Научная статья на тему 'Будущее как трансцендентная реальность в эклектических пророчествах'

Будущее как трансцендентная реальность в эклектических пророчествах Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
205
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лалуев Владимир Яковлевич

В статье проанализированы трансцендентная реальность в эклектических пророчествах и христианское пророчество, стремящееся направить человечество на истинный путь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The future as transcendental reality in eclectic prophesies

The prophesy, as a future vision, is a basic projection to the transcendent reality. The prophet considers interconnection of real and supermatural worlds within transcendental to the real world character. The main purpose of an eclectic prophet is to warn humanity about the danger rather than the Christian prophet lead the humanity to the right way.

Текст научной работы на тему «Будущее как трансцендентная реальность в эклектических пророчествах»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (55), МАЙ-ИЮНЬ 2007

УДК 14

В. Я. ЛАЛУЕВ

Новосибирский университет путей сообщения

БУДУЩЕЕ КАК ТРАНСЦЕНДЕНТНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ В ЭКЛЕКТИЧЕСКИХ ПРОРОЧЕСТВАХ

В статье проанализированы трансцендентная реальность в эклектических пророчествах и христианское пророчество, стремящееся направить человечество на истинный путь.

В эпоху западноевропейского Возрождения появляются известные прорицатели будущего, такие как Парацельс, Флорский, Леонардо да Винчи, Леон Батиста Альберти, Мишель Нострадамус и многие другие. Эпоха Возрождения противоречива. Это время возникновения научного знания, но и эпоха расцвета астрологии и древних тайных искусств предсказания будущего. Титаны этой противоречивой эпохи стремились прослыть пророками, но характер их предсказаний резко отличался от предсказаний древних прорицателей. В частности, прорицатели эпохи Возрождения не ограничивались предсказанием ближайшего будущего и решением конкретных практических задач, а пытались нарисовать будущее, уходящее в далекую перспективу.

Наиболее известным и популярным до настоящего времени прорицателем остается Мишель Нострадамус, творчество которого приходится на XVI век, век расцвета ренессансной культуры. Мишель Нострадамус, несомненно, дитя своего времени: разносторонний ученый и религиозный человек, учился в университете Монпеле, где изучал медицину, попутно составляя собственные анатомические атласы, разгадывая тайные свойства растений и практикуясь в изготовлении лекарств. Популярность салонского предсказателя впечатляюща, его книги издаются тиражами, намного превышающими самые популярные издания, он переведен почти на все наиболее распространенные языки мира. Объем предсказаний Нострадамуса достаточно велик — десять центурий по сотни катренов. Пророчество Нострадамуса охватывает многовековой временной отрезок, он прорицал вплоть до 3797 года. В своих сочинениях Нострадамус не указывает никаких дат, кроме последней, за которую он, по его собственному выражению, не смог заглянуть. Некоторым читателям это дает повод считать 3797 год годом конца света.

Противоречивость эпохи ренессанса, несомненно, сказалась и на пророчествах М. Нострадамуса, которые опираются как на появляющиеся в это время зачатки научного знания, так и на древние астрологические и оккультные представления, включая и идею единого Бога. Пророк в письме к своему годовалому сыну Цезарю пишет: "По милости и с благословения Бессмертного Бога и его Ангелов пророк получает силу прорицания, лишь милость Божья помогает прозреть удаленные вещи и предвидеть отдаленное будущее, так как ничто не может совершаться без Его ведома. Могущество и сострадание Творца к Своим твореньям безграничны, и пока души людские не погрязли в грехе и пороке, Дух снисходит до смертных, и жар прорица-

ния приходит к нам, как лучи Солнца, возбуждающие к жизни любую материю, как простую, так и сложную"1. Продолжая далее Нострадамус утверждает, что будущее вполне доступно человеческому разуму, ибо "и в наше время есть избранные, коих Создатель наградил даром воображения и пожелал раскрыть им некоторые тайны будущего с помощью планет и звезд, и, как уже бывало ранее, могущество исходит из них, как пламя от огня, и с Божьей помощью проявляются божественные и земные вдохновения»»2.

