Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН И ЕГО РОЛЬ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: НЕКОТОРЫЕ ВЕХИ СТАНОВЛЕНИЯ И ЭВОЛЮЦИИ В Г. БАРНАУЛЕ'

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН И ЕГО РОЛЬ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: НЕКОТОРЫЕ ВЕХИ СТАНОВЛЕНИЯ И ЭВОЛЮЦИИ В Г. БАРНАУЛЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
70
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН / ГОРОДСКАЯ ДУМА / ДЕПУТАТЫ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лякишева Валентина Григорьевна

В статье освещены этапы эволюции местного самоуправления в России. В год 80-летия Алтайского края и 140-летия Барнаульской городской Думы отмечены основные вехи этого процесса в Барнауле: начало истории становления в XIX в., небольшой временной отрезок перед реформами 90-х гг. ХХ в., рассмотрен ряд правовых и организационных аспектов деятельности выборных муниципальных органов в переходный период от советской к российской модели, в том числе действующей в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лякишева Валентина Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRESENTATIVE BODY AND ITS ROLE IN IMPROVIN GLOCAL SELF-GOVERNMENT:SOME MILES TONES OF FORMATIONAN DEVOLUTION IN BARNAUL

The article covers the stages of evolution of local self-government in Russia. In the year of the 80th anniversary of Altai Krai and the 140th anniversary of Barnaul City Duma, the main milestones of this process were noted in Barnaul: the beginning of the history of formation in the 19th century, a short time period before the reforms of the 1990s of the XX century, and a number of legal and organizational aspects of the activities of elected municipal bodies in the transition period from the Soviet to the Russian model, including those currently in force are considered.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН И ЕГО РОЛЬ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: НЕКОТОРЫЕ ВЕХИ СТАНОВЛЕНИЯ И ЭВОЛЮЦИИ В Г. БАРНАУЛЕ»

УДК 94(571.150-25)

Валентина Григорьевна Лякишева, доцент кафедры региональной экономики и управления ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» (Барнаул, Россия)

В статье освещены этапы эволюции местного самоуправления в России. В год 80-летия Алтайского края и 140-летия Барнаульской городской Думы отмечены основные вехи этого процесса в Барнауле: начало истории становления в XIX в., небольшой временной отрезок перед реформами 90-х гг. ХХ в., рассмотрен ряд правовых и организационных аспектов деятельности выборных муниципальных органов в переходный период от советской к российской модели, в том числе действующей в настоящее время.

Ключевые слова: местное самоуправление, представительный орган, городская дума, депутаты, преемственность поколений.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫМ ОРГАН И ЕГО РОЛЬ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: НЕКОТОРЫЕ ВЕХИ СТАНОВЛЕНИЯ И ЭВОЛЮЦИИ

В Г. БАРНАУЛЕ

REPRESENTATIVE BODY AND ITS ROLE IN IMPROVING LOCAL SELF-GOVERNMENT: SOME MILESTONES OF FORMATION AND

EVOLUTION IN BARNAUL

Тема представительства населения во власти постоянно звучит на самом высоком уровне в контексте проходящих в России реформ. Право граждан на местное самоуправление (далее - МСУ), реализацию форм прямой и представительной демократии подчеркивается в международном и российском законодательстве, оно закреплено в Конституции Российской Федерации 1993 г. и в Европейской хартии местного самоуправления 1985 г.

Цель данной работы - отразить некоторые периоды реформирования МСУ в стране и изменения, затронувшие Барнаульское городское самоуправление, прошедшее путь длиной в 140 лет. Для осмысления происходящего считаем необходимым вернуться к некоторым вехам становления и развития МСУ проанализировать их на основе трансформации законодательных актов, взглядов теоретиков и практиков муниципального права и управления, собственного опыта участия в исследуемом процессе, высветить некоторые проблемы и пути их решения.

В основу исследования положены труды отечественных ученых: Г.В. Бара-башева, В.И. Васильева, Л.А. Велихова,

О.Е. Кутафина, В.В. Невинского, В.И. Фадеева, Е.С. Шугриной и других специалистов в изучаемой сфере. Особый интерес представляют работы Г.В. Ба-рабашева, исследующего как западные варианты МСУ, так и отечественное самоуправление, основателя «русской муниципальной мысли» Л.А. Велихова, современного ученого Е.С. Шугриной, а также материалы сборника, посвященного памяти В. Фадеева.

Основные этапы развития Барнаульского городского самоуправления нашли отражение в различных научных и справочных изданиях, в других сборниках, печатных и электронных СМИ. Вместе с тем большой круг вопросов представляет интерес для дальнейшего изучения.

На начальном этапе исследования эволюции МСУ и его представительных органов были проанализированы организационно-правовые основы, регламентирующие данную область законы и их легальные редакции. Информационную базу составили сборники архивных материалов, краеведческая литература, статьи из журналов и других ресурсов, в том числе электронных, материалы научно-практических конференций, «круглых столов» и других дискуссионных

площадок, примеры муниципальных практик.

Важность заявленной темы подчеркивается тем, что она затронута в Докладе о состоянии МСУ в Российской Федерации. В данном докладе Е.С. Шуг-рина, д.ю.н., профессор, директор Центра поддержки и сопровождения органов местного самоуправления ВШГУ РАНХиГС, рассматривая тенденции развития местного самоуправления (ключевые события 2015-2016 гг. и их влияние на состояние МСУ), отмечает, что анализ мероприятий, проводимых на федеральном уровне и касающихся МСУ показывает, что в настоящее время оно рассматривается как неотъемлемый элемент совершенствования государственной политики и звучит в контексте обсуждения особенностей пространственного развития территории, трансформации ее в «территорию, комфортную для проживания»1.

Многие эксперты, акцентируя внимание на МСУ, формах представительной демократии, деятельности выборных органов, подчеркивают, что, реализуя свое право на прямое участие в МСУ через выборы, население тем самым делегирует своим избранникам пра-

75j

2017

во представлять во власти его интересы. А мандат, предоставляющий депутату свободу действий на выборный срок (от англ. mandate, representative), предполагает форму ответственности не только перед избирателями, но и перед своей совестью.

По данным Росстата на 1 января 2016 г. в РФ функционирует 22406 муниципальных образований (далее - МО). Алтайский край, отмечающий в 2017 г. свое 80-летие, занимает 4-е место в стране по количеству МО, их на территории нашего региона в настоящее время 720. Среди 10 городских округов особое место занимает столица края - г. Барнаул.

Опыт развития Барнаульского городского самоуправления (далее - БГСУ), проблемы и перспективы в деятельности представительных органов и выборных должностных лиц МСУ в ходе реформ мы неоднократно рассматривали ранее2. Вопросы его эволюции и необходимости сохранения исторических традиций также нашли отражение в ряде публи-каций3. Рассматривая историографические аспекты МСУ в Барнауле, мы изучили ряд этапов его становления и развития в XIX-XXI вв., уделили особое внимание периоду земских реформ, сделали попытку провести сравнительный анализ практической деятельности народных избранников на первых шагах самоуправленческих начал, в советское время и на современном этапе. История БГСУ отражена во многих архивных документах, энциклопедических, краеведческих и иных материалах. Ряд событий советского периода 70-х гг. ХХ в. подробно отражен в публикациях одного из опытнейших руководителей Барнаула А.И. Мельникова4 и других изданиях. Деятельность городских органов, возглавляемых В.Н. Бавариным в 19862003 гг., освещают многие источники, в том числе подготовленные городским благотворительным фондом его имени5.

