О. А. Рябцун, старший преподаватель, кафедра экономики и управления, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Технологический институт (филиал) Московского инженерно-физического института, г. Лесной, Россия, [email protected]
ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАКРЫТЫХ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМЫ АТОМНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Общеизвестно, что атомная промышленность во всех ядерных державах развивалась в ядерном оружейном комплексе. В России, в отличие от иных стран, обладательниц ядерного оружия, к началу XXI в. так и не произошли структурные изменения в атомной промышленности, которые бы привели к разделению ядерного оружейного комплекса (Я О К) и ядерного энергетического комплекса (ЯЭК), гражданских и оборонных активов предприятий отрасли, что позволило бы добиваться лидерства на мировом рынке ядерных технологий.
Структура отрасли, ее ресурсы и используемые методы управления давно перестали отвечать все усложняющимся вызовам. Так, взрывной рост объемов потребления электроэнергии на фоне ограниченного наращивания мощностей сделал вполне реальным наступление угрозы энергетического ограничения роста экономики. Кроме того, нельзя было допустить, чтобы Россия перестала быть активной участницей международного рынка атомной энергии, однако для этого необходимо было полностью перестроить систему управления и структуру активов отрасли.
Цель данной статьи — исследование протекающей реорганизации предприятий, функционирующих в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), в процессе реформы атомной промышленности, описание возможных сцена-
риев развития предприятий, а также самих ЗАТО.
В декабре 2005 г. Президентом РФ было поручено разработать идеологию и процесс преобразования атомной отрасли. О том, как проводилось сценарное моделирование оптимального способа реорганизации отрасли, подробно пишет Анна Белова1. В июне 2006 г. Президент РФ подписал программу, которая четко определила цели, задачи и перспективы развития российской атомной отрасли до 2012 г., программа предусматривала мероприятия в сфере ЯОК, по ядерной радиационной безопасности и работы с отработанным ядерным топливом, работы в сфере атомного энергопромышленного комплекса — это был первый шаг реформы отрасли. В октябре 2006 г. принимается программа развития атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 гг. и на перспективу до 2015 г.
Дальнейшие шаги привели к широкомасштабной реструктуризации атомной отрасли. Принимались один за другим федеральные законы, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ, которые внесли существенные изменения в механизмы управления отраслью, в рамки ее функционирования. Однако, по мнению автора, все эти изменения были направлены, прежде всего, на создание структуры ЯЭК, способного обеспечить энергетическую безопасность РФ, а также конкурентоспособ-
ность на международном рынке ядерных технологий, остальных же составляющих отрасли столь масштабные изменения не коснулись.
Наиболее значимые из упомянутых выше законодательных актов — федеральный закон от 5 февраля 2007 г. № 13-Ф3 «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Указ Президента РФ от 27 апреля 2007 г. № 556 «О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации». Эти законодательные акты существенно изменили модель, принципы обращения имущественным комплексом атомной отрасли, определили порядок осуществления структурных преобразований в ЯЭК, исключили положение о том, что ядерные материалы и ядерные установки могут находиться исключительно в федеральной собственности. Отрасль по-прежнему должна была остаться единой, но произошло ее разделение на два комплекса:
атомный энергетический и ядерный оружейный. Как показало дальнейшее развитие событий, второй комплекс практически не затронули реформы отрасли, а первый консолидировал все гражданские активы в единый государственный холдинг ОАО «Атомный энергопромышленный комплекс» («Атомэнергопром»).
Предприятий атомной промышленности, функционирующих в ЗАТО, конечно же, коснулись преобразования в отрасли. В 2007 г., после вступления в силу описанных выше законодательных актов, постановления Правительства РФ от 26.05.2007 № 319 «О мерах по созданию ОАО "Атомный энергопромышленный комплекс"», а также ряда других законодательных актов, градообразующие предприятия ЗАТО разделились на три группы (рис. 1).
