Научная статья на тему 'Представление учебного пособия по русскому языку «Профессия - дипломат» для иностранных студентов /профессиональный модуль «Международные отношения». «Политология»/'

Представление учебного пособия по русскому языку «Профессия - дипломат» для иностранных студентов /профессиональный модуль «Международные отношения». «Политология»/ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
889
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кулик А. Д., Шорунова Н. Г.

Предлагаемый материал является разделом пособия по русскому языку «Профессия дипломат» для иностранных студентов. Пособие может быть использовано на среднем этапе обучения и как корректировочный курс на основном этапе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Кулик А. Д., Шорунова Н. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEXT EDITION OF RUSSIAN LANGUAGE «PROFESSION - DIPLOMAT» FOR FOREING STUDENTS /PROFESSIONAL MODULES «INTERNATIONAL RELATIONS». «POLITOLOGY». /

This material presents a part of textbook of Russian language «Profession diplomat» for foreign students studying on Threshold level and as the correct course for Intermediate level.

Текст научной работы на тему «Представление учебного пособия по русскому языку «Профессия - дипломат» для иностранных студентов /профессиональный модуль «Международные отношения». «Политология»/»

НОВЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ПРОФЕССИЯ - ДИПЛОМАТ» ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ /ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

«МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ». «ПОЛИТОЛОГИЯ»/

А.Д. КУЛИК, Н.Г.ШОРУНОВА

Кафедра русского языка №3,

Кафедра русского языка и методики его преподавания Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, б, 117198 Москва, Россия

Предлагаемый материал является разделом пособия по русскому языку «Профессия - дипломат» для иностранных студентов. Пособие может быть использовано на среднем этапе обучения и как корректировочный курс на основном этапе обучения.

Основная цель преподавания русского языка иностранным учащимся на этапе предвузовского обучения, как известно, - подготовка к успешному восприятию программы по языку специальности, или «языку для специальных целей» (ЬБР).

При обучении иностранных студентов-нефилологов наблюдается разрыв между объемом языковой/речевой подготовки учащихся и требованием к ней со стороны специальных кафедр, с одной стороны, а с другой стороны, студенты за летний период, пребывая на родине, забывают многое из того, чему их учили. Представляемое пособие - попытка решить эту проблему совместными усилиями преподавателей-предметников, преподавателями русского языка предвузовского обучения и первого курса, поэтому его можно использовать как корректировочный курс на основном этапе обучения и на среднем при обучении аудированию и конспектированию лекций.

Для реализации основной цели иностранные учащиеся должны овладеть языком предмета и как средством профессионального общения и как средством получения научной информации и на этой основе усвоить необходимые знания предмета с умением излагать их на русском языке для продолжения обучения. Для этого необходимо не только знать язык предмета, включая лексику и конструкции предложений, свойственные научному стилю речи, но и владеть коммуникативными умениями, а также пользоваться глоссарием и словарем.

Пособие состоит из 10 уроков, содержащих предтекстовые и послетекстовые задания; текстов лекций и глоссария. Текстовой материал представляет собой адаптированные тексты по теории международных отношений, отражающие современные процессы, происходящие в обществе. В глоссарии представлены дефиниции понятий из авторитетных справочных изданий с адаптацией.

Единицей отсчета стал модуль, вбирающий в себя целое направление и обеспечивающий определенные группы компетенций, поэтому знание основных понятий, теорий международных отношений, а также когнитивных стратегий облегчает слушание лекций, формирует предметную и коммуникативную компетенции, обеспечивает перенос знаний с одной дисциплины на другую и выполняет функцию реализации межпредметных связей в профессиональном модуле «Международные отношения», «Политология».

Основное отличие представляемого пособия состоит в следующем:

1. Архитектоника специального текста диктуется, прежде всего, логикой и спецификой предметного знания.

2. Аппарат упражнений включает задания на анализ фактов, работу с информацией, реализацию когнитивных стратегий и т. д., так как понятие компетенции выходит за рамки триады: «знания - навыки - умения».

