Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЖЕНСТВЕННОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ'

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЖЕНСТВЕННОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
юноши / девушки / гендер / представления о женственности / женственность / феминность / boys / girls / gender / ideas about femininity / femininity / femininity

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цариценцева Оксана Петровна, Исаева Альбина Валерьевна

Статья посвящена исследованию представлений о женственности в юношеском возрасте. В начале статьи описывается актуальность заявленной проблемы, даются определения понятий, заложенные в основу эмпирического исследования. Основное внимание в статье уделяется описанию и обсуждению содержательных особенностей представлений о женственности в юношеском возрасте. Обосновываются и объясняются различия в представлениях о женственности среди юношей и девушек. Отмечается, что представления о женственности среди юношей более традиционны, в то время как представления девушек о женственности вариативны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Цариценцева Оксана Петровна, Исаева Альбина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the study of ideas about femininity in adolescence. At the beginning of the article, the actuality of the declared problem is described, definitions of the concepts laid down in the basis of empirical research are given. The article focuses on describing and discussing the substantive features of ideas about femininity in adolescence. Differences in ideas about femininity among boys and girls are established and explained. It is noted that the ideas about femininity among young men are more traditional, while the ideas of girls about femininity are variable.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЖЕНСТВЕННОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»

7. Шабалина, Ю.В. Спорт как инструмент пропаганды в международных отношениях / Ю.В. Шабалина // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. -2022. - Вып. 11,-С. 108-116

8. Rahmawati, Yu. The Integration of Ethnopedagogy in Science Learning to Improve Student Engagement and Cultural Awareness / Yu. Rahmawati 11 Universal Journal of Educational Research. - 2020. - №8. - P. 662-671

9. Toleubekova, R. The role of ethnopedagogy in shaping positive attitudes towards traditional values of kazakh people among master's students majoring in education in Kazakhstan / R. Toleubekova 11 Problems of Education in the 21st Century. -2018.-Vol 76.-P. 834-846

Психология

УДК 159.9.072.43

кандидат психологических наук, доцент Цариценцева Оксана Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); магистрант Исаева Альбина Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЖЕНСТВЕННОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. Статья посвящена исследованию представлений о женственности в юношеском возрасте. В начале статьи описывается актуальность заявленной проблемы, даются определения понятий, заложенные в основу эмпирического исследования. Основное внимание в статье уделяется описанию и обсуждению содержательных особенностей представлений о женственности в юношеском возрасте. Обосновываются и объясняются различия в представлениях о женственности среди юношей и девушек. Отмечается, что представления о женственности среди юношей более традиционны, в то время как представления девушек о женственности вариативны.

Ключевые слова: юноши, девушки, тендер, представления о женственности, женственность, феминность.

Annotation. The article is devoted to the study of ideas about femininity in adolescence. At the beginning of the article, the actuality of the declared problem is described, definitions of the concepts laid down in the basis of empirical research are given. The article focuses on describing and discussing the substantive features of ideas about femininity in adolescence. Differences in ideas about femininity among boys and girls are established and explained. It is noted that the ideas about femininity among young men are more traditional, while the ideas of girls about femininity are variable.

Key words: boys, girls, gender, ideas about femininity, femininity, femininity.

Введение. Актуальность исследования представлений о женственности в юношеском возрасте обусловлена рядом социально-культурных тенденций на современном этапе развития общества. Во-первых, мы являемся свидетелями трансформации представлений о женственности в условиях динамичного и изменчивого современного общества, что приводит к изменению и разрушению устоявшихся представлений и знаний. Обозначенные изменения стали возможными в связи с экономическими, политическими изменениями в мире, которые повлекли изменения во всех сферах жизни, в том числе на рынке труда, затронув и сферу отношений - все это приводит к когнитивной неясности и противоречивости, глубинным изменениям в области осмысления своего самосознания, влияя на социально-психологическую адаптацию женщины (М.Ю. Арутюнян, 2015; О.В. Митина, 2013; В.Ф. Петренко, 2019). Во-вторых, тенденции женской эмансипации, маскулинизации женщин и феминизации мужчин (В.В. Абраменкова, 2006; В.Е. Каган, 2009; Н.К. Радина, 2008) способствуют размыванию различий между полами. Это, в свою очередь, изменяет сущность представлений о «мужском» и «женском» в обществе: поляризация структуры мужественность/женственность уступает место представлениям о мультикомпонентном строении этого феномена. В-третьих, в современных исследованиях все чаще говорят об особых психологических переживаниях, таких как ролевой тендерный конфликт, двойная идентичность, кризис маскулинности (феминности), стресс и напряжение при выполнении тендерных ролей (О.А.Гаврилица, 2017; Э.Х.Зиновьева, 2000; В.В. Знаков, 2006; E.H. Луковицкая, 1998). Это делает актуальным осознание важности формирования позитивной идентичности, механизмов и факторов, этому способствующих.

