Научная статья на тему 'Система мероприятий и платформ по содействию коммерциализации результатов НТД'

Система мероприятий и платформ по содействию коммерциализации результатов НТД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
271
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / ВНЕДРЕНИЕ / НАУЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ / РЕЗУЛЬТАТЫ НТД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мальчевский Евгений, Луговский Александр

Процессы коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности тесно связаны с проведением специализированных выставок, ярмарок, бирж, аукционов. В статье рассматриваются преимущества и недостатки мероприятий и платформ, содействующих введению в гражданский оборот научных разработок, и предлагаются конкретные меры по повышению их эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System activities and platforms for promoting commercialization of research and development

The article analyzes the event and platforms to promote the commercialization of scientific and technical activities, to evaluate their effectiveness, according to their functioning features.

Текст научной работы на тему «Система мероприятий и платформ по содействию коммерциализации результатов НТД»

Система мероприятий и платформ

по содействию коммерциализации результатов НТД

Резюме. Процессы коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности тесно связаны с проведением специализированных выставок, ярмарок, бирж, аукционов. В статье рассматриваются преимущества и недостатки мероприятий и платформ, содействующих введению в гражданский оборот научных разработок, и предлагаются конкретные меры по повышению их эффективности.

Ключевые слова: коммерциализация, внедрение, научные разработки, результаты НТД.

Евгений Мальчевский,

начальник управления инновационной политики Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, кандидат исторических наук

Александр Луговский,

заместитель директора по научной работе Республиканского центра проблем человека БГУ, кандидат химических наук

В условиях перевода национальной экономики на инновационный путь развития одной из важнейших задач становится повышение эффективности коммерциализации научных разработок [1]. Их непосредственными обладателями зачастую являются научные организации государственной формы собственности, основные функции которых - научные исследования, создание новой наукоемкой продукции и, в редких случаях, ее производство. Поэтому эффективная маркетинговая политика, рекламные технологии и другие формы реализации коммерческих проектов, необходимые на завершающей стадии внедрения научных разработок, для их авторов не всегда доступны. В то же время на современных предприятиях, успешно функционирующих в условиях рыночной экономики, всегда присутствуют департаменты, занимающиеся продвижением продукции на рынке. Они заинтересованы в усилении своих позиций, в том числе и за счет создания более конкурентоспособных наукоемких товаров.

Интенсификация связей научных организаций и реального сектора экономики

становится важнейшим направлением их деятельности. Одна из форм консолидации науки и бизнеса - система публичных мероприятий и платформ по содействию коммерциализации результатов научно-технической деятельности (выставки, ярмарки, биржи, аукционы).

По мнению специалистов, реализация объектов интеллектуальной собственности требует серьезного предварительного маркетингового анализа, обязательной рекламы, учета потенциала покупателя [2-4]. В рамках публичных мероприятий отрабатывается сразу несколько видов рекламы: имиджевая, стимулирующая, стабилизирующая. При этом не только демонстрируются разработки, но и обеспечиваются деловые контакты между участниками выставок. Следует учитывать, что от обычных товаров научно-техническая продукция (НТП) отличается высокой степенью новизны и представляется в виде научно-технической документации, образцов оборудования, материалов, опытных партий, демонстрационного макета либо действующего образца. Практика показывает, что традиционные подходы,

успешно работающие для других видов продукции, не всегда могут быть применены при продвижении на рынок НТП.

Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь проводится активная работа по повышению эффективности коммерциализации результатов НТД. С 2014 г. организовано проведение ярмарок инновационных разработок, которые проходят в формате презентации научной продукции и демонстрации готовых образцов с приглашением государственных заказчиков, головных организаций -исполнителей, потенциальных инвесторов и потребителей научно-технической продукции, представителей бизнеса, субъектов инновационной инфраструктуры, других заинтересованных лиц.

