Научная статья на тему 'Межвузовский центр маркетинга НИР: содействие коммерциализации НИОКР'

Межвузовский центр маркетинга НИР: содействие коммерциализации НИОКР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
354
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
инновационный процесс / инновационная система / коммерциализация / маркетинг / трансфер технологий / предпринимательский университет

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наталья Дудко

В статье представлен анализ роли Межвузовского центра маркетинга НИР Научно-технологического парка БНТУ «Политехник» в формировании и развитии системы содействия коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности университетов, подведомственных Министерству образования Республики Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межвузовский центр маркетинга НИР: содействие коммерциализации НИОКР»

МЕЖВУЗОВСКИЙ ЦЕНТР МАРКЕТИНГА НИР:

СОДЕЙСТВИЕ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ НИОКР

Резюме. В статье представлен анализ роли Межвузовского центра маркетинга НИР Научно-технологического парка БНТУ «Политехник» в формировании и развитии системы содействия коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности университетов, подведомственных Министерству образования Республики Беларусь. Ключевые слова: инновационный процесс, инновационная система, коммерциализация, маркетинг, трансфер технологий, предпринимательский университет.

щ

Наталья Дудко,

начальник Межвузовского центра маркетинга НИР Научно-технологического парка БНТУ «Политехник»

В конце 1990-х вузы, пройдя этап резкого сокращения государственного финансирования и значительного спада научно-технического потенциала, стали восприниматься как ресурс дальнейшего экономического развития. Возникла необходимость поиска новых методов управления их деятельностью.

В то время во всем мире обсуждались особая социально-экономическая роль университетов в рамках модели «тройной спирали» Генри Ицковица и соответствующая условиям рыночной экономики и научно-технического прогресса концепция предпринимательских университетов Бартона Кларка. Основная идея первой теории - динамичное развитие отношений между университетами, государством и бизнесом для эффективности новых индустрий и решения проблем в уже существующих. Складывается сетевой организационный порядок, рассчитанный на непрерывное обновление и движущую силу инноваций, в котором ву-

зы как источники генерации и распространения знаний начинают занимать особое положение. Поиск форм взаимодействия государства, бизнеса и университета как трех основных субъектов развития в этих условиях приобретает особое значение [1]. А партнерство вузов и частного капитала требует формирования в них новой функции - предпринимательской. Предпринимательские университеты, по мнению Кларка, успешно совмещают образовательную, научно-исследовательскую и предпринимательскую деятельность, коммерциализируют знания и получают доход. Но для этого они должны преодолеть ограничения в области генерации знаний, то есть создавать такие продукты и в те сроки, которые необходимы бизнесу в данный момент [2].

Принимая этот вызов, Министерство образования Республики Беларусь в 1998 г. в структуре технопарка БНТУ «Политехник» создало Межвузовский центр маркетинга научно-исследовательских разработок (МЦМ НИР), цель которого - содействие коммерциализации результатов НИОКР [3]. Поскольку под коммерциализацией понимается своевременная трансформация результатов НИОКР в продукты и услуги, приносящие доход [4], а институциональные условия для развития инновационной деятельности в нашей стране в тот период не были сформированы (концепция Национальной инновационной системы принята в 2006 г.), то в фокусе работы МЦМ НИР оказались три основных вопроса, связанных с управлением генерацией и распространением знаний в вузовском секторе:

■ что именно следует продвигать на рынок;

■ кто должен этим заниматься;

http://innOSfera.by | №5 (183) | Май 2018 | НАУКА И ИННОВАЦИИ 17

■ какие методы и механизмы продвижения результатов научной и научно-технической деятельности будут наиболее эффективными в сложившихся условиях. Зарубежный опыт показал, что для обнаружения потенциала коммерциализации среди существующих исследовательских учреждений необходим анализ данных, выступающих основой для принятия решений в управлении системой знаний, которая является базовым предусловием для оптимального развития НИОКР с целью обеспечения конкурентоспособности и улучшения рыночных позиций [5].

