Научная статья на тему 'Предшкольное образование: теория и практика'

Предшкольное образование: теория и практика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
865
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRE-SCHOOL EDUCATION / ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / TEACHER OF PRESCHOOL EDUCATION / ПРЕДПОСЫЛКИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES / THE PREREQUISITES FOR UNIVERSAL TRAINING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Разенкова Надежда Ефимовна, Гребенщикова Наталья Петровна

Автор обосновывает актуальность проблемы предшкольного образования детей, принципы отбора его содержания. Описываются предпосылки универсальных учебных действий в дошкольном возрасте. Освещаются особенности профессиональной подготовки педагога предшкольного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preschool education: theory and practice

The author justifies the urgency of the problem of preschool education of children, the principles of selection of its content. The prerequisites for universal educational activities in preschool age are described. The features of professional training of the teacher of preschool education are covered.

Текст научной работы на тему «Предшкольное образование: теория и практика»

методиками обучения, опыта работы между педагогами не только Крымского региона, но и всего Юга России.

Литература:

1. Белкова М.В. Меноштсью колони твдня Украши (1789-1917 рр.): автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. ют. наук: спец. 07.00.01 «Iсторiя Украши» / М.В. Белкова. - Запорiжжя, 2005. - 20 с.

2. Дьяконов А. Общий очерк состояния народных училищ Таврической губернии Севастопольского и Керченского градоначальства за 1898/1899. / А.Дьяконов. - Симферополь: Тип. Э. Килиус, 1900. - 238 с.

3. Материалы о состоянии и преобразовании Орловского центрального училища (1881) // ГА АРК (г. Симферополь). - Ф. 100. - Дирекция народных училищ Таврической губернии. Оп. 1. - Д. 1862.

4. Материалы об открытии школы для приютских детей достигших школьного возраста в колонии Гальбштадт Мелитопольского уезда. // ГА АРК (г. Симферополь). - Ф. 100. - Дирекция народных училищ Таврической губернии. - Оп. 1. - Д. 2444.

5. Материалы об открытии школ в меннонитских колониях Таврической губернии // ГА АРК (г. Симферополь). - Ф. 100. - Дирекция народных училищ Таврической губернии. Оп. 1. - Д. 13427. - Л. 36.

6. О народном образовании в колониях Южного края Росси. (1830-1833) // ГА АРК (г. Симферополь). -Ф. 100. - Дирекция народных училищ Таврической губернии. - Оп. 29. - Д. 964.

7. Очерки истории немцев и меннонитов Юга Украины (конец XVIII - первая половина XIX в.) / [С.И. Бобылева, Н.В. Бочарова, О.В. Безносова, Л.С. Тутик, Н.В. Осташева, С.В. Атаманенко] / Под ред. С.И. Бобылевой. - Днепропетровск: Арт-Пресс, 1999. - 232 с.

8. Правдюк О.В. Образование менонитов в контексте культурного развития Юга Украины (XIX - 20-е гг. XX в.): автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед. наук: спец. 13.00.01 «Загальна педагока та iсторiя педагопки» / О.В. Правдюк. - Кшв, 2005. - 20 с.

9. Рапорт Симферопольского уездного урядника // ГА АРК (г. Симферополь). - Ф. 27. - Канцелярия Таврического губернатора. - Оп.1. - Д. 13427. - Лл. 81 - 82.

10. Устав меннонитского центрального училища в деревне Спат Евпаторийского уезда. -Симферополь: Б.и., 1910. - 14 с.

11. Черказьянова И.В. Школьное образование российских немцев (проблемы развития и сохранения немецкой школы в Сибири в XVIII - XX вв.) / И.В.Черказьянова. - СПб., 2004. - 357 с.

Педагогика

УДК 373

кандидат педагогических наук, доктор психологии Разенкова Надежда Ефимовна

Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); старший преподаватель Гребенщикова Наталья Петровна

Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Аннотация. Автор обосновывает актуальность проблемы предшкольного образования детей, принципы отбора его содержания. Описываются предпосылки универсальных учебных действий в дошкольном возрасте. Освещаются особенности профессиональной подготовки педагога предшкольного обучения.