3. Систематизация и закрепление знаний предполагает овладение определенным объемом теоретического материала за короткий период времени, так как усвоение материала и лексики языка специальности реализуется через разные виды восприятия. Например, изложение учебного материала в виде графов позволяет обобщить полученные знания, как по отдельным урокам, так и по всем темам.

4. Отражение существенных связей и дифференций между понятиями, которые в своей совокупности определяют логическую структуру материала, отвечает принципам системного подхода и создает базу языка специальности. С этой точки зрения основополагающим является урок № 6 «Парадигмы в теории международных отношений», основные тезисы которого позволяют выявлять дифференцию между существующими парадигмами в теории международных отношений.

5. Для студентов-нефилологов значимо умение определять предметы, явления, процессы своей специальности, классифицировать их, характеризовать и т.д. Эти коммуникативные задачи в русской научной речи имеют свои преимущественные способы выражения, которые представлены в функционально-коммуникативных блоках.

Таким образом, подобный путь приобщения иностранных учащихся к учебно-профессиональному общению позволяет:

1) решить коммуникативные задачи на основе умения передавать свои коммуникативные намерения и извлекать из высказывания других их коммуникативные намерения;

2) овладеть знаниями, навыками и умениями, необходимыми для работы по специальности, следовательно, является средством получения профессиональной компетенции;

3) обеспечить сотрудничество с коллегами и с профессиональной межличностной средой.

Вашему вниманию мы предлагаем один из уроков пособия.

УРОК № 2

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Предтекстовые задания

Задание № 1. Запишите следующие слова и словосочетания. Найдите значения новых слов в словаре и запишите их.

Многообразный многообразие фактор, -ы поток, -и

граница, -ы - рубеж составлять - составить состав

обусловливать - обусловить развитие

чем? прогрессом

действовать

действие

действующее лицо = участник = актор военн|ый

| -ая сила юридический нравственный право, -а правовой иной = другой переговоры (мн. ч.) конфликт, -ы тесно

Задание № 2. Ознакомьтесь с новой информацией. Постарайтесь запомнить значения слов, относящихся к данной теме.

Слово «геополитика» состоит из двух слов греческих слов: geo -земля и politike - искусство управления государством.

Геополитика - 1) сфера деятельности государств на мировой арене;

2) направление в политической науке, которое занимается изучением теоретических и практических проблем международных отношений, мировых политических процессов.

Слово «демография» состоит из двух греческих слов: demos - народ и grapho - пишу.

Демография - наука о народонаселении и его изменениях.

что? основу

чего? основы

что?

где?

на международной арене чего?

Слово «технология» состоит из двух греческих слов: techne -искусство и logos - слово; понятие, учение.

Слово «социальный» означает [<лат. socialis - общественный] связанный с жизнью и отношениями между людьми.

Слово «идеология» состоит из двух греческих слов: idea - понятие, представление и logos.

Идеология - система идей и взглядов: политических, правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, выражаются интересы социальных групп.

Слово «этика» [<лат. ethica + < гр. ethos - обычай, характер] означает:

философское учение о морали;

систему норм нравственного поведения человека.

Слово «стратегия» [<гр. strategikos - важное значение] означает важные установки для подготовки и осуществления чего-либо.

Слово «миграция» [<лат. migratio - переселение] означает перемещение населения внутри страны.

Слово «коммуникация» [<лат. communicatio] означает делать общим, связывать.

Слово «актор» [<анг. act - действие, поступок] означает субъекта, который осуществляет политическое действие.

Задание № 3. Прочитайте и запишите слова женского рода на -ость. Запомните, что это слова, обозначающие абстрактные понятия. зависимость повторяемость

стабильность (нестабильность) совокупность

Задание № 4. К данным словам из правого столбца подберите соответствующие слова слева. _____________________________

Зависимость друг от друга Взаимодействие

совместная деятельность взаимозависимость

исключение друг друга взаимоотношения

связь друг с другом взаимосвязь

отношения друг с другом взаимоисключение

Задание № 5. Подберите к существительным из пункта А. возможные прилагательные из пункта Б.

