Научная статья на тему 'Предпринимательство в рекреационной сфере Российской Федерации'

Предпринимательство в рекреационной сфере Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
404
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / РЕКРЕАЦИОННАЯ СФЕРА / RECREATIONAL SPHERE / РЕКРЕАЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / RECREATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Можгина Анастасия Сергеевна

Статья посвящена вопросам предпринимательства в рекреационной сфере Российской Федерации, что является особенно актуальным на современном этапе социально-экономического развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Entrepreneurship in the recreational area of the Russian Federation

The article deals with entrepreneurship in the recreational area of the Russian Federation, which is especially important at the present stage of socio-economic development of society.

Текст научной работы на тему «Предпринимательство в рекреационной сфере Российской Федерации»

ISSN 2312-9778

Можгина А.С.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с глобальными направлениями общественного прогресса, которые находят свое отражение в разработке приоритетных направлений экономической науки, неуклонно повышается роль человека как личности, возрастает значимость свободного времени в структуре времени человека, увеличиваются потребности человека в рекреации, что связано с «созданием условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1].

Рост потребности в рекреации является предпосылкой динамичного развития предпринимательства в рекреационной сфере, что способствует освоению и более эффективному использованию имеющегося потенциала, вовлечению в хозяйственный оборот дополнительных ресурсов, расширению материально-технической базы, формированию всех видов инфраструктуры и т.д.[2]

Предпринимательство в рекреационной сфере можно рассматривать как основанное на постоянном поиске и внедрении нововведений хозяйствование, связанное с предпринимательским риском и осуществляемое в целях удовлетворения потребностей населения в рекреации, а также получения прибыли, необходимой для дальнейшего развития предпринимательской деятельности.

Различные вопросы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности в рекреационной сфере, рассматривались многими исследователями, включая Балабанова И.Т., Боголюбова В.С., Веденина Ю.А., Ветитнева А.М., Зорина И.В., Казакова Н.П., Левченко Т.П., Яковлевой-Чернышевой А.Ю. и др.

Однако в настоящее время мало работ, в которых бы системно исследовались вопросы развития предпринимательской деятельности в рекреационной сфере.

Предпринимательская деятельность в рекреационной сфере связана с реализацией различных предпринимательских идей, в том числе:

- формирование и оказание рекреационных услуг, обладающих новыми потребительскими качествами;

- внедрение новых рекреационных технологий, не применявшихся ранее;

- освоение новых рынков сбыта рекреационных услуг, новых видов рекреационных ресурсов;

- усиление конкурентных позиций на основе выработки и реализации более эффективной стратегии развития и др.

К важным отличительным особенностям организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность в рекреационной сфере, относятся различия в оказываемых услугах и технологиях обслуживания, формах собственности, организационно-правовых формах хозяйствования, условиях функционирования и т.д.

Следует отметить, что предпринимательская деятельность многих организаций, функционирующих в рекреационной сфере, носит комплексный характер.

36

Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 2/2014

Например, организации, оказывающие рекреационные услуги (санатории, пансионаты, дома отдыха и др.), могут совмещать организационную подготовку, продажу и оказание услуг, осуществляя одновременно несколько видов предпринимательской деятельности. Турагентства, помимо чисто посреднических функций, связанных с продвижением и реализацией рекреационных услуг, оказывают также консультационные услуги, услуги страхования. Начиная с конца прошлого века, на рынок рекреационных услуг активно входит вид предпринимательства, связанный с функционированием компьютерных систем бронирования и резервирования, которые служат связующим звеном для скоординированной деятельности участников рынка рекреационных услуг.

В настоящее время существует классификация организаций, оказывающих рекреационные услуги, в соответствии с их функциями, связанная с понятием «цикл рекреационных занятий», которое разработано Ю.А. Ведениным [3]. Ученый выделил следующие виды циклов: лечебные, оздоровительные, спортивные и познавательные. Для осуществления каждого вида циклов необходимо наличие определенных ресурсов и организаций.

