Предприятия коммунальной инфрастуктуры для малых городов Республики Крым
Финогенов Александр Иванович
канд. архитектуры, доцент каф. «Архитектура», ФГБОУ ВО НИУ МГСУ, [email protected];
Балакина Алевтина Евгеньевна
канд. архитектуры, профессор каф. «Архитектура», ФГБОУ ВО НИУ МГСУ, [email protected];
Горошко Игорь Игоревич
инженер-проектировщик, ЗАО Мосинтерм, [email protected];
Актуальность настоящих исследований обусловлена намечаемым новым этапом в развитии существующей структуры жилой и курортной застройки городских поселений побережья Крыма. Важность преобразования структуры малых курортных поселений Крыма, по данным анализа, обусловлена серьезными градостроительными проблемами в дальнейшем развитии таких городов, а именно: отсутствием сбалансированного развития территорий, сложными условиями горного рельефа, хаотичной структурой сложившейся застройки и дорожной сети, отсутствием научно обоснованных подходов в создании необходимой местной базы строительства и коммунального хозяйства. По мнению авторов, отправным этапом для градостроительного преобразования малых поселений Крыма должна стать новая организация объектов коммунально-производственного назначения, которым отводится особая роль в решении задач комплексного обновления курортных территорий. На примере городского поселения Гурзуф, авторами предложена концепция формирования объектов курортного коммунального хозяйства в виде компактного многофункционального комплекса технологически связанных объектов производственно-коммунального, складского и аварийно-спасательного назначения. Состав предлагаемого комплекса определяется стартовым характером новой застройки города, с включением объектов по приему и распределению потоков строительных материалов, переработке и вывозу отходов, хранению техники, обеспечению аварийно-спасательных и противопожарных функций. Планирование новых комплексов авторы предусматривают с учетом прибрежного расположения малых курортных городов и специфики их рельефа, с максимальным сохранением природных и экологических качеств территорий поселений, с активным применением средств морского транспорта для организации прибрежных грузопотоков. Ключевые слова: полуостров Крым; городское поселение Гурзуф; малые города черноморского побережья; реорганизация объектов производственно-коммунальной инфраструктуры; компактное размещение; транспортные грузопотоки; пляжное побережье; природный ландшафт.
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена исключительно важным значением территории полуострова Крым и его южного побережья, обращенного к акватории Черного моря, как Всероссийского центра массового курортного отдыха, туризма и спорта. Развитие курортно-туристической сферы на перспективу ближайших лет предусмотрено в составе важнейших Государственных программ развития Республики Крым, где подчеркнуто ее значение, как важной бюджетообразующей отрасли, обеспечивающей стабильность инвестиционной деятельности, развитие малого бизнеса и трудозанятость населения [1]. Поставленные задачи связаны с инвестированием и строительством новых объектов санаторно-курортного и жилого назначения, с обеспечением комфортной среды проживания и отдыха [2]. В этих условиях одним из ключевых факторов становится формирование в прибрежных городах современной инфраструктуры объектов дорожно-транспортного, производственно-складского и коммунально-хозяйственного назначения, необходимых для реализации задач перспективного строительства [3].
Как показывает практика, для нового этапа развития курортно-оздоровительной и туристической деятельности особо перспективными являются территории малых городов и поселков, расположенных непосредственно вдоль Южного черноморского побережья Крыма. К ним относятся, например, такие исторически известные малые города (в настоящем имеющие административный статус «поселков городского типа»), как Гурзуф, Ливадия, Виноградное, Гаспра, Кореиз, Симеиз и др.
Важной особенностью территорий таких прибрежных поселений является размещение их в условиях горного рельефа с общим подъемом поверхности в направлении от морского побережья к отрогам Крымской горной гряды, что коренным образом повлияло на характер их освоения. Существующие проблемы градостроительного планирования таких поселений, а также возможности развития и дальнейшего эффективного использования их территорий проанализированы в настоящей статье на характерном примере пространственной организации поселения городского типа Гурзуф (рис. 1).
Данное городское поселение с территорией около 500 га и населением около 10 тыс. жителей расположено на террасном склоне и ориентировано вдоль территории побережья Черного моря. При численности постоянно проживающего населения около 10 тыс. человек, данное поселение в период летнего сезона принимает поток туристов и отдыхающих численностью более 50 тыс. человек. Общая протяженность территории поселения Гурзуф, включая небольшие прилегающие поселки составляет около 5 км. При этом общая длина береговой пляжной зоны в границах поселения составляет до 4 км, что имеет исключительное значение для дальнейшего развития данной территории, как одного из важных центров туризма и отдыха на черноморском побережье. С верхней нагорной стороны территория поселения ограничена трассой Южнобережного шоссе, являющегося основной и единственной транзитной магистралью республиканского значения, объединяющей все грузопассажирские потоки на значительной части общей протяженности побережья. При этом границы города в глубину от берега составляют в пределах от 1 до 1,5 км [5].
