Научная статья на тему 'Концепция планировочного развития прибрежных поселений юга России и перспективы создания новых научно-образовательных центров'

Концепция планировочного развития прибрежных поселений юга России и перспективы создания новых научно-образовательных центров Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
115
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ГОРОДСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ / ГОРНЫЙ РЕЛЬЕФ / СТРУКТУРА ЗАСТРОЙКИ / ТРАНСПОРТНЫЕ СВЯЗИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАМПУС / ВУЗ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Попов А.В., Финогенов А.И.

Изложена научная концепция планировочного развития малых городов и поселений, размещающихся на территории Южного побережья России в акватории Черного моря. Актуальность исследования обусловлена исключительно важным значением рассматриваемой территории, как формирующегося современного Общероссийского центра как для массового курортного отдыха, туризма, спорта, так и для развития других отраслей. Рассматривается предположение о перспективах развития научно-образовательной функции в таких поселениях. Объектом исследования является совершенствование планировочной структуры поселений. Предметом исследования является архитектурно-планировочная организация городской застройки, функциональное зонирование территории, система транспортных коммуникаций и перспективы развития новых научно-образовательных центров в прибрежных поселениях. На примере совершенствования градостроительной структуры поселения городского типа Гурзуф. Цели исследования: Определение ключевых направлений в совершенствовании структуры застройки и эффективной организации транспортных коммуникаций в структуре территорий малых городских поселений Крыма с целью обеспечения условий для их развития и включения новых функций. Разработка научной концепции и рациональных приемов в области градостроительной реорганизации территории малых городских прибрежных поселений с включением новых функций по созданию городских общественных центров, новых объектов научно-образовательного, гостиничного и транспортно-коммунального назначения. В результате исследования определены дальнейшие практические направления в области проектирования, касающиеся совершенствования планировочной структуры застройки в границах малых городских прибрежных поселений в условиях сложного рельефа, создания пространственно организованной структуры новых городских объектов общественного, научно-образовательного и транспортно-коммунального назначения, учитывающие условия сложного рельефа территории и ограниченность транспортных коммуникаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция планировочного развития прибрежных поселений юга России и перспективы создания новых научно-образовательных центров»

Концепция планировочного развития прибрежных поселений юга России и перспективы создания новых научно-образовательных центров

Попов Алексей Владимирович

канд. арх., доцент кафедры «Архитектура», Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, DA945@yandex.ru

Финогенов Александр Иванович

канд. арх., доцент кафедры «Архитектура», Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, finogenov45@mail.ru

Изложена научная концепция планировочного развития малых городов и поселений, размещающихся на территории Южного побережья России в акватории Черного моря. Актуальность исследования обусловлена исключительно важным значением рассматриваемой территории, как формирующегося современного Общероссийского центра как для массового курортного отдыха, туризма, спорта, так и для развития других отраслей. Рассматривается предположение о перспективах развития научно-образовательной функции в таких поселениях. Объектом исследования является совершенствование планировочной структуры поселений. Предметом исследования является архитектурно-планировочная организация городской застройки, функциональное зонирование территории, система транспортных коммуникаций и перспективы развития новых научно-образовательных центров в прибрежных поселениях. На примере совершенствования градостроительной структуры поселения городского типа Гурзуф. Цели исследования: Определение ключевых направлений в совершенствовании структуры застройки и эффективной организации транспортных коммуникаций в структуре территорий малых городских поселений Крыма с целью обеспечения условий для их развития и включения новых функций. Разработка научной концепции и рациональных приемов в области градостроительной реорганизации территории малых городских прибрежных поселений с включением новых функций по созданию городских общественных центров, новых объектов научно-образовательного, гостиничного и транспортно-коммунального назначения. В результате исследования определены дальнейшие практические направления в области проектирования, касающиеся совершенствования планировочной структуры застройки в границах малых городских прибрежных поселений в условиях сложного рельефа, создания пространственно организованной структуры новых городских объектов общественного, научно-образовательного и транспортно-коммунального назначения, учитывающие условия сложного рельефа территории и ограниченность транспортных коммуникаций. Ключевые слова: малые городские поселения, горный рельеф, структура застройки, транспортные связи, высшее образование, кампус, вуз.