В процессе трансформации системы управления отраслью остро встал вопрос о том, как сохранить целостность системы управления инкорпорированным гражданским сектором и остальными секторами атомной отрасли. Полноценная система управления отраслью, разделенной на гражданский и военный сектор, выстраивалась
Предприятия, подлежащие преобразованию в ОАО, акции которых подлежат внесению в уставный капитал ОАО «Атомэнергопром»: Предприятия, включенные в прогнозный план приватизации: Предприятия, приватизация которых запрещена:
♦ ФГУП «ПО «Электрохимический завод» (г. Зеленогорск); ♦ ФГУП «Уральский электрохимический комбинат» (г. Новоуральск); ♦ ФГУП «Сибирский химический комбинат» • ФГУП «Горнохимический комбинат» (г. Железно-горск) ♦ ФГУП «Комбинат «Электрохим-прибор» (г. Лесной); ♦ ФГУП «Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики» (г. Саров); ♦ ФГУП «ПО «Старт» (г. Заречный); ♦ ФГУП «ПО «Маяк» (г. Озерск); ♦ ФГУП «Российский Федеральный Ядерный Центр — Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е. И. Забабахина» (г. Сне-жинск); ♦ ФГУП «Приборостроительный завод» (г. Трехгорный)
Рис. 1. Предприятия ЗАТО в реформе атомной промышленности
Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»
Комплекс Атомный ледокольно-технологический комплекс
Ядерный оружейный ком- Ядерный энергетический Научно-технический по обеспечению ядерной
плекс комплекс комплекс и радиационной безопасности
ФГУП ОАО «УЭХК», - ФГУП «ГХК» -
«Комбинат «ЭХП», ОАО «ПО «ЭХЗ»,
ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ», ОАО «СХК»
ФГУП ФНПЦ
«ПО «Старт»,
ФГУП
«ПО «Маяк»,
ФГУП «РФЯЦ -
ВНИИТФ»,
ФГУП «ПЗ»
Рис. 2. Предприятия ЗАТО по видам деятельности Госкорпорации «Росатом»
уже Госкорпорацией «Росатом», наделенной беспрецедентными полномочиями с целью обеспечения проведения государственной политики и единства управления в использовании атомной энергии, стабильного функционирования ЯЭК и ЯОК, ядерной и радиационной безопасности. Госкорпорация «Росатом» реализует корпоративную стратегию2 в целях укрепления глобального технологического лидерства в мировом ядерном секторе, формирует эффективные механизмы управления имущественным комплексом предприятий отрасли (объединяет более 250 предприятий и научных организаций). Госкорпорация «Росатом» ведет работу по пяти направлениям деятельности, в трех из которых задействованы предприятия ЗАТО атомной промышленности (рис. 2).
Предприятия ЗАТО ядерного энергетического комплекса Госкорпорации «Росатом» в процессе реструктуризации вошли в состав вертикально-интегрированного холдинга Госкорпорации. В 2010 г. было завершено формирование Топливной компании (ОАО «Объединенная компания «Раз-
делительно-сублиматный комплекс») на базе ОАО «ТВЭЛ», в контур которой вошли и три градообразующих предприятия ЗАТО: ОАО «Уральский электрохимический комбинат» (г. Новоуральск), ОАО «Сибирский химический комбинат» (г. Северск), ОАО «ПО «Электрохимический завод» (г. Зеленогорск).
На рис. 3 представлена структура акционерного капитала обществ, входящих в ОАО «Объединенная компания «Разделительно-сублиматный комплекс» (ОАО «ОК «РСК») по состоянию на 01.01.2011 г.
Автор статьи обращает внимание на то, что ОАО «Ангарский электролизный комбинат», входящий в Топливную компанию, функционирует в муниципальном образовании, не имеющем статуса ЗАТО. На базе этого предприятия основаны еще две компании, среди которых — ОАО «Международный центр по обогащению урана» (МЦОУ). МЦОУ является механизмом гарантированного доступа к низкообогащенному урану для неядерных стран — страна, лишенная возможности купить уран на свободном рынке, может обе-
Госкорпорация «Росатом» реализует корпоративную стратегию в целях укрепления глобального технологического лидерства в мировом ядерном секторе, формирует эффективные механизмы управления имущественным комплексом предприятий отрасли.
спечить себя необходимым его количеством и изготовить из него свежее ядерное топливо, чтобы ее АЭС продолжили устойчиво работать. Все это заставляет задуматься о том, оправдан ли статус ЗАТО для муниципальных образований, в которых функционируют другие предприятия Топливной компании.