Для реализации поставленной цели мы использовали возможность еще раз «прикоснуться» к истокам зарождения представительства населения во власти, провести параллель между историей и современностью, сделать акцент на необходимости сохранения местных традиций и исторических ценностей. Ведь уважение к делам предшественников и их опыт должны крепко связывать «вчера и сегодня», становясь фундаментом «завтра» г. Барнаула. Считаем целесообразным отразить историю становления и эволюции представительного

органа Барнаула с приведением конкретных примеров и реальных участников исследуемых событий.

В г. Барнауле началом становления МСУ принято считать 1877 г., когда в ходе реализации нового городового положения 1870 г. появилась городская дума, действительное всесословное представительное учреждение, принципиально отличавшееся от шестигласной6. В исторических справках отмечено, что 7 (19) апреля 1877 г. состоялось первое заседание городской думы; ее работу возглавил городской голова - горный служащий Н.А. Давидович-Нащинский, он же руководил управой - исполнительным органом. Гласными (депутатами) была принесена присяга. В архивных документах сохранился текст Торжественного обещания гласных городской думы от сентября 1917 г. (ставшего затем основой присяги главы городского самоуправления, принятой впервые 4 апреля 1996 г.): «Честью гражданина обещаюсь перед своей совестью быть верным и неизменно преданным Российскому государству, как своему отечеству. Обещаюсь служить ему до последней капли крови, всемерно способствуя славе и процветанию Российской республики... Обещаюсь быть честным и не нарушать своего обещания из корысти, родства, дружбы и вражды». Эти события стали началом Барнаульского городского самоуправления.

Названные органы просуществовали в Барнауле до августа 1919 г. С декабря 1919 г. по октябрь 1993 г. выборными органами самоуправления были: уездный Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, позже -городской Совет депутатов трудящихся и городской Совет народных депутатов. С мая 1994 г. возобновила свою деятельность Барнаульская городская Дума (далее - БГД).

Эксперты в сфере МСУ отмечают присущие ему элементы цикличности, чередование «взлетов и падений», что накладывает отпечаток на процессы муниципального управления, но, вместе с тем, подчеркивает важность ретроспективного взгляда на эти моменты, необходимость исследования связи истории и современности.

Освещая реформы МСУ 1990-х гг., специалисты в области муниципального права О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев в развитии его правовой основы в РФ выделили три периода7.

Первый период (с 1990-1991 гг. по октябрь-декабрь 1993 г.) они связывают с началом формирования правовой основы МСУ переходом к новым принципам местной власти, принятием Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» от 9 апреля 1990 г. и Закона РСФСР от 6 июля 1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР». В соответствии с ними ведущим звеном в системе МСУ были местные Советы народных депутатов. Российский закон о МСУ впервые предусматривал принятие районными, городскими Советами положений (уставов) о МСУ. Порядок проведения выборов в местные Советы регулировался Законом РСФСР «О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов в РСФСР», принятым 27 октября 1989 г., т.е. до перехода местных органов власти на принципы самоуправления. По нему были избраны сроком на 5 лет депутаты местных Советов, получивших статус представительных органов (далее ПО) МСУ. Статус депутатов определялся Законом РСФСР от 30 октября 1990 г. «О статусе народного депутата местного Совета народных депутатов».

Включенность автора в исследуемый процесс, сначала в качестве избранного на первых альтернативных выборах в марте 1990 г. депутата по 47 округу, а с января 1992 г. по октябрь 1993 г. -председателя Железнодорожного районного Совета народных депутатов г. Барнаула, опыт работы в Барнаульской городской Думе в 1994-2008 гг. позволяют отразить свой взгляд на происходящие процессы.

В структуру местных Советов г. Барнаула в данный период входили городской Совет народных депутатов (200 депутатов) и 5 районных Советов (по 100 депутатов в каждом). Все депутаты были избраны на альтернативной основе по одномандатным округам. Главной формой деятельности Советов являлись сессии. Между ними работали комиссии, объединявшие депутатов в основном по их профессиональной принадлежности и интересам, для решения различных вопросов социально-экономического развития территории. С целью повышения эффективности работы в межсессионный период всего многочисленного депутатского корпуса (так называемых «больших Советов») были созданы Президиумы, в дальнейшем - «малые Советы депутатов». Данные организа-

23

ционные меры, осуществленные в действовавшем в то время правовом поле, позволили оптимизировать сложную структуру местных Советов и повысить результативность их работы в 19901993 гг. Железнодорожный райсовет стал пилотной площадкой для реализации новелл законодательства о возможности работы депутатов на постоянной основе, здесь помимо председателя Совета и его заместителя на профессиональной основе стали работать еще два депутата районного уровня.

Эффективности взаимодействия народных избранников с населением способствовала активная работа на округах депутатских групп, объединяющих депутатов краевого, городского и районного уровней, что также давало возможность более оперативно реагировать на обращения избирателей и решать их проблемы.

В соответствии с российским законом о МСУ 1991 г. на местах была начата разработка уставов. В Барнауле была создана рабочая группа по разработке этого документа, ее возглавил председатель городского Совета депутатов В.П. Дешевых. Проект Устава города Барнаула был принят за основу на XII сессии горсовета 21 января 1993 г., опубликован в информационном бюллетене Барнаульского городского Совета и городской администрации № 2 (16) в марте 1993 г. Но планы по принятию устава осенью

1993 г. были сорваны в связи с началом в сентябре поэтапной конституционной реформы в РФ, прекращением деятельности местных представительных органов и возложением их функций на местные администрации.

Процесс реформирования МСУ на втором этапе развития его правовой системы изменил и основы его организации. В первую очередь был утвержден приоритет местной администрации в ее взаимоотношениях с выборным органом. Вместе с тем принципы МСУ, а также система «сдержек и противовесов» устанавливают обязательное наличие ПО, поэтому предполагалось провести их выборы в установленные региональными органами государственной власти сроки в период с декабря 1993 г. по июнь

1994 г.

В Барнауле полномочия горсовета в этот период осуществляла администрация города. Ею было разработано Положение о городском самоуправлении (постановление от 12 января 1994 г. № 10), согласно которому органами

самоуправления становились Барнаульская городская Дума и глава городского самоуправления (мэр города).

На этом этапе формируемая система МСУ частично уже не соответствовала его конституционной модели, что требовало разработки базового закона о МСУ. Им стал Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 154), вступивший в силу 1 сентября 1995 г. С этим моментом связан третий период развития муниципального законодательства. По ФЗ № 154 в стране формировалась новая правовая база МСУ, проводились муниципальные выборы, создавались муниципальные образования, принимались их уставы.

