Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП В ВЫБОРНЫХ ОРГАНАХ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В КОНТЕКСТЕ РИСКОВ В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ'

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП В ВЫБОРНЫХ ОРГАНАХ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В КОНТЕКСТЕ РИСКОВ В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
избирательные права / система публичного представительства / меньшинства / защита прав меньшинств / риски в конституционном праве / electoral rights / system of public representation / minorities / protection of minority rights / risks in constitutional law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Измайлов Алибек Булатович

В статье анализируются различные виды гарантий представительства социальных групп в выборных органах публичной власти с точки зрения рисков в конституционном праве. Отмечается, что конституционные риски, связанные с выбором оптимального вида представительства социальных групп в выборных органах публичной власти, относятся к числу наиболее значительных, причем источники возникновения конституционных рисков тесно связаны с категориями «конституционные ценности» и «конституционная идентичность». Рассматриваются вопросы влияния конституционной идентичности государств на выбор определенной модели представительства социальных групп. Показано, что она обуславливается политической системой, историей и правовой культурой каждого конкретного государства и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRESENTATION OF SOCIAL GROUPS IN ELECTED BODIES OF PUBLIC AUTHORITY IN THE CONTEXT OF RISKS IN CONSTITUTIONAL LAW

The article analyzes various types of guarantees of representation of social groups in elected public authorities from the point of view of risks in constitutional law. It is noted that constitutional risks associated with the choice of the optimal type of representation of social groups in elected bodies of public power are among the most significant, and the sources of constitutional risks are closely related to the categories of “constitutional values” and “constitutional identity”. The issues of influence of the constitutional identity of states on the choice of a certain model of representation of social groups are considered. It is shown that it is determined by the political system, history and legal culture of each specific state and society.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП В ВЫБОРНЫХ ОРГАНАХ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В КОНТЕКСТЕ РИСКОВ В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ»

УДК 342.8 DOI: 10.24412/2411-2275-2024-2-47-50

ИЗМАЙЛОВ А.Б.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП В ВЫБОРНЫХ ОРГАНАХ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В КОНТЕКСТЕ РИСКОВ В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ

Ключевые слова: избирательные права, система публичного представительства, меньшинства, защита прав меньшинств, риски в конституционном праве.

В статье анализируются различные виды гарантий представительства социальных групп в выборных органах публичной власти с точки зрения рисков в конституционном праве. Отмечается, что конституционные риски, связанные с выбором оптимального вида представительства социальных групп в выборных органах публичной власти, относятся к числу наиболее значительных, причем источники возникновения конституционных рисков тесно связаны с категориями «конституционные ценности» и «конституционная идентичность». Рассматриваются вопросы влияния конституционной идентичности государств на выбор определенной модели представительства социальных групп. Показано, что она обуславливается политической системой, историей и правовой культурой каждого конкретного государства и общества.

IZMAYLOV, A.B.

REPRESENTATION OF SOCIAL GROUPS IN ELECTED BODIES OF PUBLIC AUTHORITY IN THE CONTEXT OF RISKS

IN CONSTITUTIONAL LAW

Key words: electoral rights, system of public representation, minorities, protection of minority rights, risks in constitutional law.

The article analyzes various types of guarantees of representation of social groups in elected public authorities from the point of view of risks in constitutional law. It is noted that constitutional risks associated with the choice of the optimal type of representation of social groups in elected bodies of public power are among the most significant, and the sources of constitutional risks are closely related to the categories of "constitutional values" and "constitutional identity". The issues of influence of the constitutional identity of states on the choice of a certain model of representation of social groups are considered. It is shown that it is determined by the political system, history and legal culture of each specific state and society.

Институт риска относительно недавно стал предметом для изучения со стороны конституционно-правовой науки. Риск связан с возможным наступлением событий или с совершением различных действий, способных отрицательным образом повлиять на регулирование определенной сферы общественных отношений и реализации права [1, с. 38]. В конституционном праве риски связаны прежде всего с политической сферой, но из-за важной роли упомянутой отрасли права значение принятия правильных решений становится особо очевидным и для экономической, социальной и иных сфер.

Классификация правовых рисков возможна по различным основаниям. Обращаясь к общей классификации правовых рисков, уместно привести следующую классификацию, предложенную Ю.М. Тихомировым, разбившим риски по уровням: юридико-текстовые, риски неожиданных действий, риски новых ситуаций (например, противоречия нового экономического и политического курса и т.д.) и риски форс-мажора, которые сопряжены с изменениями, характеризующимися крайней степенью опасности для государства и общества [2, с. 139].

