Научная статья на тему 'Предсказание, прогноз и предупреждение катастроф, как следствие развития культурно-духовного и научного мировоззрения'

Предсказание, прогноз и предупреждение катастроф, как следствие развития культурно-духовного и научного мировоззрения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1347
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Байда С. Е.

В статье рассмотрены истоки, основные направления и современные тенденции развития науки познания будущего в форме пророчеств, астрологических предсказаний, и научного прогнозирования, а также возможность влияния и управления будущим. Основное внимание уделяется предсказанию природных катастроф и социальных кризисов. Главный принцип предупреждения катастроф и их последствий находится в изменении культурно-духовного состояния человека и общества. Самые совершенные методики прогнозирования и глобальный мониторинг не спасут людей от катастроф, а только рассчитают момент их наступления. Отмечается современная тенденция превращения научного прогнозирования, в сочетании с боевыми техническими средствами инициирования природных катастроф, в стратегическое оружие по завоеванию мирового пространства и определению глобальной формы будущего политического устройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Disaster Prediction, Forecasting and Prevention as a Result of Cultural, Mental and Scientific Worldview Development

Article shows roots, main directions and modern tendencies of science development knowledge in form of prophecy, astrological cast and scientific forecast and also possibility of influencing and managing the future. Main attention is paid to forecasting natural disasters and social crises. Main principle of forecasting disasters and their consequences lies in changed cultural and mental state of person and society. The most perfect forecasting methods and global monitoring will not save people from disasters but only calculate the moment of its beginning. There is stated modern tendency of transforming scientific forecast in combination with technical means of natural disasters initialization into strategic weapon of world rule.

Текст научной работы на тему «Предсказание, прогноз и предупреждение катастроф, как следствие развития культурно-духовного и научного мировоззрения»

УДК 001.18:614.8

С.Е. Байда к.т.н. (ЦСИГЗ МЧС России) ПРЕДСКАЗАНИЕ, ПРОГНОЗ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КАТАСТРОФ, КАК СЛЕДСТвИЕ

развития культурно-духовного и научного мировоззрения

S.E. Baida (EMERCOM Strategie Investigation Centre) DISASTER PREDICTION, FORECASTING AND PREVENTION AS A RESULT OF CULTURAL, MENTAL AND SCIENTIFIC wORLDVIEw DEVELOPMENT

В статье рассмотрены истоки, основные направления и современные тенденции развития науки познания будущего в форме пророчеств, астрологических предсказаний, и научного прогнозирования, а также возможность влияния и управления будущим. Основное внимание уделяется предсказанию природных катастроф и социальных кризисов. Главный принцип предупреждения катастроф и их последствий находится в изменении культурно-духовного состояния человека и общества. Самые совершенные методики прогнозирования и глобальный мониторинг не спасут людей от катастроф, а только рассчитают момент их наступления. Отмечается современная тенденция превращения научного прогнозирования, в сочетании с боевыми техническими средствами инициирования природных катастроф, в стратегическое оружие по завоеванию мирового пространства и определению глобальной формы будущего политического устройства.

Article shows roots, main directions and modern tendencies of science development knowledge in form of prophecy, astrological cast and scientific forecast and also possibility of influencing and managing the future. Main attention is paid to forecasting natural disasters and social crises. Main principle of forecasting disasters

and their consequences lies in changed cultural and mental state of person and society. The most perfect forecasting methods and global monitoring will not save people from disasters but only calculate the moment of its beginning. There is stated modern tendency of transforming scientific forecast in combination with technical means of natural disasters initialization into strategic weapon of world rule.

0

VO re iP ro re :p 0!

x ^

и

cu

T X

1

X £

I

0

1

T

^

re I

С.Е. Байда

введение

ультурно-духовное мировоззрение человечества на каждом этапе своего существования катастрофу любого проявления (при' Ж. родные бедствия, болезни, нападения врагов) — определяло как следствие поведения человека, а причиной — нарушение его духовно-нравственного состояния и предназначения. Во все времена люди пытались найти предзнаменования будущим изменениям своего жизненного уклада в форме жертвоприношений и каких-либо природных и небесных явлений. И неизменно предпринималась попытка через наставления праотцев, жрецов, пророков или толкователей как-то изменить будущее. Особенно значимым примером является жертвоприношение Авеля и Каина. Дым от жертвенного костра Авеля, поднимался к небу, что говорило о благоволении Бога к Авелю, а дым от костра Каина стлался над землей, что говорило о том, что Бог не благосклонен к нему и не принимает от него жертву. Каин по гордости и обиде убил брата, надеясь исправить будущее в своих интересах и остаться на Земле единовластным хозяином.

Менялось духовное и научное мировоззрение человечества, и в соответствии с этим менялись принципы и способы познания и исправления своего будущего, цель которого всегда оставалась неизменной — как минимум обезопасить и улучшить свое существующее состояние, и как максимум возвысить себя над всеми остальными. В статье на срезе

всех эпох и нашего времени рассмотрены основные тенденции развития науки познания будущего.

