УДК 49:008
DOI 10.25513/2413-6182.2017.3.30-46
ПРЕДСКАЗАНИЕ КАК КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОСТУПОК
В.И. Карасик12
1 Волгоградский государственный социально-педагогический университет
(Волгоград, Россия) 2 Тяньцзиньский университет иностранных языков (Тяньцзинь, Китай)
Аннотация: Рассматривается коммуникативное действие «предсказание», содержанием которого является категоричное утверждение о том, что произойдет в будущем. С позиций семантики, «предсказание» является разновидностью класса коммуникативных концептов, с позиций прагматики, этот тип коммуникативного действия соединяет в себе декларацию и комиссив. Предсказания могут быть рационально обусловленными и интуитивно порождаемыми, первые характерны для научного дискурса, вторые - для обиходного и религиозного. Противопоставляются пророчества - предсказания, представляющие собой выражение божественного послания, и предсказания, полученные посредством гаданий. В качестве объекта предсказания выступает значимое для адресата событие. Субъекты предсказания, выступающие в качестве пророков, обычно критически воспринимают реальность, выступающие как гадатели - принимают действительность как данность. Пророкам противопоставлены лжепророки, колдуны, а также шарлатаны. Предсказания могут включать условия их реализации. Обычно предсказания формулируются в туманной форме, допускающей неоднозначную интерпретацию.
Ключевые слова: предсказание, пророк, гадание, речевое действие, интерпретация.
Для цитирования:
Карасик В.И. Предсказание как коммуникативный поступок // Коммуникативные исследования. 2017. № 3 (13). С. 30-46. DOI: 10.25513/2413-6182. 2017.3.30-46.
Сведения об авторе:
Карасик Владимир Ильич, доктор филологических наук, :профессор, зав. кафедрой английской филологии, 2профессор
Контактная информация:
1 Почтовый адрес: 400066, Россия, Волгоград, пр. Ленина, 27
2 Почтовый адрес: 300204, Китай, Тяньцзинь, Район Хэси, Мэчанг-Роуд, 117 E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи: 26.05.2017
© В.И. Карасик, 2017
Стремление заглянуть в будущее заложено в природе человека. С древних времен эта способность предвидения считалась признаком сверхъестественных существ и людей, наделенных особым даром предсказывать судьбу. В нашем сознании противопоставлены ясновидцы, гадатели, пророки, деятельность которых не поддается рациональному объяснению, и представители науки, разрабатывающие объективные методики прогнозирования в разных областях освоения мира. В этом плане представляется интересным определение характеристик предсказания как особого коммуникативного поступка.
В теории речевых действий детально охарактеризованы разные виды коммуникативного поведения [Богданов 1989; Гак 1982; Остин 1986; Романов 1988; Серль 1986; Сусов 2009; Ballmer, Brennenstuhl 1981; Kreckel 1981, Stiles 1981]. Предсказание, по нашим данным, специально рассматривалось только в работе М.Я. Гловинской, где сделаны интересные наблюдения и выводы по поводу наивной религии, представленной в «предсказаниях» [Гловинская 1994].
В когнитивном плане предсказание включает получение особого типа знания - знания о будущем, передачу этого знания и реакцию людей на него. Центральным моментом в этом процессе является экстерио-ризация знания, которая может быть представлена как разновидность коммуникативных концептов. В этом плане представляется перспективным осмысление теории речевых актов с учетом достижений когнитивной лингвистики, в частности - теории концептов [Воркачев 2014; Демь-янков 2001; Карасик 2004; Красавский 2008; Пименова 2007; Слышкин 2004; Степанов 1997; Стернин 2008].
Будучи действием, предсказание дефинируется как глагол следующим образом: 'имея знание о будущем, которое обычно люди не могут иметь заранее, сообщать им о том, что произойдет' [Гловинская 2003: 825]. В русском языке идея предсказания концептуализируется в глаголах «предсказывать», «предрекать», «пророчить», «пророчествовать», «прорицать», «прогнозировать». Эта идея уточняется в следующих направлениях: источник знания о будущем - мистический или рациональный; характер предсказываемых явлений - целостная картина, либо неординарное событие, либо параметр ситуации; особые внешние формы выражения речевого акта; мотивировка высказывания; истинность предсказания; тип адресата; возможность несовпадения адресата предсказания и субъекта предсказываемого события; возможность перформативного употребления [Гловинская 2003: 825].
