4. Волкова Н.В. Карьерные установки студентов стратегически перспективных направлений обучения / Н.В. Волкова, В.А. Чикер // Социальная психология и общество. - 2018. - Т. 9, № 1.
- С. 90-107.
5. Голенкова Л.А. Специфика карьерных установок у студентов высших учебных заведений / Л.А. Голенкова, В.В. Черняева // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 6-4. - С. 10171021.
6. Зеер Э.Ф. Психология профессий : учебное пособие для студентов вузов. - Москва : Академический Проект ; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.
7. Иванников В.А. Сравнительный анализ устойчивых характеристик волевой активности в разных видах жизнедеятельности / В.А. Иванников, А.В. Монроз // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2016. - № 1. - С. 16-24.
REFERENCES
1. Bakunovich, M.F. (2018), "Self-control as a basic element of professional competence of future IT specialists", Integration of education, Vol. 22, No. 4 (93), pp. 681-695.
2. Barysheva, T.D. (2012), "Monitoring of professional attitudes and career orientations of students of humanities", Vector of Science of Togliatti State University. Series: Pedagogy, psychology, No. 1 (8), pp. 51-55.
3. Bogatyreva, O.O. (2009), "Psychological prerequisites for career growth", Questions of psychology, No. 3, pp. 92-98.
4. Volkova, N.V. (2018), "Career attitudes of students of strategically promising areas of study", Social Psychology and society, Vol 9, No. 1, pp. 90-107.
5. Golenkova, L.A. (2013), "Specifics of career attitudes among students of higher educational institutions", Fundamental research, No. 6-4, pp. 1017-1021.
6. Zeer E.F. (2003), Psychology ofprofessions: textbook for university students, Academic Project, Moscow.
7. Ivannikov, V.A. and Monroz, A.V. (2016), "Comparative analysis of stable characteristics of volitional activity in different types of life activity", Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Psychological Sciences, No. 1, pp. 16-24.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.08.2022
УДК 159.9.072
ТРЕНИНГ ЖЕНСТВЕННОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ КОРРЕКЦИИ ИМИДЖА СПОРТСМЕНОК, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В МАСКУЛИННЫХ ВИДАХ СПОРТА (НА ПРИМЕРЕ СПОРТИВНЫХ ИГР)
Ирина Сергеевна Серебрякова, магистрант, Дарья Павловна Степанова, аспирант, Ольга Николаевна Степанова, доктор педагогических наук, профессор, Московский педагогический государственный университет, Москва
Аннотация
Введение. Как показывают многочисленные исследования, маскулинные качества личности являются фактором, способствующим успешности спортивной деятельности. Однако возникают опасения, не пойдет ли избыточно сильная идентификация со спортивной ролью в ущерб гендер-ной идентификации девушек, занимающихся условно мужскими видами спорта. Цель исследования
- разработка программы тренинга женственности как инструмента коррекции имиджа спортсменок, специализирующихся в маскулинных видах спорта. Методы и материалы исследования. На первом этапе был проведён опрос 515 студентов московских вузов. Опрашиваемым было предложено тезисно охарактеризовать своё восприятие представительниц девяти олимпийских спортивных дисциплин, среди которых три относились к феминным, три к гендерно нейтральным и три к маскулинным видам спорта: футболу, хоккею и регби-7. На втором этапе были проведены педагогические наблюдения за спортсменками, специализирующимися в вышеназванных условно мужских игровых видах спорта, с целью выявления поведенческих особенностей и имиджевых харак-
теристик, требующих коррекции. Третий этап исследования был посвящён разработке, а четвёртый - экспериментальной апробации программы тренинга коррекции выявленных негативных проявлений имиджа спортсменок. Результаты исследования и их обсуждение. Результаты опросов и педагогических наблюдений показали, что у представительниц условно мужских игровых видов спорта был обнаружен ряд негативных проявлений в габитарном, кинетическом, и коммуникативном (вербальном и поведенческом) компонентах имиджа. Отталкиваясь от полученных данных, авторами была разработана программа психологического тренинга «Формирование женственности», основными средствами которого выступили: мини-лекции, групповые дискуссии, ролевые игры, упражнения на развитие социальной перцепции и формирование навыков «женственного» поведения, индивидуальная работа с психологом. Выводы. У участниц психологического тренинга были зафиксированы положительные изменения, которые выразились в снижении степени выраженности маскулинных и росте выраженности фемининных черт личности, а также в статистически значимом приросте показателей, характеризующих проявление габитарного, кинетического и коммуникативного компонентов имиджа.