А. Вопрос, фактор, событие, процесс, норма, поток.

Б. Материальный, экономический, военный, геополитический, демографический, этический, технологический, нематериальный, идеологический, юридический, информационный, дипломатический, научный, стратегический, социокультурный, нравственный, правовой,

социальный, международный, национальный, финансовый, коммуникационный, миграционный.

Задание № 6.

А. Запомните и запишите отглагольные существительные.

Пересекать- пересечь (что?) - пересечение (чего?)

включать - включить в себя (что?) - включение (чего?)

исключать - исключить (что?) (откуда?) - исключение (чего?) (откуда?)

определять - определить (что?) - определение (чего?)

оказывать - оказать влияние (на что?) - оказание (чего?) влияния (на

что?)

отделяться - отделиться (от кого?) (от чего?) - отделение (от чего?)

принимать - принять (что?) - принятие (чего?)

развивать - развить (что?)- развитие (чего?)

Б. С глаголами и отглагольными существительными, данными выше, составьте словосочетания.

Модель: пересекать государственную границу - пересечение

государственной границы

Слова для справок: материальные факторы, политическая

составляющая, мировое развитие, международные отношения, внутриобщественный процесс, этическая норма, международное сотрудничество.

Задание № 7. Запомните конструкции, которые используются для:

1) определения состава, строения объекта;

что? — I——— - — составляет что?

Политические отношения взаимодействия и взаимозависимости

составляют основу международных отношений.

что? включает в себя что?

Международные отношения включают в себя материальные и

нематериальные факторы. 2) качественной характеристики объекта;

что? определяет что?

События и нормы определяют международные отношения.

что? определяется чем?

Международные отношения определяются событиями и нормами. 3) связей, отношений объекта.

что? оказывает влияние на что?

Многообразные потоки и процессы оказывают влияние на международные отношения._____________________

что?

влияет

на что?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Многообразные потоки и процессы влияют на международные отношения.

Задание № 8. Прочитайте микротекст. Объясните значение выделенных слов.

Результаты факторов, событий, потоков и процессов - это стабильность или нестабильность отношений между действующими лицами (государственными и негосударственными акторами международной жизни), глобализация или фрагментация мирового развития.

Задание № 9. Замените конструкцию что? - это что?

конструкциями

что? является чем? что? называют чем?

Модель: Политические отношения взаимодействия и

взаимозависимости - это основа международных отношений. -Политические отношения взаимодействия и взаимозависимости являются основой международных отношений. - Политические отношения взаимодействия и взаимозависимости называют основой международных отношений.

1. Главный критерий политической составляющей -межгосударственная граница.

2. Государство - политический институт.

3. Стабильность или нестабильность отношений между действующими лицами - это результаты факторов, событий, потоков и процессов.

4. Объект изучения теории международных отношений - это сложная социально-политическая реальность.

5. Международные отношения - это процесс и результат деятельности людей.

Задание № 10. Замените конструкцию что? составляет что?

конструкциями

что? входит в состав чего?

что? входит во что?

Модель: Политические отношения взаимодействия и

взаимозависимости составляют основу международных отношений. -Политические отношения взаимодействия и взаимозависимости входят в состав основы международных отношений. - Политические отношения взаимодействия и взаимозависимости входят в основу международных отношений.

1. Понятия-категории составляют теорию международных отношений.

2. Поиск стабильности, повторяемости составляет задачу любой

науки.

3. Общие и частные теории составляют предмет международных отношений.

Задание № 11. Прочитайте текст. Ознакомьтесь с новой информацией

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Международные отношения - это многообразные факторы, события, нормы, процессы, потоки, которые пересекают национальногосударственные границы. Основу международных отношений составляют политические отношения взаимодействия и взаимозависимости. Главным критерием политической составляющей является межгосударственная граница.

Международные отношения включают в себя материальные (экономические, военные, геополитические, демографические, технологические и т.п.) и нематериальные (идеологические, юридические, информационные, этические и др.) факторы.