Предсказание соединяет в себе признаки декларативных и комис-сивных действий: говорящий констатирует некоторое положение дел, информируя своих адресатов, но поскольку эта ситуация относится к сфере будущего, берет на себя обязательства, гарантируя, что предсказание сбудется. Характеристики предсказания как декларации соответствуют об-
щим признакам этого коммуникативного акта: сообщение должно содержать новую информацию, быть релевантным и правдоподобным. Нельзя квалифицировать в этом качестве высказывания типа Через 20 лет люди будут радоваться подаркам и плакать от обиды, или На следующей неделе вам захочется позвонить старому знакомому, или В ноябре к нам прилетят инопланетяне. В качестве комиссива, т. е. взятия на себя обязательства, предсказание обладает следующими признаками: проспективной направленностью, правом говорящего на соответствующее высказывание и готовностью взять на себя ответственность в случае неисполнения того, что сказано. Соответственно, не попадают под определение предсказания высказывания: Мир мог взорваться, но я этого не допустил, или Завтра я, Серёжа Волков, объявляю войну Сатурну (за исключением игровых ситуаций], или Через сто лет мы встретимся в новом обличье на этом месте и не узнаем друг друга. Предсказание должно быть посвящено значительному, а не обыденному явлению или событию, этим оно отличается от указания на совершение действия в будущем (ср.: Через 10 лет на этом острове произойдет катастрофическое извержение вулкана -Этим летом подорожает проезд на общественном транспорте]. Предсказание в модальном плане отмечено абсолютной уверенностью говорящего в том, что произойдет, и в этом состоит его отличие от выражения намерения или предположения (ср.: Он будет казнён и воскреснет -Надеюсь, он не забудет о своём обещании].
Кто является носителем такого тайного знания о будущем? Предполагается, что бессмертные боги знают будущее потому, что существуют в особом временном измерении, у них есть вечно длящееся настоящее. В мифологии дар предвидения дается смертным как миссия либо компенсация за утрату некоторых важных качеств обычного человека. В хрестоматийном стихотворении А.С. Пушкина сказано о том, кому может открыться пророческий дар: Духовной жаждою томим... - следовательно, тот, кто не испытывает потребности в отрыве от земных забот, такого дара не получает. В греческой мифологии юноша Тиресий был ослеплен богиней Афиной за то, что подсматривал за ее купанием, но поскольку он был сыном одной из нимф, любимиц богини, в качестве компенсации он получил способность видеть будущее.
В античные времена выделились три типа предсказателей будущего: оракулы (особые жрецы, служившие в специальном храме, где обитало божество, к которому приходили с вопросами о будущем, такой храм также именовался оракулом], сивиллы - прорицательницы, которые в экстазе выкрикивали о предстоящих бедствиях, жрецы, которые занимались гадательной практикой - мантикой. Различные гадатели обращались к особым предметам как знакам передачи тайной информации: га-руспики - к внутренностям животных, авгуры - к полету птиц, другие предсказатели - к изображениям на костях или картах и т. д. В шаман-
ской практике ясновидение открывалось во время особого ритуала, в ходе которого шаман приводил себя в состояние исступления.
В Библии четко противопоставляются пророки и прорицатели. Первые получают свой дар от Бога и несут народам правду о том, что ждет людей, попутно критикуя их за нарушения божественных заветов. Вторые для получения тайных знаний обращаются к темным силам, приводят себя в исступление либо гадают при помощи специальных предметов и обычно берут за это плату. Исторически гадатели предшествуют пророкам, поскольку первые свойственны политеистическому, а вторые - монотеистическому обществу, и поэтому в религиозном сознании любые языческие процедуры объявляются колдовством и находятся под запретом.
Древние прорицатели с достоинством воспринимали свою миссию (у А.С. Пушкина: ...идёт вдохновенный кудесник]. В ряде случаев, впрочем, их судьба была незавидной. С античных времен распространен сюжет о пророчице, которой никто не верит. Бог Аполлон дал Кассандре дар предвидения будущего, но затем сделал так, чтобы ее предсказаниям не верили. Прорицатель не может удержать в себе это знание, он или она выкрикивает людям правду. Поведение людей, которым сообщается информация о будущем, сводится к благоговейному трепету перед прорицателем либо к насмешке над ним.
Для выявления релевантных признаков ситуации предсказания мы обратились к Национальному корпусу русского языка (http://ruscor-pora.ru].
В ситуации предсказания можно выделить субъектные, объектные и обстоятельственные характеристики, а также предикатные уточнения прорицания. Иллюстративные примеры показывают, что субъектные признаки в этой ситуации уточняются в виде имен собственных и атрибутов субъекта.
Агентами предсказания выступают известные ученые, и тогда их имена называются:
В 1886 году немецкий химик Клеменс Александр Винклер открыл германий, новый элемент, существование которого еще за 15 лет до этого было предсказано Дмитрием Ивановичем Менделеевым (А. Макареня].
Замедление времени в сверхбыстром полете предсказано великим физиком Эйнштейном (Е. Велтистов].
Если имя предсказавшего считается общеизвестным, сфера его деятельности не называется. Так, носители русской культуры должны знать, что Д.И. Менделеев был химиком. Обратим внимание на предикатное уточнение в приведенном примере: открыл - предсказал.
В качестве агентов предсказания выступают известные политики:
Председатель Центризбиркома Александр Вешняков предсказал Ирине Нагорных, что авторы поправок вскоре сами он них откажутся (И. Нагорных, И. Булавинов].
Политика как сфера деятельности характеризуется многовариантными сюжетами развития, и поэтому опытный политик должен предвидеть наиболее предполагаемый исход событий.
Предсказаниями делятся историки и публицисты: Керсновский предсказал неизбежность Второй мировой войны задолго до ее начала (А. Храмчихин].
