Научная статья на тему 'Законопроект Временного правительства о “легализации” в России третьей Православной церкви — Древлеправославной, имеющей Белокриницкую иерархию'

Законопроект Временного правительства о “легализации” в России третьей Православной церкви — Древлеправославной, имеющей Белокриницкую иерархию Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
255
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
православные церкви России / старообрядчество / революция 1917 года / кон фессиональная политика Временного правительства / законы и законопроекты / CONFES SIONAL POLICY OF THE PROVISIONAL GOVERNMENT / LAWS AND BILLS / ORTHODOX CHURCHES OF RUSSIA / THE OLD BELIEVERS / THE REVOLUTION OF 1917

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Михаил Анатольевич Бабкин

В статье водится в научный оборот законопроект Временного правительства о “легализации” третьей по счёту в России (после Российской и Грузинской) Пра вославной церкви — Древле-Православной Белокриницкой иерархии, с 1988 г. ставшей называться Русской православной старообрядческой церковью. Законопроект, датированный 18 октября 1917 г., не был утверждён Временным правительством по причине смены власти — 25 числа того же месяца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROVISIONAL GOVERNMENT'S BILL REGARDING THE "LEGALIZATION" OF RUSSIA'S THIRD ORTHODOX CHURCH- OLD ORTHODOX BELOKRINITSKAYA HIERARCHY

The legislative acts of the Provisional Government regulating the functioning of religious organizations has not been sufficiently studied. The bills, which were created in the various ministries of the Provisional Government and failed to become law, are virtually unexplored. On the wave of political events in Russia in February and March 1917, the nondenominational Provisional Government came to power. There arose the need for a comprehensive reform of public ad minist ration in Russia and, in particular, church-state relations. In the bowels of the Minist ry of Internal Affairs of the Provisional Government, there was created a structure that developed the draft laws on the status of various denominations: 1) the group on general religious issues; 2) the commission for the revision of the statu tory provisions about the Roman Catholic Church in Russia; and 3) the group on issues relating to the Old Believers. This publication focuses on the acti vities of this final group. The main outcome of this group, working in close alliance with representatives of the Old Believers, was the creation of the draft law on the "legalization" of the third Orthodox Church in Russia (after the Russian and Georgian Orthodox Churches), that is, the Old Orthodox Belokrinitskaya Hierarchy, which, in 1988, became known as the Russian Orthodox Old Belief Church. The resulting bill, dated 18 October 1917, was submitted to the Provisional Government for approval. However, it was not approved because of the overthrow of the Provisional Government on 25 October of that same year. The present article introduces this 1917 bill to "legalize" the Russian Old Orthodox Belokrinitskaya Hierarchy into scholarly awareness.

Текст научной работы на тему «Законопроект Временного правительства о “легализации” в России третьей Православной церкви — Древлеправославной, имеющей Белокриницкую иерархию»

Законопроект

Временного

правительства

о "легализации"

в России третьей

Православной церкви —

Древлеправославной,

имеющей

Белокриницкую

иерархию*

Михаил Анатольевич Бабкин

Российский государственный гуманитарный университет; Московский педагогический государственный университет Москва, Россия

The Provisional

Government's Bill

regarding the

"Legalization"

of Russia's Third

Orthodox

Church-

Old Orthodox

Belokrinitskaya

Hierarchy

Mikhail A. Babkin

Russian State University for the Humanities;

Moscow State University of

Education

Moscow, Russia

Резюме

В статье водится в научный оборот законопроект Временного правительства о "легализации" третьей по счёту в России (после Российской и Грузинской) Православной церкви — Древле-Православной Белокриницкой иерархии, с 1988 г. ставшей называться Русской православной старообрядческой церковью.

* Работа выполнена в рамках исследовательского гранта РГНФ № 14-01-00363 (основной конкурс 2014 года; тип проекта "а").

1 v This is an open access article distributed under the Creative

2017 №1

Законопроект, датированный 18 октября 1917 г., не был утверждён Временным правительством по причине смены власти — 25 числа того же месяца.

Ключевые слова

православные церкви России, старообрядчество, революция 1917 года, конфессиональная политика Временного правительства, законы и законопроекты

Abstract

The legislative acts of the Provisional Government regulating the functioning of religious organizations has not been sufficiently studied. The bills, which were created in the various ministries of the Provisional Government and failed to become law, are virtually unexplored. On the wave of political events in Russia in February and March 1917, the nondenominational Provisional Government came to power. There arose the need for a comprehensive reform of public administration in Russia and, in particular, church-state relations. In the bowels of the Ministry of Internal Affairs of the Provisional Government, there was created a structure that developed the draft laws on the status of various denominations: 1) the group on general religious issues; 2) the commission for the revision of the statutory provisions about the Roman Catholic Church in Russia; and 3) the group on issues relating to the Old Believers. This publication focuses on the activities of this final group. The main outcome of this group, working in close alliance with representatives of the Old Believers, was the creation of the draft law on the "legalization" of the third Orthodox Church in Russia (after the Russian and Georgian Orthodox Churches), that is, the Old Orthodox Belokrinitskaya Hierarchy, which, in 1988, became known as the Russian Orthodox Old Belief Church. The resulting bill, dated 18 October 1917, was submitted to the Provisional Government for approval. However, it was not approved because of the overthrow of the Provisional Government on 25 October of that same year. The present article introduces this 1917 bill to "legalize" the Russian Old Orthodox Belokrinitskaya Hierarchy into scholarly awareness.

Keywords

Orthodox ChurAes of Russia, the Old Believers, the Revolution of 1917, confessional policy of the Provisional Government, laws and bills

Старообрядчество возникло во второй половине XVII в. как протест против церковных реформ патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. При Алексее Михайловиче старообрядцы подвергались жестоким казням, ссылкам и заточениям за веру. Царь Пётр I запрещал всякое "оказательство" старообрядцам1, рассматривая их как неблагонадёжный

1 Хранители русской традиционной веры зачастую называют себя

древлеправославными християнами, или староверами. Термин "старообрядцы" — компромиссный, введённый в употребление при императрице Екатерине II. Сами староверы не считают его исчерпывающим, поскольку вера не ограничивается одними обрядами. Видный иерарх Русской церкви первой трети XX в. епископ Уфимский Андрей (князь Ухтомский) в применении к старообрядцам настаивал на термине "староцерковники" [Ухтомский 2011: 255-257].

542 I

для государства элемент. Вплоть до второй четверти XIX в. старообрядцы были более или менее "терпимы". В царствование же Николая I для них вновь началось время гонений: правительство стремилось к полному искоренению старообрядчества. Старообрядцы были ограничены в своих правах: их общества не признавались законом, им воспрещалось приобретать и владеть недвижимым имуществом. В частности, старообрядцам запрещалось приобретать землю в Прибалтийском крае, постройка и ремонт храмов и моленных были запрещены, кресты, колокола и другие внешние отличия старообрядческих молитвенных зданий были удаляемы, колокольный звон — запрещён. Старообрядцы были ограничены в правах при занятии общественных должностей: они не могли записываться в иконописные цехи и купеческие гильдии, не могли получать свидетельств на право обучения детей, были ограничены в получении паспортов, не могли быть награждаемы знаками отличия и проч. Браки старообрядцев, заключённые по их вере, считались недействительными; дети, рождавшиеся от старообрядцев, должны были быть крещены в "господствующей" церкви и уже не считались старообрядцами.

