Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2019, №4
УДК 342
Валерий ЖУРАВЕЛЬ
К ИТОГАМ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА «АРКТИКА - ТЕРРИТОРИЯ ДИАЛОГА»
Аннотация. 9 и 10 апреля 2019 г. в Санкт-Петербурге прошёл Пятый международный форум «Арктика - территория диалога», на котором российские и международные эксперты, представители федеральных ведомств и региональных властей, российских и иностранных компаний обсуждали насущные проблемы Арктики. Автор статьи, участник форума, обобщает основные итоги прошедшего мероприятия и выявляет основные тенденции в развитии арктических исследований.
Ключевые слова: Арктика, Арктический совет, форум «Арктика - территория диалога», Россия.
В Санкт-Петербурге 9 и 10 апреля 2019 г. состоялся Пятый международный форум «Арктика - территория диалога». Мероприятие собрало на своей площадке более 3 тыс. 600 представителей российских и международных политических, научных и деловых кругов, общественности, ведущих средств массовой информации из 52 государств. Самыми многочисленными стали делегации из Китая, Норвегии, Финляндии, Швеции, США, Дании, Исландии, Канады и Японии.
О представительстве и программе форума
В форуме приняли участие президенты Российской Федерации, Финляндии и Исландии, премьер-министры Норвегии и Швеции, министры иностранных дел Дании и Норвегии, представители по вопросам Арктики министерств иностранных дел 8 государств, а также Европейского союза. Участниками мероприятия стали главы таких профильных международных организаций, как Арктический круг, Арктический экономический совет, Совет Баренцева Ев-ро-арктического региона, Союз саамов, Генеральный секретарь Всемирной метеорологической организации Петтери Таалас, Исполнительный секретарь Рамочной конвенции ООН об изменении климата Патрисия Эспиноса Кантельяно, представители зарубежных арктических университетов. Россию представляли 7 федеральных министров, 10 руководителей федеральных агентств и служб, а также главы 15 субъектов РФ. В рамках мероприятия прошли 33 сессии по трём основным проблемам: «Прибрежные территории», «Открытый океан» и «Устойчивое развитие», а также 11 мероприятий в рамках Молодёжного дня. За эти два дня в Санкт-Петербурге было заключено 30 соглашений на общую сумму порядка 70 млрд рублей.
На Форуме состоялся «мозговой штурм» по актуальным проблемам арктической проблематики. Прозвучало много заявлений, актуальных и интересных вопросов и
© Журавель Валерий Петрович - кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, руководитель Центра арктических исследований Отдела страновых исследований Института Европы РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. Е-шаИ: [email protected].
БОТ: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran42019116121
предложений. Обобщая их, можно отметить, что основными проблемами, обсуждаемыми на форуме, были вопросы Северного морского пути (СМП), сохранения экологии и развития международного сотрудничества.
Россия в Арктике
Арктика всегда находилась в поле зрения руководства страны. Десятилетиями шаг за шагом Россия укрепляла, наращивала своё присутствие, свои позиции в Арктике. На каждом новом этапе определялись основные задачи по её развитию.
Как отмечалось на форуме, сегодня регион переживает стремительные перемены. Это, прежде всего, изменение климата, которое, с одной стороны, остаётся серьёзным общим вызовом, а с другой - предоставляет новые возможности в деле расширения использования Северного морского пути для судоходства и развития технологий для добычи углеводородов и морепродукции. Всё это способствует модернизации арктической инфраструктуры и притоку инвестиций. Арктика сегодня представляет собой мегарегион, в котором национальные интересы государств находят своё проявление в их арктической политике и стратегии.
По словам президента РФ Владимира Путина, выступившего на пленарном заседании Форума1, в этом году будет принята новая стратегия развития российской Арктики до 2035 г. Она должна объединить мероприятия национальных проектов и государственных программ, инвестиционные планы инфраструктурных компаний, программы развития арктических регионов и городов. По ключевым социально-экономическим показателям, по качеству жизни людей все арктические регионы должны выйти на уровень не ниже среднероссийского. Такая задача, хоть и с опозданием, поставлена публично.
