Научная статья на тему 'ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО ЧЕХИИ В СОВЕТЕ ЕС: ПЕРВЫЕ ИТОГИ'

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО ЧЕХИИ В СОВЕТЕ ЕС: ПЕРВЫЕ ИТОГИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
83
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕХИЯ / СОВЕТ ЕС / ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО В СОВЕТЕ ЕС / СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ / УКРАИНА / АНТИРОССИЙСКИЕ САНКЦИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ведерников Михаил Владимирович

В статье рассмотрены особенности чешского председательства в Совете ЕС, которое выпало на вторую половину 2022 г. Автор обращает внимание на то, что содержательное наполнение программных документов данного события было обусловлено как внешними факторами (специальной военной операцией РФ на Украине), так и внутренними (приходом во власть либерально-демократического правительства П. Фиалы). Новый кабмин, следуя риторике о возврате к гавеловскому курсу, сделал акцент на продвижение ценностной политики. Данный подход привёл к тому, что чехи обозначили в качестве приоритетов помощь Украине в противостоянии с Россией и борьбу с энергозависимостью от российских природных ресурсов. В свою очередь, чрезвычайно насущные цели постпандемийного восстановления не были артикулированы должным образом. Автор апеллирует к итогам предыдущего чешского председательства в 2009 г. и делает вывод о том, что поднятые 13 лет назад темы к 2022 г. проникли в европейскую повестку, став актуальными тенденциями развития ЕС. Также обозначена преемственность двух председательств. В работе отмечено, что текущее председательство вряд ли можно рассматривать как инструмент продвижения долгосрочных национальных интересов Чехии ввиду возможного ухудшения социально-экономического положения страны на фоне озвучиваемых предложений со стороны нынешнего правительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CZECH PRESIDENCY OF THE COUNCIL OF THE EUROPEAN UNION: FIRST RESULTS

The article discusses the features of the Czech presidency of the EU Council, which took place in the second half of 2022. The author draws attention that program documents was due to both external factors (special military operation in Ukraine) and internal (coming to the power of the liberal-democratic government of P. Fiala). The new Cabinet, following the rhetoric of a return to the Havel course, focused on promoting a value policy. This approach has led the Czechs to prioritize helping Ukraine and combating energy dependence on Russian natural resources. In turn, the extremely urgent goals of post-pandemic recovery were not properly articulated. The author analyzes the results of the previous Czech presidency and concludes that the topics raised 13 years ago have penetrated the European agenda by 2022, becoming current trends in the development of the EU. The continuity of the two presidencies is also indicated. The paper notes that the current chairmanship can hardly be considered as a tool for promoting the long-term national interests of the Czech Republic due to the possible deterioration of the country’s socio-economic situation.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО ЧЕХИИ В СОВЕТЕ ЕС: ПЕРВЫЕ ИТОГИ»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2022, №4

УДК 327 EDN YIYTHI

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran42022717

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО ЧЕХИИ В СОВЕТЕ ЕС: ПЕРВЫЕ ИТОГИ

Михаил Владимирович Ведерников

ИЕ РАН, Москва, Россия, e-mail: vishma@mail.ru, ORCID: 0000-0002-5046-719X

Ссылка для цитирования: Ведерников М.В. Председательство Чехии в Совете ЕС: первые итоги // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2022. №4. С. 7-17. DOI: 10.15211/vestnikieran42022717

Аннотация. В статье рассмотрены особенности чешского председательства в Совете ЕС, которое выпало на вторую половину 2022 г. Автор обращает внимание на то, что содержательное наполнение программных документов данного события было обусловлено как внешними факторами (специальной военной операцией РФ на Украине), так и внутренними (приходом во власть либерально-демократического правительства П. Фиалы). Новый кабмин, следуя риторике о возврате к гавеловскому курсу, сделал акцент на продвижение ценностной политики. Данный подход привёл к тому, что чехи обозначили в качестве приоритетов помощь Украине в противостоянии с Россией и борьбу с энергозависимостью от российских природных ресурсов. В свою очередь, чрезвычайно насущные цели постпандемийного восстановления не были артикулированы должным образом. Автор апеллирует к итогам предыдущего чешского председательства в 2009 г. и делает вывод о том, что поднятые 13 лет назад темы к 2022 г. проникли в европейскую повестку, став актуальными тенденциями развития ЕС. Также обозначена преемственность двух председательств. В работе отмечено, что текущее председательство вряд ли можно рассматривать как инструмент продвижения долгосрочных национальных интересов Чехии ввиду возможного ухудшения социально-экономического положения страны на фоне озвучиваемых предложений со стороны нынешнего правительства.

Ключевые слова: Чехия, Совет ЕС, председательство в Совете ЕС, специальная военная операция, Украина, антироссийские санкции.

Статья поступила в редакцию: 15.08.2022.

CZECH PRESIDENCY OF THE COUNCIL OF THE EUROPEAN UNION:

FIRST RESULTS

Mikhail V. Vedernikov

Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, e-mail: vishma@mail.ru, ORCID: 0000-0002-5046-719X

© Ведерников М.В. - к.и.н., в.н.с. Центра Вишеградских исследований Отдела исследований Центральной и Восточной Европы, зам. главного редактора Научно-аналитического вестника ИЕ РАН.

