Научная статья на тему 'ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО ФРАНЦИИ В СОВЕТЕ ЕС: ПРИОРИТЕТЫ ЕВРОПЕЙСКИЕ ИЛИ НАЦИОНАЛЬНЫЕ?'

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО ФРАНЦИИ В СОВЕТЕ ЕС: ПРИОРИТЕТЫ ЕВРОПЕЙСКИЕ ИЛИ НАЦИОНАЛЬНЫЕ? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
129
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО ФРАНЦИИ / МАКРОН / НОВАЯ МОДЕЛЬ РОСТА / СУВЕРЕННАЯ ЕВРОПА / ШЕНГЕНСКАЯ ЗОНА / «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КОМПАС» / «ЗЕРКАЛЬНЫЕ ОГОВОРКИ»

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Потемкина Ольга Юрьевна

В статье представлен анализ приоритетов политики Евросоюза на ближайшие полгода в трёх направлениях. На основе Программы председательства Франции в Совете ЕС, выступлений президента Макрона и министров французского правительства автор выявляет особенности подхода Парижа к общеевропейским проблемам и области совпадения национальных и наднациональных интересов в преддверии президентских выборов в стране. Внимание сосредоточено на реформе Шенгенского кодекса как важном направлении обеспечения суверенитета Евросоюза, продвижении Пакта о миграции и убежище, «стратегической автономии» и принятии «Стратегического компаса ЕС», а также внешнеполитических приоритетах Франции, в частности, отношениях с Африкой, Западными Балканами и Россией. Исследованы и планы французского председательства в экономической сфере - создании «новой модели роста», в том числе реформы налоговой и торговой политики. Автор обращается к спорному предложению включить протекционистские «зеркальные оговорки» относительно экологических стандартов в торговые соглашения ЕС с третьими странами в целях защиты интересов европейских фермеров. В разделе «Европа для людей» подчёркивается намерение Макрона продвинуть использование французского языка в институтах ЕС. Автор заключает, что совпадение по времени президентской кампании и председательства Франции в Совете ЕС открывает Макрону возможности, но и несёт дополнительные риски.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRENCH PRESIDENCY IN THE COUNCIL OF THE EU: EUROPEAN OR NATIONAL PRIORITIES?

This article presents an analysis of the EU’s policy priorities over the next six months in the three areas. On the basis of the French Presidency Programme, the speeches of President Macron and his ministers, the author aims to identify peculiarities of the French approach to European issues and areas of convergence between national and supranational interests in the run-up to the presidential elections in the country. The focus is on Schengen reform, the promotion of the Pact on Migration and Asylum, «EU strategic autonomy» and the adoption of the «EU Strategic Compass», France’s foreign policy priorities, in particular, relations with Africa, the Western Balkans and Russia. The French Presidency’s plans for a «new model for growth», including fiscal and trade policy reform, are also explored. The author turns to the controversial proposal to include protectionist «mirror clauses» on environmental standards in EU trade agreements with third countries in order to protect the interests of European farmers. In the section «A humane Europe» the author highlights Macron's intention to promote the use of the French language in EU institutions. The author concludes that the coincidence of the presidential campaign and the Presidency of the Council offers Macron opportunities, but also brings risks.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО ФРАНЦИИ В СОВЕТЕ ЕС: ПРИОРИТЕТЫ ЕВРОПЕЙСКИЕ ИЛИ НАЦИОНАЛЬНЫЕ?»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2022, №1

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО РФ В АРКТИЧЕСКОМ СОВЕТЕ КАК ОРИЕНТИР ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ЦАИ ИЕ РАН

RUSSIA'S ARCTIC COUNCIL CHAIRMANSHIP AS A GUIDELINE FOR CENTER FOR ARCTIC STUDIES, IE RAS

Председательство России в Арктическом совете (началось в мае 2021 г.) стало главным ориентиром для работы исследователей Института Европы РАН по данной тематике. За прошедшие 2020-2021 гг. сотрудниками ИЕ РАН и особенно Центра арктических исследований (ЦАИ) было опубликовано более 50 работ в Научно-аналитическом вестнике ИЕ РАН, журналах «Современная Европа», «Арктика и Север» и других изданиях. 16 февраля 2022 г. в ИЕ РАН на научной конференции «Наследие В.П. Фёдорова - учёного, политика, гражданина» было решено регулярно проводить Арктические семинары имени В.П. Фёдорова, который в 2018 г. инициировал создание ЦАИ. Это предложение поддержали учёные Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова. В ноябре 2021 г. в ИЕ РАН был проведён международный научно-практический круглый стол «Политика, экономика и безопасность современной Арктики (к 25-летию Арктического совета)». На форуме выступило 32 эксперта из Москвы, Санкт-Петербурга, Апатит, Архангельска, Якутска, Норильска, Воронежа, Мурманска, а также Норвегии, Швеции, Китая и Исландии. Катарина Гартфельдт, доцент, генеральный директор Шведского полярного исследовательского центра Polarfor-skningssekretariatet пригласила Центр арктических исследований к сотрудничеству.

