DOI: 10.24411/2618-6888-2019-10016
Л.В. Филиппова
НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КИТАЯ В АРКТИКЕ
Аннотация. Существенный рост интереса Китая к Арктике в последние десятилетия можно объяснить тремя основными блоками интересов. Это залежи полезных ископаемых, новые морские пути и необходимость научных исследований. Очевидными приоритетами являются первые две составляющие, в то время как третья обеспечивает легитимацию растущего присутствия Китая в Арктическом регионе, обусловленного новыми геополитическими устремлениями КНР. В связи с этим в статье ставится задача оценить арктический научный потенциал Китая в его динамике, а также определить взаимосвязь между его развитием и усилением роли КНР в Арктике в целом. Для этого автор подробно рассматривает основные этапы научно-исследовательской деятельности Китая в Арктике, формировавшейся уже после начала активной фазы его исследований по Антарктике. Так, одним из переломных этапов в развитии арктических научных исследований КНР можно считать начало перехода от изучения природно-климатических проблем к оценке коммерческого и военно-стратегического потенциала региона, наметившегося после того, как российская научно-исследовательская экспедиция установила в 2007 г. российский флаг на Северном полюсе. Это событие тоже стало причиной особого интереса китайской стороны к развитию научного диалога с Россией по арктическим вопросам.
Автор также рассматривает эволюцию национальных институтов арктических исследований с конца 1980-х годов, отмечает ход
арктических научных экспедиций КНР (в том числе Девятой национальной экспедиции 2018 г.) и проводит инвентаризацию объектов арктической инфраструктуры Китая, обращая внимание на планы по их дальнейшему расширению. Кроме того, в статье характеризуется деятельность КНР в международных арктических научных проектах — как в рамках международных научных организаций регионального сотрудничества, так и в двусторонних и малых многосторонних формах взаимодействия. При этом особое внимание автор уделяет развитию российско-китайского научного диалога, наиболее активно развивающемуся в последние годы. На основе собранных данных автор показывает, как КНР наращивала инвестиции в арктические научные программы, трансформируя их в конкретные научно-технологические достижения и наработки, и как постепенно возрастало значение арктического вектора в общем блоке китайских полярных исследований. В первую очередь именно благодаря этим факторам за относительно короткий, 30-летний, срок Китай сумел превратиться из страны, далекой от самостоятельных исследований Арктического региона, в «околоарктическое государство» (или «приарктическое государство» в зависимости от перевода) — значимого игрока в регионе с собственной развитой инфраструктурой и накопленными арктическими знаниями.
Ключевые слова: Арктика, Северный Ледовитый океан, полярная наука, арктическая наука, российско-китайское сотрудничество, арктическая научная станция «Хуанхэ», китайские арктические экспедиции.
Автор: Филиппова Людмила Викторовна, заместитель Исполнительного директора Общества российско-китайской дружбы. E-mail: [email protected]
L.V. Filippova
China's Arctic Research Potential
Abstract. The growth of China's interest towards the Arctic over the past decades can be explained by three main driving factors: mineral assets, new sea routes and the need in scientific research. The first two components are obvious priorities, while the third one legitimizes the rising presence of China in the Arctic region fueled by the country's new geopolitical aspirations. In this regard, the paper aims to assess China's Arctic scientific potential by following it in dynamics, as well as to determine its impact on the overall changing global role of the PRC. To this end, the
author examines in detail the main stages of China's research activities in the Arctic, which evolved from the Antarctic research of China. The beginning of one of the stages was associated with the transition from studying the Arctic natural status to assessing its regional business and strategic potentials what was inspired by the fact that Russian research expedition planted the Russian flag in the North Pole seabed in 2007. This event, among other things, gave rise to China's special interest in promoting scientific dialogue with Russia on the Arctic issues. The author also points out the evolution of the Chinese Arctic research institutes since the late 1980s, compares nine China Arctic National Research Expeditions and gives an update on China's regional infrastructure, drawing particular attention to its intended further expansion. In the paper, special attention is paid to the Chinese contribution to a broader international scientific effort on the Arctic, both as part of international scientific organizations' activities and/or bilateral and exclusive multilateral scientific dialogue. Basing on the data collected, the author demonstrates how China's increased investment in Arctic scientific programs has been transferred into specific scientific and technological achievements and how the importance of the Arctic research has gradually increased within the block of Chinese Polar research. The author concludes that these factors allowed China to turn from a country with limited Arctic research interest into a "near-Arctic state", a notable player in the region with its own developed infrastructure, knowledge of the Arctic and significant research potential as well.