Система расселения и градостроительная организация ряда южных прибрежных территорий России, граничащих с акваторией Черного моря, исторически во многом определялась особенностями своего географического положения и климатических условий. Благодаря преобладающему протяженному горному рельефу, обеспечивающему в прибрежной полосе уникальные условия в формировании ровного теплого климата, наличию незамерзающих морских коммуникаций, данные территории издавна способствовали формированию многочисленных больших и малых прибрежных поселений, традиционно являющихся местами туризма и отдыха, как правило, сезонного. К ним, в частности, относится территория полуострова Крым и его Южного черноморского побережья, входящих ныне в состав Российской Федерации.

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена исключительно важным значением указанных территории и их интенсивным развитием в настоящее время. В тоже время, форсированное развитие приморских поселений сталкивается с исторически неразвитой инфраструктурой существующих объектов транспортного и социального назначения, которые не соответствуют новому статусу рассматриваемой территории и нуждаются в существенном совершенствовании. Таким образом, поставленные задачи связаны, с созданием современной инфраструктуры объектов курортно-оздорови-тельного, общественно-культурного, образовательного и дорожно-транспортного назначения, с перспективами инвестирования в новое строительство, а также с обеспечением современных условий комфортного проживания [1].

Для нового этапа развития на Крымском полуострове особо перспективными являются территории существующих малых городов и поселков, расположенных непосредственно вдоль участка Южного горного побережья Крыма. К ним относятся, например, такие исторически сформировавшиеся малые города (в настоящем имеющие административный статус «поселков городского типа»), как Гурзуф, Ливадия, Виноградное, Гаспра, Кореиз, Симеиз (городского округа Ялта) и другие [2]. Анализ показал, что возможности дальнейшего развития этих поселений и превращение их в современные центры туристической и иных отраслей, в первую очередь, связаны с необходимостью тщательной оценки условий их размещения и особенностей градостроительного формирования.

Исторически, указанные приморские поселения, несмотря на их в целом благоприятное местоположение и климатические факторы, размещаются в условиях сложного горного рельефа с общим подъемом поверхности в направлении от морского побережья к отрогам Крымской горной гряды. Эти факторы коренным образом повлияли на характер освоения и трудности застройки их территорий. Существующие проблемы градостроительного планирования таких поселений, а также возможности развития и дальнейшего эффективного использования данных территорий, проанализированы в настоящей статье на характерном примере пространственной организации поселения городского типа Гурзуф [3].

Данное городское поселение с территорией около 500 га расположено на террасном склоне с подъемом рельефа более 17 град.. Общая протяженность его территории вдоль побережья составляет около 5 км, при глубине границ в сторону предгорья до 1,5 км. Население города составляет около 10 тыс. жителей, в то же время, в курортный сезон поток туристов и отдыхающих возрастает до 50 тыс. человек. С верхней нагорной стороны территория городской застройки ограничена извилистой трассой Южнобережного шоссе, являющегося основной и единственной транзитной магистралью республиканского значения, связывающей все грузопассажирские потоки на значительной части общей протяженности Крымского побережья. Сложность городского ландшафта характеризуется значительной изрезанностью её территории глубокими рельефными впадинами, пересекающими город в поперечном направлении от северных верхних склонов к морскому побережью. Данные особенности территории Гурзуфа, как и многих вышеупомянутых поселений Крыма, в целом определяют

О £

ю

5

V

2 а

9

«

сэ

сч

£

б

а

2 о

террасный характер участков рельефа поверхности, что исторически определило формирование островного пространственно-замкнутого характера освоения городского пространства в виде территориально разделенных локальных групп жилой и общественной застройки.

Анализ показывает, что характерной исторически сложившейся особенностью освоения городского пространства малых городов Крыма, в том числе и Гурзуфа, является типологически неоднородный характер застройки, где прибрежная историческая часть города представлена хаотичной малоэтажной застройкой, а по мере удаления от береговой зоны застройка представлена смешанным типологическим составом - в виде малоэтажной и среднеэтажной застройки малой плотности. Многоэтажная застройка представлена отдельными фрагментами в нагорных периферийных частях города. При этом особенностью освоения отдельных террасных склонов в границах городской территории является ограниченность в выборе приемов застройки. В практике застройки многих упомянутых прибрежных городов принята традиционная схема планировки с продольной ориентацией проектной плоскости жилых и общественных зданий параллельно горизонталям существующего рельефа. Террасный или каскадный тип застройки с направлением вдоль склона, как правило, отсутствует. При общем разнонаправленном характере горных склонов общепринятый единообразный прием планировки принципиально формирует очаговый дискретный тип застройки с низкими показателями плотности, где, в соответствии с рельефом, число зданий в границах отдельных групп застройки может существенно колебаться - от 5 до 12-30. В результате описанный принцип застройки не позволяет обеспечить пространственно и композиционно организованные градостроительные решения, а также обеспечить рациональную ориентацию жилых помещений по странам света и комфортные условия проживания [4].

