94 Бочков Павел Владимирович
священник, доктор теологии, кандидат юридических наук, профессор кафедры теологии и христианской коммуникации, Межрегиональная академия управления персоналом
03039, Украина, Киев, ул. Фроментовская, д. 2 E-mail: frpavel@inbox.ru
Представители епископата Белокриницкой иерархии — узники тюрьмы Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря
Статья посвящена краткому обзору истории возникновения старообрядческой Белокриницкой иерархии в целом и некоторым представителям ее епископата, во второй половине XIX века отбывавшим тюремное заключение в арестантском отделении Спасо-Евфимиева Суздальского мужского монастыря. Являясь архиереями поповской старообрядческой иерархии, возникшей на территории Австро-Венгерской империи в середине XIX века, каноническое достоинство которой решительно отвергалось Православной российской церковью, эти епископы сознательно приступали к нелегальному служению среди старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию и проживающих на территории Российской империи. Исходя из правовых и административных реалий той эпохи подобная нелегальная религиозная деятельность не могла не повлечь уголовного и административного преследования. Будучи подвергнутыми аресту и последующему заключению, они были помещены в арестантское отделение Спасо-Евфимиева мужского монастыря города Суздаля. Долгие годы проживая в монастыре на положении заключенных, большинство этих иерархов не изменили своим убеждениям, отказавшись слагать с себя сан и отклонив предложения по воссоединению с Православной церковью на правах единоверия. Благодаря искренней религиозности и твердости убеждений их имена вошли в историю русского старообрядчества и почитаются до сих пор клириками и мирянами Русской православной старообрядческой церкви.
Ключевые слова: старообрядчество, духовная тюрьма, Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале, Белокриницкая иерархия, Русская православная старообрядческая церковь, епископат.
Для цитирования: Бочков П.В. Представители епископата Белокриницкой иерархии — узники тюрьмы Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря // Старообрядчество. 2023. Т. 1. № 1. С. 94-111. DOI: 10.24412/29494001-2023-0060
Pavel V. Bochkov
95
Priest, Dr. hab., ThDr., Ph.D., Professor of the Department of Theology and Christian Communication, Interregional Academy of Personnel Management
03039, Ukraine, Kyiv, Fromentovskaya st., 2 E-mail: frpavel@inbox.ru
Representatives of the episcopate of the Belokrinitsky hierarchy are prisoners of the prison of the Suzdal Spaso-
Evfimiev Monastery
The article is devoted to a brief overview of the history of the emergence of the Old Believer Belokrinitsky hierarchy as a whole, and some representatives of its episcopate, who in the second half of the 19th century served prison sentences in the prison department of the Spaso-Evfimiev Suzdal Monastery. Being bishops of the priestly Old Believer hierarchy that arose on the territory of the Austro-Hungarian Empire in the middle of the 19 th century, the canonical dignity of which was resolutely rejected by the Orthodox Russian Church, these bishops deliberately began to serve illegally among the Old Believers who accepted the Belokrinitsky hierarchy and lived on the territory of the Russian Empire. Based on the legal and administrative realities of that era, such illegal religious activity could not but entail criminal and administrative prosecution. Having been subjected to arrest and subsequent imprisonment, they were placed in the prison department of the Spaso-Evfimiev Monastery in the city of Suzdal. Having lived in the monastery for many years as prisoners, most of these hierarchs did not change their convictions, refusing to resign and rejecting proposals for reunification with the Orthodox Church on the basis of the Unity of Faith. Thanks to their sincere religiosity and firmness of conviction, their names entered the history of the Russian Old Believers and are still revered by clergy and laity of the Russian Orthodox Old Believer Church.
Keywords: Old Believers, prison, Spaso-Evfimiev Monastery in Suzdal, Belokrinitsky hierarchy, Russian Orthodox Old Believers Church, Old Believers-priests, episcopate.
For citation: Bochkov PV. Representatives of the episcopate of the Belokrinitsky hierarchy are prisoners of the prison of the Suzdal Spaso-Evfimiev Monastery. Old Believer, 2023, vol. 1, no. 1, pp. 94-111. DOI: 10.24412/2949-40012023-0060
Как известно, церковное разделение XVII века, породившее в Русской православной церкви такое уникальное явление, как старообрядчество, привело к постепенному возникновению в последнем целой вереницы разного рода религиозных сообществ, в специализированной литературе имеющих название «согласий». Распавшись на поповское (приемлющее священство) и беспоповское (отвергающее священство) согласия, старообрядцы вынуждены были искать формы существования в приемлемом для их общин виде. И если старообрядцы-поповцы, не отвергая священную иерархию, нуждались в церковных таинствах и в их совершителях, а, следовательно, сохраняли в своем начале традиционное экклезиологическое восприятие Церкви, то старообрядцы-беспоповцы в своем отрицании в некоторых согласиях это восприятие заметно утратили, что приводило к вырождению и сектантству. Этот раскол болезненной раной лежит на теле отечественной церковной истории, а его последствия не изжиты до сих пор.
Со времени разделения старообрядцы были преследуемы государственной властью, усматривающей в их неприятии церковных реформ и церковной власти неприятие и власти светской. Кроме того, согласно своду законов Российской империи, господствующим вероисповеданием на всей ее территории являлось православие, которое было представлено Православной российской церковью и ее главным защитником — самодержцем и императором Всероссийским, фактически управлявшим Церковью через аппарат обер-прокурора Священного синода. В сложившихся условиях любое церковное разделение и сектантство расценивалось не только как инакомыслие и вызов государственному порядку, но и создавало внутренние угрозы, в связи с чем возникала острая необходимость реакции на эти процессы. Лица, в отношении которых была выявлена их принадлежность к каким-либо сектам или раскольническим согласиям, которые не только отказывались воссоединиться с Православной церковью, но в своем упорстве активно проповедовали свои религиозно-общественные идеи, тщательно отслеживались и подвергались преследованию вплоть до тюремного заключения в специальных тюрьмах.
Желая иметь собственную трехчинную иерархию, старообрядцы-поповцы, часто вынужденные сменить места своего традиционного обитания вплоть до эмиграции за пределы Российской империи, предприняли массу усилий по поиску православного иерарха, который бы соответствовал всем критериям древлеправославия и смог бы рукоположить
епископов, священников и диаконов для служения по дораскольному богослужебному уставу.