Таким образом пространственная организация поселения Гурзуф, планировочная структура его застройки и дорожная сеть города исторически формировались в условиях сложного рельефа. Например, разница вертикальных отметок в направлении от берега в горы (в пределах границ застройки поселения) составляет от 20,0 до 160,0 метров (при уклонах 17 град. и более). Крайние северо-восточные границы территории поселения на уровне Южнобережного шоссе имеют отметки 180,0-220,0 метров над уровнем моря. Данная градостроительная ситуация характерна и для многих из вышеперечисленных поселений побережья Крыма. Другой принципиальной особенностью градостроительного ландшафта является значительная изрезанность территории поселения глубокими рельефными впадинами, пересекающими город в поперечном направлении от северных склонов к морскому побережью. Данные особенности определяют замкнутый террасный характер рельефа поверхности. Эти же особен-
© £
Ю
5
V
2 а
8
00
сэ
сч
£
Б
а
2 ©
ности исторически определили формирование островного характера освоения территории городского пространства в виде разделенных локальных групп жилой и общественной застройки [6].
Другой особенностью освоения городского пространства Гурзуфа является неоднородный типологический состав застройки, где прибрежная историческая часть города представлена хаотичной малоэтажной застройкой. Типологический состав групп застройки по мере удаления от береговой зоны характеризуется смешанной малоэтажной и среднеэтаж-ной застройкой. Многоэтажная застройка представлена отдельными фрагментами в нагорных периферийных частях города. Неорганизованный очаговый характер застройки характеризуется также значительными различиями по составу объектов жилого и курортно-гостинич-ного назначения, где число зданий в границах отдельных групп колеблется от 5 до 12-30. Общая низкая эффективность освоения ценной прибрежной территории характеризуется также сравнением укрупненных градостроительных показателей застройки. Например, основные укрупненные показатели плотности застройки и плотности населения для территории Гурзуфа в 2-3 раза ниже сред-ненормативных показателей, принимаемых для застройки современных городских поселений. Таким образом низкая эффективность использования в строительстве и освоении уникальной территории Гурзуфа говорит о перспективности дальнейшего совершенствования и реорганизации существующей планировочной структуры городского поселения и более эффективного использования имеющихся градостроительных резервов [7; 8].
Параллельной и такой же острой проблемой в условиях сложного рельефа и неупорядоченного очагового характера застройки является неэффективная организация транспортных и пешеходных коммуникаций в границах территорий рассматриваемых поселений Крымского побережья. В частности, на примере Гурзуфа, островное размещение городской застройки отдельными группами на разных отметках рельефа обуславливает формирование в границах территории поселения сложной пространственно замкнутой и многопетлевой схемы организации городских транспортных и пешеходных коммуникаций. Существующая неэффективная схема застройки и организации схемы улично-дорожной сети, фактическое отсутствие единой обще-
Рис 1. Схема участка Черноморского побережья полуострова Крым и групп курортных поселений, включая территорию поселения городского типа Гурзуф.
городской системы транспортных коммуникаций существенно ограничивает городские людо- и грузопотоки, способствует образованию транспортных пробок, ухудшает санитарное состояние городской среды, сдерживает дальнейшее упорядоченное развитие застройки города [9].
Неупорядоченная схема застройки Гурзуфа, отсутствие единого транспортного каркаса города, даже при малой территории данного городского поселения, затрудняет или делает принципиально невозможной создание единой централизованной инфраструктуры для поддержания комфортного состояния городской среды [10].
Анализ показывает, что новый этап градостроительного развития малых курортных городов Черноморского побережья, связанный с приемом и размещением массовых потоков туристов и отдыхающих, должен быть неразрывно связан с планированием и размещением современных специализированных объектов хозяйственно-коммунального обеспечения и санитарной очистки города. Комплекс таких объектов должен предусматривать: уборку и вывоз твердых бытовых отходов, устройство и ремонт дорожных покрытий, содержание городских объектов благоустройства и озеленения, расчистку свалок, содержание до-рожно-ремонтной техники, станций обслуживания и ремонта прогулочного и малотоннажного морского транспорта, а
также размещение объектов аварийно-спасательного и противопожарного назначения [10]. Учитывая предстоящие большие объемы нового строительства и реконструкции объектов жилого и санаторно-курортного назначения, вновь формируемые комплексы объектов хозяйственно-коммунальной инфраструктуры должны также включать производственно-складские базы по хранению и комплектации строительных материалов и конструкций.