А.И. Керсновский, эмигрировавший после революции на Запад, в своих публицистических статьях предупреждал современников об угрозе для России со стороны Германии.
Агентом предсказания может выступать неизвестный человек, но тогда подчеркиваются его необычные признаки:
Когда-то на рынке в Горьком сказочного вида старик предсказал ей зажиточную и очень яркую жизнь (И. Найденов].
Сфера предсказаний относится к миру волшебства, и поэтому у старика на рынке сказочный вид. Гадатели с древних времен встречаются в людных местах. Рынок - типичное место их деятельности. В России эта практика давно занята цыганками, в Китае в рядах торговцев можно увидеть предсказателей с их атрибутами - особыми карточками.
Заслуживает внимания описание деятельности жреца-прорицателя: В некоторых храмах жрец-предсказатель сам садился внутрь идола, изображавшего бога, и вещал оттуда (В.В. Мезенцев, К.С. Абильханов].
Мы понимаем, что в данном случае предсказатель говорил народу то, что считал нужным сказать в соответствии с повелениями царя.
Если деятельность предсказателя, не относящегося к сфере науки, часто характеризуется критически, то пророк определяется однозначно как посланец Всевышнего:
Он обозревал собственный творческий путь как посланец Бога, как пророк, которому Творец дал особую высоту (Ю.С. Осипов].
Пророк приравнивается к ангелу - посланцу Бога. Обратим внимание на то, что Создатель не обращается к массам непосредственно, но всегда выбирает особых представителей народа, через которых доводит до людей свою волю. В этом плане пророк выступает как носитель и интерпретатор божественного послания.
В религиозных текстах пророки противопоставлены не только прорицателям-колдунам, но и лжепророкам, которые намеренно выдают себя за посланцев Бога:
...и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих (Мф. 24: 11]. Прельщение - основное занятие дьявола. Предсказатели будущего могли также исцелять больных: Древние легенды, воспевая мудрость Мардука, отмечали, что он был великий врачеватель и предсказатель будущего (В. Бурлак].
Эти два вида деятельности с древних времен рассматриваются людьми как проявление чуда.
Поскольку предсказание является коммуникативным актом, в нем выделяется адресат как участник этой ситуации.
Адресатом предсказания гипотетически может быть любой человек, но в примерах в этом качестве фигурируют люди, имеющие особые права и обязанности. Например, это монархи:
Общеизвестная фабула мифа об Эдипе сводится к следующему: фи-ванскому царю Лайю было предсказано, что сын, если таковой родится, убьет его и женится на собственной матери (А. Чайковская].
Предсказание, как мы знаем из содержания этого сюжета, исполнилось.
Пророчества предшествуют получению короны:
Согласно легенде, одному древнему военачальнику было предсказано: если он сможет хотя бы единожды бросить взгляд на Лонг Комптон, то станет королем Англии (А. Тюняев].
В данном примере следует обратить внимание на четко сформулированное условие для того, чтобы прорицание сбылось.
Адресатами пророчества могут быть избранники:
Как было предсказано, вы будете равны богам (Н. Александрова].
Вряд ли это обращение относится ко всем.
Суровое наказание за отступничество от божественных заповедей предсказано в пророчестве Исайи:
Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле.
В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые - без жителей (Ис. 5: 8-9].
Адресаты этого послания - алчные люди, которых ждет гибель.
В качестве объекта предсказаний называется нечто значимое. Таковы научные предсказания, прогнозы, основанные на глубоких знаниях предмета:
Это новое явление — радиоизлучение химической реакции — сначала было предсказано теоретически, а затем обнаружено экспериментально (В.А. Тартаковский, С.М. Алдошин].
В соответствии с принципами научного познания теория предшествует эксперименту.
Мы говорим о предсказаниях в прошедшем времени («было предсказано»], устанавливая тем самым приоритеты в научном освоении мира:
Тюринг предсказал, что к концу второго миллениума (трудно поверить, но подобные машины существовали уже тогда) программы смогут обмануть тридцать процентов судей после пяти минут беседы (В. Пелевин].
Речь идет об известном ученом, который работал над созданием искусственного интеллекта.
Научные предсказания - это доказательство силы разума:
Он предсказал, что с помощью разработанного им метода ученые смогут не только создавать модели уже известных генетических аномалий, но и определять функции совершенно неизученных генов (О. Бело-конева].
В научном предсказании особенно важна методика установления истины.
В 2002 году социолог Говард Рейнгольд предсказал появление «умных толп», которые будут самоорганизовываться с помощью социальных сетей (А. Лонская].
Обратим внимание на близкое к нам по времени предсказание, касающееся изменения общества, которое организуется в социальных сетях.
Особенно значимы предсказания писателей-фантастов, произведения которых описывают будущее:
Артур Кларк, к прогнозам которого о достижениях человечества в XXI веке мы не раз обращались, предсказал к 2030 году вступление в контакт с внеземными цивилизациями (Космос: разговоры с продолжением].
Эта тема является одной из самых актуальных в современной фантастике, хотя следует заметить, что встреча с инопланетянами как сюжетный прием дает возможность писателю показать прежде всего человеческие характеры, поскольку больше всего человека интересует человек.
