Научная статья на тему 'Феминистский проект семьи: тренды и реальность'

Феминистский проект семьи: тренды и реальность Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3247
488
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ФЕМИНИЗМ / МАТЕРИНСТВО / БРАК

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Артамонова Анна Владимировна

Рассматриваются представления о семье в различных течениях феминизма и их влияние на изменения в современных семейных отношениях, стереотипах семейного и супружеского поведения и в распределении ролей в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Feminist family project: trends and reality

Representations of the family in different currents of feminism and their impact on changes in the modern family relationships, in family and marital stereotypes of behavior and in the distribution of roles in the family are considered.

Текст научной работы на тему «Феминистский проект семьи: тренды и реальность»

ФИЛОСОФИЯ

УДК 316.356.2

Артамонова Анна Владимировна

кандидат философских наук Поволжский государственный технологический университет (г. Йошкар-Ола)

[email protected]

ФЕМИНИСТСКИЙ ПРОЕКТ СЕМЬИ: ТРЕНДЫ И РЕАЛЬНОСТЬ1

Рассматриваются представления о семье в различных течениях феминизма и их влияние на изменения в современных семейных отношениях, стереотипах семейного и супружеского поведения и в распределении ролей в семье. Ключевые слова: семья, семейные отношения, феминизм, материнство, брак.

Семья в феминизме является одним из ключевых вопросов, камнем преткновения для его различных течений. В целом, феминизм отрицательно относится к институту семьи и брака. Моногамная патриархальная семья объявляется ненормальной, эксплуататорской и консервативной формой мужского шовинизма, не приспособленной к современным «прогрессивным» условиям жизни. Обращение к феминизму оправдывается современной ситуацией, сложившейся в России. Многие женщины фактически являются главами собственных семей, даже при наличии мужа. К многочисленным «традиционно женским» заботам - ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей - прибавились еще и проблемы материального обеспечения семьи, взаимодействия с институтами государства и общества. «Освобожденная» женщина вынуждена не только вести домашнее хозяйство, но и работать ударными темпами наравне с мужчинами (часто на мужской работе), чтобы обеспечить семью (это стало ее обязанностью, наравне с мужем). Все бремя восстановления хозяйства страны после Первой мировой войны и революции легло на плечи женщин, так как трудоспособное мужское население в этот период стремительно сокращалось в численности. Та же самая ситуация возникла и после Великой Отечественной войны: вся тяжесть восстановления экономики снова была возложена на женщин. Именно в результате поствоенной ситуации активного участия женщин во всех сферах жизни общества и возникла проблема «феминизации» самого общества, и не только российского. Растущее число разводов и постепенный отказ от деторождения (малодетность, о чем свидетельствует угроза депопуляции) демонстрируют кризисные явления в сфере семейной жизни значительной части россиян. Немалую роль в этом процессе играет и процесс феминизации. Рассмотрим основные тренды, предлагаемые феминистской теорией по вопросам семьи и их возможные проявления в современных реалиях.

Несмотря на то что феминизм предлагает разнообразные или даже иногда противоречащие друг другу точки зрения на семью, между исследовательницами (С. де Бовуар, К. Хорни, Э. Голдман, Л. Линдхоф) существуют фундаментальные точки

согласия. В первую очередь, это признание обоснованности предположения, что мужское доминирование в семьях есть часть широкой системы мужской власти, причем оно не является ни естественным, ни неизбежным. Далее, семья понимается как полностью интегрированная в широкие экономические и политические системы, а также признается несоответствие, а иногда и конфликтность интересов ее членов [12, с. 234-235]. По мнению Симоны де Бовуар, «брак, в принципе, представляет собой нечто непристойное, поскольку он вводит понятия прав и обязанностей в отношения, в основе которых должен лежать свободный порыв» [1, с. 166]. По мнению Э. Фромма, данная традиция зародилась на Западе совсем недавно: «Произошедшая после Первой мировой войны великая сексуальная эмансипация представляла собой отчаянную попытку заменить глубокое чувство любви взаимным сексуальным удовольствием», «принцип безотлагательного удовлетворения желаний стал определять и сексуальное поведение. <...> Идея заключалась в том, что неврозы проистекают из "вытесненных" сексуальных влечений, что препятствия на пути их осуществления травмируют психику и чем меньше в вас вытесненного, тем вы здоровее» [13, с. 163, 193]. Именно психоанализ З. Фрейда с его преувеличением роли сексуальной сферы жизни человека заложил фундамент для последующей «сексуализации» остальных сфер человеческого бытия и подтолкнул развитие психоаналитического феминизма. Первые изменения начали происходить в семье. За многовековую историю человечества произошел один глобальный переворот в форме семейных отношений - переход от полигамии к моногамии. Далее изменялся только тип семьи - патриархальная, семья-община, детоцентристская, супружеская, многопоколенная, нуклеарная и так далее. Но всегда она оставалась гетеросексуальной моногамией. В настоящее время под влиянием идей З. Фрейда и его интерпретаторов (и феминисток в том числе) о необходимости избегания комплексов и попрания своей сексуальности возрождаются из первобытной практики (для цивилизации - девиантные) типы сексуально-семейных отношений - полигамия, гомосексуализм, вплоть до эндогамии. Такие «новинки» наносят непоправимый вред человеческому потен-