В середине XIX в. эти поиски привели к успеху. Пребывавший на покое иерарх Константинопольской православной церкви, бывший митрополит Босно-Сараевский Амвросий (Паппа-Георгополи) (1791-1863) принял предложения старообрядцев-поповцев и в 1846 г. «согласился на присоединение к старообрядчеству через отречение от ересей и Миропомазание» [Агеева, 2001. С. 148]. Данное присоединение произошло в селении Белая Криница, являвшееся центром старообрядческой жизни на Буковине, на тот момент входившей в состав Австро-Венгерской империи. Впоследствии митрополит Амвросий совершил ряд диаконских и священнических хиротоний и, наконец, единолично рукоположил первого
ОЬБ БЕЫЕУЕК 2023, Уо1. 1, ПО. 1
епископа для старообрядцев, положив тем самым начало так называемой «Белокриницкой иерархии» [История Русской Православной Старообрядческой Церкви, 2007. С. 30; Мельников, 1999. С. 205-258], в настоящее время представленной на постсоветском пространстве как Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ) [Бочков Павел, 2016. С. 16].
Первым старообрядческим епископом, рукоположенным митрополитом Амвросием, стал уроженец Буковины, уставщик старообрядческого храма села Белая Криница Киприан Тимофеев (1786-1873). Незадолго до своего поставления в сан епископа Тимофеев, будучи вдовцом, был пострижен в иночество с именем Кирил (Кирилл) и затем рукоположен митрополитом Амвросием в сан диакона и священноинока. 6 января 1847 года митрополит Амвросий единолично совершил архиерейскую хиротонию священноинока Кирила (Тимофеева) в сан епископа селения Майнос [Боченков, 2014. С. 185-186] (тур. Маньяс) (где с начала XIX века и вплоть до 1961 года проживала крупная община старообрядцев-поповцев ка-заков-некрасовцев [Казаки-некрасовцы... 2012]). Одновременно с этим епископ Кирил был поставлен «наместником митрополита при Белокриницкой митрополии», что было указано в его ставленой грамоте [Мануил (Чибисов), 2017. С. 108], и 4 августа 1847 г. утвержден в этой должности австрийским правительством [Боченков, 2014. С. 185]. Хиротония Кирила (Тимофеева) положила начало «новой старообрядческой белокриницкой иерархии, независимой от господствующей церкви в Российской империи» [Мануил (Чибисов), 2017. С. 108].
В июле 1847 года в Славском старообрядческом скиту (современное село Слава Русская в регионе Добруджа в Румынии) состоялось собрание старообрядцев-поповцев, избравших из своей среды трех кандидатов на поставление их в священнические степени епископа, священника и диакона. Для хиротонии в сан священника был избран инок Аркадий (Дорофеев) (1811-1889), а в сан епископа инок Аркадий (Шапошников) (начало XIX в. — 1868). Однако после знакомства с кандидатами митрополит Амвросий отклонил кандидатуру Аркадия (Шапошникова), вследствие чего 24 августа 1847 года в сан епископа был рукоположен второй старообрядческий архиерей Белокриницкой иерархии — Аркадий (Дорофеев), ставший епископом Славским [Панкратов, 2001. С. 266]. Хиротонию последнего митрополит Амвросий совершил уже совместно с епископом Кирилом (Тимофеевым). Примечательно, что, помимо собственно рукоположений, митрополит Амвросий совершил чин мироваре-ния, что не только служило делу церковного и общинного строительства новой церковной юрисдикции, но и громко заявляло о себе как о деянии независимой самодостаточной старообрядческой иерархии.
Подобные действия со стороны пребывающего на покое греческого иерарха весьма обеспокоили как церковное, так и государственное руководство Российской империи. Константинопольский патриарх Анфим VI (Иоаннидис) (1782-1877, пребывал на Константинопольской кафедре в 1845-1848, 1853-1855, 1871-1873 годах) направил Амвросию и сербскому митрополиту Карловацкому Иосифу (Раячичу) (1785-1861, патриарх Сербской православной церкви в 1848-1861 годах) ряд посланий, в которых призывал Амвросия вернуться в Константинополь и прекратить самочинные рукоположения. При этом патриарх указывал на ряд канонических нарушений митрополита Амвросия, согласно которым, в случае
98 продолжения своей деятельности среди русских старообрядцев, он подлежал извержению из священного сана. Российское правительство по дипломатическим каналам также выразило свою крайнюю обеспокоенность. «В австрийскую государственную канцелярию через российское посольство в Вене поступали все более решительные заявления российских официальных лиц в связи с деятельностью Амвросия и учрежденной им старообрядческой митрополии. Крайнее недовольство высших российских кругов и требование российского императора Николая I Павловича в декабре 1847 года закрыть Белокриницкий монастырь грозили разрывом дипломатических отношений, сложившаяся внешнеполитическая ситуация требовала удаления Амвросия из среды староверов» [Агеева, 2001. С. 148].
Реагируя на требования российских властей, австрийскими властями в декабре 1847 года митрополит Амвросий был вызван во Львов и в Вену для дачи объяснений по пунктам выдвинутых против него обвинений и в результате был удален от общения со старообрядцами и направлен в ссылку в городок Цилли (ныне Целе, в Словении). После отбытия митрополита Амвросия епископ Кирил (Тимофеев) принял на себя управление Белокри-ницкой митрополией, а вскоре принял решение о поставлении новых епископов для старообрядцев: 29 августа 1848 года епископ Кирил (Тимофеев) совершил единоличное рукоположение в сан епископа инока Белокриницкого монастыря Онуфрия (Парусова) (1816-1894), который стал наместником самого Кирила. 3 января 1849 года Кирил (Тимофеев) учредил Симбирскую старообрядческую кафедру, одновременно рукоположив для нее первого российского старообрядческого епископа Софрония (Жирова) (скончался в 1879 г.), известного в старообрядческих кругах деятеля, в 1840-х годах активно занимавшегося поиском и сопровождением к местам служения уклонившихся в раскол бывших клириков Православной российской церкви. Уже на следующий день, 4 января 1849 года, епископами Софронием и Онуфрием Кирил был возведен в достоинство Белокриницкого митрополита, на что было письменное согласие митрополита Амвросия, но первоначально не было принято епископом Аркадием (Дорофеевым). В сентябре 1850 года Аркадий (Дорофеев) также был возведен в сан архиепископа Славского.
