Научная статья на тему 'Механизм государственного регулирования процесса коммерциализации объектов интеллектуальной собственности'

Механизм государственного регулирования процесса коммерциализации объектов интеллектуальной собственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
441
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
процесс коммерциализации / государственное регулирование / объекты интеллектуальной собственности / коммерциализация результаты интеллектуальной деятельности в АПК / комплексная модель процесса коммерциализации / commercialization process / government regulation / intellectual property / commercialization of intellectual property / complex model of the commercialization process

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А А. Тимаев, М Ю. Цяглова

В настоящее время одной из главных проблем науки и инноваций являются разрывы в инновационном цикле, которые образуются при переходе от фундаментальных исследований через научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) к промышленному использованию. В связи с этим в условиях формирующейся в Беларуси экономики знаний на первый план выходит задача трансфера и коммерциализации НИОКР. Трансфер и коммерциализация технологий является важнейшим направлением, которое способствует эффективному использованию потенциала отечественной аграрной науки, а также призвано обеспечить выход на новые рынки технологий. На современном этапе научные учреждения, в том числе аграрного профиля, отдельные ученые и изобретатели сталкиваются с проблемой определения перспективных направлений коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, а также выбором пути продвижения на рынок и коммерциализации результатов НИОКР. В связи с этим особую актуальность приобретает необходимость формирования механизма регулирования процесса коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, созданных за счет государственных средств. В данной статье рассматриваются вопросы правового регулирования процесса коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, созданных за счет государственных средств. Предложена комплексная модель процесса коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, которая наглядно детализирует все эпаты данного процесса. Особое внимание уделено срокам и последовательности передачи результатов НТД между субъектами до полного завершения процесса коммерциализации. Использование предложенной комплексной модели позволит учреждениям аграрного образования, участвующим в процессе коммерциализации, структурировать данный процесс на отдельные этапы и прогнозировать различные варианты его успешного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanism of state regulation of the process of commercialization of intellectual property objects

Currently, one of the main problems of science and innovation are the gaps in the innovation cycle, which are formed in the transition from basic research through research and development (R & D) to industrial use. In this connection, in the emerging knowledgebased economy in Belarus there comes to the fore the problem of transfer and commercialization of R & D. Transfer and commercialization of technology is the most important area, which contributes to the efficient use of the capacity of the national science and is intended to ensure access to new technology markets. At present, the academic institutions, individual researchers and inventors are faced with the problem of identifying promising areas of commercialization of intellectual property, as well as the choice of ways to market and commercialization of R & D results. In this connection, of special importance is the need to form the mechanism of regulation of the process of commercialization of intellectual property created at the expense of public funds. This article deals with the legal regulation of commercialization of intellectual property created at the expense of public funds. We have proposed a comprehensive model of commercialization of scientific and technological activities results, which clearly details all the stages of this process. Particular attention is paid to the timing and sequence of distribution of results of scientific and technological activity between subjects until the completion of the commercialization process. The use of the proposed integrated model will allow actors involved in the process of commercialization, to structure the process into separate stages and to predict a variety of options for its successful development.

Текст научной работы на тему «Механизм государственного регулирования процесса коммерциализации объектов интеллектуальной собственности»

УДК 347.791:343.533

МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

А. А. ТИМАЕВ, М. Ю. ЦЯГЛОВА

УО «Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия», г. Горки, Могилевская область, Беларусь, 213407, е-mail: [email protected]

(Поступила в редакцию 23.06.2016)

В настоящее время одной из главных проблем науки и инноваций являются разрывы в инновационном цикле, которые образуются при переходе от фундаментальных исследований через научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) к промышленному использованию. В связи с этим в условиях формирующейся в Беларуси экономики знаний на первый план выходит задача трансфера и коммерциализации НИОКР. Трансфер и коммерциализация технологий является важнейшим направлением, которое способствует эффективному использованию потенциала отечественной аграрной науки, а также призвано обеспечить выход на новые рынки технологий. На современном этапе научные учреждения, в том числе аграрного профиля, отдельные ученые и изобретатели сталкиваются с проблемой определения перспективных направлений коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, а также выбором пути продвижения на рынок и коммерциализации результатов НИОКР. В связи с этим особую актуальность приобретает необходимость формирования механизма регулирования процесса коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, созданных за счет государственных средств. В данной статье рассматриваются вопросы правового регулирования процесса коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, созданных за счет государственных средств. Предложена комплексная модель процесса коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, которая наглядно детализирует все эпаты данного процесса. Особое внимание уделено срокам и последовательности передачи результатов НТД между субъектами до полного завершения процесса коммерциализации. Использование предложенной комплексной модели позволит учреждениям аграрного образования, участвующим в процессе коммерциализации, структурировать данный процесс на отдельные этапы и прогнозировать различные варианты его успешного развития.

