Научная статья на тему 'Взаимоотношения старообрядцев, российского правительства и Синодальной церкви в 1905-1917 годах'

Взаимоотношения старообрядцев, российского правительства и Синодальной церкви в 1905-1917 годах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
585
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СТАРООБРЯДЧЕСТВО / KEYWORDS: CONFESSIONAL POLICY / LEGISLATION / OLD BELIEVERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Наградов Илья Сергеевич

В статье исследуются особенности конфессиональной политики российского правительства и синодальной церкви в отношении старообрядцев в 1905-1917 гг. Рассмотрены законодательные акты, административные распоряжения и их применение в регионах страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF THE OLD BELIEVERS, THE RUSSIAN GOVERNMENT AND THE SYNODAL CHURCH IN THE 1905-1917

The article investigates peculiarities of сonfessional policy of the Russian government and the synodal church in respect to Old Believers in the 1905-1917. We consider the acts of law, administrative decrees and their applying in regions of Russia.

Текст научной работы на тему «Взаимоотношения старообрядцев, российского правительства и Синодальной церкви в 1905-1917 годах»

УДК 94(47).082; 94 (47). 083

Наградов Илья Сергеевич

Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Nasta vnik_Kim@rambler. т

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СТАРООБРЯДЦЕВ, РОССИЙСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА И СИНОДАЛЬНОЙ ЦЕРКВИ В 1905-1917 ГОДАХ

В статье исследуются особенности конфессиональной политики российского правительства и синодальной церкви в отношении старообрядцев в 1905—1917 гг. Рассмотрены законодательные акты, административные распоряжения и их применение в регионах страны.

Ключевые слова: конфессиональная политика, законодательство, старообрядчество.

Исследователи считают началом нового периода во взаимоотношениях старообрядцев и власти издание высочайшего манифеста 26 февраля 1903 г. [15, с. 176, 180, 181]. Вскоре, 12 декабря 1904 г., был издан именной высочайший указ Сенату. Император приказал пересмотреть законодательство, чтобы устранить притеснения «раскольников» и лиц других исповеданий [17, с. 401-404]. Указ был подготовлен на основе резолюции Первого съезда земских и городских деятелей, состоявшегося 6-8 ноября 1904 г. Резолюция содержала требование свободы совести и была передана министру внутренних дел П.Д. Святополк-Мирско-му [20, с. 376, 380, 381, 395]. Однако эти документы, при всей своей значимости, лишь декларировали облегчение положения старообрядцев. Реальные изменения в положении староверов зависели от законодательных актов, циркуляров различных ведомств и их реализации местными властями.

Первым законодательным актом, содержащим конкретные меры по улучшению положения старообрядцев, стал указ «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. Он ликвидировал само наименование старообрядцев «раскольниками», разрешил переход из православия в другие христианские вероучения, устанавливал общие правила строительства и ремонта культовых зданий для всех христианских конфессий. Все закрытые в административном порядке молитвенные здания должны были быть распечатаны [19, с. 237-238].

В марте 1906 г. пятнадцать дискриминационных статей российского законодательства о старообрядцах были отменены, а десять изменены в соответствии с принципом веротерпимости. Часть ограничений оставалась. Например, дей-

ствовало наказание за побуждение к переходу из православия в старообрядчество [1, с. 131, 132].

Принципиальное значение имел императорский указ Сенату от 17 октября 1906 г. Староверам разрешалось свободное осуществление обрядов и создание общин. Для создания общины необходимо было подать заявление в губернское правление, подписанное не менее чем 50 лицами. Общине предоставлялось право избирать духовное лицо, сооружать храмы, школы, приобретать недвижимость, заключать договоры и др. Таким образом, старообрядческая община получала статус юридического лица. Духовные лица общин обязаны были вести записи о регистрации рождений, бракосочетаний и смертей в метрических книгах. Ведение же книг гражданского состояния старообрядцев, не объединённых в общины, предоставлялось в городах городским управам или городским старостам, а в уездах - волостным правлениям. Метрические книги ежегодно должны были отсылаться в губернское правление для проверки [18, с. 420-430].

