Научная статья на тему 'Что привнесут в своё председательство в арктическом совете Соединённые Штаты Америки'

Что привнесут в своё председательство в арктическом совете Соединённые Штаты Америки Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
254
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ / ARCTIC COUNCIL / ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО / КАНАДА / CANADA / ИКАЛУИТСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ / IQALUIT DECLARATION / ПРОГРАММА И ПОЛИТИКА США / PROGRAM AND POLICY OF THE US / САНКЦИИ / SANCTIONS / ПОЗИЦИЯ РОССИИ / RUSSIA''S POSITION / CHAIRMANSHIP

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Журавель Валерий Петрович

Анализируются итоги деятельности Канады в период председательства в Арктическом совете (2013-2015), Икалуитская декларация 24 апреля 2015 года. США намерены использовать своё председательство в АС (2015-2017) в первую очередь для решения собственных внутренних арктических проблем. Программа председательства США в АС фокусируется на улучшение экономической ситуации и условий жизни в арктических общинах; обеспечение сохранности и безопасности в Северном Ледовитом океане и рациональное уп-равление его ресурсами; решение проблемы последствий изменения климата. В решении этих вопросов Соединённые Штаты надеются на конструктивное сотрудничество с Россией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

What the USA will bring to its chairmanship of the Arctic Council

The results of Canada’s chairmanship of the Arctic Council (2013-2015) and the Iqaluit declaration signed on the 24 th of April 2015 are analyzed in the present article. The author is convinced that the United States intend to use their Arctic Council chairmanship (2015-2017) to solve the US internal problems related to the Arctic areas. The program for the US Chairmanship has three focus areas: improving the economic and living conditions of the Arctic communities; Arctic Ocean safety, security and stewardship and the impacts of the climate change. The United States hope for constructive cooperation with Russia aimed at solving these problems.

Текст научной работы на тему «Что привнесут в своё председательство в арктическом совете Соединённые Штаты Америки»

Экономика cеверных социумов и политика/ Economics and Political Science

УДК 341.1

DOI статьи: 10.17238/issn2221-2698.2015.21.5

Что привнесут в своё председательство в Арктическом совете Соединённые Штаты Америки

© Журавель Валерий Петрович, ведущий научный сотрудник Центра Северной Европы Института Европы РАН, эксперт Арктического центра стратегических исследований САФУ имени М.В. Ломоносова, кандидат педагогических наук, доцент. E-mail: [email protected] Аннотация. Анализируются итоги деятельности Канады в период ^R^BJj^^^^H председательства в Арктическом совете (2013—2015), Икалуитская I декларация 24 апреля 2015 года. США намерены использовать своё I председательство в АС (2015—2017) в первую очередь для решения собственных внутренних арктических проблем. Программа председательства США в АС фокусируется на улучшение экономической ситуации и условий жизни в арктических общинах; обеспечение сохранности и безопасности в Северном Ледовитом океане и рациональное управление его ресурсами; решение проблемы последствий изменения климата. В решении этих вопросов Соединённые Штаты надеются на конструктивное сотрудничество с Россией. Ключевые слова: Арктический совет, председательство, Канада, Икалуитская декларация, программа и политика США, санкции, позиция России

What the USA will bring to its chairmanship of the Arctic Council

© Valeriy P. Zhuravel, Senior research fellow at the Center of Northern Europe of the Institute of Europe RAN, Expert of the Arctic Centre for Strategic Studies NArFU, Candidate of pedagogical sciences, Associate professor. E-mail: [email protected]

Abstract. The results of Canada's chairmanship of the Arctic Council (2013-2015) and the Iqaluit declaration signed on the 24th of April 2015 are analyzed in the present article. The author is convinced that the United States intend to use their Arctic Council chairmanship (2015—2017) to solve the US internal problems related to the Arctic areas. The program for the US Chairmanship has three focus areas: improving the economic and living conditions of the Arctic communities; Arctic Ocean safety, security and stewardship and the impacts of the climate change. The United States hope for constructive cooperation with Russia aimed at solving these problems.