Топливная компания Госкорпорации «Росатом» «ТВЭЛ» входит в вертикально интегрированную структуру российской атомной отрасли, объединяет производственные и научные активы в сфере фабрикации ядерного топлива, раздели-тельно-сублиматного комплекса, а также производства газовых центрифуг и оборудования к ним. Топливная компания «ТВЭЛ» создана в целях выстраивания оптимальной системы управления собственностью через создание дивизионов, сформированных по продуктовой линейке или по принципу рынков. В результате преобразований производственная цепочка изготовления ядерного топлива замкнулась в едином контуре управления. В целом программа развития Топливной компании до 2020 г. направлена
на удержание глобального лидерства в начальной стадии ядерного технологического цикла.
Топливная компания Госкорпорации «Росатом» осуществляет реструктуризацию на предприятиях в рамках программы «Новый облик», которая направлена на повышение производительности труда, снижение издержек и рост заработных плат сотрудников предприятий. В рамках реструктуризации из состава предприятий осуществляется вывод в дочерние общества непрофильных и вспомогательных подразделений, а также передача части услуг на аутсорсинг. Основные экономические показатели деятельности предприятий Топливной компании, функционирующих в ЗАТО, приведены в табл. 1.
По результатам программ «Новый облик» только в 2010 г. зафиксирован рост производительности труда по разным предприятиям Топливной компании от 15 % до 50 %, прогнозируемая оценка на 2011 г. в среднем — 27,8 %4. Рост производительности обусловлен не столько увеличением объемов производства и реализации про-
Рис. 3. Структура акционерного капитала обществ, входящих ОАО «ОК «РСК» (Топливную компанию) на 01.01.2011 г.
Таблица 1
Экономические показатели деятельности промышленных предприятий ЗАТО ядерного энергетического комплекса3
Показатель ОАО «Уральский электрохимический комбинат» (г. Новоуральск) ОАО «ПО «Электрохимический завод» (г. Зеленогорск) ОАО «Сибирский химический комбинат» (г. Северск)
2010 г. 2010 г. по сравнению с 2008 г., % 2010 г. 2010 г. по сравнению с 2008 г., % 2010 г. 2010 г. по сравнению с 2008 г., %
Объем реализации продукции, млн. руб. 21 182 114,2 12 638 123,2 15 979 130,3
Среднесписочная численность на конец года, чел. 8 633 67,3 7 892 81,2 9 184 65,2
Средняя заработная плата, руб./мес. 36 113 131,0 34 982 133,8 32 379 121,5
Производительность труда, тыс. руб./чел. 2 453 171,4 1 600 151,7 1 403 161,1
Стоимость активов, млн. руб. 58 131 113,7 35 274 119,7 20 597 108,7
Рентабельность продаж, % 34,1 96,9 26,5 76,4 12,7 69,4
дукции, сколько существенным сокращением численности работающих. Так, например, на ОАО «УЭХК» за период 2008-2010 гг. численность работающих сократилась на 32,7 %, составив 8 633 человек, причем только 21,6 % из них заняты в производственном ядре. Существенное сокращение численности персонала заложено в программах «Новый облик» предприятий атомной отрасли с целью сокращения издержек и повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции. Оптимизация численности персонала производится одновременно с оп-
тимизацией производственных площадей и реструктуризацией непрофильных и вспомогательных активов. Реализация этих мер в условиях ограниченности рынка труда ЗАТО требует тесного взаимодействия Государственной корпорации «Росатом» с органами местного самоуправления ЗАТО, в которых в результате реорганизации появляются новые субъекты бизнеса, новые рабочие места. Дальнейший рост производительности труда на предприятиях атомной отрасли возможен не только за счет оптимизации численности персонала, но и как результат внедрения производственной системы «Роса-тома».
Проводимое сокращение персонала позволило значительно повысить среднюю заработную плату, самое низкое значение которой среди рассматриваемых предприятий у работников ОАО «СХК» в 2010 г. -32 379 руб., однако это на 38 % выше среднемесячной заработной платы по крупным и средним предприятиям Томской области, в которой функционирует предпри-
ятие. Дальнейший рост заработной платы является одним из стратегических приоритетов предприятий атомной промышленности, так, например, ОАО «УЭХК» запланировало среднюю заработную плату на 2011 г. в размере 45 356 руб.
