Научная статья на тему 'АРКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ: ИТОГИ ПЕРВОГО ГОДА ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА ИСЛАНДИИ'

АРКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ: ИТОГИ ПЕРВОГО ГОДА ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА ИСЛАНДИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
242
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ / ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО / ИСЛАНДИЯ / РОССИЯ / ЭКОЛОГИЯ / КЛИМАТ / КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ / ARCTIC COUNCIL / PRESIDENCY / ICELAND / RUSSIA / ENVIRONMENT / CLIMATE / SMALL INDIGENOUS PEOPLES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Журавель Валерий Петрович

В статье на основе доклада председателя Комитета старших должностных лиц в Арктическом совете Эйнара Гуннарссона «Вместе на пути к устойчивой Арктике: один год в 2019-2021 годах председательства Исландии», заседаний Комитета старших должностных лиц Арктического совета анализируется первый год председательства Исландии в Арктическом совете. Раскрываются основные приоритеты деятельности: защита морской арктической среды, борьба с закислением океана; устойчивое развитие рыболовецкого сектора; снижение загрязнения океана, борьба с морским мусором; противодействие изменению климата и внедрение зелёной энергетики; обеспечение устойчивого развития сообщества коренных народов, живущих в Арктике; продолжение деятельности по усилению и повышению роли Арктического совета по поддержанию мира, международного сотрудничества и политической стабильности в Арктическом регионе. Рассматриваются процессы влияния коронавирусной пандемии на председательство Исландии и развитие арктического сотрудничества. Интерес представляет анализ принимаемых мер по противодействию пандемии среди общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Обозначаются планы Исландии на второй год председательства в Арктическом совете. Автор также раскрывает вопросы российско-исландского сотрудничества на современном этапе в экономической области, сфере межрегиональных связей. Отмечается, что наши страны объединяет общая память о совместной борьбе с фашизмом; Россия с благодарностью помнит о вкладе Исландии в формирование и поддержку полярных конвоев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCTIC COUNCIL: OUTCOME OF THE FIRST YEAR OF THE ICELANDIC PRESIDENCY

In the article based on the report of the Chairman of the Committee of Senior Officials in the Arctic Council, Einar Gunnarsson «Together on the road to a sustainable Arctic: one year in 2019-2021 of the presidency of Iceland», the first year of Iceland’s Arctic Council presidency is reviewed by the Senior Officials Committee. Key priorities for action are identified, which are protecting the Arctic marine environment, combating ocean acidification; sustainable development of the fisheries sector; reducing ocean pollution; combating marine debris; combating climate change and introducing green energy; ensuring the sustainable development of the indigenous community of the Arctic; continuing to strengthen and enhance the role of the Arctic Council in maintaining peace, international cooperation and political stability in the Arctic region. Also, the impact of the coronavirus pandemic on the Icelandic presidency and the development of Arctic cooperation are being considered. Of interest is the analysis of measures taken to counter the pandemic among the small indigenous communities of the North, Siberia and the Russian Far East. Iceland’s plans for the second year of its chairmanship of the Arctic Council are indicated. The author also discusses Russian-Icelandic cooperation at the current stage in the economic field and in the sphere of interregional relations. It is noted that our countries share a common memory of the joint struggle against fascism, and Russia remembers with gratitude Iceland’s contribution to the formation and support of polar convoys.

Текст научной работы на тему «АРКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ: ИТОГИ ПЕРВОГО ГОДА ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА ИСЛАНДИИ»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ИНСТИТУТЫ POLITICAL PROCESSES AND INSTITUTIONS

УДК: [339.92+347.173+578.4](491.1)(045) DOI: 10.37482/issn2221-2698.2021.42.186

Арктический совет: итоги первого года председательства Исландии *

© ЖУРАВЕЛЬ Валерий Петрович, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, руководитель

E-mail: zhvalery@mail.ru

Центр арктических исследований Института Европы РАН, Москва, Россия

Аннотация. В статье на основе доклада председателя Комитета старших должностных лиц в Арктическом совете Эйнара Гуннарссона «Вместе на пути к устойчивой Арктике: один год в 2019-2021 годах председательства Исландии», заседаний Комитета старших должностных лиц Арктического совета анализируется первый год председательства Исландии в Арктическом совете. Раскрываются основные приоритеты деятельности: защита морской арктической среды, борьба с закислением океана; устойчивое развитие рыболовецкого сектора; снижение загрязнения океана, борьба с морским мусором; противодействие изменению климата и внедрение зелёной энергетики; обеспечение устойчивого развития сообщества коренных народов, живущих в Арктике; продолжение деятельности по усилению и повышению роли Арктического совета по поддержанию мира, международного сотрудничества и политической стабильности в Арктическом регионе. Рассматриваются процессы влияния коронавирусной пандемии на председательство Исландии и развитие арктического сотрудничества. Интерес представляет анализ принимаемых мер по противодействию пандемии среди общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Обозначаются планы Исландии на второй год председательства в Арктическом совете. Автор также раскрывает вопросы российско-исландского сотрудничества на современном этапе в экономической области, сфере межрегиональных связей. Отмечается, что наши страны объединяет общая память о совместной борьбе с фашизмом; Россия с благодарностью помнит о вкладе Исландии в формирование и поддержку полярных конвоев.

Ключевые слова: Арктический совет, председательство, Исландия, Россия, экология, климат, коренные малочисленные народы.

