Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ПОДРОСТКОВ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ'

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ПОДРОСТКОВ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
817
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / МАСКУЛИННОСТЬ / ФЕМИННОСТЬ / АНДРОГИННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Агеева Надежда Владимировна

В данной статье рассматривается проблема формирования гендерной идентификации у юношей и девушек старшего школьного возраста в современных условиях переосмысления традиционных образов мужественности / женственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF GENDER IDENTIFICATION OF ADOLESCENTS IN MODERN SOCIETY

This article examines the problem of the formation of gender identification in young men and women of senior school age in modern conditions of rethinking the traditional images of masculinity / femininity.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ПОДРОСТКОВ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ПОДРОСТКОВ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Агеева Надежда Владимировна

Студентка магистратуры по специальности «Психологическое консультирование и психокоррекция» 111395, г.Москва, ул. Юности, 5 Московский гуманитарный университет

THE PROBLEM OF GENDER IDENTIFICATION OF ADOLESCENTS IN MODERN SOCIETY

Ageeva Nadezhda Vladimirovna

Master's student in the specialty "Psychological counseling and psychocorrection " 111395, Moscow, st. Youth, 5 Moscow University for the Humanities

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема формирования тендерной идентификации у юношей и девушек старшего школьного возраста в современных условиях переосмысления традиционных образов мужественности / женственности.

Abstract. This article examines the problem of the formation of gender identification in young men and women of senior school age in modern conditions of rethinking the traditional images of masculinity / femininity.

Ключевые слова: тендер, тендерная идентификация, маскулинность, феминность, андрогинность; Key words: gender, gender identification, masculinity, femininity, androgyny.

Вопросы тендерной психологии весьма актуальны в современной России ввиду изменений, происходящих в обществе. Тендерные роли и стереотипные представления о мужчинах и женщинах претерпевают постепенные изменения, которые по большей части оказывают или окажут в дальнейшем влияние на подрастающее поколение, готовящееся покинуть школу и выйти во взрослую жизнь. В настоящий момент мы можем наблюдать стирание границ между мужским и женским в профессиональном отношении, образовании, манере говорить и одеваться.

Гендерная идентификация является одним из важнейших процессов в жизни молодого человека, касающимся как его личной, так и профессиональной жизни, ее успешности и гармоничности. В подростковом и юношеском возрасте происходит постоянное переосмысление личностного опыта, подросток стремится найти себя, определить границы между собой и окружающим миром. Одной из важнейших задач подросткового возраста является принятие на себя мужской или женской роли. Что означает быть мужчиной? Что означает быть женщиной? Как должен выглядеть мужчина, а как -женщина? Как они должны себя вести? Кем должны стать в жизни?

Сложность ответов на эти вопросы связана с тем, что существовавшие ранее традиционные образы мужественности / женственности в современных условиях во многом изменились и продолжают меняться. Это создает серьезные трудности для молодого человека, пытающегося интегрировать в своей личности различные социальные роли, образы поведения и черты, чтобы впоследствии успешно адаптироваться во взрослом мире.

Происходящая в нашем обществе ломка традиционной системы половых ролей и стереотипов серьезно влияет на психику и поведения подростков старшего школьного возраста. Жесткая нормативность и поляризация деятельности и установок постепенно уступает место принципу индивидуальной вариабельности, которая зависит от половой принадлежности индивида, но отнюдь не сводится к ней. В условиях, когда мужчины и женщины взаимодействуют друг с другом в небывало широком спектре социальных ролей, которые не организованы иерархически и принципиально сменяемы, такая психологическая гибкость, безусловно, является более адаптивной.

Все это свидетельствует о настоятельной необходимости более глубокого изучения образов, половых ролей у подростков.

В повседневной жизни понятие «гендер» порой ошибочно используется как синоним понятия «пол». В действительности, разграничение гендера и пола является фундаментальным, так как многие различия между женщиной и мужчиной имеют небиологические по своей природе причины. Понятие гендера затрагивает психические, культурные и социальные различия, а понятие пола — только биологические различия. [2]

Разграничение понятий «гендер» и «пол» опирается на теорию социального конструктивизма, которая объясняет кажущиеся природными и естественными различия социальными процессами.