Следует отметить (табл. 1) стабильное снижение рентабельности продаж на всех рассматриваемых предприятиях. Незначительное снижение показателя отмечено только у ОАО «УЭХК», более того, это предприятие имеет наибольшее значение рентабельности продаж — 34,1 % в 2010 г.
В результате выполнения мероприятий, способствующих достижению «Нового облика», предприятия получают значительный экономический эффект, например, эффект от мероприятий программы на ОАО «СХК» в 2010 г. составил более 816 млн. руб. Следует отметить, что реализация программ предприятий «Новый облик» (прежде всего, выделение непрофильных подразделений в дочерние организации при реструктуризации предприятий) помогает решать важнейшую задачу — стимулирование бизнес-активности и развитие социальной инфраструктуры территорий ЗАТО.
Проведенное исследование подтверждает то, что все проводимые реформы затевались большей частью с целью реорганизовать энергетический комплекс атомной отрасли — явно выделенный Правительством РФ приоритет. Об итогах этих реформ говорить еще рано, но нельзя умалять значения того, что сегодня атомная отрасль стала глобально выступать на международном рынке, долю на котором продолжает наращивать.
Если целями реформирования ЯЭК являются обеспечение энергобезопасности России и повышение конкурентоспособности на международном рынке, то основной целью реформирования ЯОК является снижение издержек. Таким образом, трансформация ЯОК, которая должна завершиться к 2015 г., сводится к следующему.
1. Преобразование федеральных государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества с последующим укрупнением с целью снижения затрат и увеличения прибыли, а также для получения возможности привлекать инвестицион-
ные ресурсы со стороны. На сегодняшний день шесть предприятий, функционирующих в ЗАТО и являющихся федеральными унитарными предприятиями, включены в перечень предприятий, приватизация которых запрещена. Поэтому для выполнения этих планов необходимо внесение изменений в соответствующие законодательные акты, программу госприватизации*. Принять решение об изменении организационно-правовой формы этих предприятий может только Президент РФ по представлению Госкорпорации «Росатом».
2. Сохранение в «ядре» ЯОК минимально необходимого количества предприятий, часть предприятий предстоит загрузить выпуском гражданской продукции. Эти преобразования заложены в концептуальном проекте «Новый облик ядерного оружейного комплекса Госкорпорации "Росатом" к 2020 г.», который предусматривает вывод непрофильных активов. Этот же проект предполагает существенное сокращение персонала: порядка 7 000 человек.
Эти изменения могут нанести непоправимый урон экономике моногородов, каковыми являются ЗАТО, обострить социальную обстановку. Данные, представленные в табл. 2, говорят о высокой степени зависимости экономики ЗАТО от результатов функционирования градообразующих предприятий.
Наметившаяся тенденция снижения доли комбината в общем объеме выпуска-
* Подобные изменения вносятся регулярно, так, в сентябре 2011 г. Президент РФ исключил из списка атомный ледокольный флот России, после приватизации предприятие останется под управлением ГК «Росатом».
Таблица 2
ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор» в социально-экономических процессах городского округа «Город Лесной»
Наименование показателя 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Доля в общем объеме отгруженных товаров (работ, услуг) собственного производства по городскому округу, % 38,79 35,64 34,51 30,29 31,31 33,93
Доля в общем объеме отгруженных товаров (работ, услуг) собственного производства обрабатывающими производствами, % 69,67 69,35 61,32 56,34 60,51 66,59
Среднесписочная численность работающих, чел. 11 062 10 798 10 651 10 584 9 983 9 803
Доля занятых в общем числе занятых в экономике городского округа, % 41,4 40,1 39,0 37,7 36,9 38,2
Доля в общем объеме инвестиций в основной капитал городского округа, % 28,3 23,8 30,7 20,6 21,6 66,0
Доля в общем объеме инвестиций в основной капитал в промышленности, % 100 100 100 100 100 100
емой в городском округе продукции была преломлена в результате мирового финансового кризиса, в посткризисные годы доля продукции предприятия стала вновь увеличиваться и составила 34 % в 2010 г. Снижение доли занятых на ФГУП «Комбинат ЭХП» происходит в силу оптимизации численности персонала предприятия. Структура инвестиций в основной капитал сохраняет существующие пропорции экономики, прежде всего, вследствие инерционности развития экономики городского округа.
