Р.Е. Сейдеметова
Представления Иеремии Бентама о государственном устройстве
В Англии идеи буржуазного либерализма нашли свое выражение в сочинениях Иеремии Бентама. Бентам выступил почти через столетие после переворота 1688 г. [1, с. 728]. С тех пор Англия сделала значительные успехи в деле развития капиталистического производства. Во второй половине XVIII в. начался промышленный переворот, резко увеличивалось количество крупных предприятий, процветали экспорт и импорт товаров, усилился приток наемных рабочих на крупные предприятия. Буржуазия целенаправленно занимала в обществе важные позиции. Ее интерес был в непосредственном применении принципа невмешательства, неограниченного господства свободной конкуренции. Несмотря на происходящие перемены, Англия все еще оставалась феодальной, судебный процесс и вся правовая система носили архаический оттенок.
На рубеже XVIII и XIX в. назрела необходимость переосмысления объема предоставленных английской буржуазии в конце XVII в. политических прав и доли ее участия в политической власти.
Иеремия Бентам явился выразителем интересов английской буржуазии на данном этапе ее развития. Он родился в Лондоне в зажиточной семье адвоката, где занятие адвокатурой являлось наследственным делом. В течение всего периода обучения Бентам чувствовал недостатки образовательного процесса, бросающуюся в глаза фальшь, сплетение более или менее удачных софизмов, абсолютную несовместимость теории с практикой. В своей осуждающей критике школьной системы Иеремия Бентам сравним разве что с творцом политической экономии Адамом Смитом.
Причина отвращения молодого юриста к навязанной ему специальности заключалась в ее неразвитости в Англии, в массе противоречивых законов в связи с отсутствием кодификации, в преобладании бессмысленных форм, в существовании «подводных камней», уловок, практиковавшихся при защите дела на суде. Бентам был слишком чистоплотен, чтобы прибегать к подобным методам, оскорблявшим и унижающим его нравственное достоинство как общественного деятеля. Как отмечал позднее его ученик Милль, тысячи молодых людей в течение целого ряда поколений находились и находятся теперь в тогдашнем положении Иеремии. «Один только Бентам имел довольно нравственной чувствительности и независимости ума, чтобы сказать себе, что между словом и делом лежит целая пропасть. Только редкому единению независимости духа и нравственной высоты мы обязаны тем, что Бентам поступил так, а не иначе» [2, с. 60].
Задумав посвятить всю свою жизнь науке, Бентам решился разрушить устаревшие предрассудки, тщательно охраняемые английскими правоведами, поколебать авторитет своего бывшего профессора Блэкстона и, конечно же, создать новую науку, основанную на философских началах права и морали. Эта деятельность прославила его имя наряду со знаменитыми мыслителями новейшего времени.
В 1777 г. Бентам выступил, наконец, перед читающей публикой со своим первым значительным трудом, озаглавленным: «A Fragment on government». Этот «Отрывок о правительстве» стал сенсацией того времени благодаря смелости мыслей, высказанных в оригинальной форме, и изяществу слога, что нехарактерно для Бентама. Этот труд имел целью раскритиковать доктрину его бывшего Оксфордского профессора Блэкстона, возглавлявшего школу правоведов-казуистов, ярых сторонников существующего положения дел в Англии и ее так называемой «счастливой конституции». Книга имела большой успех, она нанесла значительный урон по учению Блэкстона. Он оспаривает теорию общественного договора и естественных прав индивида, т.е. самые основы революционного мировоззрения XVII-XVIII вв. Общественный договор, по его мнению, это фикция, неспособная дать ответ на вопрос об основаниях и пределах государственной власти. Естественный закон и естественное право, заявляет Бентам, это также фикции, существует только положительное право, из которого проистекают все права.