При Александре II и Александре III старообрядцы получили некоторые льготы: в 1874 г. были признаны законными старообрядческие браки, в 1883 г. "раскольники" получили некоторую правоспособность. Старообрядцы уже не преследовались за свои мнения о вере, и их наставники могли исполнять для них духовные требы, не опасаясь за это преследования. Тем не менее их богослужение носило домашний, секретный характер, их наставники не признавались духовными лицами, приходы старообрядцев не пользовались никакими правами, проповедь старообрядчества оставалась, как и прежде, запрещённой.

Вплоть до 17 апреля 1905 г. старообрядцы, по законодательству Российской империи, именовались "раскольниками"2 и приравнивались к сектантам3. Их делами ведал Департамент духовных дел иностранных исповеданий, который входил в структуру Министерства внутренних

2 17 апреля 1905 г. увидел свет высочайший указ "Об укреплении начал веротерпимости". В нём говорилось: "7) Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют своё богослужение по старопечатным книгам" [ПСЗРИ-3, 25: 258-262=1905 г. Отд. 1. Ст. 26126].

3 Количество старообрядцев в Российской империи было неизвестно даже самим старообрядцам. На рубеже Х1Х-ХХ вв. они говорили, что их — от двух до двадцати миллионов. Государственные инстанции многократно занижали статистические данные о них. При этом "неофициально" звучали оценки, что старообрядцев — примерно 10% всего населения России, или шестая часть всех православных [Кириллов 1913: 3-12].

дел4. 17 октября 1906 г. были приняты особые правила, регулирующие деятельность старообрядческих общин. Эти правила предоставляли старообрядцам почти полную автономию в их внутренних делах. Правительство подчиняло своему контролю лишь внешнюю, формальную сторону их жизни5.

На волне общественно-политических событий февраля — марта 1917 г.6, в результате которых был свергнут Дом Романовых и к власти пришло внеконфессиональное Временное правительство7, возникла

4 Департамент духовных дел являлся центральным государственным учреждением для надзора и контроля за неправославными конфессиями и другими религиями, распространёнными на территории России и Царства Польского. К 1917 г.

в составе Департамента находилось 7 отделений, из которых 4-е ведало старообрядческими делами.

5 В высочайшем указе "О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин и о правах и обязанностях входящих в состав общин последователей старообрядческих согласий и отделившихся от Православия сектантов" от 17 октября 1906 г. содержались "Правила", которые начинались разделом: "I. О порядке устройства последователями старообрядческих согласий общин, а также о правах обязанностях сих лиц" [ПСЗРИ-3, 26: 904-914=1906 г. Отд. 1. Ст. 28424].

Правила 17 октября 1906 г. не вошли в Свод законов, поскольку они были даны в порядке 87-й статьи Основных законов (т. е. приняты императором без рассмотрения Государственной думой). В Правилах не делалось различия между старообрядцами поповских и беспоповских согласий, т. е. 1) тех, кто приемлет священство, и 2) не имеющих или не приемлющих священство. К первой группе ("поповцев") относились два согласия: старообрядцы, приемлющие священство Белокриницкой иерархии, и "беглопоповцы", приемлющие священство от "господствующей" Православной церкви (в староверческой терминологии — "никонианской", или "новообрядческой"). Вторую группу ("беспоповцев") составляли те, кто не имел священства или не признавал его. С течением времени эта группа стала объединять многочисленные толки и согласия.

Правила 17 октября 1906 г. рассматривали старообрядчество не как род церквей или согласий, но как совокупность отдельных самоуправляемых общин, не возглавляемых и не объединяемых каким-либо центральными (административными) органами, но лишь объединяющихся на почве принадлежности к тому или иному старообрядческому толку или согласию. Т. е. Правила 17 октября 1906 г. не признавали старообрядческой иерархии и не усваивали ей степень публично-правового положения в государстве. Правила эти игнорировали иерархическую власть старообрядческих епископов, устраняли их от всякого участия в деле открытия старообрядческих церквей, монастырей и обителей и в деле назначения приходских (общинных) духовных лиц. Также Правила 17 октября 1906 г. игнорировали и Освященные соборы старообрядческих епископов.

Усвояя старообрядческим общинам права юридических лиц, Правила 17 октября 1906 г. не сообщали таких прав другим старообрядческим организациям — монастырям и обителям. Кроме того, Правила не признавали монашествующего духовенства старообрядцев и почти совсем игнорировали у них иноческое состояние.

6 О политической позиции старообрядцев в 1917 г. [Семененко-Басин 2013: 484517; Зонтиков 2015: 152-157]. О политической позиции в период февраля 1917 г. духовенства "господствующей" Православной церкви см.: [Бабкин 2008: 197-416].

7 О предпосылках и причинах революции 1917 г. см.: [Пыжиков 2013; Миронов 2013: 72-84; 106-115; Буланин 2015: 676-709].

2017 №1 Б1оуёпе

необходимость комплексного реформирования системы государственного управления России и, как следствие, государственно-конфессиональных отношений [Редькина 1996; еаоем 1998: 46-59; еаоем 1998: 64-85; Фёдоров 2005: 510-514; Синельников 2013: 30-35; Соколов 2014: 154-166; ПОТАПОВА 2015: 3-7].

В апреле 1917 г. Временным правительством при Министерстве внутренних дел, под председательством ординарного профессора Московского университета и Московского коммерческого института, комиссара Временного правительства по делам иностранных и иноверных исповеданий, товарища обер-прокурора Св. Синода С. А. Котлярев-ского были образованы 1) особое Совещание по общим вероисповедным вопросам, 2) специальная Комиссия для пересмотра действующих законоположений о Римско-католической церкви в России и 3) Совещание по старообрядческим делам8. В порядке постепенности предположено было образовывать такие же комиссии отдельно и по каждому из остальных инославных (включая особую комиссию по делам сектантства) и иноверных исповеданий [ГАРФ: Ф. 1779. Оп. 2. Д. 554. Л. 10, 48]. Этим структурам надлежало выработать соответствующие законопроекты. В их состав входили члены Государственной думы и Государственного совета, представители министерств (внутренних дел, военного, юстиции и народного просвещения), религиозных организаций, научных и образовательных учреждений, а также общественности. В некоторых случаях вопросы, касавшиеся инославных и иностранных исповеданий, выносились на рассмотрение Юридического совещания9 при Временном правительстве.