В соответствии с указанной классификацией, выделяются следующие функциональные типы организаций, оказывающих рекреационные услуги: санаторные организации, специализирующиеся на профилактике и лечении определенных видов заболеваний; организации стационарного отдыха; организации активного отдыха; организации организованного и неорганизованного кратковременного отдыха.

Однако с точки зрения изучения предпринимательской деятельности в рекреационной сфере, эта классификация является неполной, поскольку она не учитывает все виды участвующих в ней организаций [4]. Следовательно, по нашему мнению, всех участников предпринимательской деятельности в рекреационной сфере можно условно разделить на три большие взаимодействующие группы: основные (рекреационные) организации, вспомогательные организации и контрагенты.

Основные организации в рекреационной сфере включают:

- организации санаторного типа (санатории, пансионаты с лечением), предназначенные для лечения и профилактики определенных заболеваний;

- организации стационарного отдыха (пансионаты, дома, базы отдыха, оздоровительные лагеря), обеспечивающие реализацию оздоровительной функции рекреации;

- организации активного отдыха (туристские базы, туристские гостиницы, кемпинги, приюты), предназначенные для туристско-экскурсионного, спортивного видов отдыха;

- гостиничные организации, предоставляющие услуги размещения, часто в сочетании с услугами питания и различными видами дополнительных рекреационных услуг оздоровительного, спортивного характера и т.п.

Вспомогательные организации в рекреационной сфере включают:

- специализированную инфраструктуру (туристские фирмы, страховые компании, информационные службы и т.п.);

- обслуживающие организации, специализирующиеся на оказании отдельных

37

ISSN 2312-9778

видов услуг (курортные поликлиники, бальнео- и грязелечебницы, экскурсионные бюро, развлекательные комплексы, организации общественного питания, торговли, бытового обслуживания, юридическое консультирование граждан [5]).

Составляющей специализированной инфраструктуры являются различные посредники, в качестве которых выступают некоммерческие и коммерческие организации.

К некоммерческим организациям относятся государственные и негосударственные страховые организации. Они заключают договоры с санаторными организациями и частично оплачивают гражданам рекреационные услуги, предоставляемые им на базе здравниц.

Коммерческие организации занимаются разработкой и оптовой продажей пакетов рекреационных услуг, рассчитанных на массовый потребительский спрос, их рекламой и сбытом через сеть розничных организаций, а также через компьютерные сети бронирования и резервирования. Разработку пакетов рекреационных услуг осуществляют туроператоры, которые напрямую заключают договоры с рекреационными, транспортными и другими организациями, участвующими в процессе обслуживания. Розничная продажа рекреационных услуг непосредственно потребителям осуществляется через турагентства, которые заключают с туроператорами или напрямую с рекреационными организациями агентские договоры либо договоры о купле-продаже путевок.

Контрагенты, действующие в рекреационной сфере, включают поставщиков ресурсов и услуг, которые участвуют в межотраслевом взаимодействии с основными и вспомогательными организациями.

Предпринимательская деятельность в рекреационной сфере, на наш взгляд, во многом обусловлена спецификой предпринимательской среды. Предпринимательская среда в рекреационной сфере - это сложная система, элементы которой включают взаимосвязанные внутренние и внешние, объективные и субъективные факторы и условия, оказывающие разнонаправленное воздействие на предпринимательскую деятельность и требующие реализации соответствующих управленческих решений.

Указанные управленческие решения могут быть направлены:

- на формирование и поддержку благоприятных для развития предпринимательской деятельности и ликвидацию отрицательно влияющих на нее управляемых факторов предпринимательской среды;

- на адаптацию к динамично меняющимся факторам и условиям предпринимательской среды, находящимся вне сферы влияния органов управления предпринимательскими организациями [6].

Предпринимательская деятельность в рекреационной сфере преимущественно осуществляется на базе рекреационных организаций. Учитывая вышеизложенное, рассмотрим далее особенности предпринимательской среды рекреационной организации.