Важную роль в этот период сыграли региональные законодатели. В период реформирования МСУ в 1990-е гг. Алтайский край традиционно считался одним из передовых регионов в правотворческой и организационной деятельности в области государственного и муниципального управления. Устав (Основной закон) Алтайского края, утвержденный Законом Алтайского края от 5 июня 1995 г. № 3-ЗС, главу XI посвятил основам МСУ края, выделив их в ст. 101. Закон Алтайского края от 5 декабря 1995 г. № 29-ЗС «Об основах местного самоуправления в Алтайском крае» ст. 17 регулировал деятельность ПО МСУ ст. 20 - статус депутата, члена выборного органа МСУ, выборного должностного лица, а ст. 60 - проведение муниципальных выборов и срок полномочий выборных органов. Подчеркивая значимость ПО, краевые законодатели приняли Закон Алтайского края от 7 июня 1995 г. № 4-ЗС «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления», определяющий права, обязанности и ответственность депутата, а также предусматривающий основные правовые и социальные гарантии при осуществлении депутатской деятельности. Характерной чертой этих законов было то, что разрабатывались и принимались они краевыми депутатами совместно с органами МСУ, с учетом предложений, поступающих с мест, поэтому на практике они действительно «работали».

Положения федерального и регионального законодательства находили отражение в уставах МО и других муниципальных правовых актах. Устав города Барнаула (далее - Устав) был при-

нят решением БГД от 16 ноября 1995 г. № 169. После его регистрации 28 декабря 1995 г. в Управлении юстиции Администрации Алтайского края и публикации в газете «Вечерний Барнаул» от 18 января 1996 г. № 6 город первым в крае и один из первых в Сибири получил возможность жить по своей «муниципальной конституции». Преемственность при принятии главного муниципального правового акта проявилась в том, что он был разработан на основе проекта, подготовленного в советский период. Раздел III Устава регламентировал деятельность БГД, устанавливал ее правовое положение, порядок формирования и работы, определял компетенцию. В развитие Устава решением БГД от 23 мая 1996 г. № 22 был утвержден Регламент БГД, а решением от 19 сентября 1996 г. № 59 - Положение о постоянных комитетах БГД и ряд иных муниципальных нормативных правовых актов, упорядочивающих организационную деятельность по реализации полномочий в решении вопросов местного значения8.

БГД I созыва была избрана в два этапа: выборы состоялись 13 марта 1994 г., однако в этот день были выбраны только 6 из 11 депутатов, а еще 5 народных избранников получили свои мандаты на дополнительных выборах 24 апреля. Отличительной чертой избирательного законодательства того периода являлась возможность избрания депутатами руководителей и работников муниципальных органов. Персональный состав депутатского корпуса по созывам будет приведен далее в таблице 1. Первое заседание с участием 11 депутатов, избранных по одномандатным избирательным округам сроком на 2 года, прошло 5 мая 1994 г. Руководил Думой В.Н. Баварин, вошедший в ее состав как избранный депутат. До принятия Устава города депутаты строили свою деятельность в соответствии с Положением о БГД и Регламентом БГД, утвержденными решениями от 1 июня 1994 г. Данные муниципальные правовые акты устанавливали общие положения в работе ПО, его организационную структуру, статус депутата, полномочия и социальные гарантии прав. В них красной нитью подчеркивалась ответственность народных представителей перед избирателями и их подотчетность населению. Главным документом, принятым депутатами этого созыва, стал Устав города. Важные решения принимались после знакомства с объектами жизнеобеспечения Барна-

75j

2017

ула и совета с горожанами. Количество проведенных заседаний БГД и принятых за созыв решений будет приведено в таблице 2.

БГД II созыва, сформированная в соответствии с Уставом 31 марта 1996 г. сроком на 4 года, насчитывала в своем составе 22 депутата, избранных по 11 двухмандатным избирательным округам, в их числе 6 депутатов были выбраны на второй срок. Глава БГСУ входил в состав Думы, председательствовал на ее заседаниях, организовывал депутатскую деятельность, выполнял иные полномочия. В марте 1996 г. барнаульцы в ходе всеобщего голосования отдали свои голоса В.Н. Баварину. Приведем выдержки из его предисловия к книге «Барнаульская городская Дума. 18771996»: «Важная роль в городском самоуправлении принадлежит городской Думе - представительному органу, депутаты которого избраны населением. Представляя интересы населения, народные избранники решают самые важные городские вопросы: от принятия Устава города до утверждения городских налогов. Городская Дума тесно связана и с общественностью города, населением. Такой статус представительного органа заложен еще в конце XIX в., о чем свидетельствует обращение к истокам деятельности Барнаульской городской думы 1877 г.: «...Знакомясь с конкретными решениями думы XIX в., мы стараемся брать то разумное, что было в них закреплено: будь то вопросы помощи малоимущему населению или развитию города. Цель была и сейчас остается одна - сделать жизнь барнаульцев благополучней, достойней»9.

Депутаты работали над программами по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в г. Барнауле на 1997-2003 гг.; «Здоровье Барнаула 1999-2001 гг.» и др.

БГД III созыва была избрана 26 марта 2000 г. на 4 года в количестве 24 депутатов по 12 двухмандатным избирательным округам. Главой БГСУ на муниципальных выборах вновь был избран В.Н. Баварин. Депутатами был утвержден ряд важных положений: о гербе города; о дипломе и памятном знаке за заслуги в развитии города; об опеке и попечительстве; правила застройки города; большое количество различных программ.

Несмотря на то, что ФЗ № 154 имел огромное значение для становления МСУ он был далеко не идеален. Многие

специалисты, как теоретики, так и практики в области МСУ обсуждали вопрос необходимости дальнейшего совершенствования законодательства и отмечали ряд общих характерных проблем в правовом поле. Это создало предпосылки для разработки и принятия нового федерального закона о МСУ.

В январе 2016 г. исполнилось 10 лет с момента начала реализации в большинстве МО Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131)10. Он внес значительные изменения в правовые, территориальные, организационные и экономические основы МСУ. По существу, его принятие стало началом 4-го этапа реформ МСУ в РФ. По мнению д.ю.н., профессора В.В. Невинского, последний базовый закон о МСУ дал дополнительный импульс к развитию личной и локально-коллективной ответственности граждан за их собственное благополучие, устойчивое социально-экономическое развитие местных территориальных сообществ; к поиску новых оптимальных форм баланса интересов (взаимодействию) муниципальных образований, субъектов Российской Федерации и Федерации в целом11. Кстати, в настоящее время обсуждается проект Модельного регионального закона «О взаимодействии органов государственной власти субъекта РФ и совета муниципальных образований субъекта РФ».

ФЗ № 131 расширил возможности участия населения в решении жизненно важных вопросов. Конституционные нормы включили ПО в число важнейших органов МСУ - выборных. Это получило развитие и в новом законе, определившем этот орган как обязательный и ведущий в МСУ. Такая роль обусловлена его местом в системе организационно-правовых норм осуществления особой формы публичной власти - власти муниципальной. Был законодательно расширен перечень вопросов, отнесенных к исключительной компетенции ПО, что еще больше повысило роль депутатского корпуса.

В ФЗ № 131 представительному органу посвящены статьи 35 и 40. Он может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Эта норма стала значимой для ряда поселений, в том числе Барнаула, в избирательной кампании 2004 г., когда в ряде

округов прошло протестное голосование и ПО не были сформированы в правомочном составе.