1. Исторические истоки современных научных методов прогнозирования будущего

Опыт познания будущего, предсказания природных явлений и катастроф и изменения возможного будущего уходит корнями в глубокую древность. Наука познания будущего и принципы его изменения, часто противоречащие и взаимно исключающие друг-друга, сложились в далеком прошлом и стали основой практически для всех существующих ныне методов современного научного прогнозирования и проектирования будущего.

Наблюдения за явлениями природы. Наиболее важным для жизни людей было предсказание погоды, а соответственно сроков сельскохозяйственных работ и ожидаемого будущего урожая. Сопоставление направления ветра, облачного состояния неба на закате, формы дымов от костров, характерные природные явления в определенные дни года позволили накопить огромную базу данных погодных явлений и сохранились в виде народных примет предсказания погоды на срок от одного дня и до года. Молитвенное обращение к небу и жертвоприношение чего-то дорогого для людей, обычно сожжением на костре, являлось одной из форм изменения будущей неблагоприятной погоды. Сейчас для изменения погоды используются технические средства воздействия на дождевые и градовые облака, как следствие этого появилось метеорологическое оружие для искусственного образования катастрофических ливневых дождей и даже «воровства дождевых осадков».

Гадания и жребии. Этот способ предсказания будущего появился с момента появления жрецов — первых толкователей и самозваных управителей будущего. Посвященные в некие тайны общения с «высшими силами», они использовали огромное множество, как теперь можно сказать, «технологий» для общения с этими силами и донесения их воли до людей. Наиболее простой формой гадания, часто используемой людьми в неопределенных ситуациях и сейчас, является жребий. К более сложным «технологиям» относятся: гадание по полету птиц, по характерным узорам на внутренностях птиц и животных, по форме остывшего воска. Более активной «технологией» узнавания будущего является непосредственное общение с «высшими силами» через введение себя и желающих познать будущее в наркотический транс. При этом способе гадания всегда возникает вопрос — чью волю или желание сообщает гадатель, — свою или каких-то внешних сил. При гадании к активным формам управления будущим или его исправления относятся примитивные подлоги при жребиях и различные виды воздействия, от психических атак до отравления ядом того, кто мешает желаемому будущему.

Солнцепоклонничество. Поклонение Солнцу возникло после потери связи человечества с единым Богом. Только в Солнце и его «ночном заместителе» — Луне люди видели то, что дает им жизнь и бла-

гополучие. Особое предзнаменование они видели в повторяющихся солнечных и лунных затмениях и по ним определяли благоприятность своих текущих дел и будущего. Уже в то время сформировалась потребительская ориентация и появились различные толкования этих природных явлений. Жрецы-предсказатели стали ориентироваться и обслуживать не текущие интересы людей, а царей и власть имущих, и, разумеется, использовали это в своих интересах. Поскольку интересы различных групп жрецов и тех, кто за ними стоял, отличались и часто были антагонистичны, то появились противоречащие толкования одних и тех же явлений, а выигрывал тот, кто был ближе к власти или убедительней. Солнечное и лунное затмение могло быть благоприятным для начала дел или военного похода одного царя и неблагоприятным для его врага, и наоборот. При всех политических махинациях с предсказаниями по солнечным явлениям, нельзя было не обратить внимание на наличие природной активности, связанной с Солнцем и отражающейся на повторяющихся бедствиях, эпидемиях и неурожаях. Очень вероятно, что жрецы имели возможность наблюдать и знали о наличии на Солнце пятен, появление которых согласуется с этими бедствиями. Позже, в начале ХХ века русский ученый А.Л. Чижевский, основываясь на статистических данных за многие года, математически подтвердил наличие связи между циклами солнечной активности и социально-историческими процессами на Земле [1].

Астрология и предсказания на её основе. Солнцепоклонничество вызвало необходимость точно рассчитывать время наступления солнечного и лунного затмения, и привело к появлению астрологии, зарождение которой относится к XVIII веку до н.э. [2]. Родиной астрологии считаются древние Месопотамия, Вавилон и Ассирия, где процветало солнцепоклонничество. Есть основания считать, что солнцепоклонники заимствовали это учение у других более древних народов, у которых оно являлось, по сути, основой небесного хронометра и рекомендацией к полевым работам. Вначале развитие получила натуральная астрология, которая имеет дело с природой — всей, кроме человека и человеческого общества. К этому направлению относится астрометеорология, предсказывающая погоду, прогноз землетрясений, извержений вулканов и сельскохозяйственная астрология, определяющая наилучшее время ухода за растениями и животными. Позже в связи с необходимостью обслуживания интересов власть имущих, а главное интересов жрецов, претендующих на право управления обществом, появилась юдициальная астрология, которая изучает все, что связано с человеком и человеческим обществом. К основным разделам юдици-альной астрологии относятся: натальная астрология, изучающая потенциал личности и судьбы, отраженный в гороскопе рождения (натальной карте); мун-данная астрология, изучающая большие общности людей, нации, государства и их взаимодействие, развитие, политическую и экономическую деятельность; хорарная и элективная астрология, оценивающие

о

ю

а р

го

а р

к

с е

т

и н

х

£ I

о н

т

у

а

I

0

Ю

а р

го

а р

е и к

с е

т

и н

х

хет

1

о н

т

у

а

I

перспективы замысла и определяющие наилучший момент для его реализации [3].

