Научная статья на тему 'Предсказуемость - залог успешного взаимодействия'

Предсказуемость - залог успешного взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
86
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Войтов Игорь

Термин «государственно-частное партнерство» можно рассматривать в широком и узком смысле слова. В первом случае как взаимодействие государства и бизнеса в достижении общих целей социально-экономического развития. при этом речь может идти о совместной разработке стратегических документов, нормативных правовых актов, продвижении государством частных проектов белорусских предприятий за рубежом, совместной работе по улучшению имиджа Беларуси и т.д. Во втором случае это совместное инвестирование проектов либо иное финансовое участие государства в различных проектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Predictability is the key to successful interaction

The term "public-private partnership" can be seen in broad and narrow sense of the word. In the first case as the interaction between government and business in achieving the overall objectives of socio-economic development. in this case speech can go about joint development of strategic documents, legal acts, government promotion of private projects of Belarusian enterprises abroad, to work together to improve the image of Belarus, etc. In the second case is a cooperative project financing or other financial participation of the state in various projects.

Текст научной работы на тему «Предсказуемость - залог успешного взаимодействия»

тема номера

Предсказуемость - залог успешного взаимодействия

Термин «государственно-частное партнерство» можно рассматривать в широком и узком смысле слова. В первом случае - как взаимодействие государства и бизнеса в достижении общих целей социально-экономического развития. При этом речь может идти о совместной разработке стратегических документов, нормативных правовых актов, продвижении государством частных проектов белорусских предприятий за рубежом, совместной работе по улучшению имиджа Беларуси и т.д. Во втором случае - это совместное инвестирование проектов либо иное финансовое участие государства в различных проектах.

Игорь Войтов,

председатель Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, доктор технических наук

Основополагающим документом, регулирующим отношения в области использования результатов научно-технической деятельности (НТД), созданных полностью или частично за счет средств республиканского и местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также средств государственных внебюджетных фондов, передачи имущественных прав на данные результаты и предоставление права их использования, является Указ Президента Республики Беларусь от 31.08.2009 г. №432 «О некоторых вопросах приобретения имущественных прав на результаты научно-технической деятельности и распоряжения этими

правами». К результатам НДТ, в соответствии с Указом, относятся объекты интеллектуальной собственности, созданные при осуществлении научно-технической деятельности, а также научно-техническая информация, зафиксированная на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Согласно части первой пункта 3 Указа, имущественные права на результаты НТД, созданные полностью или частично за счет государственных средств, приобретает Республика Беларусь или ее административно-территориальная единица. Обладателями таких прав являются государственный заказчик или исполнитель - государственная организация.

При этом пунктом 6 Указа предусмотрена возможность безвозмездной передачи имущественных прав на результаты НТД или предоставления права на их использование государственным органам и организациям, учреждениям, подчиненным госзаказчику (входящим в его состав), а также

негосударственному исполнителю или иной организации (индивидуальному предпринимателю), предоставившим собственные средства для частичного (не менее 50% от общего объема) финансирования проекта и (или) производящим отчисления в инновационный фонд государственного заказчика, а также субъектам инновационной инфраструктуры (за исключением венчурных организаций) и малого предпринимательства.

В целях развития государственно-частного партнерства, повышения эффективности хозяйствования на основе управления интеллектуальной собственностью, совершенствования механизмов приобретения и распоряжения имущественными правами на результаты нТд подготовлен проект Указа Президента Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 31 августа 2009 г. №432». Им предусмотрено, что исполнитель, не являющийся государственной организацией, уже на стадии заключения договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ имеет право быть обладателем результатов НТД в части, соответствующей доле затраченных собственных средств для частичного финансирования их создания. Предложен механизм взаимоотношений исполнителя и госзаказчика по распоряжению имущественными правами на результаты нТд, исключающий

государство - наука - бизнес: на пути к консолидации

механизмы и формы

государственно-частного

партнерства:

• институт общественного взаимодействия на основании решений органов госуправления в форме экспертных советов, рабочих групп и др. например, действующие в Беларуси государственные экспертные советы по различным направлениям научно-технической деятельности;

• соглашение о сотрудничестве либо подписание протокола о намерениях по осуществлению совместных действий (без наступления гражданско-правовых обязательств);

• государственно-частное партнерство в форме коммерческой или некоммерческой организации;

• целевой капитал (например, при создании венчурных фондов);

• привлечение управляющих компаний в сферу науки;

• соинвестирование инновационных проектов;

• издание субъектов инновационной инфраструктуры.

возможности злоупотреблений. Данной нормой закреплен порядок приобретения имущественных прав на результаты НТД исполнителем, не являющимся государственной организацией и обеспечивающим софинансирование за счет собственных источников (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.2010 г. №1326 «О некоторых вопросах финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности»), и условия распоряжения этими результатами сторонами.

