УДК 327
Валерий ЖУРАВЕЛЬ
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО В АРКТИЧЕСКОМ СОВЕТЕ: ОТ ФИНЛЯНДИИ К ИСЛАНДИИ
Аннотация. В статье подводятся итоги председательства Финляндии в Арктическом совете (АС, Совет) в 2017-2019 гг. и анализируются его результаты. Наряду с положительными достижениями автор отмечает и ряд неудач. По итогам XI Министерской встречи АС в финляндском городе Рованиеми не удалось согласовать и принять общую совместную Декларацию, что произошло впервые за весь период существования Совета. Анализируя концептуальные основы исландской арктической политики и заявления политиков и экспертов, а также итоги работы V Международного форума "Арктика -территория диалога", автор прогнозирует содержание программы председательства Исландии в Совете в 2019 - 2021 гг., а также ее возможное влияние на ослабление нынешней напряженности в российско-американских и западноевропейских отношениях. Россия по-прежнему исходит из того, что актуальные проблемы данного региона можно решать только путем взвешенной и взаимовыгодной международной кооперации.
Ключевые слова: Арктический совет, Арктика, Россия, Финляндия, Исландия, США, Китай, Северный морской путь, экология.
Введение
6-7 мая 2019 г. состоялась XI Министерская встреча Арктического совета в Рованиеми (Финляндия). Председательство в Совете 7 мая 2019 г. перешло от Хельсинки к Рейкьявику. Министр иностранных дел Финляндии Т. Сойни передал председательство в АС на очередной двухлетний период министру иностранных дел Исландии Г.Т. Тордарсону. Функции председателя в АС переходят от одной страны-участницы к другой на ротационной основе и выполняются ими в течение двух лет. Первой страной - председателем Совета была Канада (1996-1998), за ней последовали США, Финляндия, Исландия, Россия, Норвегия, Дания и Швеция. Второй цикл председательства начался в 2013 г. с председательства Канады, потом
© Журавель Валерий Петрович - кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, руководитель Центра арктических исследований Института Европы РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, 11-3. E-mail: zhvalery@mail DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope4201997107
её сменили США, которые в 2017 г. передали председательство Финляндии. [Журавель, 2018].
В его работе приняли участие шесть организаций коренных народов (Циркумполярная конференция инуитов, Международная ассоциация алеутов, Совет саамов, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Арктический совет атабасков и Международный совет гвичинов), а также представители стран и международных организаций, имеющих статус наблюдателя.
Итоги председательства Финляндии в АС
Председательство Финляндии в АС проходило на фоне продолжающегося осложнения международной обстановки. В этих условиях Суоми приложила максимум усилий для оздоровления международных отношений между государствами, а существующие между ними противоречия не перенесла на работу самого Совета и его рабочих групп.
Предварительная оценка итогов председательства Финляндии в АС нашла свое отражение 9 апреля 2019 г. во время встречи президента Финляндии С. Ниинистё с президентом России В.В. Путиным и в ходе его выступления на V международном форуме "Арктика - территория диалога". Глава Финляндии отметил, что за эти годы удалось более заметно обозначить Арктический регион на карте мира, сделать всё для того, чтобы Арктика оставалась регионом возможностей [Встреча, 2019; Пленарное, 2019].
Финляндия основные усилия направила на охрану окружающей среды, включая сохранение биоразнообразия в северной полярной зоне; развитие коммуникационных сетей в регионе; увеличение количества метеостанций для мониторинга состояния льдов, океана и атмосферы; расширение образовательных программ для молодежи коренных народов [Хяркенен, 2018]. Следует отметить, что в этот период рабочие органы Совета продолжали функционировать в прежнем режиме, что позволило решить ряд важных задач.