Если натуральная астрология практически не вызывала критики ни со стороны ученых, ни со стороны Церкви, то юдициальная астрология вызвала самую жесткую критику и борьбу, как со стороны ученых всех времен, так и властей. Правда, отношение государственных властей и, в частности, правителей менялось в зависимости от того, насколько астрологические предсказания были для них благоприятны. Необходимо отметить, что критика астрологии значительно отличалась. Ученые Древней Греции и Римской империи, стоявшие на позициях натурфилософии, не принимали юдициальную астрологию. Ученые гностики отнеслись к астрологии практически. Их самый яркий представитель Пифагор, изучив астрологию в Вавилоне, стал сторонником того, что каждый человек должен сам стать как боги, а не быть их слугами и управлять своей судьбой, в том числе и с помощью астрологических знаний.

Астрология, несмотря на ученые споры вокруг своей истинности, постепенно приобретает влияние среди аристократии и становится проводником интересов тех, кто «внедрял» через них свои интересы и влияние в стране. Цицерон (I век до н.э.) пытался уничтожить астрологию: «Могу привести бесчисленные случаи, когда пророчества предсказателей были либо безрезультатными, либо прямо противоположными пророчеству... Что за непостижимое сумасшествие, ... ведь мало назвать глупостью то, что совершенно лишено разума?». Влияние астрологов на жизнь общества через императоров и правителей возрастает в смутные времена, в период гражданских войн, религиозных и политических потрясений. Одновременно возрастает и борьба за подобное влияние между, как отдельными астрологами, так и их различными школами. Так было накануне и после Рождества Христова, причем главными распространителями астрологических предсказаний, как и во все последующие времена, были иудейские ученые-астрологи. С распространением христианства в Ш—ГУ веке астрологи теряют свои позиции, но вновь приобретают влияние при императорской династии Каролингов в УШ—Х веке. С этого времени астрология становится чем-то вроде придворного занятия и появляется даже в Ватикане.

В это время возникает открытый спор между богословами и астрологами, который закончился компромиссом: «Звезды управляют телом, а Бог — человеческой душой и человеческая свобода выбора пересиливает влияние звезд». Позже Св. Фома Аквинс-кий (1225—1274 гг.), величайший теолог средневековья, говорил, что отдельные люди свободны делать выбор, но люди в группах управляются страстями. Поэтому группы, будь то города, армии или целые народы, гораздо легче управляются звездами и потому гораздо легче делать предсказания для групп, чем для отдельных людей. Английский ученый и монах Роджер Бэкон верил, что войн можно избежать, если внимательно использовать мунданную астрологию.

Он писал, что церковь должна использовать астрологию, чтобы предсказать пришествие антихриста и чтобы не быть побежденной искусством астрологов Татарской империи (вероятно речь идет о Золотой Орде на территории Руси).

С XVI века в связи с распространением книгопечатания, культурой Ренессанса и ростом университетов астрология появилась в университетах и при дворах северной Германии, Венгрии, Скандинавии и Польши. Астрология в Англии появилась в то время, когда происходил фундаментальный сдвиг в политике от феодализма к более современному стилю управления, сдвиг, сопровождавшийся глубокими экономическими, социальными и религиозными изменениями. Возможной причиной того, что астрология столь быстро и прочно укоренилась в Англии, было особенно обостренное внимание англичан к политическим прогнозам в мире придворных интриг и тайной политики. Правительство было чрезвычайно чувствительно к публичным высказываниям астрологов, некоторые из них были казнены за неосторожные предсказания. Астрологи консультировали соперниц на английский трон Марию I и принцессу Елизавету, а позже оказывали помощь в формировании внешней политики, особенно, в отношении возможного замужества королевы, через построение гороскопов европейских королей и князей. Тем не менее, Елизавета ограничила распространения в обществе неблагоприятных предсказаний Нострадамуса на 1558 год, чтобы они не вызвали беспокойства в обществе. Елизавета игнорировала комету 1577 года, которая, как всеми ожидалось, должна была принести сильные изменения. Она подвергла цензуре поток предсказаний, но не запретила их полностью. К 1600 году в Англии издавалось шестьдесят астрологических альманахов. Астрология играла мощную роль в массовой политике и использовалась на всех уровнях для пропаганды, усиления теологии, поддержки политических требований и особенно для консультирования главных политических лидеров по вопросам выбора оптимального времени и стратегии.