Особое Совещание по общим вероисповедным вопросам разработало законопроект о свободе совести, внесённый Министерством внутренних дел на "уважение" Временного правительства. В основу этого

8 Первым законодательным актом, изменившим положение конфессий в России, стало постановление Временного правительства "Об отмене вероисповедных и национальных ограничений" от 20 марта 1917 г. В нём объявлялось о равенстве всех религий перед законом. Отменялись все действовавшие ранее ограничения в правах в зависимости от вероисповедания и национальности: отменялся целый ряд статей "Свода законов Российской империи", ограничивавших социальные, имущественные и иные права граждан в зависимости от их принадлежности к тому или иному исповеданию или национальности [СУРП 1917, 70 (29 марта): 596-598=Отд. 1. Ст. 400; ВВП 1917, 15 (22 марта): 1; ЦВ 1917, 9-15: 64-66].

9 Юридическое совещание при Временном правительстве было учреждено 22 марта 1917 г. [СУРП 1917, 71 (30 марта): Отд. 1. Ст. 404]. Оно являлось консультативным органом для рассмотрения всех юридических вопросов, возникавших в законодательной деятельности правительства до открытия Учредительного собрания. Совещание рассматривало вопросы публичного права, связанные с введением нового государственного порядка, давало предварительные заключения по всем мероприятиям правительства, имевшим характер законодательных актов [Стародубова 2000].

законопроекта положены были начала полной вероисповедной свободы. В частности, узаконивалось вневероисповедное состояние10.

Комиссия для пересмотра действующих законоположений о Римско-католической церкви в России выработала законопроект об изменении действующих узаконений по делам Римско-католической церкви в России. Его основной идеей было полное освобождение Римско-католической церкви от какой-либо государственной опеки. Католики получали право учреждать епархии, устраивать братства, монашеские ордена, строить костёлы и т. д., лишь информируя об этом гражданские власти. При этом сохранялось содержание католического духовенства за счёт государственной казны. Эти положения распространялось на униатов и на армяно-католиков11.

Остановимся на рассмотрении деятельности Совещания по старообрядческим делам. В его состав, помимо прочих лиц, были приглашены представители наиболее крупных старообрядческих согласий: Белокри-ницкого и приемлющих священство "господствующей" церкви (соответственно — поповцы и беглопоповцы), а также поморского и старопоморского (т. е. беспоповцы) [ГАРФ: Ф. 1779. Оп. 1. Д. 1410. Л. 39об.-40; Д. 1424. Л. 6-6об.; Д. 1437. Л. 99-99об.]12. На первое заседание названного Совещания, назначенное на 12 июня 1917 г., из старообрядцев прибыли лишь представители Белокриницкой иерархии13 во главе с епископом Петроградским и Тверским Геронтием (Лакомкиным)14. По причине

10 Постановление "О свободе совести" было принято Временным правительством 14 июля 1917 г. [СУРП 1917, 188 (10 августа): 1950-1951=0тд. 1. Ст. 1099; ВВП 1917, 109 (20 июля): 1; ЦВ 1917, 31: 247-248].

11 Постановление "Об изменении действующих узаконений по делам Римско-католической церкви в России" было принято Временным правительством 26 июля 1917 г. [СУРП 1917, 204 (25 августа): 2217-2223=Отд. 1. Ст. 1287; ВВП 1917, 144 (26 июля): 1].

12 О названных согласиях см., напр.: [ВУРГАФТ, УШАКОВ 1996:41-42, 43-47, 229-230, 274, 287-289, 295-297].

13 Белокриницкая, или Австрийская иерархия старообрядцев была основана в 1840-х гг. в селении Белая Криница (урочище Вариница: северная Буковина, Австрия; ныне — в Глыбокском районе Черновицкой обл., Украина). В тот период Австрийская империя была единственной страной, где русским старообрядцам была предоставлена свобода вероисповедания. Первым старообрядческим митрополитом стал перешедший в 1846 г. в старообрядчество митрополит Константинопольского патриархата Амвросий (Паппа-Георгополи), бывший Босно-Сараевский. Первый архиерей для российских старообрядцев был поставлен в 1849 г. Им стал Софроний (Жиров): формально — епископ Симбирский, а фактически — архипастырь всех "древлеблагочестивых русских християн". За десять лет Белокриницкое согласие, ставшее называться также Древлеправославной Церковью Христовой, имело десять епархий, до двенадцати архиереев и множество священников практически по всей Российской империи.

14 См. о нём: [Зонтиков 2006; idem 2015].

отсутствия соответствующего "кворума" Совещание ограничилось обменом мнений о положении при новом государственном строе лишь старообрядцев Белокриницкого согласия. Совещание высказалось за предоставление старообрядцам Белокриницкой иерархии права свободно устраивать монастыри и обители в порядке постановления Временного правительства о союзах и обществах от 12 апреля 1917 г. [ВВП 1917, 35 (20 апреля): 1; СУРП 1917, 98 (3 мая): 848-849=Отд. 1. Ст. 540]. Было заявлено и о необходимости предоставления старообрядцам широких

ТЛ и

прав и полной автономии. В основу этого полагался принцип о полной вероисповедной свободе и вытекающем из него равенстве всех религий и культов перед законом.

Проекты, выработанные Совещанием 12 июня, были распространены среди старообрядцев различных согласий и подвергнуты тщательному и всестороннему обсуждению.

Следующее заседание Совещания по старообрядческим делам состоялось 7 и 8 августа. На нём присутствовали члены законодательных палат, представители науки и ведомств, а от старообрядцев — старообрядцы Белокриницкой иерархии во главе с архиепископом Московским и всея Руси Мелетием (Картушиным), епископом Нижегородским и Костромским Иннокентием (Усовым) и епископом Петроградским и Тверским Геронтием (Лакомкиным), представители старообрядцев, приемлющих священство "господствующей" церкви, а также представители беспоповцев — поморского и старопоморского согласий. Был поднят вопрос о необходимости издания закона, общего для всех старообрядцев. В нём предполагалось сделать три раздела: 1) Положение о старообрядцах Белокриницкой иерархии; 2) Положение о старообрядцах, приемлющих священство, преходящее от "господствующей" церкви; 3) Положение о старообрядцах, не имеющих или не приемлющих священства. В преамбуле документа должно было звучать, что старообрядчество в своей совокупности есть нечто единое, связанное общим происхождением и сходством религиозно-бытового уклада.

Однако данное положение вызвало решительный протест со стороны беспоповцев. По их мнению, в случае принятия "общего" для всех старообрядцев документа среди старообрядцев поморского и старопоморского согласий могло возникнуть мнение, будто Временное правительство, помимо их воли и желания, стремится объединить беспоповцев с поповцами. А такое соединение с "иноверными" будет воспринято как "вопиющее насилие" над религиозной совестью15. В итоге было

15 О непростых взаимоотношениях в 1917 гг. старообрядцев Белокриницкой иерархии с единоверцами (т. е. старообрядцев юрисдикции "господствующей" Православной церкви) см., напр.: [Зеленогорский: 82-85, 213-218].

высказано требование, чтобы для каждого старообрядческого согласия были выработаны свои законопроекты, регулирующие публично-правовое положение в государстве каждого из названных согласий. Такая точка зрения была поддержана и старообрядцами, приемлющими священство от "господствующей" церкви. В результате работу Совещания на том заседании решено было ограничить выработкой положения о Белокри-ницкой иерархии. Аналогичного же рода положения о других старообрядческих согласиях предполагалось создать после получения соответствующих предложений и пожеланий от представителей тех согласий [ГАРФ: Ф. 1779. Оп. 1. Л. 40об.-41; Д. 1424. Л. 6об.-8; Д. 1437. Л. 99об.-101].

