тема номера
Предсказуемость - залог успешного взаимодействия
Термин «государственно-частное партнерство» можно рассматривать в широком и узком смысле слова. В первом случае - как взаимодействие государства и бизнеса в достижении общих целей социально-экономического развития. При этом речь может идти о совместной разработке стратегических документов, нормативных правовых актов, продвижении государством частных проектов белорусских предприятий за рубежом, совместной работе по улучшению имиджа Беларуси и т.д. Во втором случае - это совместное инвестирование проектов либо иное финансовое участие государства в различных проектах.
Игорь Войтов,
председатель Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, доктор технических наук
Основополагающим документом, регулирующим отношения в области использования результатов научно-технической деятельности (НТД), созданных полностью или частично за счет средств республиканского и местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также средств государственных внебюджетных фондов, передачи имущественных прав на данные результаты и предоставление права их использования, является Указ Президента Республики Беларусь от 31.08.2009 г. №432 «О некоторых вопросах приобретения имущественных прав на результаты научно-технической деятельности и распоряжения этими
правами». К результатам НДТ, в соответствии с Указом, относятся объекты интеллектуальной собственности, созданные при осуществлении научно-технической деятельности, а также научно-техническая информация, зафиксированная на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
Согласно части первой пункта 3 Указа, имущественные права на результаты НТД, созданные полностью или частично за счет государственных средств, приобретает Республика Беларусь или ее административно-территориальная единица. Обладателями таких прав являются государственный заказчик или исполнитель - государственная организация.
При этом пунктом 6 Указа предусмотрена возможность безвозмездной передачи имущественных прав на результаты НТД или предоставления права на их использование государственным органам и организациям, учреждениям, подчиненным госзаказчику (входящим в его состав), а также
негосударственному исполнителю или иной организации (индивидуальному предпринимателю), предоставившим собственные средства для частичного (не менее 50% от общего объема) финансирования проекта и (или) производящим отчисления в инновационный фонд государственного заказчика, а также субъектам инновационной инфраструктуры (за исключением венчурных организаций) и малого предпринимательства.
В целях развития государственно-частного партнерства, повышения эффективности хозяйствования на основе управления интеллектуальной собственностью, совершенствования механизмов приобретения и распоряжения имущественными правами на результаты нТд подготовлен проект Указа Президента Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 31 августа 2009 г. №432». Им предусмотрено, что исполнитель, не являющийся государственной организацией, уже на стадии заключения договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ имеет право быть обладателем результатов НТД в части, соответствующей доле затраченных собственных средств для частичного финансирования их создания. Предложен механизм взаимоотношений исполнителя и госзаказчика по распоряжению имущественными правами на результаты нТд, исключающий
государство - наука - бизнес: на пути к консолидации
механизмы и формы
государственно-частного
партнерства:
• институт общественного взаимодействия на основании решений органов госуправления в форме экспертных советов, рабочих групп и др. например, действующие в Беларуси государственные экспертные советы по различным направлениям научно-технической деятельности;
• соглашение о сотрудничестве либо подписание протокола о намерениях по осуществлению совместных действий (без наступления гражданско-правовых обязательств);
• государственно-частное партнерство в форме коммерческой или некоммерческой организации;
• целевой капитал (например, при создании венчурных фондов);
• привлечение управляющих компаний в сферу науки;
• соинвестирование инновационных проектов;
• издание субъектов инновационной инфраструктуры.
возможности злоупотреблений. Данной нормой закреплен порядок приобретения имущественных прав на результаты НТД исполнителем, не являющимся государственной организацией и обеспечивающим софинансирование за счет собственных источников (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.2010 г. №1326 «О некоторых вопросах финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности»), и условия распоряжения этими результатами сторонами.
В соответствии с Указом государственный заказчик, не являющийся обладателем имущественных прав на результаты НТД, имеет право на их безвозмездное
получение в случае, если они не используются исполнителем в течение одного года после выполнения договора, в рамках которого они созданы. Для частного инвестора обязанность принудительной передачи имущественных прав на результаты НТД госзаказчику не является стимулирующим фактором. Проектом Указа предлагается ограничить такие права госзаказчика в отношении только исполнителя - государственной организации, которой имущественные права на результаты НТД переданы безвозмездно.