В 2014-2015 гг. проведено семь республиканских ярмарок по темам:

■ «Новые материалы в промышленности, природопользовании, строительстве и медицине» (19 июня 2014 г.);

■ «Инновации в приборостроении и электронной промышленности» (25 сентября 2014 г.);

■ «Инновационные технологии

в медицинской технике» (11 декабря 2014 г.);

■ «Энергетика и энергосбережение - инновации и новые технологии» (27 марта 2015 г.);

■ «Инновации в аграрном секторе» (12 июня 2015 г.);

■ «Инновационные технологии в области рационального природопользования и ресурсосбережения» (11 сентября 2015 г.);

■ «Инновации в сфере транспорта и коммуникаций» (10 декабря 2015 г.).

Необходимо отметить, что последние четыре ярмарки были проведены в новом формате, предусматривающем работу тематических секций. В целях повышения результативности деловых контактов ГКНТ совместно с республиканскими органами государственного управления, иными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, осуществлял предварительный отбор наиболее перспективных

для продвижения инновационных разработок. При этом сведения о них направлялись всем заинтересованным сторонам заранее, за месяц до проведения мероприятия. Это в целом способствовало обеспечению предварительной оценки перспективы внедрения НТП, серьезному подходу к выбору организаций-участников, существенной оптимизации временных затрат, активизации участия в ярмарках различных субъектов. Тем самым, по оценочным расчетам, эффективность данных мероприятий была повышена в 4-8 раз. К тому же ГКНТ были приняты меры по распространению практики их проведения на региональном уровне. В рамках Республиканского научно-методического семинара-совещания по вопросам коммерциализации результатов НТД, состоявшегося в Научно-аналитическом центре информации, инновации и трансфера технологий (г. Могилев) в ноябре 2014 г., прошла ярмарка инновационных разработок.

Таблица. Сведения о результатах мероприятий по содействию коммерциализации результатов НТД

Источник: составлено по данным отчетов о мероприятиях, проводимых ГКНТ

Количество Наименование представленных мероприятия - разработок Количество участников Количество протоколов о намерениях Количество договоров

Ярмарка инновационных разработок «Новые материалы в промышленности, природопользовании, строительстве и медицине» (Минск, 19 июня 2014 г.) 23 36 1 1

Ярмарка инновационных разработок «Инновации в приборостроении и электронной промышленности» (Минск, 25 сентября 2014 г.) 19 51 4 -

Ярмарка инновационных разработок «Инновационные технологии в медицинской технике» (Минск, 11 декабря 2014 г.) 30 60 7 -

Ярмарка инновационных разработок «Энергетика и энергосбережение - инновации и новые технологии» (Минск, 27 марта 2015 г.) 39 117 74 2

Ярмарка инновационных разработок «Инновации в аграрном секторе» (Минск, 12 июня 2015 г.) 38 87 23 -

Ярмарка инновационных разработок «Инновационные технологии в области рационального природопользования и ресурсосбережения» (Минск, 11 сентября 2015 г.) 41 42 30 3

Ярмарка «Инновации в сфере транспорта и коммуникаций» (Минск, 10 декабря 2015 г.) 29 63 14 -

Ярмарка инновационных разработок в рамках Республиканского научно-методического семинара-совещания по вопросам коммерциализации результатов НТД (Могилев, 21 ноября 2015 г.) 19 110 2 6

Конгрессные мероприятия биржи деловых контактов «Перспективные научно-технические разработки и инновационное развитие регионов» (Гомель, 29 мая 2015 г.) 19 76 16 1

Конгрессные мероприятия биржи деловых контактов «Перспективные научно-технические разработки и инновационное развитие регионов» (Лида, 30 сентября 2015 г.) 17 110 27 -

Конгрессные мероприятия биржи деловых контактов «Перспективные научно-технические разработки и инновационное развитие регионов» (Могилев, 2 декабря 2015 г.) 24 137 15 -

ВСЕГО 298 889 213 13

В течение 2015 г. на базе региональных центров научно-технической и деловой информации ГКНТ организовал работу бирж деловых контактов «Перспективные научно-технические разработки и инновационное развитие регионов». Они состоялись в Гомеле, Лиде и Могилеве. Данные мероприятия как по своему формату и направленности, так и по составу участников в целом сходны с ярмарками. Отличительной особенностью биржи является предварительное определение технологических потребностей региональных предприятий, где планируется ее проведение, и отбор научно-технических разработок в соответствии с указанными запросами.