Keywords: the Arctic, Arctic Ocean, Polar science, Arctic science, Russia—China collaboration, Arctic Yellow River Station, CHINARE.
Author: Liudmila V. FILIPPOVA, Deputy Executive Director, Russia-China Friendship Society (e-mail: [email protected]).
Рост интереса Китая к Арктике в последние десятилетия обусловлен тремя основными факторами. Это залежи полезных ископаемых в регионе, новые морские пути и необходимость научных исследований. Очевидными приоритетами являются первые две составляющие, обещающие возможности для экономического роста. В то время как третья, официально объясняемая климатическими изменениями и возможным влиянием таяния арктических льдов на экологию и экосистемы Китая как «околоарктического государства» [China's Arctic Policy...], по сути обеспечивает легитимацию расту-
щего китайского присутствия в Арктике вследствие укрепления геополитических амбиций Китая как великой державы.
При этом научный интерес Китая к региону произрастает не столько из исследований самой Арктики, сколько является следствием исследований Южного полюса. Причем несмотря на растущий интерес Китая к Арктике, его усилия, направленные на изучение полярных регионов, по-прежнему распределяются по правилу Паре-то: на исследования Антарктики КНР направляет примерно 80 % выделенного на полярные области финансирования, а на исследования Арктики — лишь около 20 % [ЬаскепЬаыег & а!., 2018]. Ежегодно Китай выделяет на полярные исследования более 60 млн долл. — больше чем, например, США [Журавель, 2016]. При учете упомянутого соотношения показатели финансирования Китаем арктических программ вряд ли превышают средние по региону, однако для неарктического государства, несомненно, являются значимыми.
Институты арктических исследований в КНР
Первый институт по полярной проблематике в Китае — учрежденный в 1981 г. Национальный комитет КНР по экспедициям в Антарктику — был напрямую инкорпорирован в структуру государственного управления. Причем только в 1996 г., когда восемь арктических государств в Оттавской декларации провозгласили создание Арктического совета, Китай — по случайному или неслучайному совпадению — принял решение расширить зону ответственности Комитета и переименовал его в Администрацию Арктики и Антарктики КНР. После реформы органов государственной власти Китая в 2018 г. орган стал подчиняться Министерству природных ресурсов КНР, курируя организацию полярных исследований и экспедиций в оба циркумполярных региона, а также отвечая за разработку стратегии, политического курса и нормативных документов, сбор соответствующей информации и данных и координацию взаимодействия с зарубежными партнерами.
В промежутке между этими двумя событиями, в 1989 г., в Китае появился первый исследовательский институт, занимающийся изу-
чением полярных регионов, — Институт полярных исследований Китая. Этот научно-исследовательский институт, базирующийся в Шанхае, проводит собственные комплексные полярные исследования, осуществляет координацию национальных полярных исследований и финансирует их, отвечает за ключевые объекты инфраструктуры, задействуемые для проведения исследований, в том числе ледоколы и научные полярные станции, а также организует национальные полярные экспедиции (CHINARE). В рамках Института функционирует Китайский информационный центр арктических и антарктических исследований, являющийся единственным учреждением в КНР, уполномоченным вести сбор, систематизацию и хранение материалов и данных полярных исследований. В целом Институт полярных исследований Китая выступает своего рода связующим звеном между государственными органами и научно-академическим сообществом страны [Петровский, 2016].
Арктическими исследованиями также занимаются ведущие «мозговые центры» КНР, в том числе институты Китайской академии наук, являющейся частью государственного аппарата Китая и имеющей статус министерства: Институт аэрофизики, Институт географических наук и природных ресурсов, Институт океанологии и др. Кроме того, результаты арктических исследований в области социальных наук публикуют институты Китайской академии общественных наук, подчиняющейся напрямую Государственному совету КНР. В Шанхайском институте международных исследований, уделяющем особое внимание теме международного управления Арктикой, направление арктических исследований курирует вице-президент Института профессор Ян Цзянь, что также иллюстрирует рост внимания к изучению региона. Кроме того, арктическими исследованиями в области социальных наук, в том числе изучением правового режима региона, занимается Китайский институт морских исследований, созданный в 1987 г. в рамках Государственной океанической администрации Китая1.
1 Решением 1-й сессии ВСНП 13-го созыва функции Государственной океанической администрации КНР и ряда других институтов были переданы специально созданному Министерству природных ресурсов Китая.
