Научная статья на тему 'Коммерциализация результатов научно-технической деятельности: новое в законодательстве'

Коммерциализация результатов научно-технической деятельности: новое в законодательстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
285
24
Поделиться
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нечепуренко Юрий

Указ Президента Республики Беларусь от 04.02.2013 г. № 59 «О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств» (далее Указ) ввел новый порядок регулирования прав на результаты научной и научно-технической деятельности (НТД), созданные полностью или частично за счет государственных средств в ходе выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР), а также их коммерциализации.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Нечепуренко Юрий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Commercialization of scientific-technical results: new in legislation

The author comments on the norms of the Decree of the President of the Republic of Belarus No. 240 dated June 18, 2018, in which the Regulation on the commercialization of the scientific and scientific-technical research results created at the expense of public funds is set out in a new version.

Текст научной работы на тему «Коммерциализация результатов научно-технической деятельности: новое в законодательстве»



ш <

Следует и должно стать мастером в одной области и знать многое о других.

Эрик Дрекслер

КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Указ Президента Республики Беларусь от 04.02.2013 г. № 59 «О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств» (далее - Указ) ввел новый порядок регулирования прав на результаты научной и научно-технической деятельности (НТД), созданные полностью или частично за счет государственных средств в ходе выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР), а также их коммерциализации.

Юрий Нечепуренко,

начальник научно-инновационного отдела Научно-исследовательского института физико-химических проблем БГУ, кандидат химических наук

52 НАУКА И ИННОВАЦИИ | №9 (187) | Сентябрь 2018 |

http://innosfera.by

Появление данного нормативного правового акта вызвало неоднозначную реакцию научной общественности, поскольку практически сразу специалисты обратили внимание на ряд неудачных определений и нововведений, содержащихся в Указе. В течение последних трех лет ГКНТ совместно с заинтересованными лицами предпринимал неоднократные попытки улучшить содержание данного документа. Эти усилия наконец увенчались успехом. 18 июня 2018 г. вышел Указ Президента Республики Беларусь №240, который внес существенные изменения в Указ №59, изложив Положение о коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств, в новой редакции.

Рассмотрим наиболее значимые отличия старого и нового вариантов Указа.

Во-первых, к результатам НТД, не подлежащим обязательной коммерциализации, добавлены результаты прикладных научных исследований, являющиеся объектами авторского права, направленные на достижение только социального эффекта и (или) использование для собственных нужд. Такие, с коммерческой точки зрения, «пустые или мертвые» разработки составляли порядка 80% результатов НТД, содержащихся в локальных (у государственных заказчиков) и государственном реестрах прав на результаты НТД. В документе четко прописано, что к результатам НТД, также не подлежащим обязательной коммерциализации, относятся и те, которые созданы в рамках договоров на выполнение НИОКР,

заданий для бюджетных организаций и получателей средств инновационных фондов, исполненных в части создания результатов НТД до 7 августа 2013 г. (даты вступления Указа № 59 в силу).

Во-вторых, в новой редакции документа обозначено, что коммерциализация результатов НТД, созданных в рамках научно-технических программ и инновационных проектов, осуществляется с учетом особенностей (сроки, способы, ответственность), определяемых в актах законодательства, устанавливающих порядок разработки и выполнения таких программ и проектов, что сняло противоречия, которые содержались в Указе и в соответствующих нормативных правовых актах.

В-третьих, перечень существенных объективных обстоятельств, не позволивших государственному заказчику обеспечить обязательную коммерциализацию результатов НТД в установленный срок, расширен и включен непосредственно в текст Указа. Из них прогрессивными являются два:

■ принятие актов законодательства, решений уполномоченных международных организаций, запрещающих либо ограничивающих изготовление и (или) реализацию товаров (работ, услуг), создаваемых (выполняемых, оказываемых) с применением результатов НТД или их составляющих;

■ ликвидация юридического лица, определенного в качестве изготовителя товаров (работ, услуг), создаваемых (выполняемых, оказываемых) с применением результатов НТД или их составляющих, на стадии их коммерциализации в случае, если указан-

ное лицо являлось единственным в Республике Беларусь производителем данных товаров (работ, услуг).

В практической деятельности научных организаций было несколько случаев, когда контрольно-надзорные органы применяли штрафные санкции в перечисленных выше случаях.