Несколько заседаний секций были посвящены развитию глобального транспортного коридора, включающего СМП2. Выступающие обратили внимание на дальнейшее развитие современного ледокольного флота, совершенствование навигационно-гидрографического обес-печения и безопасности судоходства на трассах Севморпути, на разработку и внедрение метео-, гидро- и ледовых сервисов, перспективных направлений радиосвязи для проведения ава-рийно-спасательных работ, в том числе, использование беспилотных летательных аппаратов для мониторинга обстановки и ледовой разведки.
Северный морской путь должен также быть безопасным и выгодным для грузоотправителей, привлекательным как по качеству услуг, так и по цене. В частности, конкурентной и обоснованной должна быть плата за ледокольное сопровождение судов. Впервые на международном форуме было заявлено, что для этого РФ будет вкладывать свои средства в эту сферу, чтобы минимизировать тарифную нагрузку на перевозчиков и бизнес и повысить привлекательность Севморпути для грузоотправителей как по качеству маршрута, так и по цене перевозок.
На форуме обращалось внимание на совершенствование береговой, коммуникационной и жилищной инфраструктуры в регионе, в первую очередь, на развитие портовых мощностей северных российских городов. Об этом шла речь на сессиях «Городская среда и технологии жизнеобеспечения в Арктике», «Развитие инфраструктуры северных портов», а также на Форуме арктических муниципалитетов. Порты планируется модернизировать, обеспечив, в том числе, возможность перевозки грузов по пути «река-море». К настоящему времени из 71
1 Пленарное заседание Международного арктического форума. 09.04.2019. Сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/60250 (дата обращения: 15.04.2019).
2 Журавель В.П. Развитие Северного морского пути: национальный и международный аспект. Научно-аналитический вестник Института Европы РАН, №2, 2019. С. 119-124.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2019, №4
порта на трассе Северного морского пути 66 имеют загрузку менее 100 тыс. тонн или не функционируют вовсе. Причалы большинства арктических портов требуют капитального ремонта и углубления дна для приёма современных судов1.
Важной и давно назревшей проблемой является уборка мусора и отходов. С 2012 г. удалось вывезти и утилизировать более 80 тыс. т различных отходов, которые были накоплены в Арктике за десятилетия предыдущей промышленно-хозяйственной деятельности в регионе, начиная ещё со времён СССР. Значительный вклад в решение этой задачи вносит армия. Как сообшил участникам форума президент России В.В. Путин, в ближайшие несколько лет в рамках работы специально разработанного федерального проекта «Чистая среда» в Арктике планируется полностью ликвидировать шесть крупных объектов накопленного экологического вреда, расположенных на территории Мурманской и Архангельской областей, а также в Карелии, Якутии и на территории Ненецкого автономного округа. Помимо этого, в планах России значится очистка акватории Кольского залива, здесь планируется очистить более 200 км2 морской поверхности2.
На форуме было заявлено, что для наращивания капиталовложений в Арктическом регионе, для запуска новых проектов Россия намерена использовать все инструменты поддер-жки инвестиций. На наш взгляд, это обращение было направлено зарубежным партнёрам. Для этого в ближайшее время планируется разработать проект специального федерального закона об особой системе преференций для инвесторов Арктической зоны. Согласно расчётам Минприроды, до 2050 г. в Арктику будет инвестировано порядка 13,5 трлн рублей, 5,5 трлн из которых будет привлечено до 2024 г.3 При этом, значительную часть будут составлять вне-бюджетные инвестиции.