31 августа 1917 г. выработанный Совещанием проект изменения действующего законодательства по делам старообрядцев, приемлющих Бе-локриницкую иерархию, за № 4429 был представлен Министерством исповеданий16 Временному правительству17. Согласно тому законопроекту, в России фактически узаконивалась третья по счёту Православная

16 Министерство исповеданий было учреждено 5 августа 1917 г. Оно было создано путём объединения Канцелярии обер-прокурора Святейшего правительствующего синода (должность обер-прокурора Св. Синода при этом отменялась) и Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД. В составе нового министерства были Департамент по делам Православной церкви и Департамент по делам инославных и иноверческих исповеданий [СУРП 1917, 190 (10 августа): 1985-1986=Отд. 1. Ст. 1134; ВВП 1917, 127 (10 августа): 1; ЦВ 1917, 34: 280-281].

17 Один машинописный оригинал и два типографски напечатанных экземпляра этого "Представления" хранятся в [ГАРФ: Ф. 1779. Оп. 1. Д. 1424. Л. 1-24; Д. 1437. Л. 1А-93 (оригинал), 94-117]. "Представление", подписанное министром исповеданий А. В. Карташёвым и исполняющим делами директора Департамента по делам инославных и иностранных исповеданий Министерства исповеданий, вице-директором Г. Н. Тарановским, состоит из следующих разделов: "Изложение дела" (фактически — историко-юридической справкой, составленной в виде очерка), "Соображения" и "Заключение" [ГАРФ: Ф. 1779. Оп. 1. Д. 1437.

Л. 1А-79, 94-113]. ("Соображения", составленные от лица Совещания по старообрядческим делам, в свою очередь, делились на части: "О признании старообрядческой Белокриницкой иерархии", "О признании старообрядческого согласия Белокриницкой иерархии в качестве особой в государстве христианской церкви", "О наименовании старообрядческой церкви Белокриницкой иерархии", "О предоставлении Древле-православной церкви Белокриницкой иерархии права проповедания веры", "Об освященном соборе Древле-православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию", "О предоставлении епархиям Древле-православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию, прав юридического лица", "Об определении на места священно- и церковнослужителей в приходы Древле-православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию", "О приходах Древле-православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию", "О правах прихода как юридического лица", "О составе прихода", "О епархиальных и всероссийских съездах", "Органы приходского управления", "Общее собрание и Попечительство прихода", "О ведении метрических книг", "Об устройстве монастырей", "О преподавании Закона Божия", "О военных старообрядческих священниках".) К "Представлению" в качестве его составной части прилагалось "Положение о Древле-православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию" [ГАРФ: Ф. 1779. Оп. 1. Д. 1424. Л. 20об.-24; Д. 1437. Л. 80-93, 113-117].

2017 №1 Б1оуёпе

церковь (после "господствующей" Российской18 и Грузинской19) — старообрядческая "Древле-Православная церковь, имеющая Белокриниц-кую иерархию". 3 октября Временное правительство одобрило в целом законопроект20, высказав пожелание, чтобы из него "исключена была статья 48, предусматривающая право названной церкви на получение материальной поддержки из казны"21. В результате документ был направлен

18 Одним из оснований для применения в законодательных актах Российской империи к Православной российской церкви термина "господствующая" было следующее обстоятельство. Вместе с ней и другие российские конфессии, находясь под императорским контролем, пользовались как защитой со стороны государства, так и рядом привилегий. После Православной российской церкви самой привилегированной в Российской империи была Евангелическо-лютеранская церковь, особенно там, где она являлась вероисповеданием большинства населения: в Великом княжестве Финляндском, в Эстляндской, Лифляндской и Курляндской губерниях. Так что в определённом смысле государственными конфессиями могли считаться и другие привилегированные конфессии. Но господствующей была одна — Православная, к которой по официальной статистике принадлежало свыше двух третей населения Российской империи и в силу Основных законов — император [Цыпин 2006].

Статус "господствующей" de jure существовал у Православной церкви до 21 января 1918 г., т. е. до опубликования советского декрета "Об отделении церкви от государства и школы от церкви". Однако de facto он был "утерян" после выхода постановлений Временного правительства "О свободе совести" от 14 июля 1917 г.

19 Грузинская православная церковь — одна из старейших ветвей вселенской Православной церкви: в V в. стала автокефальной (независимой). Возглавляется католикосом — патриархом всей Грузии. После вхождения Грузии в 1801 г. в состав России сан католикоса был упразднён, а глава грузинского духовенства, именуемый митрополитом Мцхетским и Карталинским, получил сан экзарха (титул главы самостоятельной православной церкви). В 1818 г. статус грузинского католикосата был изменён на грузинский экзархат, объединявший пять епархий: Грузинскую, Имеретинскую, Сухумскую, Гурийско-Мингрельскую и Владикавказскую.

На волне политических событий первых дней весны 1917 г., уже 12 марта, на состоявшемся в г. Мцхете церковном соборе часть епископов Грузинского экзархата, а также представители клириков и мирян в одностороннем порядке провозгласили о восстановлении автокефалии Грузинской церкви. 27 марта Временное правительство постановило признать автокефалию, но в качестве "национально-грузинской" Церкви, которой не должны были подчиняться негрузинские приходы [СУРП 1917, 77 (8 апреля): 657=Отд. 1. Ст. 440; ВВП 1917, 18 (28 марта): 1; ЦВ 1917, 9-15: 6364]. Окончательное установление правового положения Грузинской православной церкви предоставлялось Учредительному собранию. Соответственно, в марте 1917 г. помимо "господствующей" Православной российской церкви в России появилась ещё одна православная церковь — Грузинская.

20 В тот же день, 3 октября, на страницах правительственной газеты было опубликовано информационное сообщение, что Департаментом по делам инославных и иноверных исповеданий Министерства исповеданий разрабатываются законопроекты об изменении действующего законодательства по делам старообрядцев, приемлющих священство, переходящее от господствующей (Православной) церкви и об изменении действующего законодательства по делам старообрядцев поморского и старопоморского согласия [ВВП 1917, 167 (3 октября): 3].

21 Тот 48-й (последний) пункт проекта "Положения" гласил: "Древлеправославной Церкви, имеющей Белокриницкую иерархию, предоставляется право на получение средств от Государства, наравне с другими христианскими церквами" [ГАРФ: Ф. 1779. Оп. 1. Д. 1437. Л. 93, 117].

