Научная статья на тему 'Представление о природе материской любви'

Представление о природе материской любви Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1846
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ / БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / НРАВСТВЕННЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНО — КУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Белогурова Ю. Г.

В статье раскрывается представление о природе материнской любви. Рассматриваются основные подходы исследования данного феномена. Проводится сравнительная характеристика представленных подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Представление о природе материской любви»

УДК 101.1:316

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРИРОДЕ МАТЕРИСКОИ ЛЮБВИ

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Ю.Г. БЕЛОГУРОВА

В статье раскрывается представление о природе материнской любви. Рассматриваются основные подходы исследования данного феномена. Проводится сравнительная характеристика представленных подходов.

e-mail: belogurova@bsu.edu.ru

Ключевые слова: материнская любовь, биологический подход, нравственный подход, социально - культурный подход материнской любви.

Материнство, являясь сложным феноменом, имеет эволюционную историю, социально - культурные и личностные особенности. Для человека материнство представляет собой универсальную ценность, поэтому для исследования процессов ее эволюции, необходимо обратиться к началу изучения этого феномена, основываясь главным образом на теоретическом и философском осмыслении.

Материнство непосредственно связано с понятием любви: любви родителя к ребенку. В современных исследованиях феномен материнской любви рассматривается в трех основных ипостасях. Первоначально выделяется биологический подход к проблеме. Он основывается на понимании отношения матери к своему ребенку как инстинкта, присущего многим высшим живым организмам. Материнская любовь как рефлекс рассматривается в психологическом подходе. В тоже время как универсальная ценность материнская любовь изучается в нравственном подходе. При всем отличии этих подходов, в основе лежит проблема исследования сути материнской любви. Ведь материнская любовь как нравственная ценность непосредственно связана с природным началом материнства, которое выражается в эгоистической любви к своему ребенку. В тоже время большая роль принадлежит социально-культурной составляющей, которая во многом влияет на эволюционную историю материнства.

Чтобы сравнить эти представления о материнстве, мы рассмотрим взгляды ученых, изучающих тот или иной подход.

Биологический подход исследования материнства представлен в работах В. Соловьева и П. Вейнингера. Русский религиозный философ В.С. Соловьев рассматривал материнскую любовь в разрезе природного, рефлекторного проявления. Данный вид любви Соловьев рассматривал как животный инстинкт, являющийся в своей основе бездуховным: «В материнской любви нет, собственно, признания безусловного значения за любимым. Признания его истинной индивидуальности, ибо для матери, хотя ее детище дороже всего, но именно только как ее детище, не иначе, чем у прочих животных, то есть здесь мнимое признание безусловного значения за другим в действительности обусловлено внешнею физиологическою связью»1.

Теорию П. Вейнингера можно отнести к психологической теории материнской любви. В своих представлениях автор рассматривает данное явление непосредственно как рефлекс (рефлекторное взаимоотношение мать-ребенок), а в основе этой любви он видит отвержение в ребенке индивидуальности, а материнская любовь, по его мнению, является «навязчивой». П. Вейнингер представляет материнскую любовь как безнравственную, основанную на инстинкте, ведь любое желание даже взрослого «ребенка» «моментально сообщается матери, переходит в сферу ее личных переживаний и превращается самым необдуманным, самым неудержимым образом в ее собственное желание, в ее собственную жалобу. Никогда не прерывающееся взаимодействие между

1 Соловьев В.С. Смысл любви - М., 2011. - 54 с.

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 14 (133). Выпуск 21

матерью и всем тем, что было соединено с нею пупочной связью - вот истинная сущность материнства»2.

Особенностью данной любви автор считает ее постоянство, которое не зависит от положения ребенка в обществе, ведь «становится ли сын святым или преступником, королем или нищим, остается ли он ангелом или превращается в мерзкое чудовище...», мать будет его любить. Поэтому «материнская любовь безнравственна, так как она не выражает определенного отношения к чужому «я», а представляет из себя с самого начала состояние какой-то срощенности. Как и всякая безнравственность, она является нарушением чужих границ».