Использование понятия «гендер» в противопоставлении понятию «пол» опирается на тезис о том, что положение женщин и мужчин в обществе и различия между «мужским» и «женским» не имеют биологического происхождения, а являются способом интерпретации биологического, легитимным в данном обществе. [3]

Содержательная составляющая гендерной идентичности раскрывается через категории «маскулинность-феминность», совокупность личностных качеств и соответствующих им особенностей поведения, характерные, соответственно, для мужчин и женщин. Данные многочисленных исследований содержания стереотипов, сложившихся в обществе относительно образа типичного мужчины и типичной женщины (И. Броверман, С. Бем, Д. Бест, В.Г. Горчакова, В.Е. Каган, И.С. Клецина, Д. Уильямс, А. Шериффс и др.), позволяют соотнести маскулинность с такими чертами личности, как активность, амбициозность, аналитичность, лидерство, логичность, напористость, независимость, рационализм, склонность к риску, уверенность, умение отстаивать свои взгляды, целеустремленность и т.д.

Феминность соотносится с гибкостью поведения, гуманностью, добротой, заботливостью, мягкостью, открытостью, пониманием, сочувствием, терпеливостью, эмоциональностью, умением уступать, чуткостью, доверчивостью и т.д. По мере общественного развития соотношение мужественных и женственных черт личности меняется. Обладание теми и другими чертами оценивается как высокая андрогиния. Слабо выраженные представления о собственной феминности-маскулинности, низкий уровень отношения к ним характеризуется как недифференцированный тип гендерной идентичности. [4]

Сандра Бем (1944 —2014) — американский психолог, известная своими работами по изучению гендерных проблем и психологической андрогинии. Создательница теории пола и полоролевого опросника Бем. Оказала значительное влияние на понимание гендерных ролей, гендера и сексуальности.

На раннем этапе карьеры Сандра Бем создала полоролевой опросник Бем, который представляет собой шкалу для измерения степени, в которой индивид проявляет черты или поведенческие особенности, традиционно связываемые с мужскими и/или женскими полюсами полоролевой идентификации. При составлении опросника были использованы те качества, которые были культурно обусловлены и допустимы для мужчин и женщин в начале 1970-х годов в США.

Концепция психологической андрогинии была предложена Бем в начале 1970-х годов и поставила под сомнение устоявшиеся убеждения и предположения о том, что гендерные роли противоположны, биполярны и взаимоисключающи. Бем предположила, что измерение феминности и маскулинности может разделяться на две сферы: индивидуум с высокими маскулинными и низкими феминными показателями будет категоризован как «маскулинный». Человек с высокими феминными и низкими маскулинными показателями будет категоризован как «феминный». Люди, у которых будут высокие показатели по обоим категориям, будут определяться как «андрогинные», а с одинаково низкими показателями — как «недифференцированные». Данные, которые она собрала, указывали на необходимость слияния маскулинных и феминных черт для полноценного функционирования и адаптации человека в обществе. С той поры многочисленными исследованиями доказано, что мужественность и женственность не противопоставляются друг другу, а человек с характеристиками, строго соответствующими его полу, оказывается мало приспособленным к жизни. Так, низкомаскулинные женщины и высокофемининные мужчины отличаются беспомощностью, пассивностью, тревожностью, склонностью к депрессии. Высокомаскулинные женщины и мужчины характеризуются трудностями в установлении и поддержании межличностных контактов. Выявлен высокий процент сексуально-психологических дисгармоний и половых расстройств у молодых семейных пар, где партнеры придерживались традиционных моделей женского и мужского поведения. Вместе с тем, обнаружена связь андрогинии с высоким самоуважением, способностью быть настойчивым, мотивацией к достижениям, эффективным исполнением родительской роли, внутренним ощущением благополучия. Андрогинная личность имеет богатый набор полоролевого поведения и гибко использует его в зависимости от динамично изменяющихся социальных ситуаций.[5]

Однако сглаживание дихотомии мужского-женского в сознании и поведении человека таит в себе определенную угрозу утраты позитивной социальной идентичности, так как институты семьи, школы, политики, СМИ, рынка труда продолжают закреплять полоролевые предписания. Проблема симметричного конструирования женского и мужского в культуре требует значительных изменений в структуре общественных институтов.

Гендерные роли могут играть положительную роль для самооценки человека в случае, если гендерно-типичное поведение для него естественно и соответствует его самоощущению. Если же это не так, то гендерные роли и нормативное давление со стороны окружения становится источником стресса.