По нашему мнению, она включает три группы составляющих:

- факторы внутренней предпринимательской среды;

- факторы внешней предпринимательской среды;

38

Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 2/2014

- условия внешней предпринимательской среды.

К основным факторам внутренней предпринимательской среды рекреационной организации относятся:

- цели и задачи предпринимательской деятельности;

- структура рекреационной организации;

- технологии оказания рекреационных услуг;

- персонал рекреационной организации;

- материальные, финансовые и информационные ресурсы;

- инновационный потенциал рекреационной организации.

Основные факторы внешней предпринимательской среды рекреационной организации включают:

- потенциальный спрос на рекреационные услуги;

- ресурсный потенциал региона, в котором функционирует рекреационная организация;

- особенности взаимодействия со вспомогательными организациями, контрагентами, органами управления и прочими организациями, действующими в рекреационной сфере [7].

Помимо рассмотренных выше факторов, внешняя предпринимательская среда рекреационной организации включает совокупность условий экономического, социально-культурного, природно-климатического, экологического, политического характера и др., оказывающих влияние на предпринимательскую деятельность.

Таким образом, по итогам проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы:

1. На современном этапе оздоровление человека, полноценное восстановление и развитие его сил, в том числе, на основе рекреационной деятельности, является одной из важнейших стратегических задач общества.

2. Рост потребности в рекреации является предпосылкой динамичного развития предпринимательской деятельности в рекреационной сфере.

3. Предпринимательство в рекреационной сфере можно рассматривать как основанное на постоянном поиске и внедрении нововведений хозяйствование, связанное с предпринимательским риском и осуществляемое в целях удовлетворения потребностей населения в рекреации, а также получения прибыли, необходимой для дальнейшего развития предпринимательской деятельности.

4. Комплексный характер формирования рекреационных услуг приводит к необходимости тесного и разнообразного межотраслевого взаимодействия между организациями, а также обусловливает большое разнообразие видов предпринимательских организаций, которые различаются оказываемыми услугами и технологиями обслуживания, формами собственности, организационно-правовыми формами хозяйствования и т.д.

5. Всех участников предпринимательской деятельности в рекреационной сфере можно условно разделить на три большие взаимодействующие группы: основные (рекреационные) организации, вспомогательные организации и контрагенты.

6. Предпринимательская среда в рекреационной сфере - это сложная систе-

39

ISSN 2312-9778

ма, элементы которой включают условия и факторы, оказывающие разнонаправленное воздействие на предпринимательскую деятельность и требующие реализации соответствующих управленческих решений.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Флаг РФ. - М.: Омега - Л, 2014. - 64 с.

2. Яковлева-Чернышева, А. Теоретико-методологические подходы к формированию рекреационного кластера / А.Ю. Яковлева-Чернышева // Российское предпринимательство. - 2011. - №1 (1). - С. 130-134.

3. Веденин, Ю. Территориальное управление в новых хозяйственных условиях / Ю.А. Веденин. - М.: Экономика, 1993. - 191 с.

4. Яковлева-Чернышева А. Управление развитием предпринимательских структур в рекреационном кластере: монография / А.Ю. Яковлева-Чернышева. - СПб.: Астерион, 2010.

5. Дружинина, А. Традиционные и инновационные образовательные технологии в рамках реализации компетентностного подхода при клиническом юридическом обучении / А.В. Дружинина // Гуманизация образования. - 2014. - №2. - С. 24-28.

6. Яковлева-Чернышева, А. Формирование методологических подходов к управлению социально-экономической системой предпринимательства / А.Ю. Яковлева-Чернышева // Транспортное дело России. - 2012. - №2. - С. 19-21.

7. Яковлева-Чернышева, А. Особенности взаимодействия предпринимательских структур в рекреационном кластере / А.Ю. Яковлева-Чернышева // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2011. - №1(25). - Режим доступа: http://uecs.mcnip.ru.

40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.