Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО И ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ ПРОКУРАТУРАМИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНАХ, ИНОСТРАННЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ (МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ) СУДАХ'

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО И ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ ПРОКУРАТУРАМИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНАХ, ИНОСТРАННЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ (МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ) СУДАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
399
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРА / ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА / ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА / ПРОКУРАТУРЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жудро Никита Георгиевич

В статье приводится анализ опыта прокуратур иностранных государств по обеспечению представительства и защиты интересов государства в международных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах. С помощью статистического метода и метода математического анализа приводится обоснование эффективности указанной деятельности органов прокуратуры иностранных государств. Также в статье приводится сравнительный анализ и структура органов, обеспечивающих представительство и защиту интересов государства в международных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах. Дополнительно в научной работе рассматриваются правовые основы института обеспечения представительства и защиты интересов государств, а также изучается целесообразность издания организационно-распорядительного документа, касающегося реализации полномочий по обеспечению представительства и защиты интересов Российской Федерации в международных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRESENTATION AND PROTECTION OF STATE INTERESTS BY THE PROSECUTOR’S OFFICES OF FOREIGN COUNTRIES IN INTERNATIONAL BODIES, FOREIGN AND INTERNATIONAL (INTERSTATE) COURTS

The article analyzes the experience of the prosecutor’s offices of foreign states in ensuring representation and protection of the interests of the state in international bodies, foreign and international (interstate) courts. With the help of the statistical method and the method of mathematical analysis, the substantiation of the effectiveness of the specified activities of the prosecutor’s offices of foreign states is given. The article also provides a comparative analysis and structure of the bodies providing representation and protection of the interests of the state in international bodies, foreign and international (interstate) courts. Additionally, the scientific work examines the legal foundations of the institute for ensuring representation and protection of the interests of states, and also examines the expediency of issuing an organizational and administrative document concerning the exercise of powers to ensure representation and protection of the interests of the Russian Federation in international bodies, foreign and international (interstate) courts.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО И ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ ПРОКУРАТУРАМИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНАХ, ИНОСТРАННЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ (МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ) СУДАХ»

Представительство и защита государственных интересов прокуратурами зарубежных стран в международных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах

Жудро Никита Георгиевич,

студент, ФГКОУ ВО «Университет прокуратуры Российской

Федерации»

E-mail: nzhudroo@mail.ru

В статье приводится анализ опыта прокуратур иностранных государств по обеспечению представительства и защиты интересов государства в международных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах. С помощью статистического метода и метода математического анализа приводится обоснование эффективности указанной деятельности органов прокуратуры иностранных государств. Также в статье приводится сравнительный анализ и структура органов, обеспечивающих представительство и защиту интересов государства в международных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах. Дополнительно в научной работе рассматриваются правовые основы института обеспечения представительства и защиты интересов государств, а также изучается целесообразность издания организационно-распорядительного документа, касающегося реализации полномочий по обеспечению представительства и защиты интересов Российской Федерации в международных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах.

Ключевые слова: органы прокуратура; представительство интересов государства; защита интересов государства; прокуратуры зарубежных стран.

Актуальность рассмотрения опыта зарубежных прокуратур обусловлена появлением в России института представительства и защиты государственных интересов, закрепленного за Генеральной прокуратурой РФ. [15, 39.1] Прокуратура РФ - государственный и общественный институт, имеющий широкие полномочия в пределах уголовной юстиции и вне сферы уголовной юстиции, уникальный и многофункциональный орган. Внесенные в Федеральный закон от 17.01.1992 N2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» изменения в июле 2021 года наделили отечественную прокуратуру новыми полномочиями в сфере обеспечения представительства и защиты интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах). В составе Главного управления международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры РФ созданы новые структурные подразделения: Управление по обеспечению деятельности Уполномоченного Российской Федерации при Европейском суде по правам человека (далее - ЕСПЧ), Управление по сопровождению международных споров, Отдел (зарубежный аппарат) по обеспечению представительства и защиты интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах). [12] Начальник Главного управления международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры РФ М.В. Виноградов наделен функциями Уполномоченного Российской Федерации при ЕСПЧ. [14] В таких условиях необходимо проанализировать опыт прокуратур и органов, выполняющих аналогичные функции, по обеспечению представительства и защиты государственных интересов в зарубежных странах.