For citing: Vedernikov, M.V. 2022. Czech presidency of the council of the European Union: first results. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 28(4): 7-17. (in Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran42022717

Abstract. The article discusses the features of the Czech presidency of the EU Council, which took place in the second half of 2022. The author draws attention that program documents was due to both external factors (special military operation in Ukraine) and internal (coming to the power of the liberal-democratic government of P. Fiala). The new Cabinet, following the rhetoric of a return to the Havel course, focused on promoting a value policy. This approach has led the Czechs to prioritize helping Ukraine and combating energy dependence on Russian natural resources. In turn, the extremely urgent goals of post-pandemic recovery were not properly articulated. The author analyzes the results of the previous Czech presidency and concludes that the topics raised 13 years ago have penetrated the European agenda by 2022, becoming current trends in the development of the EU. The continuity of the two presidencies is also indicated. The paper notes that the current chairmanship can hardly be considered as a tool for promoting the long-term national interests of the Czech Republic due to the possible deterioration of the country's socio-economic situation. Key words: Czech Republic, EU Council, EU Council Presidency, special military operation, Ukraine, anti-Russian sanctions.

Article received: 15.08.2022.

1 июля 2022 г. Чешская Республика переняла у Франции на ближайшие шесть месяцев эстафету председательства в Совете ЕС. Подобное событие для страны стало вторым в её истории. Это мероприятие, как и предшествовавшее в 2009 г., стало составной частью тройного председательства, механизм которого был введён согласно Лиссабонскому договору в 2007 г. Он был призван сплотить страны, находившиеся во главе ЕС, за счёт постановки долгосрочных целей и разработки совместной программы на 18-месячный срок. Партнёрами Чехии по тройке стали Франция (Потемкина 2022: 7) и Швеция, которые в декабре 2021 г. совместно представили стратегическую программу на период с января 2022 по июнь 2023 г. Составители документа обозначили четыре приоритетные области: 1) защита граждан и их свобод; 2) создание экономических основ для европейской модели будущего; 3) построение климатически нейтральной, экологической, справедливой и социальной Европы; 4) продвижение европейских интересов и ценностей в мире (Rozvoj strategicke agendy... 2021). Несомненно, что под воздействием событий в Восточной Европе, активизировавшихся в феврале 2022 г., курс председательства пришлось резко поменять.

Программа председательства Чехии

Несмотря на то что направление тройного председательства задаётся в совместном документе, каждое государство привносит в него национальную специфику, наполняя пребывание на этом посту содержанием, отражающим особый взгляд местного политического истеблишмента на развитие ЕС. Тем самым предоставляется шанс для продвижения национальной повестки на общеевропейском уровне. На формирование чешской программы оказали влияние как объективные внешние факторы (специальная военная операция РФ на Украине), так и внутренние - не столь очевидные для стороннего наблюдателя.

В октябре 2021 г. в Чехии состоялись парламентские выборы, в ходе которых к власти

пришли либерально-демократические силы, сместившие премьера А. Бабиша, лидера популистского движения АНО. Будучи объектом для нападок со стороны оппозиции, которые обвиняли его в злоупотреблении властью и коррупции, он стал для них олицетворением отказа от достижений «бархатной революции» 1989 г. и отката демократии в сторону олигархического режима. По их мнению, за время нахождения Бабиша у власти в руководство страны проникли люди, ставившие свои личные интересы выше общественных и рассматривавшие государство как предприятие для обогащения. Хотя такие заключения объективно не соответствовали действительности, новый премьер П. Фиала, сумевший создать кабмин только за счёт консолидации антибабишевских сил из пяти политических партий (рекорд в истории страны) (Ведерников 2021: 68), заявил о возврате к гавеловской политике, отход от которой, по его мнению, случился во втором десятилетии XXI в. Суть философии В. Гавела, первого президента сначала постсоциалистической Чехословакии, а затем Чехии, заключалась в «форсированном выражении приверженности идеям западной демократии, прав человека и открытого общества» и продвижении евро-атлантизма (Задорожнюк 2021: 17).

В этой связи неудивительно, что девизом чешского председательства стали слова Гавела «Европа как цель», вынесенные в название статьи, которая впервые прозвучала во время вручения ему награды Карла Великого в 1996 г. В тогдашней международной обстановке, крайне благоприятной для западных демократий и для стран бывшего социалистического блока, заявивших о желании присоединиться к евро-атлантическому сообществу, Гавел охарактеризовал Европу как «пространство общей судьбы, сложной истории, единых ценностей и культурной жизни... место, характеризующееся определённым поведением, конкретным чувством воли и ответственности» (Havel 1996: 5). Если в конце 1990-х гг. его речь была обращена к европейским политикам и призывала дать гарантии того, что народы Центральной Европы не останутся на обочине европейского пути, что Европа - «это не закрытый клуб» (Havel 1996: 7), то в 2022 г. на фоне украинского кризиса чехи делали акцент на сопричастности Украины к европейской семье. Задача Старого Света, согласно Гавелу и его последователей, которые переосмысливали наследие политика, заключалась в том, чтобы «вновь вернуть совесть в политику и нести ответственность не только по отношению к европейским политическим процессам, но и к миру в целом» (Havel 1996: 9). В то же время отметим, что Гавел был далек от идеи создания из Европы «мирового дирижёра», для него, скорее, был привлекателен её образ как источника вдохновения и позитивного примера. В свою очередь, современные чешские политики не прямо, но указывали на их стремление в обновлённых условиях после февраля 2022 г. придать ЕС глобальную роль.