Для обеспечения исполнителю права на возмездное приобретение доли госзаказчика проектом Указа предлагается дополнить пункт 6 документа
частью, предусматривающей такое право. Оговорено, что оно будет предоставляться, только если речь идет о единственной негосударственной организации, которая в соответствии с заданием научно-технической программы будет выпускать продукцию. Привлечение частного инвестора для финансирования научных исследований, имеющих перспективы коммерциализации, предполагает долгосрочное партнерство государства и частного сектора в интересах общества путем объединения ресурсов и опыта каждой из сторон. А эффективное взаимодействие реально только при условии полной ясности и предсказуемости стратегии дальнейшего использования результатов.
Государственный заказчик, привлекая исполнителя, не являющегося государственной организацией, ответственного за выпуск продукции по заданию научно-технической программы (инновационному проекту), исходит из интересов развития отрасли и привлечения в эту сферу частных инвестиций. В свою очередь исполнитель, вкладывая свои средства, принимает на себя как рыночный риск, так и риск возврата государственных средств, затраченных на выполнение работ, и ожидает от государства долгосрочных гарантий возврата вложенного капитала. Обеспеченное государством право исполнителя приобрести на свое имя имущественные права на результаты НТД - одна из форм привлечения частных инвесторов в инновационную сферу.
Данное нововведение вызвано необходимостью эффективного управления результатами НТД, создаваемыми в рамках государственных научно-технических программ. В то же время такая норма направлена на стимулирование деятельности негосударственных организаций по созданию и освоению производства инновационной и
№11(105) Ноябрь 2011 НАУКА И ИННОВАЦИИ 13
тема номера
высокотехнологичной продукции. Предоставление частному субъекту хозяйствования гарантии единоличного получения прав на результаты НТД путем выкупа доли государственного заказчика позволит осуществить эффективное планирование его охраны, в том числе и за рубежом, организацию производства и исследование рынков реализации продукции, изготовленной с их использованием, ее патентной чистоты.
Предложен механизм, исключающий возможность злоупотреблений исполнителя имущественными правами на результаты НТД, которые в соответствии с договором сохраняются за государственным заказчиком и исполнителем до проведения полного расчета и оформления передачи имущественных прав. Данная норма согласуется со ст. 983 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
Аналогичный порядок предлагается предусмотреть и при возмездной передаче. При этом исполнитель и иное лицо, к которому переходят права, получают преференцию в виде отсрочки данных выплат (не более четырех лет) и осуществляют их с учетом процентов от реализации продукции, изготовленной с использованием результата НТД, до достижения суммы, затраченной на его создание.
Существующая в настоящее время нормативная правовая база, в том числе Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 г., Закон Республики Беларусь от 21.10.1996 г. «О научной деятельности» и др., не устанавливает каких-либо дискриминационных норм по отношению к частному бизнесу и, соответственно, позволяют государственным научным организациям проводить совместные
исследования с представителями частного сектора.
Основным гражданско-правовым документом при этом является договор на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, примерная форма которого утверждена постановлением Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 19.11.2009 г. №25. Но в зависимости от конкретного вида правоотношений могут применяться и иные виды договоров.
Государственно-частное партнерство может реализовываться посредством создания хозяйственных обществ с участием учреждений высшего и послевузовского образования государственной формы собственности и инвесторов. Их участниками могут быть физические лица, в том числе штатные работники указанных учреждений.
В настоящее время процесс формирования инновационных структур в рамках государственно-частного партнерства активно продолжается. Существует определенная практика создания новых организационных структур для ведения научно-исследовательской и научно-практической деятельности. Например, в НАН Беларуси создано 11 научно-практических (технических) центров. Аналогичные структуры имеются в системе Минпрома (13 НТЦ), Минздрава (15 НПЦ), Минстройархитектуры (4 НТЦ) и в других органах госуправления. Семи организациям нашей страны присвоен статус научно-технологических парков. Функционируют Республиканский центр трансфера технологий и его региональные отделения, Парк высоких технологий, инновационные центры, центры научно-технической информации, научно-производственные объединения.
принципы государственно-частного партнерства:
• свободный и открытый доступ коммерческих организаций всех форм собственности к реализации мероприятий государственной инновационной политики;
• участие частных физических и юридических лиц в планировании и выполнении инновационных проектов и программ;
• доступ указанных лиц к использованию результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет государственных средств с целью их коммерциализации, при соблюдении прав на интеллектуальную собственность;
• участие государства и бизнеса в распределении рисков и прибыли от осуществления инновационной деятельности.