Становится очевидным, что современные представления о женственности разнородны и многоаспектны: от патриархатно-традиционных представлений, связанных с зависимостью, слабостью, смирением, до активно-агрессивных, включающих установки на инициативность, доминирование и силу (A.A. Кардапольцева, 2005). Отсутствие внимания со стороны родителей и педагогов к особенностям формирования представлений о женственности в детских возрастных периодах способствует формированию «бесполой» личности, что трансформирует глубинные основания субъективного самосознания, приводя к личностному кризису в старших возрастах (В.П. Перегудина,2013; Е.А. Здравомыслова, 2009). Это актуализирует необходимость изучения становления представлений о женственности в юношеском возрасте как ключевом периоде становления самосознания.

Важно отметить, что в науке пока не сложилось единого представления о женственности, его содержании и структуре (А.И. Мруг, 2009; В.П. Перегудина, 2002).

Цель исследования: провести сравнительный анализ и выявить особенности представлений о женственности юношей и девушек.

Объект исследования: представления о женственности.

Предмет исследования: половозрастные особенности представлений о женственности в юношеском возрасте.

Гипотеза исследования: представления о женственности у девушек и юношей будут различаться, а именно: представления юношей о женственности будут более традиционны, так как юноши в большей мере подвержены тендерной стереотипизации; представления девушек о женственности будут более современными вследствие их большей индивидуализации, вариативности и меньшей зависимости от стереотипов.

Изложение основного материала статьи. Теоретической и методологической основой исследования являются положения тендерного подхода: И. Кон, И.С. Клецина, Т.В. Бендас, Е.П. Ильин, С. Бэм и др; положения подходов к изучению юношеского периода личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, 3. Фрейд, Э. Эриксон), положения исследований самосознания и психических процессов (Л.М. Веккер, С. Московичи, С.Л. Рубинштейн и др.).

В своем исследовании мы рассматриваем представления как образ предмета или объекта, основанный на определенном уровне коллективного знания (социальные нормы, стереотипы, обычаи), то есть это когнитивный образ. Представление способствует передаче ранее накопленного опыта, формирования на его основе собственной мысли (отношения), помогают

в ориентации личности в обществе, связывая человека с окружающей средой, и адаптируют новые факты и явления жизни общества к сформировавшимся ранее взглядам. В свою очередь, женственность представляет собой совокупность личностных черт и моделей поведения, а также внешний облик, соответствующие идеальной женщине. Данное определение сформировано на основе обобщения определений феминности, данное Т.В. Бендас, структуры феминности, предложенной A.A. Алмазовой, а также раскрытия моделей женского поведения И.С. Клециной и И.В. Иоффе.

Таким образом, представления о женственности - это образ женственности, состоящий из личностных черт, моделей поведения и описания внешнего облика, соответствующий «идеальной» женщине.

Представления о женственности в юношеском возрасте характеризуются половозрастной полярностью: юноши в данном возрастном периоде более склонны к стереотипизации; девушки менее стереотипны и более индивидуальны.

Для изучения особенностей представления о женственности были использованы следующие методы и методики: метод опроса (опросник И.С. Клециной «Идеальная женщина», опросник Т. Лири «Диагностика межличностных отношений» в модификации Л.Н. Собчик); личностный семантический дифференциал.

В нашем исследовании приняли участие 80 юношей и девушек в в возрасте от 16 до 18 лет, среди них 45 девушек и 35 юношей. Исследование проводилось на базе ГАПОУ «Колледж сервиса г. Оренбурга Оренбургской области».