Разработка программы председательства была начата ещё в 2020 г. кабмином А. Баби-ша и, соответственно, была продолжена представителями правительства П. Фиалы, которые стремились наполнить её отчётливым ценностным содержанием. Отметим, что Бабиш вдобавок достаточно скептически относился к предстоящему общеевропейскому мероприятию, и поэтому в разработанном при его правлении национальном бюджете выделил только 56,7 млн евро на его организацию. В 2009 г. в ходе первого чешского председательства траты составили 151,9 млн евро (Czech Republic braces. 2022). Сокращение финансирования, несомненно, вело к ограничению возможностей по проведению встреч, круглых столов и конференций, к уменьшению их числа. Также можно говорить о том, что первоначальные наработки были далеки от тех проблем, которые пришлось решать по факту. Это отчётливо видно на примере того, что в конце 2021 г. эксперты полагали, что Праге придётся столкнуться с тремя вызовами: во-первых, с наследием французского председательства; во-вторых, с решением нового «неожиданного кризиса», вызванного коронавирусом или проблемами в ближнем зарубежье;

в-третьих, с возможными трудностями во внутренней политике (Ogrodnik 2021: 1-2). Л. Ог-родник, научный сотрудник Польского института международных исследований, полагал, что Чехия будет заниматься вопросами постпандемйного восстановления ЕС, продолжит дискуссию о реформе Шенгенского соглашения и углубления политики соседства и будет стремиться активизировать процессы расширения ЕС (Ogrodnik 2021: 2).

Украинский кризис 2022 г., начавшийся практически за три месяца до старта чешского председательства, заставил подстраивать программу под изменившуюся политическую обстановку в Европе. В этих условиях ценностная риторика гавеловского толка получила новое дыхание и приобрела дополнительный смысл. Главные приоритеты, озвученные Прагой в июне 2022 г., сводились к следующему: 1) решение миграционного кризиса, вызванного притоком украинских беженцев в ЕС, и послевоенное восстановление Украины; 2) энергетическая безопасность; 3) усиление европейской обороноспособности и кибербезопасности; 4) стратегическое восстановление европейской экономики; 5) поддержка демократических институтов (Program ceského predsednictvi... 2022). Разработчики программы чешского председательства призывали к решительным действиям, основанным на универсальных ценностях и общности судьбы европейских народов, считая, что меры, принятые ЕС, могут обеспечить безопасность и мир, вывести это сообщество на путь достижения долгосрочных целей «зелёного» и цифрового переходов, справиться с текущими кризисами в области энергетики, продовольствия, здравоохранения и др. (Logo and motto. 2022). Следуя заветам В. Гавела, премьер П. Фиала в речи по случаю начала председательства говорил: «Европа - это не просто название континента, где мы живём. Это, прежде всего, набор принципов и ценностей, которые мы поддерживаем и лелеем вместе. Основополагающими из них являются свобода и ответственность» (Message from the Prime. 2022).

Программа чешского председательства, несомненно, является продуктом новой правительственной коалиции, которая, с одной стороны, стремится закрепиться на чешской политической арене, сознавая уязвимость кабинета, а с другой - она намерена продемонстрировать коллегам из ЕС приверженность страны европейской идее и западным ценностям, поскольку в последние годы (отчасти ввиду антибабишевской деятельности оппозиционных сил) возникали разговоры о якобы незаинтересованности Чехии в углублении евроинтегра-ции. Более того, можно констатировать, что возникший кризис на Украине, который прошёл красной нитью через все программные документы Праги, «пошёл на пользу» чешскому председательству, поскольку обеспечил его идеологическим наполнением и практической применимостью ценностной риторики Гавела не на словах, а на деле.

Сравнение с первым председательством

В 2022 г. европейские наблюдатели спокойно ожидали начало председательства Чехии в Совете ЕС, что нельзя было сказать про 2009 г., когда, например, некоторые иностранные политики, входящие в Еврогруппу - неформальное объединение государств - участников ев-розоны, говорили о необходимости «избежать» чешского председательства (Europe Daily Bulletin 2022: 9768) из-за возникших проблем с ратификацией Лиссабонского договора и высокого уровня евроскептицизма в стране. Обозреватель издания The Economist Д. Рэнни писал тогда: «Французы, предшественники чехов в Совете ЕС, буквально трубили во все стороны о том, что это будет катастрофа» (Ceské predsednictvi EU. 2009; David Rennie... 2009). Также Праге пришлось практически на ходу перенастроить озвученные в конце 2008 г. приоритеты ввиду возникших непредвиденных обстоятельств и внешних кризисов, своевременный ответ на которые имел первоочередное значение (речь идёт о конфликте в Секторе Газа,