Информация об итогах ярмарок и бирж деловых контактов «Перспективные научно-технические разработки и инновационное развитие регионов» представлена в таблице. Как видно из неё, на мероприятиях по содействию коммерциализации результатов НТД было продемонстрировано 298 инновационных разработок. Кроме того, было издано 11 каталогов НТП, заключено 213 протоколов о намерениях сотрудничества, 8 договоров о сотрудничестве, 5 договоров на изготовление и поставку продукции.

Необходимо отметить, что внедрение научно-технических разработок требует значительных затрат, изменения производственного цикла, что сопряжено с высокими рисками и тщательной проработкой. С учетом чего конкретный экономический эффект - заключение сделок, осуществляемых в рамках ярмарок и бирж деловых контактов, - в большинстве случаев имеет место после их проведения. Поэтому окончательное подписание документов в относительно короткие сроки свидетельствует о большом

потенциале мероприятий в плане содействия коммерциализации результатов НТД.

Согласно рекомендациям Министерства торговли Республики Беларусь, объективно оценить результаты выставки можно только по истечении определенного периода времени (от 3 до 12 месяцев) [5]. В связи с чем необходимо осуществлять постоянный мониторинг использования инновационных разработок, представленных на ярмарках и биржах деловых контактов, и поддерживать тесную связь с их участниками. Это важно для анализа эффективности работы на выставке, последующих деловых контактов, проведения переговоров, взаимодействия со средствами массовой информации, изучения конкурентов, выявления перспектив развития отрасли.

Публичные мероприятия выступают как активные формы по продвижению научно-технической продукции. В то же время ГКНТ и Национальным центром интеллектуальной собственности с 2011 г. реализуется проект по пассивному содействию коммерциализации результатов НТД - Биржа интеллектуальной собственности. Номенклатура ее объектов ограничивается изобретениями и включает три независимых раздела:

■ коммерческие предложения либо предложения о коммерческом использовании;

■ сведения об изобретениях, соответствующих приоритетным направлениям научно-технической деятельности и признанных НЦИС перспективными;

■ данные о действующих патентах Республики Беларусь [6].

По состоянию на 1 декабря 2015 г. на бирже размещено 1245 перспективных предложений, в том числе о коммерческом использовании (продаже или передаче прав на использование) 868 белорусских патентов

на изобретения, 28 российских и 22 евразийских, а также 318 перспективных отечественных изобретений и 9 евразийских [6].

К преимуществам данного вида платформ относятся низкие затраты на их содержание, возможность удаленного доступа, обеспечение правовой защиты для результатов НТД, предлагаемых для коммерциализации. В числе недостатков можно указать пассивное продвижение среди потенциальных потребителей, отсутствие непосредственной связи с патентообладателями и заинтересованными субъектами, низкую степень об-новляемости сведений, ограничение номенклатуры видов и формы представления разработок. Оценка эффективности данного проекта затруднительна в силу указанных причин.

Мониторинг сделок с изобретениями, размещенными на Бирже интеллектуальной собственности, позволил выявить 12 лицензионных договоров и договоров уступки прав на изобретения. В то же время определить, сколько из них заключено посредством указанного проекта, не представляется возможным.

Содействие коммерциализации результатов НТД оказывают и аукционы интеллектуальной собственности. В нашей стране они пока не проводились, но белорусские организации имели возможность участвовать в них за рубежом. Наиболее масштабные мероприятия для стран СНГ и Европы систематически проводит Аукционный дом интеллектуальной собственности «РУСИНПРО» (Российская Федерация) [7]. Всем разработкам, представляемым на нем, обеспечивается правовая охрана в форме патентов на изобретения и полезные модели. Белорусская делегация участвовала в двух аукционах. В рамках последнего, состоявшегося в декабре 2013 г., на торги были

выставлены 52 лота стоимостью более 5 млрд российских рублей, а куплены только три лота на общую сумму менее 2 млн российских рублей [8]. Высокие затраты и низкая окупаемость делают подобные аукционы для республики нецелесообразными. Для повышения эффективности мероприятий и платформ по содействию коммерциализации результатов НТД, по нашему мнению, необходимо принять следующие меры: на базе специализированных (отраслевых) научно-исследовательских и производственных организаций проводить тематические ярмарки и совмещать их с научно-техническими конференциями (предпочтительно имеющими международный статус);