Весомый вклад в арктические исследования КНР вносит и высшая школа, включая университеты прибрежных городов Китая: Океанический университет (г. Циндао), специализирующийся на вопросах океанографии и рыболовства, Даляньский университет морских исследований, занимающийся в основном вопросами судоходства и океанологии, Сямэньский университет. Отдельные вузы подходят к изучению Арктики через призму общественных наук: это Нанкинский университет, Уханьский университет, Фуданьский университет (г. Шанхай), Университет Тонцзи (г. Шанхай), Шанхайский университет политологии и права, Шанхайский университет транспорта и др. [Jakobson et al, 2012, p. 16]. В составе Океанического университета с 2010 г. работает Научный центр полярного права и политики под руководством профессора Го Пэйцина. Помимо него, при поддержке китайского правительства в университетах открываются новые центры для проведения арктических исследований, однако всегда в рамках общего — полярного — направления [Комиссина, 2015, с. 63].
При этом если изначально китайский научный интерес применительно к Арктике распространялся на область естественнонаучных исследований, то в последние годы заметен переход к изучению коммерческого и военно-стратегического потенциала региона. В пользу этого наблюдения говорит рост числа соответствующих проектов, одобренных Китайским фондом общественной науки — ведущей грантодающей организацией в КНР — и Полярным фондом стратегических исследований, учрежденным Администрацией Арктики и Антарктики Китая [Sun, 2014, p. 2]. Во многом эта тенденция стала отражением перехода в китайских исследованиях от изучения природно-климатических проблем к оценке коммерческого и военно-стратегического потенциала региона, наметившегося после того, как российская научно-исследовательская экспедиция под руководством члена-корреспондента РАН А.Н. Чилингарова установила в 2007 г. российский флаг на дне Северного Ледовитого океана в точке географического Северного полюса [Lackenbauer et al., 2018].
В целом китайские ученые не только публикуют результаты своих исследований, но и активно привлекаются органами государст-
венной власти к разработке официальных документов, касающихся деятельности Китая по освоению Арктического региона. Конкретным примером таких усилий можно считать опубликованную в январе 2018 г. Белую книгу КНР по арктической политике, собравшую воедино многие идеи, ранее озвученные китайскими учеными [Петровский, Филиппова, 2018].
Арктические экспедиции и арктическая инфраструктура КНР
Опыт полярных экспедиций Китая также начался с Южного Циркумполярного региона. Так, в 1984 г. Китай организовал свою первую экспедицию в Антарктику и впервые создал научную полярную станцию «Чанчэн» («Великая стена») на о. Ватерлоо (Южные Шетландские острова) [Headland, 1989, p. 32]. В 1992 г. китайские ученые совместно с коллегами из Кильского и Бременского университетов (Германия) приняли участие в первой научно-исследовательской арктической пятилетней программе, что заложило основу для проведения первой самостоятельной научной экспедиции Китая в Арктику в 1999 г. на собственном ледоколе «Сюэлун» («Снежный дракон») [Alexeeva, Lasserre, 2012]. «Снежный дракон», крупнейший неатомный ледокол в мире, был приобретен Китаем у Украины в 1994 г. и эксплуатируется до сих пор.
Всего за десятилетие Китай совершил девять научных экспедиций в Арктику: в 1999, 2003, 2008, 2010, 2012, 2014, 2016, 2017 и 2018 г.
Первые две экспедиции включали проведение исследований в области геонауки, науки об атмосфере, океанографии, биологии, изучения ледяного покрова, результаты которых заложили основу для их будущего сравнительного анализа. Примечательно, что в редких публикациях, содержащих информацию о второй экспедиции, открыто выражается недовольство «безосновательным» отказом российских властей предоставить китайскому исследовательскому судну право на проход по Северному морскому пути [Sun, 2018].
Особо важным событием стало открытие Китаем, воспользовавшимся своими правами участника Договора о Шпицбергене 1920 г., научной станции «Хуанхэ» («Желтая река») в поселке Ню-Олесунн на Шпицбергене (в 2004 г.), что позволило стране получить доступ к исследованиям региона на регулярной основе.
Третья экспедиция CHINARE проводилась в рамках активного участия Китая в Международном полярном годе 2007—2009 гг., которое позволило придать арктической научно-исследовательской деятельности КНР бсльшую системность. Так, было объявлено о запуске полярной программы IPY China Program; одновременно были заявлены планы проведения экспедиций 200S и 2010 г. Китай, предпринявший максимум усилий для встраивания в систему международных научных связей по изучению региона, повысил уровень национальной арктической науки и популяризировал научные и технические знания об Арктике среди населения [Krupnik et al., 2011; Yang, 2012. P. 30—32].