Софроний (Жиров), став управляющим церковными делами Белокриницкой иерархии в России, за несколько лет своей деятельности внес свой вклад не только в становление этой церковной структуры, но и стал причиной нескольких скандалов (вызывавшие смущение единоличные рукоположения в сан старообрядческих епископов (Виталия (Мятлева), Израиля (в миру казака Якова Бреднева), скандальное возведение в сан «патриарха всея Руси» Иосифа (Израиля) (Бреднева) в 1854 г. [Архиереи Русской Православной Старообрядческой Церкви в 1846-2002], объявление себя митрополитом Казанским, обвинения в симонии, любостяжании, соблазнительном поведении и т. п.) [Белобородов, 2000]. Путешествуя по России под видом купца, Жиров считал себя единственным и полноправным российским старообрядческим епископом. После учреждения старообрядческой архиерейской кафедры Владимирской и всея Руси с возведением на нее архиепископа Антония (Шутова) (1812-1881), рукоположенного в Белой Кринице в феврале 1853 года, «которому были вручены еще более широкие полномочия по управлению церковно-иерархическими делами в Рос-
сии, 9 февраля того же года Софронию было запрещено поставлять епископов в России и 99 предложено скрепить своей подписью «Устав, учрежденный на Владимирскую архиеписко-пию» [Крахмальников, 2002. С. 545]. Софроний некоторое время не признавал полномочий Антония (Шутова), продолжая упорствовать в своем поведении. В свою очередь Антоний (Шутов) приступил к активному созиданию старообрядческой юрисдикции и за долгие годы своего служения стяжал славу добродетельного старообрядческого архиерея [Арсений (Швецов), 2010]. Что же до Софрония, то его дальнейшее служение было сопряжено с различными разделениями в среде старообрядцев-поповцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии [Власов, 1915. С. 382], и в конечном счете он, «отлученный от Церкви, примкнув к неокружникам, умер в неизвестности, оставленный и забытый всеми» [Архиереи Русской Православной Старообрядческой Церкви в 1846-2002].
В это же самое время митрополит Московский Филарет (Дроздов) (1782-1867), внимательно отслеживающий любые проявления угроз каноническому единству Русской церкви и активно противодействующий учреждению старообрядческой иерархии, «немедленно сообщил о деятельности епископа Софрония Синоду и МВД» [Мануил (Чибисов), 2017. С. 119]. Правоохранительные органы, не желая распространения по империи «австрийского священства», приступили к активному поиску и выявлению рукоположенных в Белокри-ницком согласии клириков. Однако стоит сказать, что полицейские меры не всегда давали результат, так как старообрядческие клирики имели большой опыт конспирации и осуществления тайного служения.
Так, прибывший в Россию старообрядческий архиепископ Антоний (Шутов), постоянно находясь на нелегальном положении, провел огромную работу по организации Бе-локриницкого согласия в церковную структуру: «рукополагал священников, диаконов и епископов (за первые 2 года служения поставил 52 священника, за 9 лет — 4 диакона, 70 священников, 23 иеромонаха, 6 епископов), учредил более 14 епархий (Московско-Владимирскую, Нижегородско-Костромскую, Казанско-Вятскую, Самарско-Симбирскую, Сара-товско-Астраханскую, Пермскую, Уральско-Оренбургскую, Тобольско-Сибирскую, Донскую и Кавказскую, Балтовско-Киевскую, Измаильско-Бессарабскую, Новозыбковскую, Коломенскую, Калужско-Смоленскую и др.), освятил несколько сот престолов для походных церквей, часто посещал старообрядческие общины Центральной России, жертвовал для храмов иконы и книги, добивался для них помощи от благотворителей. В годы служения А. часто созывались старообрядческие архиерейские соборы, на которых был учрежден постоянно действующий орган высшего управления — Духовный освященный собор (совет). ...Служение Антония [(Шутова)] проходило в условиях преследований со стороны властей, начавшихся с момента появления архиепископа на территории Российской империи, за его поимку было назначено вознаграждение 12 тысяч рублей В целях избежания ареста Антонию [(Шутову)] приходилось служить по ночам, постоянно менять место жительства, путешествуя переодетым, ночевать на сеновалах, чердаках. Только за 5 лет до своей кончины он получил возможность жить легально» [Езеров, Канаев, 2001].
Несмотря на государственное давление, старообрядческая Белокриницкая иерархия тем не менее продолжала активно распространяться, совершались все новые рукоположения, в среде самих старообрядцев, активно велась полемика по признанию каноничности хиротоний митрополита Амвросия, что влияло на некоторые группы старообрядцев-по-повцев и беспоповцев, которые, приняв иерархию, переходили в Белокриницкое согласие, а не приняв, оставались в своих религиозных группах.
В Белой Кринице тем временем также продолжалось оформление иерархии, создавались новые епархии и совершались новые архиерейские и священнические рукоположения. Так, к примеру, в сентябре 1850 года епископом Тульчинским был поставлен Алимпий (Вепринцев), бывший инок Славского монастыря [Иникова, 2018. С. 103].
Как известно, в ходе Крымской войны 1853-1856 годов, которая прошла сразу на нескольких театрах боевых действий, Русской императорской армией были предприняты Дунайские кампании 1853-1854 годов [Петров, 1890]. В ходе переправы русских войск на правый берег Дуная в марте 1854 года ими были заняты ряд населенных пунктов и крепостей (Мачина, Тульчи, Искачи), в том числе с проживавшими там старообрядцами. В апреле 1854 г. русские власти арестовали старообрядческих епископов Алимпия (Вепринцева) и Аркадия (Дорофеева), а также старообрядческого священника Феодора Семенова, которые вскоре были переправлены в Россию, первоначально в Киев, затем в Москву, а после помещены в арестантское отделение Спасо-Евфимиева мужского монастыря в Суздале [Мельников, 1999. С. 316.]. Именно Спасо-Евфимиев мужской монастырь в Суздале, основанный в 1352 году Борисом Константиновичем, князем Городецким, праправнучатым племянником князя Александра Невского, стал одной из главных тюрем для представителей церковного раскола и разного рода религиозных сект [Пругавин, 1905].
С 1330 года Суздаль уже имел собственную архиерейскую кафедру, а назначение на нее известного своим благочестием епископа Иоанна, произошедшее в том же 1352 году, стало началом масштабного строительства в городе монастырей и храмов [Валентин (Русанцов), 2005. С. 41]. Древний монастырский комплекс с высокой крепостной стеной и рядом сторожевых башен [Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале, 2006] как нельзя лучше мог служить задачам пенитенциарного характера. Кроме того, до XVII века в России существовали временные и постоянные тюрьмы, последние из которых традиционно располагались в монастырях [Дударенок, Кораблин, 2017. С. 25]. Арестантское отделение монастыря было организовано указом императрицы Екатерины II Великой в 1766 году [Федотова, 2018. С. 77]. Помимо Суздаля, в Российской империи с конца XVI века действовало несколько монастырских тюрем [Леванов, 2011; Петренко, 2005]. Помимо Суздальской, довольно большую известность имела монастырская тюрьма Соловецкого монастыря, через которую также прошло немало представителей старообрядчества и русского сектантства, равно как и некоторое количество политических и государственных преступников [Колчин, 1908; Фрумен-ков, 1965]. Специальных камер для содержания заключенных в Суздальском монастыре не было, и последние содержались в братском корпусе рядом с Никольской церковью. Целью
ОЬБ БЕЫЕУЕК 2023, Уо1. 1, ПО. 1
заключения являлись надзор и увещание заключенных, которые осуществлял настоятель 101 монастыря в сане архимандрита.