© Артамонова А.В., 2014

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова .¿к № 2, 2014

103

циалу и дискредитируют понятие семьи вообще. Отметим, что традиционная полигамия сохранилась у ряда восточных и азиатских народов в связи с религиозными особенностями и консервацией традиционного уклада жизни, к тому же происходит постоянное снижение численности супругов в одной семье. Но для европейской и русской традиции полигамия не характерна, и привнесение ее в виде новых типов семьи, таких как гомосексуальная, «шведская», коммуна, свинг, полигиния и полиандрия (один человек состоит одновременно в нескольких союзах, возможно даже в разных городах, странах и так далее.), не приносит положительных результатов. Они, возможно, разнообразят сексуальную жизнь супругов/партнеров, но серьезно вредят их потомству (как в юридическом плане, так и в плане здоровья).

Феминизм имеет в своей структуре ряд течений, которые серьезно разнятся между собой по вопросу брака и семьи. Марксистский феминизм (А. Коллон-тай) выступал за обобществление быта, за коллективное воспитание детей, за отказ от традиционной формы брака как «буржуазной», классово вредной. Он предлагал новый вид взаимоотношений между мужчиной и женщиной - «любовь-игру» или «эротическую дружбу» [6]. Такие отношения исключают, по мнению А. Коллонтай, главные пороки брака - претензию на безраздельное обладание друг другом супругов и нерасторжимость. «Гостевой брак» вполне реализует потенциал «эротической дружбы» и все более получает распространение в крупных городах и среди материально обеспеченных партнеров. Жизнь в браке, но автономно друг от друга носит авантюрный характер. Однако в таком «браке» страдают дети, которые оказываются заложниками этой ситуации. Свобода смены половых партнеров и расторжимость в любой момент «неофициального брака» (сожительства, пробного брака) также не всем несет счастье и процветание в любви. Вспомним парадокс переписи населения России 2010 года, когда замужних женщин оказалось больше, чем женатых мужчин.

Либеральный феминизм (Б. Фридан, С. Окин) не выступает против семьи вообще. Он требует большего внимания к женщине, равноправия во всех сферах жизни, в том числе частной, семейной. Равноправие в семье означало справедливое распределение работы по дому и уходу за детьми между женами и мужьями. В доме дети должны получать образцы равноправия, а мужчины - обучаться уходу и заботе о других, что поможет им научиться вставать на точку зрения другого и также стать более справедливыми [4, с. 324]. В современном обществе для этого есть все возможности - отпуск по уходу за детьми может брать не только мать, но и отец; есть бытовая техника, не позволяющая использовать ее одному человеку более двух раз подряд; часть мужчин, не реализовавшихся в профес-

сиональном плане, становятся «домохозяйками» и выполняют всю работу по дому и уходу за детьми, пока женщина зарабатывает деньги. Но в погоне за справедливостью и равноправием из семейных отношений постепенно уходят любовь, забота, терпение, взаимовыручка - базовые ценности семьи.

Психоаналитический феминизм (К. Хорни, М. Кляйн, Д. Диннерстайн, Н. Чодороу, К. Оливье, Л. Иригарэ) опирается на открытие З. Фрейдом бессознательного и детской сексуальности. Причем современные феминистки считают теории К. Хорни, М. Кляйн, Л. Иригарэ компромиссными и вызывающими не меньше вопросов и возражений по проблеме женской сущности, чем сам фрейдизм. Феминистские психоаналитики, такие как Д. Диннерстайн, Н. Чодороу, К. Оливье, считают, что перераспределение ролей в обществе, при котором мужчины будут принимать участие в уходе за детьми, поможет преодолеть женоненавистничество в западной культуре [8, с. 27-29]. Феминизм отрицает биологическую изначальность материнского чувства как имманентного элемента психики женщины, добиваясь признания отнюдь не равенства между мужчиной и женщиной, но тождества. Материнство обвиняется в закабалении женщины, лишении ее самостоятельности и права выбора. Нэнси Чодороу в работе «Воспроизводство материнства: психоанализ и социология пола» пишет, что «материнство женщин воспроизводит семью в том виде, в котором она представлена в обществе, где доминирует мужчина. Половое и семейное разделение труда, при котором женщины являются матерями, создает половое разделение психологической организации и ориентации. Оно формирует социально сконструированных женщин и мужчин, которые вступают в асимметричные гетеросексуальные связи», «эдипов комплекс в том виде, в отором он возникает из асимметричной организации родительства, гарантирует психологическое табу на инцест в рамках связи родитель-ребенок и подталкивает мальчиков и девочек к вне-семейным гетеросексуальным связям. Это - один из шагов в направлении воспроизводства родитель-ства» [14, с. 71-72]. Однако в либеральных кругах Швеции и Германии обсуждаются вопросы о легализации инцеста, что прервет традицию воспроизводства родительства и станет могильным камнем для семьи, так как превратит ее в группу половых партнеров [9; 10; 11]. К тому же в США в конце 2013 года психологическая ассоциация признала педофилию сексуальной ориентацией, что теоретически позволяет взрослым с такой «ориентацией» включать детей в свою сексуальную жизнь [5]. Где же права ребенка на детство и сексуальную неприкосновенность и куда смотрит хваленая ювеналь-ная юстиция? Вопросы, так сказать, риторические.