Дипломатические, стратегические, социокультурные, научные и другие события, а также нравственные, правовые, социальные, культурные и иные нормы определяют международные отношения.

На международные отношения оказывают влияние информационные, финансовые, коммуникационные, миграционные потоки; такие процессы, как сотрудничество, переговоры или конфликты, принятие решений.

Результаты факторов, событий, потоков и процессов - это стабильность или нестабильность отношений между действующими лицами (государственными и негосударственными акторами международной жизни), глобализация или фрагментация мирового развития.

Факторы, события, процессы, нормы, потоки международной жизни могут взаимно обусловливать и исключать друг друга.

Внутриобщественные и мировые процессы тесно взаимосвязаны между собой.

Послетекстовые задания

Задание № 1. Ответьте на вопросы.

1. Что такое международные отношения?

2. Что включают в себя международные отношения?

3. Что является главным критерием политической составляющей?

4. Что определяет международные отношения?

5. Что оказывает влияние на международные отношения?

6. Что является результатами факторов, событий, потоков и процессов?

7. Могут ли факторы, события, нормы, потоки и процессы исключать друг друга?

Задание № 2

A. Внимательно просмотрите граф.

Б. Найдите в тексте фразы с выделенными словами.

B. Опираясь на них, объясните предложенную схему.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

. \Х

Факторы События | Нормы Процессы Потоки

материальные | нематериальные

дипломатические правовые сотрудничество информационные

стратегические социальные переговоры финансовые

социокультурные культурные конфликты коммуникационные

научные принятие решений миграционные

Задание № 3. Замените активные конструкции пассивными. Запомните, что в научном стиле речи чаще используются пассивные конструкции.

Модель: Дипломатические, стратегические, научные,

социокультурные и другие события, а также нравственные, правовые, социальные, культурные и иные нормы определяют международные отношения. - Международные отношения определяются дипломатическими, стратегическими, социокультурными, научными и другими событиями, а также нравственными, правовыми, социальными, культурными и иными нормами.

1. Природа международных отношений обусловливает их развитие.

2. Международные отношения исключают жесткий детерминизм.

3. Теория международных отношений прогнозирует будущую эволюцию общества.

4. Научный подход объясняет причины событий.

5. Ученые используют историю для понимания и оценки событий.

Задание № 4. Замените пассивные конструкции активными.

Модель: Многообразные решения принимаются дипломатами. Дипломаты принимают многообразные решения.

1. Нормы и правила вырабатываются обществом на протяжении веков.

2. Состояние и структура международных отношений диктуется временем.

3. Международные отношения развиваются международными акторами (государствами и межправительственными организациями).

4. Национально-государственные границы пересекаются многообразными фактами, событиями, процессами, нормами и потоками.

5. В изучение международных отношений теоретиками включаются общие и частные теории.

Задание № 5. Прочитайте текст еще раз, разделите его на смысловые части.

Задание № б. В каждой части выделите фразу, выражающую главную мысль. Помните, что главная сжатая мысль текста, абзаца или какой-либо его смысловой части называется тезисом.

Задание № 7. Прочитайте вводные конструкции (со словарем). Используя гас, выскажите ваше мнение о роли международных отношений в мировом развитии.

Я разделяю точку зрения ...; я поддерживаю точку зрения я придерживаюсь такого же (этого же) мнения я придерживаюсь такой же (этой же) точки зрения ....

Задание № 8. Опираясь на выделенные тезисы и ответы задания N° 1, расскажите текст «Международные отношения».

TEXT EDITION OF RUSSIAN LANGUAGE «PROFESSION -DIPLOMAT» FOR FOREING STUDENTS /PROFESSIONAL MODULES «INTERNATIONAL RELATIONS».

«POLITOLOGY». /

A.D. CULIK, N.G.SHORUNOVA

Russian language chair Peoples' Friendship University of Russia

6, Miklucho-Maklay Str., 117198 Moscow, Russia

This material presents a part of textbook of Russian language «Profession - diplomat» for foreign students studying on Threshold level and as the correct course for Intermediate level.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.