Международные проблемы Арктики
На сегодняшний день Арктика - это территория низкой политической напряжённости и успешного развития многостороннего сотрудничества. В настоящее время уровень её милитаризации не выходит за пределы разумной достаточности. В выступлении на сессии министр иностранных дел России С.В. Лавров заявил, что в Арктике нет конфликтного потенциала, все возникающие здесь вопросы могут и должны решаться политическим путём, за столом переговоров, и что ни один из этих вопросов не требует военного решения. Но в интересах укрепления доверия и взаимопонимания, предотвращения любых видов эскалации, по его мнению, необходимо восстановить полноформатный военно-политический диалог арктических государств. Им было предложено в качестве первого шага наладить контакты на уро -вне военных экспертов.
В выступлениях на пленарном заседании руководителями государств постоянно подчёркивалось возрастание роли Арктического совета как форума высокого уровня для регулярного межправительственного рассмотрения проблем экологии, рационального использования природных ресурсов, взаимодействия в обеспечении безопасности, устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера.
Президент Финляндии Саули Ниинистё заявил, что вопросы Арктики надо обсуждать на уровне глав государств и правительств, сидя лицом к лицу и ведя диалог. Он высказал
1 Козлова А. Мы пойдем Северным морским путем. Сможет ли маршрут по российской Арктике заменить южную транспортную артерию через Суэцкий канал? 02.04.2019. Комсомольская правда. URL: https://www.kp.ru/ daily/26960/4015281/ (дата обращения: 15.04.2019).
2 Пленарное заседание Международного арктического форума. 9 апреля 2019 г. Сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/60250 (дата обращения: 15.04.2019).
3 Глава Минприроды: доступ частных компаний на шельф может быть открыт уже в 2019 году. 11 апреля 2019. ТАСС. URL: https://tass.ru/interviews/6320463 (дата обращения: 13.04.2019).
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2019, №4
сожаление, что не удалось реализовать финской инициативы, связанной с созывом первой арктической встречи в верхах.
Президент Исландии Гудни Торлациус Йоханнессон отметил, что Арктика - это ключевой приоритет для их внешней политики, а Арктический совет - это эффективная площадка для диалога. Он проинформировал участников Форума, что в период предстоящего председательства АС, страна будет работать под лозунгом «Вместе - к устойчивой Арктике!».
Премьер-министр Норвегии Эрна Сульберг указала, что 10% населения страны живёт в Арктике и именно поэтому данный вопрос является ключевым национальным приоритетом. В своём выступлении, говоря об Арктике как регионе мира и стабильности, она заметила, что мы не можем воспринимать это как должное, это результат политических решений и практического сотрудничества между арктическими государствами.
Премьер-министр Швеции Стефан Левен обратил внимание участников форума на то, что глобальное потепление и его последствия могут привести не только к природному, экологическому кризису, а к катастрофе. Потенциально эти изменения могут представлять собой угрозу в области безопасности общемирового масштаба. По его оценке, потепление в Арктике может обернуться издержками в 90 трлн долл. к концу этого века.
О впечатлениях
Россия научилась организовывать и на высоком уровне проводить международные мероприятия. Форум «Арктика - территория диалога» тому подтверждение. В очередной раз было доказано, что диалог, дискуссии лучше любой «холодной войны» в любых её проявлениях.
Активную полемику вызвало заявление руководителя госкорпорации «Росатом» А.Е. Лихачева, который сказал, что компания подняла для себя целевые показатели по объёму проводки судов по арктическому маршруту в 2024 г. от 80 млн т, определённых Президентом РФ, до 92,6 млн т1. Хотелось бы быть уверенным, что за этой цифрой стоят глубокий анализ и со-ответствующие расчёты. Рекорд перевозок в СССР по Севморпути был поставлен в 1987 г. - 6,6 млн т. Этот показатель был превышен Россией только в 2016 г. и составил 7,3 млн т, в 2017 г. без учёта транзитных судов он достиг 10,7 млн т, 2018 г. - 20 млн т. В прошедшем году администрацией СМП было выдано около 800 разрешений российским и иностранным судам, в результате чего было совершено 197 проходов танкеров, из них 114 иностранных. Транзитно, без захода в порты России, по Севморпути прошли 9 судов, из них 7 иностранных2.