Ключевые слова: процесс коммерциализации, государственное регулирование, объекты интеллектуальной собственности, коммерциализация результаты интеллектуальной деятельности в АПК, комплексная модель процесса коммерциализации.

Currently, one of the main problems of science and innovation are the gaps in the innovation cycle, which are formed in the transition from basic research through research and development (R & D) to industrial use. In this connection, in the emerging knowledge-based economy in Belarus there comes to the fore the problem of transfer and commercialization of R & D. Transfer and commercialization of technology is the most important area, which contributes to the efficient use of the capacity of the national science and is intended to ensure access to new technology markets. At present, the academic institutions, individual researchers and inventors are faced with the problem of identifying promising areas of commercialization of intellectual property, as well as the choice of ways to market and commercialization of R & D results. In this connection, of special importance is the need to form the mechanism of regulation of the process of commercialization of intellectual property created at the expense ofpublic funds. This article deals with the legal regulation of commercialization of intellectual property created at the expense ofpublic funds. We have proposed a comprehensive model of commercialization of scientific and technological activities results, which clearly details all the stages of this process. Particular attention is paid to the timing and sequence of distribution of results of scientific and technological activity between subjects until the completion of the commercialization process. The use of the proposed integrated model will allow actors involved in the process of commercialization, to structure the process into separate stages and to predict a variety of options for its successful development.

Keywords: commercialization process, government regulation, intellectual property, commercialization of intellectual property, complex model of the commercialization process.

Введение

Одной из главных проблем аграрной науки и инноваций являются разрывы в инновационном цикле, которые образуются при переходе от фундаментальных исследований через научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) к промышленному использованию. В связи с этим, в условиях формирующейся в Беларуси экономики знаний на первый план выходит задача трансфера и коммерциализации НИОКР. Передача технологий в АПК является важнейшим направлением, которое способствует эффективному использованию потенциала отечественной науки, а также призвано обеспечить выход на новые рынки технологий. На современном этапе научные учреждения аграрного профиля, отдельные ученые и изобретатели сталкиваются с проблемой определения перспективных направлений коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, а также выбором пути продвижения на рынок и коммерциализации результатов НИОКР. В связи с этим особую актуальность приобретает необходимость формирования механизма регулирования процесса коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, созданных за счет государственных средств.

В целях повышения конкурентоспособности отечественной экономики и эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности на смену Указа Президента Республики Беларусь от 31.08.2009 г. № 432 «О некоторых вопросах приобретения имущественных прав на результаты научно-технической деятельности и распоряжения этими правами» [5] был разработан Указ Президента Республики Беларусь от 4.02.2013 № 59 «О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств» (далее - Указ №59) [3]. Действующий в настоящий момент Указ №59 описывает процесс вывода научно-технической продукции на рынок и ее коммерциализации в соответствии с лучшими международными практиками.

Согласно действующему законодательству, под процессом коммерциализации результатов научно-технической деятельности (НТД) понимается введение в гражданский оборот и (или) использование для собственных нужд результатов НТД либо товаров (работ, услуг), созданных (выполняемых, оказываемых) с применением данных результатов, обеспечивающих достижение экономического и (или) социального эффектов [3]. Конечной целью коммерциализации объектов интеллектуальной собственности в научно-инновационной сфере является получение прибыли от инновационной деятельности [1]. Для планирования процессов и определения сроков коммерциализации результатов НТД целесообразным является разработка и оценка инновационных проектов [8].

Основная часть

В процессе данного исследования применялись общенаучные методы анализа и синтеза, абстрактно-логический анализ, монографический метод.