В своих выступлениях на встрече министры иностранных дел высоко оценили деятельность Финляндии в АС, реализацию ею данной "объединительной" повестки дня1, направленной на решение общих для государств региона вопросов. На их взгляд, одним из достижений финского председательства является укрепление и развитие синергии на площадке Арктического совета по вопросам повышения устойчивости региона к глобальным климатическим изменениям, минимизации антропогенного воздействия на окружающую среду, сохранения биоразнообразия, развития телекоммуникационной инфраструктуры. Подчёркивалось, что в этот период велось тесное взаимодействие между рабочими органами Арктического совета, работа в объединенных форматах и подготовка совместных экспертных материалов и рекомендаций [Журавель, Арктический, 2018; Лукин, 2017: 202-203].
1 Финляндия председательствовала в Совете под девизом "В поиске совместных решений"
Современная Европа, 2019, №4
Финляндия внесла значительный вклад в совершенствование механизмов свободного обмена информацией о новых технологиях содействия устойчивому развитию в Арктике.
Суоми последовательно проводила жесткую линию по уменьшению загрязнения Арктики, особенно в судоходстве. Был сделан серьезный акцент на снижение выбросов черного углерода. В стране успешно работает специальный компенсационный фонд по ликвидации ущерба от разливов нефти в ледовых условиях. В период председательства особое внимание было уделено использованию мазута в судоходстве, на который, по мнению экспертов, приходится около 75% судового топлива, используемого сегодня в Арктике. Больше половины судов, использующих этот вид топлива, ходят под флагами неарктических государств. Мазут разрушительно сказывается на арктической флоре и фауне, очень медленно разлагается в холодных водах и его практически невозможно собрать в случае разлива. Было предложено учредить специальные маршруты для судов, перевозящих мазут, или ввести запрет на его использование как топлива, но с сохранением возможности его перевозки в качестве груза. На наш взгляд, поиск поддержки запрета осложняется еще и тем, что мазут является дешёвым и широко используемым видом топлива. Жёсткую позицию по этому вопросу занимает и Европарламент, который подчёркивает, что если отказаться от этого топлива не получится, то ЕС следует принять меры по запрету использования и перевозки мазута для судов, заходящих в порты ЕС.
В рамках Циркумполярной программы мониторинга биоразнообразия страна активизировала деятельность по выполнению Стратегии и плана действий по инвазивным чужеродным видам и Инициативы по мигрирующим птицам Арктики.
В период председательства страна продолжила работу по развитию коммуникационных сетей, считая приоритетным обеспечение доступа к услугам широкополосной связи всем жителям Арктики. Всем странам АС предложено подключиться к разработке Стратегии создания транснациональной широкополосной сети в Арктическом регионе, позволяющей оптимизировать решение задачи создания цифровой инфраструктуры в арктических зонах государств - членов Арктического совета. Это связано с тем, что все существующие в настоящее время спутниковые высокоскоростные системы связи мало подходят для обеспечения широкополосного доступа в Интернет в Арктическом регионе, поскольку, располагаясь на геостационарной орбите, не обеспечивают радиовидимости в высоких широтах. Параллельно Финляндия предложила проект кабельного канала связи "Север - Восток", прокладка которого по трассе Северного морского пути между Европой и Азией станет важным шагом в улучшении взаимодействия между странами [Бернер, 2018], а также будет способствовать расширению пропускной способности данной транспортной магистрали. Его значение, на наш взгляд, будет возрастать по мере активизации хозяйственной деятельности на всей территории Арктики.
Во время своего председательства в Совете Финляндия успешно провела на своей арктической территории в Лапландии, в которой проживает почти 200 тыс. человек, эксперимент в сфере коммуникаций, продемонстрировав потенциал интеллектуальных транспортных систем в Арктическом регионе. Лапландия играет
Современная Европа, 2019, №4
важную роль в экономике страны, в финской культуре и системе образования. Опыт развития этого арктического региона показывает, что развивающиеся нефтедобывающая и горнорудная отрасли, редкая населённость территории и большие расстояния между населёнными пунктами требуют не только строительства новых дорог, улучшения логистики и сферы информационных услуг, создания новых транспортных средств, но и полного представления о комбинированном воздействии арктической окружающей среды на возможности человеческого организма, его способности переносить нагрузки и восстанавливать силы.