Сообщение о том, что в 2019 г. будет принята новая стратегия развития российской Арктики до 2035 г. вызвала не только одобрение, но и целый ряд вопросов у участников мероприятия. Вот один из них. А как быть в этих условиях с проектом федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации», который на экспертном уровне, в федеральных и региональных органах власти обсуждался более 4 лет? Госкомиссия по вопросам развития Арктики и депутаты постоянно говорили, что это позволит снять неразбериху в законодательном обеспечении арктической деятельности. Когда мы говорим о
1 Глава Росатома А. Лихачёв: «Мы станем госгарантиями для недропользователей в Арктике». 11.04.2019. URL: https://www.rosatom.ru/iournalist/interview/glava-rosatoma-a-likhachYev-mY-stanem-gosgarantiYami-dlYa-nedropolzo vateley-v-arktike/ (дата обращения: 14.04.2019).
2 Егоров И. Нет мира без границ. Руководитель Пограничной службы ФСБ России Владимир Кулишов рассказал об охране российских рубежей. 27.05.2019. Российская газета - Федеральный выпуск. URL: https://rg.rU/2019/05/ 27/reg-ufo/glava-pogransluzhby-fsb-rf-rasskazal-ob-ohrane-rossiiskih-rubezhei.html/ (дата обращения: 15.06.2019).
новой стратегии важно также подвести итоги выполнения принятых документов. В первую очередь, речь идёт об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу (2008 г.) и государственной программе Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» (2014 г.) Тогда наши перспективы в Арктике станут более чёткими.
Двояко было встречено предложение министра природных ресурсов и экологии России Д.Н. Кобылкина1, который допустил возможность участия иностранных компаний к работе на шельфе Арктики. По нашему мнению, к этому надо отнестись положительно, но с определёнными оговорками. Важно чётко определить формат этого участия. Главное, чтобы соблюдались экологические стандарты, и это приносило стране дополнительные доходы от этого сектора экономики. Обязательным условием должно быть наличие у зарубежных компаний соответствующего опыта, необходимых технологий и финансов. С учётом значимости Арктики как особой территории и уязвимости её экологии, такое решение должно быть закреплено, на наш взгляд, в виде соответствующего законопроекта.
Заключение
Форум внёс значительный вклад во всестороннее понимание реальной ситуации в Арктике и выработке конкретных предложений по развитию арктической солидарности и партнёрства. На нём Россия уверенно заявила о своих амбициях в Арктическом регионе. В обозри-мом будущем, по мнению экспертов, главными станут экономические проекты, типа «Ямал СПГ» или «Арктик СПГ-2». В этих условиях важно более активно подключать к проблемам Арктики наших ближайших союзников по ЕАЭС.
У руководства страны есть понимание того, что этот регион является важной и перспективной территорией нашего государства. В этой связи необходима системная работа по формированию у граждан России арктического сознания и причастности к великим арктическим делам.
В 2021 г. наша страна будет председательствовать в Арктическом совете и хорошо бы показать всему миру, насколько успешен подъём российского сегмента глобальной арктической зоны.
Список литературы
Глава Минприроды: доступ частных компаний на шельф может быть открыт уже в 2019 году. 11.04.2019. ТАСС. URL: https://tass.ru/interviews/6320463 (дата обращения: 13.04. 2019).
Глава Росатома А. Лихачёв: «Мы станем госгарантиями для недропользователей в Арктике». 11.04.2019. URL: https://www.rosatom.ru/journalist/interview/glava-rosatoma-a-likhachyev-my-stanem-gosgarantiyami-dlya-nedropolzovateley-v-arktike/ (дата обращения: 14.04.2019).