Объекты интеллектуальной собственности являются важной составляющей, обеспечивающей развитие науки и инновационной экономики Республики Беларусь.

В Республике Беларусь объектами интеллектуальной собственности признаются: результаты интеллектуальной деятельности; средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг; другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг. Результаты НТД могут охраняться законодательством Республики Беларусь в качестве [2]: объектов авторского права; сведений, являющихся коммерческой тайной; объектов права промышленной собственности. Правовая охрана объектов интеллектуальной собственности возникает в силу факта их создания либо вследствие предоставления правовой охраны уполномоченным государственным органом.

Объекты авторского права и смежных прав получают охрану в силу самого факта их создания. Не требуется их регистрация или получение какого-либо документа, дающего право на их защиту. Они охраняются правом с момента их создания. Для правовой охраны других объектов интеллектуальной собственности необходимо получение охранного документа (для изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений - патента; для топологий интегральных микросхем, товарных знаков (знаков обслуживания) и наименований места происхождения товара - свидетельства; для фирменных наименований юридического лица - регистрации юридического лица, в учредительных документах которого указано его фирменное наименование).

Под результатами научной и научно-технической деятельности, созданными за счет государственных средств, понимаются объекты интеллектуальной собственности, полученные при осуществлении научной и научно-технической деятельности полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов [3].

Коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности представляет собой сложный процесс, включающий последовательно-параллельное осуществление большого количества операций: проведение маркетинговых и патентных исследований, выбор стратегии использования объектов интеллектуальной собственности, формирование портфеля объектов интеллектуальной собственности, выбор способа их правовой охраны и, наконец, выбор способа введения объектов интеллектуальной собственности в гражданский оборот и его реализация.

Законодатель определил, что обязательной коммерциализации подлежат объекты интеллектуальной собственности, которые одновременно соответствуют следующим условиям [2]: созданы при осуществлении научной и научно-технической деятельности; созданы полностью или частично за счет государственных средств; созданы после 6 августа 2013 г.; созданы в рамках договоров на выполнение НИОКТР или заданий для бюджетных организаций по выполнению НИОКТР; не являются объектами экспортного контроля или не содержат сведения, отнесенные к государственным секретам.

Важно отметить то, что Указ № 59 ориентирован на результаты НТД, которые создаются в рамках договоров на выполнение НИОКТР (заданий). Документированная научно-техническая информация, являющаяся одним из объектов интеллектуальной собственности и созданная при осуществлении научной и научно-технической деятельности, является результатом НТД. К объектам, подлежащим коммерциализации также относятся и материальные объекты (образцы новых материалов, приборов, установок, изделий различного назначения и другое), в которых выражены результаты НТД, при условии, что материальные объекты приобретаются и передаются одновременно с приобретением и передачей имущественных прав на данные результаты. Необходимо подчеркнуть, что коммерциализация результатов НТД может быть как обязательной, так и необязательной. Не подлежат обязательной коммерциализации результаты НТД [2]: являющиеся результатами фундаментальных научных исследований; являющиеся результатами научных исследований, имеющие побочный характер; являющиеся результатами научных исследований, имеющие промежуточный характер.

Согласно Закону Республики Беларусь от 21 октября 1996 г. «О научной деятельности», к результатам научной деятельности, имеющим побочный характер, относятся знания и (или) объекты, созданные или полученные в процессе или в результате проведения научных исследований в соответствии с договором или служебным заданием, но не предусмотренные этими документами и пригодные для использования исключительно в целях, отличающихся от тех, которые были оговорены в договоре или служебном задании [4].

Следует отметить, что коммерциализация результатов НТД обеспечивается государственным заказчиком и осуществляется обладателем имущественных прав в течение трех лет после их создания или получения охранного документа. При этом первым обладателем имущественных прав на результаты НТД, созданные в рамках исполнения договоров на выполнение НИОКТР, является головная организация-исполнитель или исполнитель - резидент Республики Беларусь, если другое не оговорено договором.