Суоми проделала большую работу по углублению сотрудничества в области метеорологии и океанографии между арктическими государствами и Всемирной метеорологической организацией (ВМО). Получение ВМО статуса наблюдателя в АС в марте 2017 г. способствует целостному пониманию атмосферных, океанографических и климатических процессов в Арктике и их взаимодействию с окружающей средой. Во время заседаний старших должностных лиц были обсуждены вопросы улучшения прогноза изменения климата и его последствий в Арктике, усиления и координации систем наблюдения и анализа полученных данных, а также разработки новых инновационных методов наблюдения за арктической атмосферой и криосферой. Всемирная метеорологическая организация 20 марта 2018 г. в г. Леви организовала первый Арктический метеорологический саммит, на котором российскую делегацию возглавил руководитель Росгидромета М.Е. Яковенко. Основной темой выступлений и обсуждения стали перспективы научного и метеорологического сотрудничества в Арктике. Особое внимание обращалось на своевременность и достоверность информации по прогнозам погоды. 6 ноября 2017 г. в Бонне на полях 23-й Конференции участников Рамочной конвенции ООН об изменении климата АС провел форум на тему "Глобальные последствия стремительных изменений в Арктике". Темами докладов ведущих учёных и экспертов стали вопросы влияния изменения климата в Арктике на повышение уровня моря, траектории движения циклонов, на погоду в странах Европы и Северной Америки и изменение биоразнообразия в самой Арктике. Учёные подчеркнули, что таяние льдов Арктики приведёт в будущем к серьёзным изменениям в круговороте течений и к необратимым изменениям всего климата Земли в целом. Потепление вод арктических морей будет продолжаться ещё десятки лет. Постепенно на север будут продвигаться все виды рыб, которые смогут приспособиться к потеплению. Аномально холодные зимы в последние годы в США и в Канаде оказались связаны с повышением среднегодовых температур в Арктике и перестройками в характере движения ветров над Тихим океаном. В будущем это может привести к падению урожайности сельскохозяйственных культур.
Финляндия при содействии Университета Арктики провела работу по укреплению сети специалистов в области образования, использованию ими современных электронных средств для повышения уровня и доступности образования народов севера. Также были достигнуты успехи в развитии базового образования учителей, педагогов стран Арктического региона. Речь идет о создании серии разнопрофильных словарей на языках коренных народов,
Современная Европа, 201 9, №4
распространении их на электронных дисках, развитии форм дистанционного обучения, размещении на интернет-порталах материалов о культуре и традициях саамов, необходимой информации для ведения ими традиционного образа жизни [Зайков, Котлова, Журавель, 2017]. Важным мероприятием в этом направлении стало проведение 22-23 ноября 2017 г. в Санкт-Петербурге XVIII Международной научной конференции "Реальность этноса: роль образования в сохранении и развитии языков и культур коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", подготовкой которого активно занимался президент Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, депутат Госдумы Г.П. Ледков.
Перечисленные выше проблемы обсуждались на совещаниях Комитета старших должностных лиц АС в следующих финских городах: 25-26 октября 2017 г. в г. Оулу, 22-23 марта 2018 г. в г. Леви, 12-14 марта 2019 г. в г. Рука, 1-2 ноября 2018 г. в г. Рованиеми, а также 20 марта 2018 г. в г. Леви на Арктическом метеорологическом саммите (20 марта 2018 г., Леви), Форуме по жизнеспособности Арктики (10-11 сентября 2018 г., Рованиеми), встрече министров окружающей среды арктических государств (11-12 октября 2018 г., Рованиеми), на второй министерской встрече по арктической науке (25-26 октября 2018 г., Берлин) и других мероприятиях. Высокую оценку получила отдельная сессия с наблюдателями АС, где эти страны презентовали меры, предпринимаемые для борьбы с загрязнением Арктики и сохранения её биоразнообразия.