Arctic Council: Outcome of the First Year of the Icelandic Presidency

© Valery P. ZHURAVEL, Cand. Sci (Ped.), leading researcher, head E-mail: zhvalery@mail.ru

Center for Arctic Research, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia

Annotation. In the article based on the report of the Chairman of the Committee of Senior Officials in the Arctic Council, Einar Gunnarsson «Together on the road to a sustainable Arctic: one year in 2019-2021 of the presidency of Iceland», the first year of Iceland's Arctic Council presidency is reviewed by the Senior Officials Committee. Key priorities for action are identified, which are protecting the Arctic marine environment, combating ocean acidification; sustainable development of the fisheries sector; reducing ocean pollution; combating marine debris; combating climate change and introducing green energy; ensuring the sustainable development of the indigenous community of the Arctic; continuing to strengthen and enhance the role of the Arctic Council in maintaining peace, international cooperation and political stability in the Arctic region. Also, the impact of the coronavirus pandemic on the Icelandic presidency and the develop-

* Для цитирования: Журавель В.П. Арктический совет: итоги первого года председательства Исландии // Арктика и Север. 2021. № 42. С. 186-199. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2021.42.186

For citation: Zhuravel V.P. Arctic Council: Outcome of the First Year of the Icelandic Presidency. Arktika i Sever [Arctic and North], 2021, no. 42, pp. 186-199. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2021.42.2186

ment of Arctic cooperation are being considered. Of interest is the analysis of measures taken to counter the pandemic among the small indigenous communities of the North, Siberia and the Russian Far East. Iceland's plans for the second year of its chairmanship of the Arctic Council are indicated. The author also discusses Russian-Icelandic cooperation at the current stage in the economic field and in the sphere of interregional relations. It is noted that our countries share a common memory of the joint struggle against fascism, and Russia remembers with gratitude Iceland's contribution to the formation and support of polar convoys.

Keywords: Arctic Council, presidency, Iceland, Russia, environment, climate, small indigenous peoples.

Введение

Арктический совет (АС, Совет) был образован 19 сентября 1996 г. в Оттаве (Канада) представителями восьми арктических государств: Дании, Исландии, Канады, Норвегии, России, США, Финляндии и Швеции.

7 мая 2019 г. председательство в Совете перешло от Хельсинки к Рейкьявику. Министр иностранных дел Финляндии Т. Сойни передал председательство в АС на очередной двухлетний период министру иностранных дел Исландии Г.Т. Тордарсону [1, Журавель В.П.]. Следует отметить, что впервые Исландия председательствовала в АС в 2002-2004 гг. После этого страна начала активно заниматься разработкой своей национальной арктической стратегии и политики, подготовила ряд докладов «Океан — политика Исландии» (2005 г.), «Север встречается с Севером — навигация и будущее Арктики» (2006 г.), «Исландия на Крайнем севере» (2009 г.). Альтинг в своей резолюции от 28 марта 2011 г. сформулировал 12 ключевых положений (принципов) арктической политики страны.

При планировании и проведении мероприятий в первый год своего председательства в Совете Исландия основные усилия сосредоточила на защите морской арктической среды, борьбе с закислением океана, устойчивом развитии рыболовецкого сектора, снижении загрязнения океана, борьбе с морским мусором, противодействии изменению климата и внедрении зелёной энергетики, обеспечении устойчивого развития сообщества коренных народов, живущих в Арктике, и продолжении деятельности по усилению и повышению роли Арктического совета.

Тема программы председательства Исландии в Арктическом совете на 2019-2021 гг. отражает приверженность Исландии принципу устойчивого развития и указывает на необходимость тесного сотрудничества между государствами и народами региона и за его пределами в рамках работы шести рабочих групп: мониторинга и оценки состояния природной среды Арктики (AMAR); сохранения арктической флоры и фауны (CAFF); предотвращения чрезвычайных ситуаций и готовности к проведению операций по спасению (EPPR); охраны морской среды Арктики (PAME); устойчивого развития региона (SDWG); действий против загрязнения Арктики (ACAP).

9 июня 2020 г. председатель Комитета старших должностных лиц в Арктическом совете Эйнар Гуннарссон опубликовал доклад, в котором в самом обобщённом виде подводятся итоги первого года председательства Исландии в Совете, даются оценки по самому широ-

кому кругу арктических проблем 1: борьба с морским мусором, снижение загрязнения океана, защита морской арктической среды, борьба с закислением океана

18-19 июня в Рейкьявике состоялось первое исполнительное заседание Комитета старших должностных лиц в Арктическом совете. На нём присутствовали организации коренных народов, а также представители стран и международных организаций, имеющих статус наблюдателя.

В ходе мероприятия особое внимание было уделено путям и средствам снижения угрозы засорения пластмассами морской среды Арктики. Следует отметить, что с 2016 г. страны Северной Европы проводят в мае ежегодные мероприятия по очистке побережья. В 2019 г. в рамках их инициативы только на исландских побережьях было собрано более 19 т мусора. Активность в этом направлении проявляет общественная организация «Сохранение океана», которая с 1986 г. проводит ежегодные мероприятия по очистке морских и океанских территорий в более чем 150 странах под общим названием «Международная очистка побережий». В уборке мусора с пляжей и береговой линии уже приняли участие около 14 млн добровольцев.

В ходе обсуждения данной проблемы участники подтвердили её актуальность. Согласно статистике, более 80% источников загрязнения морской среды — сухопутные (береговые), в том числе отходы рекреационной деятельности. Установлено, что не менее 60% морского мусора представлено пластиком. Около 18% пластикового мусора приходится на рыбный промысел [2, Козловский Н.Н., Блиновская Я.Ю., с. 159]: пенопласт, полиэтиленовые пакеты, одноразовая посуда, бутылки для газированных напитков, минеральной воды и соков, а также рыболовецкие сети, полистирольные поплавки и т. д. Пластиковый мусор накапливается быстрее любого другого, что обусловлено растущими объёмами его производства. Этот мусор образует огромные площади плавучих островов.