Прокуратура Российской Федерации зарекомендовала себя надежным партнером по вопросам экстрадиции и правовой помощи. В решающую стадию входят важнейшие процессы, затрагивающие интересы Российской Федерации. Из-за политического давления наиболее сложными является дела, связанные с ОАО «Нефтяная компания «ЮКОС»«. Судебные разбирательства по данным делам проходили в ЕСПЧ, Международном арбитраже в Гааге (Постоянная палата третейского суда), Окружном суде Гааги, Апелляционном суде Гааги, Верховном суде Нидерландов, Международном арбитражном суде Стокгольма. Верховный суд

5 -о

сз

<

Нидерландов 5 ноября 2021 года отменил решение Апелляционного суда Нидерландов и вернул дело на повторное рассмотрение в Апелляционный суд, что является несомненным доказательством высокого профессионализма представителей РФ. [16] Российской Федерации необходимо конструктивными юридическими средствами предотвратить материальные и репутационные потери. Крайне напряженной остается ситуация с расследованием со стороны Всемирного антидопингового агентства в отношении российских спортсменов. Неблагоприятное развитие ситуации и несвоевременная юридическая помощь могут привезти к ослаблению позиций российских спортсменов. [2, 37] Прокуратура РФ обладает необходимым набором инструментов по реализации представительства и защиты интересов РФ, а именно:

1. Прокуратура РФ наделена полномочиями по использованию сведений, которые составляют банковскую и налоговую тайну.

2. Орган наделен полномочиями по истребованию материалов уголовного дела из органов, осуществляющих предварительное расследование и из судебных органов.

3. Прокуратура РФ уполномочена осуществлять надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. [5, 567]

Изучение аналогичного опыта прокуратур иных государств позволит повысить эффективность осуществления представительства и защиты интересов Российской Федерации на международной арене. Прокуратуры иностранных государств осуществляют данную деятельность на протяжении длительного периода времени, что позволит изучить проблемы осуществления этой деятельности.

Наиболее целесообразно рассмотреть опыт зарубежных стран на примере ЕСПЧ. Правовые основы института обеспечения представительства и защиты интересов государств в ЕСПЧ заложены в Регламенте Европейского Суда по правам человека от 1 января 2020 г. Правило 35 гласит: «Представительство Высоких Договаривающихся Сторон осуществляется официальными уполномоченными лицами, которые вправе пользоваться помощью адвокатов и советников». Примечание 20 к Правилу 28 урегулирует конфликт интересов, оно запрещает участвовать в любом заседании суда лицу, если лицо участвовало в качестве представителя государства в деятельности суда. Регламент не сообщает о конкретных органах, осуществляющих представительство и защиту интересов в ЕСПЧ. Европейский подход к пониманию роли прокурора основан на восприятии прокурора, как лица, осуществляющего уголовное преследование и существующего в уголовно-правовой сфере. [3, 132] Часть европейских стран не следует этому подходу. [9, 53] Однако можно выделить ряд 5= государств, представители которых осуществляют ^ защиту интересов государства в международных ^ судах и иных органах. К ним относится: Албания, ^ Исландия, Испания, Кипр, Мальта, Норвегия, Пор-Ц тугалия. Проведем рассмотрение деятельности

некоторых прокуратур применительно к предмету статьи.