Управление науки и инновационной деятельности Министерства образования

I

Научно-технический совет университета Анализ и планирование НИОК(Т)Р

Проректор по научной и инновационной работе

Управление НИОК(Т)Р и инновационной деятельностью в университете: организация координация,

Ученый секретарь

Заместитель проректора по научной и инновационной работе

Заместители деканов контроль осуществления работ

по научной и инновационной работе

Межвузовский центр маркетинга НИР

Информационное, консультационное, организационно-методическое обеспечение, сопровождение трансфера технологий и коммерциализации научно-технических разработок, созданных в системе Министерства образования, мониторинг результатов научной, научно-технической и инновационной деятельности университетов

г

т

1

Административно-хозяйственное обеспечение НИР, ОКР и инновационной деятельности:

• планово-финансовые службы;

• отдел кадров;

• юридический отдел;

• отдел материально-технического снабжения;

• отдел охраны труда и технической безопасности (общеуниверситетские либо в структуре НИЧ)

Осуществление НИОК(Т)Р и инновационной деятельности:

• НИИ университетов;

• научно-исследовательские лаборатории (центры);

• научно-исследовательские испытательные лаборатории (центры);

• научно-инновационные центры (лаборатории);

• студенческие научно-исследовательские лаборатории

Сопровождение НИР, ОКР, инновационной деятельности:

• отдел метрологии стандартизации;

• отдел менеджмента качества;

• центры коллективного пользования;

• отдел интеллектуальной собственности;

• отдел научно-технической информации;

• центр трансфера технологий

Материально-техническое обеспечение непрерывности полного инновационного цикла научно-технических разработок, финансово-экономическое сопровождение реализации инновационных проектов

Осуществление информационного, консультационного, организационно-методического обеспечения трансфера технологий и коммерциализации научно-технических разработок, созданных в университете

Содействие коммерциализации результатов НИОК(Т)Р и реализации инновационных проектов:

• информационно-маркетинговые центры научно-технологического парка;

• отдел интеллектуальной собственности;

• бизнес-инкубатор;

• центр поддержки предпринимательства;

• международные центры трансфера технологий

1

Коммерциализация и внедрение результатов научно-технической деятельности, инновационная деятельность:

• производственные подразделения научно-технологического парка;

• опытные производства;

• опытно-конструкторские бюро;

• инновационные предприятия;

• центры сертификации и аккредитации;

• научно-инновационные подразделения

Обеспечение качества и соответствия государственным и международным стандартам осуществления НИР, ОК(Т)Р, инновационной деятельности, охрана интеллектуальной собственности, проведение маркетинговых и патентных исследований, формирование баз данных результатов научной, научно-технической и инновационной деятельности

Рис. 1. Структурно-функциональная модель научно-инновационной деятельности в университетах, подведомственных Министерству образования. Источник: [11]

Однако даже при наличии достаточных и систематизированных данных о состоянии научно-исследовательской деятельности трансформация научно-технических разработок в инновационный продукт, востребованный рынком, - самый трудный этап в цепочке, связывающей науку и образование с непосредственным потребителем инноваций в бизнесе или промышленности. В связи с этим формирование системы трансфера, обеспечивающей процесс передачи технологий из сферы их разработки в практическое использование, становится одной из ключевых задач, стоящей перед вузовским сектором науки. Ее решение осложняется тем, что на постсоветском пространстве существовала модель «отталкивания от технологий», когда трансфер последовательно проходил все фазы от научно-исследовательских работ до маркетинга. Из-за рисков и сложности процесса большинство разработок не достигало последней стадии. Такая модель жизнеспособна только в условиях гарантированного спроса на продукт, имеющего место на значительно регулируемом рынке. В открытой рыночной экономике инновационный процесс, как правило, начинается не с НИОКР, а с оценки рынка [6]. В связи с этим особую актуальность приобрело внедрение методов маркетинга на всех стадиях научно-технических работ. Эти обстоятельства определили две основные цели деятельности МЦМ НИР в тот период: создание постоянно действующей системы мониторинга НИОКР с целью эффективного принятия управленческих решений по их организации и информационно-маркетинговой системы продвижения и коммерциализации вузовских технологий.

В 1999 г. Межвузовский центр впервые разработал информационно-аналитическую систему маркетинга результатов НИОКР и создал программное обеспечение для сбора, хранения и обработки маркетинговой информации в этой области [7]. Кроме того, была сформирована информационно-маркетинговая система продвижения и коммерциализации технологий, положенная в основу программы мероприятий по реализации Концепции развития вузовской науки по разделу «Инновационная деятельность», утвержденной Приказом Министерства образования Республики Беларусь от 16.12.1999 г. №749.