Ключевые слова: предшкольное образование, предшкольное обучение, универсальные учебные действия, предпосылки универсальных учебных действий, педагог предшкольного обучения.

Annotation. The author justifies the urgency of the problem of preschool education of children, the principles of selection of its content. The prerequisites for universal educational activities in preschool age are described. The features of professional training of the teacher of preschool education are covered.

Keywords: pre-school education, pre-school education, universal educational activities, the prerequisites for universal training activities, the teacher of preschool education.

Введение. На протяжении последнего десятилетия в системе дошкольного образования происходят бурные изменения. Они затрагивают как организационные, так и содержательные стороны функционирования этой ступени образования в нашей стране. В качестве факторов модернизации дошкольного образования можно выделить как экономические условия, так и возросшие требования современной школы к первокласснику. Традиционно одним из важнейших компонентов содержания образования детей старшего дошкольного было формирование у дошкольников предпосылок готовности к обучению в школе. Такое положение устраивало как систему дошкольного образования, так и начальную школу пока была единая программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста и единая программа обучения в начальной школе. С введением вариативности образовательных программ и разной статусности общеобразовательной школы начали изменяться требования к уровню готовности детей к школе, зачастую они становились прямо противоположными. Это, в свою очередь, привело к постепенному расхождению представлений о том, что именно является основой будущей успешной учебной деятельности. В Концепции развития образования РФ до 2020 года поставлена задача обеспечения возможности каждому ребенку до поступления в первый класс освоить программу дошкольного образования [2]. Однако по разным причинам до сих пор не все дети посещают детский сад. Родители, чьи дети не посещали детский сад в последний предшкольный год, пытаются наверстать упущенное и максимально загружают ребенка. Для подготовки к школе они приводят ребенка в организации дополнительного образования или ищут иные формы с единственной целью - обеспечить должный уровень готовности к обучению. В тоже время, чаще всего они понимают под таким уровнем сформированность навыков чтения, письма, счета и других не бесполезных, но далеко не самых важных для будущего первоклассника способностей и качеств личности. Результатом такой ситуации становится то, что в школу приходят как дети из дошкольных организаций, так и те, кто миновал (в силу разных обстоятельств) эту ступень образования, и подготовка их к школе была обеспечена силами педагогов дополнительного образования, учителей школьных прогимназий или же самих родителей. В итоге

школа сталкивается с проблемой разного уровня готовности детей как специальной, так и психологической. И связано это в том числе и с тем, что в разных образовательных организациях понимание содержания подготовки ребенка к школе не идентично. Один из возможных путей решения этой проблемы мы видим в более конкретной разработке теоретических основ и практики предшкольного образования детей.

Изложение основного материала статьи. Изначально идея предшкольной образования была выдвинута с целью «выравнивания стартовых возможностей будущих школьников» [5]. Авторы идеи говорили о возможности и необходимости внесения изменения в саму структуру системы образования, включив в нее предшкольное образование как промежуточную ступень между дошкольным и начальным образованием. Данная ступень предназначалась для образования детей шестого и седьмого года жизни как посещающих, так и не посещающих ДОО.

В работах современных исследователей предшкольное образование определяется как:

- целенаправленный организованный процесс подготовки детей пяти-семи лет к школе, ориентированный в широком смысле - на формирование социально-личностной (интеллектуальной, эмоциональной, личностной) зрелости, а в узком - на интенсивное интеллектуальное развитие, становление первичной целостной картины мира, обеспечение равных стартовых возможностей детей к поступлению в школу, осуществляемое в соответствии с психолого-физиологическими особенностями возраста, учетом индивидуальных особенностей восприятия мира и усвоения знаний [6, с. 5];

- педагогический процесс взаимодействия педагогов и старших дошкольников как субъектов деятельности, направленный на развитие детей и сохранение их индивидуальности, результатом которого являются позитивные изменения в потребностной сфере, мыслительных операциях и включенности в деятельность старших дошкольников [4, с. 81].