По мнению М. Нострадамуса, эффективность пророчества обусловлена как даром, идущим от Бога, так и знанием законов движения планет. Образно говоря, он принимает за основу то, что жизнь человека зависит от двух форм необходимости — от Бога и от невидимых, скрытых от чувственного познания, сверхчувственных законов звездного неба. При этом он советует сыну, чтобы тот не увлекался оккультной магией и, чтобы этого избежать, он "опасаясь, как бы ты не впал в соблазн и не оказался подвластен развращающему действию оккультной магии, я предал беспощадному суду инкунабулы, тайно хранимые нашим родом в течение долгих веков. Древние тома, со скрытыми в них магическими текстами я предал вулкану»3.

Нострадамус считает, что будущее можно предсказывать, прежде всего, по звездам, т. к. "благословенна лишь трактующая знамения Астрология". Это обусловлено тем, что движения звезд и их влияние на будущее находятся под покровительством Бога. Но в таком случае упование на Бога как на конечную причину поведения человека остается лишь пустым словом и вызвано отнюдь не желанием предсказать будущее, а причинами социокультурного характера, а именно, той религиозной обстановкой, в которой творил Нострадамус. Многочисленные ссылки на Божественное откровение не убеждают нас в том, что перед нами истинно христианский пророк. Эти ссылки являются показателем эклектичности и убеждают нас в том, что перед нами пророк эклектического типа, опирающийся на трансцендентную реальность, представленную как неразумными, стихийными силами, так и разумно-духовными, воплотившимися в Боге.

В послании к сыну Нострадамус пишет о двух путях предвидения будущего. Первый — это "озарение божественным сверхъестественным светом души того, кто предсказывает, сообразуясь с движениями звезд и светил", второй — познание законов мироздания, познание небесного света, который "питает уверенность философов тем, что, осознав тайны возникновения единого начала и первопричины возник-

новения материи, они могут проникнуть в самые потаенные области познания". В текстах предсказаний уже не остается места Божественному откровению, и речь идет только о расположениях звезд и планет как конечных причин поведения человека и сообществ людей. В предсказаниях не остается также места ни для божественного озарения, ни для мистического познания Божественных истин. Нострадамус, как истинный астролог, высчитывает движения планет и по их поведению предсказывает будущее. В письме к Генриху Второму Нострадамус подчеркивает, что "пока Минерва была благосклонна, я высчитывал, что в будущем произойдет столько важных событий, сколько в течении прошедших веков, включая век нынешний. Пророчества говорят об этом совершенно ясно, и со временем грядущее откроет свой лик, и люди поймут, что имелось в виду, раскрыв тайну моих описаний, хотя и сказано: "Не может быть знания будущего"4.

Таким образом, трансцендентной реальностью в пророчествах Нострадамуса выступает не Библия как реальность, и не Божественное откровение, а законы движения планет и звезд. Соответственно имманентным является не внутренняя психическая жизнь человека, ориентированная на высшие ценности, а внешняя сторона поведения. Поэтому главная цель предсказаний дохристианских пророков, а также пророков-эклектиков заключается в предупреждении человека о грозящих ему физических опасностях. Нострадамус своими пророчествами как бы говорит: "Человечество, вас ждут грандиозные катастрофы и несчастья, поэтому опомнитесь и избирайте иной путь поведения". Несомненно, такая цель вполне благородна, но стоит отметить, что Нострадамус не ведет речь о правильном, истинном пути. Пророчества Нострадамуса направлены на поиск путей выживания человечества, но не на его спасение.