Учёные ИЕ РАН выступали на пленарных и секционных заседаниях на многочисленных научных площадках: в ИМЭМО РАН, ИСКРАН, ИНИОН РАН, МГИМО, МГЛУ, Вольном экономическом обществе, Российском институте стратегических исследований, Торгово-промышленной палате РФ, Координационном совете некоммерческих организаций России, Северном (Арктическом) федеральном университете им. М.В. Ломоносова, Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Амосова, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Российском государственном гуманитарном университете, Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого, Российском государственном университете нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, Военном университете Минобороны РФ, Московской школе экономики МГУ им. М.В. Ломоносова, Институте мировых цивилизаций. Сотрудники Института были докладчиками на заседаниях Международного экспертного Совета по сотрудничеству в Арктике (IECCA), Евразийского информационно-аналитического консорциума, II Евразийского аналитического форума, II и III Северного форума устойчивого развития. 30 января - 3 февраля 2022 г. учёные из ЦАИ приняли участие в работе Международной Зимней школы Центра международной и региональной политики CIRP-2022 «Арктика в период глобализации и геополитической нестабильности» в Великом Новгороде.

Среди тем публикаций Центра: деятельность РФ по развитию и освоению Арктики, Северного морского пути, социально-экономическое развитие в приполярном регионе и международное сотрудничество, обеспечение национальной безопасности России в связи с активностью НАТО в регионе. Ряд статей был посвящён подготовке РФ к председательству в Арктическом совете, развитию науки и технологий в Арктике, влиянию изменения климата, анализу арктической стратегии и политики России, Финляндии, Исландии, Великобритании, США и Европейского союза. ЦАИ в 2021 г. вошёл в состав членов и соисполнителей Консорциума

«Мировое историко-культурное наследие Арктики», созданного на базе «Российского государственного гидрометеорологического университета».

Актуальные проблемы председательства, инициативы и первые решения

Хронология мероприятий председательства в 2021 г. показывает, что РФ выполняет принятые обязательства, наращивает усилия по развитию сотрудничества с арктическими государствами, в первую очередь по линии заседаний и решений Комитета старших должностных лиц Арктического совета (КСДЛ).

29-30 июня 2021 г. в Москве в очно-заочном формате на площадке Постоянного представительства Республики Саха (Якутия) прошло его первое заседание. С приветственным словом к участникам встречи обратился глава Республики А.С. Николаев. На заседании с изложением подходов по ключевым вопросам программы российского председательства в АС в 2021-2023 гг. выступили советник президента РФ, его специальный представитель по вопросам климата Р.С.-Х. Эдельгериев и руководитель Росгидромета И.А. Шумаков, представители Минприроды, Минвостокразвития и Ростуризма.

В период с 30 ноября по 2 декабря 2021 г. в Салехарде состоялось второе заседание КСДЛ и пленарная сессия Совета с очным участием более 150 представителей стран - членов АС, постоянных участников (представителей коренных народов Севера) и государств-наблюдателей. Были согласованы подходы к реализации поручений министров, зафиксированных в Рейкьявикской декларации 2021 г. и Стратегическом плане Арктического совета на 2021-2030 гг., в частности, об обновлении критериев оценки эффективности рабочих органов АС и участия в его деятельности наблюдателей. Речь идёт об оценке воздействия на климат Арктики, о стойких органических (химических) загрязнителях глобального характера, которые накапливаются в экосистемах, а также о выполнении рекомендаций по безопасному судоходству в арктических водах. Постановка данных вопросов представляется чрезвычайно актуальной. Это результат многолетних исследований, которые нашли своё отражение во всеобъемлющем междисциплинарном отчёте об изменении климата в Арктике (2005 г.), в Стокгольмской конвенции по воздействию стойких органических загрязнителей (2002 г.) и Полярном Кодексе Международной морской организации (2009 г.), устанавливающем обязательные нормы и правила для судов, работающих в полярных водах. В ходе заседания обращено внимание на необходимость вернуться ещё раз к данным документам для уточнения выводов, прогнозов и принятия странами АС добровольных мер по сокращению выбросов чёрного углерода и метана с целью сохранения экологии Арктики.