Анализ представленных определений позволяет утверждать, что предшкольное образование детей направлено на развитие качеств, необходимых для успешной учебной деятельности, творческого самовыражения, познавательной мотивации и активности, качеств которые способствуют плавному вхождению в новую социальную ситуацию развития. Представители психологического направления рассматривают предшкольное образование как способ и средство психологической и специальной подготовки детей к школе и, одновременно, как создание условий для получения дошкольного образования максимально большим количеством детей. По утверждению А.В. Запорожца, «образование ребенка-дошкольника должно быть направлено на обогащение (амплификацию), а не искусственное ускорение (акселерацию) развития. Обогащение психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей» [1].

В контексте наших рассуждений становится важным выделить те достижения ребенка-дошкольника, которые имеют особое значения для будущей школьной жизни. Одним из главных приобретений ребенка в условиях организованного дошкольного образования является умение взаимодействовать с детьми и взрослыми, общаться, занимая разные позиции и роли, заниматься совместной и коллективной деятельностью. Именно опыт общения, умение устанавливать и поддерживать положительные контакты с окружающими, умение слушать и слышать партнера, учитывать его интересы обеспечивает ребенку возможность безболезненного вхождения в школьную жизнь.

Еще одним важным направлением работы с дошкольниками на этапе подготовки к школе является развитие у них способности к управлению собственным поведением и деятельностью. Общеизвестно, что для дошкольников характерна непосредственность, ситуативность и непроизвольность поведения. В основе этой особенности лежит недифференцированность внешнего и внутреннего мира. Дети дошкольного возраста не осознают собственные внутренние состояния и эмоции, не в полной мере управляют ими. В дошкольной образовательной организации создаются все необходимые условия для овладения детьми соответствующими способностями. Произвольности поведения у дошкольников способствует, прежде всего, игра, в которой происходит постепенное превращения правил задаваемых взрослыми во внутренние правила самого ребенка. В игре ребенок осваивает нормы поведения, учится подчинять свое поведение определенным правилам. Начальная школа предъявляет ребенку множество требований и если у него не сформированы механизмы произвольного поведения, то выполнение этих требований становится непосильной задачей столкновение с которой может блокировать учебный процесс.

Особую роль в плане развития детей дошкольного возраста играет специально организованная рефлексия того, что с ними происходило, что и зачем делали, что понравилось или не вызвало положительного эмоционального отклика. Такой совместный анализ способствует осознанию ребенком цели деятельности, способов и приемов ее достижения, своего вклада в конечный результат. На этапе начального образования ребенок будет активен при условии, что он понимает цель учения, смысл и значение этой деятельности, если каждое его действие понятно и осознанно.

Основываясь на представлении о том, что успешность обучения ребенка зависит не столько от знаний, сколько от умения самостоятельно их добывать и применять, мы считаем, что на этапе предшкольной подготовки важно формировать у детей качества, которые необходимы для овладения учебной деятельностью, - произвольности, самостоятельности, любознательности, инициативности и творческого самовыражения. Именно эти качества можно рассматривать как цель и одновременно показатель результативности работы с детьми на этапе подготовки к школе.

Одновременно с появлением первых высказываний в пользу включения предшкольного образования в систему образования появились и ее противники [3]. Среди основных критических замечаний выделяются те, которые связаны с опасениями за сохранность дошкольного детства, поскольку выделение предшкольного образования как отдельной ступени образования, может привести к тому, что дошкольное детство будет искусственно разорвано и в конечном итоге потеряет свою самоценность. Сторонники отказа от предшкольного образования высказывают опасения в связи с тем, что происходит постепенное увеличение умственных перегрузок и сокращение двигательной активности детей дошкольного возраста. Дошкольники, жизнедеятельность которых оказывается полностью подчиненной будущей учебной деятельности, все больше времени проводят не играя, а обучаясь. Существующая практика предшкольного обучения при общеобразовательной организации, как правило, адресна, направлена на удовлетворение требований конкретной школы и осуществляется по школьному типу. Чаще всего работа с детьми направлена на частичное освоение программы первого класса. Раннее включение детей в процесс обучения не создает положительной учебной мотивации и отрицательно сказывается на их здоровье.