Заслуживают внимания условия, которые характеризуют предмет предсказания:
По одной из легенд, это сделал раджа Анангапал, поскольку учёный брахман предсказал ему: династия Томаров сохранит власть до тех пор, пока колонна прочно стоит на земле (В. Кашин].
Аналогичные смысловые связки распространены в мифологии и истории: например, сказано, что Англия будет существовать до тех пор, пока в Тауэре живут вороны (как известно, англичане не только кормят этих птиц отборной говядиной, но и на всякий случай подрезают им крылья].
Предсказания политиков касаются экономических и социальных перспектив развития государств:
Критикуя решения Парижской мирной конференции, выбросившей Россию за борт с корабля мировых держав, он пророчески заметил, что страны — участники этого «международного судилища» — «горестно ошибутся в своих ожиданиях и в исторической перспективе уготовят себе несколько смешное положение» (А. Матвеева].
Можно заметить, что в предсказаниях собственно футурологиче-ское содержание органически связано с оценочным.
Не все предсказания сбываются, но в том случае, когда они оказываются верными, мы с удивлением и некоторым страхом отмечаем это:
Джордж Реджинальд Бакхус... создает трилогию «На суше и на море», в которой по-журналистски поверхностно, но исторически удиви-
тельно точно запечатлены приметы времени и пугающе верно предсказано многое на будущее: мировые войны, политические кризисы, новые эстетические методы и виды искусств (Э. Ретин].
Войны, кризисы, развитие искусства и многое другое - это закономерные характеристики человеческого бытия. Они поражают нас в предсказаниях в тех случаях, если формулируются конкретно. Обычно объектное содержание предсказаний вуалируется. Таковы знаменитые центурии Мишеля Нострадамуса, который в предисловии к их публикации, адресованном своему сыну, выразился следующим образом: . чтобы не шокировать хрупкого слуха живущих, все мои писания я облек в форму туманную и пророческую. Например:
В правление одного человека везде будет мир, Но через некоторое время будут грабеж и восстание. Из-за отказа город, суша и море подвергнутся нападению, Мертвых и пленных треть миллиона.
«Толкования пророчества разнятся. Некоторые считают, что речь идет о Второй империи Наполеона III (чей девиз был "Империя - это мир", первая строка] и вспыхнувшей в конце его правления Франко-прусской войне 1870-1871 гг., в ходе которой французы потерпели полный разгром (только в плен было взято более 100 тыс. человек, вторая часть четверостишия], и Сентябрьской революции ("восстание"]. Другие считают, что это описание нападения японцев на Перл-Харбор в 1941 г., которое стало началом Тихоокеанской войны Японии с США, окончившейся тяжелым поражением и большими потерями для агрессоров» [Предсказания Нострадамуса... 2015: 32]. Диапазон вариативности в интерпретации предсказаний, зашифрованных в этой книге, весьма широк. Специфика предсказания как особого типа действия состоит в том, что оно принципиально связано с конкретным человеком и конкретными обстоятельствами, и поэтому различные попытки обобщить те знаки, которые адресованы другому человеку, неизбежно терпят фиаско, либо являются манипуляциями, либо свидетельствуют об определенных типовых ассоциациях в нашем сознании (таковы, например, сонники]. Можно лишь с определенной степенью уверенности констатировать, что некоторым людям открыто особое знание будущего, но передача такого знания осуществляется прямо только для конкретного адресата. В лингвистическом отношении, тем не менее, способы выражения предсказаний заслуживают внимания как особый тип коммуникативной практики.
Содержание предсказаний в отношении конкретных людей касается точного определения их срока жизни:
Оказывается, ему было предсказано, что умрет он восьмидесяти трех лет в Гренландии (А. и Б. Стругацкие].
В приведенном примере речь идет не только о том, сколько лет проживет человек, но и о месте его кончины.
Прорицатель может точно определить пол ребенка, который будет рожден в отдаленном будущем:
Эта беседа особенно запала в память, ибо именно Кенраб Норбу предсказал, что у меня родится не сын, а дочь (В.В. Овчинников].
Подобные предсказания запоминаются.
Обстоятельственные характеристики предсказаний касаются времени и места их произнесения и способа их выражения.
Значимы предсказания, сделанные достаточно давно:
Причина этого заключается в том, что ей ещё в детстве предсказано, что она сама себя лишит жизни (В.М. Бехтерев].
Этот пример интересен еще и тем, что предсказание может программировать поведение человека.
Прорицатели выглядят особым образом, когда произносят свои пророчества:
Потому что красное может не выиграть, - сказал он, пророчески глядя вдаль (В.П. Катаев].
Взгляд, устремленный вдаль, - характерный облик человека, которому открыто будущее. Вспомним в связи с этим о парадных портретах Сталина: взгляд вождя всегда был направлен вдаль. Очевидцы, впрочем, отмечали, что его прямой взгляд было трудно вынести.
Пророческий стиль характеризуется подчеркнутой прямотой:
Не доведется... - жестко и пророчески ответил старик. - И сам сюда дорогу забудешь, и другим не укажешь (В. Бурлак].