Самой большой группой заключенных отделения являлись клирики Православной церкви, попавшие туда по приговору духовного суда за безнравственные поступки, аморальное поведение или тяжелые нарушения, допущенные при выполнении служебных обязанностей [Большакова, 2000; Прибылов, 2022; Курганова, 1977].
В правление императоров Павла I, Александра I представители старообрядчества практически отсутствовали в списках заключенных арестантского отделении, что объясняется небольшим послаблением в вероисповедной политике тех лет [Прибылов, 2022. С. 136]. Ситуация существенно изменилась во времена царствования императора Николая I (в 1825-1855 годы), когда большая часть заключенных арестантского отделения принадлежала к различным старообрядческим согласиям. Необходимо отметить, что в данный период «заточение в монастырскую тюрьму осуществлялось без судебных приговоров — «по высочайшему повелению» или по определению Святейшего синода — по религиозным и политическим делам, а также за «дурное поведение», «за пьянство и разврат лиц из православного духовенства». Срок заточения в монастырь, как правило, был неопределенным или пожизненным («до кончины живота», «на вечное безысходное пребывание», «для содержания без-выпускно», «для содержания до того времени, покуда он в дерзновении своем раскается и развращенную жизнь свою исправит»)» [Дударенок, Кораблин, 2017. С. 30].
Истории пребывания старообрядческих религиозных деятелей в качестве узников суздальской обители посвящено немало исследований. Многие из работ проливают свет на широкий круг аспектов — от особенности мировоззрения заключенных старообрядцев, условий бытового характера заключенных до сложностей во взаимоотношениях между старообрядческими согласиями и отношении к ним канонической Церкви и государственной власти [Агеева, 2003]. Кроме природных старообрядцев преследованию подвергались уклонившиеся в старообрядчество клирики Русской церкви. Известны случаи содержания в арестантском отделении клириков, уклонившихся в католичество [Бочков, 2022. С. 69-70].
В конце XVIII — начале XVIII века «тюрьма располагалась в больничном корпусе монастыря. Узников в количестве 25-30 человек размещали в двух палатах, причем душевнобольные находились вместе со здоровыми» [Федотова, 2018. С. 81]. С 1826 года заключенные содержались в специально построенном тюремном замке. Для заключенных, находящихся на особом контроле, вводилась практика одиночного заключения. Охрана арестантского отделения осуществлялась специальной воинской командой, расквартированной в Суздальской крепости. Воинская команда не имела прямого подчинения настоятелю обители. Этим активно пользовались заключенные отделения, и тайно, посредством подкупа, или пользуясь благорасположением нижних чинов воинской команды, передавали и получали письма и корреспонденцию от своих пасомых или единомышленников. Этим способом достаточно активно пользовались как представители старообрядчества, так и различные сектанты. Посещение богослужений заключенными в монастыре было необязательным, но если такое случалось, то при должном усердии оно могло расцениваться как признак исправления и
102 желание воссоединения и примирения с Православной церковью. Кроме того, заключенные обязаны были присутствовать и внимать регулярным увещаниям настоятеля. Для пользы вразумления заключенных с середины XIX века действовала библиотека [там же. С. 82], книгами из которой пользовались подавляющее большинство находившихся в отделении. Арестантское отделение просуществовало вплоть до 1905 года, когда после событий Первой русской революции 1905 года и выхода в свет Указа императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 года (согласно которому всем российским подданным предоставлялось право исповедовать любое вероучение и прекращалось преследование за отпадение от православия) все заключенные в отделении «сектанты и раскольники» были выпущены на свободу.
Попав в стены монастыря, старообрядческие архиереи Алимпий и Аркадий, согласно воле российского императора и постановлению Святейшего синода, были помещены в отдельные кельи с отсутствием возможности письменного сообщения со своими единоверцами или сочувствующими [Пругавин, 1908. С. 11]. При аресте и всех дальнейших следственных мероприятиях (помещении в арестантское отделение монастыря и т. п.) имена обоих старообрядческих епископов фигурировали в переписках ответственных за них лиц исключительно с приставкой «лжеепископов». Епископ Алимпий (Вепринцев), будучи уже в преклонном возрасте, скончался в Суздальском монастыре 25 августа 1859 года, проведя в нем около пяти лет своей жизни [Крахмальников, 2002. С. 545]. Старообрядческий архиепископ Аркадий (Дорофеев) провел в арестантском отделении Спасо-Евфимиевого монастыря 27 лет.
Помимо Алимпия и Аркадия, вскоре в Суздальское арестантское отделение прибыл старообрядческий епископ Новозыбковский Конон (Смирнов) (он же Кузьма Дураков, казак станицы Есауловской области войска Донского) (1798-1884), арестованный 16 октября 1858 года. Епископ Конон был весьма образованным и начитанным старообрядческим деятелем, вел аскетическую жизнь и пользовался у старообрядцев-поповцев большим авторитетом [Панкратов Александр]. В заключении епископ Конон провел 22 года, из которых 8 — в одиночной келье. В 1863 году арестантское отделение пополнилось старообрядческим епископом Пермским Геннадием (Беляевым) (1825-1892), арестованным в 1862 году [Агеева, 2007]. Все три старообрядческих епископа находились в Суздальском монастыре вплоть до сентября 1881 года, когда в связи с трагической гибелью императора Александра II Освободителя были освобождены [Придорожный, 2010. С. 110]. Примечательно, что в деле их освобождения сыграло немалую роль ходатайство писателя графа Л.Н. Толстого [Боченков, 2010]. Выйдя на свободу, престарелые старообрядческие епископы тем не менее по решению властей должны были проживать под надзором в различных городах, удаленных от Москвы.
Правительство делало все возможное для выявления имен, фамилий, мест деятельности и точного количества рукоположенных представителями белокриницкого епископата клириков на территории Российской империи [Пругавин, 1908. С. 62-64]. Тех, кого удалось взять под стражу, подвергали заключению, детальному допросу и часто брали обязательства не совершать служения, сложить с себя неканонический сан или воссоединиться с
Православной церковью на правах единоверия. Упорствующие, как правило, подлежали 103 отправке в монастырские тюрьмы. Помимо Суздальского монастыря, старообрядческие епископы Белокриницкой иерархии отбывали тюремное заключение и в других местах. Так, к примеру, старообрядческий епископ Савватий (Левшин) (1824-1898) (в 1892-1898 годах — старообрядческий архиепископ Московский и всея Руси) несколько лет находился под следствием, будучи заключенным Томского тюремного замка [Приль, 2006. С. 46; Старухин, 2006]. Подобным образом в 1864-1866 годах в тюрьмах Екатеринбурга и Перми провел два года старообрядческий епископ Константин (Коровин) (1816-1881) [Белобородов, 2000]. Неоднократно подвергался аресту старообрядческий епископ Томский Мефодий (Екимов) (1824-1898), имевший в своем титуле приставку «и всея Сибири», что давало ему право управления белокриницкими общинами на территории Томской, Иркутской, Енисейской губерний, а также Амурской, Якутской, Забайкальской, Акмолинской, Семипалатинской и Семиреченской областей [Старухин, 2012. С. 15]. Будучи сосланным в якутскую ссылку, епископ Мефодий скончался в Вилюйске в 1898 году. Помимо епископата, довольно активно велся розыск рукоположенных ими лиц с целью противодействия распространению бело-криницкого согласия среди старообрядцев-поповцев на территории империи и отпадению в старообрядчество православных верующих.