Упадок астрологии в Европе начинается с началом XVIII века в связи с развитием материалистической науки, которая пройдя этапы натурфилософии и схоластики становилась все более атеистической. Вероятно, это связано с тем, что с этого времени астрология становится занятием только «посвященных» членов масонских лож, появившихся в это время и членство в которых являлись едва ли не обязательным и почетным для всей придворной знати и аристократии.

В Европе об астрологии опять заговорили накануне П-й Мировой войны. Гитлер в своих поступках руководствовался рекомендациями астрологов, собранных в специальном институте, хотя официально астрология в фашистской Германии была запрещена. Можно сказать, что еще до начала боевых действий началась война английских и немецких астрологов. С помощью астрологов англичане пытались определить возможные действия Гитлера, которые он

предпринимал по совету своих немецких астрологов. Неоднократно англичане подбрасывали в тыл Германии листовки и поддельные газеты со специально выдуманными неблагоприятными для Гитлера астрологическими предсказаниями.

В России появление астрологии связывают с концом XV и началом XVI веков, и конкретно с так называемой «жидовской ересью», получившей распространение при царском дворе и среди боярской знати. Ересь была жестоко подавлена сожжением главных её виновников. Вновь астрология появилась тайно в России, в придворной масонской ложе, созданной при императоре Петре I. Публичным явлением астрологии в народ явилась газетная публикация «Русского перевода предсказаний Нострадамуса» накануне революции 1905 г. В ней сообщалось о важных для России событиях, которые произойдут в 1914 г. и в 1917 г. Большевики, успешно воспользовавшиеся этими датами, всех публичных астрологов немного позже расстреляли, а астрологию запретили как лженауку. Предсказания Нострадамуса опять появились в России в связи с началом перестройки в 1989—1990 г.г. когда ряд газет одна за другой опубликовали стих-кантрен о том, что безбожная власть в некой северной стране просуществует только 71 год. В 1991 году это совпало с датой образования СССР в 1920 г. Первые тосты в «освобожденном» Белом доме были подняты за предсказание Нострадамуса. Позже стало известно, что астрологи стали официальными сотрудниками в службе охраны президента Ельцина Б.Н. и Министерства обороны Российской Федерации.

Из печати известно, что на завершающей стадии холодной войны президент США Р. Рейган при планировании своих действий и планов на будущее полностью руководствовался советами астролога. Эту традицию продолжил и президент Б. Клинтон.

Следует отметить, что предсказания Нострадамуса являются, по сути, противостоянием «Апокалипсису» (Новый Завет Откровение апостола Иоанна Бонослова), символичны по форме и зашифрованы особым кодом и для непосвященного недоступны. Скорее всего, это сборник политических сюжетов и некая сигнальная или инициирующая система для запуска, при наличии соответствующих условий, предопределенного сценария событий, необходимых для достижения заданной цели. Если этих условий нет, то и предсказаний нет. А из всего этого сборника политических сюжетов для подтверждения достоверности известны только те, которые были успешно реализованы.

Принцип астрологического управления будущим человека и народов состоит в убеждении о неизбежности исполнения конкретных событий, происходящих по гороскопу и астрологическому сценарию этого будущего. Угрозы, исходящие от астрологии состоят в том, что прогнозирование с помощью астрологии успешно только в той степени, в какой человек или человеческое сообщество потеряло свободу воли и подчиняется собственным страстям или поведению толпы, также управляемой страстями.

Опытный астролог, составляющий индивидуальный астрологический прогноз для клиента, вначале пытается обнаружить «чувствительные», а точнее «слабые» точки периодов времени и характер событий потери человеком своей воли и его подчинения каким-либо страстям, которые по христианскому толкованию есть грехи. Затем астролог придумывает для него сценарий будущих событий, соответствующий его подсознательным желаниям и рассчитанным по астрологическим конфигурациям, циклам и повторениям. Этот человек должен поверить в астрологический прогноз, а, следовательно, и подчиниться ему. Таким образом, астролог — это конструктор будущего, основанного на страстных желаниях клиента или одержимости народа, превратившегося в бессознательную толпу, бывшую когда-то народом.

Достижения и возможности астрологии, как прогностической научной методики состоит в том, что используется жесткая привязка времени, характера и места события. Это позволяет создать базу статистических данных, по которым можно выявить временные и пространственные закономерности событий определенного характера. Но нужно всегда учитывать, что эти закономерности будут меняться, так же, как и условия жизни. В астрологии используются приемы и принципы выявления связи между событиями разного характера и физической природы, что невозможно для точных наук. Если из астрологии убрать демоническую составляющую, то её логические и математические принципы могут быть использованы в современном научном прогнозировании в такой же степени, как это использует современная наблюдательная астрономия.

В середине XIX века французский ученый А. Перре обработал данные более чем о 23 тыс. землетрясений и обратил внимание на то, что землетрясения связаны по времени с фазами Луны и её расстоянием от Земли. Французская академия наук с возмущением отвергла эти выводы, назвав их астрологией. Современные исследования 541-го крупного землетрясения с магнитудой более 7,5, произошедших в период с 1897 по 1985 гг. показали, что землетрясения происходят преимущественно тогда, когда Луна или Солнце находятся относительно эпицентра землетрясения под телесным углом примерно в 45° (от 35° до 50°) [4].