Закон определил минимальную численность депутатов ПО, наделил его правами юридического лица. ФЗ № 131, как ранее ФЗ № 154, определяет исключительную компетенцию ПО, уточняемую уставами МО. В первую очередь, это: принятие устава, внесение в него изменений и дополнений; утверждение бюджета и отчета о его исполнении; принятие планов и программ развития территории, утверждение отчетов об их исполнении; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, и др. Наименования ПО могут быть различны: думы, муниципальные советы, советы, собрания депутатов, собрания представителей, земские собрания и др. Как правило, они даются с учетом исторических и иных местных традиций по согласованию с субъектом РФ.

В Барнауле в связи с принятием ФЗ № 131 решением БГД от 11 декабря

2003 г. № 439 был изменен порядок ее формирования. Вместо 12 двухмандат-ных округов было образовано 35 одномандатных, утверждена схема их границ.

Выборы депутатов городской Думы IV созыва состоялись 14 марта 2004 г., в голосовании приняло участие более 62% избирателей, однако было избрано только 15 депутатов. По 20 округам выборы не состоялись, так как число проголосовавших против всех оказалось больше числа голосов за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, т.е. каждый десятый житель отдал свой голос «кандидату против всех». А в округах, где выборы состоялись, протестное голосование увеличилось в два раза по сравнению с выборами 2000 г. Один депутат - Е.А. Абрамова сложила полномочия в связи с избранием ее депутатом краевого Совета (была отменена ранее действующая возможность быть одновременно депутатом нескольких уровней). Повторные выборы прошли 6 июня 2004 г. по 20 округам, по округу № 32 они были отложены до 5 декабря

2004 г. Жители вновь оказали доверие действующим депутатам, избрав 10 из 35 повторно. Традиционно высокий профессиональный и образовательный уровень депутатов позволял осуществлять реализацию мероприятий, намеченных

25

предшествующими созывами, сохранять преемственность и традиции БГСУ

Как уже отмечалось, в соответствии с законодательством ПО МО самостоятельно определяет свою структуру. В структуру БГД, утвержденную решением от 17 июня 2004 г. № 4 на основании ст. 3 и 50 нового Регламента и Положения о постоянных комитетах, вошли председатель Думы, 4 комитета и аппарат БГД. Если ранее глава МО мог возглавлять одновременно как представительный, так и исполнительный орган, поэтому работой БГД 3 созывов руководил глава БГСУ то по ФЗ № 131 согласно ст. 39 Устава города и Регламента Думы из ее состава должен был избираться председатель, осуществляющий организацию ее деятельности на постоянной основе. В итоге тайного голосования председателем БГД 17 июня 2004 г. был избран С.В. Краснов, имеющий большой опыт работы в муниципальных органах.

На депутатов этого созыва легла основная нагрузка по реализации нового закона о МСУ. На территории края ФЗ № 131 вступил в законную силу с 1 января 2006 г. С этой даты городской округ стал жить по новому Уставу, принятому решением от 10 июня 2005 г. № 133. Была проведена значительная работа по подготовке и принятию новых и корректировке действующих муниципальных нормативных правовых актов. Общее количество решений, принятых во исполнение положений нового закона в тот период, - более 80, из них 40 - в 2006 г. Основная тяжесть нагрузки по подготовке, проработке, юридической экспертизе проектов правовых актов легла на плечи думского комитета по законности и местному самоуправлению и экспертно-правового отдела администрации города.

Осуществляя преемственность и реализуя закрепленную ст. 35 ФЗ № 131 исключительную компетенцию ПО, депутаты утвердили разработанную ранее Стратегию развития города Барнаула до 2010 г., бюджет города и несколько программ развития отдельных отраслей муниципального хозяйства, изменения в Генеральный план г. Барнаула и другие важные решения. Параллельно шла работа по подготовке и утверждению Программы комплексного социально-экономического развития городского округа на 2008-2017 гг. В течение всего срока полномочий по тем или иным направлениям было принято более 35 программ. К наиболее успешным и социаль-

но значимым проектам можно отнести программы газификации; строительства квартир для молодых семей, по ней более 600 семей обрели свое жилье. Был возрожден институт наказов избирателей, регулярно проводились экскурсии на важные объекты города. В мае 2006 г. был создан официальный сайт БГД, благодаря чему информационная деятельность Думы стала более системной и плановой, повысилась эффективность взаимодействия со СМИ и местным сообществом. В мае 2007 г. с участием более 400 чел. в Барнауле прошла организованная БГД, администрацией города и АлтГУ конференция на тему «Городское самоуправление в России: вчера, сегодня, завтра», посвященная 130-летию Барнаульского городского самоуправления.

В июне 2008 г. был принят Устав городского округа - города Барнаула в новой, третьей по счету, редакции (решение БГД от 20 июня 2008 г. № 789).

В 2008 г. муниципальные выборы в Барнауле прошли 12 октября, по их итогам в свои полномочия вступили депутаты городской Думы V созыва. Из 35 избранных горожане вновь оказали доверие 16 депутатам. Структура Думы существенных изменений не претерпела. Новшеством стало создание в феврале 2009 г. комиссии по экологии. Среди важных решений этого созыва - Генеральный план и Правила землепользования и застройки городского округа, Концепция долгосрочного социально-экономического развития города до 2020 г., радикальные изменения в Устав города и ряд важных решений, определяющих ход дальнейшего развития города.

По мнению автора, на этот созыв выпала нелегкая доля принятия непростых и довольно непопулярных решений, связанных с отставкой в августе 2010 г. всенародно избранного в марте 2008 г. главы города В.Н. Колганова. Процедура изменений в Устав города проходила очень сложно и дала повод для критики. В соответствии с поправками 10 ноября 2010 г. было принято решение № 392 об избрании главы города из состава депутатов, эту должность заняла Л.Н. Зу-бович, ранее являющаяся председателем Думы. В итоге конкурса, назначенного решением от 10 ноября 2010 г. № 395 и проведенного в порядке, определенном решением № 394, должность главы администрации города заместил И.Г. Са-винцев (решение БГД от 22 декабря 2010 г. № 420).

Выборы в БГД VI созыва состоялись 14 октября 2012 г. Впервые Дума формировалась по смешанной избирательной системе: по одномандатным избирательным округам (20 депутатов) и по муниципальным спискам кандидатов, выдвинутым избирательными объединениями (20 депутатов), сроком на 5 лет. Несмотря на низкую явку на муниципальные выборы (20,51%), они были признаны состоявшимися и ПО начал свою работу в правомочном составе.

Структура Думы была утверждена решением от 8 ноября 2012 г. № 3. По сравнению с предыдущим созывом в ней произошли некоторые изменения. Помимо главы города (на эту должность решением № 2 вновь была избрана Л.Н. Зубович) была введена должность заместителя председателя БГД (им стал А. А. Солодилов). Наряду с постоянными комитетами (их название и количество не изменилось) в Думе были созданы пять депутатских фракций; «Единая Россия» (32 чел.); КПРФ (4); «Справедливая Россия» (2); ЛДПР (1); РПР-ПАРНАС (1). В соответствии с решением от 8 ноября 2012 г. № 5 на постоянной основе в БГД работают четыре депутата, а остальные совмещают свои представительские функции с деятельностью по основному месту работы.