Очевидно, что функционирование перечисленных объектов производственно-коммунального назначения, даже при их поэтапном развитии, потребует организации устойчивой системы грузопотоков в границах территории города, удобных и коротких транспортных связей с островными группами существующей застройки и главной периметральной трассой республиканского значения, а также обязательного выхода к прибрежным объектам средств морского судоходства. В этом отношении представляет интерес градостроительная концепция авторов ООО «ТРИАРТ 2000» по реорганизации объектов транспортной инфраструктуры, разработанная применительно к условиям планировки малых городов Крымского побережья [11].
Концепция предусматривает создание схемы единого транспортного каркаса города на основе формирования главной внутригородской продольной коммуникационной магистрали. Данная
Рис 2. Схема организации объектов общегородского многофункционального производственно-складского и коммунального комплекса (для размещения в условиях малого города - Гурзуф).
магистраль в условиях специфики застройки и рельефа Гурзуфа должна объединять по длине всю 5-километровую территорию поселения, соединяя по периметру территории основных существующих групп жилой и санаторной застройки, с организацией в конечной юго-западной зоне города коротких коммуникационных выходов. В этом месте авторами было предложено формирование комплексного узла, объединяющего три направления грузо-пассажирских потоков: на территорию города, на территорию предлагаемого к размещению грузового морского терминала и основной выезд на верхнюю транзитную трассу республиканского шоссе.
В развитие данной идеи, с учетом представленного анализа, в границах упомянутой периферийной зоны города целесообразно сформировать единый общегородской многофункциональный комплекс производственно-складского и коммунального назначения. По мнению авторов, функциональное назначение предлагаемого нового объекта должно быть рассчитано не только на размещение городских коммунальных служб, но и на реализацию основной программы строительства и реконструкции объек-
тов существующей застройки города, реорганизацию существующей дорожной сети и создание комфортного городского рекреационного пространства. Таким образом, новый комплекс предлагается, как территориально компактный стартовый объект в рамках предусматриваемой градостроительной реконструкции поселения Гурзуф, с размещением его в прибрежной самой крайней юго-западной зоне города.
Учитывая уникальность природного и ландшафтного окружения рассматриваемой территории, настоящая концепция предусматривает следующие принципиальные решения по организации и формированию функциональных и архитектурно-строительных решений предлагаемого комплекса:
1. Новый комплекс, как стартовый базовый объект, должен объединять в своем составе следующие функции: основные транспотно-перегрузочные операции по приему, перегрузке, хранению и последующему распределению потока строительных материалов и конструкций, изначально доставляемых на этот объект средствами морского транспорта или по суше со стороны республиканского Южнобережного шоссе. Помимо этого, но-
вый комплекс предлагается, как составная часть системы санитарной очистки города для обеспечения приема и первичной переработки твердых бытовых отходов, хранения и обслуживания му-соровозной и дорожно-коммунальной техники [10; 12]. В состав комплекса также включены такие важные объекты, как городское пожарное депо [13], аварийно-спасательный центр средств морского, наземного и воздушного назначения, а также ремонтная база малотоннажных судов.
2. По своему составу новый комплекс предусматривает восемь технологических переделов различного назначения, включающие производственные здания, открытые и закрытые склады, развитые крановые и автомобильно-дорожные коммуникации. По предварительным оценкам, общая территория такого комплекса в границах занимаемого участка при полном его развитии может составить не более 5,4 га (рис.2).
Учитывая уникальность Крымского природного ландшафта и его первоочередное предназначение для туризма и отдыха, особо актуальным является вопрос максимального сохранения общей протяженности существующей городской пляжной приморской зоны и существующих прибрежных объектов санаторно-курортного назначения [1]. С этой целью направление застройки и развития нового комплекса, согласно концепции, формируется не традиционно, вдоль морского побережья, а в противоположном от моря северо-западном направлении в сторону горного склона. Благодаря этому, значительный по составу комплекс занимает довольно небольшой участок по фронту береговой полосы протяженностью около 180 м, при общей длине пляжной полосы в границах города - 4 км (располагаясь с разрывом от существующей застройки).