Например, Прокуратура Республики Мальта выступает в качестве основного органа международного судебного сотрудничества и сотрудничества по уголовным делам. Представительство в международных органах и судах до декабря 2019 года обеспечивала Канцелярия Генерального прокурора. Модель представительства показала высокую эффективность. Правительство Мальты в результате реформы 2019 года создало единый орган представительства государства в судебных и несудебных межгосударственных и внутригосударственных инстанциях. Новый орган состоит из Государственного поверенного по юридическим вопросам (State Advocate) и Канцелярии государственного поверенного по юридическим вопросам (Office of the State Advocate). Сотрудники Канцелярии обязаны следовать нормам Кодекса этики адвоката и нормам Кодекса этики прокурорского работника. [17] Сотрудники юридической службы Государственного поверенного также регулярно присутствуют на заседаниях законодательных органов Мальты и выполняют ограниченные дипломатические и консульские функции по юридическим вопросам в правовых структурах Европейского Союза, Совета Европы и других международных организациях. [22] Служба Государственного поверенного выступает в качестве основного органа, обеспечивающего международный документооборот по гражданским делам. Обеспечение нового органа кадровой основой произошло благодаря переходу сотрудников Канцелярии Прокурора в Офис государственного поверенного. Правовой статус частнопрактикующего адвоката имеет существенные отличия от статуса поверенного государственного. Подчиненность сотрудников Государственного поверенного Кодексу этики прокурорского работника Мальтийской республики и кадровая общность, возможность перехода из одного ведомства в другое свидетельствует о том, что Государственный поверенный и Генеральная прокуратура Мальты тесно взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. [17]

Генеральный прокурор Республики Кипр представляет страну и защищает ее интересы во всех случаях, когда Кипр является стороной судебного разбирательства. Генеральный прокурор является главой Юридической службы Кипра, которая не входит в состав иных ведомств и независима в своих действиях. [10, 112-114] Полномочия по представительству осуществляют Генеральный прокурор, Заместитель генерального прокурора, иные лица, назначаемые Генеральным прокурором и его Заместителем.

Рассматриваемые страны: Республика Кипр и Республика Мальта обладают важнейшими общими чертами. Территории данных стан длительное время находились под властью Великобритании, что повлияло на становление правовых институтов. [4, 186] В Великобритании аналогичные прокуратуре функции выполняется атторнейская служба. В широком смысле Атторней в Велико-

британии является представителем правительства во внутригосударственных судах, обвинителем по уголовным делам. С 1985 года Генеральный атторней руководит Службой государственных обвинителей, которая была создана в том же году. [8, 55] С конца девятнадцатого века Генеральный атторней лишен возможности заниматься частной адвокатской практикой, что указывает на его государственный и публичный статус. Можно сделать вывод, что функции представительства в международных органах свойственны лицам, выполняющим функции прокурора.

Прокуратура Испании обеспечивает представительство и защиту интересов страны в международных органах. [20, 3] Сотрудничество и представительство в международной сфере обеспечивает Технический секретариат Генерального прокурора. [20, 3] Прокуратура Испании интегрирована во все структуры, созданные Европейским союзом и другими международными организациями для укрепления сотрудничества в правовой сфере. Можно выделить три направления деятельности прокура-

Таблица 1

туры, во-первых, международная помощь, касающаяся выдачи преступников, во-вторых, укрепление сотрудничества между странами, в-третьих, постоянное присутствие на различных международных институциональных площадках (международные организации, конференции). [19]

Прокуратура Португалии (Ministerio Publico) по своему правовому статусу схожа с прокуратурой Испании. Статья 219 Конституции Португалии 1976 года закрепляет за прокуратурой полномочия по представительству государства и защите интересов, определяемых законом. Представительство обеспечивает Отдел судебного сотрудничества и международных отношений, который возглавляет Глава Прокуратуры Португалии или его заместитель. За данным структурным подразделением закреплена функция обеспечения координации деятельности судей, документооборот, правовая помощь по уголовным делам. [18, 54] Испано-португальский тип прокуратуры считается наиболее близким по функциям к российскому типу прокуратуры. [6]