приостановке поставок природного газа из России и мировом экономическом кризисе). Нестабильность во внешнем окружении также усугублялась внутренними противоречиями, которые проявились отчётливо уже по ходу председательства. Так, 24 марта 2009 г. национальный парламент вынес вотум недоверия правительству М. Тополанека, состоявшему из Гражданской демократической партии, Христианско-демократического союза и Партии Зелёных. Тех-ническое правительство возглавил Я. Фишер, председатель Чешского статистического управ-ления, которому, однако, не удалось оперативно взять в свои руки исполнение премьерских полномочий. Хотя ход председательства не был нарушен, подобное событие бросило тень на Чехию как страну, не способную обеспечить надёжное проведение ответственного мероприятия. Политолог П. Качиньский отмечал, что смена центральных политиков, представлявших Чехию на европейской арене, привела к потере авторитета Чехии. Так, если М. Тополанек формулировал повестку и был одним из ключевых европейских политиков в январе - мае 2009 г., то пришедший ему на смену Фишер не пользовался уважением со стороны коллег и играл роль статиста (Ceské predsednictvi EU. 2009). Журналист французского издания Le Fi-garo П. Аврил даже считал, что чешское председательство закончилось одно-врéменно с отставкой М. Тополанека (Ceské predsednictvi EU. 2009).

В 2009 г. приоритеты председательства, проходившего под лозунгом «Европа без границ», сводились к трём темам: экономике, энергетике и отношениям ЕС с окружающим миром (3E-Economy, Energy, ExternalRelations) (Uvodni slovo predsedy. 2008).

Спешного решения в начале января потребовал российско-украинский газовый спор1, из-за которого в некоторые страны ЕС прекратилось поступление «голубого топлива». Быстрая реакция чехов позволила сформировать оперативный штаб, который заявил о готовности оказать посредническую помощь для разрешения возникшего конфликта. М. Тополанек полагал, что «странам ЕС необходимо было выработать единую позицию в том, что касается газового спора между Россией и Украиной, и отказаться от попыток решить проблему в индивидуальном порядке» (История газовой войны. 2009). Данное событие инициировало большую дискуссию о будущем энергетического рынка ЕС и необходимости совместного подхода в решении данного вопроса. Как итог, на февральском Совете ЕС был принят Второй стратегический обзор по энергетике, в котором были обозначены главные вызовы и приоритеты в кратко- и долгосрочной перспективе. В итоговом заключении Евросовета от 19-20 марта подчёркивалось: «Энергетическая безопасность является ключевым приоритетом; она должна быть упрочена путём повышения энергоэффективности, диверсификации поставщиков энергии, источников и маршрутов поставок, и обеспечения энергетических интересов Союза перед лицом третьих стран. Для обеспечения энергетической безопасности страны - члены ЕС коллективно и по отдельности должны быть готовы сочетать солидарность и ответственность». Также Евросовет дал поручение до конца 2009 г. реформировать законодательство о безопасности поставок газа, разработать общеевропейские и региональные планы реагирования на возможные кризисы (Кавешников 2009: 15).

Очевидно, что Чехия, обозначив энергетическую тему в качестве ключевой, стремилась перенести собственное видение вопроса на высокий уровень европейской политики. Праге, несмотря на сильную зависимость от российских углеводородов, с 1990-х гг. была присуща риторика о необходимости полного отказа от них и поиске новых, более надёжных, как казалось, поставщиков. Газовый кризис 2009 г. предоставил широкие возможности для продвиже-

1 7 января поставки российского газа в Европу прервались и возобновились только 20 января после договорённостей на уровне премьер-министров России и Украины и подписания контрактов между «Газпромом» и «Наф-тогазом» на поставку газа Украине и транзит российского газа через украинскую территорию сроком на 10 лет (Куликова 2009: 39).

ния этой линии. Чешский политолог М. Науманн считает, что в этот момент была обозначена «отправная точка» для секьюритизации энергополитики и, как следствие, произошло сближение позиций стран - участниц ЕС в отношении России, которые осознали, что зависят от «милости Москвы» в вопросах поставок газа, нефти и угля. Впрочем, он также отмечает, что за полгода Прага не сумела полностью преодолеть «ресурсный национализм» некоторых государств и убедить их начать говорить единым голосом. Однако к достижениям чешского председательства можно отнести консенсус в вопросах по диверсификации источников энергии и поиску новых транспортных маршрутов их доставки (№итап 2014: 198-199). защита

На внешнем направлении европейской политики в первой половине января 2009 г. Чехия предприняла попытку выступить активным посредником между ХАМАС и Израилем, отправив в Сектор Газа, очаг тогдашней напряжённости, помимо министра иностранных дел К. Шварценберга, еврокомиссара по внешним связям и европейской политике соседства Б. Ферреро-Вальднер, министра иностранных дел Франции Б. Кушнера и министра иностранных дел Швеции К. Бильдта (Diplomatë Еи рптёп... 2009). Однако стремление чехов набрать очки для своего председательства за счёт посредничества в обозначенном конфликте, было нивелировано визитом президента Франции Н. Саркози на Ближний Восток в момент нахождения там посланников ЕС. Посредническая роль также была ослаблена нескрываемой произра-ильской позицией чешских дипломатов. К. Шварценберг назвал главным виновником конфликта ХАМАС, а пресс-секретарь М. Тополанека Я. Бартошова обозначила позицию еврейского государства как оборонительную.