Отсутствие четкой схемы планировочного зонирования в границах территорий рассматриваемых малых городов Крымского побережья неразрывно связано с формированием крайне неэффективной и пространственно разобщенной схемы организации транспортных и пешеходных коммуникаций. На примере Гурзуфа, при существующей градостроительной схеме, главным элементом в организации транспортного обслужива-

ния населения становится единственная загруженная транзитная республиканская магистраль - Южнобережное шоссе, расположенное на высоте 180,0 - 220,0 м над уровнем моря. Все основные селитебные и общественно-курортные структуры города расположены ниже - на разных отметках рельефа в пределах 150,0 - 20,0 м, к которым за предшествующий период были организованы 5 основных внутригородских дорожных спусков, расположенных с интервалами 1200-1500 м. Каждый из таких узких спусков в условиях горного рельефа имеет сложную 5-6 петлевую схему трассировки в направлении вниз. Анализ показал, что сложившаяся схема пространственно-замкнутых внутригородских коммуникаций принципиально исключает организацию удобных продольных транспортных и пешеходных связей в границах города (с северо-востока на юго-запад), определяет неприспособленность города к приему больших потоков туристов и отдыхающих, способствует образованию транспортных пробок, ухудшает санитарное состояние городской среды [5; 6].

По этой же причине территориально неупорядоченная схема внутригородских коммуникаций принципиально сдерживает перспективное развитие и формирование новых общегородских объектов социальной инфраструктуры, а именно: общественно-торговых, культурно-досу-говых, научно-образовательных и гости-нично-туристских центров. Как правило, существующие общегородские объекты общественно-культурного назначения представлены лишь в пределах территории узкой прибрежной пляжной зоны и не связывают отдельные разрозненные структуры города. Кроме того, неэффективная схема застройки и организации внутригородских транспортных коммуникаций существенно осложняет формирование современной инфраструктуры городских объектов хозяйственно-коммунального назначения: уборки и вывоза твердых бытовых отходов, дорожно-ре-монтного хозяйства, противопожарного, аварийно-спасательного назначения. [7].

Таким образом низкая эффективность использования в строительстве уникальной территории Гурзуфа (а также территорий аналогичных малых городов) говорит о необходимости совершенствования и реорганизации существующей планировочной и функциональной структуры городского поселения, более эффективного использования имеющихся градостроительных резервов.

Концепция обновления структуры

малых городов Крымского побережья, по мнению авторов, должна быть экономически целесообразной и предусматривать возможность сохранения исторически сложившихся групп общественно-жилой застройки с ее характерным террасным размещением. В то же время реорганизация должна обеспечить ряд принципиальных градостроительных предпосылок для дальнейшего эффективного развития территорий с превращением их в современные функционально и транспорт-но связанные градостроительные структуры, с созданием новых центров для комфортного отдыха и массового туризма, для общественно-торговой и научно-образовательной деятельности, с формированием эффективной инженерно-технической инфраструктуры для территории каждого прибрежного поселения [8].

Учитывая пространственно разобщенный характер застройки и схему организации транспортных и пешеходных коммуникаций, в качестве одного из стартовых направлений, такая концепция предусматривает создание схемы единого транспортного каркаса, связывающего в границах берегового пространства структуры основной городской застройки, а также периферийные прибрежные мало-застроенные зоны. На примере поселения Гурзуф, данная внутригородская магистраль должна охватывать по наружному периметру территории всех основных существующих групп жилой и санаторной застройки (при сохранении их планировочной структуры), существующие объекты природного комплекса, а также островные территории земель сельскохозяйственного назначения (виноградников и плодовых культур). Конечные зоны новой трассы при данном решении предусматривают организацию двух главных выездов из города на Южнобережное шоссе, что в целом позволит существенно разгрузить рассматриваемый участок этой перегруженной общереспубликанской трассы.

С учетом переменного рельефа территории, новую трассу следует предусматривать с организацией минимального количества поворотов, подъемов и спусков, что должно быть обеспечено на последующих стадиях в составе специальных проектных решений, с активным использованием сооружений эстакад, насыпей и развязок. Назначение новой трассы - формирование устойчивой внутригородской схемы организации продольных грузовых, пассажирских и пешеходных потоков. При этом для терри-

тории каждой из существующих групп застройки должны быть обеспечены транспортные связи в виде спусков и развязок за пределы новой трассы, что на начальном этапе позволит сохранить существующую систему внутрирайонных улиц [9].. Для территории Гурзуфа, размещенного вдоль прибрежной полосы, количество таких предполагаемых спусков и съездов составит не менее 6-7.