Государство Заявления, назначенные для подготовки судебного заседания Заявления, признанные неприемлемыми или исключенные по различным причинам. Заявления, по которым было вынесено судебное решение Общее количество завершенных дел Процент вынесения судебного решения

Испания 13 485 13 155 265 13 420 1,965%

Норвегия 2 015 1956 65 2 015 3,22%

Португалия 4 408 3 429 539 3 968 12,22%

Кипр 1 296 1128 109 1 237 8,4%

Мальта 934 780 135 915 14,45%

Албания 1 516 832 132 964 8,7%

Исландия 338 258 36 294 10,6%

Великобритания 22 987 23 091 1 859 24 950 8,08%

Средний процент: 8, 45%

Эффективность деятельности стран, где представительство государства и защиту государственных интересов осуществляет прокуратура, возможно измерить с помощью статистического метода и метода математического анализа. В таблице 1 и таблице 2 приведены страны, где представительство в международных инстанциях осуществляет прокуратура. Данные взяты за 61 год деятельности ЕСПЧ (19592020 годы). [21] В таблице 3 и таблице 4 представлены страны, где представительство обеспечивают иные органы, однако количество этих стран превышает количество стран, приведенных в таблице 1 и таблице 2. Исходя из этого, страны в таблице № 3 и таблице № 4 отобраны методом случайного (вероятностного) отбора. Математически подсчитан процент вынесения судебного решения, процент количества завершенных дел, процент заявлений, признанных неприемлемыми или исключенными по причине отзыва заявителем, мирового соглашения, прекращения обстоятельств, вызвавших подачу

заявления. Полученный процент округлен до сотых долей для удобства анализа. Орган, выбранный для исследования (ЕСПЧ), наиболее полно отражает деятельность прокуратуры в данном направлении, так как прокуратура осуществляет в нем две основные функции, составляющие предмет данной статьи, а именно: представительство государства и защиту государства.

Данные свидетельствуют о том, что в странах, где представительство обеспечивают иные органы, показатели эффективности отличаются от стран, где представительство обеспечивает прокуратура. Во второй группе стран (Таблица № 3, Таблица № 4) на 5,22% меньше исключенных заявлений по причине заключения мирового соглашения и иных причин, способствующих разрешению проблемы заявителей. В той же группе стран на 4,89% меньше завершённых дел. Необходимо отметить, что Великобритания заняла позицию разрешения практически всех споров в досудебном порядке. [1]

Таблица 2

Государство Процент заявлений, признанных неприемлемыми или исключенные по различным причинам (мировое соглашение и т.д.) Процент завершенных дел (по состоянию на 2020 г.)

Испания 97,55% 99,51%

Норвегия 97,07% 100%

Португалия 77,79% 90,01%

Кипр 87,03% 95,44%

Мальта 83,51% 97,96%

Албания 54,88% 63,58%

Исландия 76,33% 86,98%

Великобритания 100% 100%

Средний процент: 84,27% Средний процент: 91,68%

Таблица 3

Государство Заявления, назначенные для подготовки судебного заседания Заявления, признанные неприемлемыми или исключенные. Заявления, по которым было вынесено судебное решение Общее количество завершенных дел Процент вынесения судебного решения

Турция 119492 101 873 5 931 107804 4,96%

Латвия 5 228 4 684 162 4 846 3.09%

Румыния 84 993 74 206 3 245 77 451 3,81%

Италия 48 928 40 271 3 414 43 685 6,97%

Греция 9 980 7 635 1333 8 968 13,35%

Армения 3 944 2 390 162 2 552 4,1%

Украина 101 062 72 604 18 060 90 664 17,87%

Средний процент: 7,73%

Таблица 4

Государство Процент заявлений, признанные неприемлемыми или исключенные по различным причинам (мировое соглашение и т.д.) Процент завершенных Дел (по состоянию на 2020 г.)