Опасения правительства и Церкви были небеспочвенны, так как Белокриницкая иерархия стремительно развивалась, а хиротонии епископата следовали одна за другой. В период с 1849 по 1865 год только на территории Российской империи было рукоположено 24 старообрядческих архиерея [Мануил (Чибисов), 2017. С. 122] и сотни клириков. Все они не имели возможности открытого служения и практически находились на нелегальном положении. Помимо этого, Белокриницкая иерархия продолжала действовать на территориях, населенных старообрядцами и находившихся под властью Австро-Венгерской империи. Быстрый рост епископата и клира, часто весьма начитанного в старообрядческой богословской и апологетической литературе, но не имеющего системных знаний в рамках духовных школ и опыта полемики среди старообрядцев, приемлющих священство о каноничности Белокриницкой иерархии, создавали дополнительные сложности как для самих старообрядцев-поповцев, так и для миссионеров и духовенства Русской церкви. Последние всячески противодействовали распространению старообрядчества, которое выражалось в том числе и в участившихся случаях отпадения в раскол. Отвергнувшие каноничность Белокриницкой иерархии старообрядцы-поповцы впоследствии приобрели наименование «бе-глопоповцев» и в 1920-е годы создали собственную иерархию, в настоящее время известную как Новозыбковская и действующую в ряде стран как Русская древлеправославная церковь [Бочков Павел, Мишин Сергий, 2020].
Кроме этого, в самом Белокриницком согласии в 1862 году возникло разделение на противоокружников и окружников [Волоскова, 2023]. Суть нового разделения в старообрядчестве заключалась в полемике по вероисповедным вопросам, которая была выражена в особом «Окружном послании», написанном выдающимся старообрядческим писателем и начетчиком И. Кабановым (1819-1882) [Боченков, 2023] и подписанным рядом иерархов
старообрядческой Церкви (по вопросу написания имени Христа Иисус и Исус, поминовение царя и т. п.) [Дамаскин (Орловский), 2019; Мельников, 1999]. Вскоре отделившиеся от старообрядческого архиепископа Московского и всея Руси Антония (Шутова) создали собственную «неокружническую» иерархию, в последующие годы претерпели ряд разделений и окончательно остались без епископата в середине ХХ века. Последним представителем «противоокружнической» иерархии считается старообрядческий епископ Петр (Глазов) (1899 (по другим данным, 1900) — 1950 (по другим данным, 1952)), скончавшийся в 1950 году [Боченков, 2019. С. 314-315].
Что же касается самого арестантского отделения Суздальского Спасо-Евфимиевого монастыря, то необходимо отметить, что эта обитель не являлась центром для узилища исключительно представителей старообрядчества или сектантства. По данным исследователя Ю.А. Прибылова, за всю историю существования арестантского отделения, с 1766 по 1905 год, через его стены прошло всего 369 заключенных, из которых «212 являлись представителями духовного сословия и составляли, таким образом, 57% от общего числа арестантов. С 1880 годов представители православного духовенства составляли 95% среди заключённых в отделении» [Прибылов, 2022. С. 23]. Кроме того, число старообрядцев-беспоповцев в арестантском отделении также было невелико. Из числа беспоповцев «лишь двое арестантов были направлены в суздальскую тюрьму после 1846 года, что, безусловно, связано с переключением репрессивного аппарата на борьбу с вновь образованной старообрядцами-по-повцами Белокриницкой иерархией, воспринимавшейся в качестве серьёзной угрозы государственному строю и территориальной целостности Российской империи» [там же. С. 140]. Исходя из этих данных хорошо видно, что число представителей старообрядчества и иных религиозных движений является существенно меньшим по отношению к клирикам Русской церкви. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что факт пребывания в суздальском монастыре нескольких старообрядческих епископов, действительно проведших в обители долгие годы, с ослаблением давления режима в начале ХХ века и расцветом старообрядческой публицистики и возникновением многочисленных старообрядческих периодических изданий был эффективно использован не только для восстановления исторической правды, но и для создания образа новых мучеников за старый обряд, в данном случае с целью отстоять внутристарообрядческий вопрос о каноничности собственной иерархии. Этот ореол мученичества и подвижничества, созданный старообрядческими апологетами начала ХХ века, в последующем заметно повлиял на почитание узников-старообрядцев в ХХ-ХХ1 веках. Клирики и миряне Русской православной старообрядческой церкви и сейчас чтут память старообрядческих епископов — узников арестантского отделения Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, совершая по ним панихиды [Репрессированные староверы], собирая материал для возможной канонизации и бережно храня память о первых епископах Белокриницкой иерархии в России.
Подводя итог краткому описанию истории возникновения и распространения Бело-криницкой иерархии в XIX веке и ее преследовании со стороны государственной и церковной власти в Российской империи, для отдельных старообрядческих епископов вылившем-
ся в долголетнее пребывание в арестантском отделении Спасо-Евфимиевого монастыря в Суздале, стоит упомянуть и о том, что репрессивные меры против старообрядческой иерархии были вызваны желанием противодействия распространению церковному расколу. Этот процесс, некоторыми исследователями называемый «контрмиссией», опиравшийся не на дух полемики и диспута, основанный на взаимном уважении и терпимости, но исключительно на государственную репрессивную машину, потому не имел и не мог иметь особого успеха. Более того, в религиозных кругах малообразованного русского крестьянства гонимые за свои убеждения вызывали симпатии. «В результате к 1905 г. различные религиозные объединения и старообрядческие согласия в России объединяли до 20 млн человек» [Власен-ко, 2014. С. 101].
Эпоха гонений на старообрядческую иерархию завершилась в 1905 году, принесла старообрядчеству новый импульс и приемлемые для развития правовые формы существования. Этот недолгий период в старообрядческой литературе известен как «золотой век старообрядческой церкви в России» [Мануил (Чибисов), 2008. С. 115]. Вплоть до революционных событий 1917-1918 годов старообрядческая церковь успешно развивалась и была заметным явлением в религиозном многообразии Российской империи накануне ее распада и начала Гражданской войны. Последующая история, вылившаяся в государственный террор в отношении всех религиозных организаций и религии в целом, поставила Русскую православную старообрядческую церковь на грань выживания.