Персонаж, как можно видеть, хотел сказать старику, что их пути, возможно, еще пересекутся и им доведется встретиться.
Заслуживает внимания частотный оборот «как и было предсказано» при изложении сбывшихся пророчеств:
Как и было предсказано, самолет улетел недалеко (Б. Левин].
И вот, едва вкусив от этих кровью налитых румяных плодов, как и было предсказано: «в тот же день - смертью умрете» - стали умирать один за другим, не отходя от развесистого древа (М. Эпштейн].
Говорящий тем самым свидетельствует, что предсказание было верным.
Иногда это свидетельство дополняется иронией:
Всякий предсказатель погоды, особенно в Антарктиде, должен быть чуть фантазером и чуть юмористом (В. Песков].
В этом высказывании подчеркивается малая вероятность исполнения предсказания.
Иронически может оцениваться и верное предсказание:
Как пророчески шутили организаторы поездки, в крайнем случае будет чем питаться (Ю.И. Андреева].
Пророчество и шутка редко сочетаются, но такая комбинация тональностей возможна.
В прорицании может подчеркиваться обстоятельство причины:
Даже христиане смотрели на Саббатаи со страхом, потому что подобное явление предсказано на апокалипсический год (В.М. Бехтерев].
Речь идет о человеке, который в 1648 г. провозгласил себя мессией (по расчетам каббалистов именно в этот год должен был прийти Спаситель].
Заслуживает внимания психологически точное описание предсказания с позиций того, кто его произносит:
Я один понимал тёмное значение этих слов: они относились ко мне; я предсказал невольно бедному его судьбу; мой инстинкт не обманул меня: я точно прочёл на его изменившемся лице печать близкой кончины (М.Ю. Лермонтов].
В повести М.Ю. Лермонтова «Фаталист» говорится о персонаже, который демонстрирует презрение к смерти и на пари стреляет себе в лоб из пистолета, происходит осечка, но в этот же вечер его убивает пьяный казак, и перед смертью герой произносит: Он прав! - вспоминая слова Печорина, который предсказал ему скорую смерть и от лица которого ведется повествование. Не каждому дано увидеть на лице кого-либо печать близкой кончины.
Предвидение может быть причиной действия:
Пророчески предчувствуя все это и пытаясь все это остановить, Достоевский и сказал: «Если Бога нет - все дозволено» (Ф. Искандер].
Обычно люди, наделенные даром предвидения, не вмешиваются в ход событий, полагая, что одно зло неизбежно заменится другим. Эта тема детально разрабатывается в научной фантастике. Интересна серия сюжетов, метафорически названная «Эффект бабочки»: в одноименном рассказе Р. Брэдбери путешественник во времени во время охоты на динозавров раздавил бабочку, и это привело к непоправимым последствиям в дальнейшей истории Земли. Но тем более заслуживают нашего уважения попытки противодействия злу со стороны тех, кто способен предвидеть будущее.
Мы понимаем, что одними только предсказаниями события не объясняются:
В тех примерах, что я дал, люди погибли не только потому, что им было предсказано, что они погибнут (В. Финогеев].
...Падение Вавилона произошло вовсе не так, как это было предсказано (М. Рижский].
Причинно-следственная связь событий и ощущение того, что должно произойти - явления разного порядки. И не всё, что происходит, предсказано:
Что-то не помнится, чтобы появление пишущей машинки в какой-то степени было предсказано, как это бывает с другими чудесами в этом роде (Ю.К. Олеша].
Для писателя пишущая машинка - инструмент его творчества -одно из чудес, которое заслуживало того, чтобы быть предсказанным.
Несбывшееся предсказание заставляет некоторых смеяться. Но затем оно сбывается:
...Один философ умер от хохота, видя, что день, в который ему было предсказано умереть, подходит к концу, а он все еще жив (М.Л. Гаспаров]. Насмешка над судьбой - высшее право философа. Наш опыт учит нас критически относиться к предсказаниям, поскольку часто в качестве предсказателей выступают шарлатаны:
Я, кстати, по-прежнему не склонен доверять вам всецело. Любой предсказатель вызывает подозрение. - Особенно тот, чьи предсказания сбываются, - вставила Ксения (Е. Прошкин].
Невозможность рационального объяснения предсказаний пугает людей.
Оценочные характеристики предсказателей весьма вариативны. Эти люди часто производят впечатление безумцев: Ты не можешь знать, кто сумасшедший, а кто - пророк (Д. Рубина]. Пророки понимают, что они не имеют права отказаться от своей миссии, хотя ее выполнение зачастую связано со страданиями:
Да и зачем вам ещё своя мысль, люди, когда я, ваш пророк, один за всех и раз навсегда передал вам моё великое отчаяние? (И.Ф. Анненский].
Близкая по смыслу мысль сформулирована Л.Н. Андреевым: Ужасно, когда тоска коснётся божьей души. Имеется в виду душа Создателя. Становится понятно, в какие глубины вынужден заглядывать тот, кому выпал дар прорицателя.