На первом этапе исследования мы проанализировали данные, полученные по результатам оценки личностных черт идеальной женщины, сгруппированных по факторам в соответствии с методикой «Идеальная женщина» И. Клециной (табл. 1).

Таблица 1

Факторы выраженности личностных черт идеальной женщины

Низкий, Средний, Высокий,

Факторы (кол-во человек в %) (кол-во человек в %) (кол-во человек в %)

Девушки Юноши Девушки Юноши Девушки Юноши

Фактор общей привлекательности 0 0 8 10 92 90

Фактор силы личности 2 20 2 20 96 60

Фактор эмоциональности 20 20 52 65 28 15

Фактор социального статуса 0 0 16 40 84 60

Фактор зависимости 20 20 52 65 28 15

Фактор эмпатийности 0 0 40 80 60 20

Фактор общей привлекательности, который включает в себя такие характеристики как красота, обаяние, искренность, ум, способность вызывать доверие и расположение и у юношей, и у девушек представлен на высоком уровне (90 и 92% соответственно), что свидетельствует о высокой значимости наличия данных характеристик у идеальной женщины в представлениях юношей и девушек. Таким образом, привлекательная внешность является важной составляющей идеальной женщины в представлениях юношей и девушек.

Фактор силы личности, включающий такие характеристики как уверенность, смелость, свобода, активность также представлен на высоком уровне среди опрашиваемых (60% у юношей и 90% у девушек), однако среди девушек доля высокого уровня на 50% выше, чем доля у юношей, а каждый пятый юноша идеальную женщину видит с низким и средним уровнем по данному фактору. Таким образом, большинство девушек наделяют идеальную женщину современными чертами, характерными для образа деловой женщины.

По фактору эмоциональности (ревность, несдержанность в эмоциях, суетливость) девушки (52%) и юноши (65%) отмечают средний уровень для идеальной женщины. Почти каждая четвертая девушка (28%) и каждый шестой юноша (15%) считают, что у идеальной женщины эти показатели должны быть на высоком уровне, а каждый пятый из опрашиваемых выборок на низком уровне. Можно сделать вывод, что умеренная ревность, умеренная эмоциональность -это наиболее предпочтительные характеристики идеальной женщины.

По фактору зависимости (зависимость от других, доверчивость, предпочтение компромиссов и стабильности) большинство респондентов также отмечают средний уровень проявления этих черт у идеальной женщины. Это может проявляться в том, что идеальной женщине важно иметь собственный доход, быть в меру доверчивой и демонстрировать стабильность.

По фактору социального статуса (сильная личность, имеет широкий круг интересов, из хорошей семьи, хорошо одета и хорошо зарабатывает) среди 84% девушек и 60% юношей идеальная женщина имеет высокие показатели. Так, 40% юношей и 16% девушек отметили, что этот фактор находится на среднем уровне. Это может проявляться в том, что идеальная женщина имеет высоко оплачиваемую работу, занимает высокие должности, демонстрирует широту своих интересов.

По фактору эмпатийности, включающего такие характеристика как доброжелательность, способность к сочувствию, корректность, доверчивость, 80% юношей и 40% девушек отмечают средний уровень для идеальной женщины, 60% девушек и 20% юношей идеальную женщину наделяют высокими личностными характеристиками. Это говорит о важности данных личностных характеристик в образе идеальной женщины для юношей и девушек, среди девушек идеальная женщина значительно наделена эмпатийными качествами.

Таким образом, можно наблюдать различия по всем факторам в представлениях о личностных чертах идеальной женщины среди юношей и девушек, кроме фактора общей привлекательности, что указывает на различия в представлениях о женственности.

Следующим шагом первого этапа было выделение семантической универсалии методом Ю. Артемьевой, на основе 45 биполярных шкал опросника И. Клециной. Семантической универсалией называется список выделенных для данного стимула шкал оценок, одинаково оцениваемых значимым большинством однородной группы респондентов (75% респондентов).