Существует предположение, что циклические изменения активности Солнца происходит вследствие гравитационных возмущений, вызванных изменением относительного положения и различного углового сочетания (соединение и противостояние) какой-либо пары из планет гигантов Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна [5]. Так 10-летний период может быть отождествлён с относительным движением пары Юпитер-Сатурн, 11-летний период с движением пары Юпитер-Сатурн относительно пары Уран-Нептун, а 90-летний с периодом с движением пары Уран-Нептун.

В 2000 г. были запатентованы «Способ прогнозирования аномалий экосферы на Земле или ее

о

ю

а р

го

а р

к

с е

т

и н

х

£ I

о н

т

у

а

I

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ю

а р

го

а р

е и к

с е

т

и н

х

хет

1

о н

т

у

а

I

части» [6] и «Способ прогнозирования экологического состояния на Земле или ее части» [7]. Суть этих методов состоит в обобщении географии и статистики явлений и параметров экосферы и их сопоставлении с комплексом астрологических параметров, складывающихся в геокосмические резонансы путем наложения на карту Земли и ее частей координат резонансов, рассчитываемых в геоцентрической, гелиоцентрической и галактической системах отсчета и индексирующих экстремальные возмущения отдельных сфер и компонентов экосферы — приливного, гравитационного и электромагнитного типа от Солнца, Луны и планет. Далее определяется время и место прогнозируемой аномалии в виде поля экстремальной точки. Авторы патента считают, что с помощью данного метода будет обеспечена максимальная надежность и достоверность долгосрочных и сверхдолгосрочных прогнозов различных аномалий и метеоявлений в экосфере, включая экосоцио-сферные. Для проверки этой методики необходима огромная база данных и технические средства обработки информации, поэтому результаты её достоверности отсутствуют.

Учение о циклах. Истоки этого учения берут свое начало из натуральной астрологии. Сформировалось логически обоснованное представление о природных процессах на Земле, как взаимодействии циклов периодических изменений, как основного фона: день — ночь, весна — лето — осень — зима, и накладываемых на них изменений непериодических: наводнения — засухи, летние заморозки — зимние оттепели, ранняя весна — поздняя весна, урожай — неурожай. Периодические изменения явлений природы соответствуют устойчивому равновесию бытия человека и процессов в окружающем мире, непериодические — нарушению этого равновесия и может быть вызваны деятельностью или поведением людей. Сопоставление правильных циклических процессов и наблюдение за их изменениями и признаками начавшихся отклонений, как предвестников грядущих явлений или катастроф, используется для предсказаний погоды и метеорологических явлений.

В начале и середине прошлого века Н. Кондратьев, Питирим Сорокин, Йозеф Шум-Петер, Фер-нанд Бродель заложили основы «Теории предвидения будущего в рамках циклично-генетической парадигмы», основанной на исследованиях закономерности и возможности цикличной динамики мировых и локальных цивилизаций, волнообразной ритмики исторических и цивилизационных циклов, включающих периодически повторяющуюся кризисную фазу [8]. Для различных аналитических оценок выделяются циклы разной длительности: трех и четырехлетние, длительностью 6—8—10—12 лет, полувековые циклы Кондратьева, вековые тенденции продолжительностью 150—300—400 лет. Цикличная динамика исторического процесса не столь заметна на коротком отрезке времени и более выразительна в долгосрочных кондратьевских, сверхдолгосрочных цивилизаци-онных циклах и исторических тысячелетних суперциклах. Эти циклы волнообразно развертываются

в пространстве и во времени, формируя конъюнктурные ритмы, охватывающие экономику, политику и демографию, самосознание и коллективное мышление, преступность и моду. Учет циклов исторического процесса нашел применение при планировании в экономике, формировании геополитики, и как основа сценария развития событий для прогностического управления будущим.

Дельфийские предсказания. Дельфийские предсказания или оракул, названные так по названию греческого города, где у подошвы горы Парнас находился храм и оракул Аполлона, играли важную роль в формировании общественного управления и внешней политики в Греции УШ-УП вв. до н.э [9]. Цари Греции поддерживали постоянные отношения с оракулом. Под его влиянием состоялось учреждение Олимпийских игр. Оракул руководил греческой колонизацией. Ни одна колония не выводилась без предварительного совещания с оракулом; многие отправлялись по его прямому приказанию, причем часто он указывал и место, куда следовало выселиться. Оракул продолжал существовать во всю римскую эпоху, вплоть до 390 г. Секрет такого вполне обоснованного влияния жрецов оракула Аполлона заключался в том, что жрецы собирали и обладали обширными знаниями обо всей обстановке Средиземноморья. Для принятия решения коллективно обсуждали ситуацию, вырабатывая единое мнение по каждому вопросу, и через Пифию, уполномоченную жрицу, доносили свое решение. Этот коллективный подход дельфийских жрецов заложил основы современного экспертного метода прогностической оценки, который по праву иногда называют дельфийским.