на доработку в Юридическое совещание [ГАРФ: Ф. 1779. Оп. 1. Д. 28. Л. 122-130об.; Додонов, Гринько 2004: 256]. В свою очередь, названная инстанция 18 октября рассмотрела документ, оставив пункт о государственных дотациях в неизменном виде. Законопроект был готов ко второму представлению Временному правительству. В нём констатировалось, что староверы "на общем основании" пользуются полной и неограниченной свободою исповедания и проповеди своей веры, что высшая власть их церковного управления принадлежит Освященному собору, состоящему из епископов, представителей клира и мирян, говорилось о признании государством трёхчинной (т. е. состоящей из епископов, священников и диаконов) старообрядческой Белокриницкой иерархии, констатировалось, что епархиям и приходам предоставляются права юридических лиц, что священно- и церковнослужители как белого, так и монашествующего духовенства "пользуются правами и преимуществами, присвоенными по закону священно- и церковнослужителям всех христианских церквей", и многое другое.

Однако свершившийся 25 октября Октябрьский переворот, в результате которого Временное правительство было свергнуто и несколько его министров в ночь с 25 на 26 октября 1917 г. арестованы22, отсрочил "государственную регистрацию" Белокриницкого согласия (с 1988 г. — Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ)23) на несколько десятилетий.

Настоящей публикацией вводится в научный оборот упомянутый пакет документов, выработанный Министерством исповеданий и Юридическим совещанием. В него входит соответствующее "Представление" Юридического совещания Временному правительству (док. № 1), проект постановления Временного правительства "Об установлении положения о Древле-Православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию" (док. № 2), а также являющийся приложением к нему проект "Положения о Древле-Православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию" (приложение к док. № 2).

Три машинописных экземпляра публикуемого пакета документов выявлены в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), в фонде "Юридическое совещание при Временном правительстве" (№ 1792), в 1-й описи. Один из них, хранящийся в деле № 23, — оригинал, подписанный председателем Юридического совещания Н. И. Лазаревским и заведующим делопроизводством этого Совещания Н. В. Мазаракием, а

22 См., например: [ИПСРСП 1917, 206 (25 октября): 1-2; ibid., 207 (26 октября): 1-5; IBID., 208 (27 октября): 2-5].

23 В настоящее время РПСЦ состоит из двух независимых друг от друга митрополий: Московской (центр в Москве на Рогожском кладбище) и Белокриницкой (центр в г. Брэила, Румыния). Об РПСЦ см. подробнее, напр.: [ХЭС, 1: 186-190; Крахмальников, Панкратов 2012; Юхименко 2012].

два других, находящихся в деле № 21, являются незаверенными копиями. Регистрационных сведений на всех экземплярах документа не значится.

Все три документа в источнике не датированы. По этой причине датировка сделана публикатором: её нижняя граница (18 октября) проставлена по содержанию документа № 1, а верхняя (25 октября) — по последнему дню существования Временного правительства.24

Текст документов приводится по правилам современного правописания, с сохранением стилистики оригиналов. Сокращения слов раскрыты в квадратных скобках. Все даты даются по старому (юлианскому) календарю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 1

Представление Юридического совещания Временному правительству законопроекта Министерства исповеданий об изменении действующего законодательства по делам старообрядцев, приемлющих Белокри-ницкую иерархию

Не ранее 18 октября — не позднее 25 октября 1917 г.

Юридическое совещание, рассмотрев в заседании 18 октября 1917 года предположения Министерства исповеданий об изменении действующего законодательства по делам старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию, постановило представить на усмотрение Временного правительства прилагаемый при сем проект постановления.

Председатель Н. Лазаревский

Заведывающий25 делопроизводством Н. Мазаракий

Машинопись. Автографы. Оригинал [ГАРФ: Ф. 1792. Оп. 1. Д. 23. Л. 14]; Машинопись. 2-й и 3-й экз. Незаверенные копии [ibid.: Д. 21. Л. 210, 244].

24 В делах ГАРФ выявлены два экземпляра представления Юридического совещания управляющему делами Временного правительства, в котором говорится о направлении Временному правительству, в составе двух других, законопроекта "Об изменении действующего законодательства по делам старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию". Документ оформлен по стандартной форме Юридического совещания: напечатанная типографским способом "шапка", к которой машинописью добавлены названия трёх законопроектов. В левом нижнем углу обоих экземпляров значатся регистрационный "№ 427" и дата:

"15 ноября 1917 г." (номер, день и месяц проставлены чернильной ручкой, рукой неустановленного лица). Чьи-либо подписи под документом не значатся [ГАРФ: Ф. 1792. Оп. 1. Д. 21. Л. 202; Д. 23. Л. 13].

Однако верхняя датировка публикуемого пакета документов "15 ноября" представляется в данном случае не вполне корректной, поскольку может быть объяснима малым "интересом" советской власти ко "второстепенным" по важности учреждениям свергнутого 25 октября Временного правительства, чиновники которых некоторое время продолжали работать.

25 Здесь и далее слово заведывающий (вместо современного заведующий) приводится в соответствии с источниками.

Проект постановления Временного правительства "Об установлении положения о Древле-Православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию", представленный Юридическим совещанием Временному правительству

Не ранее 18 октября — не позднее 25 октября 1917 г.

ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ Об установлении положения о Древле-Православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию

1. Присвоить старообрядческому согласию Белокриницкой иерархии официальное в законе наименование: "Древле-Православная Церковь, имеющая Белокриницкую иерархию".

2. В изменение и дополнение подлежащих узаконений установить прилагаемое при сем Положение о Древле-Православной церкви, имеющей Бе-локриницкую иерархию.

Председатель Н. Лазаревский

Заведывающий делопроизводством Н. Мазаракий

Машинопись. Автографы. Подлинник [ГАРФ: Ф. 1792. Оп. 1. Д. 23. Л. 15];

Машинопись. 2-й и 3-й экз. Незаверенные копии [ibid.: Д. 21. Л. 211, 245].

Приложение к № 2

Проект "Положения о Древле-Православной церкви, имеющей Бело-криницкую иерархию"

Не ранее 18 октября — не позднее 25 октября 1917 г.

1. Действия настоящего положения распространяются на последователей Древле-Православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию.

2. Последователи Древле-Православной церкви, имеющей Белокри-ницкую иерархию, пользуются на общем основании полною и неграничен-ною свободою исповедания и проповедания веры и, в частности, свободою отправления богослужения, устройства крестных ходов и других церковных шествий, постройки храмов и образования церковных приходов.

3. Высшее управление Древле-Православной церкви, имеющей Бело-криницкую иерархию, принадлежит Освященному собору, созываемому и действующему по церковным правилам и состоящему из епископов и представителей клира и мирян.

4. Ведению Освященного собора подлежат все дела веры, богослужения, церковного управления и канонического суда, а также открытие новых епархий, переустройство существующих и замещение вдовствующих.

5. Об открытии новых епархий и переустройстве существующих, об определении епископов или временно заведывающих на епархии и об освобождении их от управления епархиями Освященный собор доводит до сведения

Министерства исповеданий чрез высшего иерарха Древле-Православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию.

6. Иерархия Древле-Православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию, разделяется на три чина: епископов, священников и диаконов, с соответствующими каждому чину степенями.

7. Епархия Древле-Православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию, пользуется правами юридического лица, имуществом епархии ведает Епархиальный совет во главе с епископом, или его уполномоченным. Уполномочия устанавливаются письменными предписаниями епископа с приложением печати.