Особое внимание уделялось расширению ЕС, усилению восточного измерения Европейской политики соседства и укреплению трансатлантических связей. Что касается последнего направления, то здесь возникли ограничения из-за несовместимости подходов чешского правительства и администрации нового американского президента Б. Обамы. Различия проявились как в экономической сфере (например, премьер М. Тополанек продвигал идею важности свободной экономики, выступая против протекционизма (Pfepis projevu М^ка... 2009)), так и в области безопасности (изменились планы США по установке противоракетной обороны в Чехии и относительно проведения переговоров с Россией по ядерному разоружению). Впрочем, как отмечают эксперты, для чешского председательства всё же было свойственно сохранение беспристрастности и воздержание от спорных заявлений (Kofan2010: 68).

Прогресс в расширении ЕС был отмечен принятием албанской заявки на членство в объединении; передачей черногорской заявки в Европейскую комиссию и открытием одной главы переговоров с Турцией. Значительных успехов удалось достичь в отношениях со странами Восточной Европы. Прежде всего, это выразилось в запуске 7 мая программы «Восточное партнёрство» в ходе пражского саммита Европейского совета. Говоря о целях новой инициативы премьер М. Тополанек подчёркивал: «Восточное партнёрство несёт в себе чёткий политический посыл. Речь идёт о солидарности, продвижении демократических и рыночных реформ и развитии прав человека. Их поддержка будет способствовать стабильности, безопасности и процветанию всех участников партнёрства, а также всей Европы» (Zahajovací projev М1гка... 2009).

Первое чешское председательство было мотивировано ясными политическими амбициями, которые сводились к тому, что Прага хотела показать «собственный почерк» и избавиться от образа неопытного игрока на европейской шахматной доске. В этой связи стояла задача показать себя в качестве конструктивного партнёра, постараться улучшить имидж и занять достойное положение в Европе. Политические амбиции удалось реализовать в тех областях, где у чехов имелся опыт и где их действия резонировали с политической атмосферой внутри

ЕС и в мире в целом. Такими примерами могут служить проект «Восточное партнёрство» и газовый кризис, удачное разрешение которого придало весомость заявлениям чехов о необходимости энергетической безопасности ЕС (Koran 2010: 80).

Несмотря на многие позитивные моменты председательства, как отмечают эксперты из чешского Института международных отношений, Чехия не смогла сбросить тень со своего имиджа. Не удалось преодолеть негативные стереотипы и предрассудки, касающиеся страны, которые в большом количестве появились в зарубежных СМИ (Koran 2010: 81). Несомненно, это создавало атмосферу непредсказуемости чешской политики в рамках ЕС. В свою очередь, отечественный историк Л.Н. Шишелина отмечает, что, несмотря на массу критических голосов, обвинявших чехов в том, что они не справились со стоявшими перед ними задачами, важно принять во внимание сложность обстановки и масштаб задач, вставших перед государством, вступившим на путь евроинтеграции менее, чем за пять лет до своего председательства (Шишелина 2016: 22).

Председательство в Совете ЕС в 2022 г.: июль - август

Первым официальным мероприятием председательства стала встреча 1 июля в г. Лито-мышле чешского правительства и депутатов двух палат национального парламента с 19 ев-рокомиссарами во главе с председателем Еврокомиссии У. фон дер Ляйен. Мероприятие было нацелено на координацию действий в следующие полгода между Прагой и Брюсселем и на определение ключевых тем. Хотя программа председательства содержала пять приоритетов, из выступления премьера П. Фиалы было очевидно, что только двум из них отдавалось предпочтение, а именно - украинскому вопросу и достижению энергетической независимости ЕС (Predsednictvi zacalo... 2022). Последний вопрос, по мнению журналистов, занял центральное место (Europe Daily Bulletin 2022: 12984).

Развёрнутая публичная презентация председательства состоялась 6 июля в ходе выступления П. Фиалы в Европейском парламенте. В речи политика, наполненной риторикой военного времени об опасности со стороны России, красной линией шла мысль о необходимости протянуть руку помощи «союзнику и другу» и «сделать Украину частью Европы». Аксиологической формулой стали слова о том, что украинцы сражались у себя на родине за будущее Европы и за ценности, которые отстаивал и продвигал когда-то В. Гавел в Чехословакии.