Непосредственно на майской встрече в Рованиеми по рекомендации Финляндии в состав АС в качестве наблюдателя была принята Международная морская организация (ИМО). Свою деятельность она начала в 1959 г. ИМО отвечает за повышение надёжности и безопасности судоходства в области международной торговли и за предотвращение загрязнения моря с судов, что для Арктики в настоящее время является чрезвычайно важным и актуальным. Этот статус позволит ИМО продолжить развитие сотрудничества с Арктическим советом и тесно взаимодействовать по вопросам, связанным с судоходством в Арктическом регионе. Полярный кодекс, принятый ИМО, предусматривает обязательные требования к судам, которые работают в суровых условиях полярных регионов, для обеспечения дополнительной защиты помимо существующих обязательных требований, в том числе требования к проектированию судов, строительству, оборудованию, эксплуатации судов, профессиональной подготовке, поисково-спасательным мерам и природоохранной деятельности. Данное решение также связано с увеличением количества судов, которым выдаются разрешения на проход по Севморпути. В 2017 г. нашим судам было выдано 662 разрешения, а судам под иностранным флагом - 118 [Арктическая выгода, 2018]. В 2018 г. было выдано около 800 разрешений российским и иностранным судам, совершено 20 круизных рейсов, 197 проходов танкеров, из них 114 иностранных [Нет мира без границ, 2019]. В настоящее время ИМО разрабатывает меры по снижению рисков от использования и перевозки тяжелого мазута в качестве судового топлива в арктических водах.
Также Арктический совет и Арктический экономический совет (АЭС) подписали на ближайшие 4 года Меморандум о взаимопонимании для достижения
Современная Европа, 2019, №4
их общей цели: благополучия, безопасности и процветания жителей Арктики, а также динамичной региональной экономики в меняющихся условиях Арктики. В отличие от АС, АЭС - это независимая организация, которая фокусирует своё внимание на бизнес-проектах освоения Арктики. Теперь отношения этих двух игроков формализованы. На встрече было отмечено, что Арктический экономический совет - перспективная площадка для привлечения инвестиций, развития бизнеса и инноваций на арктических территориях. АЭС будет способствовать деловой активности и ответственному экономическому развитию в Арктике посредством обмена передовым опытом, технологическими решениями, стандартами и другой информацией. Совместно они намерены сотрудничать при решении вопросов устойчивого экономического развития "голубой экономики" и безопасности на море; улучшения телекоммуникационной связи; образования и укрепления потенциала; использования наилучшей имеющейся информации, включая научные исследования, передовой опыт, традиционные и местные знания. Секретариаты АС и АЭС будут служить координационными центрами для согласования вопросов сотрудничества в рамках Меморандума. При необходимости их секретариаты могут проводить периодические консультации для обсуждения текущих и перспективных вопросов сотрудничества.
Наряду с положительными достижениями председательство Финляндии потерпело и ряд неудач. Так, не была принята совместная Декларация, что произошло впервые за весь период существования Арктического совета. По традиции в ней подтверждаются достижения уходящего председателя и даются рекомендации для следующего. Декларации называются в честь городов, в которых проводятся заседания АС. Это стало беспрецедентным случаем и первым публичным признанием противоречий между странами Совета, особенно со стороны США, которые заблокировали проект документа из-за содержащегося в его тексте упоминания о необходимости вместе работать над решением климатических вопросов. По этой же причине не был согласован и Стратегический план сотрудничества по Арктике до 2025 г., который должен был стать первым в истории АС документом перспективного планирования.
Суоми также не удалось организовать и провести арктический саммит на уровне руководителей государств по причине сложности международной обстановки, в том числе вследствие позиции США и ряда других стран по урегулированию конфликтов Сирии и на Украине. На наш взгляд, к этой финской инициативе страны вернутся. Это обусловлено тем, что в Арктике всё более важное значение приобретают проблемы военной безопасности, хотя уровень милитаризации региона пока не выходит за пределы разумной достаточности. Очевидно, что геополитическая ситуация в Арктике не может оставаться длительное время стабильной на фоне обострения и осложнения международных отношений в мире, и эти вопросы необходимо будет рассматривать на уровне руководителей государств. Все участники согласились, что региону нужна политическая стабильность. Масштаб вызовов, стоящих перед человечеством в высоких широтах, объективно понуждает всех, даже потенциальных геополитических противников, к прагматичному диалогу.
