УДК-
УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА АНГЛИИ В СВЕТЕ ПРАВОВОГО УТИЛИТАРИЗМА И. БЕНТАМА
В.В. Оксамытный
В работе уголовная политика Великобритании на рубеже ХУШ-Х1Х вв. связывается с распространением утилитаристских идей английского либерализма, чьи взгляды в сфере права отразил Иеремия Бентам.
Ключевые слова: английское право, уголовная политика, английский либерализм,
утилитаризм, правовой утилитаризм Иеремии Бентама
Английское право одним из первых ощутило на себе влияние исторических перемен, связанных с Новым временем. Особенности развития английской государственности в ХУИ-ХУШ столетиях, переход страны к конституционной форме монархии, специфика английской системы общего права и ее проявление в новых условиях сказались и на изменениях в уголовной политике государства, которое приспосабливалось к капиталистическим порядкам постепенно, осмотрительно, не меняя резко приоритеты прошлого [4, с.19-29; 5, с.8-45; 7, с. 55-58; 8, с.83-89].
«Энциклопедия Британника» определяет наказание следующим образом: «Наказание есть причинение определенного вида страданий или лишений лицу за совершенное им преступление» [2, кн.1]. Эта формулировка известна английскому уголовному праву с давних пор и берет свое начало в религиозных канонах средневекового права: церковь усматривала в причинении страдания преступнику основную цель любого наказания, которое должно выглядеть в глазах общества возмездием, а для преступника стать искуплением греха за содеянное. Такое определение сохранилось, как видим, до сих пор, хотя с веками в понятие наказания вкладывалось различное содержание, непосредственно зависящее от уровня развития социальных институтов в Англии, степени роста социальных конфликтов и роли карательной системы в их разрешении, а также от общего состояния и эффективности борьбы с преступностью в стране.
Уголовноправовая программа в условиях конституционных реформ во-многом вбирает в себя идеи так называемого утилитаризма - своеобразного учения либеральных кругов в стране, которое вобрало в себя идеи последователей английской школы естественного права -Гоббса, Бэкона, Локка и учения просветителей-гуманистов Западной Европы - Монтескье, Беккариа, Руссо, объединенных на основе практической полезности (утилитарности) в их непосредственном осуществлении.
В области наказания общим для утилитаристов явилось выдвижение доктрины превенции, согласно которой главная цель уголовной политики государства должна состоять в предупреждении будущих преступлений, а не в возмездии за уже совершенное преступное деяние. Сторонники учения обосновывали отказ современного им права от чрезмерно жестоких репрессий прошлого, в том числе от излишне широкого применения смертной казни, практической выгодой, которую, по их мнению, могло принести осуществление новых принципов построения карательной системы - пропорциональности тяжести преступления наказанию и наказуемости только по закону.
Обоснование нового подхода к наказанию и к уголовной политике в целом находим в работах основоположника утилитаристской юриспруденции, известнейшего английского философа, экономиста и юриста Иеремия Бентама (1748 -1832) - «Введение в основания нравственности и законодательства», «Деонтология, или Наука о морали», «Тактика законодательных собраний». Бентаму принадлежат и отдельные труды по уголовному праву, среди которых «Теория наказаний и наград », «Теория доказательств» и «О смертной казни».
Иеремия Бентам в основу учения ставит принцип пользы, «основное нравственное начало», согласно которому действия людей, их взаимоотношения должны оцениваться по единственному критерию - по приносимой в конечном результате пользе. «Под принципом пользы понимается тот принцип, который одобряет или не одобряет какое бы то ни было действие, смотря по тому, имеет ли оно стремление увеличить или уменьшить счастье той стороны, об интересах которой идет дело» [3, с.2; 6, с. 152-153].
Бентам выводил и свое понимание закона из принципа пользы: повиновение закону необходимо обществу в силу того, что оно меньшее зло, чем неповиновение. Развивая свои положения, он касается как общетеоретических аспектов закона, так и теоретических проблем основных направлений права. Ученый воспринимал законодательство не только как важный источник права, но и как мощное воздействие на общество. И потому закон должен отличаться
ясностью и простотой изложения, быть общедоступен. Важнейшее средство придания ясности и стройности системе норм - кодификация.
И потому, по мнению Бентама, важнейшие отрасли законодательства должны возглавляться кодексами, что касалось и сферы уголовного права. Так, в «Принципах законодательства» (1802) он выделяет разделы, состоящие из «Основ законодательства», «Руководящих основ конституционного кодекса для всех государств», «Основ гражданского кодекса» и «Основ уголовного кодекса».