Как отмечал В.В. Киреев, конституционно-правовые риски характеризуются конкретно-историческим содержанием [3, с. 105]. Здесь нельзя не отметить, что ориентация на накопленный «историко-правовой» опыт делает ситуацию в каждом конкретном государстве уникальной, так как история у всех своя. При этом все же естественным образом становились очевидными и общие моменты в политико-правовой практике различных стран. Факторы, приводящие к возникновению конституционных рисков, подразделяются на внешние и внутренние. К числу внешних относят терроризм, навязывание чуждых морально-этических стандартов, к числу внутренних - отсутствие доверительных отношений между гражданами и государством, несовершенство правовой системы и т.д. Как отмечается в литературе, малое внимание к институту рисков в конституционном праве является следствием масштабности и кажущейся стабильности конституционно-правового регулирования [12, с. 18].

Итак, конституционные риски, связанные с выбором оптимального вида представительства социальных групп в выборных органах публичной власти, относятся к числу наиболее значительных (дезорганизующих, рисков форс-мажора), ведь на кону стоят не только избирательные права граждан, но и само существование государства и общества. Конечно же, вопрос о внедрении тех или иных видов представительства социальных групп должен оцениваться с точки зрения конституционно-правовых рисков, тесно связанных, как ранее было сказано, с политической сферой общества.

Смотря на источники возникновения конституционных рисков, можно сделать вывод о тесной их связи с категориями «конституционные ценности» и «конституционная идентичность». В частности, попытки механического переноса и навязывания зарубежных институтов признаются в литературе неэффективными и даже опасными [4, с. 154]. Обособление государств и их правовых систем от международно-правового уровня регулирования поставило вопрос об их конституционной идентичности. Процесс универсализации конституционных ценностей наблюдается в сфере использования правовых гарантий представительства - многие их виды используются в самых разных частях Земли. Но опыт каждого государства и общества в достижению баланса между необходимостью интеграции социальных групп в процесс управления государства и ценностью государственной безопасности является все же уникальным и создание некого универсального стандарта навряд ли возможно. В этой связи на ум приходит теория конституции, как результата страха, выдвинутая конституционалистом Андрашом Шайо [11, с. 334-335]. Применяя ее к рассматриваемой теме, нельзя не отметить, что она позволяет наиболее точно объяснить причины принятия определенных решений.

Гармоничное соотношение конституционных ценностей безопасности и общественного порядка с представительством социальных групп является особенно важным для предотвращения возникновения рисков для государства и общества. В контексте изменившейся концепции демократии, невозможной на современном этапе без учета прав социальных групп, перед юридической наукой уже встает вопрос о гарантиях прав для большинства [6, с. 3].

Среди видов представительства социальных групп в выборных органах публичной власти выделяются следующие: избирательные квоты, представительство посредством политических партий и иных общественных объединений, национально-территориальное представительство, отклонение от нормы представительства в зоне компактного проживания коренных малочисленных народов [5, с. 71]. В качестве особого вида можно выделить создание специализированных выборных органов публичной власти, иногда называемых «парламентами».

Наиболее интересным является представительство социальных групп посредством создания публично-территориального образования. Наличие территории с резко выделяющимся национальным составом населения, особенно в больших по размеру государствах, является предпосылкой для создания федерации или национальных автономий. Ключевым в данном вопросе представляется недопущение крайностей как в виде полного игнорирования существования этнорелигиозных групп, так и в виде предоставления сверхшироких возможностей национальным публичным территориальным коллективам. Опыт построения федераций по национальному критерию в основном является негативным. Такие федерации являются неустойчивыми из-за часто возникающих противоречий между этническими субъектами федерации и федеральным центром.

В Российской Федерации проявлялись процессы, связанные с изменением статусом многих субъектов. Автономные области становятся республиками (например, Адыгейская автономная область), довольно широко распространяются идеи преобразования территориальных субъектов федерации в республики, автономные округа входят в Российскую Федерацию напрямую, то есть нивелируется факт их вхождения в края. В Конституциях республик зачастую идет «вторжение» в область исключительной компетенции федерации, подчеркивается суверенность республик и предпринимаются попытки введения собственного гражданства.

Построение федерации по национально-территориальному критерию стало компромиссным решением дилеммы между необходимостью учета географии и этнорелигиозного состава населения и интересами государства. Российская Федерация сохранила в основе национально-территориальный критерий и укрепила единство государства посредством уточнения некоторых аспектов конституционно-правового статуса субъектов. В этой связи крайне показательной является негативная реакция федерального центра на возможное превращение областей как территориальных субъектов федерации в республики (Уральская республика).

