ISSN 2312-9778
Можгина А.С.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с глобальными направлениями общественного прогресса, которые находят свое отражение в разработке приоритетных направлений экономической науки, неуклонно повышается роль человека как личности, возрастает значимость свободного времени в структуре времени человека, увеличиваются потребности человека в рекреации, что связано с «созданием условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1].
Рост потребности в рекреации является предпосылкой динамичного развития предпринимательства в рекреационной сфере, что способствует освоению и более эффективному использованию имеющегося потенциала, вовлечению в хозяйственный оборот дополнительных ресурсов, расширению материально-технической базы, формированию всех видов инфраструктуры и т.д.[2]
Предпринимательство в рекреационной сфере можно рассматривать как основанное на постоянном поиске и внедрении нововведений хозяйствование, связанное с предпринимательским риском и осуществляемое в целях удовлетворения потребностей населения в рекреации, а также получения прибыли, необходимой для дальнейшего развития предпринимательской деятельности.
Различные вопросы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности в рекреационной сфере, рассматривались многими исследователями, включая Балабанова И.Т., Боголюбова В.С., Веденина Ю.А., Ветитнева А.М., Зорина И.В., Казакова Н.П., Левченко Т.П., Яковлевой-Чернышевой А.Ю. и др.
Однако в настоящее время мало работ, в которых бы системно исследовались вопросы развития предпринимательской деятельности в рекреационной сфере.
Предпринимательская деятельность в рекреационной сфере связана с реализацией различных предпринимательских идей, в том числе:
- формирование и оказание рекреационных услуг, обладающих новыми потребительскими качествами;
- внедрение новых рекреационных технологий, не применявшихся ранее;
- освоение новых рынков сбыта рекреационных услуг, новых видов рекреационных ресурсов;
- усиление конкурентных позиций на основе выработки и реализации более эффективной стратегии развития и др.
К важным отличительным особенностям организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность в рекреационной сфере, относятся различия в оказываемых услугах и технологиях обслуживания, формах собственности, организационно-правовых формах хозяйствования, условиях функционирования и т.д.
Следует отметить, что предпринимательская деятельность многих организаций, функционирующих в рекреационной сфере, носит комплексный характер.
36
Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 2/2014
Например, организации, оказывающие рекреационные услуги (санатории, пансионаты, дома отдыха и др.), могут совмещать организационную подготовку, продажу и оказание услуг, осуществляя одновременно несколько видов предпринимательской деятельности. Турагентства, помимо чисто посреднических функций, связанных с продвижением и реализацией рекреационных услуг, оказывают также консультационные услуги, услуги страхования. Начиная с конца прошлого века, на рынок рекреационных услуг активно входит вид предпринимательства, связанный с функционированием компьютерных систем бронирования и резервирования, которые служат связующим звеном для скоординированной деятельности участников рынка рекреационных услуг.
В настоящее время существует классификация организаций, оказывающих рекреационные услуги, в соответствии с их функциями, связанная с понятием «цикл рекреационных занятий», которое разработано Ю.А. Ведениным [3]. Ученый выделил следующие виды циклов: лечебные, оздоровительные, спортивные и познавательные. Для осуществления каждого вида циклов необходимо наличие определенных ресурсов и организаций.
В соответствии с указанной классификацией, выделяются следующие функциональные типы организаций, оказывающих рекреационные услуги: санаторные организации, специализирующиеся на профилактике и лечении определенных видов заболеваний; организации стационарного отдыха; организации активного отдыха; организации организованного и неорганизованного кратковременного отдыха.
Однако с точки зрения изучения предпринимательской деятельности в рекреационной сфере, эта классификация является неполной, поскольку она не учитывает все виды участвующих в ней организаций [4]. Следовательно, по нашему мнению, всех участников предпринимательской деятельности в рекреационной сфере можно условно разделить на три большие взаимодействующие группы: основные (рекреационные) организации, вспомогательные организации и контрагенты.
Основные организации в рекреационной сфере включают:
- организации санаторного типа (санатории, пансионаты с лечением), предназначенные для лечения и профилактики определенных заболеваний;
- организации стационарного отдыха (пансионаты, дома, базы отдыха, оздоровительные лагеря), обеспечивающие реализацию оздоровительной функции рекреации;
- организации активного отдыха (туристские базы, туристские гостиницы, кемпинги, приюты), предназначенные для туристско-экскурсионного, спортивного видов отдыха;
- гостиничные организации, предоставляющие услуги размещения, часто в сочетании с услугами питания и различными видами дополнительных рекреационных услуг оздоровительного, спортивного характера и т.п.
Вспомогательные организации в рекреационной сфере включают:
- специализированную инфраструктуру (туристские фирмы, страховые компании, информационные службы и т.п.);
- обслуживающие организации, специализирующиеся на оказании отдельных
37
ISSN 2312-9778
видов услуг (курортные поликлиники, бальнео- и грязелечебницы, экскурсионные бюро, развлекательные комплексы, организации общественного питания, торговли, бытового обслуживания, юридическое консультирование граждан [5]).
Составляющей специализированной инфраструктуры являются различные посредники, в качестве которых выступают некоммерческие и коммерческие организации.
К некоммерческим организациям относятся государственные и негосударственные страховые организации. Они заключают договоры с санаторными организациями и частично оплачивают гражданам рекреационные услуги, предоставляемые им на базе здравниц.