Ключевые слова: девушки-спортсменки, маскулинные виды спорта, женский футбол, женский хоккей, женское регби-7, имидж спортсменок, психологический тренинг, тренинг женственности.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p489-495
FEMININITY TRAINING AS A TOOL FOR CORRECTING THE IMAGE OF FEMALE ATHLETES SPECIALIZING IN MASCULINE SPORTS (USING THE
EXAMPLE OF SPORTS GAMES) Irina Sergeevna Serebryakova, the master student, Darya Pavlovna Stepanova, the postgraduate student, Olga Nikolaevna Stepanova, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Moscow Pedagogical State University
Abstract
Introduction. As numerous studies show, masculine personality traits are a factor contributing to the success of sports activities. However, there are concerns whether excessively strong identification with a sports role will not go to the detriment of the gender identification of girls engaged in conditionally male sports. The purpose of the study is to develop the training program for femininity as a tool for correcting the image of female athletes specializing in masculine sports. The methodology and organization of the study. At the first stage, the survey of 515 students of Moscow universities was conducted. The respondents were asked to describe their perception of representatives of nine Olympic sports disciplines, among which three were feminine, three were gender-neutral and three were masculine sports: football, hockey and rugby-7. At the second stage, the pedagogical observations were carried out on athletes specializing in the above-mentioned conditionally male game sports, in order to identify behavioral features and image characteristics that require correction. The third stage of the study was devoted to the development, and the fourth - to the experimental testing of the training program for correcting the identified negative manifestations of the image of athletes. Research results and discussion. The results of surveys and pedagogical observations showed that representatives of conventionally male game sports had a number of negative manifestations in the habitar, kinetic, and communicative (verbal and behavioral) components of the image. Based on the data obtained, the authors developed a program of psychological training «Formation of femininity», the main means of which were: mini-lectures, group discussions, role-playing games, exercises for the development of social perception and the formation of skills of «feminine» behavior, individual work with a psychologist. Conclusions. Positive changes were recorded in the participants of the psychological training, which were expressed in a decrease in the severity of masculine and an increase in the severity of feminine personality traits, as well as in a statistically significant increase in indicators characterizing the manifestation of the habit, kinetic and communicative components of the image.
Keywords: female athletes, masculine sports, women's football, women's hockey, women's rugby-7, image of female athletes, psychological training, femininity training.
ВВЕДЕНИЕ
В сознании людей существуют устойчивые взгляды на характеристики поведения мужчин и женщин. «Мужчинам предписывается быть активными, ориентированными на
карьеру, целеустремленными, бесстрашно преодолевающими различные жизненные препятствия лидерами; женщинам, считается, в большей степени присущи ориентация на семью, социальная пассивность, мягкость в общении, забота об окружающих» [2]. «Эти нормы поведения распространяются на все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и на спорт. Несмотря, на то, что современным олимпийским движением взят устойчивый курс на гендерное равенство, многие виды спорта до сих пор трактуются обществом как предпочтительные или, наоборот, неприемлемые для мужчин или женщин» [5]. Так, существуют виды спорта, относящиеся к стереотипам маскулинности (единоборства, тяжёлая атлетика, хоккей, футбол и др.) и феминности (бальные танцы, фигурное катание и т. п.) [5].
«Женщинам, выбравшим условно мужские виды спорта, зачастую предписывают маскулинные качества, обращая внимание на морфологию или поведение спортсменок. Для спортивной деятельности маскулинные качества являются фактором, способствующим успешности. Но возникают опасения, не пойдет ли избыточно сильная идентификация со спортивной ролью в ущерб гендерной идентификации» [3], в связи с чем в современном спортивном движении актуализируется проблема коррекции гендерных нарушений личности девушек, занимающихся маскулинными видами спорта.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Целью исследования выступила разработка программы коррекции имиджа спортсменок, специализирующихся в маскулинных видах спорта.
Исследование производилось в несколько этапов. На первом этапе был проведён опрос 515 студентов Московского педагогического государственного университета (188 человек), Российского государственного социального университета (200 человек) и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (127 обучающихся). Опрашиваемым было предложено тезисно (при помощи слов, словосочетаний, кратких предложений) охарактеризовать своё восприятие представительниц девяти олимпийских спортивных дисциплин, среди которых три относились к феминным, три к гендерно нейтральным и три к маскулинным видам спорта: футболу, хоккею и регби-7.
На втором этапе были организованы педагогические наблюдения за спортсменками, специализирующимися в условно мужских игровых видах спорта: футболе, хоккее и регби, с целью выявления поведенческих особенностей и имиджевых характеристик, требующих коррекции. Наблюдения проводились на базе женских футбольных клубов «ЦСКА-Солнцево» и «Надежда» (г. Москва), хоккейной школы «Воскресенск» (г. Вос-кресенск Московской области), регбийного клуба «Чайка» (г. Севастополь), Академии регби «Буревестник» (г. Москва).