Было отмечено, что основные задачи по борьбе с морским мусором будут заключаться в его уборке с арктических пляжей и водных путей во всех восьми арктических государствах, в определении источников замусоривания, в повышении осведомлённости общества о проблемах, вызываемых морским мусором и в побуждении людей к изменению поведения для решения данной проблемы [3, Богданова Э.Ю.].

Принято решение, что мероприятия по очистке приполярного побережья Арктики будут проводиться странами-членами в сотрудничестве с государствами-наблюдателями АС, а также с местными организациями и отдельными людьми. В процессе консультаций представители организации «Сохранение океана» предложили определить в каждом арктическом регионе сообщества, которые будут участвовать в очистке побережья. Ими также обращено внимание на необходимость иметь достаточное количество средств и механизмов для работ

1 u u u

Арктический совет: вместе на пути к устойчивой Арктике: один год в 2019-2021 годах председательства Исландии. 09.06.2020. URL: https://arctic-council.org/ru/news/one-year-into-the-2019-2021-icelandic-chairmanship/ (дата обращения: 15.04.2019).

по очистке ресурсов и материалов. Отмечается, что проект «Международная очистка побережий» вполне соответствуют целям председательства Исландии в Арктическом совете, может помочь мобилизовать общественность для решения задач по защите арктической морской среды от засорения пластмассами в будущем.

Значительный вклад в изучение микропластика и других загрязняющих веществ вносят учёные. В ходе исследований установлено, что он представляет собой мелкие, меньше 5 мм, частицы пластика, которые накапливаются в окружающей среде в больших количествах, особенно в водных экосистемах. Мировой океан на сегодняшний день является своего рода хранилищем пластиковой массы, которую человечество производит в огромном количестве ежегодно 2.

К сожалению, в России исследования морского пластика находятся в самом начале своего пути. В настоящее время недостаточно изучены особенности его влияния на живые организмы, в том числе на человека. Так, пробы воды, взятые в ходе экспедиций Арктического плавучего университета в 2018 и 2019 гг. , показали, что содержание микропластика в районе Новой Земли, на востоке и в центральной части Баренцева моря намного выше, чем на западе, где расположено много предприятий промышленно развитых стран Европы 4. Осенью 2019 г. учёные Центра морских исследований МГУ имени М.В. Ломоносова на научно-исследовательском судне «Академик Мстислав Келдыш» обследовали акватории Белого, Печорского, Карского, Лаптевых и Восточно-Сибирского морей. В ходе экспедиции было обнаружено, что плавающий пластик регистрируется практически во всех шельфовых морях российской Арктики. Они отметили, что главным источником пластикового загрязнения в Арктике, скорее всего, являются крупнейшие сибирские реки Обь, Енисей и Лена. Для борьбы с пластиковым загрязнением критически важно усовершенствовать системы очистных сооружений рек, а также минимизировать, а по возможности исключить из производства одноразовую пластиковую продукцию 5.

Исландия в рамках своего председательства в октябре 2019 г. при участии Гарвардского Центра Белфера по науке и международным отношениям, Полярного института при Научном центре имени Вудро Вильсона провела семинар по вопросам политики и действий в отношении загрязнения Северного Ледовитого океана пластиком 6.

2 Дно Мирового океана усеяно пластиковым мусором. 04.01.2015. URL: https://esoreiter.ru/news/0115/dno-mirovogo-okeana-useyano-plastikovym-musorom.html (дата обращения: 17.11.2015).

3 Это совместный многолетний проект Северного Арктического федерального университета и Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромета.

4 Учёные: Баренцево море на востоке загрязнено микропластиком больше, чем на западе. 08.01.2020. URL: https://nauka.tass.ru/nauka/7479791; Арктический Университет провёл анализ воды из Баренцева моря. 09.01.2020. URL: https://newinform.com/204311-arkticheskii-universitet-provel-analiz-vody-iz-barenceva-morya (дата обращения: 15.04.2019).

5 Учёные рассказали, как защитить российскую Арктику от микропластика. 17.01.2020. URL: https://ria.ru/20200117/1563557024.html (дата обращения: 25.03.2020).

6 Арктический совет: вместе на пути к устойчивой Арктике: один год в 2019-2021 годах председательства Исландии. 09.06.2020. URL: https://arctic-council.org/ru/news/one-year-into-the-2019-2021-icelandic-chairmanship/ (дата обращения: 15.04.2019).

В декабре 2019 г. на ежегодной Конференции ООН по изменению климата Исландия провела параллельное мероприятие, посвящённое проблеме закисления Северного Ледовитого океана. В ходе данного мероприятия ведущие международные эксперты по вопросам закисления океана обсудили химические, биологические и социально-экономические последствия закисления вод на севере, а также возможные решения проблемы.

Исландия активно выступает за использование инноваций и биотехнологий в секторе рыболовства. Инициативы, подобные проекту «Голубая биоэкономика в Арктике» обладают большим потенциалом для содействия устойчивому развитию, что указывает на их надёжность в деле улучшения благосостояния региона 7.

В рамках международной конференции «Арктические рубежи», состоявшейся в январе 2020 г. под председательством Исландии, был проведён дискуссионный форум и интерактивный семинар, внёсшие определённый вклад в повышение уровня осведомлённости о «Голубой биоэкономике» [4, Марченков М.Л.].

В частности, рабочая группа по защите арктической морской среды (РАМЕ) запустила свою программу «Пластик в бутылке», которая позволит отследить передвижение морского мусора и пластика в арктических водах, а также за их пределами. Капсула, оснащенная GPS-передатчиком, была запущена министром окружающей среды и природных ресурсов Исландии Гудмундуром Инги Губбрандссоном с судна исландской Береговой охраны Тора в сентябре 2019 г. За 207 дней капсула прошла более 7 тыс. км и достигла берегов острова Ти-ри (Шотландия) 8.