Украинизация дискурса шла рука об руку с повесткой на дерусификацию европейской политики. В этом направлении Чехия обращалась к собственной исторической памяти1 и заявляла о наличии опыта взаимодействия с «русским империализмом» и агрессивными действиями России. В этой связи поддержка Украины как «анти-России» становилась жизненным интересом ЕС. Лишаясь каких-либо прагматических основ, помощь Киеву перетекала в сферу морального долга/обязанности, что вело к отказу от конструктивных решений в этом вопросе. Противодействие Кремлю, как отмечал Фиала, должно было осуществиться за счёт «усиления гражданского общества, свободных СМИ и независимых институтов на всём европейском континенте». В вопросе обретения энергонезависимости, которая была возможна только через «полную дерусификацию поставок энергоносителей», Прага обращалась к наррати-ву о достижении солидарности, уровень которой должен был подняться до показателей «как никогда прежде». Осознавая, что каждая страна - участница ЕС обладала особой структурой обеспечения ресурсами, Фиала полагал, что они могли выбирать тот энергетический микс, ко-

1 Историческая политика Чехии использовала также приём отождествления России/СССР с нацистской Германией. Так, например, в ходе памятных мероприятий по случаю 80-летия со дня сожжения чешской деревни Ли-дице немецкими солдатами министр иностранных дел Я. Липавский приравнял уничтожение этого населённого пункта к «российской агрессии на Украине» (Глава МИД Чехии. 2022).

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2022, №4

торый был для них более предпочтителен (Projev predsedy vlady... 2022). Можно говорить о выстраивании такой системы координат чешского председательства, в которой украинский и энергетический вопросы перекрывали все остальные темы. Так, в условии незавершённости постпандемийного восстановления и возможности наступления очередных волн коронавиру-са Фиала вспомнил эту проблему единожды, в то время как Украина была упомянута 19 раз.

Первый месяц председательства для Чехии был продуктивным. В вопросе поддержки Украины удалось одобрить пакет макрофинансовой помощи на 1 млрд евро и поставку военного снаряжения на сумму 500 млн евро (Uspechy ceskeho predsednictvi... 2022). 22 июля был принят седьмой пакет антироссийских ограничений, который включал запрет на ввоз золота российского происхождения в ЕС, замораживание активов Сбербанка, введение санкций в отношении физических и юридических лиц, активно поддерживающих действия РФ на территории Украины (Agrese Ruska vuci... 2022). Определённым достижением стала договорённость между странами - участницами ЕС о снижении на добровольной основе потребления газа на 15% в период с 1 августа 2022 по 31 марта 2023 гг. по сравнению со средними показателями за предыдущие пять лет. В случае острой нехватки ресурса требование по сокращению должно было стать обязательным.

Успешными были действия Праги на западнобалканском направлении. Так, 12 июля министры финансов ЕС одобрили присоединение Хорватии к еврозоне. Спустя неделю были запущены переговоры о вступлении Албании и Северной Македонии в ЕС. Важное место отводилось поддержке территорий, которые не были напрямую вовлечены в украинский конфликт, но испытывали на себе влияние сложной ситуации. Так, чешским дипломатам удалось согласовать общую позицию стран - участниц ЕС по предложению FAST CARE. Проект был направлен на помощь регионам ЕС, которые приняли большую часть украинских беженцев и столкнулись с последствиями антироссийских санкций. Важное место отводилось поддержке Молдавии, которая, ранее в июне совместно с Украиной, получила статус кандидата в члены ЕС (Uspechy ceskeho predsednictvi. 2022).

Анализируя начало чешского председательства в Совете ЕС, можно отметить, что тематически оно сильно перекликалось с первым сроком страны во главе Евросоюза. Преемственность проявилась, во-первых, в том, что в 2022 г., как и в 2009 г., центральная тема сводилась к вопросу энергопоставок из России. Во-вторых, успехом Праги тогда стал созыв саммита «Восточного партнёрства», в ходе которого было декларировано желание Брюсселя приблизить политически, экономически и культурно страны Восточной Европы к ЕС. Украина, будучи наиболее важным государством региона, несомненно, находилась с самого начала в приоритете этого проекта. В-третьих, ключевым направлением также было расширение ев-роинтеграции на Западные Балканы: в ходе обоих председательств отдельные страны полуострова стали ближе на пути к членству в Союзе.

За прошедшие 13 лет можно констатировать изменение контекста европейской политики, которое произошло отчасти за счёт проникновения чешского нарратива на всеобъемлющий наднациональный уровень объединения. Во-первых, тезис о природных ресурсах России как «оружии», инструменте давления Кремля начал развиваться как раз после газового кризиса 2009 г. Во-вторых, представление об угрозе европейским государствам со стороны России также активно распространялось чехами, которые обращались к историческому опыту взаимодействия с Москвой (Ведерников 2021: 46). В-третьих, активное продвижение повестки об «Украине как неотъемлемой части европейского сообщества» можно проследить с момента запуска программы «Восточное партнёрство». Данные три темы стали сверхактуальны и получили широкое распространение на момент начала чешского председательства в 2022 г.