Депутатам этого созыва пришлось испытать ряд трудностей, через которые прошли их коллеги в 2010 г., так как в августе 2015 г. глава администрации И.Г. Савинцев досрочно сложил свои полномочия. Был принят ряд решений по конкурсной процедуре, в итоге 25 декабря 2015 г. главой администрации стал С.И. Дугин. В 2016 г. в Устав города был внесен ряд поправок, связанных с корректировкой ФЗ № 131 и принятием региональных законов в части изменения формы избрания главы МО. Вместе с тем проблема эффективности той или иной схемы избрания руководителей крупных МО остается на повестке дня. Ряд этих моментов был также изучен ранее12. В Барнауле новая схема начнет действовать после окончания полномочий шестого созыва БГД в соответствии с актуальной редакцией Устава города13.

На заседаниях Думы традиционно рассматриваются актуальные вопросы жизнедеятельности города и принимаются важные решения. С ними можно ознакомиться на официальных сайтах города Барнаула и Барнаульской городской Думы.

151

2017

На протяжении всех созывов депутаты регулярно проводят приемы избирателей согласно утвержденному графику. Так, в 2016 г. проведено 814 личных приемов, где к депутатам обратилось 2162 избирателя, а всего в БГД поступило

2202 обращения, по ним принято 171 решение14.

В таблице 1 приведены данные по персональному составу депутатов БГД шести постсоветских созывов. Вклад каждого их них в решение во-

просов местного значения различен, но, с нашей точки зрения, все они, представляя интересы населения, отражают срез местного сообщества.

Таблица 1

Состав Барнаульской городской Думы по созывам

№ созыва Дата выборов и срок полномочий ФИО депутатов (с учетом ротации)

I 13 марта 1994 г., 2 года П.С. Акелькин, В.Н. Баварин, С.П. Безбородов, В.М. Брюханов, П.А. Гладышев, Н.Г. Камышникова, В.И. Кириллов, С.В. Краснов, С.И. Рыбин, С.И. Штань, М.П. Щетинин

II 31 марта 1996 г., 4 года П.С. Акелькин, С.П. Безбородов, В.В. Братышев, В.М. Брюханов, A.Н. Данилов, М.Н. Звягинцев, Л.П. Ильина, А.Т. Казаков, В.И. Кириллов, Е.М. Кравченко, В.А. Лемешко, А.П. Макаров, А.М. Матвеенко, Н.П. Некрасова, А.Г. Овсиевский, В.И. Овчинников, С.И. Рыбин, В.Л. Сафонов, Л.М. Суворинова, В.Я. Торшин, А.А. Третьякова, М.П. Щетинин, а также досрочно прекратившие свои полномочия И.В. Башунов, Э.В. Жилина и B.Д. Поздняков

III 26 марта 2000 г., 4 года Е.А. Абрамова, С.П. Безбородов, В.В. Братышев, В.М. Брюханов, Ю.И. Воробьев, В.Н. Гладышев, А.Н. Данилов, М.Н. Звягинцев, Л.Н. Зубович, Л.П. Ильина, В.И. Кириллов, В.М. Лопаткин, А.М. Матвеенко, А.А. Миронов, А.В. Морозов, А.Г. Овсиевский, В.И. Овчинников, А.Г. Осипов, В.Л. Сафонов, Р.Г. Строителев, Л.М. Суворинова, В.Я. Торшин, Д.С. Чикалов, М.П. Щетинин

IV 14 марта 2004 г., 4 года А.Ф. Балушкин, Е.И. Балханова, С.П. Безбородов, В.В. Братышев, Ю.В. Величкин, А.А. Волков, Г.Н. Гаврин, В.Н. Гладышев, А.Н. Данилов, М.Н. Звягинцев, Л.Н. Зубович, Л.Г. Ильина, В.В. Касплер, И.Г. Кислицин, A.В. Кощеев, С.В. Краснов, А.А. Кузнецов, В.И. Куц, О.И. Логачева, B.М. Лопаткин, С.В. Мамаев, М.П. Лунин (после 24.03.2006 - А.Е. Мастинин), A.А. Миронов, А.В. Морозов, А.С. Орлов, В.П. Пирожков, В.П. Попов, B.Л. Сафонов, А.А. Солодилов, Л.А. Суслова, А.И. Третьяков, Ю.А. Фриц, И.И. Шефер, В.Г. Юдин, В.А. Яшкин

V 12 октября 2008 г., 4 года И.В. Алферов, С.П. Безбородов, А.М. Белоус, А.В. Братышев, Е.В. Быкова, Ю.В. Величкин, Г.Н. Гаврин, В.Н. Гладышев, А.Н. Данилов, Л.Н. Зубович, В.В. Касплер, В.И. Кириллов, И.Г. Кислицин, И.В. Куц, А.А. Лунев, В.Н. Маликов, А.А. Миронов, А.В. Морозов, Г.М. Морозов, Ю.А. Павлов, B.П. Пирожков, С.В. Писарев, В.П. Попов, А.И. Прозоров, А.А. Сарычев, C.А. Семдянкин, А.А. Солодилов, С.В. Струченко, С.В. Тетерятник, С.В. Чаплыгина, А.П. Черданцев, Ю.В. Шрамко, О.М. Шутова, В.Г. Юдин, В.А. Яшкин

VI 14 октября 2012 г., 5 лет Д.П. Аганов, Е.Ю. Астаховский, В.В. Банщиков, А.П. Барсуков, И.В. Борисенко, A.В. Братышев, А.А. Васильев, С.А. Войтюк, А.В. Вытоптов, Г.Н. Гаврин, B.А. Гражданкин, А.Н. Данилов, М.В. Ермоленко, М.Д. Жумадилов, C.В. Завалихин, В.И. Золотарев, Л.Н. Зубович, А.Е. Иванов, И.С. Карпов, B.В. Касплер, И.Г. Кислицин, И.В. Куц, И.И. Мордовин, Т.В. Мочалова, И.В. Огнев, В.Г. Павлюков, В.П. Пирожков, А.И. Прозоров, О.И. Прохода, Ю.С. Ряполов, А.А. Сартаков, А.Ю. Скосырский, А.А. Солодилов, C.В. Струченко, А.Ф. Суворов, С.Н. Чаплыгина, А.П. Черданцев, И.С. Шевченко, О.М. Шутова, В.Г. Юдин, а также заместившие вакантные мандаты в 2016 г. Л.Г. Идолова, О.Е. Молодых, А.М. Огородов, Е.А. Хриспенс, Г.П. Шейда

27

Изучив ряд периодов эволюции МСУ, отметим, что как бы ни менялись структура и названия ПО, их статус и полномочия, количество депутатов, они остаются ведущими в системе МСУ,

принимая наиболее важные решения по вопросам жизнеобеспечения городского округа.

Возвращаясь к истокам деятельности БГД, отметим, что с 1877 г. за первое че-

тырехлетие 72 гласными городской думы было проведено 61 заседание и рассмотрено 204 вопроса.

В таблице 2 приведены данные о работе БГД с мая 1994 г. по март 2017 г.