составлять перечни инновационных разработок, представляемых в экспозиции, на основе анализа реальных технологических потребностей производства, а не по заявочному принципу;

■ налаживать постоянную связь с участниками состоявшихся мероприятий, обобщать и собирать предложения о повышении эффективности работы последующих ярмарок с учетом имеющегося опыта;

■ проводить сопутствующие мероприятия (выставки, форумы, семинары);

■ осуществлять маркетинговые

и патентные исследования в отношении инновационных разработок, представляемых на публичных мероприятиях;

■ организовывать информационное сопровождение в средствах массовой информации, ресурсах глобальной сети Интернет, выпуск и распространение печатной продукции;

■ формировать банк данных потребностей (запросов) государственных органов и организаций в НТП и инновационных разработках, перспективных

для реализации на белорусском и зарубежных рынках;

■ Белорусскому институту системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы и центрам научно-технической и деловой информации расширять спектр услуг по продвижению инновационных разработок до и после ярмарок и бирж деловых контактов;

■ распространять на региональном уровне проведение публичных мероприятий и платформ, направленных на интенсификацию связей науки и производства, содействие коммерциализации результатов НТД (выставки, ярмарки, биржи), с приглашением представителей государственных заказчиков, головных организаций - исполнителей, разработчиков и производителей научно-технической продукции, бизнеса и других заинтересованных лиц;

■ реализовывать совместные проекты с зарубежными центрами, в первую очередь с Фондом «Сколково», по вопросам продвижения белорусских разработок на рынки соответствующих стран.

Существующие подходы к организации функционирования Биржи интеллектуальной собственности и отсутствие координации с другими проектами по содействию коммерциализации результатов НТД, осуществляемыми ГКНТ, требуют постоянного взаимодействия с патентообладателями и лицами, заинтересованными в научных разработках. Необходимо расширять номенклатуру объектов промышленной собственности посредством регистрации на Бирже коммерческих предложений по патентам на полезные модели, промышленным образцам, сортам растений, свидетельствам на топологии интегральных микросхем. Следует увеличивать количество

коммерческих предложений путем распространения информации о функционировании проекта как в Республике Беларусь, так и за рубежом. Нужно также сочетать пассивные формы продвижения результатов НТД с активными, к примеру организовывать отдельные ярмарки инновационных разработок с презентацией наиболее перспективных ОПС, размещенных на Бирже.

Перечисленные мероприятия позволят значительно активизировать внедрение результатов научно-технической деятельности в реальный сектор экономики и тем самым добиться отдачи от инвестируемых в эту сферу средств. СИ

ff See: http://innosfera.by/2016/06/ COMMERCIALIZATION

Литература

1. Указ Президента Республики Беларусь от 04.02.2013 г. №59 «О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств» // Консультант плюс: Беларусь.- Мн., 2015.

2. Олехнович Т.П. Интеллектуальная собственность и проблемы ее коммерциализации.- М., 2006.

3. Мухопад В.И.Интеллектуальная собственность в мировой экономике знаний.- М., 2009.

4. Нечепуренко Ю.В. Управление интеллектуальной собственностью в научно-образовательной сфере.- Мн., БТУ, 2009.

5. Рекомендации участникам выставок (ярмарок) / Министерство торговли Республики Беларусь // http://www.

mintorg.gov. by/index.php?option=com_content&task=

view&id=1873&Itemid=724.

6. Биржа интеллектуальной собственности/ Национальный центр интеллектуальной собственности // http://

belgospatent/index.php?option=com_content&

view=article&id=447.

7. RU SINPR0-2013 // Аукционный дом интеллектуальной собственности «RU SI N PRO» // http://rusinpro.ru/ru/ kunena-2013-06-26/rusinpro-2013.

8. Интеллектуальная собственность ушла с молотка // ТПП-Информ // http://www.tpp-inform.ru/analytic_ journa l/4140.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.