Keywords: Arctic Council, chairmanship, Canada, Iqaluit declaration, program and policy of the US, sanctions, Russia's position

Завершение председательства Канады в Арктическом совете

С 2013 по 2015 год в Арктическом совете (АС) председательствовала Канада1. В этот период было немало сделано для расширения и активизации деятельности организации. Так, был образован постоянный секретариат Арктического совета, согласованы все вопросы, необходимые для обеспечения его работы (кадровые, финансовые, организационные). Произошло дальнейшее расширение диапазона деятельности АС на широкий круг практических дел, включая некоторые вопросы, связанные с добычей полезных ископаемых. Заключено второе в истории АС международное соглашение — по предотвращению разливов нефти и борьбе с возможными последствиями. Достигнута договорённость о создании новой площадки для переговоров — Арктическом экономическом совете. Принято решение об образовании коллективного фонда для совместного финансирования природоохранных проектов. Расширен состав стран-наблюдателей АС на основе предварительно разработанных критериев для приёма новых членов в АС в качестве постоянных наблюдателей. Подготовлен второй доклад по человеческому измерению арктической политики, который очень важен для выработки социально-экономической политики в Арктике и защиты интересов коренного населения. В целом взаимодействие арктических государств развивалось в этот период конструктивно.

Вместе с тем, в комментарии МИД России от 27 апреля 2015 года в связи с завершением председательства Канады в Арктическом совете отмечалось, что попытки канадского председательства вбрасывать в деятельность АС посторонние для арктического региона темы, политизировать дискуссию и ставить в зависимость от них принятие решений по тем или иным направлениям международного сотрудничества в Арктике не способствовало делу. В комментарии МИД России подчёркивалось, что особенно это проявилось в ходе подготовки и проведения встречи в Икалуите. Однако такая линия Канады не встретила поддержки ни со стороны самих приарктических государств, ни организаций коренных народов Крайнего Севе-ра, единодушно отметивших недопустимость формирования конфронтационной повестки работы в этом арктическом формате.

1 и

Председательство в Арктическом совете меняется каждые два года среди приарктических государств. Первой страной-председателем АС была Канада (1996—1998). Потом АС возглавляли США, Финляндия, Исландия, Россия, Норвегия, Дания и Швеция. Второй цикл председательства начался в 2013 году, когда Канада взяла на себя председательство до 2015 года. Затем её сменили в этой роли США.

Икалуитская декларация 2015 года

В 2015 году председательство в АС перешло от Канады к Соединенным Штатам Америки . На севере Канады в городе Икалуит 24 апреля 2015 года состоялась министерская встреча АС. Российскую делегацию возглавил министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Е. Донской. В связи с продолжающимся охлаждением отношений между Россией и Западом из-за украинского кризиса министр иностранных дел России С.В. Лавров на эту встречу не поехал. Следует отметить, что все предыдущие встречи он посещал и принимал в их работе активное участие. На заседании министры подписали Икалуитскую декларацию 2015 года, которая подвела итоги председательства Канады в АС 3.

В Икалуитской декларации подтверждается приверженность арктических государств сохранению мира, стабильности и сотрудничества в Арктике, намечены новые шаги по дальнейшему развитию международного взаимодействия. В этих целях принят ряд программных документов, включая межправительственный Рамочный план сотрудничества в сфере предупреждения загрязнения морских районов Арктики нефтью в результате нефтегазовой деятельности и судоходства. План содержит перечень мер по предупреждению загрязнения нефтью в результате нефтегазовой деятельности в Арктике, а также перечень мер по предупреждению загрязнения арктической морской среды нефтью в результате морского судоходства. Предусматривается обмен информацией между его участниками, в том числе в отношении процессов, правил, политики и практики, связанных с предупреждением загрязнения арктической морской среды нефтью. Участники намереваются проводить оценку воздействия, включая оценку рисков и воздействия на окружающую среду для нефтегазовой деятельности и судоходства, которые могут привести к загрязнению арктической морской среды нефтью. На встрече также был принят Рамочный документ АС о действиях по сокращению выбросов черной сажи и метана, Стратегический план для арктических морей на 2015—2025 гг.

На сессии в Икалуите не было принято решение о предоставлении статуса наблюдателя Европейскому союзу, несмотря на то, что осенью 2014 года Канада сняла свои возражения, которые были главным препятствием для принятия соответствующего решения два года назад. Разумеется, в условиях проведения ЕС политики санкций в отношении России, Москва

2 Попытка спрогнозировать программу председательства США в Арктическом совете, исходя из оценки концептуальных основ американской арктической политики, а также анализа выступлений должностных лиц Госдепартамента США, Национальной комиссии по арктическим исследованиям, учёными, представителями бизнес сообщества в 2014 — начале 2015 гг., была предпринята ранее в статье В.П. Журавель, Н.М. Антюшиной [1]

3 Икалуитская декларация 2015 года. По случаю Девятой Министерской сессии Арктического совета. URL: http:// www.arctic-council.org/index.php/en/document-archive/category/604-declaration-sao-report?download=2746:iqaluit -declaration-russian (дата обращения: 10.09.2015).