Предлагаемая схема обеспечит принципиально новые возможности для функционально-планировочной организации территории города. Пространства, в зонах организации основных съездов и остановочных пунктов пассажирского транспорта, в пределах главной продольной магистрали, должны предусматриваться, как градоформирующие элементы вновь планируемых городских общественных центров (общественно-торгового, культурно-досугового, офисно-де-лового, научно-образовательного и транспортно-коммуникационного назначения). Данные центры станут важнейшими и необходимыми градообразующими элементами, формирующими основные виды связей городского населения (функциональные, общественно-культурные, социальные), что имеет актуальное значение для условий дальнейшего развития Гурзуфа и большинства упомянутых малых прибрежных городов [13].

Наряду с этим, предлагаемая схема организации внутригородских транспортных коммуникаций создает новые возможности в эффективном освоении при-магистральных зон в удаленных периферийных частях города, располагающихся вдоль морского побережья. К ним, например, относятся прибрежные территории со сложными условиями рельефа, застройка которых практически не осуществлялась ввиду отсутствия внутригородских транспортных связей. Данное предложение особо актуально для освоения в строительстве территории периферийной юго-западной части Гурзуфа, где, по мнению авторов, целесообразно компактное размещение группы необходимых объектов инженерно-коммунальной службы города. К таким важным объектам следует отнести размещение общегородской станции первичного сбора и переработки отходов, станции опреснения воды, очистки стоков, стоянку мусоровозного транспорта и коммунальной дорожно-ремонтной техники, городские производственно-складские объекты [7;10;11]. Формирование подобной единой системы централизованного коммунального обслуживания городского

поселения Гурзуф в существующих условиях не представляется возможным, ввиду отсутствия общегородских транспортных связей. Более того, конечный юго-западный участок рекомендуемой продольной общегородской трассы для условий Гурзуфа было бы целесообразно завершить организацией единого общегородского грузопассажирского морского терминала, что в корне улучшит условия использования особо ценной четырехкилометровой городской пляжной зоны и обеспечит ее высокие санитарно-экологические качества.

Другим не менее перспективным подходом к рациональному использованию в строительстве таких трудно осваиваемых периферийных территорий города, по мнению авторов, может стать размещение компактных молодежных учебно-образовательных структур в составе специализированных научно-прикладных центров и университетских общежитий. Для условий южного теплого климата и особенностей строительной типологии данных объектов вполне приемлем экономичный каскадный или террасный тип застройки на рельефе. При этом размещение таких компактных научно-образовательных центров, по мнению авторов, будет оптимально в условиях организации предлагаемой схемы дорожно-транспортной и морской коммуникаций. В этом случае представляют интерес существующие примеры из опыта современной мировой практики по созданию подобных пространственно-планировочных образований в составе научно-прикладных и образовательных центров, технопарков и университетских общежитий (кампусов), размещающихся, как правило, в структуре малых городов. Так, в соответствии с перечнем престижного мирового рейтинга QS University Rankings за 2018 г. [ 12 ], из 15 ведущих мировых вузов - 7 расположены в малых и средних городах. К ним, например, относятся:

- Принстонский университет (Princeton University) в котором обучается 8 тыс. студентов. Этот комплекс располагается в малом городе Принстон (округ Мерсер штат Нью-Джерси, США) с населением 28 тыс. человек;

- Корнеллский университет (Cornell University) в котором обучается около 20 тыс. студентов. Данный комплекс располагается в малом городе Итака (округ Томпкинс, штат Нью-Йорк, США) с населением 30 тыс. человек;

- Стэнфордский университет (Stanford University), где обучается 16 тыс.

студентов, который располагается в малом городе Пало-Альто (округ Санта-Кла-ра, штат Калифорния, США) с населением чуть более 61 тыс. человек, а также компактные университетские центры в Кембридже (графство Кембриджшир, Англия), в Оксфорде (графство Оксфордшир, Англия) и ряд других [13, 14]. Анализ показывает самые различные приемы планировочного размещения этих объектов, обусловленные конкретной градостроительной ситуацией, однако в каждом случае их размещение связано с организацией единого транспортного каркаса в общих границах территории города [15]. Такое расположение научно-образовательных центров не характерно для российской архитектурно-градостроительной практики [16], но оно представляется весьма перспективным в условиях компактного развития малых приморских городов.