Указ №59 предусматривает следующие способы коммерциализации результатов НТД [3]: реализация товаров (работ, услуг), созданных (выполняемых, оказываемых) с применением результатов НТД, или использование данных результатов для собственных нужд; предоставление на возмездной основе другим лицам права на использование результатов НТД; полная передача на возмездной основе другим лицам имущественных прав на результаты НТД; передача третьим лицам имущественных прав на результаты НТД, безвозмездное предоставление права на использование данных результатов с условием последующей их коммерциализации приобретателем; иные способы, предусмотренные актами законодательства.

Важно отметить тот факт, что обладатели имущественных прав на результаты НТД вправе использовать для их коммерциализации любой из способов или одновременно несколько способов. Исключение составляет способ коммерциализации результатов НТД, предусматривающий безвозмездную передачу имущественных прав на результаты НТД и предоставление права на их использование, который может использоваться, как правило, только государственным заказчиком. Под обеспечением коммерциализации результатов НТД понимается деятельность государственного заказчика, направленная на осуществление коммерциализации результатов НТД его собственными силами и (или) с привлечением исполнителей и иных лиц в порядке и в установленные сроки [3].

Деятельность по обеспечению коммерциализации включает в себя выбор субъектов, способных наиболее эффективно осуществить коммерциализацию результатов НТД, контроль над данными субъектами, в том числе обеспечение привлечения данных субъектов к ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь за неосуществление (или несвоевременное осуществление) коммерциализации результатов НТД. Следует отметить, что конкретные условия коммерциализации результатов НТД определяются государственным заказчиком и предусматриваются в договорах на выполнение НИОКТР (заданиях), договорах о передаче имущественных прав на результаты НТД, предоставлении прав на их использование.

Необходимо подчеркнуть, что постоянное совершенствование законодательства в области коммерциализации результатов НТД позволило, начиная с 2013 г., устранить препятствие для дальнейшего трансфера технологий, которое заключалось в совместном владении и распоряжении правами на результаты НТД при наличии нескольких правообладателей. В настоящее время допускается два случая совместного владения: связанный с интересами национальной безопасности и при привлечении внебюджетных средств. Во всех остальных случаях обладателем имущественных прав на результаты научно-технической деятельности должна быть головная организация -исполнитель или исполнитель - резидент Республики Беларусь.

В результате проведенных исследований, нами было выделено 7 вариантов осуществления процесса коммерциализации результатов НТД, в которых отражены субъекты и последовательность передачи результатов НТД. Особенности каждого из вариантов процесса коммерциализации представлены в таблице. Основным ограничением по применению данных вариантов является трехлетний срок обеспечения полной коммерциализации результатов НТД после их создания или получения охранного документа. Также, в результате проведенных исследований, нами была разработана комплексная модель процесса коммерциализации результатов НТД. Комплексная модель процесса коммерциализации предусматривает следующие варианты осуществления данного процесса до его полного завершения: процесс коммерциализации результатов НТД осуществляет организация-исполнитель или исполнитель самостоятельно в течение 3-х лет после их создания или получения ОД; процесс коммерциализации результатов НТД осуществляется государственным заказчиком в сроки предусмотренные законодательством: в течение одного года, но в пределах срока, не превышающего трех лет после их создания или получения охранного документа; процесс коммерциализации результатов НТД осуществляет резидент Республики Беларусь в течение 3-х лет после их создания или получения охранного документа; процесс коммерциализации результатов НТД осуществляет государственный заказчик, после того, как резидент в течение отведенного срока не осуществил коммерциализацию результатов НТД.

Организация-исполнитель Государственный заказчик Резидент Государственный заказчик

Вариант 1 Заключение с исполнителями работ договоры на выполнение НИОКТР. Коммерциализация выполнена в течение 3-х лет после их создания (получения ОД) х X X

Вариант 2 Заключение с исполнителями работ договоры на выполнение НИОКТР. Коммерциализация не выполнена в течение 3-х лет после их создания (получения ОД). Передача результатов гос. заказчику Коммерциализация выполнена в течение 1 года, но в пределах срока 3-х лет после их создания (получения ОД) х х