Часть староверов не хотела регистрировать свои общины по религиозным причинам. При этом их не устраивала ситуация, когда они не могли строить официальные молитвенные дома без регистрации общины. Старообрядцы также были против возложенной на священнослужителей зарегистрированных общин обязанности вести метрические книги. Они требовали признать законными браки, заключённые по старому обряду до указов 1905-1906 гг., устранить формальные процедуры перехода из православия в старообрядчество [12, л. 1 об. - 2 об.]. Многие требования старообрядцев вошли в законопроект, подготовленный Государственной Думой в 1909 г. Он предполагал уменьшить количество лиц, необходимых для регистрации общины с 50 до 12 [11, л. 1-4],

© Наградов И.С., 2011

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2011

111

устранить разрешительный характер создания общин и ввести явочный [16, с. 363]. Несмотря на усилия старообрядцев по лоббированию этого законопроекта, Государственный Совет не утвердил нововведения [22, с. 422-423].

Экстренный пересмотр законодательства о старообрядцах привёл к необходимости постоянно дополнять императорские указы многочисленными циркулярами и распоряжениями, чтобы привести их в соответствие с реальностью. Ведущую роль в этом процессе играло министерство внутренних дел. Особый интерес у МВД вызывало старообрядческое храмостроительство. Недостаток денежных средств был одной из главных причин, затруднявших развитие провинциальных общин. Власти воспользовались этим для сдерживания развития старообрядческих организаций. В указе 17 октября 1906 г. было сказано, что совет общины может организовывать сбор пожертвований, но процедура получения разрешения на это не была прописана. Это связано с тем, что МВД разрабатывало общие правила сбора пожертвований для всех вероисповеданий. Планировалось, что вероучениям, обладающим церковной иерархией, сбор пожертвований будет разрешать их собственное церковное начальство; вероучениям, не имеющим иерархии, - губернское руководство. Впредь до утверждения этого законопроекта все дела о сборе пожертвований должны были поступать в МВД. Дальнейшая судьба правил не известна [3, л. 75-76 об.].

Указом 17 апреля 1905 г. было объявлено, что переход из одного христианского вероисповедания в другое не преследуется законом. Более конкретные указания последовали 25 июня 1905 г., когда Николай II утвердил положение комитета министров о правилах перехода. 18 августа того же года МВД разослало циркуляр с правилами по губерниям. Порядок перехода из православия в другое христианское исповедание, и прежде всего в старообрядчество, был установлен следующий. Желающее перейти в другую веру лицо должно было подать в губернское правление прошение. Консистория давала команду приходскому причту «увещевать» отщепенца остаться в православии. Тем временем заявление в течение месяца должно было быть передано настоятелю старообрядческой общины для исполнения. Нельзя было присоединять несовершеннолетних от 14 до 21 года. После присоединения старообрядческое духовное лицо, присоединившее нео-

фита, обязано было сообщить правлению о дате совершения обряда [9, л. 7 об.]. После присоединения губернатор давал распоряжение консистории и волостному правлению сделать соответствующие отметки в документах. 12 марта 1912 г. МВД разослало циркуляр о выдаче удостоверений о переходе в старообрядчество [10, л. 16].

Полностью провалилась идея о регистрации в полиции актов гражданского состояния старообрядцев, не зарегистрированных в общины. Староверы не регистрировались в полицейских правлениях. Чтобы привести законодательство в соответствие с реальностью 1907 г., были утверждены временные правила «Для узаконения не написанных в метрические книги браков старообрядцев и сектантов, а также происшедшего от сих браков потомства». В соответствии с документом, доказательством законности брака могла служить запись в посемейных списках или показания свидетелей. 16 июля 1913 г. правила, принятые как временные, получили статус постоянного закона [1, с. 134]. Эти правила лишали запись в метрические книги при полиции какого-либо смысла.

В целом к началу Первой мировой войны законодательная база о старообрядцах сложилась. В годы войны крупных законов и циркуляров о старообрядчестве не было издано. Какие-либо ограничения в выборе веры отменило Временное правительство указом 20 марта 1917 г. [8, л. 201].

В ходе реализации законодательных норм на местах постоянно возникали конфликты старообрядцев с органами власти и духовенством. Старообрядцы белокриницкого согласия Костромской губернии неоднократно заявляли губернскому правлению, что они признают решения Вселенских соборов, установивших церковную иерархию. Следовательно, разрешать строительство храма может только епископ, а вовсе не община. В соответствии с установкой из МВД, правление отвечало, что епископ Нижегородский и Костромской Иннокентий является рядовым духовным лицом, так как «закон о старообрядческих епископах вовсе ничего не говорит, и таковых губернское правление признавать высшей духовной властью не может» [4, л. 27 об., 5, л. 46 об.].