8. В состав Епархиального совета входят по своему званию епархиальный епископ и не менее пяти лиц, избранных епархиальным съездом сроком на три года из числа имеющих право голоса на приходских собраниях. О составе Епархиального совета доводится до сведения Министерства исповеданий.

9. Священно- и церковнослужители Древле-Православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию, как белого, так и монашествующего духовенства, пользуются правами и преимуществами, присвоенными по закону священно- и церковнослужителям всех христианских церквей.

Примечание. Доказательством звания священно- и церковнослужителя служит ставленная26 грамота или свидетельство, выданное епархиальным епископом.

10. Об определении на места, о перемещении и освобождении от должности священно- и церковнослужителей прихода епархиальный епископ сообщает местной гражданской власти.

11. Назначение на должности военных священников Древле-Право-славной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию, совершается местною епархиальною властью по соглашению с Военным министерством.

12. Приходам Древле-Православной церкви, имеющим Белокриниц-кую иерархию, предоставляется, на основании общих гражданских законов, [право]27 приобретать и отчуждать имущества, заключать договоры, вступать в обязательства, а также вчинять иски и отвечать на суды по делам прихода, с соблюдением правил, установленных для казённых учреждений.

13. Приходы Древле-Православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию, имеют право: 1) строить храмы, моленные, часовни и колокольни, и устраивать кладбища, 2) открывать и содержать благотворительные и просветительные учреждения, 3) устраивать всякого рода вспомогательные заведения по изготовлению предметов, потребных для осуществления целей прихода /типографии, свечные заводы и т. п./, и 4) образовывать капиталы и принимать пожертвования всякого рода.

26 Так в тексте. В современной церковной практике грамоты называются "ставленническими".

27 Слово, очевидно, пропущено в источнике.

Примечание. Постройка и ремонт храмов, часовен и моленных подчиняются общим правилам, причём не требуется никаких разрешений гражданской власти, кроме утверждения планов с технической стороны учреждением, осуществляющим в губернии техническо-строительный надзор.

14. По долгам прихода взыскание не может быть обращено на принадлежащие приходу Древле-Православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию, храмы, моленные, колокольни, другие здания, предназначенные для совершения богослужения и молитв, а равно святые иконы, священные и богослужебные книги и вообще все предметы, которые относятся к богослужению и молитвословию.

О приходах Древле-Православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию28:

15. Приход Древле-Православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию, есть церковное общество при храме или моленной, имеющее целью удовлетворение религиозно-нравственных, просветительных и благотворительных целей и находящееся в общении с местным епархиальным епископом.

16. Приходы Древле-Православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию, открываются с благословения местного епархиального епископа. Об открытии прихода попечительством доводится до сведения подлежащей гражданской власти, после чего приходы пользуются правами юридического лица.

Приходы могут объединяться как в епархиальные, так и всероссийские съезды с постоянными советами, также пользующиеся правами юридического лица.

Существующие старообрядческие общины переименовываются в приходы.

17. Членами прихода считаются лица обоего пола, записанные попечительством в особую приходскую книгу и признанные таковыми общим собранием прихода.

18. Делами прихода заведует общее собрание прихожан и, по его уполномочию, попечительство. Попечительство о своём избрании уведомляет гражданскую власть.

Общее собрание

19. Право голоса в общем собрании принадлежит членам данного прихода, достигшим двадцатилетнего возраста, кроме лиц, указанных в статье 14 Временного положения 21 мая 1917 года о волостном земском управлении [Собр. узак., ст. 655], а также лишённых общим собранием означенного права.

20. Ведению общего собрания прихода подлежат: 1) избрание кандидатов в священно- и церковнослужители прихода; 2) избрание членов попечительства прихода; 3) составление наказов попечительству прихода;

28 В источниках отсутствуют как номер, так и название предыдущего (первого) раздела Проекта "Положения. . .".

554 I

4) рассмотрение приходских книг и признание вновь записанных в приходскую книгу лиц членами прихода; 5) лишение членов прихода права голоса в общих собраниях на определённый срок за проступки или предосудительное поведение; 6) рассмотрение вопросов об устроении и сооружении храмов, моленных, часовен и колоколен с церковным звоном, о ремонте храмов и всех сооружений прихода и об устройстве кладбищ; 7) основание благотворительных, просветительных и вспомогательных учреждений и издание для них в пределах закона правил внутреннего распорядка и инструкций; 8) утверждение на предстоящий год сметы доходов и расходов, если таковая установлена; 9) установление сборов с членов прихода и разрешение совершения займов от имени прихода; 10) составление капиталов и приём пожертвований с утверждением условий таковых; 11) установление общих условий, на основании коих попечительство в праве заключать от имени прихода договоры и вступать в обязательства; 12) разрешение вопросов о приобретении и отчуждении недвижимых имуществ; и 13) избрание членов Проверочной комиссии.

Примечание 1. В случае прекращения существования прихода, дальнейшее употребление имущества, за исключением имеющего определённое назначение, указывается общим собранием прихода, с согласия епархиального епископа. При несогласии епископа с решением общего собрания прихода, вопрос переносится на решение Освященного собора.

Примечание 2. Определение общего собрания об отчуждении и об отдаче в наём на срок более двенадцати лет недвижимого имущества прихода приводится в исполнение с согласия епархиального епископа.

21. Общие собрания прихода бывают обыкновенные и чрезвычайные, о созыве их объявляется не менее как за две недели до дня собрания, порядком, изложенным в статье 23 сего положения.

22. Общие собрания обыкновенные назначаются попечительством раз в год не позднее апреля месяца; чрезвычайные собрания созываются или по усмотрению попечительства, или по письменному требованию за подписью не менее одной десятой части всех членов прихода, имеющих право голоса, или по требованию Проверочной комиссии, или по предложению местного епископа. В этих случаях, при соответствующем требовании, указываются вопросы, вносимые на общее собрание, причём попечительство обязано созвать общее собрание в установленные статьёю 21 срок.

23. О времени, месте и предметах занятий общих собраний прихода вывешиваются на дверях храма или моленной, не менее как за две недели до назначенного дня собрания, объявление о его созыве.

24. Для действительности общего собрания прихода требуется присутствие в нём не менее одной трети членов прихода, имеющих право голоса. Если общее собрание не состоится, за отсутствием законного числа членов, то созывается вторичное собрание не ранее, как через семь дней, которое считается действительным при всяком числе прибывших членов прихода.

25. Все вопросы, за исключением указанных в следующей (26) статье, разрешаются общим собранием прихода простым большинством голосов законного состава сего собрания.

26. Для решения вопросов о лишении членов прихода права голоса на определённое время, о возмездном приобретении и об отчуждении недвижимого имущества и капиталов и о заключении займа от имени прихода, необходимо постановление решения29 большинством двух третей присутствующих членов прихода.