Предприятия Госкорпорации «Ро-сатом» оказывают значительное влияние на формирование доходной части бюджетов ЗАТО. Так, например, ФГУП «Комбинат «ЭХП» является основным налоговым агентом по удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет городского округа «Город Лесной» налога на доходы с физических лиц, доля комбината по этому налогу в 2010 г. составила 56 %. Доля налога на доходы с физических лиц в общем объеме налоговых поступлений в бюджет городского округа составила в 2010 г. более 90 %. Основным налогоплательщиком земельного налога также является градообразующее предприятие, в 2010 г. на его долю пришлось 95,5 %.
Автор статьи считает, что, учитывая значимость предприятий в экономике городов и возможные негативные социально-экономические последствия реорганизации предприятий, Государственная корпорация «Росатом» должна синхронизировать развитие атомной отрасли в целом и стратегий развития отдельных ЗАТО, в которых функционируют предприятия атомной промышленности, а потому принимать активное участие в процессе разработки стратегических планов ЗАТО, а также долгосрочных планов деятельности предприятий. Подобная синхронизация является вариантом решения проблемы управляемости реструктуризацией предприятий, функционирующих в ЗАТО.
По мнению автора, предприятия атомной промышленности, функционирующие в ЗАТО, в дальнейшем могут развиваться по двум сценариям, описанным в табл. 3, которые предполагают различные варианты действия внутренних (действия руководства и коллектива предприятий, а также администраций ЗАТО) и внешних (меры государственной политики по отношению к атомной отрасли) факторов.
Сегодня процессы формирования вертикально-интегрированных структур Госу-
Кластерное развитие будет способствовать коммерциализации научных разработок, позволит максимально использовать производственный и инновационный потенциал территорий, обеспечить занятость населения, в том числе и высвобождающегося в процессе реорганизации предприятий.
Таблица 3
Сценарии развития предприятий атомной промышленности
Инерционный вариант Инновационный вариант
Базовые процессы 1. Предприятия ЯЭК продолжают развиваться, как технологические под-центры ОАО «ОК «РСК». 2. Осуществляется акционирование и укрупнение предприятий ЯОК. 3. Из состава предприятий продолжается вывод непрофильных активов, происходит передача части услуг на аутсорсинг. 4. Продолжается оптимизация численности занятых на градообразующих предприятиях. 1. Базовые процессы инерционного варианта. 2. Высвобождаемые высококвалифицированные кадры, а также производственные площади, обеспеченные инфраструктурой, должны стать ключевыми ресурсами для создания на территориях ЗАТО производственных и инновационных кластеров. 3. Решение юридических и технических вопросов, связанных с разработками и эффективным использованием двойных технологий. 4. Формирование образовательного ядра, и инновационно-ориентированной системы образования, обеспечивающих подготовку кадров для создаваемых кластеров.
Ключевые риски 1. Инерционность и традиционность базовой специализации, недостаточное использование промышленного потенциала предприятий. 2. Зависимость от государственной политики, от объемов государственного оборонного заказа, от состояний мировых рынков. 3. Конкуренция с другими предприятиями атомной промышленности. 4. Снижение инвестиционной привлекательности городских округов. 5. Снижение качества человеческого капитала. 1. Действующие ограничения, связанные со статусом ЗАТО. 2. Большинство ЗАТО находятся на больших расстояниях от транспортных и логистических центров. 3. Небольшая численность населения, низкое качество инфраструктуры городов могут сдерживать развитие кластеров. 4. Отсутствие механизма привлечения инвесторов на территории формирования кластеров.
дарственной корпорации «Росатом» не идут параллельно с формированием горизонтальной структуры малого и среднего бизнеса, обслуживающего интересы предприятий атомной промышленности на территории их присутствия. Процесс реформирования может существенно ускориться, в случае если будут объединены усилия Государственной корпорации «Росатом» с администрациями ЗАТО.
