Научная статья на тему 'Арктический совет: председательство сша'

Арктический совет: председательство сша Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
261
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ / КАНАДА / ИКАЛУИТСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ / ПРОГРАММА И ПОЛИТИКА США / САНКЦИИ / ПОЗИЦИЯ РОССИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Журавель Валерий Петрович

В статье анализируются итоги деятельности Канады в период председательства в Арктическом совете (2013-2015), Икалуитская декларация 24 апреля 2015 года. США намерены использовать своё председательство в АС (2015-2017) в первую очередь для решения собственных внутренних арктических проблем. Программа председательства США в АС фокусируется на улучшении экономической ситуации и условий жизни в арктических общинах; обеспечении сохранности и безопасности в Северном Ледовитом океане и рациональном управлении его ресурсами; решении проблемы последствий изменения климата. В решении этих вопросов Соединённые Штаты надеются на конструктивное сотрудничество с Россией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Арктический совет: председательство сша»

УДК 327.24

ВалерийЖУРАВЕЛЬ

АРКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ: ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО США

(первые итоги)1

Аннотация: В статье анализируются итоги деятельности Канады в период председательства в Арктическом совете (2013-2015), Икалуитская декларация 24 апреля 2015 года. США намерены использовать своё председательство в АС (2015-2017) в первую очередь для решения собственных внутренних арктических проблем. Программа председательства США в АС фокусируется на улучшении экономической ситуации и условий жизни в арктических общинах; обеспечении сохранности и безопасности в Северном Ледовитом океане и рациональном управлении его ресурсами; решении проблемы последствий изменения климата. В решении этих вопросов Соединённые Штаты надеются на конструктивное сотрудничество с Россией.

Ключевые слова: Арктический совет, Канада, Икалуитская декларация, программа и политика США, санкции, позиция России.

Итоги председательства Канады

Председательство государств в Арктическом совете (АС) меняется каждые два года. Первой страной-председателем АС стала Канада (1996-1998), за ней последовали США, Финляндия, Исландия, Россия, Норвегия, Дания и Швеция. Второй цикл председательства начался в 2013 г. С 2013 по 2015 г. в АС председательствовала Канада.

В этот период ею было немало сделано для расширения и активизации деятельности организации. Так, был образован постоянный секретариат Арктического совета, согласованы все вопросы, необходимые для обеспечения его работы (кадровые, финансовые, организационные); произошло дальнейшее расширение диапазона его деятельности на широкий круг практических дел, включая некоторые вопросы, связанные с добычей полезных ископаемых; заключено второе в истории АС международное соглашение - Соглашение по предотвращению разливов нефти и борьбе с возможными последствиями; достигнута договорённость о создании новой площадки для переговоров - Арктического экономического совета; принято решение об образовании коллективного фонда для совместного финансирования природо-

1 Аналитическая записка№24, 2015 (№24).

© Журавель Валерий Петрович - кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра Северной Европы Института Европы РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, 11-3. E-mail: [email protected] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope220161721

охранных проектов; был расширен состав стран-наблюдателей АС на основе предварительно разработанных критериев для приёма новых членов в АС в качестве постоянных наблюдателей; подготовлен второй доклад по человеческому измерению арктической политики, который очень важен для выработки социально-экономической политики в Арктике и защиты интересов коренного населения. В целом взаимодействие арктических государств развивалось в этот период конструктивно.

Вместе с тем в комментарии МИД России от 27 апреля 2015 г. в связи с завершением председательства Канады в Арктическом совете отмечается, что попытки канадского председательства вбрасывать в деятельность АС посторонние для арктического региона темы, политизировать дискуссию и ставить в зависимость от них принятие решений по тем или иным направлениям международного сотрудничества в Арктике не способствовали делу. Особенно это проявилось в ходе подготовки и проведения встречи в г. Икалуит. Однако такая линия Канады не встретила поддержки ни со стороны арктических государств, ни организаций коренных народов Крайнего Севера, единодушно отметивших недопустимость формирования конфронтационной повестки работы в этом арктическом формате.