В соответствии с Указом государственный заказчик, не являющийся обладателем имущественных прав на результаты НТД, имеет право на их безвозмездное

получение в случае, если они не используются исполнителем в течение одного года после выполнения договора, в рамках которого они созданы. Для частного инвестора обязанность принудительной передачи имущественных прав на результаты НТД госзаказчику не является стимулирующим фактором. Проектом Указа предлагается ограничить такие права госзаказчика в отношении только исполнителя - государственной организации, которой имущественные права на результаты НТД переданы безвозмездно.

Для обеспечения исполнителю права на возмездное приобретение доли госзаказчика проектом Указа предлагается дополнить пункт 6 документа

частью, предусматривающей такое право. Оговорено, что оно будет предоставляться, только если речь идет о единственной негосударственной организации, которая в соответствии с заданием научно-технической программы будет выпускать продукцию. Привлечение частного инвестора для финансирования научных исследований, имеющих перспективы коммерциализации, предполагает долгосрочное партнерство государства и частного сектора в интересах общества путем объединения ресурсов и опыта каждой из сторон. А эффективное взаимодействие реально только при условии полной ясности и предсказуемости стратегии дальнейшего использования результатов.

Государственный заказчик, привлекая исполнителя, не являющегося государственной организацией, ответственного за выпуск продукции по заданию научно-технической программы (инновационному проекту), исходит из интересов развития отрасли и привлечения в эту сферу частных инвестиций. В свою очередь исполнитель, вкладывая свои средства, принимает на себя как рыночный риск, так и риск возврата государственных средств, затраченных на выполнение работ, и ожидает от государства долгосрочных гарантий возврата вложенного капитала. Обеспеченное государством право исполнителя приобрести на свое имя имущественные права на результаты НТД - одна из форм привлечения частных инвесторов в инновационную сферу.

Данное нововведение вызвано необходимостью эффективного управления результатами НТД, создаваемыми в рамках государственных научно-технических программ. В то же время такая норма направлена на стимулирование деятельности негосударственных организаций по созданию и освоению производства инновационной и

№11(105) Ноябрь 2011 НАУКА И ИННОВАЦИИ 13

тема номера

высокотехнологичной продукции. Предоставление частному субъекту хозяйствования гарантии единоличного получения прав на результаты НТД путем выкупа доли государственного заказчика позволит осуществить эффективное планирование его охраны, в том числе и за рубежом, организацию производства и исследование рынков реализации продукции, изготовленной с их использованием, ее патентной чистоты.

Предложен механизм, исключающий возможность злоупотреблений исполнителя имущественными правами на результаты НТД, которые в соответствии с договором сохраняются за государственным заказчиком и исполнителем до проведения полного расчета и оформления передачи имущественных прав. Данная норма согласуется со ст. 983 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Аналогичный порядок предлагается предусмотреть и при возмездной передаче. При этом исполнитель и иное лицо, к которому переходят права, получают преференцию в виде отсрочки данных выплат (не более четырех лет) и осуществляют их с учетом процентов от реализации продукции, изготовленной с использованием результата НТД, до достижения суммы, затраченной на его создание.

Существующая в настоящее время нормативная правовая база, в том числе Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 г., Закон Республики Беларусь от 21.10.1996 г. «О научной деятельности» и др., не устанавливает каких-либо дискриминационных норм по отношению к частному бизнесу и, соответственно, позволяют государственным научным организациям проводить совместные

исследования с представителями частного сектора.

Основным гражданско-правовым документом при этом является договор на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, примерная форма которого утверждена постановлением Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 19.11.2009 г. №25. Но в зависимости от конкретного вида правоотношений могут применяться и иные виды договоров.

Государственно-частное партнерство может реализовываться посредством создания хозяйственных обществ с участием учреждений высшего и послевузовского образования государственной формы собственности и инвесторов. Их участниками могут быть физические лица, в том числе штатные работники указанных учреждений.

В настоящее время процесс формирования инновационных структур в рамках государственно-частного партнерства активно продолжается. Существует определенная практика создания новых организационных структур для ведения научно-исследовательской и научно-практической деятельности. Например, в НАН Беларуси создано 11 научно-практических (технических) центров. Аналогичные структуры имеются в системе Минпрома (13 НТЦ), Минздрава (15 НПЦ), Минстройархитектуры (4 НТЦ) и в других органах госуправления. Семи организациям нашей страны присвоен статус научно-технологических парков. Функционируют Республиканский центр трансфера технологий и его региональные отделения, Парк высоких технологий, инновационные центры, центры научно-технической информации, научно-производственные объединения.

принципы государственно-частного партнерства:

• свободный и открытый доступ коммерческих организаций всех форм собственности к реализации мероприятий государственной инновационной политики;

• участие частных физических и юридических лиц в планировании и выполнении инновационных проектов и программ;

• доступ указанных лиц к использованию результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет государственных средств с целью их коммерциализации, при соблюдении прав на интеллектуальную собственность;

• участие государства и бизнеса в распределении рисков и прибыли от осуществления инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.