Неординарна концепция моногамного брака К. Хорни. Для нее проблема брака и нарастающей

104

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ¿к № 2, 2014

Феминистский проект семьи: тренды и реальность

нелюбви друг к другу - это результат привнесения в брак неразрешенных конфликтов в детстве (эдипов комплекс), как и требование монопольного права на партнера по браку. Верность в патри-архатном обществе не является вопросом любви, а скорее проблемой престижа и власти, а требование девственности невесты - требованием «сексуального» рабства. Однако знания о неизбежности конфликтов супружества не должны означать прекращение браков вообще. Просто «стандарт моногамии нуждается в пересмотре, и мы должны вновь попытаться непредубежденно исследовать происхождение брака, ценность и исходящую из него опасность» [4, с. 326-327]. Например, взамен традиционных гетеросексуальных супружеских отношений предлагаются гомосексуальные. Из девиантных форм сексуального взаимодействия такие отношения переходят в разряд нормы или даже «сверхнормы», с особым жаром защищаются попытки внедрить представление о желательности и нормальности гомосексуализма в сознание детей и молодежи [7]. Человек, не имеющий возможности удовлетворить свою сексуальную потребность в приемлемой/традиционной форме (из-за вмешательства в сознание «чужеродных» традиций и норм сексуального поведения), либо теряет способность ее удовлетворить вообще (болезни половой и психосексуальной систем), либо удовлетворяет ее в извращенной форме (отклонения в сексуальном поведении, в том числе опасные для других). Г. Буркхарт считает, что «извращения пытаются анализировать, рассматривают широкий диапазон сексуальных функций и не понимают, что здесь глубоко нарушено нечто иное, а именно: партнерство отношения Я и Ты. В основе распущенности лежит не сексуальное поведение, а извращенное отношение к ближним. Поведение является преступным по своей сущности в том случае, если оно представляет собой нарушение нравственности» [2, с. 139]. Однако в феминизме понятия «нравственность» и «мораль» «нагружаются» отрицательными значениями закабаления женщины мужским шовинистским обществом и всей культурой, поэтому пропаганда гомосексуальности, на наш взгляд, несет в себе еще и задачу разрушения маскулинности культуры.

Радикальный феминизм (К. Миллетт, К. Дель-фи, Э. Голдман, С. Файерстоун) считает, что семья является основным институтом патриархата, унижения и закабаления женщины. Это социальный институт, в котором эксплуатируется женский труд, может насильственно проявляться мужская сексуальная власть, где ретранслируются стереотипы гендерных идентичностей и дискриминационные модели поведения [4, с. 324]. Эмма Голдман пишет, что «почти с младенчества девочке твердят о браке как о конечной цели; поэтому ее воспитание и образование подчинены именно этому.

Подобно бессловесной твари, откармливаемой на убой, ее готовят к браку. <...> Краткий период замужества и полного подчинения женщины делает ее совершенно непригодной к жизни. Она становится безразличной к собственной внешности, теряет легкость движений, не решается принимать решения, боится высказать суждение - то есть превращается в обузу, которую большинство мужчин ненавидит и презирает. <...> Институт брака превращает женщину в паразита, полностью зависимое существо. Замужество делает ее непригодной к борьбе, уничтожает ее общественное сознание, парализует воображение и затем любезно предлагает защиту, на деле являющуюся западней, пародией на человеческий характер» [3, с. 425-430]. В 80-х гг. XX века в радикальном лагере несколько смягчается отношение к семье: так, исследовательницы находят в ней компоненты женской солидарности и взаимопомощи.

