ОЦЕНКИ РОССИЯНАМИ ДОСТУПНОСТИ ИНФОРМАЦИИ О ВОЗМОЖНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В БАНКАХ, 2012 г.1

НАЙТИ И СРАВНИТЬ ИНФОРМАЦИЮ ПО РАЗЛИЧНЫМ

БАНКАМ О ДЕПОЗИТАХ (ПРОЦЕНТАХ, СРОКАХ, ОГРАНИЧЕНИЯХ)

■ н

□ с

65% 23%

-90

-70

-50

-30

-10

10

30

50

70

Для сравнения в исследовании Евробаро-метра 2003 года жителям ЕС задавался вопрос о возможностях получения и сравнения информации по разным банкам, но речь шла в целом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о банковских счетах (рис. 2). Около 40% европейцев считали несложным найти и сравнить информацию по различным банкам об условиях ведения счетов, но около половины опрошенных сталкивались со сложностями по этому вопросу. Более того, не менее 45% европейцев считали, что иметь счет в банке дорого.

Среди россиян в настоящее время доминирует мнение, что польза от покупок в кредит в целом не может компенсировать риски, связанные с кредитными обязательствами. Не более 40% россиян считают, что польза от покупок в кредит оказывается выше рисков (рис. 3). Тем не менее, если сравнивать с европейским опросом, среди россиян выше доля уверенных, что они смогут оценить заранее, во сколько им на самом деле обойдется банковский кредит — около 60% россиян считают, что им несложно провести такую оценку (рис. 3).

Жители ЕС (по данным 2003 года) также оказались довольно консервативны в оценках пользы покупок в кредит: доля признающих, что от кредита больше пользы, чем риска заметно меньше высказывающих противоположную позицию (37% к 52%) (рис.3). Но с конца 90-х к середине 2000-х доля высказываний о пользе кредита даже выросла (в 90-х насчитывалось лишь порядка 10% таких ответов). Хотя среди жителей ЕС доля ответов о возможности узнать заранее, как дорого обойдется им кредит, выросла почти в полтора раза с середины 90-х к середине 2000-х, но все же европейцы были не слишком уверены, что им по силам оценить ре-

Рисунок 2

ОЦЕНКИ ЖИТЕЛЕЙ ЕС ДОСТУПНОСТИ ИНФОРМАЦИИ О ВОЗМОЖНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В БАНКАХ, В СРЕДНЕМ ПО ЕВРОСОЮЗУ СОСТАВА 2003 ГОДА2, 2003 ГОД

НАЙТИ И СРАВНИТЬ ИНФОРМАЦИЮ ПО РАЗЛИЧНЫМ БАНКАМ О БАНКОВСКИХ СЧЕТАХ (УСЛОВИЯХ, КОМИССИИ, ВОЗНАГРАЖДЕНИИ)

□ несложно I_I сложно

ИМЕТЬ СЧЕТ В БАНКЕ ДОРОГО

□ согласны □

не согласны

41° /о 50%

45% 48%

-60 -40 -20 0 20 40 60 -60 -40 -20 0 20 40 60

1 Здесь, а также в рис. 3, 4, 6, 8 используются результаты опроса в рамках исследования финансового поведения взрослого (18-65 лет) городского населения России по заказу Сбербанка России сентября-октября 2012 года. Об исследовании см. ранее по ссылке (№13) . В перечисленных рисунках приводится распределение ответов в процентах от числа всех опрошенных.

2 В 2003 году в Европейский союз входили 15 стран (в том числе Германия, Франция, Испания, Италия, Португалия, Греция и др.). В рисунке 2, а также в рисунках 3, 5, 7, 8 приведены данные опроса Евробарометра 2003 года (Eurobarometer 60.2), репрезентирующего мнения городского и сельского взрослого (старше 14 лет) населения ЕС. Подробнее об этом см. ссылку выше (№14). В перечисленных рисунках приводится взвешенное распределение ответов в процентах от числа всех опрошенных в Eurobarometer 60.2.

Рисунок 3

МНЕНИЯ О ПОЛЬЗЕ КРЕДИТОВ И ВОЗМОЖНОСТИ ОЦЕНИТЬ РЕАЛЬНУЮ ЦЕНУ КРЕДИТОВ СРЕДИ РОССИЯН (2012) И ЖИТЕЛЕЙ ЕС (2003)

ПОКУПКИ В КРЕДИТ ПРИНОСЯТ БОЛЬШЕ ПОЛЬЗЫ, УЗНАТЬ ЗАРАНЕЕ В БАНКЕ, КАК ДОРОГО ОБОЙДЕТСЯ КРЕДИТ

ЧЕМ РИСКА ИЛИ ОПАСНОСТИ

□ согласны □ не согласны □ несложно □ сложно

альную цену кредитов (рис. 3). В 2003 году в ЕС общественное мнение о том, сложно ли заранее понять, как дорого им обойдется кредит в банке, разделилось почти поровну: около 45% — считали это «несложным», 43% — «сложным».