Семантической универсалией оценки представлений о личностных чертах идеальной женщины девушками и юношами вследствие проведенного анализа являются следующие списки дескрипторов. Результаты исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2

Семантические универсалии оценки личностных черт идеальной женщины юношами и девушкам

Юноши Девушки

Признак Вес Признак вес

Красивая 1,38 Красивая 1,67

Доверчивая 1,14 Доверчивая 1,31

Эмоциональная 0,96 Эмоциональная 0,99

Внимательная к потребностям других 0,9 Внимательная к потребностям других 0,82

Любит стабильность 0,84 Любит стабильность 1,28

Предпочитает компромиссы 0,24 Предпочитает компромиссы 0,76

Ревнивая 0,12 Ревнивая 1,53

Открытая 1,26 Открытая 1,66

Сочувствующая 1,5 Не пользуется грубыми словами 1,58

Высокий социальный статус 1,38 Имеет животных дома 1,53

Хорошо одета 1,38 Корректная 0,44

Располагающая 1,38 -

Доброжелательная 1,32 -

Сильная личность 1,32 -

Спортивная 1,2 -

Активная 1,15 -

Любит детей 1,14 -

Обаятельная 1,14 -

Умная 0,9 -

Смелая 0,84 -

Как видно из таблицы, из 45 шкал в универсалии идеальной женщины среди девушек попали 11 личностных характеристик и 20 среди юношей. По 8 характеристикам есть сходства, а именно: и юноши, и девушки указали, что идеальная женщина - красивая, доверчивая, эмоциональная, внимательная, ревнивая, открытая, предпочитает стабильность и компромиссы. Среди девушек также в описание идеальной женщины попали такие характеристики, как имеет домашних животных, не пользуется грубыми словами, корректная. Среди юношей образ идеальной женщины дополнен такими универсалиями как сочувствующая, располагающая, доброжелательная, спортивная, активная, обаятельная, умная, смелая, располагающая, любит детей, с высоким социальным статусом, хорошо одета, сильная личность. Таким образом, юноши демонстрируют большее количество характеристик, описывающих идеальную женщину и диапазон их достаточно широк: это и про эмпатию, и про социальный статус, и про внешность, и про интеллект. Девушки в различиях отмечают характеристики, описывающие эмпатические характеристики. Получается, юноши более требовательны к образу идеальной женщины, нежели девушки. Таким образом, девушки наибольший вес при описании образа идеальной женщины придают таким характеристикам как красивая, открытая, не пользующаяся грубыми словами, имеющая домашних животных, ревнивая, доверчивая и любящая стабильность.

Юноши наибольшее значение придают таким качествам идеальной женщины как сочувствующая, красивая, с высоким социальным статусом, хорошо одетая, располагающая, доброжелательная и сильная.

Очевидно, что представления об идеальной женщине у юношей по сравнению с девушками более разнообразны (20 и 11 универсалий соответственно), при этом есть совпадения по 8 характеристикам: красивая, доверчивая, эмоциональная, внимательная, ревнивая, открытая, предпочитает стабильность и компромиссы (различаются рейтинг и вес). Юноши наибольшее предпочтение отдали таким показателям идеальной женщины как сочувствующая, красивая, хорошо одета, с высоким социальным статусом и располагающая. Девушки - красивая, открытая, не пользующаяся грубыми словами, имеющая домашних животных, ревнивая, доверчивая и любящая стабильность.

На втором этапе исследования мы проанализировали модели поведения идеальной женщины, применяя опросник диагностики межличностных отношений Т. Лири в модификации Л.Н. Собчик.

Для обработки полученной информации применялась методика частотного анализа, результаты анализа представлены в таблице 3.

Таблица 3

Распределение моделей поведения в идеальных образах женщин среди юношей и девушек

Модель поведения Девушки, % Юноши, %

Авторитарная 14 22

Доминирующая 12 7

Агрессивная 39 5

Подозрительная 5 0

Подчиненная 5 5

Зависимая 5 9

Дружелюбная 10 42

Альтруистическая 10 12

Итого 100% 100%

Согласно полученным данным, девушки в образе идеальной женщины отдали предпочтение прямолинейно-агрессивной модели (39%). Для неё характерны такие качества как искренность, прямолинейность, настойчивость, повышенное чувство справедливости, требовательность, энергичность.

На втором месте - авторитарная модель поведения (14%), для которой характерны качества уверенного в себе человека, с хорошо выраженными лидерскими тенденциями.

На третьем месте расположилась независимо-доминирующая модель (12%) поведения, отражающая независимость, соперничество, проявление своей индивидуальности.