Самой главной проблемой феминистских исследований является гиперсубъективность суждений и претензия на абсолютную истинность утверждений, что характерно более для публицистики, нежели присуще науке. Но это направление оказывает активное влияние на развитие стереотипов и представлений о семье и семейных отношениях. Для иллюстрации приведем результаты наших исследований, проводимых в молодежной среде РМЭ. В 2013 году нами было проведено анкетирование 400 человек, студентов вузов РМЭ (ПГТУ, МарГУ, МОСИ) в возрасте 18-25 лет. Юноши в выборке составили 43,5%, а девушки - 56,5%. Согласно результатам, большинство, но не подавляющее, студентов (44%) считают семьей зарегистрированный брачный союз мужчины и женщины при наличии детей, 18,5% - такой же союз без детей, 13% считают семьей одного родителя с ребенком. То есть маркером семьи в сознании молодежи выступают признанные государством (зарегистрированные) брачные отношения и наличие детей (например, 12% относят к семье и незарегистрированный союз при наличии детей). Традиционное представление о семье в сознании провинциальной молодежи все еще очень сильно, но его пытаются серьезно расшатать либеральными воззрениями. Сравнительно небольшая часть респондентов (4,5%) семьей считают и фактическое сожительство, а 8% толерантны к семьям - гомосексуальным союзам (как с детьми, так и без детей - по 4%).

Семья - это не только социальный институт, стабилизирующий социум и обеспечивающий воспроизводство населения; это не только хозяйственно-экономическая ячейка, участвующая в производственном процессе; это не только сфера любовных отношений людей, упорядочивающая половые связи; это не только область воспитания детей и нравственного совершенствования человека. Она есть целокупность всех вышеозначенных

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова .¿к № 2, 2014

105

явлений. Но с позиций социальной философии, на наш взгляд, оправдано будет назвать семью «нервным центром» социального организма. Этот центр чутко реагирует на внутренние и внешние изменения, часто самостоятельно порождает социальные и ментальные трансформации. Поле деятельности семьи гораздо шире, чем установление и поддержание кровных (родственных) и брачных (супружеских) связей. Оно охватывает всю жизнь каждого человека, проникает в образование, религию, экономику, политику, идеологию. Поэтому важно постараться защитить современную семью от внедрения деструктивных моделей и стереотипов, которые содержатся и в феминистской теории. Феминистский проект семьи, на наш взгляд, на деле является авантюрным проектом ее полного разрушения.

Примечание

1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №13-33-01294.

Библиографический список

1. Бовуар С., Сартр Ж.-П. Аллюзия любви. -М.: Алгоритм, 2008. - 240 с.

2. Буркхарт Г. Непонятая чувственность. Набросок антропологии чувственности // Человек в западной философии. - М.: Наука, 1994. - С. 124-155.

3. Голдман Э. Брак и любовь // Феминизм: проза, мемуары, письма: пер. с англ.; под ред. М. Шнеир. -М.: Прогресс литера, 1992.- 474 с.

4. Гурко Т.А. Представления об институте семьи в различных течениях феминизма // Теория и методология гендерных исследований / под общ. ред. О.А. Ворониной. - М.: МЦГИ - МВШСЭН, 2001. - 416 с.

5. Динкевич М. Психологи США и Канады выступают за легализацию педофилии // Вести. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://

www.vesti.ru/doc.html?id=638189 (дата обращения: 16.12.2013 г.).

6. Коллонтай А.М. Любовь и новая мораль // Философия любви: сб.: в 2 ч. / сост. А.А. Ивин. - М.: Политиздат, 1990. - Ч. 2. - С. 323-334.

7. Кузив Т. Норма или патология? // Медицинская газета. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mgzt.ru/article/1936/ (дата обращения: 16.12.2013 г.).

8. Линдхоф Л. Феминизм и психоанализ // Пол. Гендер. Культура. Немецкие и русские исследования / под ред. Э. Шоре, К. Хайдер. - М.: РГГУ, 2003. - Вып. 3. - С. 17-33.

9. Может ли инцест стать нормой жизни: мнения // ИА <^ех». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iarex.ru/interviews/37117.html (дата обращения: 16.12.2013 г.);

10. Носиков Н. О легализации инцеста // Однако. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.odnako.org/blogs/show_26142/ (дата обращения: 16.12.2013 г.);

11. Снегирев Ю. Коллонтай и не снилось // Российская газета. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/06/06/deputat.html (дата обращения: 16.12.2013 г.);

12. Ферри М.М. Феминизм и семейные исследования // Хрестоматия к курсу «Основы гендер-ных исследований» / отв. ред. О.А. Воронина. - М.: МЦГИ, 2000. - С. 234-235.

13. Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе / пер. с нем. - М.: АСТ: Транзиткнига, 2005. - 571 с.

14. Чодороу Н. Воспроизводство материнства: психоанализ и социология пола (Часть III. Половая идентификация и воспроизводство материнства) // Антология гендерных исследований: сб. пер. / сост. и комм. Е.И. Гаповой и А.Р. Усмановой. - Мн.: Пропилеи, 2000. - С. 29-77.

106

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова ¿j- № 2, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.