Эта же особенность обусловила террасный принцип размещения объектов комплекса, т.к. уклон рельефа в юго-западной части города составляет около 14 %. При общей протяженности комплекса в глубину берега порядка 280 м, поверхность площадки предполагается формировать в 3 уровня с перепадами высот до 14 м, что обеспечивает удобные сопряжения уровней ее поверхностей с предлагаемыми основными выездами с территории данной зоны: на главную внутригородскую магистраль (предложение) и на существующую вышерасположенную республиканскую магистраль.
О £
ю
I
V
2 а
8
00
сэ
сч
£
Б
а
2 ©
3. Технологическая схема основных процессов и грузопотоков нового комплекса, согласно принятой концепции, имеет четкое глубинное развитие в направлении от прибрежной полосы. Планировочная организация площадки характеризуется наличием главной продольной планировочной оси, располагающейся по центру площадки и направленной перпендикулярно по отношению к линии морского побережья. По обеим сторонам оси размещаются все основные технологические зоны комплекса. В предлагаемом решении использован прием совмещения главной планировочной оси с основным направлением технологических грузопотоков, начиная от разгрузки судов у морского терминала, с последующей транспортировкой и распределением грузов по всем объектам комплекса на всю глубину площадки. Этот прием принципиально обеспечивает рациональное размещение объектов комплекса и высокую компактность территории застройки площадки.
С этой целью центральная транспортная артерия оборудована напольным козловым и мостовым кранами, передвигающимися вдоль единой оси. При этом транспортный коридор в нижней половине представляет наземную эстакаду длиной около 130 м, заканчивающуюся сооружением перегрузочного морского терминала. На данном участке предусмотрен портальный «П»-образный кран с шириной колеи 12 м, внутри которой предусмотрена внутренняя колея для грузовой наземной транспортной тележки. Данные устройства обслуживают ближайший технологический блок в составе городской мусороперегрузочной станции и станции ремонта средств малотоннажного прибрежного морского транспорта. Это решение обеспечивает кратчайшую схему переработки, контейнерной перегрузки и вывоза городского мусора малотоннажным морским транспортом, принципиально исключая его транспортировку по узкому Южнобережному шоссе.
Симметрично по отношению к главной транспортной оси в пределах нижней площадки размещена группа объектов в составе комплекса городского пожарного депо, здания прибрежного аварийно-спасательного центра средств морского, наземного и воздушного назначения с вертолетной площадкой. Данное решение обеспечивает кратчайший выезд пожарного транспорта на предусматриваемую главную внутригородскую магистраль.
В центральной зоне территории нового комплекса предлагается разместить основную базу хранения и отгрузки нерудных строительных материалов (песка и щебня), а также крытые склады строительных конструкций и оборудования, необходимых для предстоящего выполнения основных объемов работ по реконструкции городской застройки и объектов дорожно-транспортной сети. Группа специализированных складских объектов должна стать важнейшим стартовым звеном в централизованном снабжении города строительными материалами и, при необходимости, предусматривать возможность поэтапного наращивания их мощностей. Кроме того, централизованное размещение данной группы объектов в условиях малого курортного города и стесненной сети внутригородских магистралей исключит традиционное расползание мест складирования пылящих материалов в разных частях города и обеспечит сохранение его уникальной природной и экологической среды [14].
Организация грузопотоков поступающих материалов в верхнюю производственно-складскую зону также обеспечивается через центральную грузовую коммуникацию в направлении от перегрузочного морского терминала, промежуточного перегрузочного узла, с последующим распределением конструкций и материалов в прилегающие технологические пролеты складов. С этой целью в верхней складской зоне предусмотрена крановая эстакада с использованием мостового крана, обеспечивающего перегрузку материалов на передаточные тележки в пределы каждого складского пролета. Открытые пролеты складов сыпучих оборудованы полукозловыми напольными кранами, обеспечивающими перегрузку материалов на автомобильный транспорт. Система внутри-площадочных дорог обеспечивает удобный выезд грузового транспорта из складской зоны, в направлении города, а при необходимости - на верхнюю республиканскую трассу.
Предлагаемая концептуальная схема ориентации грузопотоков по доставке крупных объемов строительных материалов морским транспортом с непосредственной переработкой их в месте перегрузки обеспечит сокращение сроков проведения строительных и реконструктивных работ в границах всей территории города и прилегающих поселков, принципиально исключит интенсивное движение грузового крупнотоннажного транспорта по главной республиканской
трассе, снизит экологическую нагрузку на прилегающие рекреационные территории побережья [15].