Библейские пророчества, эсхатология и Апокалипсис. Пророк Исайя указывает на предвидение отдаленного будущего как на свойство одного истинного Бога (Библия, Ис., ХЕУ1, 9-10; XLI, 8-9) [9]. Пророчество, по точному значению его, есть определенное предвидение и предсказание будущих, совершенно случайных событий, которые ни сами по себе, ни в своих сокровенных причинах не могли быть предусмотрены из настоящего и с несомненной достоверностью предсказаны никаким ограниченным существом. А могли быть сообщены кому-либо из людей только по откровению Всеведущего. Пророчеству может быть присуща, в известной степени, относительная неясность. Это имеет свою причину в том, что в пророческом видении пророку открывается иногда не целостный образ будущего, а отдельные части целого. Поэтому и говорит апостол Павел: «Отчасти пророчествуем» (Евангелие, 1 Кор., XIII, 9). Кроме того, будущее, которое пророк созерцает в своем видении, как настоящее, он изображает для своих современников под видом образов, заимствованных из настоящего и прошедшего. Отсюда большая часть пророчеств имеют сокровенный, символический, таинственный характер. Однако же при относительной неясности в частных и второстепенных вопросах истинное пророчество не может быть неопределенным и двусмысленным в главном и существенном своем

содержании. Самым важным признаком того, что известное пророчество есть истинное, служит его исполнение. «Пророк тогда только признаваем был за пророка, которого послал Господь, когда сбывалось слово того пророка» (Библия. Иерем., XXVIII, 9).

Эсхатология — учение о конечной судьбе мира и человека, является одним из первых догматов христианства [9]. Все исторические катастрофы, постигающие человечество, представляются знамениями суда Божия и неизбежного наступления конца света, который оправдывается самой верой и является божественно необходимым, как спасение и жизнь, как обновление, касающееся духовной природы человека и самой внешней природы. Но не для суда, о часе котором знает только Отец, является Сын Божий и человеческий Иисус Христос, а для исполнения заповеди Отца — в том, чтобы не судить, а спасти мир. Еще до Рождества Христова именно в форме пророчеств для изменения поведения людей нарушающих духовно-нравственные устои общества и направлялись призывы пророков Ветхого Завета. Только человек и его образ жизни являются источником бедствий и катастроф, которыми он и приближает конец света. Важно отметить, что если поведение людей изменялось, то и пророчества не сбывались. Так произошло с пророком Ионой, предрёкшему гибель, утопающему в роскоши и пороках, г. Ниневии. Народ покаялся, и город на время был спасён.

В Новом Завете Откровении апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис) дана последовательность событий предшествующих, а точнее являющихся признаком грядущего. Эти признаки — увеличение количества природных катастроф, эпидемии новых болезней, изменение геополитической обстановки, всемирное «торжество» беззакония и несправедливости, локальные и мировые войны с все возрастающим огромным числом жертв, новые виды экзотического оружия в форме, то ли машин, то ли существ — все то, что мы сейчас видим во всем мире.

Главной обязанностью христианина, является не созерцание катастроф в ожидании, как это предначертано, конца света, а в их предупреждении и всемерном препятствовании их наступления. Также и задачей каждого человека и его вклад в будущее является замедление и торможение катастрофического процесса приближения человечества к кончине этого мира [9].

Откровении апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис) — вселяет христианам стойкость в вере, приготовляет их к предстоящему мученичеству, но в то же время она дает христианам надежду на торжество царства Мессии над всеми врагами. «Откровения Иоанна» предназначены не только для ортодоксальных христиан, эта книга для всего человечества.

2. Современное состояние и принципы прогнозирования будущего

Современная идеология и методология прогнозирования будущего, вобрав в себя весь предшес-

твовавший исторический опыт, разделились по следующим категориям:

— прогноз — предвидение;

— определение или назначение цели;

— планирование;

— программирование последовательности действий или сценария событий;

— проектирование будущего, как объекта или состояния объектов;

— перспективы развития процессов с целью выявления проблем, подлежащих решению.

Современное прогнозирование отходит от созерцательной формы наблюдения за текущими и ожидаемыми будущими событиями и своей основной целью ставит активное вмешательство и управление процессами в окружающей среде и обществе, включая поведение и выбор человека, от товаров потребления и услуг до избираемой власти. В промышленности, экономике, геополитике, военном искусстве, используются различные принципы прогнозирования и планирования будущего, однако есть и единые логические и математические методы решения прогнозных задач.