В ходе четвертой экспедиции ледокол «Сюэлун» установил свой абсолютный рекорд, достигнув 88,22° с.ш. 177,2° з.д., откуда группа ученых была доставлена на Северный полюс на российском вертолете Ka-32, находившемся на борту ледокола [Sullivan, Liu, 2015].
В ходе вошедшей в историю экспедиции 2012 г. ледокол «Сюэлун», покинув порт Циндао, впервые совершил проход по Северному морскому пути (СМП), а на обратном пути — после участия в научных симпозиумах в Исландии — воспользовался крупнейшим в истории летним отступлением морского льда и попытался пересечь Северный Ледовитый океан через Северный полюс. Однако эту цель достичь не удалось, поскольку возможности ледокола по преодолению ледового покрытия оказались недостаточными в суровых условиях этого района [Xuelong returns after...]. Интересно, что в отдельных публикациях информация об этом историческом проходе по СМП соседствует с критическими замечаниями в адрес России, запретившей китайским ученым проводить морские и любые другие исследования на этом отрезке пути [Sun, 2018].
В рамках седьмой научной экспедиции Китая в Арктику его ученые впервые получили возможность исследовать хребет Менделеева [Chinese Arctic Expedition...].
Члены восьмой экспедиции CHINARE впервые пересекли центральный фарватер Северного Ледовитого океана, впервые прошли по Северо-Западному проходу, а также впервые провели мониторинг накопления пластиковых отходов, микропластика и искусственного нуклеина в арктических и субарктических районах Северного Ледовитого океана. При этом путь ледокола, явно изучавшего возможности альтернативных арктических маршрутов, прошел севернее акватории СМП [Sang, 2017]. По завершении экспедиции было официально объявлено, что теперь Китай будет направлять научные экспедиции в Арктику ежегодно [Zhang, 2017].
Членам последней на сегодня экспедиции удалось разместить первую самостоятельно разработанную Китаем беспилотную ледовую станцию и другое беспилотное оборудование для наблюдения (в том числе подводные планеры, благодаря которым Китай сможет проводить арктические исследования вплоть до зимы), запустить 750-граммовый высотный аэростат для изучения состояния воздуха, а также опробовать лазерный радар для изучения атмосферных явлений и не загрязняющий окружающую среду ледовый бур [Ke, 2018].
Предполагается, что в перспективе научные экспедиции в Арктику будут также осуществляться новым, построенным в Китае ледоколом «Сюэлун 2», который был спущен на воду в сентябре 2018 г. и который, согласно планам, будет введен в эксплуатацию в 2019 г. [Gady, 2018]. Кроме того, уже озвучены намерения по строительству Китаем атомного ледокола — при этом на сегодняшний день такими ледоколами владеет только Россия. Наличие и качество ледокольного флота становится важным фактором освоения Арктики, и планы Китая по его расширению являются очевидным отражением его растущих амбиций [Humpert, 2019].
Кроме того, в октябре 2018 г. список объектов арктической инфраструктуры КНР дополнила совместная китайско-исландская обсерватория в районе Кархолл (Исландия), ставшая второй после станции «Хуанхэ» комплексной научно-исследовательской базой Китая в регионе. Изначально предполагалось, что обсерватория будет заниматься изучением феномена северного сияния, однако впоследствии было принято решение расширить сферу ее функционирования [Schreiber, 2018].
Участие КНР
в международных арктических научных проектах
Большое значение для развития арктической науки Китая имело вступление страны в 1996 г. в Международный арктический научный комитет (IASC). IASC был основан в 1990 г. научными организациями восьми арктических государств как неправительственная международная научная организация. За прошедшие годы IASC превратился в ведущий научный сетевой институт в Арктике, и сегодня в его состав также входит 15 неарктических стран, включая Китай. Китай — несомненный лидер в области арктических исследований среди азиатских государств. Именно Китай в 2005 г. стал страной проведения Саммита IASC «Неделя арктической науки».
Хотя Arctic Circle, учрежденный в 2013 г. по инициативе бывшего президента Исландии Оулавюра Гримсона, сложно назвать научной организацией, однако активное участие китайских ученых в его ежегодных крупных мероприятиях также способствует развитию китайской арктической науки и формированию важных сетевых научных связей. В мае 2019 г. Arctic Circle совместно с профильными китайскими учреждениями организовал в Шанхае форум, посвященный роли Китая в регионе. В 2019 г. КНР планирует принять участие в работе Многопрофильной дрейфующей обсерватории по изучению арктического климата (MOSAiC) — первой круглогодичной экспедиции в Центральную Арктику под эгидой IASC. В проекте будет задействован научно-исследовательский ледокол Polarstern (Германия), дрейфующий вместе с морским льдом. Кроме того, Китаю, несмотря на высказываемые порой опасения относительно возможного использования Пекином арктических технологий не только в научных целях [Berglund, 2014], удалось присоединиться к работе Научной ассоциации EISCAT, управляющей тремя радиолокационными системами, расположенными за Северным полярным кругом [Pelaudeix, 2018].