При признании ребенка как личности происходит разделение матери и ребенка, в этот момент понятие материнской любви становится наполненным духовно -нравственной окраской. Данный ракурс материнской любви представлен в работе Э.Фромма «Искусство любви». Автор считает, что на уровне инстинкта материнская любовь имеет черты эгоистические, но при этом не отрицает, что в будущем эта любовь сможет преобразоваться в продуктивную. Но чтобы произошло данное разделение изначально необходим высокий уровень духовного развития самой матери и нравственные усилия при признании индивидуальности ребенка3.

В этой работе Фромм рассматривает любовь к младенцу как инстинктивную и рефлекторную, которая является эгоизмом женской натуры: «Нарциссистская, властная, с собственнической установкой женщина может успешно быть любящей матерью, пока ребенок мал». Автор считает, что материнская любовь может проявиться в полной мере только в период, когда ребенок взрослеет и начинает отдаляться от матери: «Материнская любовь к растущему ребенку, любовь, которая ничего не желает для себя, это, возможно, наиболее трудная форма любви из всех достижимых, и наиболее обманчивая из-за легкости, с которой мать может любить своего младенца». Ведь одним из критериев формирования личности растущего ребенка является его отдаление. В этот период истинная мать будет способствовать этому процессу, признавая право ребенка на индивидуальность. В этом и будет проявляться продуктивная любовь, которая, как считает Фромм, основана на том, что «женщина может стать действительно любящей матерью, только если она способна любить вообще; если она способна любить своего мужа, других детей, чужих людей, всех людей». Ведь в понятие продуктивная любовь Э. Фромм вкладывает смысл единения со всеми людьми без потери собственной индивидуальности: «Любовь заключается в переживании человеческой солидарности с нашими ближними»4.

Таким образом, в работе Э.Фромма материнская любовь рассматривается не только как инстинкт, но и как нравственная ценность, присущая истинно любящей матери. Он смог проследить процесс перерождения любви, основанной на инстинкте, в любовь нравственную, основанную на духовном начале. Таким образом, материнская любовь начинает позиционироваться как ценность в момент восприятия собственного ребенка как личности и становится в своей основе бескорыстной.

Следовательно, духовно-нравственный аспект уже начинает присутствовать в работах Э.Фромма. Также данное направление поддерживает Р.Апресян. В своей работе «Идея морали и базовые нормативно-этические программы» он исследует материнство как определенный вид отношений. Автор указывает, что инстинкт не всегда является базовой составляющей и указывает на социальную и культурную принадлежность материнства. Р.Апресян вводит понятие «матернализм», раскрывая его как процесс бескорыстной и возвышенной заботы. Таким образом, автор основным считает понятие заботы. В своей работе он выделяет функции материнства, которые определяют заботу: сохранение и обеспечение безопасности жилища; поддержка круга родственных и

2 Вейнингер Отто Пол и характер. М: Астрель, 2012.- 512с.

3 Фромм Э. Искусство любви. - Минск: ТПЦ "Полифакт", 1990 - 80 с.

4 Фромм Э Здоровое Общество: ООО «Издательство ACT», 2005. - 544 с.

дружеских связей; приготовление пищи; обслуживание семьи, а также обеспечение потребностей слабых; воспитание и обучение5.

К этому направлению также можно отнести позицию С. Радека. Он рассматривает заботу матери как «maternal work» (матернальную работу). Радек считает, что материнская любовь не может иметь гендерных и родовых отличий, но при этом остается социокультурным феноменом. Радек предполагает, что данную «работу» могут выполнять как женщины, так и мужчины в зависимости от культурно - исторической ситуации, но в большинстве культур эта роль все же отводится женщинам.

Таким образом, в нравственном подходе граница между восприятием материнства как инстинкта или как ценности проводится через признание в ребенке его индивидуальности (личности). Проследить этот процесс можно в основном через рассмотрение социализации ребенка в конкретном обществе или в отдельной семье. Следовательно, можно выделить социально - культурный подход, в котором исследуются влияние среды на ребенка, восприятие самого ребенка в определенном обществе и его матерью, рассмотреть факторы, влияющие на воспитание и развитие нового поколения. В процессе эволюции общества эти факторы всегда имели одну из основополагающих ролей и поэтому мы хотим подчеркнуть важность данного подхода при исследовании материнства и материнской любви. Данную тему раскрывают в своих работах такие ученые как Л. Де Моз, М. Мид и Н. Чодороу.