Турция 85,25% 90,22%

Латвия 89,59% 92,69%

Румыния 87,30% 91,12%

Италия 82,30% 89,28%

Греция 76,50% 89,85%

Армения 60,59% 64,70%

Украина 71,84% 89,71%

Средний процент: 79,05% Средний процент: 86,79%

Таким образом, обеспечение представительства и защиты государственных интересов органами прокуратуры - функции, которые свойственны Ц институтам континентальной и англосаксонской — правовой семьи. В странах, где подобные инстру-о менты применяются иными органами, наблюда-^ ются более низкие показатели эффективности. г Несомненно, на данные показатели влияют поли-

тические и макроэкономические факторы, однако данные, приведенные за 61 год деятельности ЕСПЧ, отвечают критерию репрезентативности. Учитывая опыт иностранных государств, представляется целесообразным издание организационно-распорядительного документа ГП Рф, касающегося реализации полномочий по обеспечению представительства и защиты интересов РФ.

Литература

1. Актуальные вопросы современного права. Институт прав человека. Права человека и их защита в Российской Федерации: Учебно-методическое пособие / С.А. Глотов, М.П. Фо-миченко, А.Л. Журавлев, М.М. Какителашвили [и др.]. - Москва: Федеральный центр образовательного законодательства, 2019. - 572 с.

2. Зайцев В. А., Алексеев И.М. К вопросу о дискриминации российских спортсменов международными спортивными организациями // Вестник КРУ МВД России. 2017. № 3 (37).

3. Какителашвили М.М. Прокуратура в системе органов государственной власти в странах СНГ // Российский журнал правовых исследований. 2019. Т. 6. № 3 (20). С. 131-137.

4. Какителашвили М.М. Организация, деятельность и международное сотрудничество прокуратур зарубежных стран: Учебное пособие / М.М. Какителашвили. - Москва: Белый Ветер,

2019. - 186 с.

5. Москалева К. А. О значении функции представительства Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Европейском суде по правам человека / К.А. Москалева // Актуальные проблемы науки в исследованиях студентов, ученых, практиков: Сборник научных статей студентов, магистрантов, практиков, подготовленный по итогам Международной научно-практической конференции, Ижевск, 27 мая 2021 года. - Ижевск, 2021. - С. 566-571.

6. Организация и деятельность прокуратур зарубежных стран: учеб. пособие / Какителашвили М.М., Куликова Г.Л.; под ред. Г.Л. Куликовой. - М., Ун-т прокуратуры Рос. Федерации,

2020. - 176 с.

7. Смбатян, А.С. Международное право не должно превращаться в моральную утопию / А.С. Смбатян // Евразийский юридический журнал. - 2021. - № 1(152).

8. Щерба С. П., Додонов В.Н., Примова Э.Н., Решетникова Т.А. Организация и деятельность прокуратуры зарубежных стран: информ.-ана-литич. справ. / под общ. науч. ред. С.П. Щербы. М.: Юрлитинформ, 2010. С. 55.

9. Щерба С. П., Додонов В.Н., Архипова Е.А. Полномочия прокуроров иностранных государств в уголовном судопроизводстве и вне уголовно-правовой сферы // Вестн. Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. 2016. № 3(53).

10. Конституция Республики Кипр от 16 августа 1960 года. URL: https://www.concourt.am/arme-nian/legal_resources/world_constitutions/constit/ cypros/cyprus-r.htm (Дата обращения: 05.11.21)

11. Конституции Португалии 1976 года. URL: https://www.concourt.am/armenian/legal_resourc-es/world_constitutions/constit/portugal/portug-r. htm (Дата обращения: 05.11.21)

12. Положение о Главном управлении международно-правового сотрудничества Генеральной

прокуратуры Российской Федерации» (утв. Генпрокуратурой России 06.09.2021).