В «Анархических софизмах», опубликованных в 1816 г., но написанных еще в конце XVIII в., Бентам подвергает критике «Декларацию прав человека и гражданина». Обнаруживая свой страх перед революцией, он утверждает, будто содержащееся в Декларации учение о естественных
правах, предшествующих государству и положительному праву, подготавливает полную анархию в общественной жизни. Он находит, что Декларация полна противоречий и не делает последовательных выводов из установленных ею же принципов. Французская Декларация прав человека и гражданина, согласно Бентаму, «метафизическое произведение», части (статьи) которого возможно разделить на три класса: а) невразумительные, б) ложные, в) одновременно и невразумительные, и ложные. Ученый утверждает, будто, требуя естественных, неотчуждаемых и священных прав, граждане подводили себя к анархии, поскольку данные несовместимы с сохранением какой бы то ни было конституции.
Критично английский государствовед был настроен и в отношении различения права и закона, поскольку в данном случае право становится антизаконным. «В этом противозаконном смысле слово "право" является величайшим врагом разума и самым страшным разрушителем правительства. Вместо того, чтобы обсуждать законы по их последствиям, вместо того, чтобы определить, хороши они или дурны, эти фанатики рассматривают их в отношении к этому мнимому естественному праву, т.е. они заменяют суждения опыта всеми химерами своего воображения» [2, с. 75].
Также он подвергает также критике принцип разделения властей и формулу «закон есть выражение общей воли». В вопросах организации государственной власти Бентам (особенно во второй половине своей жизни) стоял на демократических позициях, которые удачно подкрепляли и дополняли его либерализм. Он выступал противником монархии и наследственной аристократии, являясь сторонником республиканского устройства государства, в котором три основные ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) должны были быть разделены. Однако Бентам не соглашался с тем, чтобы эти ветви власти вообще существовали каждая сама по себе и действовали независимо друг от друга. Он - за их кооперацию, взаимодействие, поскольку только так они будут действовать непрерывно, едино, слаженно, в соответствии с постоянными правилами. Если бы власти были, безусловно, независимы, между ними были бы постоянные столкновения.
Несмотря на свое критическое отношение к естественно-правовому учению, Бентам выступал за буржуазную государственность и был противником многих из феодальных пережитков, сохранявшихся в Англии. Но в то же время как типичный либерал он обнаруживал постоянные колебания в данном вопросе и явную склонность к компромиссу.
Бентам колебался в вопросе о двухпалатной системе, высказываясь в некоторых своих произведениях за то, чтобы «государственный корабль был укреплен двумя якорями», способными придать ему должную «силу сопротивления» [2, с. 91]. Будучи сторонником избирательной реформы и выступая за отмену открытого голосования, которое существовало в то время в Англии, он стоял, однако, за сохранение имущественного ценза. Ученый предлагал также лишить избирательного права неграмотных. Предоставление избирательного права женщинам он считал «преждевременным», находя также необходимым сохранение залога за кандидата в депутаты.
Поскольку буржуазия уже приобрела значительный вес в парламенте, а массы не получили туда доступа, Бентам отстаивал ответственность министров перед парламентом и высказывался за то, чтобы премьер-министр избирался представительным органом. Под предлогом проведения экономии в государственной казне он предлагал при замещении государственных должностей оказывать предпочтение тем, кто согласится служить за меньшее вознаграждение. Это, конечно, должно было создать дополнительные преимущества для представителей имущих классов.
Вся жизнь Бентама посвящена развитию и распространению идей, спасительных, по его мнению, для человечества. Идеи Бентама при его жизни пользовались большим влиянием и популярностью. Маркс метко характеризует его как «родоначальника филистеров», «трезво-педантичного, тоскливо-болтливого оракула пошлого буржуазного рассудка XIX в.» [1, с. 615].
В своем учении о морали и в учении о государстве и праве Бентам исходил из принципа пользы. Важнейшей своей заслугой он считал то, что всю моральную философию и политическую идеологию систематизировал и развил на основе этого принципа. Подобно Гельвецию и Гольбаху, Бентам утверждал, что человек в своей деятельнос-ти руководствуется только принципом пользы, т.е. ищет удовольствий и избегает страданий, добивается полезного для себя и избегает вредного.
Человек в своей деятельности находится под властью удовольствий и страданий. Это положение Бентам считал аксиомой.