не была настроена на то, чтобы распахнуть перед ним двери для участия в работе Арктического совета. Но и здесь было принято решение внешне элегантное — рассмотрение всех заявок, а не только заявки ЕС, на статус наблюдателей было отложено до следующей сессии совета, которая состоится через два года в США.

Начало председательство США в Арктическом совете (2015—2017)

По итогам министерской встречи председательство в АС перешло от Канады к США. США выдвинули лозунг своего председательства «Единая Арктика: общие вызовы, возможности и ответственность». Определены основные направления работы Арктического совета на период председательства Соединенных Штатов Америки (2015—2017) 4.

В настоящее время Государственный секретарь США Джон Керри является Председателем Арктического совета. Непосредственно в США проблемами Арктики занимаются: отставной адмирал Роберт Дж. Папп, мл. — специальный представитель США по вопросам Арктики (назначен в июне 2014 года, бывший руководитель Береговой охраны США, раннее такой должности в США не было), Фрэн Алмер — специальный советник государственного секретаря США по вопросам арктической науки и политики.

Рисунок 1. Team for US chairmanship 2015—2017 of the Arctic Council: Джон Керри. Роберт Дж.Папп, мл. Фрэн Алмер

В управленческую команду США по Арктике входят также Посол Дэвид Болтон — председатель Комитета старших должностных лиц, Джулия Горли — старшее должностное лицо, представляющее США в Арктическом совете, и другие 5.

Программа председательства США в Арктическом совете включает три основных направления работы:

а) улучшение экономической ситуации и условий жизни в арктических общинах;

4 Информация о председательстве США в АС размещена на специально созданном сайте: URL: http://www.arctic-council.org/index.php/ru/# (дата обращения: 02.09.2015)

5 Team for US chairmanship 2015—2017 of the Arctic Council. URL: http://www.arctic-council.org/index.php/en/about -us/arctic-council/u-s-chairmanship (дата обращения: 10.09.2015).

b) обеспечение сохранности и безопасности в Северном Ледовитом океане и рациональное управление его ресурсами;

c) решение проблемы последствий изменения климата 6.

США акцентировали внимание на работу целевых групп по вопросам арктического морского сотрудничества ^АМС), телекоммуникационной инфраструктуры в Арктике ^Т1А) и по укреплению научного сотрудничества в арктическом регионе (SCTF). Как будет построена работа этих групп пока неизвестно, также и то, чему американцы будут отдавать предпочтения.

США недостаточно уделяли внимания Арктике

Анализ показывает, что Соединенные Штаты Америки осознали и публично признали, что в своей деятельности страна недостаточно уделяла внимания Арктике и сильно в этом плане отстала от России, Норвегии, Канады и даже некоторых стран-наблюдателей АС. То, что Барак Обама, как первый действующий Президент США побывал за Полярным кругом, встретился с жителями этой территории, является ярким тому подтверждением.

Особое место в американских дискуссиях занимает вопрос о развитии отечественного ледокольного флота. В настоящий момент у США из трёх ледоколов, способных действовать в арктических широтах, в эксплуатации находится два. Кроме того, по мнению экологов, существующие ледоколы не могут быстро и эффективно помочь в ликвидации возможных катастроф при добыче нефти в Северном Ледовитом океане. Президент США Б. Обама принял решение начать строительство ещё одного тяжелого ледокола общей стоимостью до 1 млрд. долларов и ввести его в строй на два года раньше. «Важно, чтобы мы были готовы — идет ли речь о причинах, связанных с национальной безопасностью, или коммерческих причинах, — к тому, чтобы у нас было намного больше возможностей, чем есть сейчас», — подчеркнул президент США 3 сентября 2015 года 7.