Следующими по популярности идут сотрудничающая - конвенциальная (дружелюбная) и ответственно-великодушная (альтруистическая) модели поведения (по 10%). Склонность к сотрудничеству и кооперации, проявление дружелюбия и эмпатии, стремление быть в согласии с мнением окружающих, способность к компромиссу - это характеристики дружелюбной модели. Отзывчивость, деликатность, бескорыстие, способность и стремление к проявлению сострадания, заботы и в целом доброго отношения к другим характерно для альтруистической модели поведения.

И завершают список покорно-застенчивый (подчиненный),зависимый-послушный и недоверчивый-скептический типы поведения (по 5%). Для подчиняемого поведения характерны скромность, застенчивость, уступчивость, щепетильность в вопросах морали, низкая мотивация достижения, заниженная самооценка, склонность к послушному и честному выполнению своих обязанностей. Зависимое поведение характеризуется доверчивостью, вежливостью, мягкостью. Неконформность, критичность как свойство личности и ума - это характеристики недоверчивого стиля поведения.

Таким образом, согласно опросу девушек, идеальная женщина должна демонстрировать агрессивную, независимо -доминирующую и авторитарную модели поведения. Данные модели поведения можно описать как доминантные (по Л.Н. Собчик), маскулинные (по Ю. Решетняк, И. Васильченко) и современные (по И.С. Клециной). Юноши в качестве моделей поведения идеальной женщины обозначили дружелюбную (42%), авторитарную (22%) и альтруистическую модели (12%).

Таким образом, более половины юношей отдают предпочтение традиционным моделям поведения девушек; также современная авторитарная модель, отражающая самостоятельность и уверенность девушек, получила среди них популярность. По авторитарной модели совпадают представления девушек и юношей об идеальной женщине (на втором месте и у девушек, и у юношей), в остальных представления расходятся: юноши образ идеальной женщины наделяют дружелюбными альтруистическим стилями поведения, девушки отдают предпочтение агрессивному и доминирующему стилям поведения идеальной женщины. Тем самым подтверждаются различиях в представлениях о женственности среди девушек и юношей.

Обобщая полученные результаты можно сделать вывод о различиях в представлениях юношей и девушек о женственности.

Обнаруженные различия в представлениях о женственности юношей и девушек были проверены с помощью многофункционального статистического критерия, а именно критерия ^ Фишера (угловое преобразование Фишера):

- по фактору общей привлекательности различия в представлениях юношей и девушек о женственности не подтвердились (^эмп. = 0,49, р < 0,5). По остальным факторам: сила личности ("^эмп. = 3,80, р > 0,01), эмоциональности С^эмп. = 2,26, р > 0,05), социального статуса ("^эмп. = 3,86, р > 0,01), зависимости ("^эмп. = 2,26, р > 0,05), эмпатийности (^эмп. = 5,97, р > 0,01) гипотеза исследования о различиях в представлениях юношей и девушек о женственности подтверждается;

- различиях в структуре представлений о женственности также подтверждаются: юноши на первое место ставят личностные черты (^эмп. = 2,18, р > 0,05), а девушки - внешность идеальной женщины (^эмп. = 6,03, р > 0,01);

- различиях в представлениях о моделях поведения идеальной женщины подтвердились по двум моделям: агрессивной С^эмп. = 3,97, р > 0,01) и дружелюбной (Трэмп. = 2,40, р > 0,01), по остальным моделям различия не подтверждаются (Р < 0,5).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, идеальная женщина в представлениях юношей и девушек должна соответствовать следующим критериям:

1) привлекательная внешность: красивая, ухоженная;

2) наличие таких личностных черт как: доброта, нежность, искренность, доверчивость, эмоциональность, внимательность, корректность, открытость, а также: предпочитает стабильность и компромиссы, любит домашних животных, демонстрирует хороший тон, спортивная, активная, обаятельная, умная, смелая, располагающая, любит детей, с высоким социальным статусом, хорошо одета, сильная личность;

3) демонстрирует разные модели поведения, среди наиболее предпочтительных - это агрессивная, альтруистическая, авторитарная, доминантная и дружелюбная.