Небольшому островному государству удалось практически полностью избавиться от мусора на своей территории. Вопросы защиты морской арктической среды для Исландии имеют ключевое значение. С учётом важности для экономики экспорта рыбы Исландия постоянно проводит мониторинг пластикового мусора в арктических водах. Так, например, в проливе Фрама (между восточной Гренландией и Шпицберген) обнаружено более 12 000 микропластических частичек на литр морского льда. Исландия выражает беспокойство по поводу избыточного содержания пластика в морских водах, который может повлиять на всю биологическую цепочку флоры и фауны в Арктике 9.

Следует отметить, что рабочие группы Арктического совета внесли существенный

*/ V п

вклад в расширение знаний и понимания морской среды. В конце своего председательства в мае 2021 г. Исландия планирует представить министрам Арктического совета всеобъемлющий региональный план действий по морскому мусору и пластмассам в Арктике.

7 Арктический совет: вместе на пути к устойчивой Арктике: один год в 2019-2021 годах председательства Исландии. 09.06.2020. URL: https://arctic-council.org/ru/news/one-year-into-the-2019-2021-icelandic-chairmanship/ (дата обращения: 15.04.2019).

8 -г

Там же.

9 Арктические инициативы Исландии. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5dc69465c7891f51f5fb5143/arkticheskie-iniciativy-islandii-5ed61c589934dc5998c067f8 (дата обращения: 13.07.2019).

Устойчивое развитие рыболовецкого сектора

Исландия приняла активное участие в организации и проведении III Международного рыбопромышленного форума и Выставки рыбной индустрии, морепродуктов и технологий 10-11 июля 2019 г. в Санкт-Петербурге 10. Мероприятие объединило представителей более 250 компаний из 38 стран мира в количестве около 6 тысяч человек. Главным событием рыбопромышленного форума стало пленарное заседание на тему «Океан возможностей: природа, экономика, человек». Эксперты отрасли и представители официальных делегаций выступили на панельных сессиях «Цифровизация как инструмент трансформации рыбохо-зяйственной отрасли», «Как правильно продавать рыбу», «Арктика и Антарктика: ресурсный потенциал, запрет или рыболовство, элементы сотрудничества», «Раскрытие потенциала аквакультуры в России и мире: управление, ресурсы, рынки», «Стоимость рыбной отрасли: как оценить эффективность использования бизнесом общенационального ресурса?», «Экономика рыбного рынка: промысел, переработка, логистика, ритейл», «Рыболовство: социальное измерение как фактор развития территорий». На выставке Исландия представила свой национальный стенд.

Вопросы климата, зелёной энергетики

Температура воздуха в Арктике продолжает повышаться более чем в два раза по сравнению с общемировым среднегодовым показателем. Повышение температуры ускоряет таяние снега и льда и оказывает прямое и косвенное воздействие на взаимосвязанные экосистемы Арктики, что имеет различные экономические и социальные последствия для арктических сообществ. Исследования показывают, что климат Арктики особенно чувствителен к наличию загрязнений в воздухе [5, Матишов Г.Г., Дженюк С.Л., Моисеев Д.В.; 6, Морозов А.]. В середине июля 2020 г. глава Росгидромета Игорь Шумаков отметил, что уменьшение площади льдов является основным проявлением изменения ледовых условий в Арктике. «Для Арктики в целом минимальные значения ледовитости наблюдались в 2007 году — 4,19 миллиона квадратных километров, в 2012 году — 3,35 миллиона квадратных километров, в 2019 году — 4,1 миллиона квадратных километров. Для сравнения, в 1980 году ледовитость достигала 7,6 миллиона квадратных километров, в 1983 году — 7,28 миллиона», — подчеркнул И. Шумаков. Он добавил, что в акватории арктических морей России ледовый покров 11

становится тоньше .

Для преодоления негативных последствий изменения климата в Арктике необходимо разрабатывать стратегии, направленные на смягчение последствий изменения климата, адаптацию населения к новым погодным условиям. Арктические государства и их партнёры должны обеспечить на постоянной основе осуществление новых видов экономической дея-

10 Подведены итоги III Международного рыбопромышленного форума. 12.06.2019. http://fish.gov.ru/press-tsentr/novosti/27678 (дата обращения: 13.07.2019).

11 Росгидромет оценил масштабы таяния льдов в Северном Ледовитом океане. 14.07.2020. URL: https://ria.ru/20200714/1574311928.html (дата обращения: 15.07.2020).

тельности, ставших возможными в результате сокращения морского льда, для установления баланса между экономическим ростом, социальной интеграцией и защитой окружающей среды. Данная аналитическая и практическая деятельность в период первого года председательства Исландии учитывалась в работе шести рабочих групп Совета.

Исландия в период своего председательства обращает внимание на дальнейшую разработку и применение практических решений в области зелёной энергетики в Арктическом регионе, что позволит общинам сократить выбросы и улучшить качество воздуха. Проекты, способствующие обмену знаниями и направленные на поддержку малых и отдалённых арктических сообществ в переходе к устойчивой энергетике, будут продолжены в 2019-2021 гг.

Коренные малочисленные народы

Проблема коренных малочисленных народов в председательстве всех арктических государств в Арктическом совете всегда занимала особое место. Инициативы, направленные на улучшение благосостояния 4 млн человек, считающих северный край своим домом, лежат в основе работы Совета. Нынешняя неопределённая ситуация с распространением ко-ронавирусной пандемии особенно сильно угрожает отдалённым арктическим сообществам.