Прогностика — современная научная дисциплина, изучающая общие принципы и методы прогнозирования развития объектов любой природы, закономерности процесса разработки прогнозов [10]. Как наука прогностика сформировалась в 70—80 годы ХХ столетия и является, по сути, общим инструментарием предвидения или планирования будущего. Кроме понятия «прогностика», также используют термин «футурология», который имеет значение как «философия будущего». Прогностика имеет набор и систему терминов, употребляемых для обозначения определенных понятий. Прогноз — обоснованное суждение о возможном состоянии объекта в будущем или альтернативных путях и сроках достижения этих состояний. Прогнозирование — процесс разработки прогноза. Статистические методы прогнозирования — научная дисциплина, к основным задачам которой относятся:

— разработка, изучение и применение современных математико-статистических методов прогнозирования на основе объективных данных;

— развитие теории и практики вероятностно-статистического моделирования, экспертных методов прогнозирования, в том числе методов анализа субъективных экспертных оценок на основе статистики нечисловых данных;

— разработка методов прогнозирования в условиях риска и комбинированных методов прогнозирования с использованием совместно экономико-математических и эконометрических (как математико-статистических, так и экспертных) моделей.

Научной базой статистических методов прогнозирования является прикладная статистика и теория принятия решений. Основные решаемые задачи и математические подходы — вероятностное распределение ожидаемых характеристик и событий, интер-

о

ю

а р

го

а р

к

с е

т

и н

х

£ I

о н

т

у

а

I

0

VO га ср

го «

ср

0!

X ^

и

CU т X

1 X

£ I

0

1 т

I

поляция линейная и с помощью сплайн-функций, экстраполяция.

«Теория катастроф» — как наука, так же как и прогностика, сформировалась во второй половине прошлого века. Использование математических подходов и методов «Теории катастроф» перспективно для решения прогностических задач, в которых есть скачкообразные изменения функций или структурная перестройка системы — её катастрофа или возникновение новой структуры. С помощью неё можно выявлять условия и время возникновения так называемых бифуркаций — катастрофических изменений плавно изменяющихся процессов или функций.

К футурологическим общим методам прогнозирования можно отнести [11]:

— изменение объекта или воздействие на объект для желаемого будущего, в том числе в результате разумной деятельности;

— работу с будущим объектом, как с проектом в настоящем, хотя объекта ещё нет;

— моделирование будущего объекта в настоящем и сценарии развития;

— исследование будущего в обратном направлении, как обратных тенденций, для определения вероятности его наступления в настоящем;

— работу с альтернативным будущим в моделях прошлого и настоящего — ретроальтернативистика или «что было бы, если бы было, не так как было»;

— исследование возникающих или назревающих проблем и противоречий, для определения будущего объектов и процессов, на которые повлияют эти проблемы.

Современные катастрофы, имеют синергети-ческий характер и возникают на границе этих областей или полностью их охватывают. Основатель исторической географии Н. Гумилев и английский историк А. Тойнби, обратили внимание, что переселение народов на новые земли, кроме политических изменений, вызывает там изменение ландшафта и климата. Они становятся такими же, какими были на прежнем месте, с которого эти народы ушли [12]. Не в этом ли причина аномальных природных катастроф в Европе, ставшей за последние годы спасительным прибежищем и местом выживания многих народов мира?

В 2007 г. Управление перспективных исследовательских программ (DARPA) Министерства обороны США объявило открытый конкурс на участие в проекте «Эффективное составление и развитие кодирования (ECCD)» (Efficient Compilation and Code Development (ECCD)) [13]. Его реализация предусматривает разработку требований и создание новой архитектуры вычислительной машины, а также её программного обеспечения и методик обработки больших баз данных. Это было бы благим намерением, если бы не военное назначение этого проекта, предназначенного для обеспечения другого проекта «Прогнозирование стабильности через анализ релевантных событий», разрабатываемого корпорацией «Локхид Мартин» [14]. Эта система прогнозирования

должна предсказывать восстания, мятежи, этнические и религиозные конфликты, экономические кризисы и гражданские войны. Согласно планам лаборатории перспективных технологий корпорации «Лок-хид Мартин», после идентификации будущего кризиса, программа разрабатывает стратегию или тактику, реагирования для государственного департамента и армии США. Этот проект — всего лишь один элемент в Интегрированной системе дальнего обнаружения кризисов. Проект «Прогнозирование...» объединит портфель современного состояния и оперативно развернутые модели социологии и технологии, которые позволят не только предсказывать события и стабильность, но и реагировать на политические кризисы во всем мире. США в настоящее время стали обладателями технических средств электромагнитного воздействия на ионосферу, известных как проект «HAАRP». Это сверхмощные излучающие антенны, располагаемые в трёх точках северного полушария, предназначены для создания в ионосфере плазменных образований на высотах 60—90 км. Плазменные образования в ионосфере возникают при вспышках на Солнце и способствуют активизации техногенных аварий, влияют на здоровье и психическое поведение людей, ведут к экстремальным изменениям погоды и вызывают землетрясения [15, 16]. Владеющие совершенной методикой прогнозирования военных, экономических и социальных кризисов, технологиями их управления и техническими средствами геофизического оружия, в ближайшие годы возможно получат монополию на управление и определение формы будущего всего человечества.