Третий этап был посвящён разработке, а четвёртый - экспериментальной апробации программы тренинга коррекции выявленных негативных проявлений имиджа девушек-спортсменок.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Как показали результаты опросов представителей студенческой молодёжи (таблица 1) и педагогических наблюдений, у девушек, специализирующихся в условно мужских игровых видах спорта (футболе, хоккее и регби), был обнаружен ряд негативных проявлений в таких компонентах имиджа, как:
- габитарный, который характеризуется внешним отнюдь не женственным видом спортсменок: отсутствие макияжа или неумелый макияж, отсутствие причёски (максимум - волосы, забранные в пучок или хвост), мужская стрижка, выбритые виски, мужская одежда и т. п.;
- кинетический, демонстрирующий то, как спортсменки двигаются: завал в плечах вперёд, сутулая спина, выдвинутая вперёд шея, резкие движения тела, мужеподобная походка вразвалочку, закрытые позы, сжатые губы, нахмуренные брови;
- коммуникативный (вербальный и поведенческий), который отражает то, как говорят и общаются девушки: ускоренный темп речи, повышенный тон, резкие интонации, прямой взгляд на собеседника, указательные жесты, жестовые ударения и др.
Таблица 1 - Имиджевые характеристики девушек, специализирующихся в условно мужских игровых видах спорта: футболе, хоккее и регби (по результатам контент-анализа опросов студенческой молодёжи) (п=515)_
№ -------- Вид спорта Характеристики --- Футбол Хоккей Регби-7
1 Активные, энергичные + +
2 Импульсивные +
3 Азартные + +
4 Боевые +
5 Брутальные +
6 Грубые + +
7 Жёсткие + +
8 Способные за себя постоять +
9 Атлетичные +
10 Физически сильные +
11 Красивые +
12 Некрасивые, страшные + +
13 Неухоженные +
14 Неженственные + + +
15 Мужеподобные + + +
16 Выглядят как мужики +
17 Пацанки + +
Отталкиваясь от полученных данных, нами была разработана программа психологического тренинга «Формирование женственности», направленная на устранение ген-дерных деформаций и коррекцию имиджа спортсменок.
Основными средствами тренинга были выбраны:
1) упражнения, направленные на развитие навыков «женственного» поведения в типовых жизненных ситуациях и формирование полноценной и гармоничной гендерной роли;
2) знакомство участниц тренинга с результатами научных исследований в области гендерной психологии и техниками коррекции личностных деформаций;
3) индивидуальная работа с психологом, предусматривающая использование соответствующих психотерапевтических приёмов.
Основными методами тренинга выступили:
- мини-лекция (позволяет ввести участниц в тематику тренинга, ознакомить с особенностями гендерной психологии и с проявлением вышеперечисленных компонентов имиджа человека);
- групповая дискуссия (обеспечивает возможность обсудить возникшие вопросы, увидеть проблему с разных ракурсов, понять позиции каждой из участниц и усилить сплочённость группы);
- ролевая игра (позволяет преодолеть скованность и напряжённость участниц, идентифицировать имеющиеся психологические проблемы, закрепить новые поведенческие навыки);
- методы развития социальной перцепции (помогают осознать, как спортсменок воспринимают другие люди и насколько точно их самовосприятие): идентификация (отождествление себя с другими), эмпатия (эмоциональное сопереживание), казуальная атрибуция (попытки понять причины поведения другого человека), аттракция (познание
другого человека на основе формирования устойчивого позитивного чувства к нему), рефлексия (понимание своих особенностей, как они проявляются и как их воспринимают другие).
Тренинговая программа рассчитана на 6 занятий по 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия 1,5-2 часа. Общая схема тренинга представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Программа психологического тренинга «Формирование женственности»
День Компоненты тренинга
1 1. Упражнение «Приветствие участников». 2. Упражнение «Самопрезентация». 3. Упражнение «Кто Я?». 4. Упражнение «Поменяйтесь местами». 5. Знакомство участников тренинга с правилами работы. 6. Информационный блок (формирование представления о понятиях «пол», «гендер», «маскулинность», «феминность», «андрогиния»). 7. Упражнение «Наши представления». 8. Рефлексия занятия.
2 1. Упражнение «Приветствие без слов». 2. Обратная связь о предыдущем занятии. 3. Информационный блок (формирование представления о понятиях «гендерная идентичность», «гендерный стереотип»). 4. Упражнение «Разрушение стереотипов». 5. Упражнение «Портрет женщины». 6. Упражнение «Бриллиантовая рука». 7. Рефлексия занятия.