Министерская встреча в г. Икалуит, её решения

В 2015 г. председательство в АС перешло от Канады к Соединённым Штатам Америки [Журавель, 2015]. 24 апреля 2015 г. на севере Канады в г. Икалуит состоялась министерская встреча АС. На заседании министры подписали Икалуитскую декларацию 2015 г., которая подвела итоги председательства Канады в АС и определила основные направления его работы на период председательства Соединённых Штатов Америки (2015-2017). США выдвинули лозунг своего председательства "Единая Арктика: общие вызовы, возможности и ответственность".

С этого времени Государственный секретарь США Джон Керри является председателем Арктического совета. Непосредственно в США проблемами Арктики занимаются: отставной адмирал Роберт Дж. Папп, мл. - специальный представитель США по вопросам Арктики (назначен в июне 2014 г., бывший руководитель береговой охраны США, раннее такой должности в США не было), Фрэн Алмер -специальный советник государственного секретаря США по вопросам арктической науки и политики, посол Дэвид Болтон - председатель Комитета старших должностных лиц и Джулия Горли - старшее должностное лицо, представляющее США в АС и др.

В итоговой декларации встречи в г. Икалуит подтверждается приверженность арктических государств сохранению мира, стабильности и сотрудничества в Арктике, намечены новые шаги по дальнейшему развитию международного взаимодействия. В этих целях принят ряд программных документов, включая межправительственный рамочный план сотрудничества в сфере предупреждения загрязнения морских районов Арктики нефтью в результате нефтегазовой деятельности и судоходства. План предусматривает обмен информацией между его участниками, в том числе в отношении процессов, правил, политики и практики, связанных с предупреждением загрязнения арктической морской среды нефтью. Предусматривается намерение участников рамочного плана проводить оценку воздействия, включая оценку рисков и воздействия на окружающую среду для нефтегазовой деятельности и судоходства, которые могут привести к загрязнению арктической морской среды нефтью. На встрече также был принят рамочный документ АС о действиях

по сокращению выбросов черной сажи и метана, Стратегический план для арктических морей на 2015-2025 гг.

На сессии в г. Икалуит не было принято решение о предоставлении статуса наблюдателя Европейскому Союзу, несмотря на то что осенью 2014 г. Канада сняла свои возражения, которые были главным препятствием для принятия соответствующего решения два года назад. Разумеется, в условиях проведения ЕС политики санкций в отношении России Москва не была настроена на то, чтобы распахнуть перед ним двери для участия в работе Арктического совета. Но и здесь было принято внешне элегантное решение - рассмотрение всех заявок, а не только заявки ЕС, на статус наблюдателей отложено до следующей сессии совета, которая состоится через два года в США.

Программа председательства США в Арктическом совете включает три основных направления работы: улучшение экономической ситуации и условий жизни в арктических общинах; обеспечение сохранности и безопасности в Северном Ледовитом океане и рациональное управление его ресурсами; решение проблемы последствий изменения климата.

США акцентировали внимание на работе целевых групп по вопросам арктического морского сотрудничества (ТБАМС), телекоммуникационной инфраструктуре в Арктике (ТБТ1А) и на укреплении научного сотрудничества в арктическом регионе (БСТР). Пока неизвестно, как будет построена работа этих групп, как и то, чему американцы будут отдавать предпочтение.

Акценты внутренней арктической политики США

1. Соединённые Штаты Америки осознали и публично признали, что в своей деятельности страна недостаточно уделяла внимания Арктике и сильно в этом плане отстала от России [Минин, 2014], Норвегии, Канады и даже некоторых стран-наблюдателей АС. То, что Б. Обама как первый действующий президент США побывал за Полярным кругом, встретился с жителями этой территории, является ярким тому подтверждением [Клименко, 2015].