Россияне (по опросу 2012 года) реже ощущают дефицит или неясность информации о процентах и условиях кредитования, которую предоставляют банки. Почти половина россиян признается, что им «не сложно» понять предоставляемую банком информацию об условиях получения и погашения кредита (рис. 4). У 38% эта банковская информация вызвала бы сложности в понимании. Также большинство (63%) россиян уверено, что им не трудно найти и сравнить информацию между различными банками об условиях предоставления аналогичных кредитов. Рисунок 4

ОЦЕНКИ СРЕДИ РОССИЯН О ДОСТУПНОСТИ И ПОНЯТНОСТИ, УСЛОВИЯХ КРЕДИТОВ, 2012 ГОД

ПОНЯТЬ ПРЕДОСТАВЛЯЕМУЮ БАНКОМ ИНФОРМАЦИЮ О СХЕМЕ КРЕДИТА

(УСЛОВИЯ ПОЛУЧЕНИЯ И ПОГАШЕНИЯ КРЕДИТА)

подавляющего же большинства (почти 60%) найти и воспользоваться подобной информацией — довольно сложно (рис.5). 30% жителей ЕС считали, что несложно самостоятельно провести сравнения условий предоставления ипотеки в разных банках, но большинство сталкивалось со сложностями (рис.5).

Довольно интересным оказалось распределение мнений россиян по вопросам кредитного контроля и дисциплины (возможностям многократных заимствований и вопросам возврата долгов). Около трети россиян считают, что сейчас в России при желании можно неограниченно занимать деньги в банках, поскольку банки не имеют возможности все проконтролировать (рис.6). По мнению 44% опрошенных, нынешняя финансово-кредитная политика банков позволяет брать заведомо больше средств, чем

ПРЕДОСТАВЛЯЕМОЙ БАНКАМИ ИНФОРМАЦИИ О СХЕМАХ,

НАЙТИ И СРАВНИТЬ ИНФОРМАЦИЮ ПО РАЗЛИЧНЫМ БАНКАМ ОБ УСЛОВИЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КРЕДИТА

49% 38%

-70

-50

-30

-10

30

50

63% 24%

70 -70

-50

-30

-10

10

30

50

70

В Евробарометре вопросы о доступности и ясности предоставляемой банками информации задавались только по ипотечным программам. Изучение ипотечной политики банков оказалось довольно серьезным испытанием для европейцев. В частности, понять предоставляемую банком информацию о схеме ипотечного кредита (условия получения, погашения и др.) считали несложным лишь 27% европейцев, для

можно возвратить. Причем среди респондентов с «опытом» (тех, кто брал кредиты, у кого пока есть непогашенные кредиты) мнение по этому вопросу отличалось несущественно.

Большинство жителей ЕС в 2003 году отмечали высокую степень финансового контроля со стороны банков. Так, лишь 20% опрошенных считали, что могут взять сколько угодно кредитов, и в действительности никто не будет их

несложно

сложно

несложно

сложно

Рисунок 5

ОЦЕНКИ СРЕДИ ЖИТЕЛЕЙ ЕС О ДОСТУПНОСТИ И ПОНЯТНОСТИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМОЙ БАНКАМИ ИНФОРМАЦИИ ОБ ИПОТЕЧНЫХ КРЕДИТАХ, В СРЕДНЕМ ПО ЕВРОСОЮЗУ СОСТАВА 2003 ГОДА, 2003 ГОД

ПОНЯТЬ ПРЕДОСТАВЛЯЕМУЮ БАНКОМ ИНФОРМАЦИЮ О СХЕМЕ ИПОТЕКИ (УСЛОВИЯ ПОЛУЧЕНИЯ И ПОГАШЕНИЯ КРЕДИТА)

НАЙТИ И СРАВНИТЬ ИНФОРМАЦИЮ ПО РАЗЛИЧНЫМ БАНКАМ ОБ УСЛОВИЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИПОТЕКИ

27% 59% 30% 53%

-60

-40

-20

20

40

60 -60

-40

-20

20

40

60

несложно

сложно

несложно

сложно

0

0

Рисунок 6

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ, ФИНАНСОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, МНЕНИЯ РОССИЯН В 2012 ГОДУ