Основное различие между выживанием и спасением заключается в том, что выживание связано с физическим существованием человека, в то время как спасение заключается в детерминации человеческой активности высшими духовными ценностями. Выживание предполагает приспособление человека к внешним факторам и условиям его существования, в то время как смысл спасения видится в опоре человека на высшие ценности, которые носят имманентный, внутренний характер. Образно говоря, христианские пророки предсказывают будущее, чтобы укоренить высшие ценности в человеческой психике и направить человека на истинный, правильный путь. Дохристианское пророчество предупреждает человека не совершать опрометчивых поступков и сообразовывать свои действия с действиями материальных объектов, которые в свою очередь зависят от различных духов. Отсюда следует, что выживание означает приспособление человека к действиям предметов, лишенных морально-ценностного характера, в то время как спасение необходимо предполагает ориентацию человека на моральные, абсолютные ценности, которые, укореняясь в психике человека, становятся имманентными.

Другой особенностью любых форм пророчества является символический характер их языка. В пророчествах, как правило, используются метафоры, аллегории, иносказательные слова и выражения, в связи с чем встает закономерный вопрос о природе такого рода языка, о его функциональных особенностях. Метафорический и символический характер пророческих выражений можно объяснить тем, что субъект предска-

зания намеренно использует его, чтобы завуалировать свои предсказания. Однако, как представляется, символизм языка пророчества может быть объяснен целями религиозного пророчества как такового.

Религиозное пророчество отличается от научного прогнозирования не только тем, что последнее опирается на законы науки и научное исследование настоящего, а пророчество — нет. Если остановиться на таком понимании пророчества, то нужно будет признать, что оно обусловлено неразвитостью научного знания и представляет собой недоразвитую форму прогнозирования. Но это не так. Различие между прогнозированием и пророчеством обусловлено двумя видами различий. Первое различие — это различие имманентного, которое представлено в прогнозировании, и имманентного, выступающего внутренней сущностью пророчества. Второе — это различие в целевых установках ученого и пророка. Прогнозы как знание о будущем, опирающиеся на законы развития и функционирования прогнозируемого объекта, акцентируют внимание на способность человека рассуждать логично. Поскольку человеческий рассудок оперирует понятиями, суждениями и умозаключениями, построенными по строгим правилам логики, и принимает только те идеи, которые обоснованы с соблюдением этих правил, постольку и прогнозы должны, строится по всем канонам логики научного исследования.

В пророчестве также содержится информация о будущем, но пророчество не ставит цель точно описать его, цель пророчества — предупредить человечество о грозящей ему опасности. Неслучайно все пророчества являются продуктом эпох, в которых либо человек притесняется, либо человечество потеряло смысл жизни. Другая цель пророчества — направить человечество на истинный, правильный путь, путь, соответствующий не законам материального мира (это задача прогнозирования), а законам, соответствующим Правде, т. е. высшим духовным ценностям. Для того чтобы эти ценности, носящие трансцендентный характер, приняли форму имманентности, они должны стать внутренней сущностью человека. Необходимо сделать так, чтобы ценности вошли не только в сферу рассудка, но и затронули бы эмоциональную и волевую сферы человеческой души, сделались бы неотъемлемой, атрибутивной стороной духовной жизни, стали бы его природой, причем природой, имеющей высший характер, нежели физическая природа человека.

Любое пророчество так или иначе воздействует на всю сферу психической жизни человека, и это касается даже тех форм пророчества, в которых предсказываются конкретные практические ситуации и которые не рассчитаны на предвидение далекого будущего. Характерным примером может служить письмо Нострадамуса к каноникам города Оранжа по поводу происшедшей в этом городе кражи серебряной утвари из одного католического храма. Ознакомившись со всеми подробностями кражи, Нострадамус приходит к версии, что кража совершена двумя служителями храма, которые утверждали, что серебро или уже продано, или переплавлено в слитки. Нострадамус, как пророк, пишет письмо, в котором в красочной форме описывает те беды, с которыми в будущем неизбежно столкнутся воры, а также рисует мало о чем говорящий чертеж с многочисленными символами. Затем он предлагает прочитать его письмо в кругу всех служителей храма "и вы увидите, — пишет Нострадамус, — как лица тех, кто замешан в краже, покраснеют от стыда и замешательства, ибо

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (55), МАЙ-ИЮНЬ 2007

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (55), МАЙ-ИЮНЬ 2007

они не смогут скрыть обуревавших их чувств"5. Эмоциональная сфера психики становится объектом воздействия пророчества во всех его формах. На эту сферу воздействовали как волхвы, так и жрецы. Эта сфера становится объектом воздействия и христианских пророков, которые, в отличие от пророков языческих, ставят цель не только предсказать будущее как таковое, но и внедрить высшие ценности во внутренний мир человека.