* * *

Август традиционно считается месяцем отпусков в европейской политике. Однако, начиная с сентября, на плечи чехов будет взвалена ответственность по преодолению, как отмечают обозреватели, наиболее сложной зимы в истории Евросоюза (Palata 2022). Задача Чехии в последующие четыре месяца будет заключаться в достижении единства позиций по вопросу ограничений поставок газа, удержании европейской экономики на плаву, стабилизации галопирующей инфляции и поддержке Украины. «Антикризисное председательство» Чехии, как его обозначили эксперты престижного издания Politico (A wonk's guide. 2022), скорее всего, ограничится решением этих проблем и не выйдет за рамки нарратива, обозначенного в начале чешского срока во главе Совета ЕС. Впрочем, возможности чешского правительства на общеевропейском уровне при наступлении по-настоящему критичных явлений вызывают большие сомнения. Прежде всего такие заключения появляются при наблюдении за непрофессиональными действиями кабмина внутри Чехии, где кризисные тенденции набирают оборот с каждым месяцем. Подтверждением стала рекордная с момента обретения независимости инфляция. Правительство П. Фиалы, которое уже стало объектом коррупционного скандала, также не является монолитным и крепким, что делает возможным повторение судьбы ушедшего в 2009 г. в отставку М. Тополанека. Безрассудные заявления политиков об отказе Чехии от российского газа при 97%-й зависимости от него и наибольшем ущербе среди стран ЕС при полной остановке его прокачки (Natural Gas in Europe. 2022) привели к тому, что их рейтинг начал снижаться.

Список литературы / References

Agrese Ruska vuci Ukrajinë: EU prijala soubor opatreni pro aktualizaci a harmonizaci sankci. Ceské predsednictvi v Rade Evropské unie. 22.07.2022. Available at: https://czech-presidency.consilium.europa.eu/cs/aktuality/agrese-ruska-vuci-ukrajine-eu-prijala-soubor-opatreni-pro-aktualizaci-a-harmonizaci-sankci/ (accessed 04.08.2022).

A wonk's guide to the Czech EU presidency policy agenda. Politico. 23.06.2022. Available at: https://www.politico.eu/article/czech-presidency-council-of-the-eu-policy-agenda/ (accessed

04.08.2022).

Ceské predsednictvi EU bylo uspësné i neuspësné. iRozhlas. 29.06.2009. Available at: https:// www.irozhlas.cz/zpravy-svet/ceske-predsednictvi-eu-bylo-uspesne-i-neuspesne_200906291614_ mpanuska (accessed 04.08.2022).

Czech Republic braces for rocky EU presidency amid Ukraine war, high inflation. Politico. 23.06.2022. Available at: https://www.politico.eu/article/czech-presidency-council-of-the-eu-ukraine-inflation-energy/ (accessed 15.08.2022).

David Rennie: Brusel je nejchytrejsi vesnice na svëtë. Euroskop. 02.08.2022. Available at: https://euroskop.cz/2009/08/02/david-rennie-brusel-je-nejchytrejsi-vesnice-na-svete/ (accessed 05.08.2022).

Diplomaté EU pnmën v Gaze nedosâhli. Radio Prague International. 07.01.2009. Available at: https://cesky.radio.cz/diplomate-eu-primeri-v-gaze-nedosahli-8588645 (accessed 04.08.2022).

Europe Daily Bulletin. 2009-2022.

Havel, V. (1996). Europe as task. An Address in Aachen on May 15, 1996. Available at: https://www.pro-europa.eu/europe/havel-vaclav-europe-as-task/?print=pdf (accessed 04.08.2022).

Koran, M. (ed.) (2010). Ceskâ zahranicni politika v roce 2009: Analyza ÛMV. Praha: l Ûstav mezinârodnich vztahu.

Logo and motto. Ceske predsednictvi v Rade Evropske unie. Available at: https://czech-presidency.consilium.europa.eu/en/presidency/logo-and-motto/ (accessed 04.08.2022).

Message from the Prime Minister. Ceske predsednictvi v Rade Evropske unie. 15.06.2022. Available at: https://czech-presidency.consilium.europa.eu/en/news/message-from-the-prime-minister/ (accessed 04.08.2022).

Natural Gas in Europe: The Potential Impact of Disruptions to Supply. International Monetary Fund, 2022. Available at: https://www.imf.org/en/Publications/WP/Issues/2022/07/18/Natural-Gas-in-Europe-The-Potential-Impact-of-Disruptions-to-Supply-520934#:~:text=0ur%20findings%20su ggest%20that%20in,by%20up%20to%206%20percent. (accessed 04.08.2022).

Neuman, M. (2014). Too small to make an impact. The Czech Republic's influence on the European Union's foreign policy. Frankfurt am Main: Peter Lang. DOI: 10.3726/978-3-653-04661-8

Ogrodnik, L. (2021). Czechia's Policies within the EU in the Context of the Upcoming Presidency to the EU Council Policy Paper. Europeum. 20.12.2021. Available at: https://www.europeum.org/data/articles/lukasz-ogrodnik.pdf (accessed 04.08.2022).

Palata, L. (2022). Mesic v cele Unie. zima uz je na dohled. Denik. 30.07.2022. Available at: https://www.denik.cz/komentare/mesic-v-cele-unie-zima-uz-je-na-dohled.html (accessed

05.08.2022).

Predsednictvi zacalo: Vlada Ceske republiky jednala v Litomysli s Evropskou komisi. Ceske predsednictvi v Rade Evropske unie. 01.07.2022. Available at: https://czech-presidency.consilium.europa.eu/cs/aktuality/predsednictvi-zacalo-vlada-ceske-republiky-jednala-v-litomysli-s-evropskou-komisi/ (accessed 04.08.2022).