В НАШЕЙ СТРАНЕ МОЖНО БРАТЬ СКОЛЬКО УГОДНО КРЕДИТОВ, В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ НИКТО НЕ МОЖЕТ ПРОКОНТРОЛИРОВАТЬ

В НАШЕЙ СТРАНЕ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ВЗЯТЬ В КРЕДИТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ СМОЖЕТ КОГДА ЛИБО ВОЗВРАТИТЬ

не согласен

не согласен

34% 50%

44% 40%

-60

-40

-20

20

40

60

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-60

-40

-20

20

40

60

контролировать (рис. 7). Тем не менее, кредитная дисциплина оценивалась жителями ЕС довольно низко. Более 70% опрошенных считали, что в их странах существует проблема невозврата кредитов, когда люди заимствуют больше, чем могут вернуть; лишь 14% придерживались обратного мнения, т.е. что банковская система не позволяет клиенту взять в кредит больше средств, чем он может вернуть (рис. 7).

Большинство россиян (76%) высказывают согласие с суждением, что обычный клиент потерпит фиаско в споре с банком, только 12% опрошенных считают, что есть шансы выиграть у банка в спорной ситуации. Лишь чуть

более трети россиян считают, что в целом банки в состоянии предоставить населению ясную и понятную информацию (рис. 8). Более 55% россиян оценивают как агрессивные приемы, используемые банками и кредитными организациями для привлечения клиентов, продвижения своих услуг.

У жителей ЕС в 2003 году оказались довольно схожие оценки собственной банковской системы (рис. 8). Так, верили в успех и возможность выиграть спор с банком лишь 10% европейцев, были уверены в своем проигрыше почти 75%. (С конца 90-х к середине 2000-х доля считающих, что невозможно выиграть в

Рисунок 7

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ, ФИНАНСОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, МНЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ ЕВРОСОЮЗА СОСТАВА 2003 ГОДА, 2003 ГОД

МОЖНО БРАТЬ СКОЛЬКО УГОДНО В КРЕДИТ, В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ НИКТО НЕ ПРОКОНТРОЛИРУЕТ

□ согласен □ не согласен

ПРОБЛЕМЫ, ЧТО ЗАИМСТВУЮТ, БЕРУТ В КРЕДИТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ МОГУТ ВОЗВРАТИТЬ, В НАШЕЙ СТРАНЕ НЕТ

■ с

18% 70%

14%

не согласен

73%

-60

-40

-20

20

40

60

80

-60

-40

-20

20

40

60

80

согласен

согласен

0

0

споре с банком, значительно выросла с 50% до 75%). Лишь 30% жителей ЕС считали, что банки предоставляют им ясную и понятную информацию. И одновременно 57% респондентов придерживались мнения, что банки и кредитные организации используют агрессивные способы привлечения потребителей, продвижения своих услуг.

Одинаково ли мнение в различных социально-демографических группах опрошенных россиян? В понимании финансовой информации, предоставляемой банками населению, наименее обеспеченные группы населения сталкиваются с большими сложностями, чем более благополучные по материальному статусу группы. По вопросам о доступности и понятности предоставляемой информации о кредитах, депозитах, о возможностях сравнения условий по банкам, оценки реальной цены и рисков по кредитам, более уверенными оказываются мужчины; респонденты в возрасте 25-39 лет; респонденты с высоким уровнем образования; опрошенные, имеющие высокий профессиональный статус чаще других — это предприниматели, руководители, специалисты. Опыт заимствования в банках или покупок в кредит тоже имеет существенное значение: бравшие кредиты респонденты чаще считали, что банковская информация о кредитах доступна и вполне понятна.

В странах Европы по данным Евробаро-метра также «более продвинутыми» по своей большей финансовой компетентности и опыту

оказывались: мужчины, респонденты в возрасте 25-39 лет, респонденты с высоким уровнем образования, респонденты, имеющие высокий профессиональный статус, это также скорее, предприниматели, руководители, менеджеры, специалисты. Именно эти группы чаще считали более доступной информацию по депозитам и кредитам и реже полагали, что сравнить информацию по банкам сложно, они были больше уверены в своей способности оценить риски и реальную цену кредитов.

Как различались мнения внутри Евросоюза среди представителей разных стран?