Вторая точка зрения оппонентов необходимости введения предшкольного образования строится на традиционном подходе, согласно которому предшкольная подготовка - это задача детского сада, содержание образования в подготовительной к школе группе в достаточной мере ее обеспечивает. Анализ законодательных актов Российской Федерации: Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального образования позволяет выделить еще одну глобальную задачу подготовки детей к школе - подготовка к формированию универсальных учебных действий. Данная проблема никогда не рассматривалась как задача дошкольного образования. Естественно предположить, что проблема создания пропедевтической основы для формирования универсальных учебных действий разрешаема в условиях предшкольного образования детей.

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) результаты освоения Программы дошкольного обучения и воспитания представлены в виде целевых ориентиров, как «возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования» [8]. Изучение перечисленных качеств в отношении детей старшего дошкольного возраста позволяет утверждать, что все они могут рассматриваться как предпосылки универсальных учебных действий, как основа умения учиться. К моменту окончания дошкольного возраста у детей должны быть сформированы личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные предпосылки универсальных учебных действий. Однако, анализ программ дошкольного образования, в частности подготовительных групп, позволяет отметить, что недостаточно внимания уделяется формированию предпосылок универсальных учебных действий, которые, в свою очередь, являются основной целью начального образования.

К регулятивным предпосылкам относится умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной целью, искать средства ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить в них коррективы; умение действовать по образцу. К коммуникативным - умение работать в группе, учитывая позиции других детей, договариваться, задавать вопросы, необходимые для решения совместных задач, осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь. К личностным - развитие учебных и познавательных мотивов, рефлексивной самооценки. К познавательным - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Следует отметить, что описанные выше предпосылки универсальных учебных действий не включают умения считать, писать и читать. Успешность обучения определяется не столько знаниями, сколько умением ребенка самостоятельно их добывать и применять в различных жизненных ситуациях. Целевые ориентиры, выделенные в ФГОС ДО напрямую согласуются с этим утверждением: ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям, проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать и др. Все это те самые универсальные умения, которые определяют плавный переход на ступень школьного обучения и успешное овладение новой учебной деятельностью.

Работа с детьми старшего дошкольного возраста на этапе предшкольного образования несомненно основывается на указанных ориентирах. При этом учитываются ключевые закономерности психического, физического и физиологического развития детей этого возраста. Исходя из этого, предшкольное обучение предполагает максимальное использование развивающего потенциала игровой деятельности, опору на уровень достижений дошкольного детства, направленность на развитие способностей детей в рисовании, конструировании, театрализации, свободном общении, то есть тех видах активности, через которые естественно и органично будет закладываться базис школьной готовности.

Если рассматривать предшкольное образование не как попытку разрушить единство дошкольного детства в угоду школьному, то становится понятно - в основе самой идеи лежит гуманистическое начало. Предшкольное образование направлено, прежде всего, на то, чтобы помочь ребенку легче адаптироваться к условиям следующей образовательной ступени, освоить учение как новую деятельность. При этом самыми эффективными способами достижения подобных пропедевтических задач может и должно быть все то, что наиболее учитывает ресурсы дошкольного возраста.

В своем исследовании мы пришли к выводу о необходимости переосмысления предшкольного образования как ступени, позволяющей реализовать важную функцию - обеспечение преемственности дошкольного и начального образования через реализацию единой линии развития ребенка и создание условий его успешного вхождения в новое образовательное пространство. Понимание того, что создание таких условий является сложной профессиональной задачей, позволяет нам выделить еще одну актуальную проблему - подготовка педагога предшкольного обучения. Профессиональная подготовка специалистов такого профиля предполагает, что уровень их профессионализма должен быть достаточным для обеспечения многоаспектной подготовки ребенка к поступлению в начальную школу. Понимая, что задачи работы с детьми старшего дошкольного возраста должны основываться на знании закономерностей возрастного развития, а также требований, которые к нему предъявляет современная школа, в качестве приоритетных задач предшкольного образования выделяем:

- формирование предпосылок универсальных учебных действий;

- развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

- стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности;

- развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе; включение детей в различные формы сотрудничества;

- приобщение к ценностям здорового образа жизни;

- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка на этапе подготовки к школе.