К недостаткам Указа в этой части следует отнести обстоятельства, связанные со смертью физического лица. Предлагалось распространить их на случаи, связанные со смертью физического лица (научного руководителя или ответственного исполнителя НИОКР), признанием его недееспособным или ограниченно дееспособным, а также инвалидом, поскольку без этих лиц, являющихся главными действующими лицами (идеологами) работ, коммерциализация результатов НТД становится трудно осуществимой силами организации-исполнителя НИОКР - владельца имущественных прав на такие результаты. Законодатель по какой-то причине ограничился только случаем смерти физического лица - обладателя имущественных прав на результаты НТД, что применительно лишь к индивидуальным предпринимателям и является, по нашему мнению, редким, скорее даже гипотетическим на практике случаем. Поэтому не совсем понятно: либо это редакционная ошибка в Указе, которая влечет серьезные ограничения в части применения данной нормы, либо сознательная позиция законодателя.

В-четвертых, в Указе четко и однозначно определено, что решение о наличии причинно-следственной связи между неосуществлением обязательной коммерциализации

СИНЕРГИЯ ЗНАНИЙ

результатов НТД и существенными объективными обстоятельствами принимает государственный заказчик по согласованию с ГКНТ, а при возникновении спорных вопросов -с учетом их рассмотрения Комиссией по вопросам научно-технической политики при Совете Министров Республики Беларусь.

Значительно сокращен пункт 2 Указа в части создания и ведения государственного реестра прав на результаты НТД. В связи с уменьшением количества результатов НТД, подлежащих обязательной коммерциализации, следует ожидать, что данный реестр будет отражать только те из них, которые действительно представляют коммерческий интерес.

Новая редакция Положения о коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств(далее - Положение), также претерпела существенные изменения. Прежде всего это касается определения терминов. Так, к результатам НТД в настоящее время относятся не только объекты интеллектуальной собственности, но и документированная научно-техническая информация, которая является, как правило, конечной продукцией при выполнении опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, включая технические нормативные правовые акты (технические регламенты, технические кодексы установившейся практики, стандарты, технические условия, фармакопейные статьи и др.). Именно эта информация и представляет наибольшую ценность для коммерциализации как конечный результат НТД, а экономическая целесообразность ее использования часто

может превосходить аналогичный эффект от использования объектов интеллектуальной собственности.

Старая редакция Указа оперировала только результатами НТД, полученными в ходе выполнения договоров на НИОКР,- в новой дополнительно введено определение задания для бюджетной организации и получателя средств инновационных фондов в виде утверждаемого государственным заказчиком документа, предусматривающего технико-экономические параметры и сроки выполнения конкретной НИОКР за счет предоставленного госфинансирования.

В Указе впервые дано определение социального эффекта как изменений в экономической, социальной, культурной, экологической, правовой и политической сферах, обеспечивающих условия для развития личности и повышения качества жизни (здоровье, уровень, образ и продолжительность жизни), обусловленных использованием результатов НТД, не связанных с возмездной реализацией результатов НТД, или товаров (работ, услуг), созданных (выполняемых, оказываемых) с применением данных результатов. Эта норма на практике позволит различать результаты НТД, направленные на получение социального или экономического эффектов. Разработка рекомендаций по их определению и измерению возложена на ГКНТ.

В определение термина «передача имущественных прав на результат НТД», наряду с объектами исключительных прав (объекты авторского права и права промышленной собственности), дополнительно включена передача имущественных прав на секреты производства (ноу-хау) и документированную научно-техническую информацию.

Во второй главе Положения «Сроки и способы коммерциализации результатов НТД» более четко определены сроки коммерциализации результатов НТД, которым предоставлена или не предоставлена правовая охрана в качестве объектов права промышленной собственности (ОПС) на основе получения охранного документа. Для неохраняемых результатов НТД, а также в случае получения охранных документов на ОПС до исполнения договора (задания) на проведение НИОКР, срок коммерциализации этих результатов - 3 года с момента исполнения договора (задания). Если охранный документ на ОПС выдан после реализации договора (задания), началом отсчета коммерциализации является дата опубликования в официальном бюллетене патентного ведомства охранного документа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важно отметить, что в соответствии с Указом коммерциализация результатов НТД осуществляется обладателем имущественных прав на эти результаты и другими лицами в случаях и с учетом требований Положения, а конкретные условия коммерциализации должны отражаться в договорах (заданиях) на выполнение НИОКР.