Егоров И. Нет мира без границ. Руководитель Пограничной службы ФСБ России Владимир Кулишов рассказал об охране российских рубежей. 27.05.2019. Российская газета - Федеральный выпуск №119(7871). URL: https://rg.ru/2019/05/27/reg-ufo/glava-pogransluzhby-fsb-rf-rasskazal-ob-ohrane-rossijskih-rubezhej.html/ (дата обращения: 15.06.2019).
Журавель В.П. Развитие Северного морского пути: национальный и международный
1 Глава Минприроды: доступ частных компаний на шельф может быть открыт уже в 2019 году. 11.04.2019. ТАСС. URL: https://tass.ru/interviews/6320463 (дата обращения: 13.04.2019).
аспект. Научно-аналитический вестник Института Европы РАН, №2, 2019 С. 119-124.
Козлова А. Мы пойдём Северным морским путём. Сможет ли маршрут по российской Арктике заменить южную транспортную артерию через Суэцкий канал? 02.04.2019. Комсомольская правда. URL: https://www.kp.ru/daily/26960/4015281/ (дата обращения: 15.04.2019).
Пленарное заседание Международного арктического форума. 09.04.2019. Сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/60250 (дата обращения: 15.04. 2019).
References
Glava Minprirody: dostup chastnyh kompanij na shelf mozhet byt otkryt uzhe v 2019 godu. 11.04.2019. TASS. URL: https://tass.ru/interviews/6320463 (data obrashcheniya: 13.04.2019).
Glava Rosatoma A. Lihachyov: «My stanem gosgarantiyami dlya nedropolzovatelej v Arktike». 11.04.2019. URL: https://www.rosatom.ru/journalist/interview/glava-rosatoma-a-likhachyev-my-stanem-gosgarantiyami-dlya-nedropolzovateley-v-arktike/ (data obrashcheniya: 14.04.2019).
Egorov I. Net mira bez granic. Rukovoditel Pogranichnoj sluzhby FSB Rossii Vladimir Kul-ishov rasskazal ob ohrane rossijskih rubezhej. 27.05.2019. Rossijskaya gazeta - Federalnyj vypusk №119(7871). URL: https://rg.ru/2019/05/27/reg-ufo/glava-pogransluzhby-fsb-rf-rasskazal-ob-ohrane-rossijskih-rubezhej.html/ (data obrashcheniya: 15.06.2019).
Zhuravel V.P. Razvitie Severnogo morskogo puti: nacionalnyj i mezhdunarodnyj aspect. Na-uchno-analiticheskij vestnik Instituta Evropy RAN, №2, 2019. S. 119-124.
Kozlova A. My pojdyom Severnym morskim putem. Smozhet li marshrut po rossijskoj Arktike zamenit yuzhnuyu transportnuyu arteriyu cherez Sueckij kanal? 02.04.2019. Komsomolskaya prav-da. URL: https://www.kp.ru/daily/26960/4015281/; https://rg.ru/2019/05/27/reg-ufo/glava-pogran sluzhby-fsb-rf-rasskazal-ob-ohrane-rossijskih-rubezhej.html/ (data obrashcheniya: 15.04.2019).
Plenarnoye zasedaniye Mezhdunarodnogo arkticheskogo foruma. 9.04.2019. Sait Prezidenta RF. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/60250 (data obrashcheniya: 15.04.2019).
On results of the International forum «Arctic-territory of dialogue»
Author. Valery Zhuravel, Candidate of Sciences (Pedagogics), Leading Researcher, Head of the Center for Arctic Studies of the Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Associate Professor. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected].
Abstract. On April 9 and 10, 2019, the Fifth international forum «Arctic - territory of dialogue» was held in St. Petersburg. Russian and international experts, representatives of Federal agencies and regional authorities, Russian and foreign companies discussed the pressing problems of the Arctic development. The author summarizes the main results of the event, shares his impressions about its work.
Key words: Arctic, Arctic Council, «Arctic - territory of dialogue» forum, Russia.
DOI: http://dx. doi.org/10.15211/vestnikieran42019116121