Таким образом, пророчество как предсказание будущего характеризуется опорой субъекта предсказания на трансцендентную реальность, т. е. пророк опирается на идею зависимости видимого и наблюдаемого мира от мира сверхъестественного, который имеет трансцендентный по отношению к земному миру характер. Дохристианские предсказатели исходили из того, что трансцендентная реальность проявляется через вещи, предметы материального мира, она наполнена различными духами, которые ведут себя неразумным образом. Поскольку трансцендентная реальность носит необычный характер и обладает свойствами, отличными от свойств предметов материального, имманентного мира, постольку и сам прорицатель с необходимостью должен был обладать необычным поведением. Этим объясняется странность поведения многих прорицателей, в том числе шаманов. Позднее, в христианскую эпоху, появля-

УДК 13:316:6

Понимание роли социального идеала как фактора устойчивого развития общества в направлении его гуманизации чрезвычайно актуально для современной России. Мы сегодня заблудились на историческом перекрестке. Ключевой вопрос движения нашего общества вперед — это вопрос о том, куда двигаться, к чему стремиться. Нас пытаются убедить, что идеалы никому не нужны, что это пережиток прошлого, — мы, дескать, все время жили вредными утопиями, поэтому и остались у разбитого корыта, а надо просто жить, удовлетворять свои потребности, переживать связанные с этим удовольствия. В пример приводят современного западного человека, который не строит утопий, не стремится ни к каким

ются пророки эклектического типа, для которых трансцендентная реальность представлена не только Богом, но и законами, лежащими в основе движения звезд. Основной целью пророков эклектического типа является предупреждение человека о грозящей ему опасности, в то время как основной задачей христианского пророчества является стремление направить человека и человечество на истинный путь.

Библиографический список

1. Нострадамус М. Письмо к Цезарю // Великие пророчества Мишеля Нострадамуса с комментариями /Составитель Е. Аведяева. М., 1999. С. 358.

2. Там же. С. 360.

3. Там же. С. 366.

4. Нострадамус М. Письмо к Цезарю // Великие пророчества Мишеля Нострадамуса с комментариями /Составитель Е. Аведяева.1999. С.379.

5. Там же. С. 379.

ЛАЛУЕВ Владимир Яковлевич, кандидат ифлософ. наук, доцент.

Дата поступления статьи в редакцию: 13.02.2007 г.

© Лалуев В.Я.

М. А. ПЕТРОВСКАЯ

Байкальский государственный университет экономики и права

благоустроенным жилищем, и... счастлив.

Однако подобный тип социальной динамики обусловливает развитие потребительства, рост объема материальных потребностей и т. д., а вместе с этим — обострение экологических и экзистенциальных проблем. При этом происходит стагнация духовных потребностей, личностное развитие человека останавливается. В лучшем случае оно охватывает лишь интеллектуальную сферу, нравственная же направленность индивидуального развития в этих условиях исключается. В конечном счете такое общество неизбежно приобретает «антигуманный» вектор развития: происходящие здесь социальные изменения лишь по

СОЦИАЛЬНЫМ ИДЕАЛ КАК ПРЕДПОСЫЛКА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Социальный идеал рассматривается как мера обращенности социальной динамики в будущее. Прагматизм социальных целей не вызывает необходимость в личностном развитии и не создает побуждения к самоактуализации личности. Конституирование в обществе высоких идеалов смещает акценты социального бытия от прошлого и настоящего в направлении будущего, что способствует появлению у индивидов установки на личностное саморазвитие. В результате самоактуализация личности становится массовым социальным явлением.

идеалам, довольствуясь приличным заработком и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.