Изучение опыта организации, сущности и содержания задач предшкольного образования вскрыло

некоторую ограниченность профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов и воспитателей детских садов (а именно они и являются в большинстве случаев специалистами, реализующими предшкольное обучение детей). Выпускник профиля «Начальное образование» испытывает дефицит знаний в области детской психологии, детской практической психологии, психологии игры, технологий и методики работы с дошкольниками, а выпускник по профилю «Дошкольное образование» испытывает трудности в

области теории и практики организации учебной деятельности, психологии детей младшего школьного возраста. Что, в свою очередь, позволяет говорить о необходимости дополнительной подготовки в области формирования универсальных учебных действий.

Негативным следствием такой подготовки становится отсутствие осуществления преемственности между ступенью дошкольного образования и школой, на что указывают Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного и начального общего образования.

На наш взгляд оптимальной могла бы быть подготовка, представляющая собой своеобразное переплетение профессиональных компетенций выпускников факультетов дошкольного и начального образования. Сопряженность как образовательных программ дошкольной образовательной организации и начальной школы, так и подготовки специалиста предшкольного образования способствовала бы решению обозначенной проблемы.

Начиная с 2010 года отличительной особенностью федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (далее ФГОС ВО) является предоставление высшим учебным заведениям возможности самостоятельно решать вопрос о профилях подготовки бакалавров и их содержательном наполнении. Реализация ФГОС ВО по направлениям 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» и 44.03.01 «Педагогическое образование» предполагающим профили «Психология и педагогика дошкольного образования» и «Начальное образование» предоставляет оптимальные возможности в подготовке будущих педагогов предшкольного обучения детей. ФГОС ВО подготовки бакалавров предписывает, что «при разработке программы бакалавриата обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору... в объеме, не менее 30 процентов объема вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)». Набор дисциплин организация определяет самостоятельно» [7]. Именно это требование и открывает возможности для расширения подготовки студентов к организации предшкольного образования детей. Реализуя модульный подход к построению учебного плана в целом и курсов по выбору, в частности, в курсы по выбору мы ввели дисциплины, ориентированные на подготовку педагога предшкольного образования. Подобное структурирование учебного плана позволило осуществить дополнительную подготовку в вопросах работы с детьми старшего дошкольного возраста для студентов, обучающихся по профилю «Начальное образование», а также в вопросах организации жизнедеятельности младших школьников, для студентов, обучающихся по профилю «Психология и педагогика дошкольного образования».

Выводы. Точкой отсчета в процессе воспитания и образования детей как дошкольного, так и младшего школьного возраста, являются возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка. Действительно, лишь реализация единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две начальные ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи.

Литература:

1. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2-х томах. Москва: Просвещение, 1986.

2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы [Электронный ресурс]. URL http://static.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения: 11.03.2018).

3. Кудрявцев В.Т. Имеет ли право современный ребенок на полноценное детство?: [о перспективе введения в России «предшкольного образования»] // Дошкольное воспитание. 2005. № 9. С. 3-9.

4. Пенина С.Н. Организация предшкольной подготовки детей в дошкольных образовательных учреждениях с использованием личностно-ориентированных средств: дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2007.

5. Рабочие материалы Министерства образования и науки РФ. Обоснование предшкольного образования [Электронный ресурс]. URL www.tovievich.ru. (дата обращения: 11.03.2018).

6. Сажина С.Д. Проектирование содержания предшкольного образования на основе интеграции: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2007.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. URL http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440302.pdf (дата обращения: 05.05.2018).

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/6261 (дата обращения: 05.05.2018).

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. URL https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922 (дата обращения: 05.05.2018).

Педагогика

УДК: 613.2

доцент Ротарь Людмила Алексеевна

Приднестроский государственный университет имени Т. Г. Шевченко (г. Тирасполь); старший преподаватель Спивак Илона Анатольевна

Приднестроский государственный университет имени Т. Г. Шевченко (г. Тирасполь)

ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ КАК ФАКТОР РИСКАДЛЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТО И СПОРТСМЕНОВ

Аннотация. В статье рассмотрены основные понятия пищевых добавок, их классификации, а также влияние на организм. Проведено анкетирование со студентами ПГУ им.Т.Г. Шевченко, с целью выявления часто употребляемых продуктов питания в рационе дня и на изучение состава продукции при приобретении.