Китай не отказывается и от других форматов международного сотрудничества в области арктических исследований. Так, стоит отметить Китайско-канадский семинар, который регулярно проходит
с 2010 г.; Китайско-американский арктический форум в области общественных наук (организуется с 2015 г.); Китайско-североевропейский центр арктических исследований, с 2013 г. ставший платформой для совместных исследований институтов Китая и Финляндии, Норвегии, Исландии, Дании и Швеции. Причем до последнего времени скандинавские страны и Финляндия были для Китая наиболее эффективными «точками входа» в Арктику. С одной стороны, они обладают инфраструктурой и технологиями, необходимыми Китаю для освоения Арктики, с другой — относительно небольшие североевропейские страны далеки от великодержавной риторики и создают предсказуемые и стабильные условия для диалога (как научного, так и делового, иногда идущего с ним в связке) [Сидоров, 2018]. Однако независимо от формата взаимодействия КНР с другими арктическими игроками (двустороннего, узкоспециализированного или полноформатного многостороннего), любые научные усилия Китая в Арктике неизбежно увязываются с ключевыми положениями национальной инициативы «Пояс и путь».
Что касается российско-китайского научного диалога, то он также выстраивается как на естественнонаучном, так и социально-экономическом поле. В 2012 г. в Циндао по инициативе Научно-исследовательского центра полярного права и политики Океанического университета и при финансовой поддержке Администрации Арктики и Антарктики КНР состоялся первый Китайско-российский семинар по арктическому сотрудничеству, который с тех пор каждый год поочередно проходит в России или Китае. На стыке научного и делового взаимодействия в 2014 г. была достигнута договоренность о совместном изучении «Роснефтью» и китайской нефтегазовой корпорацией СКРС Западно-Приновоземельского участка в Баренцевом море, а также Южно-Русского и Медынско-Варандейского участков в Печорском море. Кроме того, СКРС и «Газпром» достигли соглашения по разведке нефтяных и газовых месторождений в регионе. В 2016 г. Дальневосточный федеральный университет и Харбинский политехнический университет создали совместный Полярный инжиниринговый центр. В том же году Тихоокеанский океанологический институт им. В.И. Ильичева ДВО РАН вместе с профильными институтами Государственной океанической админи-
страции и Океанического института КНР провели на научно-исследовательском судне «Академик М.А. Лаврентьев» Первую российско-китайскую арктическую экспедицию в Восточно-Сибирском и Чукотском морях. В 2019 г. на площадке Международного арктического форума в Санкт-Петербурге Институт океанологии РАН им. П.П. Ширшова и Национальная лаборатория по морской науке и технике (г. Циндао) подписали соглашение о создании Российско-китайского арктического научно-исследовательского центра для проведения комплексных совместных исследований в области климатологии, геологии, биохимии и др.
В целом можно утверждать, что усилия, предпринятые Россией и Китаем за последние несколько лет в области научного сотрудничества, позволили хотя бы немного сдвинуть «чашу весов» в пользу взаимодействия Китая со своим стратегическим партнером Россией, а не с североевропейскими арктическими государствами, с которыми Пекин охотно выстраивал диалог до сих пор.
В 2017 г. на министерской сессии в Фэрбанксе (Аляска) Арктическому совету удалось принять третий юридически обязывающий документ1 — Соглашение по укреплению международного арктического научного сотрудничества [Agreement on Enhancing...]. Именно это соглашение должно в будущем стать основой интегрированных усилий по изучению Арктического региона всеми «игроками», в том числе и Китаем.
* * *
Научно-академический интерес Китая к Арктике формировался постепенно, всегда вслед за проводимыми исследованиями Антарктики, и до сих пор арктическая наука не вполне оформилась в Китае в качестве самостоятельного направления. Несмотря на значительно возросшее внимание китайского академического сообщества имен-
1 Первыми двумя юридически обязывающими документами, принятыми Арктическим советом, стали Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике, подписанное на министерской сессии 2011 г. в Нууке (Гренландия), и Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике, подписанное на министерской сессии 2013 г. в Кируне (Швеция).