13. Регламент Европейского Суда по правам человека от 1 января 2020 г.

14. Указ Президента Российской Федерации от 08.07.2021 г. № 412 URL: http://www.krem-lin.ru/acts/bank/47059 (Дата обращения: 04.11.2021)

15. Федеральный закон от 17.01.1992 N2202-1 (ред. от 01.07.2021) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021).URL: http://www.consultant.ru/doc-ument/cons_doc_LAW_262/?resource=cons&tar-get=doc (Дата обращения: 04.11.2021)

16. Опубликование решений ВС Нидерландов. URL: https ://www. hogeraad. nl/actueel/nieu-wsoverzicht/2021/november/hoge-raad-vernietigt-uitspraak-hof-arbitragezaak-yukos?utm_ source=yxnews&utm_medium=desktop (Дата обращения: 05.11.2021)

17. Официальный сайт Государственного поверенного Мальтийской республики. URL: https:// stateadvocate.mt/en/Pages/Office-of-the-State-Advocate.aspx (Дата обращения:20.10.2021)

18. Estatuto do Ministério Público Lei № 68/2019 Artigo 54. (Закон о статусе Прокуратуры № 68/2019. Статья 54)

19. Instrucción 2/2007, 20 de marzo de 2007, sobre la organización de la Sección de Cooperación Internacional de la ST de la FGE. (Инструкция 2/2007 о международном сотрудничестве органов прокуратуры).

20. Ley 50/1981, de 30 de diciembre, por la que se regula el Estatuto Orgánico del Ministerio Fiscal. Artículo 3. (Органический закон о Прокуратуре Испании 50/1981. Ст. 3)

21. Overview 1959-2020 ECHR (обзор ЕСПЧ) URL: https ://www.echr. coe .int/Documents/Over-view_19592020_ENG.pdf (дата обращения: 26.10.2021)

22. State Advocate Act 18.12.2019. XXV. (Закон о Государственном адвокате от 18.12.2019)

REPRESENTATION AND PROTECTION OF STATE INTERESTS BY THE PROSECUTOR'S OFFICES OF FOREIGN COUNTRIES IN INTERNATIONAL BODIES, FOREIGN AND INTERNATIONAL (INTERSTATE) COURTS

Zhudro N.G.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

University of prosecutor's office of the Russian Federation

The article analyzes the experience of the prosecutor's offices of foreign states in ensuring representation and protection of the interests of the state in international bodies, foreign and international (interstate) courts. With the help of the statistical method and the method of mathematical analysis, the substantiation of the effectiveness of the specified activities of the prosecutor's offices of foreign states is given. The article also provides a comparative analysis and structure of the bodies providing representation and protection of the interests of the state in international bodies, foreign and international (interstate) courts. Additionally, the scientific work examines the legal foundations of the institute for ensuring representation and protection of the interests of states, and also examines the expediency of issuing an organizational and administrative document concerning the exercise of powers to ensure representation and protection

5

"O

C3

<

of the interests of the Russian Federation in international bodies,

foreign and international (interstate) courts.

Keywords. Representation of interests, protection of interests,

prosecutor's offices of foreign countries.

References

1. Current issues of modern law. Institute of Human Rights. Human rights and their protection in the Russian Federation: An educational and methodological manual / S.A. Glotov, M.P. Fo-michenko, A.L. Zhuravlev, M.M. Kakitelashvili [et al.]. - Moscow: Federal Center for Educational Legislation, 2019. - 572 p.

2. Zaitsev V. A., Alekseev I.M. On the issue of discrimination of Russian athletes by international sports organizations // Bulletin of the KRU of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. № 3 (37).

3. Kakitelashvili M.M. Prosecutor's office in the system of state authorities in the CIS countries // Russian Journal of Legal Studies. 2019. Vol. 6. No. 3 (20). pp. 131-137.