Таблица 2

Данные о количестве заседаний Барнаульской городской Думы и количестве принятых решений по созывам

Созыв Периодработы (даты первого и последнего заседаний) Количество заседаний Количество принятых решений

I 05.05.1994-29.03.1996 25 277

II 04.04.1996-22.03.2000 41 506

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

III 30.03.2000-03.06.2004 42 498

IV 17.06.2004-10.10.2008 34 863

V 16.10.2008-09.10.2012 37 854

VI с 08.11.2012 по 31.03.2017 40 785

Цифры свидетельствуют, что наибольшее количество решений пришлось на IV созыв, что связано с принятием ФЗ № 131. Все решения касаются различных проблем, требующих комплексного и системного подхода.

Архивные документы, отражающие деятельность думы и управы Барнаула с апреля 1877 по февраль 1917 гг., показывают, что городское самоуправление занималось всеми вопросами жизни города, от работы бань и пивных до проведения железных дорог, открытия фабрик и учебных заведений. К примеру, в 1910 г. дума приняла решение о строительстве в городе кинематографов. Важнейшими задачами в этот период стали благоустройство города (освещение, отопление, водоснабжение, очистка, транспорт), здравоохранение, народное образование, общественное призрение, попечение о развитии торговли и промышленности и т.д.15. В настоящее время органы МСУ городского округа решают более 40 вопросов местного значения. На 31 марта 2017 г. в Барнауле действует 26 городских программ по различным направлениям жизнедеятельности, в том числе муниципальная программа «Совершенствование муниципального управления и развитие гражданского общества в городе Барнауле на 2015-2018 годы» (постановление администрации города Барнаула от 05.08.2014 № 1671 в ред. от 29.03.2017 № 602).

Как видим, сфера деятельности МСУ и его представительных органов широка и многогранна, и, естественно, в ней возникает множество вопросов; как не решенных ранее, так и возникающих вновь. Мы неоднократно останавливались на проблемах МСУ, в том числе присущих выборным органам, их правовой и финансовой обеспеченности, организационных трудностях, обсуждали возможные пути их решения16. Этот вопрос может быть отдельной темой исследования, но в год выборов - 2017 заострим внимание еще раз на ряде моментов.

Одной из основных проблем в МСУ является нестабильность его правовых, экономических и организационных основ. Экономисты подчеркивают, что низкий уровень бюджетной обеспеченности оказывает негативное влияние на эффективность исполнения полномочий города, создание социальной инфра-

17

структуры и качество жизни граждан1'.

Постоянная корректировка ФЗ № 131 так же осложняет муниципальную деятельность. Особенно это касается поправок, затрагивающих форму избрания главы муниципального образования и его статус, полномочия высших должностных лиц и органов МСУ. Свою точку зрения на трансформацию правовой и организационной структуры муниципальных органов мы также уже высказывали, в том числе в начале нового этапа муниципальной рефор-

мы 2014 г.18. Считаем, что эффективность управленческой схемы зависит от конкретной ситуации на местах, объективных и субъективных подходов к ее разрешению, оставаясь темой перманентных дискуссий. Акцентируя внимание на значимости представительства населения во власти и необходимости тесного взаимодействия всех ее ветвей, думаем, что уместно будет привести две цитаты французского мыслителя Ж.Ж. Руссо, разработавшего прямую форму правления народа государством - прямую демократию: «Законы - это лишь условия гражданской ассоциации. Народ, повинующийся законам, должен быть их творцом: лишь тем, кто вступает в ассоциацию, положено определять условия общежития»; «законодательная власть - сердце государства, власть исполнительная - его мозг»19. Эти органы МСУ не могут работать друг без друга, но до сих пор, с точки зрения экспертов, сложной остается проблема соотношения представительной и исполнительной ветвей власти на местном уровне.

Дискуссионным является вопрос о снятии ограничений, введенных ст. 40 ФЗ № 131 на количество работающих на постоянной основе депутатов, не превышающее 10% от численности ПО. Считаем, что в крупных МО «нагрузку на бюджет» может выдержать и большее количество «профессионалов», как это было ранее. Полагаем, что

т

215Л

2017 ^■

в настоящее время для БГД оптимальным количеством было бы пять таких депутатов - глава города (председатель Думы) и по одному депутату от четырех комитетов. Вместе с тем даже при дефицитных бюджетах можно решить вопрос о компенсационных выплатах депутатам, так как он решается самим ПО. Так, БГД регулярно принимает подобные решения.

Ряд представительных органов, в том числе и БГД, не оформили право юридического лица, не все ПО имеют собственные аппараты, квалифицированных юристов. Оставляет желать лучшего информационная обеспеченность деятельности ПО, в том числе проблема интернет-сайтов и их качества.

Народные избранники, сотрудничая с различными категориями граждан, представляя интересы населения, должны давать ему возможность осуществлять свои конституционные права. Поэтому работа депутатов должна вестись в постоянной взаимосвязи с насущными потребностями избирателей, делегировавших своим представителям право на решение наиболее важных вопросов местной жизни. А заинтересованное участие населения в МСУ (и, в первую очередь, в муниципальных выборах), по нашему мнению, способствует реализации надежд на качественное улучшение состава депутатского корпуса и повышение результативности его работы.

Жаркие дискуссии вызывает вопрос явки избирателей на выборы. Отмена ее порога, а также графы «против всех» привели к тому, что значительно упал процент принявших участие в голосовании. Так, если на выборах в БГД 14 марта 2004 г., совмещенных с выборами в другие уровни власти, явка была 61,59%, на повторных выборах 6 июня 2004 - 22,6%, то на муниципальных выборах в БГД 12 октября 2008 г. она составила всего 18,43%, а 14 октября 2012 г. - 20,51%20. Вместе с тем снижение явки ведет к проблеме «легитимности» власти. А в ситуации, когда муниципальные депутаты избирают главу МО, степень легитимности народных избранников и их «лидеров» не должна вызывать сомнений. Полагаем, что оценить подобную ситуацию в каждом конкретном МО предстоит не только экспертам, но и населению. По мнению политолога

Г. Кузнецова, «легитимность власти связана с ее популярностью. Просто потому, что конечную точку в установлении легитимности ставит голосование»21.

К сожалению, таких ярких руководителей, каким был глава Барнаула В.Н. Ба-варин, входивший в десятку лучших «мэров» России и сочетающий в себе высокие человеческие, управленческие и политические качества, в настоящее время не так уж много. А ведь известно, что «города освещают не фонари! Города освещают люди!».

Среди общих проблем муниципалов наиболее опасным, по мнению ряда экспертов, представляется тот факт, что развитие самоуправленческих начал нередко пытаются ставить в зависимость от хода политической борьбы. Профессор В.И. Фадеев в одной из своих последних статей отмечает, что деятельность народного представительства «должна осуществляться в системе нравственных координат, которая основывается не на партийных воззрениях и принципах, а на духовно-культурных, национальных традициях»22. Особенно политическая ситуация вокруг органов МСУ обостряется в ходе избирательных кампаний. Поэтому накануне новых выборов считаем необходимым вспомнить фразу В.Н. Баварина о том, что у нас одна «самая мощная партия - партия барна-ульцев!»23.