но к Северному Ледовитому океану, в стране не создаются исследовательские институты и центры, специализирующиеся сугубо на вопросах Арктики: в Китае существуют только институты полярных исследований.
Китай с 1925 г. является участников Договора о Шпицбергене 1920 г., однако на практике первые полярные институты (Администрация Арктики и Антарктики КНР и Институт полярных исследований Китая) появились только в 1980-е годы, а первая китайская научная экспедиция состоялась еще позднее — в 1999 г. Тем не менее, за столь короткий срок Китай благодаря массированным инвестициям в арктические программы и накопленным научно-технологическим наработкам сумел сформировать собственную арктическую инфраструктуру, значительно нарастив «арктический» научный потенциал и став заметным игроком в Арктическом регионе. Успехи Китая на данном направлении стоит только приветствовать, однако научно-исследовательская деятельность страны должна быть интегрирована в форматы широкого международно-регионального взаимодействия.
Библиографический список
Башкатова А. Китай ищет альтернативу Северному морскому пути // Независимая газета. 02.10.2017. URL: http://www.ng.ru/economics/2017-10-02/1_7085_ china.html (дата обращения: 12.05.2019).
Журавель В.П. Китай, Республика Корея, Япония в Арктике: политика, экономика, безопасность // Арктика и Север. 2016. № 24. С. 112—144.
Комиссина И.Н. Арктический вектор внешней политики Китая // Проблемы национальной стратегии. 2015. № 1 (28). С. 54—73.
Петровский В.Е. Политика Китая в Арктике // Азиатские игроки в Арктике: интересы, возможности, перспективы. Доклад № 26. М.: НП РСМД, 2016. С. 17—30.
Петровский В.Е., Филиппова Л.В. Стратегия Китая по освоению Арктики и перспективы российско-китайского сотрудничества в регионе // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Вып. XXIII. М.: ИДВ РАН, 2018. С. 171—182. DOI: 10.24411/2618-6888-2018-10013
Сидоров И. Политика Китая в Арктике и ее влияние на регион // Военно-политическая аналитика. 10.07.2018. URL: http://vpoanalytics.com/2018/07/10/politi ka-kitaya-v-arktike-i-ee-vliyanie-na-region/ (дата обращения: 29.04.2019).
Agreement on Enhancing International Arctic Scientific Cooperation, signed 11 May, 2017. URL: https://oaarchive.arctic-council.org/handle/11374/1916 (accessed: 12.05.2019).
Alexeeva Olga; Lasserre Frédéric. China and the Arctic // Arctic Yearbook. 2012. P. 80—90.
Berglund Nina. Norway won't let China build radar // Views and News from Norway. 12.09.2014. URL: https://www.newsinenglish.no/2014/09/12/norway-wont-let-china-build-radar/ (accessed: 18.05.2019).
China's Arctic Policy: White Paper. URL: http://english.gov.cn/archive/white_ paper/2018/01/26/content_281476026660336.htm (accessed: 22.04.2019).
Chinese Arctic Expedition Team Returns Home // Chinese Academy of Sciences. 27.09.2016. URL: http://english.cas.cn/newsroom/china_research/201609/t20160927_ 168176.shtml (accessed: 12.05.2019).
Gady F. S. China Launches First Domestically Built Polar Icebreaker // The Diplomat. 11.09.2018. URL: https://thediplomat.com/2018/09/china-launches-first-domestically-built-polar-icebreaker/ (accessed: 12.05.2019).
Headland R. K. Chronological List of Antarctic Expeditions and Related Historical Events. Cambridge University Press, 1989. 730 p.
Humpert Malte. China to Use First Atomic Icebreaker as Test for Future Nuclear Aircraft Carriers // High North News. 22.03.2019. URL: https://www.highnorthnews.c om/en/china-use-first-atomic-icebreaker-test-future-nuclear-aircraft-cchina-u (accessed: 12.05.2019).
Jakobson L, Peng J. China's Arctic Aspirations. SIPRI Policy Paper, No 34 (November 2012). URL: https://arcticportal.org/images/PDFs/SIPRIPP34.pdf (accessed: 12.05.2019).
Ke Jiayun. Xuelong returns from Arctic expedition // Shanghai Daily. 27.09.2018. URL: https://www.shine.cn/news/metro/1809272773/ (accessed: 12.05.2019).
Krupnik I. et al. Understanding Earth's Polar Challenges: International Polar Year 2007—2008. Summary by the IPY Joint Committee. Rovaniemi: University of the Arctic and ICSU/WMO Joint Committee, 2011.