3 1. Приветствие и упражнение «Комплименты». 2. Обратная связь о предыдущем занятии. 3. Информационный блок (формирование представления о понятии «имидж» и габитарном компоненте имиджа). 4. Упражнение «Внешний вид». 5. Упражнение «Телосложение». 6. Упражнение «Ситуация». 7. Рефлексия занятия.
4 1. Приветствие и упражнение «Комплименты». 2. Обратная связь о предыдущем занятии. 3. Информационный блок (формирование представления о кинетическом компоненте имиджа). 4. Упражнение «Рис и бархат». 5. Упражнение «Лёгкость движений». 6. Упражнение «Эмоция через тело». 7. Рефлексия занятия.
5 1. Приветствие и упражнение «Комплименты». 2. Обратная связь о предыдущем занятии. 3. Информационный блок (формирование представления о вербально-коммуникативном компоненте имиджа»). 4. Упражнение «Пауза». 5. Упражнение «Паразиты». 6. Упражнение «Активный слушатель». 7. Рефлексия занятия.
6 1. Приветствие и упражнение «Комплименты». 2. Обратная связь о предыдущем занятии. 3. Информационный блок (формирование представления о ментальном компоненте имиджа). 4. Упражнение «Тип мышления». 5. Упражнение «Мыслить возможностями». 6. Упражнение «Памятка на черный день». 7. Упражнение «Герб». 8. Упражнение «Клубок».
Методами оценки результативности психологического тренинга являются: наблюдение, полоролевая диагностика маскулинности-фемининности по методике С. Бем, экспертная оценка, шкалирование, математическая обработка данных, сравнительно-сопоставительный анализ результатов наблюдений, тестирования и экспертной оценки до и после реализации программы психологического тренинга.
Критерии (требования, ожидаемые результаты) и шкала оценки показателей, характеризующих проявление тендерных характеристик имиджа спортсменок, специализирующихся в условно мужских игровых видах спорта, приведены в таблице 3.
Таблица 3 - Критерии (требования, ожидаемые результаты) и шкала оценки показателей, характеризующих проявление тендерных характеристик имиджа спортсменок_
№ Критерии (требования, ожидаемые результаты) Оценка
Требование выполнено, недостатков нет Требование в целом выполнено, недостатки носят единичный характер Есть резервы или некоторые недостатки при выполнении требования Имеются существенные недостатки, нарушения при выполнении требования Требование не выполнено
1 Аккуратный, естественный, уместный (по ситуации) макияж 5 4 3 2 1
2 Наличие женственной прически (ухоженные волосы, наличие укладки, использование аксессуаров для волос и т.д.) 5 4 3 2 1
3 Женственный стиль одежды (подбор вещей, их цветовая гамма) и аксессуаров 5 4 3 2 1
4 Ровная осанка 5 4 3 2 1
5 Женственная «посадка» головы 5 4 3 2 1
6 Плавность, женственность и элегантность движений 5 4 3 2 1
7 Превалирование «открытых» поз 5 4 3 2 1
8 Расслабленные мышцы лица 5 4 3 2 1
9 Превалирование мягкой мимики 5 4 3 2 1
10 Чистая речь (отсутствие слов-паразитов, жаргонизмов, ненормативной лексики) 5 4 3 2 1
11 Плавная и спокойная манера общения (наличие пауз) 5 4 3 2 1
12 Дружелюбный и выразительный тон речи 5 4 3 2 1
13 Умение выслушать собеседника 5 4 3 2 1
14 Демонстрация заинтересованности во время общения 5 4 3 2 1
15 Мягкая (умеренная) женственная жестикуляция 5 4 3 2 1
16 Идентификация себя как девушки (женщины) 5 4 3 2 1
Максимальное количество баллов (2™) 80
Максимально возможное количество баллов (0тах) определяется по формуле (1): 0тах = 5 баллов • п, (1)
где п - количество оцениваемых показателей (требований, ожидаемых результатов).
Итоговая оценка степени проявления тендерных характеристик имиджа спортсменок (0) определяется по формуле (2):
п
б = —--100% , (2)
а , ()
^шах
где - количество набранных баллов по каждому из оцениваемых показателей (требований, ожидаемых результатов); 0тах - максимально возможное количество баллов; п - количество оцениваемых показателей (требований, ожидаемых результатов).
Результат оценивания определяется в соответствии со шкалой, приведённой в таблице 4.
Таблица 4 - Шкала итоговой оценки степени проявления гендерных характеристик имиджа спортсменок
2 (%) Оценка Степень сформированности
85-100 Отлично Высокий