Костромские старообрядцы в 1910 г. подали несколько прошений о разрешении сбора денег на постройку храмов. Логиновская община предполагала собрать 5 тыс. рублей на территории Костромской, Вятской и Нижегородской губернии, Храмковская община - 3 тыс. рублей в Кост-

112

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2011

ромской губернии за 1 год, Катаевская община -2 тыс. рублей в Костромской губернии за 1 год, Больше-Содомовская - 2 тыс. рублей в Костромской губернии за 3 год. Разрешение из МВД было получено только на сбор в Костромской губернии среди старообрядческого населения.

В августе 1905 г. МВД разослало по губерниям циркуляр с правилами перехода из православия в иную конфессию. Костромское губернское правление как минимум дважды доводило до сведения старообрядческих настоятелей и наставников эти правила циркулярами от 3 ноября 1909 г. и 28 февраля 1913 г. [9, л. 7 об.]. Однако старообрядцы постоянно нарушали порядок присоединения. Сначала проводился обряд, и только затем направлялось прошение [21, с. 15]. В фонде Костромского губернского правления нами обнаружена информация о 46 присоединениях в старообрядчество за период с 1911 г. по 1916 г. Из них 24 человека были присоединены с нарушением правил о переходе.

Духовная власть не желала, что бы старообрядцы знали, как правильно присоединять неофитов. Ведь это вело к потере паствы. Министерство внутренних дел указом от 24 ноября 1909 г. предписало губернаторам сообщить старообрядцам, не объединённым в общины, о правилах перехода из православия. Во исполнение этого указа в губернии были напечатаны листовки с правилами перехода. Узнав об этом, Православное Фёдоровско-Сергиевское братство обратилось к старшему советнику губернского правления Токмачёву с просьбой не отсылать листы в общины. Мотивировало оно своё мнение тем, что население воспримет их «в смысле властного приглашения к переходу в старообрядчество и сектантство». Токмачёв устно обещал не рассылать листовки, о чём сообщил и епископу Тихону при личной встрече [6, л. 75-76 об.]. Однако правила были разосланы в июле 1910 г. через уездных исправников [7, л. 1-22].

Что касается записи актов гражданского состояния, то в руках полиции оставалась запись не объединенных в общины старообрядцев. Старообрядцы, как это было и до 1905 г., не спешили регистрироваться в полицейских метрических книгах [2, л. 1]. Но если раньше одной из главных причин этого было нежелание подвергать опасности преследования своего священнослужителя, нежелание именоваться раскольниками, то теперь на первый план вышли другие причины.

Пошехонское управление Ярославской губернии отказывало старообрядцам д. Золотилово в записи в метрические книги. Старообрядцам пришлось обращаться с жалобой в губернское правление, которое и указало управлению на неправомерность таких действий [13, л. 3-4 об.]. Но это мало повлияло на желание ярославской полиции заниматься рутинной работой. До начала 1910 г. ни одно управление не прислало в Ярославское губернское правление прошения о высылке метрических книг для записи актов гражданского состояния старообрядцев. Только после циркуляра правления 15 января 1910 г. пришло 20 заявлений на высылку метрических книг для полицейских управлений и городских управ [14, л., 1-195].

В зарегистрированных старообрядческих общинах заполнение метрических книг осуществлял священник, наставник или специально выбранное должностное лицо. Каждый год копии метрик доставлялись в губернское правление. Если были замечены какие-либо недочёты, книги возвращались в общину для исправления [4, л. 1-3, 15]. Недочёты встречались достаточно часто, что побудило Костромское губернское правление в начале 1910 г. напомнить наставникам и настоятелям старообрядческих общин о судебной ответственности за неправильное ведение метрик [6, л. 66 об.], хотя ни одного случая наказания за неправильное ведение метрических книг нами не обнаружено.

В ходе первой русской революции, указами 1905-1906 гг., гражданские права старообрядцев были значительно расширены. Вместе с тем многое не было предусмотрено, в законодательстве существовали бреши. Их заполнением с помощью административных распоряжений правительство занималось до начала 1910-х гг.

После третьеиюньского переворота властям удалось выставить на пути развития старообрядчества административные преграды, конкретизировавшие и в то же время сужавшие круг старообрядческих прав. Как несовершенство законов, так и их административная, циркулярная корректировка вызывали на местах конфликты и недоразумения между старообрядцами и губернской властью, старообрядцами и официальной церковью, официальной церковью и местными гражданскими властями. Следует отметить, что нарушать новое законодательство стремились все стороны процесса, что может быть объяснено неполноценностью государственной политики, стре-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2011

113

мившейся не расширять свободу совести, а вновь после 1907 г. ограничивать её административными мерами.