2. Особое внимание уделено развитию собственного ледокольного флота. В настоящий момент у США из трёх ледоколов, способных действовать в арктических широтах, в эксплуатации находится два. Кроме того, по мнению экологов, существующие ледоколы не могут быстро и эффективно помочь в ликвидации возможных катастроф при добыче нефти в Северном Ледовитом океане. Президент США принял решение начать строительство ещё одного тяжёлого ледокола общей стоимостью до 1 млрд долларов и ввести его в строй на два года раньше - в 2020 году.

3. Подчёркнута необходимость для Аляски в глубоководном порте на западе штата, реконструкции аэропорта г. Барроу на северном побережье, соответствующей инфраструктуре для реагирования на разливы нефти в Чукотском море и море Бофорта. Ряд экспертов обращает внимание на потребность в обновлении карт этих районов для освоения новых маршрутов морских судов и возобновления разведывательных работ на арктическом шельфе.

4. Нуждается в укреплении интерес граждан США внутри страны к полярным делам, более широкое информирование рядовых американцев об "арктическом статусе" Америки. Речь в первую очередь идёт о подписании Конвенции ООН по морскому праву (1982 года). Неучастие в ней вредит имиджу, создает нестыковку по-

зиции США и стран-партнёров по АС и потенциальную возможность для изменения позиции государства по проблемам Арктики.

5. Необходим поиск консенсуса между штатом Аляска и федеральным правительством. Более 80% земель Аляски находится в федеральном управлении, что приводит к конфликтам в отношениях между штатом и правительством страны (например, конфликт из-за возможности бурения нефтяных скважин в Национальном арктическом заповеднике Arctic National Wildlife Refuge). В 2015 г. президент США Б. Обама рекомендовал расширить Национальный арктический заповедник на 12 млн акров. Таким образом, к числу территорий природного заповедника, признанных территориями дикой природы, не подлежащими разработке полезных ископаемых, были отнесены потенциально богатые нефтью участки вдоль побережья США в Северном Ледовитом океане.

Попытки США в своём председательстве найти контакт с Россией

Соединённые Штаты, несмотря на охлаждение отношений, надеются на конструктивное сотрудничество с Россией, в том числе в рамках АС. Специальный представитель США по вопросам Арктики адмирал Папп говорит об этом постоянно, просит Финляндию быть посредником в налаживании более тесных отношений с РФ1.

Соединённые Штаты понимают, что выполнить все три заявленные задачи и провести встречи на высоком уровне они смогут, только опираясь на усилия всех участников АС, особенно России. Например, без тесного взаимодействия с Россией будет трудно обеспечить эффективную реализацию соглашений о поиске и спасении и готовности к ликвидации последствий разливов нефти в Северном Ледовитом океане. Без участия России проведение крупномасштабных учений будет, по крайней мере, неполноценным. Более того, для продвижения таких сложных вопросов, как защита окружающей среды и изменение климата, Арктика должна оставаться стабильным и мирным регионом. Практика работы АС показывает, что для решения задачи по внедрению новых долгосрочных приоритетов необходим консенсус, которого сложно будет добиться в атмосфере недоверия и напряжённости.

Введённые санкции против РФ в связи с ситуацией на Украине [Симушин, 2014] мешают сотрудничеству в Арктике, ограничивают временные сроки реализации стратегических проектов разведки и добычи углеводородов на арктическом шельфе России, создают угрозы и риски для ведущих российских компаний. Как показывает анализ, адресность санкций демонстрирует реальное соперничество между государствами в этом регионе мира по освоению его ресурсов. США и страны Европы не заинтересованы в укреплении позиций нашей страны в арктическом регионе. Они ведут и будут вести эту политику, даже если их компании будут нести убытки и выходить из выгодных арктических проектов в России.