Особое внимание российским председательством в АС уделяется обеспечению условий для улучшения качества жизни людей в регионе. В этих целях РФ последовательно выступает за неуклонное повышение доступности услуг в сфере образования и здравоохранения, расширение научных обменов, в том числе в гуманитарной сфере. Продвигаются и поддерживаются проекты, направленные на сохранение самобытности и наследия коренных народов Арктики, сообразуясь с целями и задачами Международного десятилетия коренных народов ООН, провозглашённого Генассамблеей ООН в 2019 г. на период 2022-2032 гг. По инициативе России в АС реализуются проекты по цифровизации их культурного и лингвистического наследия. Так, Правительство РФ утвердило план мероприятий Международного десятилетия языков коренных малочисленных народов. К таковым на севере, в Сибири и на Дальнем Востоке РФ относятся 47 этносов, каждый из которых насчитывает менее 50 тыс. человек, а их общая численность составляет более 300 тыс. человек.

Широкую поддержку со стороны ряда рабочих групп АС получила инициатива РФ по

созданию на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и Мурманской области инфраструктуры Международной арктической научной станции на безуглеродной энергии «Снежинка». В июне 2021 г. открыты проектно-изыскательные работы. Есть все предпосылки, что станция начнёт функционировать в установленные сроки. Вместе с тем со стороны федеральных органов нужен постоянный контроль над ходом работ и своевременным выделением финансовых средств.

С учётом сложной эпидемиологической обстановки, связанной с COVID-19, принимаются меры по вопросам биобезопасности. Как показывает анализ, массовое заражение коро-навирусом в Арктическом регионе происходит в местах, где работа ведётся вахтовым методом при большом скоплении работников.

В Совете Россия выступает за более полное раскрытие экономического потенциала Арктики, привлечение в регион инвестиций. Она инициировала подготовку и обсуждение (на пленарной сессии в Салехарде 1-2 декабря 2021 г.) доклада Московской школы «Сколково» о повышении эффективности деятельности Арктического экономического совета (где РФ также председательствует в 2021-2023 гг.) и его взаимодействия с АС.

Россия акцентирует важность сотрудничества стран - членов Совета как фактора повышения уровня жизни населения, включая коренные народы, создания новых рабочих мест и повышения инвестиционной привлекательности экономики региона. Соответствующие тезисы в ходе мероприятий АС озвучил специальный представитель председателя КСДЛ АС по вопросам коренных народов М.А. Погодаев. В развитие данной темы в 2022 г. запланировано провести первую встречу торговых палат и бизнес-ассоциаций стран - членов АС.

Одной из ключевых проблем для Арктического региона представляется изменение климата: таяние льдов и деградация вечной мерзлоты. Согласно докладу рабочей группы АС по мониторингу и оценке «Снег, вода, лёд и вечная мерзлота в Арктике» («Snow, Water, Ice and Permafrost in the Arctic», SWIPA), среднегодовые температуры в регионе за последние 50 лет росли более чем в 2 раза быстрее, чем в остальном мире. С учётом данной угрозы первостепенной задачей становится повышение адаптации региона к этим реалиям. Речь идёт о минимизации антропогенного воздействия на природу, сохранении и восстановлении окружающей среды, рациональном использовании природных ресурсов.

В рамках Совета РФ призывала партнёров наладить практическое сотрудничество в борьбе с вредными выбросами, предусматривающее обмен соответствующей информацией, технологиями и опытом, а также реализацию совместных проектов. В этих целях 7-8 сентября 2021 г. в рамках проекта EPPR «Спасение Арктики» по всей российской арктической зоне прошли масштабные межведомственные экспериментально-исследовательские учения по реализации мер защиты от чрезвычайных ситуаций.

РФ, как и в предыдущие годы, подчёркивает актуальность развития в Арктике устойчивого судоходства, в т.ч. по Северному морскому пути. Россия как прибрежное государство отвечает за его функционирование и делает всё необходимое, чтобы обеспечить безопасность судоходства и максимально бережное отношение к хрупкой экосистеме. Объём грузоперевозок по нему неуклонно возрастает. В 2021 г. он превысил 34,8 млн т. (в 2020 г. - 32,9 млн т.), а к 2024 г. его планируется увеличить до 80 млн т. В 2021 г. администрацией СМП было выдано 1 229 разрешений судам на плавание в акватории данной магистрали, отказано в удовлетворении всего по 35 заявкам (в основном российским). Затор в акватории СМП в ноябре 2021 г. во льдах 18 судов стала шоком для грузоотправителей и органов власти. Вот уже более 2 месяцев СМИ в своих публикациях называют различные причины случившегося. На наш взгляд, данную ситуацию должна изучить правительственная комиссия (рабочая группа), ко-

торой надлежит выработать меры, чтобы подобные инциденты не повторились. Здесь речь идёт не только о престиже страны, но и реальной конкурентоспособности Севморпути.