Феномен материнства рассматривается как исторически обусловленный, изменяющий свое содержание от эпохи к эпохе. Поэтому в социально- культурном плане институт материнства непосредственно зависит от признания индивидуальности ребенка. А в общественном сознании трансформируются не только материнские установки, но и образ ребенка.

М. Мид, исследующая данную тему, считает, что материнская забота и привязанность к ребенку заложена в условиях зачатия, вынашивания, родов и кормления грудью. Но при этом социальные установки могут полностью изменить отношение женщины к этим процессам. Автор отмечает, что для отрицания детородных качеств женщиной обществу необходимо исказить ее самосознание, «извратить врожденные закономерности их развития, совершить целый ряд надругательств над ними при их воспитании, чтобы они перестали желать заботиться о своем ребенке, по крайней мере в течение нескольких лет, ибо они уже кормили его в течение девяти месяцев в надежном убежище своих тел»6. Кросскультурные исследования показали, что там, где приоритетным является социальный ранг, женщина может задушить своего ребенка собственными руками. Например, так делали некоторые женщины Таити и индианки из племени Матчез, когда детоубийство могло повысить их социальное положение.

Следовательно, для исследования традиционного материнства с точки зрения его духовно-нравственного аспекта необходимо главным образом обратиться к изучению воспитания и социализации ребенка.

В своей работе Ллойд Де Моз с точки зрения психоанализа изучает стили воспитания на примере Европы. Он указывает, что ребенок не воспринимался как личность в культуре Европы вплоть до 18 века. В свою очередь материнство также не имело ценности. В работе «Психоистория» он пишет, что «История детства - это кошмар, от которого мы только недавно стали пробуждаться. Чем глубже в историю - тем меньше заботы о детях и тем больше у ребенка вероятность быть убитым, брошенным, избитым, терроризированным и сексуально оскорбленным»7.

Исследуя эволюцию детско-родительских отношений, Ллойд Де Моз выделил шесть стилей воспитания, которые сменяют друг друга поэтапно.

Первоначально преобладал стиль «детоубийства» (от античности до 4 века н.э.). В этот период дети и материнство не являлись ценностью. Этот этап характеризовался повсеместной практикой убийства ребенка в том случае, если могли возникнуть

5 Апресян Р. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. - М.: Российская Академия наук Институт философии, 1995- - 345 с-

6 Мид М. Культура и мир детства. - Москва: Директ-Медиа, 2007. - 878 с.

7 Ллойд Де Моз Психоистория. - М.: Феникс, 2000. - 512 с.

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 14 (133). Выпуск 21

трудности в его воспитании. Ребенок должен был приносить практическую выгоду, иначе родители могли от него избавиться.

На следующем этапе ребенок начинает восприниматься как человек, который наделен бессмертной душой полной порока. Этот период Ллойд Де Моз охарактеризовал как «оставляющий» стиль (4 - 13 век нашей эры). Считалось правильным бить ребенка, ведь «битие есть ученье». А «трудных» детей направляли либо в монастырь на воспитание, либо к ремесленникам на обучение.

«Амбивалентный стиль» (14 - 17 века) приурочен к возвеличиванию культа девы Марии и характеризуется появлением руководств по воспитанию детей. Ребенок продолжает восприниматься порочным, поэтому воспитание основано на поэтапном жестком воздействии. Следовательно, на этом этапе ребенок еще не воспринимается как равный.

В 18 веке появляется стиль воспитания, который автор называл «навязывающий стиль». Отношение родителей начинает основываться на тотальном контроле над ребенком, включая его внутреннее состояние.

«Социализирующий стиль» (19 - середина 20 века) основан на социализации ребенка, направлении его на правильный путь. В настоящее время данный стиль также может встречаться в психолого-педагогических концепциях.

Середина 20 века характеризуется переходом на «помогающий стиль» в воспитании. Сущность ребенка начинает восприниматься как изначально добрая. Повышается ценность ребенка и детско - родительских отношений, возникает взаимная забота, уважение и ответственность.

Таким образом, несмотря на сложную эволюцию детско - родительских отношений, ребенок в настоящее время начинает восприниматься как личность, его ценят и воспринимают как равного в обществе, ведется планомерная работа по повышению значимости материнства и детства на разных ступенях социума.