27. Порядок и способ голосования по вопросам, относящимся к предметам ведения общего собрания прихода, определяется собранием по его усмотрению. Закрытое голосование в общем собрании прихода производится при разрешении вопросов о выборе должностных лиц прихода и о назначении им содержания или пособия. Во всех прочих случаях закрытое голосование производится по требованию не менее одной пятой части наличного состава собрания.

Примечание. Закрытым голосованием признаётся также подача записок.

28. Общие собрания прихода открываются председателем попечительства прихода, а в его отсутствии — его заместителем, после чего собрание избирает простым большинством из своей среды председателя собрания и секретарей.

29. На каждом общем собрании прихода избранными секретарями составляется запись постановлений, которая подписывается обязательно председателем и секретарями общего собрания, и не менее как тремя членами прихода из присутствующих на собрании. Пересмотр постановлений, принятых общим собранием, может быть произведён в новом общем собрании, созванном по предложению местного епископа.

Примечание. Члены прихода, в случае нарушения их гражданских прав действиями общих собраний, имеют право иска на общем основании [Св. зак. 1914:1].

Состав приходского попечительства и его обязанности

30. В состав попечительства прихода входят по своему званию священнослужители храма и не менее пяти лиц из членов прихода, избираемых сроком на три года из числа имеющих право голоса на общих собраниях.

31. Попечительство прихода из своей среды избирает на срок выбора попечительства председателя и по крайней мере одного заместителя председателя. За отсутствием председателя в попечительстве председательствует заместитель председателя.

32. На попечительство прихода возлагается: 1) представительство от лица прихода; 2) ежемесячная поверка и засвидетельствование метрических книг о родившихся, бракосочетавшихся и умерших; 3) приведение в исполнение постановлений общего собрания прихода; 4) составление сметы

29 Так в тексте. Стилистика предложения сохранена.

2017 №1 Б1оуёпе

расходов и приходов на предстоящий год, если таковая смета установлена; 5) содержание храмов, моленных, часовен, кладбищ, благотворительных, просветительных и иных учреждений прихода; 6) хранение принадлежащих приходу капиталов и имуществ, заведывание оными и вспомогательными заведениями, а также отчётность; 7) приём пожертвований и пособий, добровольно предоставленных храмам, моленным и благотворительным и просветительным заведениям, а также заведывание пожертвованиями; 8) совершение по постановлению общего собрания актов на приобретение иму-ществ и на отчуждение таковых; 9) избрание и уполномочие поверенных по делам прихода; и 10) сообщение подлежащему начальству уставов, основываемых при приходе30 благотворительных и просветительных учреждений.

33. Поверочная комиссия избирается не менее как в числе трёх членов сроком на три года из числа лиц, имеющих право голоса на общих собраниях. Поверочная комиссия представляет доклады общему собранию прихода.

34. Приход имеет печать, отпечаток которой представляется гражданской власти для сведения.

О ведении метрических книг

35. Ведение метрических книг о родившихся, бракосочетавшихся и умерших возлагается на священнослужителей.

36. Записи родившихся скрепляются подписью восприемников или одною из них, о бракосочетавшихся — бракосочетавшимися супругами и свидетелями не менее двух, и об умерших — лицом, заявившим о смерти.

37. Выпис[к]и из метрических книг выдаются священнослужителями за подписями их и уполномоченного приходского попечительства с приложением печати.

38. Приходские попечительства обязаны ежемесячно проверять метрические книги.

39. Метрические книги заготовляются по установленной Министерством исповеданий форме. Епархиальными советами31.

40. По окончании каждого года засвидетельствованные копии метрических книг представляются в Епархиальный совет.

41. Епархиальному совету принадлежит право ревизовать во всякое время ведение метрических книг в приходах.

Об устройстве монастырей

42. Последователям Древле-Православной церкви, имеющей Белокри-ницкую иерархию, предоставляется устраивать всякого рода монастыри с правами юридического лица. Об открываемом монастыре епископ доводит до сведения местной гражданской власти.

43. Монастыри имеют печать, отпечаток которой сообщается гражан-ской власти для сведения.

30 Так в тексте.

31 Так в тексте: два предложения.

44. Монашествующие, принявшие пострижение, именуются принятым при постриге именем.

45. На монашествующих Древле-Православной церкви, имеющей Бе-локриницкую иерархию, распространяются права и ограничения, установленные для монашествующих Православной церкви.

О преподавании Закона Божия

46. Во всех учебных заведениях, где нет преподавания Закона Божия Древле-Православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию, может быть организовано родителями или опекунами учащихся преподавание Закона Божия.

47. Законоучители Древле-Православной церкви, имеющей Белокри-ницкую иерерхию, определяются на места учебным начальством по соглашению с местным епископом.

Примечание. Требование образовательного ценза не распространяется на законоучителей Древле-Православной церкви, имеющей Белокриниц-кую иерархию.

48. Право надзора за преподаванием Закона Божия Древле-Право-славной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию, принадлежит епископу или его уполномоченному.

49. Древле-Православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию, предоставляется, как и другим христианским церквам, право на получение средств от государства.

Председатель Н. Лазаревский Заведывающий делопроизводством Н. Мазаракий

Машинопись. Автографы. Подлинник [ГАРФ: Ф. 1792. Оп. 1. Д. 23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л. 16-24]; Машинопись. 2-й и 3-й экз. Незаверенные копии [ibid.: Д. 21.

Л. 212-220, 246-254].

Библиография

Источники ВВП 1917

Вестник Временного правительства, Петроград, 5 (18) марта — 24 октября (6 ноября) 1917 г.

ИПСРСП 1917

Известия Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, Петроград, 1917. ГАРФ

Документы из фондов Государственного архива Российской Федерации (Москва). ПСЗРИ-3, 1-33

Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е, 1-33, С.-Петербург, 18811913.

СУРП 1917, 1-109

Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при Правительствующем Сенате, 1-109, Петроград, 2 января - 25 ноября 1917 г.

ЦВ 1917

Церковные ведомости, Петроград, 1917.

Литература Зеленогорский 2011

Зеленогорский [Гринберг] М. Л., Жизнь и труды архиепископа Андрея (князя Ухтомского), Москва, Иерусалим, 2011.

Бабкин 2008

Бабкин М. А., сост., предисл., коммент., Материалы и архивные документы по истории Русской православной церкви, Москва, 2008.

--2011

Бабкин М. А., Священство и Царство (Россия, начало XX в. - 1918 г.), Москва, 2011.

Вургафт, Ушаков 1996

Вургафт С. Г., Ушаков И. А., Старообрядчество. Опыт энциклопедического словаря, Москва, 1996.

Додонов, Гринько 2004

Додонов Б. Ф, отв. ред., сост., Гринько Е. Д, сост., Журналы заседаний Временного правительства, 4: Сентябрь - октябрь 1917 г. (= Архив новейшей истории России. Публикации, 7), Москва, 2004.

Зонтиков 2006

Зонтиков Н. А., "Геронтий", in: Православная энциклопедия, 11, Москва, 2006, 414-415. --2015

Зонтиков Н. А., Старообрядческий епископ Геронтий (Лакомкин): крестный путь святителя, Кострома, 2015.