4. Неизменным проблемным вопросом в отраслях городского коммунального хозяйства является неупорядоченная организация хранения и ремонта коммунальной и дорожной техники. Для характерных стесненных условий территории Гурзуфа в составе объектов предлагаемого стартового многофункционального комплекса, в его верхней северо-западной части, предусмотрено размещение компактного центра по хранению и обслуживанию дорожно-коммунальной техники и грузового автотранспорта. Планировочное размещение данной площадки в структуре многофункционального комплекса обеспечивает удобный выезд в пределы городской территории и одновременно на верхнюю трассу Южнобережного шоссе. Здание центра должно предусматривать рациональное закрытое хранение техники с двух-трех уров-невым ее размещением, при этом предусматривать возможность частичного использования его площадей для хранения индивидуальных средств транспорта жителей города.
Представленная концепция нового подхода к формированию важнейших объектов коммунально-производственной инфраструктуры, применительно к условиям предстоящего развития и градостроительной реорганизации территорий малых городов и поселений уникального Крымского побережья, несомненно потребует более углубленной вариантной проработки в области архитектурно-строительного проектирования, оценки экономической эффективности предложенных решений, учета комплекса при-родно-экологических факторов и рекомендуется для дальнейшей реализации.
Литература
1. Постановление Совета министров Республики Крым № 501 от 09 декабря 2014 года. Об утверждении Государственной программы развития курортов и туризма в Республике Крым на 2015-2017 годы. Available at: rk.gov.ru/rus/file/pub/ pub_284395.pdf. Date of access 01.01.2018.
2. Лазарева И.В. Республика Крым -знак возрождения России // Градостроительство. 2015. № 5. С. 55-56.
3. Козлов К.В., Леонов В.В. Обеспечение строительства объектов городского заказа инженерной инфраструктурой // Промышленное и гражданское строительство. 2013. № 6. С. 35-37.
4. Закон Республики Крым от 05 июня 2014 года № 15-ЗРК Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым // https//rg.ru/2014/07/ 09/krim-zakon15-dok.html. Date of access 01.01.2018.
5. Горячко М.Д., Морозова А.В., Прохорова Е.А., Чуженькова В.А. Разработка карт транспорта и населения для обеспечения комплексной оценки эколого-экономических условий развития крымского федерального округа // Градостроительство. 2016. № 1. С. 47-51.
6. Вавилонская Т.В., Карасев Ф.В. Режимы градостроительной реконструкции исторических кварталов // Промышленное и гражданское строительство. 2014. № 12. С. 7-11.
7. СП 42. 13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Госстрой РФ. ГУП ЦПП. 2011.
8. LeBlanc F 2011 The Main Street Canada approach for small historic towns Municipal Engineer V 164 Issue ME3 18593
9. Коссой Ю.М. Специфика городского транспорта и экология урбанизированных территорий // Экология урбанизированных территорий. 2007.№ 1. С. 67-69.
10. Финогенов А.И. Проблемы архитектурно-планировочной организации городских объектов производственно-коммунального назначения // Вестник МГСУ. 2015, № 8. С. 30-38.
11. Финогенов А.И., Лях А.Ф., Хомен-ко Д.А., Тиханчиков О.С., Кучерова Ю.Н. Концепция планировочного развития территорий курортного побережья Республики Крым на примере совершенствования системы застройки поселения Гурзуф // Архитектура и строительство России. 2016.№ 4(220). С. 78-83.
12. Епифанова И.П., Гопко В.Ф. Организация системы управления отходами в муниципальном образовании // Экология урбанизированныхтерриторий.2009. № 3. С. 60-64.
13. Clang H-S, Lai C-M and Hwang H-L 2012 Spatial performance to locate city fire stations Municipal Engineer V 165 Issue ME1 19-29
14. Абакумова А.В. Способы оптимизации промышленных территорий // Промышленное и гражданское строительство. 2013. № 11. С. 37-39 / Самарский гос. Арх.стр. университет/.
15. Падалко О.В. Типовая программа подготовки промышленного предприятия к его переводу в режим чистого (ресурсосберегающего, устойчивого)производства/потребления // Экология урбанизированных территорий. 2007. № 2. С.68-71.
Enterprises of communal infrastructure for small cities of the Republic of Crimea
Finogenov A.I., Balakina A.E., Goroshko I.I.