Арктическая стратегия и политика Исландии
Современная Европа, 201 9, №4
Впервые Исландия председательствовала в АС в 2002-2004 гг. В этот период ею активно велась работа по расширению научного и образовательного сотрудничества арктических стран, интенсификации взаимодействия между Арктическим советом и Европейским Союзом в рамках проекта ЕС "Северное измерение", а также по подготовке Международного полярного года (2007-2008). Среди новых тем, затронутых в период исландского председательства, можно отметить проблематику развития информационно-коммуникационных технологий в арктическом регионе. Помимо традиционных элементов повестки дня рассматривались вопросы финансирования деятельности АС. С этой целью был одобрен механизм Фонда поддержки его проектов.
После своего председательства Исландия начала активно заниматься разработкой своей национальной арктической стратегии и политики [Антюшина, 2014: 54-61]. Исландское министерство по окружающей среде совместно с министерством по рыболовству и министерством иностранных дел опубликовало доклад "Океан - политика Исландии", в котором упор сделан на охрану окружающей среды, изменение климата, сохранение биологического разнообразия, устойчивое развитие, навигацию и туризм. В 2006 г. МИД Исландии опубликовал новый доклад - "Север встречается с Севером - навигация и будущее Арктики", посвящённый судоходству и экологии. В 2009 г. внешнеполитическое министерство острова разработало доклад "Исландия на Крайнем севере", в котором затрагивается более широкий круг вопросов, включая военную безопасность, использование природных ресурсов, охрану окружающей среды, транспорт, культуру коренных народов, проведение наблюдений и осуществление научных исследований. Данные подходы нашли своё последующее отражение в Концепции арктической стратегии Исландии, которая обсуждалась в её парламенте в начале 2011 г. Дискуссия закончилась тем, что Альтинг в своей резолюции от 28 марта 2011 г. сформулировал 12 ключевых положений (принципов) арктической политики страны, которая должна включать следующие направления:
- содействовать развитию и укреплению Арктического совета в качестве важнейшего консультативного органа по арктическим вопросам;
- обеспечивать статус Исландии в качестве арктической державы, вся территория которой находится в пределах Арктического региона;
- учитывать особенности географического положения Арктического региона, который с одной стороны простирается до Тихого океана, а с другой стороны примыкает к Атлантическому океану. То есть с точки зрения Исландии Арктику следует рассматривать как незамкнутое пространство, что влияет на её экологию, состояние которой зависит не только от арктических стран, но и от нерегиональных держав;
- строить политику исходя из признания Конвенции ООН по морскому праву в качестве инструмента для решения всех спорных вопросов, которые возникают между странами в арктической зоне;
- укреплять сотрудничество с Гренландией и Фарерскими островами;
- поддерживать права коренных народов и содействовать их прямому участию в принятии решений, касающихся Крайнего севера;
Современная Европа, 2019, №4
- развивать международное сотрудничество с другими государствами и прочими заинтересованными сторонами с учётом исландских интересов в Арктическом регионе;
- признавать необходимость предотвращения антропогенного влияния на изменение климата и поддерживать принцип устойчивого развития;
- обеспечивать безопасность Арктического региона, противодействуя милитаризации региона. Сотрудничество Исландии с другими странами следует подчинять следующим задачам: сохранение биологических ресурсов, проведение научных исследований, организация поиска и спасания на водах, а также предотвращение загрязнения Арктики;
- развивать торговые связи между арктическими странами с учётом новых возможностей, создаваемых в результате усиления хозяйственной деятельности в Арктическом регионе;
- укреплять научный потенциал в области арктических исследований и содействовать утверждению за границей представлений об Исландии как месте проведения различных заседаний, конференций и дискуссий по арктическим вопросам;
- содействовать обсуждению на национальном уровне арктической проблематики.