18 НАУКА И ИННОВАЦИИ | №5 (183) | Май 2018 |

УПРАВЛЕНИЕ НАУКИ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Информационно-маркетинговая инфраструктура

Сеть центров трансфера технологий при университетах

ЦТТ по направлению «Машиностроение» (ГГТУ)

ЦТТ легкой промышленности (ВГТУ)

ЦТТ по направлению «Строительство»(БрГТУ)

ЦТТ в области радиоэлектроники (БГУИР)

Универсальные ЦТТ при крупных университетах (БНТУ, БГУ, БГТУ)

Рекламно-выставочный сектор

Межвузовский центр маркетинга НИР

Центры двустороннего сотрудничества

Предложение

Инструменты продвижения и кооперации

-

Интернет-ресурсы

Информационно-маркетинговый узел Министерства образования www.imu.metolit.by - площадка для взаимодействия разработчиков и потребителей научно-технической продукции/услуг. Портал Межвузовского центра маркетинга НИР www.icm.by - база данных НИОКР

Научно-технические мероприятия

кооперационные биржи; биржи деловых контактов; выставки; форумы, конференции, семинары.

h

Технологические предложения Услуги на проведение НИОКР

Инжиниринговые услуги

Инструменты маркетингового исследования

I

ЦТТ региональных университетов по основным направлениям разработок (ПГУ, Г ГУ, ВРУ и др.)

Инструменты прогнозирования

форсайт; технологическое прогнозирование; технологические платформы

Методы исследования рынка

кластерный анализ; методы расчета емкости ранка; математическое моделирование

Инструменты оценки новых разработок

функционально-стоимостной анализ; экспертная оценка; методы портфельного анализ (АВС-анализ, матричные методы (матрица ВСй и т.д.)

Щ Технологические запросы

Технологические проблемы

I Запросы на создание новых видов продукции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Межотраслевой задачник

Рис. 2. Сетевая модель информационно-маркетинговой поддержки процессов коммерциализации технологий в системе Министерства образования. Иожшн: [Д

Спрос

В 2000 г. в ее рамках был создан первый банк данных перспективных научно-технических разработок, готовых к коммерциализации, а также было принято решение об организации в университетах соответствующих структур. Согласно профилю продукции, представленной в банке данных, образованы центры трансфера технологий при вузах по следующим направлениям: легкая промышленность, деревообработка и лесное хозяйство, металлургия и заготовительное производство, энергосбережение, строительство, переработка промышленных и бытовых отходов, возобновляемые источники энергии, пищевая промышленность, радиоэлектроника [8].

В течение 2001-2004 гг. разработана информационно-аналитическая компьютерная сеть по НИОКР высшей школы, охватывающая университетские ЦТТ, региональные маркетинговые и инновационные центры. МЦМ НИР создал так называемое автоматизированное рабочее место сотрудника, которое основывается на объединении ряда информационных технологий и ресурсов, а также веб-портал Министерства образования по НИОКР (www.icm.by) [9]. Налажена система анализа предоставляемых вузами экспонатов на выставки и послевыставочных мероприятий.

В структуре высшей школы функционирует постоянно действующая информационно-маркетинговая инфраструктура поддержки инновационной деятельности. При 23 университетах системы Министерства образования Республики Беларусь работает 12 центров трансфера технологий, в 5 такие функции выполняют различные

подразделения университета. Маркетинговые центры обеспечивают информационную поддержку инновационной деятельности вузов, участие в выставках, сопровождение патентной деятельности, содействие заключению контрактов на поставку продукции, организацию проведения совместных исследований, формирование базы технологических предложений и запросов. Эффективное функционирование информационно-поисковой системы НИР вузов основано на рационально структурированной системе сбора, обработки и представления информации, организованной путем оперативной поддержки web-сайтов: межвузовского интернет-портала www.icm.by, информционно-маркетингового узла www.imu.metolit.by, системы мониторинга научной, научно-технической и инновационной работы учреждений высшего образования и научных организаций Министерства образования Республики Беларусь www. monitoring.metolit.by, выставочного портала научно-технических проектов молодых ученых www.student.metolit. by, автоматизированной системы мониторинга реклам-но-выставочной деятельности www.exhibit.metolit.by [10].

Участие университета в технологической модернизации производств и совместное решение задач дальнейшего инновационного развития предприятий требует более широкого и качественного использования механизмов сопряжения потребностей отечественного промышленного сектора и возможностей научно-инновационной среды вуза. Среди них следует выделить проведение кооперационных бирж

http://innOSfera.by | №5 (183) | Май 2018 НАУКА И ИННОВАЦИИ 19

и формирование «Межотраслевого задачника», реализуемых МЦМ с 2007 г. Первые нацелены на организацию переговоров между разработчиками научно-технической и инновационной продукции/услуг и представителями научно-производственных и производственных организаций на предмет совместного решения задач и коммерциализации инновационных продуктов. С 2007 по 2017 г. Центр организовал 21 кооперационную биржу по различным тематическим направлениям, на которых презентовал более 400 технологий, приборов, комплексных решений. Участниками стали представители более 700 предприятий. Состоялось свыше 1300 встреч ученых и производственников. Каждые третьи переговоры завершились заключением договора о сотрудничестве.