В тоже время в России шесть атомных ледоколов, из них четыре в эксплуатации — «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр», «Вайгач» и два находятся в резерве, проходят частичный плановый ремонт. На российских верфях в настоящее время активно строятся атомные ледоколы «Арктика», «Сибирь» и «Урал». По информации генерального директора ФГУП «Атомфлот» В.В. Рукши строительство одного нашего ледокола обходится в среднем в 40 млрд рублей.

6 URL: http://www.arctic-council.org/index.php/en/about-us/arctic-council/u-s-chairmanship (дата обращения: 10.09. 2015).

7 США построят новые ледоколы для усиления позиций в Арктике. URL: http://www.arctic-info.ru/news/04-09-2015/ssa-postroit-novie-ledokoli-dla-ysilenia-pozicii-v-arktike (дата обращения: 04.09.2015)

В США также отмечают, что Аляска нуждается в глубоководном порте на западе штата, реконструкции аэропорта г. Барроу на северном побережье, соответствующей инфраструктуре для реагирования на разливы нефти в Чукотском море и море Бофорта. Ряд экспертов обращают внимание на необходимость обновления карт этих районов для освоения новых маршрутов морских судов, а также возобновления разведывательных работ на арктическом шельфе.

Политики США уже много лет указывают на важность укрепления интереса граждан внутри страны к полярным делам, более широкое информирование рядовых американцев об «арктическом статусе» Америки. Речь в первую очередь идет о подписании Конвенции ООН по морскому праву (1982 года). Неучастие в ней вредит имиджу страны, создает нестыковку позиции США и стран-партнёров по АС и потенциальную возможность для изменения позиции государства по проблемам Арктики. Следует отметить, что эту конвенцию подписали более 140 стран мира. Кроме того, американское арктическое побережье — небольшое по протяжённости. Оно сформировано в основном северным штатом Аляска и значительно меньше, чем у ещё одного претендента на обладание правами на богатства Арктики — Канады. Поэтому позиции США в споре за Аляску с другими северными странами не такие прочные [2]. Однако, как показывает анализ, провести вопрос о признании Конвенции по морскому праву через Сенат сможет только такой американский президент, который будет располагать прочным большинством голосов в Конгрессе.

Как США намерены использовать своё председательство в АС

В условиях нерешённости многих вопросов, США намерены использовать своё председательство в первую очередь для решения собственных внутренних арктических проблем. Среди них поиск консенсуса между штатом Аляска и федеральным правительством. Арктика в последние годы была зоной интересов штата Аляска. Однако этот штат, имеющий только одно место в Палате представителей Конгресса США, оказывает слабое влияние на политику федеральных властей. К тому же более 80% земель Аляски находится в федеральном управлении, что приводит к конфликтам в отношениях между штатом и правительством страны (например, конфликт из-за возможности бурения нефтяных скважин в Национальном арктическом заповеднике «Arctic National Wildlife Refuge»). Президент США Б. Обама в 2015 году рекомендовал расширить Национальный арктический заповедник на 12 млн акров [3]. Таким образом, к числу территорий природного заповедника, признанных территориями дикой природы, не подлежащими разработке полезных ископаемых, были отнесены потенциально богатые нефтью участки вдоль побережья США в Северном Ледовитом океане. Это предложение вызвало возмущение у сенаторов от Аляски, поскольку, по их мнению, оно подрывает

перспективы экономического развития штата. Предложение Б. Обамы относительно расширения Национального арктического заповедника усугубило разрыв в представлениях жителей Аляски и федерального правительства о приоритетах политики в регионе. Комиссия от штата Аляска по арктической политике выразила озабоченность в связи с тем, что правительство США не уделяет достаточного внимания мнению представителей штата при определении приоритетов председательства в Арктическом совете. В частности, Комиссия сочла, что в программе председательства мало внимания уделено вопросам разработки полезных ископаемых и создания новых рабочих мест. Комиссия также подчеркнула, что не поддерживает отнесение дополнительных участков с потенциальными запасами полезных ископаемых в разряд территорий «дикой природы», так как считает, что жители Аляски должны иметь доступ к данным территориям. Таким образом, Комиссия предпочла бы, и большинство жителей Аляски, по убеждению её членов, согласились бы с ней, чтобы председательство в АС было направлено в большей степени на продвижение вопросов экономического развития, нежели вопросов изменения климата и защиты окружающей среды [3].