Lackenbauer P. Whitney, Lajeunesse Adam, Manicom James, Lasserre Frederic. China's Arctic Ambitions and What They Mean for Canada. Calgary: University of Calgary Press, 2018. URL: https://prism.ucalgary.ca/bitstream/handle/1880/106384/ 9781552389027_web.pdf?sequence=1&isAllowed=y (accessed: 12.05.2019).
Pelaudeix Cécile. Along the Road: China in the Arctic. EU Institute for Security Studies, 2018. URL: https://www.iss.europa.eu/sites/default/files/EUISSFiles/Brief%2 013%20Arctic.pdf (accessed: 15.05.2019).
Sang Yarong. Praise for China's Xuelong icebreaker 8th Arctic expedition. China Plus. 02.11.2017. URL: http://chinaplus.cri.cn/news/china/9720171102/47130.html (accessed: 28.05.2019).
Schreiber Melody. A new China-Iceland Arctic science observatory is already expanding its focus //Arctic Today. 31.10.2018. URL: https://www.arctictoday.com/ new-china-iceland-arctic-science-observatory-already-expanding-focus/ (accessed: 15.05.2019).
Sullivan Lawrence R, Liu Nancy Y. Historical Dictionary of Science and Technology in Modern China. Rowman & Littlefield, 2015. 547 p.
Sun Kai. China and the Arctic: China's Interests and Participation in the Region // East Asia-Arctic Relations: Boundary, Security and International Politics. Waterloo: Centre for International Governance Innovation, 2014. URL: https://www.cigionline. org/publications/china-and-arctic-chinas-interests-and-participation-region (accessed: 12.05.2019).
Sun Yun. The Northern Sea Route: The Myth of Sino-Russian Cooperation. Stim-son Center, 2018. URL: https://www.stimson.org/content/northern-sea-route (accessed: 19.05.2019).
Xuelong returns after historic voyage // Arctic Portal. 28.09.2012. URL: https:// arcticportal.org/ap-library/news/855-xuelong-returns-after-historic-voyage (accessed: 11.05.2019).
Yang Huigen. Development of China's Polar Linkages // Canadian Naval Review. Vol 8, No 3 (Fall 2012). P. 30—32. URL: http://www.navalreview.ca/wp-content/up loads/public/vol8num3/vol8num3art7.pdf (accessed: 22.05.2019).
Zhang Yi. Science vessel returns from Arctic // China Daily. 11.10.2017. URL: http://www.chinadaily.com.cn/china/2017-10/11/content_33100110.htm (accessed: 22.05.2019).
References
Agreement on Enhancing International Arctic Scientific Cooperation, signed 11 May, 2017. URL: https://oaarchive.arctic-council.org/handle/11374/1916 (accessed: 12 May, 2019).
Alexeeva, Olga; Lasserre, Frédéric (2012). China and the Arctic, Arctic Yearbook: 80—90.
Bashkatova A. (2017). Kitay ishchet al'ternativu Severnomu morskomu puti [China is looking for the alternatives to the Northern Sea Route], Nezavisimaya gazeta [Independent Gazette]. URL: http://www.ng.ru/economics/2017-10-02/1_7085_china.html (accessed: 12 May, 2019). (In Russian).
Berglund, Nina (2014). Norway won't let China build radar, Views and News from Norway. URL: https://www.newsinenglish.no/2014/09/12/norway-wont-let-china-buil d-radar/ (accessed: 18 May, 2019).
China's Arctic Policy: White Paper. URL: http://english.gov.cn/archive/white_ paper/2018/01/26/content_281476026660336.htm (accessed: 22 April, 2019).
Chinese Arctic Expedition Team Returns Home. URL: http://english.cas.cn/ newsroom/china_research/201609/t20160927_168176.shtml (accessed: 12 May, 2019).
Gady, F. S. (2018). China Launches First Domestically Built Polar Icebreaker, The Diplomat. URL: https://thediplomat.com/2018/09/china-launches-first-domestically-built-polar-icebreaker/ (accessed: 12 May, 2019).
Headland, R. K. (1989). Chronological List of Antarctic Expeditions and Related Historical Events. Cambridge University Press. 730 p.
Humpert, Malte (2019). China to Use First Atomic Icebreaker as Test for Future Nuclear Aircraft Carriers, High North News. URL: https://www.highnorthnews.com/ en/china-use-first-atomic-icebreaker-test-future-nuclear-aircraft-carriers (accessed: 12 May, 2019).
Jakobson, L.; Peng, J. (2012). China's Arctic Aspirations. SIPRI Policy Paper, No 34. URL: https://arcticportal.org/images/PDFs/SIPRIPP34.pdf (accessed: 12 May, 2019).