Заключение

Принципы и методы познания будущего менялись так же, как и духовно-нравственное состояние человечества. Познание через наблюдение за явлениями природы сменялось язычеством и демонизацией сути природных явлений, затем все отвергалось, восстанавливались научные наблюдения. С развитием науки, несмотря на ожидаемое благо, прогнозирование может превратиться в оружие против человечества. Можно ли это предотвратить?

Современные информационные технологии, новые аналитические методы обработки исторической статистики и текущей мониторинговой информации позволяют на качественно новом уровне решать проблему прогноза наступления катастрофических процессов в окружающей среде. Для предвидения будущего, процессы и явления в природной среде, антропогенная активность, промышленная и хозяйственная деятельность, экономика и социальные процессы, имеющие глобальную связь и взаимовлияние, должны рассматриваться системно, в едином ключе.

Главный принцип прогнозирования и предупреждения катастроф и их последствий находится в оценке культурно-духовного состояния человека. Самая совершенная наука и технологии обеспечения безопасности не спасут нравственно дегради-

рующее человечество от катастроф, а только будут указателями скорости её приближения. Сейчас из науки прогнозирования выпал главный аспект и основа прогноза - состояние и тенденции изменения нравственности человека как фактора ведущего все человечество к мировой катастрофе или торможению этого процесса. Самые совершенные методики прогнозирования и глобальный мониторинг не спа-

сут людей от катастроф, а только рассчитают момент их наступления. Главный принцип предупреждения катастроф и их последствий находится в изменении культурно-духовного состояния человека и общества. Для этого необходимо изменение политики обеспечения безопасности мирового сообщества и создание новых технологий не только прогнозирования, но и, а это главное, предупреждения катастроф.

Литература

I.1. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. Земля в объятиях Солнца. Гелиотараксия. — М.: Мысль, 1995. - 766 с.

2. Развитие астрологии от вавилонян до арабов. М. Бэйджент, Н. Кэмпион, Ч. Харви http://www.aquarun. ru/astr/astr_dev.html.

3. Предмет астрологии. Александр Колесников http://www.galactica.ru/

4. Кузнецов В.В. Физика земных катастрофических явлений. — Новосибирск: «Наука», Сибирское отделение, 1992. - 95 с.

5. Мерс Х.Т., Шламмингер Л. Движение планет, солнечные пятна и климат. Солнечно-земные связи, погода и климат / Под ред. Б. Мак Кромака и Т. Селиги. — М.: Мир. 1982. — С. 222-235.

6. Способ прогнозирования аномалий экосферы на Земле или ее части: Патент. 2164029, Рос. / В.А. Понько, А.Е. Кусов, Ю.Ю. Марченко, А.И. Петрик, С.В. Хизаметдинов — № 2000108930/28; Заявл. 12.04.2000; Опубл. 10.03.2001. — Бюл. № 7. — 20 с.

7. Способ прогнозирования экологического состояния на Земле или ее части: Патент. 2164030, Рос. / В.А. Понько, Э.А. Азроянц, Ю.В. Каплунов, С.А. Климов, А.Е. Кусов, И.А. Ковалев, И.Ф. Ткаченко, С.В. Хизаметдинов — № 2000108931/28; Заявл. 12.04.2000; Опубл. 10.03.2001. — Бюл. № 7. — 16 с.

8. Яковец Ю.В. Цивилизационные циклы и кризисы XXI века http://www.rfsa.ra/projekt7.html

9. Электронная энциклопедия «Брокгауз и Ефрон в 86 томах» на 6 CD-дисках, «Дискавери», ООО «ИД-ДК Групп», 2003.

10. Основные понятия прогностики, http://ru.wikipedia.org/wiki.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

II. Проурзин Л.Ю. Двадцать одна нерешенная проблема прогнозирования (футурологии) XXI века. http://www.rfsa.ra/projekt7.html.

12. Гумилев Л.Н. Этносфера. История людей и история природы. Об антропогенном факторе ландшаф-тообразования (ландшафт и этнос).УП. — СПб.: ООО «Издательский Дом «Кристал»», 2003. — С.160-194.

13. http://www.darpa.mil/ipto/Solicitations/solicitations.html.

14. http://www.cnet.com/8301-13639.

15. Байда С.Е., Мищенко В.Ф. Выявление факторов, обусловливающих развитие сейсмически опасных явлений, на основе анализа переходных процессов изменения гелиогеофизических параметров // Безопасность жизнедеятельности. — 2005. — № 3. — С. 26-32.

16. Bayda S. New principles of the short-term forecast of time and place of occurrence of mega-catastrophes. Edited by Walter J. Amman, Jordahna Haig, Christine Huovien, Martina Stocker Proceedings of the International Disaster Reduction Conference, Davos, Switzerland August 27 — September 1. Extended abstracts: — Swiss Federal Research Institute WSL, Birmensdorf and Davos, Switzerland, 2006. — P. 62-65.

о

VO re CP ro re CP

и cu т s

I

X £

I

0

1

т ^

re I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.