Коммерческие организации занимаются разработкой и оптовой продажей пакетов рекреационных услуг, рассчитанных на массовый потребительский спрос, их рекламой и сбытом через сеть розничных организаций, а также через компьютерные сети бронирования и резервирования. Разработку пакетов рекреационных услуг осуществляют туроператоры, которые напрямую заключают договоры с рекреационными, транспортными и другими организациями, участвующими в процессе обслуживания. Розничная продажа рекреационных услуг непосредственно потребителям осуществляется через турагентства, которые заключают с туроператорами или напрямую с рекреационными организациями агентские договоры либо договоры о купле-продаже путевок.
Контрагенты, действующие в рекреационной сфере, включают поставщиков ресурсов и услуг, которые участвуют в межотраслевом взаимодействии с основными и вспомогательными организациями.
Предпринимательская деятельность в рекреационной сфере, на наш взгляд, во многом обусловлена спецификой предпринимательской среды. Предпринимательская среда в рекреационной сфере - это сложная система, элементы которой включают взаимосвязанные внутренние и внешние, объективные и субъективные факторы и условия, оказывающие разнонаправленное воздействие на предпринимательскую деятельность и требующие реализации соответствующих управленческих решений.
Указанные управленческие решения могут быть направлены:
- на формирование и поддержку благоприятных для развития предпринимательской деятельности и ликвидацию отрицательно влияющих на нее управляемых факторов предпринимательской среды;
- на адаптацию к динамично меняющимся факторам и условиям предпринимательской среды, находящимся вне сферы влияния органов управления предпринимательскими организациями [6].
Предпринимательская деятельность в рекреационной сфере преимущественно осуществляется на базе рекреационных организаций. Учитывая вышеизложенное, рассмотрим далее особенности предпринимательской среды рекреационной организации.
По нашему мнению, она включает три группы составляющих:
- факторы внутренней предпринимательской среды;
- факторы внешней предпринимательской среды;
38
Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 2/2014
- условия внешней предпринимательской среды.
К основным факторам внутренней предпринимательской среды рекреационной организации относятся:
- цели и задачи предпринимательской деятельности;
- структура рекреационной организации;
- технологии оказания рекреационных услуг;
- персонал рекреационной организации;
- материальные, финансовые и информационные ресурсы;
- инновационный потенциал рекреационной организации.
Основные факторы внешней предпринимательской среды рекреационной организации включают:
- потенциальный спрос на рекреационные услуги;
- ресурсный потенциал региона, в котором функционирует рекреационная организация;
- особенности взаимодействия со вспомогательными организациями, контрагентами, органами управления и прочими организациями, действующими в рекреационной сфере [7].
Помимо рассмотренных выше факторов, внешняя предпринимательская среда рекреационной организации включает совокупность условий экономического, социально-культурного, природно-климатического, экологического, политического характера и др., оказывающих влияние на предпринимательскую деятельность.
Таким образом, по итогам проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы:
1. На современном этапе оздоровление человека, полноценное восстановление и развитие его сил, в том числе, на основе рекреационной деятельности, является одной из важнейших стратегических задач общества.
2. Рост потребности в рекреации является предпосылкой динамичного развития предпринимательской деятельности в рекреационной сфере.
3. Предпринимательство в рекреационной сфере можно рассматривать как основанное на постоянном поиске и внедрении нововведений хозяйствование, связанное с предпринимательским риском и осуществляемое в целях удовлетворения потребностей населения в рекреации, а также получения прибыли, необходимой для дальнейшего развития предпринимательской деятельности.
4. Комплексный характер формирования рекреационных услуг приводит к необходимости тесного и разнообразного межотраслевого взаимодействия между организациями, а также обусловливает большое разнообразие видов предпринимательских организаций, которые различаются оказываемыми услугами и технологиями обслуживания, формами собственности, организационно-правовыми формами хозяйствования и т.д.
5. Всех участников предпринимательской деятельности в рекреационной сфере можно условно разделить на три большие взаимодействующие группы: основные (рекреационные) организации, вспомогательные организации и контрагенты.
6. Предпринимательская среда в рекреационной сфере - это сложная систе-
39
ISSN 2312-9778
ма, элементы которой включают условия и факторы, оказывающие разнонаправленное воздействие на предпринимательскую деятельность и требующие реализации соответствующих управленческих решений.
Литература
1. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Флаг РФ. - М.: Омега - Л, 2014. - 64 с.
2. Яковлева-Чернышева, А. Теоретико-методологические подходы к формированию рекреационного кластера / А.Ю. Яковлева-Чернышева // Российское предпринимательство. - 2011. - №1 (1). - С. 130-134.
3. Веденин, Ю. Территориальное управление в новых хозяйственных условиях / Ю.А. Веденин. - М.: Экономика, 1993. - 191 с.
4. Яковлева-Чернышева А. Управление развитием предпринимательских структур в рекреационном кластере: монография / А.Ю. Яковлева-Чернышева. - СПб.: Астерион, 2010.
5. Дружинина, А. Традиционные и инновационные образовательные технологии в рамках реализации компетентностного подхода при клиническом юридическом обучении / А.В. Дружинина // Гуманизация образования. - 2014. - №2. - С. 24-28.
6. Яковлева-Чернышева, А. Формирование методологических подходов к управлению социально-экономической системой предпринимательства / А.Ю. Яковлева-Чернышева // Транспортное дело России. - 2012. - №2. - С. 19-21.
7. Яковлева-Чернышева, А. Особенности взаимодействия предпринимательских структур в рекреационном кластере / А.Ю. Яковлева-Чернышева // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2011. - №1(25). - Режим доступа: http://uecs.mcnip.ru.
40