На наш взгляд, США будет активнее заниматься экономическими проблемам Арктики тогда, когда у её берегов возрастёт объём перевозок и постепенно будет снижаться себестоимость добычи нефти на шельфе или когда они почувствуют зависимость от импортируемой нефти, что может поставить под угрозу конкурентоспособность и влиятельность страны на глобальном уровне. В СМИ высказывается мнение, что на фоне международных проблем, с которыми США столкнулись в последние годы (конфликт в Сирии, ядерная программа Ирана, продвижение «Исламского государства», кризис на Украине), Арктика явно проигрывает из-за низкой конфликтогенности [3].

Как показывают первые месяцы председательства США, в своей деятельности они отдают приоритет вопросам климата. Об этом 1 сентября 2015 года заявил президент страны Б. Обама, выступая на международной конференции по взаимодействию в Арктике в Ан-коридже (штат Аляска): «Я прибыл сюда сегодня, как лидер крупнейшей экономики мира и второй по масштабам страны-загрязнителя атмосферы, чтобы заявить, что Соединенные Штаты признают свою роль в создании этой проблемы и свою ответственность за её решение» 8. Катастрофически изменяющийся климат приводит к стихийным бедствиям, в которых пропадают целые населённые пункты. Планируется уменьшить вредные выбросы в атмосферу на треть к 2030 году, невзирая на планируемый рост производства и потребления. «Со-

8 Обама призвал к немедленным действиям для обуздания климатических изменений. URL: http://globalural. com/?p=68310 (дата обращения: 10.10.2015)

единённые Штаты, конечно, арктическая нация. В этом году мы председательствуем в Арктическом совете. Мы страстно желаем продолжать сотрудничество со всеми арктическими нациями. Сталкиваясь с проблемами, вы должны знать, что мы не можем их решать в одиночку, мы можем решать их только вместе», — заявил Барак Обама9.

Рисунок 2. Выступление Б. Обамы. URL: http://cdn.topwar.ru/uploads/posts/2015-09/1441159517_2015-09-01t012922z_01_was922_rtridsp_3_usa-obama-alaska.jpg

Президент США напомнил о необходимости подписания на конференции в Париже в декабре 2015 года «Соглашения по сокращению вредных выбросов в атмосферу», где каждая страна должна представить свой план действий по выходу из экологического кризиса, принять меры для сокращения отрицательного влияния человека в Арктике.

Прогнозная оценка сотрудничества США с Россией в Арктике

В решении этих и других вопросов Соединённые Штаты, несмотря на охлаждение отношений, надеются на конструктивное сотрудничество с Россией, в том числе в рамках Арктического совета. Специальный представитель США по вопросам Арктики адмирал Папп говорит об этом постоянно, просит Финляндию быть посредником в налаживании более тесных отношений с Россией.

9 Обама за Полярным кругом. URL: http://topwar.ru/81617-obama-za-polyarnym-krugom.html (дата обращения: 05.09.2015)

Соединённые Штаты понимают, что выполнить все заявленные задачи и провести встречи на высоком уровне они смогут, только опираясь на усилия всех участников Арктического совета, особенно России. Без тесного взаимодействия с Россией, например, будет трудно обеспечить эффективную реализацию соглашений о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике (2011) 10, о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнения моря нефтью в Арктике (2013) 11. Без участия России проведение крупномасштабных учений будет, по крайней мере, неполноценным. Более того, для продвижения таких сложных вопросов, как защита окружающей среды и изменение климата, Арктика должна оставаться стабильным и мирным регионом. Практика работы АС показывает, что для решения задачи по внедрению новых долгосрочных приоритетов необходим консенсус, которого сложно будет добиться в атмосфере недоверия и напряжённости.

В этих условиях, на наш взгляд, перед тем, как делать шаг навстречу Соединённым Штатам Америки, России необходимо учитывать и жёстко оценивать санкционные действия американской стороны в отношении нашей страны.