Этот трагический период истории пережил и Суздальский Спасо-Евфимиев мужской монастырь, в 1920-1930-е годы вновь ставший политизолятором, местом содержания на этот раз политических заключенных [Федотова, 2009]. Но это уже совсем другая история.
Литература
Агеева Е.А. Амвросий [Паппа-Георгополи] // Православная энциклопедия. Том II. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. — С. 146-149.
Агеева Е.А. Старообрядцы в Спасо-Евфимиевом монастыре // Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь в истории и культуре России: материалы научно-практической конференции. — Владимир, 2003. — С. 130-137.
Агеева Е.А. Старообрядческий епископ Геннадий: между властью духовной и светской // Вестник церковной истории. 2007. № 4 (8). — С. 189-214.
Арсений (Швецов), святитель, епископ Уральский и Оренбургский. Собрание сочинений. Выпуск 2. Исторические и историко-мемуарные сочинения. Подготовка текстов к изданию, научная редакция, составление, примечания В.В. Боченкова, общая редакция В.В. Волкова. — Москва — Ржев: Маргарит, 2010. — С. 206-225.
Архиереи Русской Православной Старообрядческой Церкви в 1846-2002 // Яков Кротов. История [Электронный ресурс]. - 2023. - Режим доступа: http://krotov.info/history/19/56/belokr.html (дата обращения: 10.09.2023).
Белобородов С.А. «Австрийцы» на Урале и в Западной Сибири (из истории Русской православной старообрядческой церкви — белокриницкого согласия) // Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. — Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2000. — С. 136-172.
106 Большакова Н.В. Спасо-Евфимиев монастырь как место ссылки лиц духовного звания // Рождественский сборник. 2000. № 7. — С. 56-61.
Боченков В.В. «Дать ответ с кротостью.» Начетчики, апологеты и писатели Русской Православной старообрядческой Церкви (XIX-XX вв.). — Калуга: Издательство «Фридгельм», 2023.
Боченков В.В. Кирил (Тимофеев) // Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2014. Т. XXXIV. — С. 185-186.
Боченков В.В. Л.Н. Толстой и освобождение старообрядческих епископов Аркадия, Конона и Геннадия — узников суздальского Спасо-Евфимиева монастыря // Старообрядчество в России (XVII-ХХ вв.): Сб. научных трудов. Вып. 4 / Отв. ред. и сост. Е. М. Юхименко. — М.: Языки славянских культур, 2010. — С. 80-89.
Боченков В.В. Старообрядчество советской эпохи. Епископы Русской Православной старообрядческой Церкви, советский период (1918-1991 гг.). Библиографический словарь. — М.: Вече, 2019.
Бочков П.В. Жизненный путь и деятельность прелата Алексия Зерчанинова, бывшего священника Русской Православной Церкви, организатора русских униатских общин // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. 2022. № 15-16. — С. 65-95.
Бочков Павел, Мишин Сергий. Русская Древлеправославная Церковь // Православная энциклопедия.
— М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2020. Т. LX. — С. 516-521.
Бочков Павел. Обзор старообрядческих поповских юрисдикций: происхождение иерархии, история и современное состояние // Богословський в^ник. Науковий журнал. — № 14. — Чершвцк Чершвецький нац. ун-т, 2016. — С. 15-26.
Валентин (Русанцов), митрополит Суздальский и Владимирский. Суздаль и его святыни. - Изд. 2-е, измененное и дополненное. — Суздаль: [б. и.], 2005.
Власенко И.В. Контрмиссия в Православной Церкви России в конце XIX — начале XX века (18871918) // Свет Христов просвещает всех: Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. 2014. № 11. — С. 101-109.
Власов П.И. Материалы по делу Софрония // Слово Церкви. — М., 1915. № 16. — С. 382.
Волоскова М.Н. Возникновение «неокружнического раздора» в старообрядческой Белокриницкой иерархии в 1862 году // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. № 111. — С. 68-83.
Дамаскин (Орловский), архимандрит. Из раскола — в Церковь. Житие мученика Александра Зверева. — М.: Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», 2019.
Дударенок С.М., Кораблин К.К. Тюремное заключение как способ наказания преступников в дореволюционной России (исторический обзор) // Основные тенденции государственного и общественного развития России: история и современность. 2017. № 1. — С. 22-32.
Езеров А., Канаев Д.Н. Антоний (Шутов) // Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. Т. II. — С. 653-654.
Иникова С.А. Старообрядческие обители в Румынии XIX-XXI вв. // Вестник антропологии. 2018. № 2 (42). — С. 97-121.
История Русской Православной Старообрядческой Церкви. Краткий очерк. — М., 2007.
Казаки-некрасовцы: язык, история, культура: Сборник научных статей. Отв. ред. акад. Г.Г. Матишов.
— Ростов-на-Дону: Южный научный центр РАН, 2012.
ОЬБ БЕЫЕУЕК 2023, Уо1. 1, ПО. 1
Колчин М.А. Ссыльные и заточённые в острог Соловецкого монастыря в XVI-XIX вв. — М.: Посредник, 1908.
Крахмальников А.П. Возникновение Белокриницкой иерархии // Белокриницкая иерархия // Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002.
— Т. IV. — С. 542-556.
Курганова Н.М. Из истории тюрьмы Спасо-Евфимиевского монастыря (1766-1829 гг.) // Суздалю
— 950 лет. — Ярославль, 1977. — С. 71-78.
Леванов А.Ю. Монастырские тюрьмы в механизме уголовной репрессии Российской империи // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 4. — С. 214-217.
Мануил (Чибисов), игумен. Белокриницкая иерархия в 1846-1988 гг.: этапы истории. — Кострома: ДиАр, 2017.
Мануил (Чибисов), игумен. Белокриницкая иерархия: Споры вокруг вопроса о её каноничности в России во второй половине XIX — начале XX в. — Кострома: Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова, 2008.
Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви. — Барнаул,
1999.
Панкратов А.В. Аркадий (Дорофеев) // Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. — Т. III. — С. 266-267.
Панкратов Александр, иерей РПСЦ. О жизни и страданиях архиепископа Аркадия Славского и епископа Конона Новозыбковского // Книжница Самарского староверия [Электронный ресурс]. -2023. - Режим доступа: https://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/62-1-0-568 (дата обращения: 19.09.2023).
Петренко Н.И. Монастырские тюрьмы в механизме уголовной репрессии Российской империи // Образование. Наука. Производство. Инновационный аспект: Сборник трудов научно-практической конференции, посвященной 50-летию Чебоксарского института (филиала) Московского государственного открытого университета. В 2-х томах, Чебоксары, 25-26 сентября 2005 года. Т. 2. Выпуск 3. — Чебоксары: Московский государственный областной университет, 2005. — С. 187-193. Петров А.Н. Война России с Турцией. Дунайская кампания. 1853 и 1854 год. В 2-х тт. — СПб, 1890. Прибылов Ю.А. Представители православного духовенства — узники арестантского отделения Спасо-Евфимиева монастыря в конце XVIII — начале XX века // Материалы исследований Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника: Сборник статей научно-практической конференции, Владимир, 04 декабря 2017 года / Под редакцией М.И. Давыдова. Выпуск 23. Владимир: Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник, 2022. — С. 20-23.