В новой редакции способы коммерциализации результатов НТД дополнительно включают возмездную и безвозмездную передачу сведений (части сведений), составляющих секреты производства (ноу-хау), а также документированной научно-технической информации.

В третьей главе, посвященной определению обладателей прав на результаты НТД, наиболее существенные новации сводятся к следующему. Во-первых, установлено, что

54 НАУКА И ИННОВАЦИИ | №9 (187) | Сентябрь 20 18 | щ http://innosfera.by

средства, полученные исполнителем в качестве оплаты НИОКР, являются выручкой от реализации работы независимо от того, кто выступает обладателем прав на результаты НТД в договоре (задании) на выполнение этой НИОКР.

Во-вторых, лицо, затратившее собственные средства на создание результатов НТД (инвестор), имеет преимущественное право на возмездное приобретение части имущественных прав на данные результаты, обладателем которых является государственный заказчик или исполнитель.

В-третьих, устранена коллизия старой редакции в случае, когда исполнителем по договору на выполнение НИОКР является временный научный коллектив. В этом случае права на результаты НТД принадлежат заказчику данного договора.

В-четвертых, в договоры на выполнение НИОКР добавлены четыре существенных условия:

■ сроки и способы обязательной коммерциализации результатов НТД в случае, если государственный заказчик не является обладателем имущественных прав на эти результаты;

■ определение лица, осуществляющего обязательную коммерциализацию результатов НТД;

■ обеспечение обладателем имущественных прав на результаты НТД их правовой охраны в установленном порядке;

■ обязанность государственного заказчика, исполнителей работ принимать меры по неразглашению без разрешения обладателя имущественных прав конфиденциальной информации о результатах НТД.

К сожалению, из предлагаемых ГКНТ мер по стимулированию ис-

полнителей НИОКР в Указ не вошло предложение о перечислении пользователями результатов НТД исполнителям периодических отчислений в размере двух процентов выручки от реализации товаров (работ, услуг), изготовленных (выполняемых, оказываемых) с применением данных результатов.

В главе 4, посвященной передаче имущественных прав на результаты НТД и предоставлению права их использования, наиболее важные изменения сводятся к следующему.

В целях недопущения коррупционных проявлений безвозмездную передачу имущественных прав на результаты НТД резидентам Республики Беларусь, не являющимся государственными организациями, может осуществлять только государственный заказчик и только по согласованию с Комитетом государственной безопасности.

Не подлежат безвозмездной передаче имущественные права на результаты НТД организациям, созданным с участием иностранных юридических и (или) физических лиц. Эти лица, а также нерезиденты Республики Беларусь после осуществления обязательной коммерциализации результатов НТД могут приобретать имущественные права на них только на возмездной основе по согласованию с государственным заказчиком и КГБ.

Новая редакция Указа содержит множество других уточняющих норм и редакционных правок. В частности она более проста и понятна для государственных заказчиков и исполнителей НИОКР, не содержит сложных юридических конструкций и отсылочных норм, которыми изобиловала старая редакция. К результатам НТД отнесены не только объекты интеллек-

туальной собственности, но и документированная научно-техническая информация, которая является, как правило, конечной продукцией при выполнении НИОКР и представляет наибольшую ценность для коммерциализации. Расширен и уточнен перечень результатов НТД, не подлежащих и подлежащих обязательной коммерциализации. Это позволит сделать государственный реестр прав на результаты более компактным, включив в него только разработки, которые действительно представляют коммерческий интерес. Претерпел изменения и включен непосредственно в текст Указа перечень существенных объективных обстоятельств, не позволивших государственному заказчику обеспечить обязательную коммерциализацию результатов НТД в установленный срок, а также уточнен порядок рассмотрения спорных ситуаций при таком положении дел, что позволит ограничить случаи применения штрафных санкций к исполнителям НИОКР.

В Указе впервые дано определение социального эффекта, что позволит на практике различать результаты НТД, направленные на получение социального или экономического эффекта, расширен перечень способов коммерциализации результатов НТД, детализированы способы и условия передачи имущественных прав на результаты НТД и предоставления права их использования на безвозмездной и возмездной основе и др.

Принятие новой редакции Указа № 59 - значительный шаг вперед в направлении повышения эффективности коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, созданных с использованием государственных средств. ЕЗ