Результатом представленных исследований является обоснованная научная концепция поэтапного градостроительного развития малых городских поселений юга России, учитывающая условия сложного рельефа территории, ограниченность транспортных коммуникаций. Концепция предусматривает дальнейшие практические направления в области проектирования, такие как: оптимизация приемов планировки и застройки малых городских поселений, создание единой многоуровневой структуры транспортного каркаса города, рациональная организация структуры внутригородских и периферийных объектов курортно-гости-ничного и коммунального комплекса, с включением новых структур застройки в виде компактных специализированных научно-образовательных центров. Предложенные градостроительные решения при их дальнейшей реализации обеспечат возможность комфортного приема и размещения больших потоков, отдыхающих при одновременном сохранении ценных санитарно-экологических качеств крымской курортной зоны.

Литература

1. Островская А.А., Лехманик Н., Литвин Ю. Республика Крым как ОЭЗ (особая экономическая зона) туристско-рек-реационного типа. // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2016. № 1(34). С. 145-149.

2. Генеральный план городского округа Ялта. Концепция пространственного развития городского округа Ялта // Крымская Аналитическая Группа, 2016 г. // www.itpgrad.ru.

О À

es

S

w

2 e

9

«

сэ

сч

£

б

а

2 о

3. Алексеев Ю.В., Сомов Г.Ю. Эволюция градостроительного планирования поселений: в 2-х т. // Москва., АСВ, 2014.

4. Лежава И.Г. Города России. Проблемы проектирования и реализации // Промышленное и гражданское строительство. 2013. № 5. С. 3-10.

5. Зова В.А., Тарасова Н.А., Тарасова В.В. История и перспективы развития транспортного комплекса г. Евпатории. // Экономика устойчивого развития. 2016. № 3(27). С. 195-200.

6. Горячко М.Д., Морозова А.В., Прохорова Е.А., Чуженькова В.А. Разработка карт транспорта и населения для обеспечения комплексной оценки эколого-экономических условий развития крымского федерального округа // Градостроительство. 2016. № 1. С. 47-51.

7. Финогенов А.И. Проблемы архитектурно-планировочной организации городских объектов производственно-коммунального назначения // Вестник МГСУ. 2015, № 8. С. 30-38.

8. СП 42. 13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.

9. Вавилонская Т.В., Карасев Ф.В. Режимы градостроительной реконструкции исторических кварталов // Промышленное и гражданское строительство. 2014. № 12. С. 7-11.\

10. Газизов Т.Х., Мельникова И.Б.. Станция по опреснению морской воды с использованием возобновляемых источников энергии. // Экология урбанизированных территорий», 2014. № 3. С. 3742.

11. Gazizov T., Melnikova I. ENERGY-EFFICIENT ARCHITECTURE OF INDUSTRIAL FACILITIES ASSOCIATED WITH THE DESALINATION OF SEA WATER // E3S Web of Conferences Сер. «International Conference on Sustainable Cities, ICSC 2016» 2016. С. 03003.

12. Международный рейтинг вузов QS University Rankings 2018 u/ https:// www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2018.

13. A. V. Popov, Historical Development Stages of the Student Youth Accommodation Architecture from Dormitories Prototypes to Post-industrial University Campuses. International Journal of Civil Engineering and Technology (IJCIET), 9(11), 2018, pp. 25262536.

14. Попов, А.В. Принципы формирования архитектуры студенческого жилища высших учебных заведений: дисс. ... канд. архитектуры/А.В. Попов. -М., 2014. -274 с.

15. A. V. Popov. The impact of architectural and space-planning design of student accommodation (dormitories, campuses) on the time budget of the student youth. IJEAT-BEIESP - International Journal of Engineering and Advanced Technology (ISSN 2249-8958) Volume-8, Issue-3, February 2019 (Том-8, Выпуск-3) pp.128133.

16. Финогенов А.И., Лях А.Ф., Хомен-ко Д.А., Тиханчиков О.С. Концепция планировочного развития территорий курортного побережья Республики Крым на примере совершенствования системы застройки поселения Гурзуф. // Архитектура и строительство России. 2016. С. 7883.