Соединённые Штаты 16 июля 2014 года ввели экономические санкции против России в связи с событиями в Украине. В санкционный список наряду с крупнейшими оборонными предприятиями России были включены энергетические компании «Роснефть» и «Новатек», а также Ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие»12. Отвечающее за экспортный контроль Bureau of Industry and Security (Бюро промышленности и безопасности) United States Department of Commerce (Министерства торговли США) 6 августа 2014 года добавило в санкционные списки Объединенную судостроительную корпорацию и установило правила на экспорт, реэкспорт или передачу буровых установок, запасных частей, программного обеспечения, насосов, бурильных труб и другого оборудования, предназначенного непосредственно или косвенно для разведки или добычи нефти и газа глубоководных (более 500 футов) участков, арктического шельфа, сланцевых проектов, имеющих потенциал для добычи13. 12 сентября 2014 года США ужесточили экспорт для российских газовых проектов. В разные санкционные экспортные списки США к тому времени были включены рос-

10 Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике (2011). URL: http:// lib-rary.arcticportal.org/1474/3/Arctic_SAR_Agreement_RUS_FINAL_for_signataure_21-Apr-2011.pdf (дата обращения: 04.11.2015)

11 Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнения моря нефтью в Арктике (2013). URL: http://docs.cntd.ru/document/499065181 (дата обращения: 04.11.2015)

12 Санкции против РФ 16 июля 2014. URL: http://news-kapital.ru/sankcii-protiv-rf-16-iyulya-2014/ (дата обращения: 04.11.2015)

13 Russian Oil Industry Sanctions and Addition of Person to the Entity List. A Rule by the Industry and Security Bureau on 08/06/2014. URL: https://www.federalregister.gov/articles/2014/08/06/2014-18579/russian-oil-industry-sanctions-and-addition-of-person-to-the-entity-list#h-18 (дата обращения: 04.11.2015)

сийские энергетические компании: «Роснефть», «Новатек», «Транснефть», «Газпром», «Газпром нефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз»14.

К американским санкциям сразу же присоединился Европейский союз, закрыв для российских организаций, входящих в санкционные списки, европейский рынок капитала и возможности получения более дешёвых, чем в самой России, кредитов. Европейские санкции были направлены также на прекращение «предоставления услуг, необходимых при глубоководной разведке и добыче нефти, работы в Арктике и на месторождениях сланцевой нефти, в том числе, услуги по бурению и испытанию скважин, а также по их геофизическому исследованию». В список оборудования, продажа которого требовала предварительного согласования, входило до 30 видов продукции для нефтяной и газовой промышленности [4].

В 2015 году разного рода санкции США были продлены, расширены и затронули не только большинство российских нефтяных компаний, но и также газовый сектор российской экономики, в том числе месторождения на континентальном шельфе России. 8 июля 2015 года американское Бюро промышленности и безопасности определило санкции в отношении некоторых энергетических проектов России 15. В санкционные списки было добавлено Южно-

Киринское поле нефти и газа на шельфе Охотского моря проекта «Сахалин-3». Под ударом санкций впервые оказался газовый сектор и «Газпром» как покупатель оборудования для освоения Южно-Ки-ринского месторождения. Точечные санкции против Южно-Киринского месторождения поставили под удар и стратегическое сотрудничество «Газпрома» с англо-голландской нефтегазовой компанией Shell, которая в начале августа объявила, что обсуждает свое вхождение в «Сахалин-3» (четыре шельфовых блока в Охотском море — Киринский, Венинский, Айяшский и Восточно-Одоптинский).

14 Alert Memorandum. September 14, 2014. URL: http://www.cgsh.com/files/Publication/e0ee14b2-8d80-44bf-8c99-424ee5cb8638/Presentation/PuNicationAttachment/c1b18d10-5257-4099-bec4-43939412beb8/Ukraine-related%20 Sanctions-%20Expanded%20U.S.%20Sanctions%20Against%20Russian%20Financial,%20Ener.pdf (дата обращения: 04.11.2015)

15 Russian Sanctions: Addition to the Entity List To Prevent Violations of Russian Industry Sector Sanctions. A Rule by the Industry and Security Bureau on 08/07/2015. URL: https://www.federalregister.gov/articles/2015/08/07/2015-19274/russian-sanctions-addition-to-the-entity-list-to-prevent-violations-of-russian-industry-sector (дата обращения: 04.11.2015)

КИРИНСК0Е ГА30К0НДЕНСАТН0Е

Санкционные ограничения в отношении Южно-Киринского месторождения делают проблематичным и реализацию масштабного проекта «Газпрома» по расширению на 5 млн тонн СПГ-завода проекта «Сахалин-2»16.