Выводы. На основании расчётов, полученных выше, можно сделать вывод о том, что гипотеза о различиях в представлениях о женственности среди юношей и девушек подтверждается частично, в частности, в части представлений о внешности идеальной женщины статистически значимых различий не обнаружено: и юноши, и девушки внешность считают важной составляющей идеального образа женщины. Также есть сходства в личностных чертах: красивая, доверчивая, эмоциональная, внимательная, ревнивая, открытая, предпочитает стабильность и компромиссы. По ряду моделей поведения также есть сходства: авторитарная, подчиненная, зависимая. Различия можно обозначить в следующих составляющих: структура образа, ряд личностных черт и некоторых моделях поведения.

В структуре образа юноши в первую очередь образ женственности ассоциируют с личностными чертами, а затем с внешностью девушки; девушки же преимущественно отдают предпочтение внешности и значительно в меньшей степени личностным чертам.

Среди личностных черт девушки дополнительно отмечают любовь к домашним животным, корректность, хороший тон. Юноши дополнительно отмечают такие характеристики как: спортивная, активная, обаятельная, умная, смелая, располагающая, любит детей, с высоким социальным статусом, хорошо одета, сильная личность.

Модель поведения идеальной женщины среди девушек - это прямолинейно-агрессивная, среди юношей - это сотрудничающее-конвенциональная (дружелюбная).

Полученные результаты могут служить основанием для разработки рекомендации психологам по организации психолого-педагогического сопровождения формирования представлений о женственности в юношеском возрасте.

Литература:

1. Алмазова, A.A. Влияние стереотипов мужественности и женственности на становление личности как представителя пола / A.A. Алмазова // Вестник ТГПУ: электрон, журн. -2010.-№11.-С. 5-15

2. Бем, С. Линзы тендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С. Бем, А. Ромб; пер. А.Д. Носов. - М.: МГУ, 2004. - 329 с.

3. Бендас, Т.В. Тендерная психология: учебное пособие / Т.В. Бендас, Л.А. Белова. - М.: Юрайт, 2005. - 244 с.

4. Дежина, Т.П. Трансформация тендерных стереотипов в семейных практиках жителей Дальнего Востока: автореф. дис. ... канд.социолог.наук: 22.00.04 / Татьяна Петровна Дежина. - М., 2007. - 18 с.

5. Здравомыслова,Е.А. Социальная конструкция тендера и тендерная система в России / Е.А. Здравомыслова // Вестник науки и образования. - 2009. - № 6. - С. 75-84

6. Иоффе, ИВ. Модели женского поведения / И.В. Иоффе. - М.: Просвещение, 1995. - 642 с.

7. Кабайкина, O.B. Трансформация роли женщины в современном обществе: в семье и на работе / О.В. Кабайкина, O.A. Сущенко // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и психология. -2017,- № 3. - С. 140-153

8. Кардапольцева, A.A. Женщина и женственность в русской культуре / A.A. Кардапольцева. - М.: Просвещение, 2005.-432 с.

9. Клецина, И.С. Образ женщины в современных средствах массовой информации / И.С. Клецина // Технические науки. - 2009. - № 8. - С. 107-115

10. Москвичи, С. Социальные представления: исторический взгляд / С. Москвичи; пер. А.М. Тонова. - М.: МГУ, 1992.- 137 с.

11. Мруг, А.И. Психологические составляющие тендерной идентичности студентов младших курсов: автореф. дис. ... канд.психол.наук: 19.00.01 / Александра Ивановна Мруг. - М., 2009. - 25 с.

12. Перегудина, В.П. Особенности становления мужской и женской тендерной идентичности в возрастном диапазоне от старшего дошкольного до юношеского возраста: автореф. дис. ... канд.психол.наук: 19.00.13 / Виктория Павловна Перегудина. - М., 2011. - 20 с.

13. Перегудина, В.П. Основы тендера / В.П. Перегудина. - М.: Апиал, 2013.- 175 с.

14. Поркшеян, И.С. Становление персональной идентичности в юношеском возрасте: автореф. дис. ... канд.психол.наук: 19.00.13 / Ирина Сергеевна Поркшеян. - М., 2005. - 27 с.