Цель всякого разумного существа, по Бентаму, состоит в получении для себя наибольшего количества счастья. Он считал, что исключительно этим принципом руководствуются и должны руководствоваться люди. Все побуждения сводятся к одному основному - личному интересу, наибольшему счастью, к пользе. «Самые порочные люди и самые добродеятельные, - говорит Бентам, - имеют совершенно одинаковые мотивы действия; и те и другие хотят увеличить сумму своего счастья» [3, гл. 3]. Как замечает Маркс, получается «полное подчинение всех существующих отношений отношению полезности...» [4, с. 413].
Бентам считает, что главная задача морали и главная задача законодателя - указать каждому его наибольшую пользу. Он должен принять во внимание при этом, что самое издание закона есть некоторое зло, ибо всякий закон, по мнению Бентама, стесняет в какой-то мере свободу индивида. Выдвинув личную пользу, выгоду в качестве основания общественных отношений и критерия морали, Бентам цинично и откровенно выразил воззрения буржуазии, достигшей господства. Однако ему было необходимо представить стремления буржуа к выгоде, его погоню за прибылью в качестве «всеобщего интереса». Поэтому ученый заявляет, что стремление к личной выгоде соответствует принципу наибольшего счастья наибольшего числа людей. Он пытается уверить, что в буржуазном обществе интересы собственников совпадают с интересами общества в целом или, по крайней мере, с интересами большинства. Бентам не допускает сомнения в том, что польза частных собственников является вместе с тем и общей пользой. «С самой наивной тупостью он отождествляет современного филистера, - говорит Маркс о Бентаме, - и притом, в частности, английского филистера - с нормальным человеком вообще. Все то, что полезно этой разновидности нормального человека в окружающем его мире, принимается за полезное само по себе» [1, с. 615].
Иеремия Бентам самонадеянно рекомендовал себя в качестве человека, владеющего искусством кодификации, и уверенно предлагал свои услуги в этом направлении коронованным особам различных стран. Бентам стоит на позициях экономического либерализма, столь характерного для буржуазии в ранний период ее господства.
Как и Бенжамен Констан, он выступает против регламентации хозяйственной жизни органами государства, считая ее нежелательной и вредной. Стоит за невмешательство, за свободную конкуренцию. Кроме того, Иеремия Бентам утверждает, что правительственная деятельность должна быть по возможности ограничена, что необходимо предоставить свободу людям «в такой области, где они могут причинить вред только самим себе». Результатом развития принципа невмешательства для Бентама стал научный труд о договорной свободе в отношении размера процентов.
По Бентаму, законодательство ограничивается заботой о безопасности граждан, охраной их личности и собственности. Закон и собственность, считал ученый, неразрывны; они родились и умрут вместе. Напротив, равенство и безопасность, по словам Бентама, не всегда совместимы, ибо безопасность - это, прежде всего, существующее распределение собственности.
Бентам выступает решительным противником обобществления имуществ. «Ничто так не противно принципу пользы, - заявляет он, - как общность имущества.» [5, с. 417]. По мнению Бентама, бедность есть первоначальное состояние человечества; в обществе всегда должны существовать бедные. Бентам рекомендует два иллюзорных средства для борьбы с бедностью -бережливость и филантропию.
В области организации труда он не полагается на самодеятельность индивидов, а проектирует особую систему наблюдения, при которой легко можно в любой момент следить одновременно за большим числом лиц. Эту систему наблюдения можно применять и к тюрьмам, и на все другие места, где объединено большое число людей, - на работные дома, фабрики, заводы, школы. Это план так называемого «паноптикума». Паноптикум представляет собой круглое здание с внутренним двором и башней в его центре. С внутренней стороны камеры не должны иметь никаких стен, а только решетки, так что надзиратель одновременно может видеть все, что делается внутри каждой камеры. Этот реакционный проект Бентам подробно изложил в обширном сочинении.