FGBOU IN NIU MSSU
The relevance of these studies is due to the planned new stage in the development of the existing structure of residential and resort development of urban settlements of the Crimean coast. The importance of transforming the structure of small resort settlements in the Crimea, according to the analysis, is due to serious urban problems in the further development of such cities, namely: the lack of balanced development of the territories, the difficult conditions of the mountainous terrain, the chaotic structure of the existing building and road network, the lack of scientifically based approaches to creating the necessary local base of construction and municipal services. According to the authors, the starting point for the urban development of small settlements in Crimea should be a new organization of communal and industrial facilities, which have a special role in solving the problems of complex renewal of resort areas. On the example of the urban settlement Gurzuf, the authors proposed the concept of forming the objects of the resort communal economy in the form of a compact multifunctional complex of technologically related objects of industrial-communal, storage and emergency-rescue purposes. The composition of the proposed complex is determined by the starting character of the new development of the city, with the inclusion of facilities for receiving and distributing flows of building materials, processing and exporting waste, storing machinery, providing emergency rescue and firefighting functions. The authors plan to plan new complexes taking into account the coastal location of small resort towns and the specificity of their relief, with the maximum preservation of the natural and ecological qualities of the settlement territories, with the active use of means of maritime transport to organize coastal cargo flows. Key words: Crimea Peninsula; the urban settlement of Gurzuf; small cities of the Black Sea coast; reorganization of industrial and communal infrastructure; compact accommodation; transport freight flows; beachfront; natural landscape.
References
1. Resolution of the Council of Ministers of the
Republic of Crimea No. 501 of December 9, 2014. On the approval of the State Program for the Development of Resorts and Tourism in the Republic of Crimea for 2015-2017. Available at: rk.gov.ru/rus/file/pub/ pub_284395.pdf. Date of access 01/01/2018.
2. Lazareva I.V. The Republic of Crimea - a sign of
the revival of Russia // Urban planning. 2015. № 5. P. 55-56.
3. Kozlov KV, Leonov V.V. Ensuring the construction
of objects of urban order engineering infrastructure / / Industrial and civil construction. 2013. № 6. P. 35-37.
4. Law of the Republic of Crimea of ??June 5,
2014 No. 15-ZRK On the establishment of the boundaries of municipalities and the status of municipalities in the Republic of Crimea // https // rg.ru / 2014/07/09 / krim-zakon15-dok.html. Date of access 01/01/2018.
5. Goryachko M.D., Morozova A.V., Prokhorova
E.A., Chuzhen'kova V.A. Development of transport maps and population to provide a comprehensive assessment of the ecological and economic conditions of the Crimean federal district development // Urban Development. 2016. № 1. P. 47-51.
6. Vavilonskaya T.V., Karasev F.V. Modes of town-
planning reconstruction of historical quarters // Industrial and civil construction. 2014. № 12. With. 7-11.
7. SP 42. 13330.2011 Urban planning. Planning
and development of urban and rural settlements. Gosstroy of the RF. GUP TSPP. 2011.
8. LeBlanc F 2011 The Main Street Canada Municipal
Engineer V 164 Issue ME3 185-93
9. Kossoy Yu.M. Specificity of urban transport and
ecology of urbanized territories // Ecology of urbanized territories. 2007. № 1. P. 67-69.
10. Finogenov A.I. Problems of architectural and planning organization of urban facilities for industrial and municipal purposes // Vestnik MGSU. 2015, No. 8. P. 30-38.
11. Finogenov Ai, Lyakh AF, Khomenko DA, Tikhanchikov OS, Kucherova Yu.N. The concept of planning development of the territories of the resort coast of the Republic of Crimea on the example of improving the building system of the settlement Gurzuf // Architecture and construction of Russia. 2016. No. 4 (220). Pp. 78-83.
12. Epifanova IP, Gopko V.F. Organization of a waste management system in a municipal entity // Ecology of urbanized territories. 2009. № 3. P. 60-64.
13. Clang H-S, Lai C-M and Hwang H-L 2012 Spatial performance to locate city fire stations Municipal Engineer V 165 Issue ME1 19-29
14. Abakumova A.V. Ways of optimization of industrial territories // Industrial and civil construction. 2013. No. 11. P. 37-39 / The Samara State University. Arch. university.
15. Padalko O.V. Typical program of preparation of an industrial enterprise for its transfer to a regime of clean (resource-saving, sustainable) production / consumption // Ecology of urbanized territories. 2007. № 2. P. 68-71.
О À
es
S
i?
го е
8