В последующие годы Исландия, придерживаясь этих положений [Лукин, 2017:
205-206], принимала участие в международном сотрудничестве, обеспечении безопасности региона, защите окружающей среды, разработке природных ресурсов, развитии транспорта, углублении международной кооперации в области наблюдений за окружающей средой и изучении происходящих изменений климата, сохранении традиционной культуры народов Севера. Особенностью исландской стратегии является упор на координацию участия страны в двустороннем и многостороннем сотрудничестве в Арктике. В настоящее время исландскими приоритетами являются расширение использования возобновляемых энергетических ресурсов, учёт интересов рыболовства и развитие сотрудничества в области образования и научно-технических исследований. Исландия связывает перспективы развития транспорта не только с судоходством, но и с воздушным транспортом. Страна выступает против милитаризации Арктики за пределами национальной юрисдикции, являясь участником ряда региональных организаций и соглашений, распространяющих своё действие на арктическую зону.
Основные направления председательства Исландии
На V Международном форуме "Арктика - территория диалога" президент Исландии Г. Йоуханнессон, а также на министерской встрече глава МИД Т. Сойни представили повестку председательства страны в АС на 2019-2021 гг. Было подчёркнуто, что устойчивое развитие станет центром программы председательства, при этом акцент будет сделан на экономике, на проблематике моря, окружающей среде и людях, проживающих в Арктическом регионе, а также на дальнейшем укреплении Арктического совета. Отмечено, что нынешнее
Современная Европа, 201 9, №4
правительство Исландии придаёт арктическим вопросам приоритетное значение в своей политике.
Обобщая стратегические документы Исландии по проблемам Арктики, а также учитывая заявленные предложения должностных лиц государства, можно предположить, что Рейкьявик планирует сосредоточиться на следующих проблемах:
- защита морской арктической среды, борьба с закислением океана;
- устойчивое развитие рыболовецкого сектора (летом 2019 г. в Санкт-Петербурге запланировано проведение глобального рыболовецкого форума);
- снижение загрязнения океана, борьба с морским мусором, включая микропластик, разработка Регионального плана действий по сокращению объёма морского мусора и микрочастиц пластика в нём, организация по этой теме в апреле 2020 г. международного симпозиума;
- противодействие изменению климата и внедрение зелёной энергетики, продолжение работы по улучшению качества прогнозов погоды в Арктическом регионе, дальнейшее изучение возможностей повышения эффективности использования морских ресурсов. Подготовка обновлённого доклада об изменении климата в Арктике к Министерскому заседанию в Рейкьявике в 2021 г.;
- создание процветающего и устойчивого сообщества коренных народов, проживающих в Арктике, через их социальное благополучие, повышение качества жизни и развитие культурных и академических обменов, содействие диалогу по вопросам гендерного равноправия в Арктике;
- продолжение деятельности по усилению и повышению роли Арктического совета как эффективной площадки для диалога, укрепление сотрудничества с Арктическим экономическим советом и странами-наблюдателями.
Россия в Арктике
На майской встрече в Рованиеми Москва в очередной раз чётко обозначила свою позицию по деятельности Арктического совета и вопросам международного сотрудничества в Арктике на современном этапе [Выступление, 2019].
Во-первых, министр иностранных дел РФ С.В. Лавров заявил, что Россия открыта для самого широкого сотрудничества в этом регионе, где нет каких-либо поводов для конфликтов и попыток привносить военные методы в решение любых возникающих здесь вопросов. Существующее международное право позволяет надёжно обеспечивать национальные интересы всех арктических государств и внерегиональных стран. Этим он ответил госсекретарю США М. Помпео, который обвинил Россию и Китай в росте напряжённости в Арктике и формировании планов по соединению Северного морского пути с китайским "Морским шёлковым путем".
Во-вторых, стратегической целью России остается обеспечение устойчивого развития региона в трёх измерениях: экономическом, природоохранном и социальном. Она намерена содействовать повышению адаптации и устойчивости региона к глобальным климатическим изменениям, минимизации антропогенного воздействия на окружающую среду, в том числе в русле реализации Парижского
Современная Европа, 2019, №4
климатического соглашения и Повестки дня ООН в области устойчивого развития до 2030 г.