Прибылов Ю.А. Старообрядцы-беспоповцы — узники арестантского отделения Спасо-Евфимиева монастыря // Материалы исследований Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника, Владимир, 10 декабря 2019 года. Том Вып. 24. — Владимир: Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник, 2022. — С. 136-140.
Придорожный С.П. Стержень духовности русской: Архиепископ Аркадий // Липоване: история и культура русских старообрядцев. — Одесса, 2010. № 7. — С. 108-110.
Приль Л.Н. История томского старообрядчества: епископы и обители // Территория согласия. — Томск, 2006. — № 1 (10). — С. 46-48.
Пругавин А.С. Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством (к вопросу о веротерпимости). — М., 1905.
108 Пругавин А.С. Старообрядческие архиереи в Суздальской крепости. — М.: Типо-литогр. Т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1908.
Репрессированные староверы. В Суздале совершена первая в истории старообрядчества заупокойная служба по епископам, подвергавшимся репрессиям и томившимся более 20 лет в застенках тюрьмы Спасо-Евфимиевского монастыря // ЗЕБРА. Новости Владимира, новости Владимирской области [Электронный ресурс]. - 2023. - Режим доступа: https://zebra-tv.ru/novosti/ jizn/repressirovannye-starovery/ (дата обращения: 10.09.2023).
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале. Путеводитель. — М.: Северный паломник, 2006.
Старухин Н.А. Белокриницкие общины Томской губернии в трудах историков XIX — первой трети XX в. // Сибирь на перекрестье мировых религий: материалы Третьей межрегиональной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося ученого и педагога, специалиста по библеистике, профессора НГУ Михаила Иосифовича Рижского, Новосибирск, 25-26 октября 2006 года / Ответственный редактор Н.Н. Покровский. — Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2006. — С. 221-222.
Старухин Н.А. Белокриницкое согласие Томской губернии во второй половине XIX — начале XX в. (этапы формирования и принципы организации). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. — Новосибирск, 2012.
Федотова И.Н. К истории монастырских тюрем в России: Суздальская Спасо-Евфимиева обитель как место лишения свободы (конец XVIII — начало XX века) // Интеллигенция и мир. 2018. № 2. — С. 75-86.
Федотова И.Н. Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь как политический изолятор (20-30-е гг. ХХ в.) // Вестник Владимирского юридического института. 2009. № 2 (11). — С. 188-199.
Фруменков Г.Г. Узники Соловецкого монастыря. Политическая ссылка в Соловецкий монастырь в XVIII-XIX веках. — Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1965.
References
Ageeva E.A. Ambrose [Pappa-Georgopoli]. Orthodox Encyclopedia, 2001, vol. 2, pp. 146-149. (In Russian) Ageeva E.A. Old Believer Bishop Gennady: between spiritual and secular power. Bulletin of Church History, 2007, no. 4 (8), pp. 189-214. (In Russian)
Ageeva E.A. Old Believers in the Spaso-Evfimiev Monastery. Suzdal Spaso-Evfimiev Monastery in the history and culture of Russia: materials of a scientific-practical conference. Vladimir, 2003, pp. 130-137. (In Russian)
Arseny (Shvetsov), saint, bishop of the Urals and Orenburg. Collected works. Issue 2. Historical and historical-memoir works. Moscow — Rzhev: Margarit, 2010, pp. 206-225. (In Russian)
Beloborodov S.A. "Austrians" in the Urals and Western Siberia (from the history of the Russian Orthodox Old Believer Church — Belokrinitsky consent). Essays on the history of the Old Believers of the Urals and adjacent territories. — Ekaterinburg: Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, 2000, pp. 136-172. (In Russian)
Bishops of the Russian Orthodox Old Believer Church in 1846-2002. Yakov Krotov. History. URL: http:// krotov.info/history/19/56/belokr.html (access date: 09/10/2023). (In Russian)
Bochenkov VV. "Give an answer with meekness..." Narrators, apologists and writers of the Russian Orthodox Old Believer Church (XIX-XX centuries). Kaluga: Friedhelm Publishing House, 2023. (In Russian)
Bochenkov VV. Kiril (Timofeev). Orthodox Encyclopedia, 2014, vol. 34, pp. 185-186. (In Russian) Bochenkov VV. L.N. Tolstoy and the liberation of the Old Believer bishops Arkady, Konon and Gennady — prisoners of the Suzdal Spaso-Evfimiev Monastery. Old Believers in Russia (XVII-XX centuries): Collection. scientific works. Vol. 4. Moscow: Languages of Slavic Cultures, 2010, pp. 80-89. (In Russian)
Bochenkov VV. Old Believers of the Soviet era. Bishops of the Russian Orthodox Old Believer Church, Soviet period (1918-1991). Bibliographic Dictionary. Moscow: Veche, 2019. (In Russian)
Bochkov PV. The life path and activities of prelate Alexy Zerchaninov, a former priest of the Russian Orthodox Church, organizer of Russian Uniate communities. Collection of Research Papers of the Yakutsk Theological Seminary, 2022, no. 15-16, pp. 65-95. (In Russian)
Bochkov Pavel, Mishin Sergiy. Russian Ancient Orthodox Church. Orthodox Encyclopedia, 2020, vol. 60, pp. 516-521. (In Russian)
Bochkov Pavel. Review of Old Believer priestly jurisdictions: the origin of the hierarchy, history and current state.Theological Bulletin. Science journal, 2016, no. 14. Chernivtsi: Chernivtsi national. univ., pp. 15-26. (In Russian)
Bolshakova N.V. Spaso-Evfimiev Monastery as a place of exile for clergy. Christmas collection, 2000, no. 7, pp. 56-61. (In Russian)
Damascene (Orlovsky), archimandrite. From schism to the Church. Life of the martyr Alexander Zverev. Moscow: Regional public fund "Memory of Martyrs and Confessors of the Russian Orthodox Church", 2019. (In Russian)
Dudarenok S.M., Korablin K.K. Imprisonment as a way of punishing criminals in pre-revolutionary Russia (historical review). Main trends in state and social development of Russia: history and modernity,
2017, no. 1, pp. 22-32. (In Russian)
Ezerov A., Kanaev D.N. Anthony (Shutov). Orthodox Encyclopedia, 2001, vol. 2, pp. 653-654. (In Russian) Fedotova I.N. On the history of monastic prisons in Russia: Suzdal St. Euthymius Monastery as a place of imprisonment (late 18th — early 20th centuries). Intelligentsia and the World, 2018, no. 2, pp. 75-86. (In Russian)