Санкции США и Европейского союза несомненно ограничивают временные сроки реализации стратегических проектов разведки и добычи углеводородов на арктическом шельфе России, создают угрозы и риски для российских компаний. В то же самое время для российской экономики открываются новые возможности для импортозамещения. Известный учёный, академик РАН Н.П. Лаверов вполне обоснованно считает, что «санкции на поставку оборудования и технологий для глубоководного бурения, введённые западными странами, не критичны для освоения российского шельфа Арктики» [5]. Всё Карское море, его шельфовая зона находится на глубинах, не превышающих 150—200 метров, поэтому нам нужно сначала освоить малые глубины. Когда мы дойдем до больших глубин, то у нас и техника к тому времени будет своя и последовательное развитие технологии. Н.П. Лаверов подчёркивает поэтому, что сейчас нет острой необходимости в глубоководном бурении. Разведанных запасов нефти и газа пока хватает, чтобы поступательно двигаться вперёд. «Я сторонник взвешенного подхода, и надеюсь, что мы не будем проявлять спешки в решении сложнейших проблем освоения Арктики», — заявил он [5].

Заключение

Несмотря на существующие разногласия важно добиваться, чтобы Арктика, в период председательства США в 2015—2017 гг. в Арктическом совете, оставалась регионом мира и стабильности, зоной, свободной от конфликтов на глобальном уровне.

Вместе с тем, необходимо чёткое понимание всей сложности современной ситуации, в том числе при анализе экономических и экологических проблем в арктическом регионе. Геополитическая обстановка складывается таким образом, что рассчитывать на отмену санкций США в обозримом будущем не приходится. Более того, российским властям стоит быть готовыми к расширению санкций, которые могут как усугубить положение дел в отечественной нефтегазовой отрасли, так и затронуть новые отрасли экономики России. Крайне важно воспользоваться этим кризисным моментом для создания собственных конкурентоспособных технологий, чтобы снизить зависимость от других стран в будущем при освоении ресурсов арктического региона.

16 Санкции США серьёзно ударили по Газпрому. 10.08.2015. URL: http://minprom.ua/articles/190561.html (дата обращения: 06.11.2015)

Необходимо также заметить, что появляются реальные возможности для тесного сотрудничества по вопросам изменения климата, в чём явно заинтересованы США, для развития зелёной экономики в Арктике.

Литература

1. Журавель В.П. Арктический совет: переход председательства от Канады к США/ В.П. Журавель, Н.М. Антюшина // Обозреватель (Observer). 2015. № 3. С. 47—55.

2. Минин Е.М. Современное состояние и перспективы развития арктического региона России // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Вып. 23 (709). 2014. С. 103.

3. Клименко Е. Новый лидер в Арктическом совете: каков будет выбор США. 24.04.2015. URL: http://newsland.com/news/detail/id/1535452/ (дата обращения: 04.11.2015).

4. Семушин Д. Донбасс — Арктика: почему Запад пытается выбить из-под ног России "арктическую платформу"? 1 октября 2014. URL: http://regnum.ru/news/polit/1S52749. html (дата обращения: 04.11.2015).

5. Санкции Запада на поставку техники для глубоководного бурения не критичны для освоения российского шельфа Арктики /академик Лаверов Н.П. URL: http://www.oNru. com/news/430236/ (дата обращения: 10.09.2015).

References

1. Zhuravel V.P. Arkticheskij sovet: perehod predsedatelstva ot Kanady k SShA/ V.P. Zhuravel, N.M. Antyushina // Obozrevatel (Observer). 2015. № 3. S. 47—55.

2. Minin E.M. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya arkticheskogo regiona Rossii // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Vyp.23 (709). 2014. S. 103.

3. Klimenko E. Novyj lider v Arkticheskom sovete: kakov budet vybor SShA. 24.04.2015. URL: http://newsland.com/news/detail/id/1535452/ (Accessed: 04.11.2015).

4. Cemushin D. Donbass — Arktika: pochemu Zapad pytaetsya vybit iz-pod nog Rossii "ark-ticheskuyu platformu"? 1 oktyabrya 2014. URL: http://regnum.ru/news/polit/1S52749. html (Accessed: 04.11.2015).

5. Sankcii Zapada na postavku tehniki dlya glubokovodnogo bureniya ne kritichny dlya osvoeniya rossijskogo shelfa Arktiki /akademik Laverov N.P. URL: http://www.oNru. com/news/430236/ (Accessed: 10.09.2015).

Рецензент: Лукин Юрий Федорович, доктор исторических наук, профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.