Значительную роль в гендерном развитии играют СМИ, в особенности телевидение, а также литература, кино и видеоигры. В этих источниках, из которых дети получают информацию о гендерных ролях, мужчины и женщины часто изображаются преувеличенно стереотипно: мужчины изображаются активными и предприимчивыми, а женщины — зависимыми, лишёнными амбиций и эмоциональными. Изображение профессиональной жизни мужчин и женщин часто не соответствует реальному положению дел: мужчины изображаются как представители разнообразных профессий, лидеры и начальники, а женщины — либо как домохозяйки, либо как работающие на низкостатусных должностях. Такое изображение не соответствует ни реальной статистике профессиональной занятости мужчин, ни

широкой вовлечённости женщин в профессиональную деятельность. [6] Однако в последнее время в СМИ, в частности российском, стали появляться публичные персоны иного плана.

По нашему мнению, в последние годы тендерные стереотипы все больше размываются. В СМИ все чаще транслируется идея об активной, образованной и успешной женщине. Молодые женщины чаще получают водительские удостоверения, занимаются спортом, достигают высот в карьере, изучают технические дисциплины, самостоятельно путешествуют по миру. Их образ все чаще становится более дерзким, мальчуковым; на первый план выходит комфорт одежды, наряды стали менее сексапильными по сравнению с началом 2000-х. Ценится личный комфорт и самовыражение, свобода. Появляется также и новый образ юноши: творческий, нацеленный на карьерный рост, образование; эмпатичный, следящий за своей внешностью, самостоятельно ведущий домашний быт без помощи женщины как хозяйки. В то же время на телевидении, в соцсетях и рекламе продолжают успешно существовать образы успешного доминантного мужчины, обеспечивающего семью, и пассивной сексапильной женщины, «жены своего мужа». Это известные семьи российских футболистов, популярных рэп-исполнителей. Примечательно, что именно о этих семья часто говорится в контексте домашнего насилия.

Современным юношам и девушкам в наш компьютизированный высокотехнологичный век доступна информация о разных «моделях» женщины и мужчины. Промеривание на себя тех или иных моделей, выбор одной из них зависит от многих факторов: это, в первую очередь, семья, окружение в школе, друзья; уровень образованности и семейный доход; духовно-нравственные качества и ориентиры молодого человека. Мы считаем важным проведение на уровне государства мер по формированию образа свободного, образованного, гуманного, гармоничного в отношениях с миром и собой, своим гендером человека через трансляцию положительного примера в СМИ и обращения российский школ к гендерной педагогике.

Список литературы

1)Юферева Т.И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков.//Вопросы психологии №3, 1985

2)СЛОВАРЬ ТЕНДЕРНЫХ ТЕРМИНОВ /Под ред. А. А. Денисовой / Региональная общественная организация "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты". М.: Информация XXI век, 2002. 256 с. http://www.owl.ru/gender/index.htm

3)Бендас Т. В. Тендерная психология: Учебное пособие. -- СПб.: Питер, 2006

4)Берн Ш. Тендерная психология СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007

5)Бем С. «Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов» : СПб.: Питер, 2006

6)Bussey, K., Bandura, A. Social cognitive theory of gender development and differentiation // Psychological review. — 1999. — Т. 106, № 4. — С. 676—713.

7)Hooks, Bell. Rethinking the Nature of Work // Feminist Theory: From Margin to Center. — Pluto Press, 2000. — ISBN 9780745316635.

8)Клецина И.С., Иоффе Е.В. Тендерные нормы как социально-психологический феномен: монография. М.: Проспект, 2017. 144 c

9)Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального в человеке / под ред. В.М.Банщикова, Б.Ф.Ломова. - М.: Книж. фабрика №1, 1975. -С.763-776.

10)Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ.

Белевич Наталия Александровна

кандидат психологических наук, доцент кафедры Социальных технологий СЗИУ РАНХиГС, педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 7 Московского района

г. Санкт-Петербурга.

Туманова Валерия Михайловна студент факультета Социальных технологий СЗИУ РАНХиГС

THE RELATIONSHIP OF EMOTIONAL BURNOUT OF PRESCHOOL TEACHERS WITH

PROFESSIONAL COMPETENCE.

Natalia Alexandrovna Belevich

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Social Technologies of

the Russian Academy of Sciences, Teacher-psychologist of the GBDOU kindergarten No. 7 of the Moskovsky district of St. Petersburg.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.