Бентам выступал с защитой идей буржуазного пацифизма. В эпоху промышленного капитализма, когда войны за раздел и передел мира еще не развернулись, английская буржуазия, сознавая экономическую мощь Англии, надеялась, что она сможет обеспечить свое экономическое господство, не прибегая к войнам и новым насильственным захватам чужих территорий. Отражая эти взгляды, Бентам считал войну злом и признавал ее допустимой лишь при непосредственной угрозе существованию государства. Он стоял за наказание правителей, личные интересы которых привели к войне. В целях предупреждения войн он рекомендовал, во-первых, уничтожить колониальный режим и отказаться от образования новых колоний, во-вторых, установить широкую гласность в международной политике с целью контроля за деятельностью дипломатов.
Вместе с тем ученый выдвинул план международной организации, призванной устранить войны и обеспечить мир. В качестве органа международного союза государств Бентам предлагал образовать международный конгресс из представителей всех участников союза, по два от каждого. Конгресс призван определять максимальное количество войск, которое вправе иметь у себя каждое государство, входящее в международное объединение. С течением времени в распоряжение конгресса должны были поступить вооруженные силы из частей войск, выделенных конгрессу его членами.
Простой перечень всего, написанного Бентамом в течение его продолжительной жизни, доказывает, что не было ни одного вопроса в области права, морали, политической экономии, который не интересовал бы глубокого мыслителя, отзывчивого на всякий благой почин. Вся деятельность его была исключительно направлена на пользу человечества, в самом чистом и благородном значении этого слова. Девизом его жизни было стремление к увеличению суммы наслаждений и уменьшению суммы страданий ближнего. Этим гуманным стремлением исчерпывается трудовая жизнь Бентама, в этом заключается его литературная и общественная деятельность, философское направление утилитаризма, родоначальником которого он был. В трактатах, посвященных разработке вопросов законодательных и философских, проглядывает одно желание - устроить людское общежитие таким образом, чтобы страдание людей было доведено до минимума, а сумма их удовольствий до максимума. Его упрекали, между прочим, в проповеди эгоизма, к которому приводит теория утилитаризма, нашедшая горячих поклонников в среде крайних партий Франции и Америки. Незадолго до своей смерти Бентам объяснил, в чем заключается его эгоизм, согретый истинной любовью к ближним. «Да, я эгоист, - писал он, - но мой эгоизм полон благоволения. Нет челов. на земле, который бы так сочувствовал чужому горю, как я, или так радовался чужому счастью, если, конечно, это счастье не основано в ущерб другим».
Он вполне заслужил меткое название, данное ему Робертом Молем, - великий учитель в науке и в жизни. Его многосторонняя деятельность все больше раскрывается благодаря новейшим исследованиям о нем. Первостепенные ученые Запада ставят его наряду с величайшими деятелями, составлявшими гордость и красу европейской культуры.
В новейшей истории Англии есть немало славных имен людей, посвятивших свои дарования делу служения всему человечеству, не ограничивавших своей благотворной деятельности пределами родной страны. К их числу принадлежит и Иеремия Бентам. Сложно отыскать хоть одно государство, правительство которого не воспользовалось бескорыстными услугами знаменитого кодификатора при составлении свода законов или новой политической организации своей страны.
История политико-юридической мысли Х1Х-ХХ вв. свидетельствует о том, что ряд идей Бентама оказал ощутимое влияние на развитие правовой науки. Так, его соотнесение законодательства с социальными целями и балансом интересов послужило становлению социологической школы права. С другой стороны, его подход к вопросу о соотношении естественного права и закона по-своему предвосхищал юридико-позитивистскую школу права.
Литература
1. Маркс К. Капитал. М.: Госполитиздат, 1949. Т. I.
2. Жизнь замечательных людей. Биографическая библиотека Ф. Павленкова. Беккариа и Бентам. Их жизнь и общественная деятельность. Биографические очерки П.Я. Левенсона. СПб., 1893.
3. Бентам И. Деонтология, или Наука о морали. СПб., 1834. Т. 1-11.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3.
5. Бентам И. Соч. СПб., 1867. Т. I.