The concept of the planning development of southern Russia coastal settlements and the prospects for the creation of new research and educational centers Popov A.V., Finogenov A.I. National Research Moscow State University of Civil Engineering

The scientific concept of the planning development of small cities and settlements located on the territory of the Southern coast of the Crimea peninsula in the Black Sea is outlined. The relevance of the study is determined by the importance of the reviewed territory, as an emerging modern All-Russian center for mass resort recreation, tourism and sports. A suggestion about the prospects for the development of scientific and educational functions in such settlements is considered. The object of the study is settlements planning

structure improvement. The subject of the study is urban development architectural and planning organization, territory functional zoning, transport system and the prospects for the development of new scientific and educational centers in coastal settlements. An urban type settlement Gurzuf is taken as an example of urban structure improving.

Purposes of the study: Identification of key focus areas in improving the structure of development and effective organization of transport communications in the structure of the territories of small urban settlements of Crimea in order to provide conditions for their development and the inclusion of new functions. Scientific concept and rational methods development in the field of urban planning territory reorganization of small urban coastal settlements with the inclusion of new functions for the creation of urban public centers, new objects of scientific and educational, hotel, utility and transport purposes. Further practical directions in the field of planning and design were identified as a result of the study, concerning the improvement of the planning structure of buildings within the boundaries of small urban settlements of the Crimea, the creation of a

spatially organized structure of new urban facilities for public, scientific, educational, utility and transport purposes. Key words: small urban settlements, mountainous terrain, building structure, transport links, higher education, campus, university. References

1. Ostrovskaya A.A., Lekhmanik N., Litvin Yu.

Republic of Crimea as a special economic zone of a tourist and recreational type. // Scientific Herald: Finance, Banks, Investments. 2016. № 1 (34). Pp. 145-149.

2. The general plan of the urban district of Yalta.

The concept of spatial development of the urban district of Yalta // Crimean Analytical Group, 2016 // www.itpgrad.ru.

3. Alekseev, Yu.V., Somov, G.Yu. The evolution of

urban planning of settlements: in 2 tons. // Moscow., DIA, 2014.

4. Lezhava I.G. Cities of Russia. Problems of design

and implementation // Industrial and civil construction. 2013. No. 5. P. 3-10.

5. Zova V.A., Tarasova N.A., Tarasova V.V. History

and development prospects of the transport complex of Evpatoria. // Economy of sustainable development. 2016. № 3 (27). Pp. 195-200.

6. Goryachko MD, Morozova A.V., Prokhorova E.A.,

Chuzhenkova V.A. Development of maps of transport and population to ensure a comprehensive assessment of the environmental and economic conditions for the development of the Crimean Federal District // Urban planning. 2016. No. 1. P. 4751.

7. Finogenov A.I. Problems of the architectural and

planning organization of urban facilities for industrial and municipal purposes. Vestnik MGSU. 2015, No. 8. P. 30-38.

8. SP 42. 13330.2016 Urban planning. Planning

and development of urban and rural settlements.

9. Vavilonskaya T.V., Karasev F.V. Regimes of town-

planning reconstruction of historical quarters // Industrial and civil construction. 2014. No. 12. P. 7-11. \

10. Gazizov T. Kh., Melnikova IB. Station for the desalination of sea water using renewable energy sources. // Ecology of urbanized territories «, 2014. № 3. P. 37-42.

11. Gazizov T., Melnikova I. ENERGY-EFFICIENT ARCHITECTURE OF INDUSTRIAL FACILITIES ASSOCIATED WITH THE DESALINATION OF SEA WATER // E3S Web of Conferences Ser. «International Conference on Sustainable Cities, ICSC 2016» 2016. P. 03003.

12. The international ranking of universities QS University Rankings 2018 u / https:// www.topuniversities.com/university-rankings/ world-university-rankings/2018.

13. A.V. Popov, University of the University Campuses. International Journal of Civil Engineering and Technology (IJCIET), 9 (11), 2018, pp. 2526-2536.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Popov, A.V. Principles of the architecture of the student home of higher education institutions: diss. ... Cand. architecture / A.V. Popov. -M., 2014. -274 p.

15. A. V. Popov. Of the student of youth. IJEAT-BEIESP - International Journal of Engineering and Advanced Technology (ISSN 2249-8958) Volume-8, Issue-3, February 2019 (Volume-8, Issue-3) pp.128-133.

16. Finogenov A.I., Lyakh A.F., Khomenko D.A., Tikhanchikov O.S. The concept of planning development of the territories of the resort coast of the Republic of Crimea on the example of improving the system of development of the Gurzuf settlement. // Architecture and construction of Russia. 2016. p. 78-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.