Совершенствование основ МСУ -процесс необходимый, способствующий развитию гражданского общества, повышению активности населения, без чьего участия в реализации права на управление делами государства не будет работать ни один самый совершенный закон. Нужно отметить, что как федеральное, так и региональное законодательство не уточняют организационные формы взаимодействия власти и населения. Эти моменты находят отражение в муниципальных правовых актах - уставах, регламентах, положениях. В Барнауле наработан определенный опыт работы в этом направлении, но есть и ряд вызывающих вопрос моментов. Повторим, что может быть стоит перенять опыт реализации прав жителей на участие в публичных слушаниях; на получение информации о деятельности органов и должностных лиц городского самоуправления; на участие в заседаниях представительного ор-

гана, заложенных в Уставах Костромы и Калининграда. Как отмечает Е.С. Шуг-рина, жителям этих городов гарантируется свободный доступ на открытые заседания представительного органа. Их регламентами предусмотрено, что если помещение, где проходит заседание, не может вместить всех желающих присутствовать на нем, организуется прямая трансляция заседания. Каждый житель вправе присутствовать и выступать с предложениями на публичных слушаниях, проводимых представительным органом, а рекомендации и предложения, высказанные жителями, обязательны к рассмотрению24. Считаем, что такие подходы особо актуальны при подготовке и принятии решений по Уставу МО и вносимым в него поправкам, по генеральному плану, правилам застройки территории и т.п. Необходимым элементом информационной деятельности ПО должно стать совершенствование форм взаимодействия депутатов со СМИ, повышение качества официальных сайтов.

В юбилейный год еще раз акцентируем внимание на положительном опыте наших депутатов. Эффективность взаимодействия власти и населения повышают различные встречи и мероприятия, способствующие налаживанию «обратной связи», формированию общественного мнения. Значимым событием является вручение Почетных грамот и Благодарственных писем городской Думы, других наград. Определенную роль играет БГД и в формировании городской Общественной палаты.

Считаем, что народные представители должны пропагандировать и здоровый образ жизни, как это делают депутаты, участвуя в «спортивных неделях» и спартакиадах муниципальных служащих. В олимпийский год впервые была сформирована депутатская команда во главе с капитаном - заместителем председателя БГД А.А. Солодиловым. Теперь на спортивной площадке дружно сражаются представители различных партийных фракций и избирательных округов, иных муниципальных органов.

В Барнауле заложены давние традиции взаимодействия различных уровней и ветвей власти. Наиболее активные депутаты, набравшись опыта в муниципальном управлении, переходят на государственную и муниципальную службу,

м

в вышестоящие выборные органы, «дорастают» даже до уровня Государственной Думы и Совета Федерации РФ.

Для эффективного муниципального развития нужна ориентированность всех уровней власти и населения на решение общих задач. Традиции взаимодействия депутатов с такими категориями горожан как ветераны и молодежь, участие председателей ветеранских структур, органов территориального общественного самоуправления (далее - ТОС), молодых парламентариев, других активных общественников в важных мероприятиях способствуют связи поколений, сохранению исторических ценностей.

Подтверждает этот тезис опытный эксперт муниципального уровня Л.Л. Тимченко, подчеркивающая необходимость тесной взаимосвязи депутатов с избирателями Она считает, что здесь трудно переоценить роль ТОС. Ведь в крупном МО, например, в Барнауле с 700-тысячным населением, власть по объективным причинам отдалена от населения. На каждом избирательном округе примерно 15 тысяч избирателей. Только система работы депутата с ТОС позволит ему информировать население о намерениях и действиях Думы, получать оперативную, что называется, из первых уст, обратную связь о настроениях и проблемах горожан. Подчеркивает эти мысли и высказывание депутата Томской городской Думы Т.И. Бычковой, отметившей, что особую роль в развитии системы ТО С должны сыграть представительные органы власти. Депутаты в своих избирательных округах, как никто другой, должны быть заинтересованы в осуществлении постоянной связи со своими избирателями. Наиболее эффективной она может быть при наличии в округах органов ТОС. Поэтому в выигрыше остаются те депутаты, которые выступают на уровне МО как субъекты организации и развития системы ТОС. В таком случае обеспечивается участие рядовых граждан в конструктивной работе местной власти, так как депутаты, зная о насущных проблемах жителей микрорайонов города, могут в двухстороннем порядке более объективно оценить сложившуюся ситуацию и принять взвешенные решения. Как следствие, население более осознанно подходит

к избранию своих представителей в органы МСУ Таким образом, на деле власть становится не ближе к народу, а заодно с ним.

Считаем, что ТОС - не только эффективный инструмент взаимодействия с действующими депутатами и воздействия на их активность. ТОС может являться мощнейшим административным ресурсом для продвижения кандидатов в депутаты законодательных органов субъектов РФ и ПО МО, так как в эти выборные органы, накопив в ТОСах опыт работы с населением, могут пройти до этого неизвестные избирателям кандидаты - общественники. Подтверждает этот тезис то, что в Барнауле ряд руководителей ТОС стали депутатами краевого и городского уровня, а в настоящее время четыре депутата БГД возглавляют органы ТОС. Здесь красной нитью прослеживается связь двух форм демократии - прямой (в форме ТОС) и представительной (осуществление депутатских полномочий в органах публичной власти)25.

Для совершенствования МСУ необходимы совместные действия и шаги всего сообщества. Проблемы представительства населения во власти, вопросы реформирования МСУ регулярно обсуждаются на различных форумах. Мы неоднократно подчеркивали, что реальным потенциалом развития МСУ является межмуниципальное сотрудничество. У нас его основной площадкой стала Ассоциация Сибирских и Дальневосточных городов (далее - АСДГ), созданная в 1986 г. для содействия социально-экономическому развитию и обобщению лучших муниципальных практик городов Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов с населением около 14 млн чел. Первым президентом АСДГ стал председатель горисполкома - глава администрации Барнаула В.Н. Баварин26. Помимо активного участия в АСДГ, реализуются и другие формы сотрудничества. На основании решения БГД от 8 июня 2012 г. № 755 создана Ассоциация «Барнаульская агломерация». Принято решение от 17 февраля 2017 г. № 746 «Об участии городского округа - города Барнаула Алтайского края в Союзе Финансистов России». Данное сотрудничество уже дало свои результаты:

в рамках Всероссийского конкурса «Финансовый старт» на звание «Лучший в профессии» в номинации «Лучший молодой финансист» в марте 2017 г. награду за 3-е место получила главный специалист комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Барнаула Т. Юртайкина.

Дискуссии по практическим вопросам МСУ нашего региона ведутся на зональных совещаниях, съездах и конференциях Ассоциации «Совет муниципальных образований Алтайского края». Данные вопросы включены в повестку VII съезда МО в 2017 г. Опыт работы муниципалов края отражается в журнале «Местное самоуправление на Алтае». Идет поиск новых идей и реализация предложений, обеспечивающих конституционные права граждан на МСУ. А каков будет итог, во многом зависит как от федеральных и региональных законодателей, так и от муниципальных депутатов, наделенных главными полномочиями - достойно представлять интересы населения своей территории.