Prepis projevu Mirka Topolanka v Evropskem parlamentu. EU2009. 26.03.2009. Available at: www.eu2009.cz/cz/news-and-documents/speeches-interviews/projev-mirka-topolanka-v-evropskemparlamentu--13471/ (accessed 05.08.2022).

Program ceskeho predsednictvi. Ceske predsednictvi v Rade Evropske unie. Available at: https://czech-presidency.consilium.europa.eu/media/ddjjq0zh/programme-cz-pres-english.pdf (accessed 04.08.2022).

Projev predsedy vlady Ceske republiky Petra Fialy v Evropskem parlamentu. Ceske predsednictvi v Rade Evropske unie. 06.07.2022. Available at: https://czech-presidency.consilium.europa. eu/cs/aktuality/projev-predsedy-vlady-ceske-republiky-petra-fialy-v-evropskem-parlamentu/ (accessed 04.08.2022).

Rozvoj strategicke agendy. Osmnactimesicni program Rady (1. ledna 2022 - 30. cervna 2023). Rada Evropske unie. 10.12.2021. Available at: https://czech-

presidency.consilium.europa.eu/media/kaadvexp/trio-programme-czech.pdf (accessed 01.08.2022).

Uspechy ceskeho predsednictvi - cervenec. Ceske predsednictvi v Rade Evropske unie. 01.08.2022. Available at: https://czech-presidency.consilium.europa.eu/cs/aktuality/uspechy-ceskeho-predsednictvi-cervenec/ (accessed 04.08.2022).

Uvodni slovo predsedy vlady CR Mirka Topolanka. EU2009.CZ. 01.12.2008. Available at: https://web.archive.org/web/20191226144439/http://www.eu2009.cz/cz/czech-presidency/ceske-predsednictvi-4013/index.html (accessed 04.08.2022).

Zahajovaci projev Mirka Topolanka na summitu pro Vychodniho partnerstvi. EU2009.CZ 07.05.2022. Available at: https://web.archive.org/web/20160410035716/http://www.eu2009.cz/ cz/news-and-documents/speeches-interviews/zahajovaci-projev-na-summitu-vychodniho-partnerstvi--21165/index.html (accessed 04.08.2022).

Ведерников, М.В. (2021). Парламентские выборы в Чехии: триумф оппозиции // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН (5): 68-76. [Vedernikov, M.V. (2021). Parliamentary Elections

in Czech Republic: Opposition's Triumph. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 23(5): 68-76. (in Russian).] DOI: 10.15211/vestnikieran520216876

Ведерников, М.В. (2022). Чехия: выстраивая приоритеты между внешней и внутренней политикой // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН (2): 41-49. [Vedernikov, M.V. (2022). Czech Republic: building priorities between foreign and domestic policy. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 26(2): 41-49. (in Russian).] DOI: 10.15211/vestnikieran220224149

Глава МИД Чехии сравнил ситуацию на Украине с истреблением чешской деревни Лиди-це. 5 канал. 27.07.2022. [The head of the Czech Foreign Ministry compared the situation in Ukraine with the extermination of the Czech village of Lidice. Channel 5. 27.07.2022. (in Russian).] Available at: https://www.5-tv.ru/news/395767/glava-mid-cehii-sravnil-situaciu-naukraine-sistrebleniem-ceskoj-derevni-lidice/ (accessed 05.08.2022).

Задорожнюк, Э.Г. (2021). Вацлав Гавел: контуры изменчивого мировоззрения. (К 85-летию со дня рождения) // Славяноведение (1): 16-28. [Zadorozhnyuk, e. (2021). Vaclav Havel: the contours of a changing worldview (to the eighty-fifth anniversary). Slavic studies (1): 16-28. (in Russian).] DOI: 10.31857/S0869544X0012782-3

История газовой войны. Interfax. 18.01.2009. [History of the gas war. Interfax. 18.01.2009. (in Russian).] Available at: https://www.interfax.ru/57229 (accessed 04.08.2022).

Кавешников, Н.Ю. (2009). Энергетическая политика // ЕС: факты и комментарии (55): 1416. [Kaveshnikov, N.Yu. (2009). Energy policy // EU: facts and comments (55): 14-16. (in Russian).]

Куликова, Н. (2009). Страны СНГ // ЕС: факты и комментарии (55): 37-41. [Kulikova, N. (2009). CIS countries // EU: facts and comments (55): 37-41. (in Russian).]

Потемкина, О.Ю. (2022). Председательство Франции в Совете ЕС: европейские или национальные приоритеты? // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН (1): 7-16. [Potemkina, O.Yu. (2022). French Presidency in the Council of the EU: European or National Priorities? Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 25(1): 7-16. (in Russian).] DOI: 10.15211/vestnikieran12022716

Шишелина, Л.Н. (2016). Формирование внешней политики Вишеградской группы на фоне председательств в Совете ЕС // Отношения Вишеградской группы и Европейского союза. М.: ИЕ РАН. С. 14-38. [Shishelina, L.N. (2016). Formation of the foreign policy of the Vise-grad Group against the backdrop of the Presidencies of the Council of the EU. In: Relations between the Visegrad Group and the European Union. Moscow: 14-38. (in Russian).]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.