Превентивная политика государства в сфере наказания должна включать, по Бентаму, частную и общую превенцию. Частная превенция, применяемая непосредственно к преступнику, достигается или лишением физической возможности совершить новое преступление, или путем исправления, или же путем устрашения; в первом случае он не может, во втором - не хочет, а в третьем - не смеет вновь заняться преступной деятельностью [1, с. 19-21].
Общая превенция преступлений, как считал Бентам, достигается угрозой закона и противопоставлением соблазну совершить преступление устрашающего примера наказания: «Наказание, примененное к преступнику, служит каждому примером того, чему тот может быть подвергнут в случае подобного преступного поведения» [1, с.20].
Общая превенция является, с точки зрения утилитаристов, главной целью наказания, во имя которого последнее и получает право на существование. Бентам сравнивает наказание с капиталом, вложенным в ожидании будущих доходов: «Страдание, причиняемое наказанием, ставится на карту во имя прибыли, имя которой - превенция преступлений» [1, с. 27]. И здесь же: карательные меры обычно обсуждаются по поводу их мягкости или суровости. Но все это - лишь эмоциональный подход к важной проблеме, в то время как термин «издержки» (имеются в виду расходы на исполнение наказаний) подразумевает экономию. И сказать, что наказания должны быть экономными, значит употребить язык доводов. Наказание становится слишком расточительным, когда производит больше зла, чем добра, или когда то же добро достигается меньшим страданием [1, с. 27].
В систему наказаний, по Бентаму, должны войти: ограничение гражданских прав; лишение свободы (в виде исправительных домов и измененных тюрем с обязательными тяжелыми физическими работами); денежные наказания и в ряде случаев смертная казнь.
Теория наказания Бентама явилась теорией нравственного оправдания наказания. В ряде коренных вопросов у него заметен отход от учения естественноправовой школы и значительно меньший радикализм в конкретных предложениях и конечных выводах. Бентам высоко ценится современными западными юристами, признающими в нем отца английского правового утилитаризма, который, как отмечал профессор философии права Оксфордского университета Г. Харт, «в отличие от своих предшественников не гнался за четкими определениями правовых понятий», но зато «сумел сделать далеко идущие практические выводы, которым следуем мы» [9, с. 88].
Сделанные же Бентамом выводы, прежде всего, состояли в том, что применение новых принципов наказания должно было дать властям бОльшую пользу, чем традиционно устрашающие карательные меры средневекового уголовного права. Этим можно объяснить, почему идеи Бентама оказались приемлемыми для английского истеблишмента. По словам Энгельса, Бентам регулировал «отношения человечества согласно законам собственности, законам вещей», представляя частный интерес правящих «основой общего интереса»[10, с. 616].
The British criminal policy at the turn of 18-19 centuries associated with the spread of utilitarian ideas whose expressed especially for law Jeremy Bentham.
The keywords: English Law, criminal policy, legal utilitarianism, Jeremy Bentham
Список литературы
1. Bentham Jeremy. The Rationale of Punishment. London, 1830
2. Britannica. Настольная энциклопедия. В 2-х кн. Пер. с англ. М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2006
3. Избранные сочинения Иеремии Бентама. Пер. с англ. СПб: Рус. книжн. торговля,
1867
4. Леже Раймон. Великие правовые системы современности: Сравнительно-правовой подход. Пер. с фр. 2-е изд., перераб. М.: Волтерс Клувер, 2010
5. Оксамытный В.В. Система уголовных наказаний в Англии. К.: Наукова думка,
1977
6. Оксамытный В.В. Сравнительное правоведение и законоведение: Учебное пособие.
Брянск: РИО БГУ, 2011
7. Oksamytnyi V.V. Legal Systems of the Modern World: Problems of Identification //Foundations of Comparative Law: Methods and Typologies. London: Wildy, Simmonds & Hill Publishing, 2011
8. Романов А.К. Право и правовая система Великобритании: Учебное пособие. М.: ФОРУМ, 2010
9. Харт Г. Л.А. Понятие права. Пер. с англ. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007
10. Энгельс Ф. Положение Англии. Восемнадцатый век //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е
Об авторе
Оксамытный Виталий Васильевич - Заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор, руководитель Научного центра сравнительного правоведения Института международного права и экономики им. А.С.Грибоедова, [email protected]