Судьба пророка обычно бывает трагичной:
Как все поэты, он был пророк и напророчил себе золотое Аллилуйя над высокой могилой (В.П. Катаев].
Поэзия в значительной мере смыкается с пророчеством и требует принесения жертвы от того, кому выпал такой дар. Заслуживает внимания сравнение поэта и пророка:
Поэт лишь прикасается к тайне, тогда как пророк говорит из глубины тайны, он сам является тайной, обретшей человеческий голос, тайной, обладающей высшей властью (Е. Чижов].
Комментируя эту фразу, заметим, что пророчество это - одна из ипостасей поэзии, но вряд ли справедливы утверждения о том, что поэзия непременно должна быть пророческой или гражданственной (Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. - Н.А. Некрасов]. Заставляет нас задуматься следующее горькое наблюдение: ...Я вспомнила Вертинского «Будет это пророк или просто обманщик, но в какой только рай нас погонят тогда?» (М.А. Журинская].
Вряд ли нас радует рай, в который людей загоняют, и уже не столь важно, кто толкает людей туда - искренне уверенный в своей право-
те лидер с огненным взором пророка или циничный обманщик-манипулятор.
Если прорицание становится обычной профессиональной деятельностью, оно становится похожим на работу фокусника:
30 лет практики, предсказатель человеческой судьбы по хиромантии, астрологии, по звездам, по индийско-арабским наукам и по разным картам, для торговцев особенно по их делам, - прошедшее, настоящее и будущее; предсказания проверены - все верно (объявление].
В этом объявлении можно заметить ориентацию прорицателя на определенную группу людей - торговцев, работа которых в значительной мере зависит от удачи.
Предсказание как культурный феномен неоднократно привлекало к себе внимание афористов.
Отмечено, что судьба настоящих пророков трагична: Дело пророков - пророчествовать, дело народов - побивать их камнями (Вл. Ходасевич].
Побивание камнями - ритуальная казнь в древней Иудее, когда всё сообщество убивало преступника, забрасывая его камнями. Интересно сравнение историка и пророка: Историк - это вспять обращенный пророк (Ф. Шлегель]. Люди должны делать выводы из своей истории, а не только констатировать происходящее. Пророчество имеет модальность долженствования, и приведенная сентенция заставляет нас понять, что события в прошлом развивались по определенной логике.
Обязанность пророка - критически воспринимать мир: Пророк призван спорить с царем или даже с историей (М. Бубер]. Спор с царем редко заканчивается в пользу пророка. Если же речь идет о споре с историей, то здесь высвечиваются те ошибки, которые люди совершили по глупости или равнодушию.
Общим местом является софистика политиков: Политик должен уметь предсказать, что произойдет завтра, через неделю, через месяц и через год. А потом объяснить, почему этого не произошло (У. Черчилль].
Это высказывание может быть истолковано двояко: с одной стороны, политик делает безответственные заявления о будущем, на которое он не в силах повлиять, с другой стороны, он повышает свою значимость в глазах аудитории, намекая на то, что нежелательные события не произошли благодаря его усилиям по их предотвращению. Заслуживает внимания следующее высказывание: Мудрецы стоят выше пророков, ибо если мудрость присуща мудрецам постоянно, дар пророчества выказывает себя лишь изредка (Зохар].
В этой фразе отмечена неподконтрольность дара пророчества человеку, который выступает в данном случае инструментом высшего разума.
Пророки часто изъясняются так, что их трудно понять. В таких случаях на первый план выходят интерпретаторы:
В пророчествах истолкователь часто более важная персона, чем сам пророк (Г.К. Лихтенберг].
Соответственно, от мудрости и честности интерпретатора зависит судьба пророчества.
Людям свойственно внимательно следить за ошибками тех, кто пытается предсказать будущее:
Никогда не пророчествуйте: если вы ошибетесь, никто этого не забудет, а если угадаете, никто об этом не вспомнит (Г.У. Шоу].
В данном случае речь идет не о предсказании, которое обусловлено способностью заглядывать в будущее, а о гадании.
Гадатели часто бывают мошенниками:
Удивляюсь, как может удерживаться от смеха один гаруспик, когда смотрит на другого (Марк Порций Катон].
Мошенники смеются над наивной толпой, верящей им.
Этическую оценку предсказателям дает известный римский оратор:
Всякое предсказывание зла только тогда - доброе дело, когда оно сопровождается советом, как это зло отвести (Марк Туллий Цицерон].
В этой сентенции подчеркивается важность действий по предотвращению зла.
Предсказания в сфере политики не бывают беспристрастными:
Политические предсказания - это выраженные вслух желания (П. Буаст].
Можно заметить, насколько значимой является дискурсивная специфика предсказаний. Жанровый потенциал предсказаний весьма широк, от гороскопов до научных и квазинаучных прогнозов.
Подведем основные итоги.
Предсказание представляет собой коммуникативный поступок, содержанием которого является категоричное утверждение о том, что произойдет в будущем. В содержательном плане «предсказание» является разновидностью класса коммуникативных концептов, по своей речеакто-вой природе этот тип коммуникативного действия соединяет в себе декларацию и комиссив.