Необходимо отметить позицию Н. Чодороу, которая исследует материнство с позиции гендерного анализа. Ее теория «воспроизводства материнства» основана на утверждении, что гендерная личность формируется через социальную структуру семьи. Ведь в традиционной семье роли матери и отца заранее распределены. Женщина - мать заботится о детях и воспитывает их. Она предрасположена к состраданию и ориентирована на благо для окружающих ее близких людей. Модель материнского поведения, по мнению Чодороу, формируется на основе копирования поведения матери девочками. Таким образом, материнство имеет гендерную основу, в которой четко разделены модели поведения женщины - матери и мужчины - отца. Данная теория имеет в настоящее время большую распространенность в России и за рубежом, так как подходит большинству традиционных семей.

Можно сделать вывод, что рассмотрение материнства с точки зрения биологического подхода основано на первоначальных животных инстинктах привязанности к своему ребенку. Эти инстинкты заложены в основу поведения матери, которая защищает и «вскармливает» своего ребенка. Ученые, исследующие данный подход, предполагают, что данный вид связи матери с ребенком является самым важным и не принижается его значимость, несмотря на социальные, духовные и культурные влияния, которые считаются второстепенными. А материнская любовь в данном подходе является бездуховной. П. Вейнингер рассматривал материнство как инстинкт, проявление эгоизма, которое не имеет нравственной ценности.

Как нравственная ценность материнство и материнская любовь, по мнению Э. Фромма, могут восприниматься при перерождении инстинкта в любовь, основанную на духовном начале. Но при этом ребенок должен восприниматься как полноценная личность, которая имеет право на собственный выбор и свободу. По мнению С. Радека материнство, проявляющееся в матернализме, основано на бескорыстной возвышенной заботе. В тоже время некоторые ученые, исследующие материнство в рамках социально -культурного подхода, придерживаются мнения, что нерациональный характер материнства с точки зрения инстинкта в тоже время может быть полностью подавлен социальными рамками. Маргарет Мид считает, что материнский инстинкт может быть

исторически и социально обусловлен, то есть культура и эпоха непосредственно влияют на детско - родительские отношения. Таким образом, понимание материнства претерпевает изменения в социумах от эпохи к эпохе.

Таким образом, исследуя данные теории, мы пришли к выводу, что материнство первоначально основано на инстинкте, проявляющимся в эгоизме и нарциссизме. При этом материнский инстинкт не может быть во все эпохи оснополагающим, ведь в определенное время в отдельных культурах материнский инстинкт полностью подавлялся влиянием государства и общества. В этот период нравственная ценность материнской любви не имела своего проявления. Ценность материнства начинает возникать лишь в тот момент, когда женщина начинает видеть в своем ребенке личность, а мать по мере своих возможностей включается в социализацию и воспитание. В этот момент на первый план выносятся ценности материнской любви, заботы, поддержки ребенка. При этом эти ценности индивидуальны для каждой цепи мать - дитя, и основаны на возможности отчуждении от внешних социокультурных влияний.

1. Соловьев, В.С. Смысл любви [Текст]/ В. С. Соловьев - М., 2011. - 54 с.

2. Вейнингер, Отто Пол и характер [Текст]/ О. Вейнингер. - М: Астрель, 2012.- 512с.

3. Фромм, Э. Искусство любви [Текст]/ Э. Фромм. - Минск: ТПЦ "Полифакт", 1990 - 80 с.

4. Фромм, Э Здоровое Общество [Текст]/ перевод: ООО «Издательство ACT», 2005. - 544 с.

5. Апресян, Р. Идея морали и базовые нормативно-этические программы [Текст]/ Р.Апресян. - М.: Российская Академия наук Институт философии, 1995. - 345 с.

6. Мид, М. Культура и мир детства [Текст]. - Москва: Директ-Медиа, 2007. - 878 с.

7. Ллойд Де Моз Психоистория [Текст]/ Л.Де Моз. - М.: Феникс, 2000. - 512 с.

Список литературы

REPRESENTATIONS OF THE MOTHER'S LOVE

Belgorod National Research University

J.G.BELOGUROVA

The representation of the nature of mother's love is revealed in the article. The basic approaches of research of the given phenomenon are considered. The comparative characteristic of the represented approaches is carried out.

e-mail: belogurova@bsu.edu.ru

Keywords: mother love, biological approach, biological approach, social cultural approach of mother's love.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.