Мы вновь взяли для сравнения мнения о финансовой системе жителей наиболее «крупных» (по экономическому вкладу, численности жителей, по масштабам финансовой вовлеченности) стран Европы — Франции и Германии — и основных стран южной Европы (табл. 4).

Во Франции в сравнении со среднеевропейским уровнем население в своих оценках банков было более лояльно по таким показателям, как возможность выиграть спор в банке и по используемым банками менее агрессивным маркетинговым стратегиям (табл. 4). Напомним, что и фактически французы чаще (в сравнении со средним жителем ЕС) заимствовали краткосрочные и долгосрочные денежные средства у банков по исследованию 2011 года (табл. 1). В определенной степени это было обусловлено представлениями населения о кредитной политике банков в их стране (табл. 4). Так, французы считали, что в их стране действует более

Рисунок 8.

ОБЩИЕ ОЦЕНКИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ СРЕДИ РОССИЯН (2012) И ЖИТЕЛЕЙ ЕС (2003)

ВЫИГРАТЬ В СПОРНОЙ СИТУАЦИИ У БАНКА

□ несложно □ сложно

Россия 2012 12%

10%

ЕС152003

68%

76%

-60

-20

20

40

60

80

БАНКИ, КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЯЮТ ЯСНУЮ И ПОНЯТНУЮ ИНФОРМАЦИЮ

БАНКИ, КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗУЮТ АГРЕССИВНЫЕ ПРИЕМЫ ПРОДВИЖЕНИЯ СВОИХ УСЛУГ

20

40

60

0

мягкая кредитная дисциплина (по объемам заимствований и условиям получения и возврата средств). Кроме того, здесь довольно высока уверенность респондентов в том, что в принципе они смогут оценить для себя реальную стоимость кредита. А вот оценки полезности покупок в кредит более сдержаны, чем в среднем по Евросоюзу. Французы менее положительно, чем в среднем по странам ЕС, оценивали доступность банковской информации по условиям ведения счетов и по условиям получения ипотечных кредитов.

В Германии наблюдалась несколько иная картина. Потребители давали более критические оценки банковской системы по таким показателям, как доступность информации в

банках, возможность выиграть процесс у банка, агрессивность приемов продвижения банковских услуг (табл. 4). Одновременно высказывалось более осторожное отношение к покупкам в кредит, больше сомнений в возможности оценить, во что потребителю обойдется кредит. Но что касается условий размещения денежных средств в банках, то здесь немцы были более удовлетворены в сравнении с остальными жителями ЕС. Более того, здесь и фактически чаще, чем в среднем в Европе, размещают денежные средства, сберегают в банках (табл. 1).

В выбранных нами для анализа менее благополучных странах южной Европы в 2003 году мнения о банковской системе в целом были менее позитивны (табл. 4). Здесь распространен-

Таблица 4

СРАВНЕНИЯ ОЦЕНОК ЖИТЕЛЕЙ ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН ЕС СОСТАВА 2003 ГОДА, 2003 ГОД1

ФРАНЦИЯ

ГЕРМАНИЯ

ИСПАНИЯ

ГРЕЦИЯ

ИТАЛИЯ

ПОРТУГАЛИЯ

об условиях хранения денежных средств

НАИТИ И СРАВНИТЬ ИНФОРМАЦИЮ ПО РАЗЛИЧНЫМ БАНКАМ О БАНКОВСКИХ СЧЕТАХ (УСЛОВИЯХ, КОМИССИИ, ВОЗНАГРАЖДЕНИИ)

% считающих, что "несложно" 31 47 44 42 30 32

ИМЕТЬ БАНКОВСКИЙ счет дорого

% несогласных 50 49 50 61 12 37

о кредитовании

ПОКУПКИ В КРЕДИТ ПРИНОСЯТ БОЛЬШЕ ПОЛЬЗЫ, ЧЕМ РИСКА ИЛИ ОПАСНОСТИ

% согласных 21 21 | 49 | 34 46 40

УЗНАТЬ ЗАРАНЕЕ В БАНКЕ, КАК ДОРОГО ОБОЙДЕТСЯ КРЕДИТ

% считающих, что "несложно" 50 38 35 41 46 38

МОЖНО БРАТЬ СКОЛЬКО УГОДНО В КРЕДИТ, В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ НИКТО НЕ ПРОКОНТРОЛИРУЕТ

% согласных 29 15 10 16 7 12

ПРОБЛЕМЫ, ЧТО ЗАИМСТВУЮТ, БЕРУТ В КРЕДИТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ МОГУТ ВОЗВРАТИТЬ, В НАШЕИ СТРАНЕ НЕТ