Выделяются рационально обоснованные и интуитивно порождаемые предсказания, первые функционируют преимущественно в научном дискурсе, вторые - в обиходном и религиозном общении. Противопоставляются пророчества - предсказания, представляющие собой выражение божественного послания, и предсказания, полученные посредством гаданий.
Объектом предсказания является значимое для адресата событие, субъекты этого коммуникативного поступка делятся на предсказателей и получателей предсказаний. Предсказатели, выступающие в качестве
пророков, обычно критикуют существующий порядок вещей, а выступающие в качестве гадателей - принимают действительность как данность. Судьба настоящих пророков трагична, поскольку подлинное пророчество является самопожертвованием. Пророки часто выглядят как безумцы. Пророкам противостоят лжепророки и колдуны, а также многочисленные шарлатаны и мошенники, извлекающие пользу из желания людей узнать будущее.
Предсказания могут включать условия их реализации. Пророчества и предсказания формулируются в высказываниях, требующих интерпретации. Способы выражения предсказаний варьируются от шаманского экстатического камлания до продуманной софистики в политическом дискурсе.
Список литературы
Богданов В. В. Классификация речевых актов // Личностные аспекты языкового
общения: сб. науч. тр. Калинин, 1989. С. 25-37. Воркачев С.Г. Воплощение смысла: conceptualia selecta: монография. Волгоград:
Парадигма, 2014. 331 с. Гак В.Г. Прагматика, узус и грамматика речи // Иностранные языки в школе. 1982. № 5. С. 11-17.
Гловинская М.Я. Предсказывать // Новый объяснительный словарь синонимов русского языка / под общ. рук. акад. Ю.Д. Апресяна. 2-е изд. М.: Школа «Языки славянской культуры», 2003. С. 825-830. Гловинская М.Я. Предсказания и пророчества в русском языке // Понятие судьбы в контексте разных культур / под ред. Н.Д. Арутюнова. М.: Наука, 1994. С. 174-180.
Демьянков В.З. Понятие и концепт в художественной литературе и научном языке // Вопросы филологии. 2001. № 1. С. 35-47. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004. 390 с.
Красавский Н.А. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокульту-
рах: монография. М.: Гнозис, 2008. 374 с. Остин Дж. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. М.:
Прогресс, 1986. С. 22-130. Пименова М.В. Концепт сердце: Образ. Понятие. Символ: монография. Кемерово: КемГУ, 2007. 500 с.
Предсказания Нострадамуса. Как сбываются пророчества великого провидца. М.:
Клуб семейного досуга, 2015. 448 с. Романов А.А. Системный анализ регулятивных средств диалогического общения: пособие по теоретическим курсам. М.: Ин-т языкознания АН СССР, 1988. 183 с.
Серль Дж.Р. Что такое речевой акт? // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17.
М.: Прогресс, 1986. С. 151-169. Слышкин Г.Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты: монография. Волгоград: Перемена, 2004. 340 с.
Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.:
Школа «Языки русской культуры», 1997. 824 с. Стернин И.А. Описание концепта в лингвоконцептологии // Лингвоконцептоло-
гия. Вып. 1 / науч. ред. И.А. Стернин. Воронеж: Истоки, 2008. С. 8-20. Сусов И.П. Лингвистическая прагматика. Винница: Нова Кныга, 2009. 272 с. Ballmer T., Brennenstuhl W. Speech Act Classification: A Study in the Lexical Analysis
of English Speech Activity Verbs. Berlin: Springer, 1981. 274 p. Kreckel M. Communicative Acts and Shared Knowledge in Natural Discourse. London:
Academic Press, 1981. 316 p. Stiles W.B. Classification of Intersubjective Illocutionary Acts // Language in Society. 1981. Vol. 10, Iss. 2. P. 227-249.