Воздействию пандемии коронавируса на циркумполярный Север, особым обстоятельствам и уникальным медико-социальным и экономическим потребностям арктических

общин было посвящено 3-е исполнительное заседание Комитета старших должностных лиц

12

Арктического совета, которое состоялось 24-25 июня 2020 г. На этом заседании министр иностранных дел Исландии Гюдлаугурд Урдарсон, критически обозначив проблемы жизнедеятельности коренных малочисленных народов, отметил важность продолжения работы Совета по решению проблем, создаваемых COVID-19. В своём выступлении председатель Комитета старших должностных лиц в Арктическом совете Эйнар Гуннарссон (Исландия) подчеркнул, что отсутствие необходимой инфраструктуры, удалённость от медицинских центров, ненадёжная связь сделали жителей Арктики особенно уязвимыми во время пандемии. Президент Приполярного Совета инуитов Аляски Джеймс Стоттс отметил, что общины инуитов в Арктике исторически переживали разрушительные человеческие потери из-за отсутствия иммунитета к болезням, усугубляемого отсутствием ресурсов и инфраструктуры, необходимых для эффективного предотвращения и реагирования. Среди проблем, которые не решаются на протяжении десятилетий, он назвал перенаселённость жилья, отсутствие надлежащих систем канализации, питьевой воды и плохую широкополосную связь; предположил, что пандемия обострит эти проблемы, и будут предприняты национальные усилия для их устранения. Стефан Скьялдарсон, председатель Рабочей группы по устойчивому развитию Арктического совета, отметил, что в последние годы немало сделано для поддержки и повышения уровня здоровья, социального, культурного и экономического благополучия

12 Циркумполярное сотрудничество на фоне пандемии коронавируса. 26.06.2020. URL: https://arctic-council.org/ru/news/circumpolar-collaboration-amidst-coronavirus-pandemic/ (дата обращения: 15.06.2020).

коренных народов и жителей Арктики. Но распространение пандемии коронавируса с новой силой пролило свет на дефицит инфраструктуры в регионе. Глобальный кризис здравоохранения представляет уникальную возможность лучше понять и поддержать устойчивость Арктического региона.

Следует отметить, что Верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Баче-лет, выступая 30 июня 2020 г. в Женеве на 44-й сессии Совета ООН по правам человека, позитивно оценила усилия России по защите коренных народов от пандемии, отметив, что в контексте пандемии РФ использует дистанционные технологии для улучшения медицинских услуг, предоставляемых коренным кочевым группам населения 13.

К данному заседанию Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ подготовила доклад по опыту противодействия коронавирусу и принимаемым ограничительным мерам по снижению распространения заболевания. Так, в Ямало-Ненецком автономном округе, где в настоящее время кочуют около 18 тысяч ненцев-оленеводов, была выстроена система реагирования, информирования и помощи общинам коренных народов, организована система социальных выплат, доставки им продуктов первой необходимости.

В связи с удалённостью и труднодоступностью мест проживания коренных малочисленных народов, низкой социальной мобильностью и затруднённым доступом к актуальной информации и публичным услугам существует угроза здоровью отдельных людей и самих народов, чья численность зачастую не превышает нескольких тысяч человек. Подчёркивается, что для живущих в Арктике людей есть дополнительные факторы риска заражения и клинической тяжести COVID-19, так как среди них широко распространён дефицит йода, кальция, цинка и витамина D, что может негативно повлиять на течение болезни. Особое внимание обращается на сохранение жизни и здоровья людей старшего поколения, старейшин, которые являются носителями и хранителями общенационального достояния — языка и самобытной культуры. Самым главным источником устойчивости коренных малочисленных народов является их доступ к традиционным продуктам, которые присутствуют в рационе северных народов: местной рыбе и мясу. Отмечается, что от возможности соблюдать пищевые привычки, сложившиеся столетиями, зависит здоровье и качество жизни аборигенов 14. Коренные жители, потерявшие свою привязанность к традиционной пище, более подвержены патологическим расстройствам органов пищеварения, дыхания, мочевыделительной системы, ЛОР-органов, иммунной и эндокринной систем [7, Журавель В.П.].

В связи с угрозой коронавируса Федеральное агентство по делам национальностей в апреле — мае 2020 г. направило в субъекты Российской Федерации рекомендации по ана-

13

В ООН позитивно оценили усилия России по защите коренных народов от пандемии. 01.06.2020. URL: http://www.raipon.info/info/news/4313/ (дата обращения: 15.06.2020).

14 Северная рыба и мясо - это основа здоровья коренного населения. Ассоциация подготовила материалы для встречи Старших должностных лиц Арктического совета по коронавирусу. 04.06.2020. URL: http://www.raipon.info/info/news/4287/ (дата обращения: 15.06.2020).

лизу ситуации среди сообществ коренных малочисленных народов. Они включали меры поддержки с пересмотром направлений расходования средств федеральной субсидии на развитие малочисленных народов по линии Агентства в 2020 г. Отдельное внимание обращалось на необходимость обеспечения устойчивой связи с сообществами аборигенных (автохтонных) народов на удалённых территориях, осуществления мониторинга состояния их здоровья, доступа к публичным услугам, обеспеченности продуктами и товарами первой необходимости. В свою очередь субъектами РФ были образованы рабочие группы по организации соответствующей работы, что позволило избежать на местах массовых заболеваний коронавирусом, сохранило обстановку стабильности и атмосферу быстрого и делового решения возникающих проблем 15.

В настоящее время рабочие группы Совета работают над реализацией 50 инициатив, разработанных непосредственно для улучшения положения арктических народов и общин. Специфика данных проектов варьируется в зависимости от их экономического потенциала, уровня участия молодого поколения, учёта знаний коренных народов и, конечно, затрагивает проблемы в области здравоохранения.