Очень большое распространение получило избирательное квотирование в представительных органах публичной власти для различных социальных групп. Для их представителей резервируется часть мандатов в парламенте или позиций в списках кандидатов [7,

с. 137]. В Российской Федерации подобная практика имела место до 2015 года: последние квоты были отменены в Ханты-Мансийском автономном округе.

Отношение к нарушению принципа равного избирательного права в рамках так называемой положительной (позитивной) дискриминации, кардинально различается в российской и зарубежных практиках. Так, указанный принцип не имеет абсолютного характера с точки зрения зарубежной модели: именно поэтому квоты получают все большее распространение. В отечественном праве от создания привилегий в виде квот определенным категориям избирателей отказались [8, с. 163]. При этом все же для коренных малочисленных народов предусмотрели максимально возможное отклонение от нормы представительства в зонах их проживания. Не стоит забывать и о федеративной форме государственного устройства в России, позволяющей национальным субъектам иметь представителей и в палате их представительства Совете Федерации, и в Государственной Думе, ведь на территории каждого субъекта необходимо создать минимум один избирательный округ. Но почему же российский законодатель не стал сохранять избирательное квотирование?

На данный вопрос стоит ответить через призму отечественной истории права. Распад Советского Союза и последующий всплеск сепаратистских движений уже в рамках РСФСР обострил внимание к ценностям государственной безопасности, единства государства и общества.

Не стоит забывать и о признанной негативной практике деления общества на классы в ранний период советской власти. В глазах законодателя значение принципа равного избирательного права серьезно возросло. Тем не менее, в Российской Федерации, как отмечалось выше, действуют особые нормы представительства для зон проживания некоторых этнических групп [9, с. 64].

Еще одним альтернативным особым видом представительства коренных народов является создание специализированных органов их представительства. В скандинавских государствах существуют так называемые Саамские парламенты - выборные органы для представления интересов саамского народа. Эти «квазипарламенты» квалифицируются как устойчивый институт участия саамов в осуществлении публичной власти [10, с. 150]. Такой вид правовых гарантий представительства не исключает участия саамских избирательных объединений в выборах в законодательные и представительные органы. Как правило, крупные политические партии участвуют и выборах в эти «квазипарламенты», имея собственную саамскую повестку.

Наиболее ярким образом конституционные страхи проявились в вопросах использования такой формы представительства социальных групп как представительство посредством партий и иных общественных объединений. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях» исключает существование партий по признакам расовой, религиозной, национальной принадлежности и даже профессиональной. Кроме того, региональные отделения партий должны существовать в не менее, чем в половине субъектов федерации. Самые известные попытки оспорить эти требования в Конституционном Суде РФ предпринимались в середине нулевых. Как указывалось в решениях органа конституционного правосудия, российское общество еще не имеет большого демократического опыта и может подвергнуться разрушительному влиянию сепаратистских, националистических и иных сил. Налицо повышение роли ценности государственной безопасности и общественного порядка.

Таким образом, видовой набор правовых гарантий представительства социальных групп в выборных органах публичной власти в каждом государстве во многом определяется опасностью конституционных рисков. Тесная связь с политической сферой общества, которая в свою очередь переплетена с историей государственного и правового развития страны, предопределяет разное отношение к видам представительства социальных групп. Стремление к достижению баланса между интересами государства и определенной социальной группы во многом детерминировано географией и этнорелигиозным составом населения государства, его историей и правовой культурой.

Литература и источники

1. Масловская Т.С. Риски в конституционном праве // Журнал российского права. 2016. №12 (240).

2. Тихомиров, Ю. А. Риски в правовом пространстве // Юридическая техника. 2019. № 13.

3. Киреев В.В. К вопросу о критериях систематизации конституционных рисков // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2022. №2.

4. Национальное и универсальное в праве: от традиций к постмодернизму: сборник материалов VII Международного конгресса сравнительного правоведения (Москва, 1-2 декабря 2017 г.) / Т.Я. Хабриева, Ю.А. Тихомиров, В.М. Сырых и др. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2018.

5. Измайлов А.Б. К вопросу о видах гарантий представительства социальных групп в выборных органах публичной власти // Право и практика. 2023. №4.

6. Бондарь Н.С. Между Сциллой и Харибдой: когда права меньшинства защищаются вопреки мнению ("правлению") большинства // Журнал конституционного правосудия. 2020. №4.

7. Лысенко В.И. Гендерные проблемы электоральной сферы в государствах региона ОБСЕ // Гражданин, выборы, власть. № 2(24). 2022.

8. Правовое регулирование межнациональных отношений в Российской Федерации: проблемы теории и практики: научно-практическое пособие / Л.В. Андриченко, А.Е. Постников, Л.Н. Васильева и др.; отв. ред. Л.В. Андриченко, А.Е. Постников; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М.: Норма: ИНФРА-М, 2021.