Ke, Jiayun (2018). Xuelong returns from Arctic expedition, Shanghai Daily. URL: https://www.shine.cn/news/metro/1809272773/ (accessed: 12 May, 2019).
Komissina, I.N.(2015). Arkticheskiy vektor vneshney politiki Kitaya [The Arctic dimension of China's foreign policy], Problemy natsional'noy strategii [Issues of the National Strategy], No. 1 (28): 54—73. (In Russian).
Krupnik, I., et al. (2011). Understanding Earth's Polar Challenges: International Polar Year 2007—2008. Summary by the IPY Joint Committee. Rovaniemi: University of the Arctic and ICSU/WMO Joint Committee.
Lackenbauer, P. Whitney; Lajeunesse, Adam; Manicom, James; Lasserre, Frédéric. (2018). China's Arctic Ambitions and What They Mean for Canada. Calgary: University of Calgary Press.
Pelaudeix, Cecile. (2018). Along the Road: China in the Arctic. EU Institute for Security Studies. URL: https://www.iss.europa.eu/sites/default/files/EUISSFiles/Brief %2013%20Arctic.pdf (accessed: 15 May, 2019).
Petrovskiy, V.E. (2016). Politika Kitaya v Arktike [China's Arctic policies], Aziatskiye igroki v Arktike: interesy, vozmozhnosti, perspektivy [Asian players in the Arctic: interests, opportunities, prospects]. M.: NP RSMD: 17—30. (In Russian).
Petrovskiy, V.E.; Filippova, L.V. (2018). Strategiya Kitaya po osvoyeniyu Arktiki i perspektivy rossiysko-kitayskogo sotrudnichestva v regione [Chinese Arctic strategy and
the prospects for Russia-China regional collaboration], Kitaj v mirovoj I regionalnoj politike. Istoriya i sovremennost [China in World and Regional Politics. History and modernity]. Moscow: IDVRAN (IFES RAS), Iss. XXI: 171—182. (In Russian). DOI: 10.24411/2618-6888-2018-10013
Sang, Yarong. (2017). Praise for China's Xuelong icebreaker 8th Arctic expedition, China Plus. URL: http://chinaplus.cri.cn/news/china/9/20171102/47130.html (accessed: 28 May, 2019).
Schreiber, Melody (2018). A new China-Iceland Arctic science observatory is already expanding its focus, Arctic Today. URL: https://www.arctictoday.com/new-china-iceland-arctic-science-observatory-already-expanding-focus/ (accessed: 15 May, 2019).
Sidorov, I. (2018). Politika Kitaya v Arktike i eye vliyaniye na region [China's Arctic policies and its regional effects], Voyenno-politicheskaya analitika [Military-political analytics]. URL: http://vpoanalytics.com/2018/07/10/politika-kitaya-v-arkt ike-i-ee-vliyanie-na-region/ (accessed: 29 April, 2019). (In Russian).
Sullivan, Lawrence R.; Liu, Nancy Y. (2015). Historical Dictionary of Science and Technology in Modern China. Rowman & Littlefield. 547 p.
Sun, Kai (2014). China and the Arctic: China's Interests and Participation in the Region, East Asia-Arctic Relations: Boundary, Security and International Politics, Waterloo: Centre for International Governance Innovation. URL: https://www.cigionline. org/publications/china-and-arctic-chinas-interests-and-participation-region (accessed: 12 May, 2019).
Sun, Yun (2018). The Northern Sea Route: The Myth of Sino-Russian Cooperation, Stimson Center. URL: https://www.stimson.org/content/northern-sea-ro ute (accessed: 19 May, 2019).
Xuelong returns after historic voyage. URL: https://arcticportal.org/ap-library/ news/855-xuelong-returns-after-historic-voyage (accessed: 11 May, 2019).
Yang, Huigen (2012). Development of China's Polar Linkages, Canadian Naval Review, Vol 8, No 3: 30—32. URL: http://www.navalreview.ca/wp-content/uploads/ public/vol8num3/vol8num3art7.pdf (accessed: 22 May, 2019).
Zhang, Yi (2017). Science vessel returns from Arctic. URL: http://www.chma daily.com.cn/china/2017-10/11/content_33100110.htm (accessed: 22 May, 2019).
Zhuravel', V.P. (2016). Kitay, Respublika Koreya, Yaponiya v Arktike: politika, ekonomika, bezopasnost' [China, Republic of Korea, and Japan in the Arctic: politics, economy, safety], Arktika i Sever [The Arctic and the North], No 24: 112—144. (In Russian).