Важную роль в развитии и укреплении арктической солидарности коренных малочисленных народов сыграл 6-ой саммит лидеров коренных народов Арктики, который состоялся 13-15 ноября 2019 г. в столице Лапландии. В мероприятии приняли участие официальные делегации от шести организаций коренных народов, представители органов власти арктических государств, представители Арктического совета, члены парламентов стран Арктики, представители ООН, неправительственных организаций, учёные и эксперты. С большим вниманием и заинтересованностью было выслушано выступление президента Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, заместителя председателя Комитета Госдумы по делам национальностей Г.П. Ледкова 16.

Сотрудничество в рамках Арктического совета

В связи с возрастанием в последние годы интереса мирового сообщества к проблемам Арктики значительно усилилась роль Совета не только в укреплении связей между арктическими государствами, постоянными участниками и рабочими группами, но и активизировалось дальнейшее сотрудничество с его наблюдателями и взаимодействующими организациями.

Так, в октябре 2019 г. под председательством Исландии состоялось совещание с участием Арктического совета и Арктического экономического совета, где были рассмотрены вопросы расширения и укрепления их взаимного сотрудничества.

15 В ООН оценили усилия Российской Федерации по защите коренных малочисленных народов во время пандемии коронавирусной инфекции. 03.06.2020. URL: http://fadn.gov.ru/news/2020/07/03/4091-v-oon-otsenili-usiliya-rossiyskoy-federatsii-po-zaschite-korennyh-malochislennyh-narodov-vo-vremya-pandemii-koronavirusnoy-infektsii (дата обращения: 15.06.2020).

16 Лидеры коренных народов Арктики собрались в Рованиеми. 13.11.2019. URL: http://www.raipon.info/info/news/4014/ (дата обращения: 15.06.2020).

26 ноября главы МИД России и Исландии Сергей Лавров и Гудлёйгур Тор Тордарсон подписали совместное заявление, касающееся обеспечения преемственности в председательстве в Арктическом совете. Глава МИД РФ по итогам встречи отметил: «Увеличивать количество членов Арктического совета не планируется, никто таких идей не выдвигал. Все желающие могут получить статус наблюдателя. Каких-либо противопоказаний против получения статуса наблюдателя для стран, которые действительно готовы не политизированно, прагматично участвовать в работе при полном уважении тех базовых решений, которые принимает «арктическая восьмёрка», мы не видим». Глава МИД Исландии поддержал позицию российского коллеги: «Я полагаю, что тот баланс, который сейчас есть среди членов

д «■— и и и и

Арктического совета и стран-наблюдателей, уже достаточно устойчивый, хороший», — подчеркнул Гудлёйгур Тор Тордарсон. — Я согласен, что нет причин расширять членский состав Арктического совета. Та система, которая есть сейчас, весьма успешна» 17.

Арктическое сотрудничество между Исландией и Россией имеет давние традиции. Несмотря на сохраняющиеся «санкционные» ограничения, страны смогли переломить негативную тенденцию в торговле. Создана Исландско-Российская торговая палата, в которой участвуют более 30 компаний из Исландии, расширяется география межрегиональных связей. С исландскими партнёрами взаимодействует Ямало-Ненецкий автономный округ, Камчатский край, Чукотка, Мурманская область. Реализуются важные проекты в сфере инновационных технологий, телекоммуникационной и геотермальной энергетики. Отмечается вовлечённость исландских компаний в реализацию программы модернизации российского рыболовного флота, в проектирование современных судов и поставки оборудования.

Наши страны объединяет общая память о совместной борьбе с фашизмом. В России с благодарностью помнят о вкладе Исландии в формирование и поддержку полярных конвоев 18. Взаимному российско-исландскому арктическому сотрудничеству во многом способствует деятельность посла РФ в Исландии А.В. Васильева, который до этого длительное время был послом по особым поручениям МИД России в Арктическом совете.

Вместе с тем надо учитывать, что в современных условиях, на наш взгляд, идёт подготовка к переформатированию принадлежности арктического пространства. Всё чаще звучат призывы к интернационализации Северного морского пути и Северо-Западного прохода, предлагается распространить Договор об Антарктике на Арктику. Арктический регион не является изолированным анклавом международной жизни, живущим по другим правилам, не так, как всё остальное мировое сообщество.

17 РФ и Исландия приняли заявление о преемственности в председательстве в Арктическом совете. 26.11.2019. URL: https://tass.ru/obschestvo/7201401 (дата обращения: 15.06.2020).

18 Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова в ходе совместной пресс-конференции с Министром иностранных дел Исландии Г.Т. Тордарсоном, Москва, 26 ноября 2019 года. 26.11.2019. URL: https://www.mid.ru/web/guest/organizacia-po-zapreseniu-himiceskogo-oruzia/-/asset_publisher/km9HkaXMTium/content/id/3919554 (дата обращения: 15.04.2019).

По мнению Ю.Ф. Лукина [8, Лукин Ю.Ф., с. 213-214; 9, Fedorov V.P., Zhuravel V.P., Grinyaev S.N., Medvedev D.A.], возможны три варианта трансформации Арктического совета в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах:

• сохранение прежней модели Арктического совета: оставить всё как есть, без кардинальных изменений, не прекращая деятельности Арктического совета в традиционном формате, не касаясь по-прежнему актуальных политических вопросов военной безопасности, геополитики, экономики;

• модернизация Арктического совета в среднесрочной перспективе с учётом роста роли и влияния государств-наблюдателей, деятельности Арктического экономического совета, расширения круга обсуждаемых вопросов;

• преобразование Арктического совета в стандартную международную организацию регионального характера с правом принимать нормативно-правовые акты, являющиеся источниками международного публичного права.