Ключевые слова: пищевые добавки, спортсмены, студенты, риск для здоровья.

Annotation. The article considers the basic concepts of food additives, their classification, and also the effect on the body. A survey was conducted with the students of the PSU named after T.G. Shevchenko, in order to identify frequently consumed food products in the daily ration and to study the composition of the product upon purchase.

Keywords: additives, sportsmen, students, health risk.

Введение. В настоящее время применение пищевых добавок - это необходимое условие промышленного изготовления продуктов. Это природные или синтезированные вещества или их соединения, преднамеренно вводимые в пищевые продукты или продовольственное сырье для достижения различных технологических целей. В пищевой промышленности в составе пищевых рецептур используются пищевые кислоты, консерванты, ароматизаторы и красители [3]. Пищевыми добавками являются натуральные или синтетические химические вещества, которые добавляют к пищевым продуктам для того, чтоб улучшить их органолептический показатель (вкус, цвет, запах, устойчивость) или продлить их срок годности. Присутствие пищевых добавок должно быть указано на этикетке коммерческого продукта, будучи обозначены буквой «Е» - «ЕВРОПА». Буква «Е» обозначает, что пищевая добавка была проверена и тестирована минимум на 6 лет, для этого она проходит сертификацию на европейском уровне. Чтобы противостоять негативной информации в связи с наличием определенных добавок, некоторые фирмы могут избежать кодифицированние добавки на этикетке продукта. К сожалению, даже потребители не придают большое значение этикетке, иногда забывают не только о присутствии пищевых добавок, но и о сроки годности продукта. Данная ситуация возникает в результате того, что у потребителя отсутствуют необходимы навыки при выборе товара. Обучение и информирование людей об опасности пищевых добавок для здоровья - задачи семьи, врачей, учителей и тренеров. Наиболее чувствительны к присутствию пищевых добавок в продуктах питания больные, беременные женщины, дети и спортсмены. Дети особенно чувствительны к токсинам находящимся в продуктах питания, потому что у них снижена сопротивляемость организма к заболеваниям, часто встречаются аллергические реакции. Спортсмены употребляют гораздо больше пищи ежедневно по сравнению с людьми, которые не занимаются спортом. Мы могли бы предположить, что суточная доза потребления ими пищевых добавок может превышать максимально допустимое значение, поэтому бесконтрольное потребление пищи становится фактором риска для здоровья.

Уместно говорить об опасности некоторых пищевых добавок для жизни и работы студентов и спортсменов, что означает не только отсутствие определенных симптомов острой интоксикации, но и отдаленные последствия этого воздействия, в том числе проявления эффектов канцерогенных, мутагенных и других биологических эффектов.

Влияние на потребителей услуг здравоохранения с использованием пищевых добавок еще недостаточно известны, особенно, что касается изменений с течением времени (мутагенные, канцерогенные и т.д.). Только долгосрочные исследования могли бы обеспечить точные данные в этом отношении.

Тем не менее, в настоящее время некоторые данные имеются о воздействие пищевых добавок на здоровье человека.

Цель статьи: обобщение литературы, раскрытие свойств некоторых пищевых добавок и их биологическое воздействие на здоровье студентов и спортсменов.

Основные задачи:

1. Выбор пищевых добавок, обычно используемых в питании студентов и спортсменов.

2. Установление спектра пищевых добавок в этих продуктах.

Изложение основного материала статьи. На базе ПГУ им. Т.Г. Шевченко было проведено анкетирование с целью выявления часто применяемых продуктов питания в повседневной жизни студентов (Приложение).

Приложение

АНКЕТА

Уважаемые студенты просим вас ответить на предложенные вопросы, с целью выявления часто применяемых продуктов питания в повседневной жизни и обращения внимания на наличие пищевых добавок в приобретаемых продуктах.

1. Укажите, пожалуйста, курс.

2. Ваш возраст?

3. Знаете ли вы, что такое пищевые добавки?

а) да;

б) нет

4. Знаете ли вы как влияют пищевые добавки на здоровье человека?

а) да;

б) нет.

5. При покупке продукции встречали ли вы на упаковке значок Е и знаете ли вы его значение?

а) да;

б) нет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.