15. Романова, О.В. Идентичность в юношеском возрасте / О.В. Романова // Управление начальной школой. - 2010. -№ 2. - С. 50-56

16. Шишова, Т.Л. Особенности юношеского возраста / Т.Л. Шишова. - М.: Модек, 2006. - 256 с.

17. Юферева, Т.И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков / Т.И. Юферева // Управление начальной школой. -2013. -№ 6. -С. 50-56

18. Хасанова, С.А. Стереотипы маскулинности и феминности в современном обществе / С.А. Хасанова. -М.: Владос, 2009. - 176 с.

19. Чернышева, A.B. Маскулинность и феминность в современном обществе: тенденции трансформации / A.B. Чернышева // Гуманитарный вестник: электрон, журн. - 2021. - № 6. - С. 1-19

Психология

УДК 159.9.072

кандидат педагогических наук, доцент Чиркова Ирина Анатольевна

ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (г. Москва)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. Современность диктует потребность общества в инициативных, энергичных, целеустремленных молодых людях. Авторы указали, что современная жизнь ставит перед молодежью задачи, которые требуют активного карьерного восхождения, высокого профессионализма человека, достижения им значимого профессионального статуса. В статье отмечено, что в современных реалиях возникает необходимость развития карьерных ориентаций студенческой молодежи в профессиональной подготовки. Исследование проблемы развития карьерных ориентаций студентов остается перспективным научно-практическим направлением. В статье отражен теоретический анализ данной проблемы. Авторами отмечено, что критериями удавшейся карьеры является удовлетворенность жизненной ситуацией и социальный успех. Авторы отметили, что в процессе профессиональной подготовки становление личности студента как будущего специалиста сопровождается «профессионализацией» психологических процессов и состояний, развитием профессиональной направленности и самостоятельности, общим социальным и духовным «дозреванием» студента. Карьерные ориентации рассматриваются авторами как индивидуальная последовательность отношений и поведения, связанных с опытом и активностью в сфере работы на протяжении человеческой жизни. Авторы считают, что студенческий возраст является благоприятным для развития карьерных ориентаций. Проведено эмпирическое исследование карьерных ориентаций студентов разных направлений подготовки. В статье представлены результаты исследования, выявлены уровни развития карьерных ориентаций студенческой молодежи. Полученные данные подтвердили гипотезу исследования. Данные диагностики карьерных ориентаций студентов разных направлений подготовки требуют разработки программ и тренинговых курсов по развитию карьерных ориентаций, отработке конструктивных поведенческих навыков в практических жизненных ситуациях. Развитие конструктивных ориентаций студентов необходимо для их успешной профессиональной самореализации. Развитие карьерных ориентаций содействует самоутверждению, самореализации и продвижения в профессиональной деятельности, реализации личностного и интеллектуального потенциала.

Ключевые слова: молодежь, студенты, студенческая молодежь, направления подготовки в вузе, карьерные ориентации, профессиональная подготовка.

Annotation. Modernity dictates the need of society for initiative, energetic, purposeful young people. The authors pointed out that modern life poses tasks for young people that require active career ascent, high professionalism of a person, and achievement of a significant professional status. The article notes that in modern realities there is a need to develop career orientations of students in vocational training. The study of the problem of the development of students' career orientations remains a promising scientific and practical direction. The article reflects the theoretical analysis of this problem. The authors noted that the criteria for a successful career are satisfaction with the life situation and social success. The authors noted that the criteria for a successful career are satisfaction with the life situation and social success. The authors noted that in the process of professional training, the formation of a student's personality as a future specialist is accompanied by the "professionalization" of psychological processes and states, the development of professional orientation and independence, the general social and spiritual "maturation" of the student. Career orientations are considered by the authors as an individual sequence of attitudes and behaviors associated with experience and activity in the field of work throughout human life. The authors believe that the student age is favorable for the development of career orientations. An empirical study of the career orientations of students of different training areas was conducted. The article presents the results of the study, identifies the levels of development of career orientations of students. The data obtained confirmed the hypothesis of the study. The diagnostic data of career orientations of students of different fields of training require the development of programs and training courses for the development of career orientations, the development of constructive behavioral skills in practical life situations. The development of students' constructive orientations is necessary for their successful professional self-realization. The development of career orientations promotes self-affirmation, self-realization and advancement in professional activity, the realization of personal and intellectual potential.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.