Fedotova I.N. Suzdal Spaso-Evfimiev Monastery as a political isolator (20-30s of the twentieth century). Bulletin of the Vladimir Law Institute, 2009, no. 2 (11), pp. 188-199. (In Russian)
Froomenkov G.G. Prisoners of the Solovetsky Monastery. Political exile to the Solovetsky Monastery in the 18th-19th centuries. Arkhangelsk: North-Western Book Publishing House, 1965. (In Russian)
History of the Russian Orthodox Old Believer Church. Brief essay. Moscow, 2007. (In Russian)
Inikova S.A. Old Believer monasteries in Romania in the 19th-21st centuries. Bulletin of Anthropology,
2018, no. 2 (42), pp. 97-121. (In Russian)
Kolchin M.A. Exiled and imprisoned in the prison of the Solovetsky Monastery in the 16th-19th centuries. Moscow: Posrednik, 1908. (In Russian)
Krakhmalnikov A.P. The emergence of the Belokrinitsky hierarchy. Belokrinitsky hierarchy. Orthodox encyclopedia, 2002, vol. 4, pp. 542-556. (In Russian)
Kurganova N.M. From the history of the prison of the Spaso-Evfimievsky Monastery (1766-1829). Suzdal is 950 years old. Yaroslavl, 1977, pp. 71-78. (In Russian)
Levanov A.Yu. Monastic prisons in the mechanism of criminal repression of the Russian Empire. Gaps in Russian legislation, 2011, no. 4, pp. 214-217. (In Russian)
Manuil (Chibisov), abbot. Belokrinitsky hierarchy in 1846-1988: stages of history. Kostroma: DiAr, 2017. (In Russian)
Manuil (Chibisov), abbot. Belokrinitsky hierarchy: Disputes surrounding the issue of its canonicity in Russia in the second half of the 19th — early 20th centuries. Kostroma: Kostroma State University named after N.A. Nekrasov, 2008. (In Russian) Melnikov F.E. A brief history of the Old Orthodox (Old Believer) Church. — Barnaul, 1999. (In Russian) Nekrasov Cossacks: language, history, culture: Collection of scientific articles. Rostov-on-Don: Southern Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 2012. (In Russian) Pankratov A.V. Arkady (Dorofeev). Orthodox Encyclopedia, 2001, vol. 3, pp. 266-267. (In Russian) Pankratov Alexander, priest of the Russian Orthodox Church. About the life and suffering of Archbishop Arkady of Slavsky and Bishop Konon of Novozybkovsky. Book of the Samara Old Belief. URL://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/62-1-0-568 (access date: 09/19/2023). (In Russian)
Petrenko N.I. Monastic prisons in the mechanism of criminal repression of the Russian Empire. Education. The science. Production. Innovative aspect: Collection of proceedings of the scientific and practical conference dedicated to the 50th anniversary of the Cheboksary Institute (branch) of the Moscow State Open University. In 2 volumes, Cheboksary, September 25-26, 2005, vol. 2, no. 3. Cheboksary: Moscow State Regional University, 2005, pp. 187-193. (In Russian)
Petrov A.N. War between Russia and Turkey. Danube campaign. 1853 and 1854. In 2 vols. St. Petersburg, 1890. (In Russian)
Pribylov Yu.A. Old Believers-bespopovtsy — prisoners of the prison department of the Spaso-Evfimiev Monastery. Research materials of the State Vladimir-Suzdal Museum-Reserve, Vladimir, December 10, 2019, vol. 24. Vladimir: State Vladimir-Suzdal Museum-Reserve, 2022, pp. 136-140. (In Russian)
Pribylov Yu.A. Representatives of the Orthodox clergy — prisoners of the prison department of the Spaso-Evfimiev Monastery at the end of the 18th — beginning of the 20th century. Research materials of the State Vladimir-Suzdal Museum-Reserve: Collection of articles of the scientific-practical conference, Vladimir, December 4, 2017, Issue 23. Vladimir: State Vladimir-Suzdal Museum-Reserve, 2022, pp. 20-23. (In Russian)
Pridorozhny S.P. The core of Russian spirituality: Archbishop Arkady. Lipovane: history and culture of Russian Old Believers, Odessa, 2010, no. 7, pp. 108-110. (In Russian)
Pril L.N. History of the Tomsk Old Believers: bishops and monasteries. Territory of consent. Tomsk, 2006, no. 1 (10), pp. 46-48. (In Russian)
Prugavin A.S. Monastic prisons in the fight against sectarianism (on the issue of religious tolerance). Moscow, 1905. (In Russian)
Prugavin A.S. Old Believer bishops in the Suzdal fortress. Moscow, 1908. (In Russian) Repressed Old Believers. In Suzdal, the first funeral service in the history of the Old Believers was held for bishops who were subjected to repression and languished for more than 20 years in the dungeons of the prison of the Spaso-Evfimievsky Monastery. ZEBRA. News of Vladimir, news of the Vladimir region. URL: https://zebra-tv.ru/novosti/jizn/repressirovannye-starovery/ (date of access: 09/10/2023). (In Russian) Spaso-Evfimiev Monastery in Suzdal. Guide. Moscow: Northern Pilgrim, 2006. (In Russian) Starukhin N.A. Belokrinitsky communities of the Tomsk province in the works of historians of the 19th — first third of the 20th centuries. Siberia at the crossroads of world religions: materials of the Third Interregional Scientific and Practical Conference dedicated to the memory of the outstanding scientist and teacher, specialist in biblical studies, professor of NSU Mikhail Iosifovich Rizhsky, Novosibirsk,
October 25-26, 2006. Executive editor N.N. Pokrovsky. Novosibirsk: Novosibirsk State University, 2006, pp. 221-222. (In Russian)
Starukhin N.A. Belokrinitsky consent of the Tomsk province in the second half of the 19th — early 20th centuries. (stages of formation and principles of organization). Dissertation for the degree of candidate of historical sciences. Novosibirsk, 2012. (In Russian)
Valentin (Rusantsov), Metropolitan of Suzdal and Vladimir. Suzdal and its shrines. Suzdal, 2005. (In Russian)
Vlasenko I.V. Counter-mission in the Orthodox Church of Russia at the end of the 19th - beginning of the 20th centuries (1887-1918). The Light of Christ enlightens everyone: Almanac of the St. Philaret Orthodox Christian Institute, 2014, no. 11, pp. 101-109. (In Russian)
Vlasov P.I. Materials on the case of Sophronius. Word of the Church. Moscow, 1915, no. 16, pp. 382. (In Russian)
Voloskova M.N. The emergence of "non-circular discord" in the Old Believer Belokrinitsky hierarchy in 1862. St. Tikhon's University Review. History. Russian Church History, 2023, no. 111, pp. 68-83. (In Russian)