4. Kakitelashvili M.M. Organization, activity and international cooperation of prosecutor's offices of foreign countries: Textbook / M.M. Kakitelashvili. - Moscow: White Wind, 2019. - 186 p.

5. Moskaleva K.A. On the significance of the function of representation of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation in the European Court of Human Rights / K.A. Moskaleva // Actual problems of science in the research of students, scientists, practitioners: A collection of scientific articles of students, undergraduates, practitioners, prepared following the results of the International Scientific and Practical Conference, Izhevsk, May 27, 2021. - Izhevsk, 2021. - pp. 566-571.

6. Organization and activity of prosecutor's offices of foreign countries: studies. manual / Kakitelashvili M.M., Kulikova G.L.; edited by G.L. Kulikova. - M., Un-t Prosecutor's Office of the Russian Federation. Federation, 2020. - 176 p.

7. Smbatyan, A.S. International law should not turn into a moral utopia / A.S. Smbatyan // Eurasian Legal Journal. - 2021. -№ 1(152).

8. Shcherba S. P., Dodonov V.N., Primova E.N., Reshetniko-va T.A. Organization and activity of the Prosecutor's Office of foreign countries: inform. - analytical. help. / under total. scientific ed. S.P. Shcherba. M.: Yurlitinform, 2010. p. 55.

9. Shcherba S. P., Dodonov V.N., Arkhipova E.A. Powers of prosecutors of foreign states in criminal proceedings and outside the criminal legal sphere // Vestn. Akad. Gen. Prosecutor's Office Grew. Federation. 2016. No. 3(53).

I. Regulatory legal acts.

10. Constitution of the Republic of Cyprus of August 16, 1960. URL: https://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_con-stitutions/constit/cypros/cyprus-r.htm (Accessed: 05.11.21)

II. The Constitution of Portugal of 1976. URL: https://www.con-court.am/armenian/legal_resources/world_constitutions/constit/ portugal/portug-r.htm (Date of appeal: 05.11.21)

12. Regulations on the General Directorate of International Legal Cooperation of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation» (approved by the Prosecutor General's Office of Russia 06.09.2021).

13. Regulations of the European Court of Human Rights of January 1, 2020

14. Decree of the President of the Russian Federation No. 412 of 08.07.2021 URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47059 (Accessed: 04.11.2021)

15. Federal Law No. 2202-1 of 17.01.1992 (as amended on 01.07.2021) «On the Prosecutor's Office of the Russian Federation» (with amendments and additions, intro. effective from 01.09.2021).URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_262/?resource=cons&target=doc (Accessed: 04.11.2021)

16. Publication of decisions of the Supreme Court of the Netherlands. URL: https://www.hogeraad.nl/actueel/nieuwsoverzicht/2021/ november/hoge-raad-vernietigt-uitspraak-hof-arbitragezaak-yukos?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (Accessed: 05.11.2021)

17. Official website of the State Attorney of the Republic of Malta. URL: https://stateadvocate.mt/en/Pages/Office-of-the-State-Advocate.aspx (Date of application:20.10.2021)

18. Estatuto do Ministério Público Lei No. 68/2019 Artigo 54. (Law on the Status of the Prosecutor's Office No. 68/2019. Article 54)

19. Instrucción 2/2007, 20 de marzo de 2007, sobre la organización de la Sección de Cooperación Internacional de la ST de la FGE. (Instruction 2/2007 on international cooperation of the Prosecutor's Office).

20. Ley 50/1981, de 30 de diciembre, por la que se regula el Estatuto Orgánico del Ministerio Fiscal. Artículo 3. (Organic Law on the Spanish Prosecutor's Office 50/1981. Art. 3)

21. Overview 1959-2020 ECHR (ECHR review) URL: https://www. echr.coe.int/Documents/Overview_19592020_ENG.pdf (accessed: 10/26/2021)

22. State Advocate Act 18.12.2019. XXV. (The Law on the State Lawyer of 18.12.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.