В 2011 г. Госкорпорация «Росатом» начала осуществлять планы по созданию инновационных кластеров в городах, в которых функционируют ее структуры. Если говорить о ЗАТО, то здесь пилотным проектом является научно-производственный кластер в г. Сарове, в рамках которого появится около трех тысяч вакансий5. В г. Железногорске возможно создание одновременно двух кла-
стеров: инновационного и производственного.
Кластерное развитие будет способствовать коммерциализации научных разработок, позволит максимально использовать производственный и инновационный потенциал территорий, обеспечить занятость населения, в том числе и высвобождающегося в процессе реорганизации предприятий.
Согласно авторскому подходу, на рис. 4 представлена возможная схема создания кластеров на территориях ЗАТО.
Таким образом, Государственная корпорация «Росатом» при реализации своей корпоративной стратегии, проведении реформирования отрасли в целом и осуществлении реорганизации предприятий, функционирующих в ЗАТО, несомненно, должна
Стратегический анализ
Моделирование кластеров
Обеспечение условий для создания кластеров
Функционирование кластеров
ГК «Росатом»: анализ экономической эффективности сохранения статуса ЗАТО Формирование инициативной группы. Подписание протокола о намерениях Разработка и реализация программ развития городских инфраструктур, в т. ч. транспортной и энергетической Вовлечение новых участников кластеров
Предприятия ГК «Росатом»: разработка долгосрочных программ деятельности Формулировка целей, задач создания кластеров, определение уровня конкуренции и кооперации участников, развитие малого бизнеса Снятие системных ограничений на создание кластеров Реализация кластерной политики
Администрации ЗАТО: разработка стратегий развития ЗАТО, согласование их с ГК «Роса-том» Разработка и одобрение проекта кластеров Разработка механизмов привлечения инвесторов Укрепление материально-технической базы участников
Разработка механизмов управления развитием кластеров Формирование образовательного ядра кластера Позиционирование ЗАТО, повышение их инвестиционной привлекательности
Разработка принципов кластерной политики и механизмов поддержки кластеров на федеральном и региональном уровне Мониторинг и оценка
Рис. 4. Создание производственных и инновационных кластеров на территориях ЗАТО
учитывать ту значимую роль, которую играют ее предприятия в экономике этих муниципальных образований, учитывать ее специфику. Кластерное развитие позволит более эффективно использовать имущественные комплексы предприятий ЗАТО атомной промышленности, существенно повысить конкурентоспособность предприятий, решить многие социально-экономические проблемы ЗАТО, возникающие в процессе реформирования отрасли, повысить инвестиционную привлекательность территорий. ^
1. Стенограмма заседания Клуба «Триалог» 13 декабря 2007 г. «Реформирование атомной отрасли России: что ожидать?» [Электронный ресурс] URL: http://wwwpircenter.org/data/club/belova.pdf. (дата обращения: 02.11.2011).
2. Постановление Правительства РФ от 20.09.2008 г. № 705 «О Программе деятельности Государственной
корпорации по атомной энергии «Росатом» на долгосрочный период (2009-2015 годы)» (в редакции от 23.11.2009 г.).
3. Годовые отчеты ОАО «ПО «Электрохимический завод» за 2008-2010 гг. [Электронный ресурс] URL: http://www.ecp.ru/ (дата обращения: 25.10.2011); Годовые отчеты ОАО «Сибирский химический комбинат» за 2008-2010 гг. [Электронный ресурс] URL: http://www.atomsib.ru/ (дата обращения: 25.10.2011); Годовые отчеты ОАО «Уральский электрохимический комбинат» за 2008-2010 гг. [Электронный ресурс] URL: http://www.ueip.ru (дата обращения: 25.10.2011).
4. «ТК «ТВЭЛ» завершила основной этап реструктуризации в рамках программы «Новый облик». Сайт ОАО «Сибирский химический комбинат». [Электронный ресурс] URL: http://www.atomsib.ru/press_ center/3124/ (дата обращения: 15.11.2011).
5. Обратная сторона ЗАТО // «Страна Росатом». 2011. № 24 (43)