Библиографический список

1. БоровикЮ.В. Старообрядчество Урала и Зауралья на переломе эпох 1905-1927 гг.: Дис. ... канд. истор. наук. - Екатеринбург, 2003.

2. Государственный архив Костромской области (ГАКО), ф. 134, оп. 2-а, Д. 37.

3. ГАКО, ф. 134, оп. 2-а, д. 54.

4. ГАКО, ф. 134, оп. 2-а, д. 60.

5. ГАКО, ф. 134, оп. 2-а, Д. 64.

6. ГАКО, ф. 134, оп. 7, отд. 2, ст. 1, д. 220.

7. ГАКО, ф. 134, оп. 7, отд. 2, ст. 1, д. 272.

8. ГАКО, ф. 134, оп. 7, отд. 2, ст. 1, д. 637.

9. ГАКО, ф. 134, оп. 7, отд. 2, ст. 3, д. 188.

10. ГАКО, ф. 134, оп. 7, отд. 2, ст. 3, д. 189.

11. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), ф. 555, оп. 1, д. 500.

12. ГАРФ, ф. 555, оп. 1, Д. 502.

13. Государственный архив Ярославской области (ГАЯО), ф. 79, оп. 7, д. 3580.

14. ГАЯО, ф. 79, оп. 7, д. 3952.

15. Ершова О.П. Старообрядчество и власть. -М., 1999.

16. Из Государственной Думы // Костромские епархиальные ведомости. - 1909. - 1 июня. -№ 11. - Ч. неофиц. - С. 362-365.

17. Именной Высочайший Указ Правительствующему Сенату 12 декабря 1904 г. // Ясевич-Бородаевская В.И. Борьба за веру. Историко-бытовые очерки и обзор законодательства по старообрядчеству и сектантству в его последовательном развитии с приложением статей закона и высочайших указов. - СПб., 1912. - С. 401-404.

18. Именной Высочайший указ Правительствующему Сенату. О порядке устройства последователями старообрядческих согласий общин, а также о правах и обязанностях сих лиц // Костромские епархиальные ведомости. - 1906. - 1 декабря. - №> 23-24. - Ч. офиц. - С. 420-430.

19. Именной Высочайший указ Правительствующему Сенату. Об укреплении начал веротерпимости // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3-е. - Т. XXV. 1905. - СПб., 1908. - С. 237-238.

20. Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914. - М., 1995.

21. Отчёт о состоянии и деятельности Костромского Православного Фёдоровско-Сергиевс-кого братства за 1912 г. // Костромские епархиальные ведомости. - 1913. - Прибавление к №9 22. -С. 1-25.

22. Старообрядческий вопрос в Государственном Совете // Костромские епархиальные ведомости. - 1910. - 1 июля. - № 13. - Ч. неофиц.-С. 422-423.

УДК 281.93-3:262

Чибисов Андрей Владимирович (игумен Мануил)

andrvlad1@yandex.ru

ОТНОШЕНИЕ РОССИЙСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА К ФАКТУ УЧРЕЖДЕНИЯ БЕЛОКРИНИЦКОЙ ИЕРАРХИИ

Определено значение факта учреждения Белокриницкой иерархии для российского старообрядчества. Показаны дипломатические отношения МИДа Российской империи с австрийским правительством. Выявлены мотивы противодействия факту учреждения Белокриницкой иерархии. Рассмотрены мероприятия царского правительства, направленные на уничтожение старообрядческой иерархии.

Ключевые слова: митрополит Амвросий, старообрядческая иерархия, переговоры российского правительства, дипломатическое осложнение, канонический статус митрополита.

18 января 1847 г. в древлеправославной (старообрядческой) церкви за 180 лет произошло знаменательное событие - была совершена первая архиерейская хиротония. Греческий митрополит Амвросий рукоположил на Майноскую кафедру (Турция) епископа Кирилла. После поставле-ния епископа Кирилла белокриницкий инок Павел писал в Россию, что осталось лишь благодарить и «молиться о самодержавнейшем великом

государе царе нашем Фердинанде и о всем мире» [1]. Зарубежные старообрядцы испытывали благодарность к австрийскому императору, тогда как русский царь выступал в роли мучителя и преследователя старой веры. Возникла угроза того, что многочисленные старообрядцы в России забудут верноподданнические чувства к царю и перенесут свою лояльность с враждебного и чуждого им Петербурга на еще более чуждую,

114

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2011

© Чибисов А.В., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.