Сегодня геополитическая обстановка складывается таким образом, что рассчитывать на отмену санкций в обозримом будущем не приходится. Более того, российским властям стоит быть готовыми к их расширению. В этих условиях крайне важно воспользоваться этим временем для создания собственных конкурентоспособных технологий, чтобы снизить зависимость от других стран в будущем при освоении Арктики.

1 США хотят видеть Финляндию в Арктике модератором между американцами и Россией. URL: http://fontanka.fi/articles/18214/ (датаобращения: 02.09.2015)

Выводы

В условиях нерешённости многих вопросов США намерены использовать своё председательство в первую очередь для решения собственных внутренних арктических проблем.

В своей деятельности США отдают приоритет вопросам климата. Об этом 1 сентября 2015 года заявил Б. Обама, выступая на международной конференции по взаимодействию в Арктике в Анкоридже (штат Аляска).

Перенос санкций на Арктику вызывает дисбаланс во взаимодействии основных арктических игроков и отрицательно сказывается на результативности предстоящего двухлетнего председательства США в АС. Возможна "пробуксовка" диалога с Российской Федерацией по таким важным для США направлениям, как развитие договорно-правовой базы в сферах добычи природных ресурсов, транспорта, экологии и совместных научных исследованиях в Арктике. Несмотря на существующие разногласия в АС, важно добиваться, чтобы Арктика оставалась регионом мира и стабильности, зоной, свободной от конфликтов.

Список литературы

Журавель В.П. (2015) Арктический совет: переход председательства от Канады к США/ В.П. Журавель, Н.М. Аитюшииа// Обозреватель (Observer). № 3. С. 47-55.

Минин Е.М. (2014) Современное состояние и перспективы развития арктического региона России // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Вып. 23 (709). С. 103.

Клименко Е. Новый лидер в Арктическом совете: каков будет выбор США. 24.04.2015. URL: http://newsland.eom/news/detail/id/l535452/ (дата обращения: 04.11.2015).

Семушин Д. Донбасс - Арктика: почему Запад пытается выбить из-под ног России "арктическую платформу"? 1 октября 2014. URL: http://regnum.ru/news/polit/1852749. html (дата обращения: 04.11.2015).

References

Zhuravel V.P. (2015) Arkticheskij sovet: perehod predsedatelstva ot Kanady k SShA/ V.P. Zhuravel, N.M. Antyushina II Obozrevatel (Observer). № 3. S. 47-55.

Minin E.M. (2014) Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya arkticheskogo regiona Rossii // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Vyp.23 (709). S. 103.

Klimenko E. Novyj lider v Arkticheskom sovete: kakov budet vybor SShA. 24.04.2015. URL: http://newsland.com/news/detail/id/1535452/ (Accessed: 04.11.2015).

Cemushin D. Donbass - Arktika: pochemu Zapad pytaetsya vybit iz-pod nog Rossii "arkticheskuyu plat-formu"? 1 oktyabrya 2014. URL: http://regnum.ru/news/polit/1852749. html (Accessed: 04.11.2015).

The Arctic Council: the US chairmanship (first results)

Author. Zhuravel V.P., Senior research fellow at the Center of Northern Europe of the Institute of Europe RAN, Candidate of pedagogical sciences, Associate professor. Address: 11-3, Mokhovaya Str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected]

Abstract. The author analyzes the results of the Canada's presidency in the Arctic Council from 20132015 and the Iqaluit Declaration of April 24th, 2015. He holds that the United States intend to use their current Arctic Council presidency (2015-2017) to solve the country's internal issues related to the Arctic areas. The US Chairmanship is focused on three priorities such as improving the economic and living conditions of the Arctic communities; the Arctic Ocean safety, security and stewardship; and combating climate change. In these areas, the United States rely on constructive cooperation with Russia.

Keywords: Arctic Council, Canada, Iqaluit declaration, program and policy of the US, sanctions, Russia's position.

Дата выпуска: 9 сентября 2015 года.

Материал доступен для скачивания по адресу: www.instituteofeurope.ru/publications/analytics

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.