% несогласных 86 77 68 61 58 62

ПОНЯТЬ ПРЕДОСТАВЛЯЕМУЮ БАНКОМ ИНФОРМАЦИЮ О СХЕМЕ ИПОТЕКИ (УСЛОВИЯ ПОЛУЧЕНИЯ И ПОГАШЕНИЯ КРЕДИТА)

% считающих, что "несложно" 24 21 30 28 23 31

НАИТИ И СРАВНИТЬ ИНФОРМАЦИЮ ПО РАЗЛИЧНЫМ БАНКАМ ОБ УСЛОВИЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИПОТЕКИ

% считающих, что "несложно" 23 26 39 44 23 28

о банковской системе в целом

ВЫИГРАТЬ В СПОРНОЙ СИТУАЦИИ У БАНКА

% считающих, что "несложно" 15 5 6 8 5 10

БАНКИ, КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЯЮТ ЯСНУЮ И ПОНЯТНУЮ ИНФОРМАЦИЮ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

% согласных 31 27 33 24 18 39

БАНКИ, КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗУЮТ АГРЕССИВНЫЕ ПРИЕМЫ ПРОДВИЖЕНИЯ СВОИХ УСЛУГ % согласных 66 55 48 41 57 45

1 Приведены данные опроса Евробарометра 2003 года (Eurobarometer 60.2), репрезентирующего мнения городского и сельского взрослого (старше 14 лет) населения по странам ЕС состава 2003 года. Подробнее об этом исследовании см. ссылку выше (№14). В таблице приводится распределение ответов в процентах от числа всех опрошенных в каждой стране соответственно.

В таблице для разных стран темным фоном обозначены значения, оказавшиеся ниже среднего уровня по ЕС состава 2003 года (среднего евросоюз-ного) , светлым фоном обозначены значения, оказавшиеся выше среднего уровня по ЕС.

ность агрессивных приемов продвижения своих услуг оценивалась выше, а возможность выиграть спор у банка, впрочем, как и возможность получить ясную и понятную информацию у банков — ниже. Здесь реже уверены в том, что рядовому потребителю легко понять, как дорого может обойтись кредит. Также чаще встречалось мнение, что можно бесконтрольно брать в кредит больше, чем сможешь вернуть. Но отношение к кредитам было более позитивным (высокий процент считавших, что покупки в кредит скорее приносят пользу, несмотря на связанные с кредитом риски). Такая массовая позиция может объясняться тем, что в странах с более низким уровнем жизни население с помощью кредитов может удовлетворить больше потребительских запросов, чем только используя свои ограниченные текущие доходы. В этих странах кредиты для широких слоев являлись серьезным средством повышения покупательных возможностей «здесь и сейчас» в залог будущих заработков заемщиков.

Выделялись среди стран Южной Европы своими положительными оценками банковской системы жители Испании (напомним из таблицы 1, что и по уровню фактической финансовой вовлеченности 2011 года она выглядела более благоприятно среди стран Южной Европы). Здесь условия получения и сравнения информации от банков по ипотечным кредитам и по банковским счетам представлялись для населения более благоприятными, чем в среднем по ЕС (табл. 4).

А вот в Италии население рассматривало банковскую систему менее положительно, чем в среднем по ЕС, и видело ее менее доступной для себя, чем средний европеец (табл. 4). Собственно, и индикаторы фактической финансовой инклюзии в Италии по 2011 году довольно умеренные (табл. 1).

Интересный пример продемонстрировало население стран Восточной Европы и Балтии, вошедших в состав ЕС после 2003 года. Еще по результатам опроса 2003 года1 в этих странах наибольший оптимизм в оценках финансовой системы демонстрировали жители Эстонии,

1 Нами используются результаты исследования, проведенного в 2003 году Eurobarometer 2003.5 по заказу Европейской комиссии среди 10 стран-кандитатов, которые должны были войти в ЕС после 2003 года. Опрос проводился по такому же инструментарию и принципу построения выборки, что и Eurobarometer 60.2 для стран ЕС состава 2003 года. В Eurobarometer 2003.5 данные репрезентативны для каждой отдельной страны. Выборка по каждой стране строилась как многоступенчатая вероятностная, репрезентирующая городское и сельское население старше 14 лет. Статистическая погрешность полученных данных составляет примерно 3%.