На наш взгляд, такая постановка вопроса об изменении функционала Арктического совета связана как с объективными тенденциями внутри самой организации, так и с процессами, происходящими непосредственно в Арктическом регионе и вокруг него. Для России важно сохранить первый вариант, так как он в большей степени соответствует нашим национальным интересам. Важно на реальных процессах прогнозировать развитие российской Арктики, видеть её сильные и слабые стороны [10, Зайков К.С., Кондратов Н.А., Кудряшова Е.В., Липина С.А., Чистобаев А.И.].

В 2020 г. РФ начала подготовку к своему предстоящему председательству в Арктическом совете и международному арктическому форуму «Арктика — территория диалога», который состоится в 2021 г. в Санкт-Петербурге, приняла важный стратегический документ по

19

развитию Арктики до 2035 г.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итоги первого года председательства Республики Исландия показывают, что в странах Совета продолжается поиск баланса между тремя основными направлениями устойчивого развития: экономическим ростом, социальной интеграцией и охраной окружающей среды.

Председатель Комитета старших должностных лиц в Арктическом совете Эйнар Гун-нарссон в своём докладе отметил, что «несмотря на то, что на данный момент большая часть мероприятий ведётся в онлайн-режиме, Исландия продолжает развивать сотрудничество и взаимодействие, тем самым поддерживая единство между различными элементами Арктического совета. Мы адаптировали и разрабатывали инновационные решения, и та

19 Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года. Указ Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. № 164. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/f8ZpjhpAaQ0WB1zjywN040gKiI1mAvaM.pdf (дата обращения: 06.03.2020).

стойкость и солидарность, которую мы проявили в условиях чрезвычайных обстоятельств, даёт мне повод верить в успех нашего дела по достижению устойчивого развития Арктики.

Именно в такие трудные времена особенно остро ощущается необходимость тесного цир-

20

кумполярного сотрудничества» .

Как показывает анализ, во втором году своего председательства Исландия планирует продолжить работу по мониторингу и анализу климатического воздействия в арктическом регионе, что сможет лечь в основу разработки национальных политик. Результаты работы экспертной группы по чёрному углероду и метану смогут заложить базу для принятия усилий по сокращению выбросов загрязняющих веществ, что позволит замедлить темп климатических изменений в Арктике. В отдалённых арктических общинах продолжится работа по обеспечению энергетической безопасности, Совет будет содействовать разработке и внедрению решений в области зелёной энергетики, направленных на сокращение выбросов и улучшение качества воздуха. Будет уделяться внимание обсуждению таких важных вопросов развития Арктики, как разработка новых технологий, развитие человеческого капитала, экономика развития Арктической зоны, рациональное освоение ресурсов и устойчивое развитие.

Исландия в первый год председательства только разворачивала свою работу. Из-за коронавирусной пандемии часть мероприятий проводилась в онлайн-режиме, многие были отменены. Среди них: симпозиум по проблемам пластика в Арктике, масштабная акция «Очистка приполярного побережья Арктики» и проект «Логистика в Арктике». Основные форумы, заседания и совещания планируется провести во втором полугодии 2020 г. и весной 2021 г. В настоящее время активно ведётся подготовка к проведению в конце октября 2020 г. в Рейкьявике международного симпозиума, посвящённого методам очистки арктических вод от пластика.

Нынешнее председательство Исландии проходит сдержанно, и оснований обвинять Рейкьявик в лоббировании интересов Китая, как это было в период 2008-2009 гг., нет. В то же время в военном и геополитическом плане Исландия в значительной степени зависима от США. Однако выбранный умеренный курс председательства также пока не позволяет говорить об избыточном влиянии Вашингтона на председательство Исландии в Совете. Но следует учитывать тот факт, что в сентябре 2019 г. островное государство посетил вице-президент США М. Пенс. В ходе визита было анонсировано инвестирование в инфраструктуру военной базы в Кефлавике в размере 56 млн долларов, что позволит не только создать 300 новых рабочих мест 21, но и внести в Арктический регион новый виток осложнения военно-политической обстановки.

20 Арктический совет: вместе на пути к устойчивой Арктике: один год в 2019-2021 годах председательства Исландии. 09.06.2020. URL: https://arctic-council.org/ru/news/one-year-into-the-2019-2021-icelandic-chairmanship/ (дата обращения: 15.04.2019).

21 США резко активизировались в Арктике: М. Пенс объявился в Исландии. 05.09.2019. URL: https://aftershock.news/?q=node/786261&full (дата обращения: 15.12.2019).

Анализируя и оценивая деятельность председательства Исландии в Арктическом совете, следует поддержать её многовекторную работу по инвестированию и развитию арктического туризма. Так, в 2018 г. страну посетили 2,2 млн туристов, а в 2019 г. почти 2 млн чел. 22 Опыт арктического туризма Исландии, на наш взгляд, является передовым и, безусловно, может быть заимствован другими странами.

В настоящий момент под руководством Исландии АС реализует ряд интересных проектов и программ. Среди них проекты по поиску эффективных решений для обращения с твёрдыми отходами, управления отходами в небольших арктических общинах. Также учёные пытаются понять воздействие пластмассы на миграцию птиц в Арктике. Исландия намерена существенно откорректировать действующие экологические стандарты арктических стран.

По нашим оценкам, Республика Исландия в целом сможет реализовать заявленную программу, постарается ровно взаимодействовать со всеми странами, не будет злоупотреблять своим председательством и не станет лоббировать интересы Китая по арктическим вопросам, как это имело место в 2008-2014 гг. Однако с учётом зависимости Исландии в своей арктической политике от США, Канады и Норвегии возможно как ослабление, так и обострение нынешней напряжённости в российско-американских и российско-европейских отношениях. Для России этот вопрос очень важен, так как в 2021 г. председательство в Арктическом совете перейдёт к ней.