Представители КСДЛ обратили внимание на обнародованный Еврокомиссией 13 октября 2021 г. проект обновлённой Арктической стратегии ЕС. В ней заявлено о намерении добиваться введения моратория на добычу нефти, природного газа и угля в Арктике, о планах работать со своими партнёрами над многосторонним юридическим обязательством не допускать дальнейшего освоения арктических месторождений и не приобретать такие углеводороды, если они будут добываться. Упомянутые планы ЕС создают риски для работы российских экономических операторов в данном регионе, для развития устойчивой грузовой базы на СМП. Отказ от добываемых в Арктике нефтегазовых ресурсов - вместо нацеленности на совместную разработку комплекса мер по снижению выбросов парниковых газов и внедрение наилучших доступных технологий - чреват подрывом устойчивости глобального энергетического рынка. Развитие в России высокотехнологичных мощностей по добыче, сжижению и транспортировке газа, поставки на мировой рынок добываемых в Арктике редкоземельных металлов - важный вклад в обеспечение глобального энергоперехода.

Россия в ходе своего председательства продемонстрировала, что последовательно выступает за укрепление международно-правовой базы, регулирующей различные аспекты деятельности в Арктическом регионе. 21 июня 2021 г. вступило в силу Соглашение о предотвращении нерегулируемого промысла в открытом море в центральной части Северного Ледовитого океана. Оно было подписано 3 октября 2018 г. в Илулиссате (Гренландия) РФ, США, Канадой, Данией (за Фарерские острова и Гренландию), Канадой, Норвегией, Исландией, Японией, КНР, Республикой Корея и Европейским союзом. Это стало важным шагом на пути продвижения экосистемного подхода к управлению морскими ресурсами. Данное соглашение, четвёртое по счёту, будет способствовать международному сотрудничеству в области рыболовства в Арктическом регионе.

В рамках раздела программы, посвящённого человеческому измерению, за истекший период состоялись такие мероприятия, как конференция по привлечению в регион кадров, круглый стол на тему «Реализация международного проекта "Дети Арктики"», а также Форум коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Впервые прошёл Форум молодых лидеров из стран - членов Арктического совета, завершилась добровольческая экспедиция в ямальскую тундру «Explore Yamal».

Проблемы устойчивого социально-экономическое развития стали сквозной темой конференции по освоению шельфа Северного Ледовитого океана, международного семинара по развитию малой авиации в Арктике, а также III Северного форума по устойчивому развитию. Впервые под эгидой председательства в Арктическом совете обсуждалась проблематика обеспечения права интеллектуальной собственности коренных народов на знания, культуру и языки в эпоху цифровизации.

Особое место в плане председательства занимала культурная программа, в рамках которой были проведены Арктический фестиваль «Териберка», V Арктический международный кинофестиваль «Золотой ворон», Гастрономический фестиваль северной кухни, культурный фестиваль «Птица Баренц» и другие события.

Председательство России в Арктическом совете началось в год 25-летия его образования, проходило на фоне продолжающегося осложнения международной обстановки, «информационной войны и демонстрации силы всеми сторонами».

В начале своей миссии, как и ранее, Россия неизменно рассматривала Арктику как территорию мира, стабильности и взаимовыгодного сотрудничества. Она не раз выражала обес-

покоенность по поводу попыток включения Арктического региона в зону военного планирования и ответственности НАТО, его превращения в потенциальный театр военных действий. Проведение в марте-апреле 2022 г. масштабных военных учений альянса «Cold Response 2022» в Северном море и на территории Норвегии, на наш взгляд, будет усиливать напряжённость, увеличивать риски возможных просчётов и неверной интерпретации намерений, случайных инцидентов и непреднамеренной эскалации. В связи с этим понятны и справедливы требования РФ к США и НАТО по гарантиям своей безопасности, в том числе и в Арктическом регионе.

В выполнение плана председательства РФ в АС включены все субъекты АЗРФ, а также федеральные министерства и ведомства, где ведущая роль принадлежит МИД России, который координирует выполнение программы и плана мероприятий, осуществляет взаимодействие с иностранными партнёрами. Необходимо активнее показывать деятельность Арктического экономического совета и роль в нём РФ.

России, наряду с поддержкой интересов Индии, Японии, Китая, Республики Кореи, Сингапура и ряда других партнёров в АТР к использованию СМП для реализации своих, в первую очередь экономических интересов, необходимо продолжать диалог и с европейскими странами.

Одним из важных достижений председательства РФ в АС является принятие Соглашения о предотвращении нерегулируемого промысла в открытом море в центральной части Северного Ледовитого океана. Таким образом, в Арктическом регионе сформирована уникальная экосистема, сохранение которой должно относиться к одной из приоритетных задач всего мирового сообщества.

На этих аспектах сотрудники ЦАИ будут концентрировать своё внимание в предстоящее время.

Журавель Валерий Петрович,

к.пед.н., в.н.с., рук. Центра арктических исследований Отдела страновых исследований ИЕ АН, E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-1786-6754

Zhuravel Valéry, Institute of Europe, RAS E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-1786-6754

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.