Значимость выборного органа еще больше повышается в сложные периоды нашей истории, что налагает огромную ответственность как на народных представителей, так и на избирателей, делегирующих им свое право на принятие важных управленческих решений. Президент Общероссийского Конгресса муниципальных образований, депутат ГД РФ В.Б. Кидяев, отмечая большую роль муниципальных представительных органов, подчеркивает, что им следует осуществлять четыре основных функции: защита интересов жителей, системный контроль за исполнительной властью, планирование развития территории муниципалитета, организация общественного контроля. Он подчеркивает, что у граждан не должно складываться впечатление, что их влияние на работу муниципальной власти состоит только в участии в выборах. Органам МСУ следует искать новые формы участия населения в подготовке и принятии муниципальных решений, так как людям важно

27

знать, что власти «слушают и слышат».

Муниципальная власть действует от имени местного сообщества, поэтому она должна заботиться о своем образе всегда, как в повседневной жизни, так и в ситуации выборов. Античный фило-

215Л

2017 ^■

соф Тит Лукреций Кар высказал такую мысль: «Должно народу биться в пользу закона - в пользу закона исконного -словно за стены»28. Хочется верить, что в ходе предвыборной борьбы кандидаты не забудут главную задачу - поднять авторитет местной власти, продолжая лучшие традиции городского самоуправления, анализируя и устраняя допущенные ошибки, фокусируя внимание на реальном сценарии развития Барнаула, написанном как профессиональными экспертами, так и активными горожанами.

Надеемся, что избирательная кампания 2017 г. выявит новых лидеров, в том числе молодых, энергичных, профессиональных представителей населения, адекватно оценивающих ситуацию, обладающих высокой степенью ответственности и независимости, готовых бороться за депутатский мандат не ради своих личных амбиций и получения «преференций», а для реализации своих интеллектуальных способностей и иных возможностей на благо городского округа, как это делали гласные Барнаульской городской думы 140 лет назад и их последователи.

1 Доклад о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации: Современные вызовы и перспективы развития / под ред. Е.С. Шугриной. М.: Проспект, 2016. С. 1.

2 Лякишева В.Г. Представительный орган в системе местного самоуправления: исторические, правовые и организационные аспекты, проблемы и перспективы // Актуальные проблемы теории и практики муниципального управления: монография / под общ. ред. Н.Г. Ломовой. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2014. С. 131-188.

3 Краснов С.В., Лякишева В.Г. Об эволюции Барнаульского городского самоуправления, его исторических и местных традициях // Известия .Алтайского государственного университета. 2016. № 2 (90). С. 91-95.

4 Годы, дела и люди в истории Барнаула. Записки председателя / А.И. Мельников; отв.

ред. С .А. Боженко, Л.М. Дмитриева. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2008. 282 с.

5 Свинцов В.Б., Соловиченко В.И. Город, который он любил... Барнаул, 2003. 88 с.

6 Барнаул: энциклопедия. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2000. С. 83-84.

7 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учебник. М.: Юристъ, 2002. С. 199-202.

8 Сборник нормативно-правовых актов по организации деятельности представительных органов местного самоуправления № 1. Барнаул. 1996. 261 с.; Сборник нормативных актов органов Барнаульского городского самоуправления № 3. Барнаул. 1997. 132 с.

9 Барнаульская городская Дума. 18771996: сборник документов. Барнаул: Управление архивного дела администрации Алтайского края, 1999. С. 5.

10 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в ред. от 03.04.2017 № 64-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

11 Невинский В.В. Местное самоуправление в России: Штрихи к истории развития // Сборник, посвященный памяти Владимира Фадеева. Том II. М.: Проспект, 2015. С. 99.

12 Мищенко В.В., Лякишева В.Г., Бочкаре-ва Е.А. О некоторых правовых, организационных и социально-экономических аспектах повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления // Известия Алтайского государственного университета.

2016. № 3 (91). С. 126-132.

13 Устав городского округа - города Барнаула Алтайского края: принят решением Барнаульской городской Думы от 20 июня 2008 г. № 789 (в ред. от 16.12.2016 № 706) // Официальный сайт города Барнаула [Электронный ресурс]. URL: http://barnaul.org/ pravoportal/ustav.php.

14 Заботы общие // Вечерний Барнаул.

2017. № 46.

15 Старцев А.В., Тяпкин М.О., Тяпкина О.А. История Барнаула: учебное пособие для средней школы. Барнаул: ОАО «Алтайский полиграфический комбинат», 2000. С. 106.

16 Лякишева В.Г. Проблемы и перспективы в деятельности представительного органа муниципального образования // Алтайский

Вестник государственной и муниципальной службы. 2009. № 3. С. 90-93.

17 Стрижкина В.Н., Стрижкина И.В. Основные направления и подходы к собираемости налоговых и неналоговых доходов в бюджет городского округа // Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации: сборник статей / под ред. И.А. Панари-на; Алтайский филиал РАНХиГС. Вып. 12-13 (2015-2016 гг.). Барнаул: АЗБУКА, 2016. С. 166.

18 Лякишева В.Г. Особенности реализации муниципальной реформы в городском округе // Муниципалитет: Экономика и управление. 2015. № 2 (11). С. 5-13.

19 Мудрые мысли [Электронный ресурс]. URL: http://www.epwr.ru/quotauthor/242/ txt11.php.

20 Официальный сайт Избирательной комиссии Алтайского края [Электронный ресурс]. URL: http: // www.altai_terr.izbirkom.ru.

21 Великий молчаливый кандидат [Электронный ресурс]. URL: http://izvestia.ru/ news/564022.

22 Фадеев В.И. О духовно-нравственных основах народного представительства в России // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 3. С. 11.

23 Владимир Баварин. Самая мощная партия - партия барнаульцев! // Вечерний Барнаул. 1999. № 117-118.

24 Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Т.К. Велби, Изд-во Проспект, 2007. С. 186-187.

25 Территориальное общественное самоуправление: теория и практика формирования и функционирования: монография / В.В. Мищенко, В.Г. Лякишева, Л.А. Капустян, Я.Н. Мураева; под ред. В.В. Мищенко. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2016. С. 136-137.

26 Лякишева В.Г., Шлегель А.А. Об опыте развития межмуниципального сотрудничества в России / / Алтайский Вестник государственной и муниципальной службы. 2016. № 14. С.103-108.

27 Города Центра и Северо-Запада поме-рялись ТОСами // Муниципальная Россия. 2013. № 3 (39). С. 91.

28 Тит Лукреций Кар. О природе вещей. М.: Художественная литература, 1983. С. 251.

Valentina Grigorievna Lyakisheva, Associate Professor of the Department of Regional Economics and Management of Altai State University (Barnaul, Russia)

The article covers the stages of evolution of local self-government in Russia. In the year of the 80th anniversary ofAltai Krai and the 140th anniversary of Barnaul City Duma, the main milestones of this process were noted in Barnaul: the beginning of the history of formation in the 19th century, a short time period before the reforms of the 1990s of the XX century, and a number of legal and organizational aspects of the activities of elected municipal bodies in the transition period from the Soviet to the Russian model, including those currently in force are considered.

Keywords: local self-government, representative body, City Duma, deputies, succession of generations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.