они оказались и более уверены, компетентны в вопросах кредитования и размещения личных средств в банках (табл. 5). Если вспомнить результаты опроса Мирбанка 2011 года о характере финансовой вовлеченности в Эстонии (табл. 1), то именно в этой стране наблюдалась более высокая сберегательная и кредитная активность. Здесь больше чем, скажем в Венгрии, в Польше, распространенность институциональных форм кредитования и сбережений (в частности, доля имеющих счета в банках, доля хранящих сбережения в банках, доля имеющих дебетовые и кредитные карты, доля бравших кредит в банке или покупавших товары в кредит). В Эстонии население лучше освоилось с современными технологиями ведения финансовых операций (например, электронными платежами по банковским счетам, картам). Эстония оказалась примером, когда совмещение позитивных установок у населения в начале членства в ЕС и развития благоприятных финансовых условий и финансовой инфраструктуры в стране, связанной с вхождением в ЕС, привели сегодня к высокому уровню финансовой вовлеченности населения.

Наиболее настороженные установки по результатам 2003 года демонстрировали жители Венгрии, и показатели финансовой вовлеченности измеренной в 2011 году в этой стране тоже оказались весьма умеренными в сравнении с жителями Эстонии, Чехии, более «включенными» в институциональные финансовые механизмы единой Европы.

Возвращаясь к ситуации в России 2012 года, отметим, что представления населения по рассматриваемым вопросам существенно различается по регионам. Более того, различия мнений населения в зависимости от размера города оказываются менее важными, чем по макрорегионам — федеральным округам. Особенно выделяются своей компетентностью и критичностью жители Москвы.

Так, москвичи наиболее сдержаны в оценках банковской системы в целом и кредитной политики банков (табл. 6). Жители столицы чаще считают, что сложно получить и сложно понять информацию банков о кредитах. Москвичи менее уверены в своих возможностях оценить реальную цену кредита, менее склонны находить положительные стороны в покупках в кредит. Они чаще оценивают как агрессивные методы продвижения банковских услуг. Банки адресовали свои кредитные предложения в первую очередь к более состоятельным российским регионам, в том числе — к столичным городам.

Москвичи оказались в первом эшелоне кредитных программ, здесь раньше других регионов получили массовое распространение покупки в кредит и, как следствие, к настоящему моменту москвичи приобрели и более рациональный взгляд на кредитные вопросы. В Москве, по опросам 2009-2012 года, меньше, чем в других регионах (ФО) брали различного рода кредиты (табл. 6).

Также довольно низкие оценки банковской системы оказались в Центральном и Южном ФО (табл. 6). Хотя характер ответов в этих ФО схож, но природа и причины подобных оценок, настроений различна. В Центральном ФО, где отмечается более длительная и более массовая вовлеченность в кредитные программы, более

значительный финансовый опыт, осторожность связана с большей финансовой грамотностью, оценки потребителей более взвешенные. Напротив, в Южном ФО низкие оценки связаны с тем, что значительная доля респондентов (самая высокая из всех ФО) вообще затруднилась высказать какое-либо мнение по затронутым вопросам. Здесь осторожность в финансовых вопросах обусловлена низкой финансовой грамотностью и потребительской компетентностью.

Самые позитивные установки в отношении банковской системы высказывали жители Северо-Западного ФО. Они высоко оценивают и банковскую систему в целом (доступность информации, возможность выиграть в спор-

Таблица 5

СРАВНЕНИЯ ОЦЕНОК ЖИТЕЛЕЙ СТАН, ВОШЕДШИХ В СОСТАВ ЕС ПОСЛЕ 2003 ГОДА, ОПРОС 2003 ГОДА1

ЭСТОНИЯ ЧЕХИЯ ВЕНГРИЯ ПОЛЬША"

об условиях хранения денежных средств_

НАЙТИ И СРАВНИТЬ ИНФОРМАЦИЮ ПО РАЗЛИЧНЫМ БАНКАМ О БАНКОВСКИХ СЧЕТАХ (УСЛОВИЯХ, КОМИССИИ, ВОЗНАГРАЖДЕНИИ)

% считающих, что "несложно" 54 39 23 40

ИМЕТЬ БАНКОВСКИЙ СЧЕТ ДОРОГО

% несогласных 77 35 42 43

о кредитовании

ПОКУПКИ В КРЕДИТ ПРИНОСЯТ БОЛЬШЕ ПОЛЬЗЫ, ЧЕМ РИСКА ИЛИ ОПАСНОСТИ

% согласных 39 38 28 47

УЗНАТЬ ЗАРАНЕЕ В БАНКЕ, КАК ДОРОГО ОБОЙДЕТСЯ КРЕДИТ

% считающих, что "несложно" 54 36 20 35

МОЖНО БРАТЬ СКОЛЬКО УГОДНО В КРЕДИТ, В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ НИКТО НЕ ПРОКОНТРОЛИРУЕТ

% согласных 12 14 8 10

ПРОБЛЕМЫ, ЧТО ЗАИМСТВУЮТ, БЕРУТ В КРЕДИТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ МОГУТ ВОЗВРАТИТЬ, В НАШЕЙ СТРАНЕ НЕТ