«Межотраслевой задачник» (до 2012 г.- «Задачник от промышленности») создан в 2007 г. Министерством образования Республики Беларусь (Межвузовским центром маркетинга НИР) совместно с министерствами и ведомствами по поручению Совета Министров для прямого информирования университетов о потребностях предприятий по технологическому перевооружению производств. Ежегодно здесь представляют запросы более 50 учреждений 6 министерств (Министерства промышленности, Министерства жилищно-коммунального хозяйства, Министерства энергетики, Министерства здравоохранения, Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Министерства строительства и архитектуры) и 3 концернов («Беллег-прома», «Белнефтехима», «Беллесбумпрома»).

Следующее пятилетие (2011-2015 гг.) как этап глобализации инновационных процессов вызвало необходимость повышения степени координации участников научно-инновационной деятельности, усиления их ключевых компетенций, синхронизации ресурсов, инвестиций, каналов и способов распространения знаний и результатов исследований. На данном этапе Центр осуществлял научно-методические разработки для содействия подготовке и реализации стратегии в научной, научно-технической и инновационной работе в системе высшей школы. Основным результатом стало построение структурно-фунциональной модели научно-инновационной деятельности университета (рис. 1) для дальнейшего повышения эффективности и результативности разработок. Осуществлено организационно-консультационное обеспечение внедрения недостающих структурных элементов сопровождения НИОКР и инновационной деятельности в университетах [11].

Сформированная и постоянно совершенствуемая сетевая модель поддержки процессов коммерциализации результатов НТД в университетах, подведомственных Министерству образования Республики Беларусь, представлена на рис. 2. Она отражает связи, роли субъектов рынка научно-технической и инновационной продукции, а также использование инструментов маркетинга. Ее высокий потенциал связан с возможностью мобилизации ресурсов университетов как для решения задач коммерциализации, так и для управления инновационным процессом в целом в изменяющихся рыночных условиях [12].

Опираясь на приведенный анализ, можно утверждать, что МЦМ НИР как координационный центр формирования и развития системы трансфера и коммерциализации технологий в высшей школе содействует реализации университетами следующих функций [13]:

■ выведению нового знания за рамки профессионального сообщества для позиционирования его на рынке инновационной продукции;

■ трансформации инвенций и инноваций в учебные продукты для использования в образовательном процессе университета;

■ повышению эффективности сектора исследований и разработок за счет обеспечения единства его инфраструктуры с инфраструктурой поддержки инновационной деятельности;

■ коммерциализации результатов НТД университета и развития инновационного предпринимательства;

■ поддержке сетевого взаимодействия университета, организаций научно-инновационной сферы и субъектов реального сектора экономики в рамках отраслевых и региональных инновационных систем. Таким образом, с помощью МЦМ НИР в вузовском

секторе Беларуси реализована уникальная модель маркетинговой поддержки научно-инновационной деятельности, эффективность которой подтверждается растущим уровнем конкурентоспособности белорусских университетов как на внутреннем, так и на внешних рынках. СИ

ЛИТЕРАТУРА

1. Смородинская Н. Тройная спираль как новая матрица экономических систем // Инновации.—М.,2011, № 4. С. 66-77.

2. Университет исследовательского и предпринимательского типа: европейский опыт для Молдовы, России и Украины / рук. авт. коллектива Хименко О. А. Научно-практическое издание.- Киев, 2011.

3. Жук А. И., Реут О. П., Алексеев Ю. Г. Совершенствование процесса управления научно-инновационной деятельностью организаций Министерства образования Республики Беларусь. // Мир технологий. 2003, № 3. С. 14-17.

4. Соловьева Ю. В. Формирование и развитие системы трансфера технологий в России и за рубежом / Экономический портал // http://institutiones.com/innovations/2565-formirovanie-razvitie-sistemy-transfera-texnologij-rossii-za-rubezhom.html.

5. Buhnemann J., Burchhardt S. An Indicator-Based Determination of Commercialization Potential of Research Institutions / Buhnemann J., Burchhardt S. // Journal of Small Business and Entrepreneurship Development. 2015. Vol. 3, N1. P. 19-35.

Полный список литературы размещен на сайте http://innosfera.by/2018/05/marketing_center

20 НАУКА И ИННОВАЦИИ | №5 (183) | Май 2018 |

http://innosfera.by

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.