Вариант 3 Заключение с исполнителями работ договоры на выполнение НИОКТР. Коммерциализация не выполнена в течение 3-х лет после их создания (получения ОД). Передача результатов гос. заказчику Коммерциализация не выполнена в течение 1 года, но в пределах срока 3-х лет после их создания (получения ОД). Полная передача имущественных прав на результаты НТД или право на их использование резиденту Республики Беларусь в течение 30 дней Коммерциализация выполнена в течение 3-х лет после их создания (получения ОД) х

Вариант 4 Заключение с исполнителями работ договоры на выполнение НИОКТР. Коммерциализация не выполнена в течение 3-х лет после их создания (получения ОД). Передача результатов гос. заказчику Коммерциализация не выполнена в течение 1 года, но в пределах срока 3-х лет после их создания (получения ОД). Полная передача имущественных прав на результаты НТД или право на их использование резиденту Республики Беларусь в течение 30 дней Коммерциализация не выполнена в течение 3-х лет после их создания (получения ОД). Безвозмездная передача приобретенных прав на результаты НТД в месячный срок государственному заказчику 1. Коммерциализация выполнена в пределах срока 3-х лет после их создания (получения ОД). 2. Коммерциализация выполнена путем полной передачи имущественных прав на результаты НТД в течение 3-х месяцев на основании неисключительной лицензии резиденту Республики Беларусь путем проведения торгов

Вариант 5 Заключение с исполнителями работ договоры на выполнение НИОКТР. Передача результатов гос. заказчику Коммерциализация выполнена в течение 1 года X X

Вариант 6 Заключение с исполнителями работ договоры на выполнение НИОКТР. Передача результатов гос. заказчику Коммерциализация не выполнена в течение 1 года. Полная передача имущественных прав на результаты НТД или право на их использование резиденту Республики Беларусь в течение 30 дней Коммерциализация выполнена в течение 3-х лет после их создания (получения ОД) X

Вариант 7 Заключение с исполнителями работ договоры на выполнение НИОКТР. Передача результатов гос. заказчику Коммерциализация не выполнена в течение 1 года. Полная передача имущественных прав на результаты НТД или право на их использование резиденту Республики Беларусь в течение 30 дней Коммерциализация не выполнена в течение 3-х лет после их создания (получения ОД). Безвозмездная передача приобретенных прав на результаты НТД в месячный срок государственному заказчику 1. Коммерциализация выполнена в пределах срока 3-х лет после их создания (получения ОД). 2. Коммерциализация выполнена путем полной передачи имущественных прав на результаты НТД в течение 3-х месяцев на основании неисключительной лицензии резиденту Республики Беларусь путем проведения торгов

Резидент Республики Беларусь безвозмездно осуществляет передачу приобретенных ранее имущественных прав на результаты НТД государственному заказчику в течение месяца, который и доводит до конца процесс коммерциализации двумя способами. Первый способ предполагает коммерциализацию результатов НТД в пределах срока трех лет после их создания (получения ОД); второй - коммерциализация выполняется путем полной передачи имущественных прав на результаты НТД в течение 3-х месяцев на основании неисключительной лицензии резиденту Республики Беларусь путем проведения торгов. Процесс коммерциализации результатов НТД осуществляет государственный заказчик, как первый обладатель имущественных прав на результаты НТД, в течение одного года после их создания или получения охранного документа. Процесс коммерциализации результатов НТД осуществляет резидент Республики Беларусь в течение трех лет после их создания (получения ОД), так как государственный заказчик, как первый обладатель имущественных прав на результаты НТД, не выполнил коммерциализацию результатов НТД в установленный срок. Государственный заказчик осуществляет полную

передачу имущественных прав на результаты НТД или право на их использование резиденту в течение 30 дней. Процесс коммерциализации результатов НТД осуществляет государственный заказчик (первый обладатель имущественных прав на результаты НТД), после того, как резидент в течение отведенного срока, не смог осуществить коммерциализацию результатов НТД. Таким образом, резидент безвозмездно осуществляет передачу приобретенных ранее имущественных прав на результаты НТД государственному заказчику в течение месяца, который и доводит до конца процесс коммерциализации двумя способами. Первый способ предполагает коммерциализацию результатов НТД в пределах срока трех лет после их создания (получения ОД); второй - коммерциализация выполняется путем полной передачи имущественных прав на результаты НТД в течение 3-х месяцев на основании неисключительной лицензии резиденту Республики Беларусь путем проведения торгов.