% несогласных 52 44 64 49

ПОНЯТЬ ПРЕДОСТАВЛЯЕМУЮ БАНКОМ ИНФОРМАЦИЮ О СХЕМЕ ИПОТЕКИ (УСЛОВИЯ ПОЛУЧЕНИЯ И ПОГАШЕНИЯ КРЕДИТА)

% считающих, что "несложно" 27 19 17 25

НАЙТИ И СРАВНИТЬ ИНФОРМАЦИЮ ПО РАЗЛИЧНЫМ БАНКАМ ОБ УСЛОВИЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИПОТЕКИ

% считающих, что "несложно" 24 22 16 22

о банковской системе в целом

ВЫИГРАТЬ В СПОРНОЙ СИТУАЦИИ У БАНКА

% считающих, что "несложно" 4 2 1 3

БАНКИ, КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЯЮТ ЯСНУЮ И ПОНЯТНУЮ ИНФОРМАЦИЮ

% согласных 48 33 26 34

БАНКИ, КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗУЮТ АГРЕССИВНЫЕ ПРИЕМЫ ПРОДВИЖЕНИЯ СВОИХ УСЛУГ

% согласных

42

44

49

46

1 В таблице приведены данные опроса Eurobarometer 2003.5, репрезентирующего мнения городского и сельского взрослого (старше 14 лет) населения по выбранным странам. Подробнее об этом исследовании см. ссылку (№24). В таблице приводится распределение ответов в процентах от числа всех опрошенных в каждой стране соответственно.

В таблице для разных стран темным фоном обозначены значения, оказавшиеся ниже среднего уровня по ЕС состава 2003 года (среднего евросоюз-ного), светлым фоном обозначены значения, оказавшиеся выше среднего уровня по ЕС.

ной ситуации у банка), и кредитную политику банков (по долгосрочным и краткосрочным заимствованиям). Но, несмотря на более благоприятные оценки условий кредитования, доступности и ясности финансовой информации, доля бравших кредит практически такая же, что и в Москве (то есть довольно низкая в сравнении со среднероссийским уровнем).

Напротив, в течение последних 5 лет жители Уральского, Сибирского ФО оказались наиболее активными заемщиками (брали кредиты не менее 45% опрошенных) (табл. 6). По опросу 2012 года (табл. 6) к ним присоединились и жители Дальневосточного ФО (55% брали кредиты за последние 2 года). При этом жители упомянутых ФО реже всего соглашались с

Таблица 6

СРАВНЕНИЯ ОЦЕНОК БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В ЦЕЛОМ И КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЖИТЕЛЯМИ РАЗНЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ РОССИИ, 2012 ГОД1

Москва Центр ФО ЮфОН С-З ФО Поволж ФО Урал ФО Сибир ФО ДВ ФО

Число респондентов 671 1125 737 659 1211 556 792 253

об условиях хранения денежных средств

НАЙТИ И СРАВНИТЬ ИНФОРМАЦИЮ ПО РАЗЛИЧНЫМ БАНКАМ О ДЕПОЗИТАХ (ПРОЦЕНТАХ, СРОКАХ, ОГРАНИЧЕНИЯМ)

% считающих, что "несложно" 71 65 69 62 58 68 56

о кредитовании

% бравших кредиты последние 2 года 33 38 37 34 41 45 46 55

% имеющих непогашенные кредиты последние 2 года 21 27 31 27 31 36 40 47

ПОКУПКИ В КРЕДИТ ПРИНОСЯТ БОЛЬШЕ ПОЛЬЗЫ, ЧЕМ РИСКА ИЛИ ОПАСНОСТИ

% согласных | 36 37 37 42 44 38 37 30

УЗНАТЬ ЗАРАНЕЕ В БАНКЕ, КАК ДОРОГО ОБОЙДЕТСЯ КРЕДИТ

% считающих, что "несложно" 50 57 57 64 59 57 69 69

ПОНЯТЬ ПРЕДОСТАВЛЯЕМУЮ БАНКОМ ИНФОРМАЦИЮ О СХЕМЕ КРЕДИТА (УСЛОВИЯ ПОЛУЧЕНИЯ И ПОГАШЕНИЯ КРЕДИТА)