В-третьих, Москва обратила внимание участников встречи на проблемы сохранения биоразнообразия Арктики, её уникальных, но крайне уязвимых экосистем, предупреждение загрязнения на море и на суше, отработку практического взаимодействия арктических государств по совместному реагированию на эти угрозы. В контексте быстрого развития в Арктике морской деятельности, судоходства, в том числе круизного туризма, было предложено и далее укреплять потенциал оперативного ответа на возможные чрезвычайные ситуации, расширять сотрудничество по линии береговых охран.
В-четвёртых, приоритетным направлением работы АС должна оставаться природоохранная деятельность. В её рамках необходимо продолжать реализацию пилотной фазы так называемого "Инструмента поддержки проектов", который зарекомендовал себя эффективным финансовым механизмом в деле осуществления проектов в сфере сокращения загрязнения окружающей среды в Арктике и практической поддержки экологического сотрудничества.
В-пятых, министр иностранных дел России С.В. Лавров в очередной раз отметил важность тесного взаимодействия между органами Арктического совета, выразив заинтересованность в более активном подключении стран-наблюдателей к его деятельности.
Период председательства Финляндии в АС стал импульсом дальнейшего укрепления российско-финляндских отношений, которые традиционно носят добрососедский и взаимовыгодный характер. Президенты стран за эти два года встречались и вели переговоры три раза. 28 июля 2017 г. в г. Савонлинна на праздновании 100-летия независимости Финляндии, 22 августа 2018 г. в Сочи, 9 апреля 2019 г. в Санкт-Петербурге в рамках Международного форума "Арктика -территория диалога", на которых обсуждались двусторонние и мировые проблемы, а также вопросы Арктики и экологии.
Заключение
Завершившееся председательство Финляндии в Арктическом совете получило высокую оценку его членов, выразивших поддержку заступающей на этот пост Исландии. Не приняв совместной Декларации по итогам майской встречи, министры иностранных дел стран АС, вместе с тем, в итоговом заявлении подтвердили приверженность арктических государств поддержанию мира, стабильности и конструктивного сотрудничества в Арктике, отметили их лидирующую роль в процессах взаимодействия в Арктическом регионе.
По нашим оценкам, Республика Исландия в целом сможет реализовать заявленную программу, постарается ровно взаимодействовать со всеми странами, не будет злоупотреблять своим председательством и не станет лоббировать интересы Китая по арктическим вопросам, как это имело место в 2008-2014 гг. Однако, с учётом зависимости Исландии в своей арктической политике от США, Канады и Норвегии, возможно как ослабление, так и обострение нынешней напряжённости в российско-американских и российско-европейских отношениях.
Современная Европа, 201 9, №4
Для России это очень важно, так как в 2021 г. председательство в АС перейдет к ней.
На министерской встрече было отмечено, что в своей политике в Арктике Россия по-прежнему исходит из того, что актуальные проблемы региона можно решать только путем взвешенной и взаимовыгодной международной кооперации. России уже в настоящее время необходимо начать подготовку к своему председательству в Арктическом совете, обратив особое внимание на вопросы, которые интересуют все арктические государства.
Список литературы
Антюшина Н.М. (2014) Арктика: новый формат международного сотрудничества, Ин-т Европы РАН, Москва, Россия, 138 с.
Арктическая выгода (2018) Огонек, № 33, 3.09.
Бернер А. (2018) Поиск совместных решений для взаимодействия в Арктике. URL: http://pro-arctic.ru/01/02/2018/gamers/30304 (дата обращения: 02.04.2018).
Встреча с Президентом Финляндии Саули Ниинистё (2019) 9 апреля 2019 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/60249 (дата обращения: 13.05.2019).
Выступление Министра иностранных дел России С.В. Лаврова на XI Министерской сессии Арктического совета, г. Рованиеми (2019) 7 мая 2019 г. URL: http://www.mid.rU/ru/foreign_policy/news//asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3637699 (дата обращения: 13.05.2019).