References
Austin, J.L. (1986), How to do things with words. Novoe v zarubezhnoi lingvistike [New in foreign linguistics], Iss. 17, Moscow, Progress Publ., pp. 22-130. (in Russian)
Ballmer, T., Brennenstuhl, W. (1981), Speech Act Classification: A Study in the Lexical
Analysis of English Speech Activity Verbs, Berlin, Springer, 274 p. Bogdanov, V.V. (1989), Klassifikatsiya rechevykh aktov [Classification of speech acts]. Lichnostnye aspekty yazykovogo obshcheniya [Personal aspects of language communication], Collection of scientific works, Kalinin, pp. 25-37. (in Russian) Demyankov, V.Z. (2001), Concept and notion in fiction and in sciences. Voprosy
filologii, No. 1, pp. 35-47. (in Russian) Gak, V.G. (1982), Pragmatika, uzus i grammatika rechi [Pragmatics, Usage and Grammar of Speech]. Inostrannye yazyki v shkole [Foreign Languages at School], No. 5, pp. 11-17. (in Russian) Glovinskaya, M.Ya. (2003), Predskazyvat' [Predict]. Apresyan, Yu.D. (Ed.) New Explanatory Dictionary of Russian Synonyms, 2nd ed., Moscow, Shkola "Yazyki slavyanskoi kul'tury" Publ., pp. 825-830. (in Russian) Glovinskaya, M.Ya. (1994), Predskazaniya i prorochestva v russkom yazyke [Predictions and prophecies in Russian]. Arutyunova, N.D. (Ed.) Ponyatie sud'by v kon-tekste raznykh kul'tur [The concept of fate in the context of different cultures], Moscow, Nauka Publ., pp. 174-180. (in Russian) Karasik, V.I. (2004), Yazykovoi krug: lichnost', kontsepty, diskurs [Language Circle:
Personality, Concepts, Discourse], Moscow, Gnozis Publ., 390 p. (in Russian) Krasavskii, N.A. (2008), Emotsional'nye kontsepty v nemetskoi i russkoi lingvo-kul'turakh [Emotional concepts in German and Russian linguocultures], Monograph, Moscow, Gnozis Publ., 374 p. (in Russian) Kreckel, M. (1981), Communicative Acts and Shared Knowledge in Natural Discourse,
London, Academic Press, 316 p. Pimenova, M.V. (2007), Kontsept 'serdtse': Obraz. Ponyatie. Simvol [Concept of a heart: Image. Definition. Symbol], Monograph, Kemerovo, KemSU Publ., 500 p. (in Russian)
(2015), Predskazaniya Nostradamusa. Kak sbyvayutsya prorochestva velikogo provid-tsa [Nostradamus's predictions. As prophecies of the great seer come true], Moscow, Klub semeinogo dosuga Publ., 448 p. (in Russian)
B.H. KapacHK
45
Romanov, A.A. (1988), Sistemnyi analiz regulyativnykh sredstv dialogicheskogo ob-shcheniya [System analysis of regulatory means of dialogical communication], Teaching aid on theoretical courses, Moscow, Institut yazykoznaniya AN SSSR Publ., 183 p. (in Russian) Searle, J.R. (1986), What is a speech act?. Novoe v zarubezhnoi lingvistike [New in foreign linguistics], Iss. 17, Moscow, Progress Publ., pp. 151-169. (in Russian) Slyshkin, G.G. (2004), Lingvokul'turnye kontsepty i metakontsepty [Linguistic Culture Concepts and Metaconcepts], Monograph, Volgograd, Peremena Publ., 340 p. (in Russian)
Stepanov, Yu.S. (1997), Konstanty. Slovar' russkoi kul'tury. Opyt issledovaniya [Constants. Dictionary of Russian culture. Research experience], Moscow, Shkola "Yazyki russkoi kul'tury" Publ., 824 p. (in Russian) Sternin, I.A. (2008), Opisanie kontsepta v lingvokontseptologii [Description of the concept in linguistic conceptology]. Sternin, I.A. (Ed.) Lingvokontseptologiya [Linguistic conceptology], Iss. 1, Voronezh, Istoki Publ., pp. 8-20. (in Russian) Stiles, W.B. (1981), Classification of Intersubjective Illocutionary Acts. Language in
Society, Vol. 10, Iss. 2, pp. 227-249. Susov, I.P. (2009), Lingvisticheskaya pragmatika [Linguistic pragmatics], Vinnytsia,
Nova Knyga Publ., 272 p. (in Russian) Vorkachev, S.G. (2014), Voploshchenie smysla: conceptualia selecta [Implementation of meaning: conceptualia selecta], Monograph, Volgograd, Paradigma Publ., 331 p. (in Russian)
PREDICTION AS A COMMUNICATIVE ACTION V.I. Karasik1,2
1 Volgograd State Social Pedagogical University (Volgograd, Russia) 2 Tianjin Foreign Studies University (Tianjin, China)
Abstract: The article deals with a speech act "prediction", its content is a categorical declaration of future events. Semantically it is a type of communicative concepts, and pragmatically, it combines characteristics of declarations and commissives. Predictions may be either rationally determined or intuitively generated, the first are typical of a scientific discourse whereas the latter mostly function within religious and habitual communication. Two types of predictions are singled out -prophecies and divinations, the first are sent from God, the second are obtain by means of esoteric practice. The object of a prediction is a significant event for an addressee. Prophets as subjects of prediction usually criticize reality, and fortune tellers take the reality as it is. Prophets are opposed to pseudo-prophets, sorcerers and frauds. Predictions may include conditions of their realization. Predictions are usually formulated in a vague manner and their interpretation is often ambiguous. Their genre system is very diverse and ranges from horoscopes to scientific and pseudo-scientific prognoses.
Key words: prediction, prophet, fortune-telling, speech act, interpretation.
For citation:
Karasik, V.I. (2017), Prediction as a communicative action. Communication Studies, No. 3 (13), pp. 30-46. DOI: 10.25513/2413-6182.2017.3.30-46. (in Russian)
About the author:
Karasik Vladimir Ilyich, Prof., :Head of the English Philology Chair, Professor
Corresponding author:
1 Postal address: 27, Lenina pr., Volgograd, 400066, Russia
2 Postal address: 117, MaChang Road, HeXi District, TianJin, 300204, China E-mail: [email protected]
Received: May 26, 2017