% считающих, что "несложно" 39 43 45 55 51 49 62 51

НАЙТИ И СРАВНИТЬ ИНФОРМАЦИЮ ПО РАЗЛИЧНЫМ БАНКАМ ОБ УСЛОВИЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КРЕДИТА

% считающих, что "несложно" 61 63 59 68 62 61 67 66

ИМЕТЬ БАНКОВСКУЮ КАРТУ ДОРОГО

% несогласных 69 66 | 60 68 62 71 62 66

В НАШЕЙ СТРАНЕ МОЖНО БРАТЬ СКОЛЬКО УГОДНО КРЕДИТОВ, В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ НИКТО НЕ МОЖЕТ ПРОКОНТРОЛИРОВАТЬ

% согласных | 26 28 30 34 39 35 47 30

В НАШЕЙ СТРАНЕ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ВЗЯТЬ В КРЕДИТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ СМОЖЕТ КОГДА-ЛИБО ВОЗВРАТИТЬ

% согласных | 33 36 39 52 45 54 58 43

о банковской системе в целом

ВЫИГРАТЬ В СПОРНОЙ СИТУАЦИИ У БАНКА

% считающих, что "несложно" 9 10 10 12 16 7 14 8

БАНКИ, КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗУЮТ АГРЕССИВНЫЕ ПРИЕМЫ ПРОДВИЖЕНИЯ СВОИХ УСЛУГ

% согласных 64 54 49 57 56 57 54 52

БАНКИ, КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЯЮТ ЯСНУЮ И ПОНЯТНУЮ ИНФОРМАЦИЮ

% согласных 22 28 31 37 42 36 41 41

1 Здесь используются результаты опроса в рамках исследования финансового поведения взрослого (18-65 лет) городского населения России по заказу Сбербанка России сентября-октября 2012 года. Об исследовании см. ранее по ссылке (№13) . В таблице приводится распределение ответов в процентах от числа всех опрошенных в каждом ФО.

В таблице темным цветом обозначены значения, оказавшиеся ниже среднероссийского уровня, светлым фоном обозначены значения, оказавшиеся выше среднего по России уровня

высказыванием, что покупки в кредит приносят больше пользы, чем риска или опасности. И такое мнение не случайно: судя по структуре взятых кредитов, в этих федеральных округах чаще, чем в других регионах, брали «вынужденные» кредиты (для перекредитования или на текущие, срочные нужды). В Уральском и Сибирском ФО максимальная доля бравших кредит просто на текущие нужды (почти 40%). А в Дальневосточном ФО относительно высока и доля тех, кто брал кредит, чтобы погасить ранее взятый кредит (15% опрошенных — что в 2 раза выше, чем по России в целом).

Обобщим представленные данные. Европейский среднестатистический житель, более вовлеченный в институциональные финансовые отношения, более опытен и искушен; опираясь на свой опыт, воспринимает банковскую систему более рационально и формулирует конкретные информационные запросы практического характера. Европейцы формируют свои суждения как люди включенные, уже находящиеся внутри финансовой модели, стремящиеся быть ее участниками; для них это участие является частью повседневности.

У россиян уровень финансовой вовлеченности оказывается, что понятно, ниже в сравнении с нынешними жителями ЕС (по банкингу, сбережениям, кредитам). Более того, россияне

в целом выражают невысокий уровень доверия к банкам. Парадоксально при этом, что в сравнении с жителями ЕС среди россиян оказались и более распространенными представления, что им вполне доступна и понятна информация банков; они вполне уверены, что способны оценить риски связанные с кредитами, сбережениям. Но такая уверенность россиян о возможностях и информационной доступности скорее носит более общий характер. Что указывает на невысокую включенность в систему финансовых услуг и готовность ими пользоваться. Представления россиян отражают позицию наблюдателя, а не того, кто желает быть активным участником, для кого кредитные и сберегательные практики часть его повседневности. Поскольку потребительские и информационные запросы россиян оторваны от практики и абстрактны, то и оценки информационной доступности оказываются несколько более высокими, чем у европейцев. Даже наиболее образованные и «продвинутые», более вовлеченные в финансовую активность группы населения не могут пока выразить свои запросы четко и рационально, с практической точки зрения. Исключение составляют москвичи — они в своих установках и поведении более осторожны и рациональны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.