Кириллов 1913

Кириллов И. А., Статистика старообрядчества, Москва, 1913.

Крахмальников, Панкратов 2012

Крахмальников А. П., Панкратов А. В., "Белокриницкая иерархия", in: Православная энциклопедия, 4, Москва, 2012, 542-556.

Миронов 2013а

Миронов Б. Н., "Русская революция 1917 года в контексте теорий революции. Статья 1", Общественные науки и современность, 2, 2013, 72-84.

--2013б

Миронов Б. Н., "Русская революция 1917 года в контексте теорий революции. Статья 2", Общественные науки и современность, 3, 2013, 106-115.

--2015

Миронов Б. Н., Российская империя: от традиции к модерну, 3, С.-Петербург, 2015. Потапова 2015

Потапова Н. В., "Вероисповедное законодательство Временного правительства и эволюция политико-правовых взглядов российских протестантов (февраль-октябрь 1917 года)", История государства и права, 8, 2015, 3-7.

Пыжиков 2013

Пыжиков А. В., Грани русского раскола. Заметки о нашей истории от XVII века до 1917 года, Москва, 2013.

Редькина 1996

Редькина О. Ю., "Вероисповедная политика Временного правительства России (февраль-октябрь 1917 года)" (автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук, Москва, 1996).

- 1998а

Редькина О. Ю., "Политика Временного правительства (февраль-октябрь 1917 г.) в отношении инославных и иноверных исповеданий", Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 5 (17), 1998, 64-85.

-1998б

Редькина О. Ю., "Февраль 1917 г. в России: рождение и становление светского государства", Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 1-2 (13-14), 1998, 46-59.

Семененко-Басин 2013

Семененко-Басин И. В., "Вопрос о литургическом поминовении властей в 1917 году в старообрядческой Церкви", т: Е. М. Юхименко, отв. ред., сост., Старообрядчество в России (ХУП-ХХвека), 5, Москва, 2013, 484-517.

Синельников 2013

Синельников С. П., "Конфессиональные постановления Временного правительства о судьбе церковно-приходских школ", История государства и права, 21, 2013, 30-35.

Соколов 2014

Соколов А. В., "Министерство исповеданий Временного правительства и Православная церковь", Вопросы истории, 2, 2014, 154-166.

Стародубова 2000

Стародубова А. Л., "Юридическое совещание 1917 г.: Основные направления деятельности" (автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук, Москва, 2000).

Фёдоров 2005

Фёдоров В. А., "Временное правительство и его вероисповедная политика", т: Православная энциклопедия, 9, Москва, 2005, 510-514.

ХЭС, 1

Аверинцев С. С., гл. ред., Христианство. Энциклопедический словарь, 1, Москва, 1993. Цыпин 2006

Владислав Цыпин, прот., "Господствующая церковь", т: Православная энциклопедия, 12, Москва, 2006, 179.

Юхименко 2012

Юхименко Е. М., Старообрядческий центр за Рогожской заставой, Москва, 2012.

References

Babkin M. A., ed., Materialy i arkhivnye doku-menty po istorii Russkoi pravoslavnoi tserkvi, Moscow, 2008.

Babkin M. A., Sviashchenstvo i Tsarstvo (Rossiia, nachalo XX v. - 1918 g.), Moscow, 2011.

Dodonov B. F, Grin'ko E. D, eds., Zhurnaly zase-danii Vremennogo pravitel'stva, 4, Moscow, 2004.

Fedorov V. A., "Vremennoe pravitel'stvo i ego veroispovednaia politika," in: Pravoslavnaia entsiklo-pediia, 9, Moscow, 2005, 510-514.

Grinberg M. L., Zhizn' i trudy arkhiepiskopa And-reia (kniazia Ukhtomskogo), Moscow, Jerusalem, 2011.

Krakhmal'nikov A. P., Pankratov A. V., "Belo-krinitskaia ierarkhiia," in: Pravoslavnaia entsiklo-pediia, 4, Moscow, 2012, 542-556.

Mironov B. N., "The Russian Revolution of 1917 in the Context of the Theory of Revolution. Article 1," Social Sciences and Contemporary World, 2, 2013, 72-84.

Mironov B. N., "The Russian Revolution of 1917 in the Context of the Theory of Revolution. Article 2," Sciences and Contemporary World, 3, 2013, 106-115.

Mironov B. N., Rossiiskaia imperiia: ot traditsii k modernu, 3, St. Petersburg, 2015.

Potapova N. V., "Confession Legislation of the Provisional Government and Evolution of Political-law Views of Russian Protestants (February-October, 1917)," Istoriia gosudarstva iprava, 8, 2015, 3-7.

Pyzhikov A. V., Grani russkogo raskola. Zametki o nashei istorii ot XVII veka do 1917 goda, Moscow, 2013.

Red'kina O. Yu., "Politika Vremennogo pravitel'stva (fevral'-oktiabr' 1917 g.) v otnoshenii inoslavnykh i inovernykh ispovedanii," Gosudarstvo, religiia, tserkov' v Rossii i za rubezhom, 5 (17), 1998, 64-85.

Red'kina O. Yu., "Fevral' 1917 g. v Rossii: rozh-denie i stanovlenie svetskogo gosudarstva," Gosudarstvo, religiia, tserkov' v Rossii i za rubezhom, 1-2 (13-14), 1998, 46-59.

Semenenko-Basin I. V., "Vopros o liturgiche-skom pominovenii vlastei v 1917 godu v staroob-riadcheskoi Tserkvi," in: E. M. Yukhimenko, ed., Staroobriadchestvo v Rossii (XVII-XX veka), 5, Moscow, 2013, 484-517.

Sinel'nikov S. P., "Provisional Government in Respect of Church Schools," Istoriia gosudarstva i prava, 21, 2013, 30-35.

Sokolov A. V., "Ministerstvo ispovedanii Vremennogo pravitel'stva i Pravoslavnaia tserkov'," Vo-prosy istorii, 2, 2014, 154-166.

Vladislav Tsypin, "Gospodstvuiushchaia tserkov'," in: Pravoslavnaia entsiklopediia, 12, Moscow, 2006, 179.

Vurgaft S. G., Ushakov I. A., Staroobriadchestvo. Opyt entsiklopedicheskogo slovaria, Moscow, 1996.

Yukhimenko E. M., Staroobriadcheskii tsentr za Rogozhskoi zastavoi, Moscow, 2012.

Zontikov N. A., "Gerontii," in: Pravoslavnaia entsiklopediia, 11, Moscow, 2006, 414-415.

Zontikov N. A., Staroobriadcheskii episkop Gerontii (Lakomkin): krestnyiput sviatitelia, Kostroma, 2015.

Acknowledgements

Russian Foundation for the Humanities. Project No. 14-01-00363.

проф. Михаил Анатольевич Бабкин, доктор ист. наук

Российский государственный гуманитарный университет, Историко-архивный институт,

профессор кафедры истории России новейшего времени

Москва 103012, ул. Никольская, д. 15

Россия/Russia

babkin.mikhail@gmail.com

Received March 21, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.