9. Право избирать и быть избранным в российских политических реалиях: основные конституционно-правовые проблемы. Учебно-методический комплекс / Рук. авт. кол. и отв. ред. проф. Авакьян С.А. М.: Юстицинформ, 2015.

10. Филиппова Н.А. Нация и национальные меньшинства в парламентах: от XX к XXI веку // Антиномии. 2014. №2.

11. Шустров Д.Г. Сущность конституции: основные теории. М.: Юрлитинформ, 2017.

12. Тихомиров Ю.А., Шахрай С.М. Риск и право. М.: Издательство Московского университета, 2012.

References and Sources

1. Maslovskaya T.S. Risks in Constitutional Law // Journal of Russian Law. 2016. №12 (240).

2. Tikhomirov, Yu. A. Risks in the legal Space // Legal technique. 2019. № 13.

3. Kireev V. V. Systematization of constitutional risks. // Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law. 2022. vol. 22. no. 2. pp. 104-111

4. The National and the Universal in Law: From Traditions to Postmodernism: materials of the VII International Congress of Comparative Law (Moscow, December 1-2, 2017) / T.Y. Khabrieva, Yu.A. Tikhomirov, V.M. Syrykh, etc. М.: The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, 2018.

5. Izmaylov A.B. On the question of types of guarantees for the representation of social groups in elected government bodies // Law and practice. 2023. №4.

6. Bondar N.S. Between Scylla and Charybdis: when minority rights they are protected against the opinion ("the board") majority's // Journal of Constitutional Justice.2020, №4.

7. Lysenko V.I. Gender Problems of the Electoral Sphere in the states of the OSCE Region. // Citizen. Elections. Power. № 2(24). 2022.

8. Legal Regulation of Interethnic Relations in the Russian Federation: Problems of Theory and Practice : scientific and practical guide / L. V. Andrichenko, A. E. Postnikov, L. N. Vasileva etc ; еxecutive еditors L. V. Andrichenko, A. E. Postnikov ; Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation. M.: Norma : INFRA-M, 2021.

9. The Right to Elect and Be Elected in the Russian Political Realities: the Basic Constitutional and Legal Problems. Training Materials / Lead author and executive editor Prof. S.A. Avakyan M.: Yustitsinform,2015.

10. Filippova N.A. Nation and National Minorities in Parliament: from XX to XXI Century // Antinomies. 2014. №2.

11. Shustrov D. G. The essence of the Constitution: basic theories. M. : Yurlitinform, 2017.

12. Tikhomirov Yu.A., Shakhray S.M. Risk and Law. M.: Moscow University Press, 2012

ИЗМАЙЛОВ АЛИБЕК БУЛАТОВИЧ - аспирант, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ ([email protected]).

IZMAILOV, ALIBEK B. - Ph.D. student of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation (vorobj [email protected]).

УДК 342.9 DOI: 10.24412/2411-2275-2024-2-50-56

ШУХОВ Ф.Г., РЫЖАКОВА А.М. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПОБОЧНЫХ ПРОДУКТАХ ЖИВОТНОВОДСТВА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА ГРАЖДАН НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Ключевые слова: FAOSTAT, экологическое право, побочные продукты животноводства, право на благоприятную окружающую среду, информационная система.

В настоящий момент активно развивается направление учета углеродных единиц для реализации системного подхода к вопросам экологии. Для понимания процессов, связанных с оборотом и влиянием метана на окружающую среду, необходимо прежде всего понимать, что является источником выбросов газа. В данной статье приведен результат анализа нормативно-правовой базы в сферах оборота побочных продуктов животноводства, выброса парниковых газов и подробно разобрана модель применения методики по вычислению уровней выброса метана, которую можно адаптировать под условия Российской Федерации. Отмечено, что пробелы в определении юридической ответственности для собственников, нарушивших условия по обороту ППЖ, требуют корректировки, поскольку, с одной стороны, суммы существующих штрафных санкций зачастую непосильны для молодых предприятий, а, с другой, ущерб окружающей среде от биоотходов требует адекватной ответственности.

SHUKHOV, F.G., RYZHAKOVA, A.M. IMPROVEMENT OF LEGISLATION ON ANIMAL BY-PRODUCTS TO ENSURE THE RIGHT OF CITIZENS TO A

FAVORABLE ENVIRONMENT

Key words: FAOSTAT, environmental law, livestock by-products, right to a healthy environment, information system.

Currently, the direction of accounting for carbon units is actively developing to implement a systematic approach to environmental issues. To understand the processes associated with the turnover and impact of methane on the environment, it is necessary first of all to understand what

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.