Ответственность за необеспечение обязательной коммерциализации результатов НТД несут [2]: государственный заказчик в соответствии с законодательством Республики Беларусь; субъекты, взявшие на себя обязательства по осуществлению коммерциализации результатов НТД.

Тем не менее, существует перечень существенных объективных обстоятельств, позволяющих государственному заказчику и другим субъектам, взявшим на себя обязательства по осуществлению коммерциализации результатов НТД, не нести ответственность за необеспечение (неосуществление) обязательной коммерциализации результатов НТД. Данный перечень объективных обстоятельств определен в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 2 августа 2013 г. № 680 «Об определении перечня существенных объективных обстоятельств, не позволивших государственному заказчику обеспечить обязательную коммерциализацию результатов научной и научно-технической деятельности в установленный срок» [6].

Для передачи результатов НТД создан государственный реестр прав на результаты научной и научно-технической деятельности. Функционирование данного реестра ориентировано на решение следующих задач: обеспечение централизованного учета прав на результаты НТД; отслеживание хода коммерциализации результатов НТД в части совершаемых сделок, связанных с передачей имущественных прав на результаты НТД, предоставлением прав на использование этих результатов.

Ведение государственного реестра прав на результаты научной и научно-технической деятельности осуществляется Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь. Регистрации в государственном реестре подлежат: имущественные права на результат НТД, созданные полностью или частично за счет государственных средств; имущественные права на результат НТД, возникшие у резидента Республики Беларусь при их безвозмездном получении от государственного заказчика; право на использование результата НТД, безвозмездно предоставленное государственным заказчиком, являющимся обладателем имущественных прав на результат НТД, резиденту Республики Беларусь; имущественные права на результат НТД, возникшие у государственного заказчика при их безвозмездном получении [7].

Заключение

В результате проведенных исследований нами была разработана комплексная модель коммерциализации результатов НТД, которая наглядно детализирует все этапы данного процесс, определяет 7 вариантов полного его завершения, а также отражает субъекты, сроки и последовательность коммерциализации. Использование данной комплексной модели позволит научным учреждениям аграрного профиля и государственным заказчикам структурировать процесс коммерциализации результатов НТД на отдельные этапы и прогнозировать различные варианты его успешного развития, концентрируя внимание на соблюдение временных рамок и выявлении рисков на ранних этапах, связанных с приобретением имущественных прав на результаты НТД.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ермакова, Э. Э. Формы коммерческой реализации результатов интеллектуальной деятельности вузов / Э. Э. Ермакова // Вестник Брестского государственного технического университета. - 2012. - №3. - С. 55-57.

2. Методические рекомендации по применению Указа Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 г. № 59 «О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств.

3. О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств: Указ Президента Респ. Беларусь, 4 февр. 2013 г., № 59 // Национальный правовой Интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. - 2013. - 1/14056. - Режим доступа: 15.09.2013. - Дата доступа: 19.06.2016.

4. О научной деятельности: Закон Респ. Беларусь, 21 октября 1996 г, № 708-ХШ: в ред. Закона Респ. Беларусь от 10 июля 2012 г. № 426-З //Нац. правовой Интернет-портал Респ.Беларусь. - 2012. - 2/1978.

5. О некоторых вопросах приобретения имущественных прав на результаты научно-технической деятельности и распоряжения этими правами : Указ президента Респ. Беларусь, 31 авг. 2009 г., № 432 // [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013.

6. Об определении перечня существенных объективных обстоятельств, не позволивших государственному заказчику обеспечить обязательную коммерциализацию результатов научной и научно-технической деятельности в установленный срок: Постановление Совета Мин. Респ. Беларусь, 2 авг. 2013, №680 // [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013.

7. Об утверждении Положения о порядке ведения государственного реестра прав на результаты научной и научно-технической деятельности: Постановление Совета Мин. Респ. Беларусь, 2 авг. 2013 г., №681 // [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013.

8. Тимаев, А. А. Оценка инновационных проектов на предприятиях агросервиса / А. А. Тимаев // Проблемы Экономики - 2009. - Вып. 1(8). - С. 242-255.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.