Журавель В.П. (2018) Арктический совет: итоги первого года председательства Финляндии, Научно-аналитический вестник Института Европы РАН, № 3, с. 127-134.
Журавель В.П. (2018) Председательство стран в Арктическом совете - важный фактор улучшения его работы и повышения престижа в мире, Европейская аналитика 2018, ИЕ РАН, Москва; Нестор-История, Санкт-Петербург, Россия, с. 135-141.
Лукин Ю.Ф. (2017) Многомерность пространства Арктики, САФУ им. М.В. Ломоносова, Архангельск, Россия, 250 с.
Пленарное заседание Международного арктического форума (2019) 9 апреля 2019 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/60250 (дата обращения: 15.04.2019).
Хяркенен А. (2018) Финляндия - председатель в Арктическом совете (2017-2019), Арктические ведомости, № 1, с. 12-15.
References
Antyushina N. (2014) Arctic: a New Framework of the International Cooperation, Institute of Europe, Moscow, Russia, 138 p.
Arctiheskay vigoda (2018) Ogonek, № 33, 3 Sep (accessed: 13.05.2018).
Berner A. (2018) "Searching for joint solutions for interaction in the Arctic", available at: http: //pro-arctic.ru/01/02/2018/gamers/30304 (accessed: 02.04.2018).
Harkonen A. (2018) Finland - chairman of the Arctic Council (2017-2019), Arctic Herald, № 1, рр. 12-15.
Lukin Y.F. (2017) Mnogomernost prostranstva Arktiki, SAFU im. M.V. Lomonosova, Arkhangelsk, Russia, 250 p.
Plenarnoye zasedaniye Mezhdunarodnogo arkticheskogo foruma (2019) 9 Apr 2019, available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/60250 (accessed: 15.04.2019).
Vstrecha s Prezidentom Finlyandii Sauli Niinisto (2019) 9 Apr 2019, available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/60249 (accessed: 13.05.2019).
Vystupleniye Ministra inostrannykh del Rossii S.V. Lavrova na XI Ministerskoy sessii Arkticheskogo soveta, g. Rovaniyemi (2019) 7 May 2019, available at: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news//asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3637699 (accessed: 13.05.2019).
Современная Европа, 2019, №4
Zhuravel V.P. (2018) Predsedatel'stvo stran v Arkticheskom sovete - vazhnyy faktor uluchsheniya yego raboty i povysheniya prestizha v mire, Yevropeyskaya analitika 2018, IE RAN, Moscow; Nestor-Istoriya, Saint Petersburg, Russia, pp. 135-141.
Zhuravel V.P. (2018) Arkticheskiy sovet: itogi pervogo goda predsedatel'stva Finlyandii, Nauchno-analiticheskiy vestnikInstituta Yevropy RAN, № 3, pp. 127-134.
The Chairmanship in the Arctic Council: from Finland to Iceland
Author. Zhuravel V., Candidate of Sciences (Pedagogics), Leading Research Associate, Head of the Centre for Arctic Studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected].
Abstract. The article summarizes the results of the Finnish chairmanship over the Arctic council (AC, Council) between 2017-2019 and analyzes their results. Together with positive outcomes, the author looks at some failures. As a result of the eleventh ministerial meeting of the AC in the Finnish city of Rovaniemi, for the first time since the establishment of the AC, its members have failed to agree and adopt a joint Declaration. By taking into account the conceptual foundation of the Icelandic Arctic policy, first statements of experts and politicians, as well as the results of the fifth meeting of the international forum "Arctic: Territory of Dialogue", the article attempts to predict the program of the Icelandic chairmanship over the Council in 2019-2021 and its impact on easing tensions in the relationship between Russia and the United States, and the West as a whole is also considered. Russian position as usual based on the solution of the most actual problems of the Arctic region through the balanced and mutually beneficial international cooperation.
Key words: Arctic Council, Arctic, Russia, Finland, Iceland, USA, China, Northern Sea Route, ecology.
DOI: http://dx. doi. org/10.15211/soveurope4201997107
Современная Европа, 2019, №4