Сотрудничество в рамках АС продолжает успешно развиваться. Арктика по-прежнему остаётся зоной мира, международного сотрудничества и политической стабильности, несмотря на возникающие здесь экологические риски и военно-политические угрозы.

Литература

1. Журавель В.П. Председательство в Арктическом совете: от Финляндии к Исландии // Современная Европа. 2019. № 4. С. 97-108. РО!: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope4201997107

2. Козловский Н.Н., Блиновская Я.Ю. Микропластик — макропропроблема Мирового океана // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 10. С. 159162.

3. Богданова Э.Ю. К вопросу об унификации процедуры оценки воздействия на окружающую среду в приарктических государствах // Пробелы в российском законодательстве. 2019. № 4. С. 27-30.

4. Марченков М.Л. Международный диалог на «Арктических рубежах»: опыт и новые вызовы // Вестник САФУ. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2020. № 3. С. 105-109. РО!: 10.37482/2227-6564^025

5. Матишов Г.Г., Дженюк С.Л., Моисеев Д.В. Климат и большие морские экосистемы Арктики // Вестник Российской академии наук. 2017. Т. 87. № 2. С. 110-120. РО!: 10.7868/Б0869587317020086

6. Морозов А. Арктика — ключ к климатическим изменениям // Энергия: экономика, техника, экология. 2019. № 6. С. 10-13.

22 Арктические инициативы Исландии. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5dc69465c7891f51f5fb5143/arkticheskie-iniciativy-islandii-5ed61c589934dc5998c067f8 (дата обращения: 15.06.2020).

7. Журавель В.П. Права коренных народов российской Арктики: проблемы и решения // Арктика и Север. 2018. № 30. С. 76-96. DOI: 10.17238/issn2221-2698.2018.30.76

8. Лукин Ю.Ф. Российская Арктика в изменяющемся мире: монография. Архангельск: САФУ им. М.В. Ломоносова, 2013. 281 с.

9. Fedorov V.P., Zhuravel V.P., Grinyaev S.N., Medvedev D.A. Scientific approaches to defining the territorial boundaries of the Arctic // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2019. Vol. 302. Iss. 1. DOI: 10.1088/1755-1315/302/1/012012

10. Зайков К.С., Кондратов Н.А., Кудряшова Е.В., Липина С.А., Чистобаев А.И. Сценарии развития арктического региона (2020-2035 гг.) // Арктика и Север. 2019. № 35. С. 5-24. DOI: 10.17238/issn22212698.2019.35.5

References

1. Zhuravel' V.P. Predsedatel'stvo v Arkticheskom sovete: ot Finlyandii k Islandii [The Chairmanship in the Arctic Council: from Finland to Iceland]. Sovremennaya Evropa [Contemporary Europe], 2019, no. 4, pp. 97-108. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope4201997107

2. Kozlovskiy N.N., Blinovskaya Ya.Yu. Mikroplastik — makroproproblema Mirovogo okeana [Microplastic Is World Ocean Marcoproblem]. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy [International Journal of Applied and Fundamental Research], 2015, no. 10, pp. 159162.

3. Bogdanova E.Yu. K voprosu ob unifikatsii protsedury otsenki vozdeystviya na okruzhayushchuyu sredu v priarkticheskikh gosudarstvakh [On the Issue of Unification of the Environmental Impact Assessment Procedure in the Arctic States]. Probely v rossiyskom zakonodatel'stve [Gaps in Russian legislation], 2019, no. 4, pp. 27-30.

4. Marchenkov M.L. International Dialogue at the "Arctic Frontiers": Experience and Contemporary Challenges. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye i sotsi-al'nye nauki [Vestnik of Northern (Arctic) Federal University. Series "Humanitarian and Social Sciences"], 2020, no. 3, pp. 105-109. DOI: 10.37482/2227-6564-V025

5. Matishov G.G., Genyuk S.L., Moiseev D.V. Klimat i bol'shie morskie ekosistemy Arktiki [Climate and the Large Marine Arctic Ecosystems]. Vestnik Rossiyskoy akademii nauk [Herald of the Russian Academy of Sciences], 2017, vol. 87, no. 2, pp. 110-120. DOI: 10.7868/S0869587317020086

6. Morozov A. Arktika — klyuch k klimaticheskim izmeneniyam [The Arctic is the Key to Climate Change]. Energiya: ekonomika, tekhnika, ekologiya [Energy: Economics, Technology, Ecology], 2019, no. 6, pp. 10 -13.

7. Zhuravel' V.P. Rights of the Indigenous Peoples of the Russian Arctic: Problems and Solutions. Ark-tika iSever [Arctic and North], 2018, no. 30, pp. 62-78. DOI: 10.17238/issn2221-2698.2018.30.76

8. Lukin Yu.F. Rossiyskaya Arktika v izmenyayushchemsya mire: monografiya [The Russian Arctic in a Changing World]. Arkhangelsk, NArFU Publ., 2013, 281 p.

9. Federov V.P., Zhuravel V.P., Grinyaev S.N., Medvedev D.A. Scientific Approaches to Defining the Territorial Boundaries of the Arctic. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, 2019, vol. 302. iss. 1. DOI: 10.1088/1755-1315/302/1/012012

10. Zaikov K.S., Kondratov N.A., Kudryashova E.V., Lipina S.A., Chistobaev A.I. Scenarios for the Development of the Arctic Region (2020-2035). Arktika i Sever [Arctic and North], 2019, no. 35, pp. 4-19. DOI: 10.17238/issn2221- 2698.2019.35.5

Статья принята 22.07.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.