Научная статья на тему 'Предпринимательство как средство социальной и экономической адаптации студентов вузов Красноярского края в процессе подготовки к профессиональной деятельности'

Предпринимательство как средство социальной и экономической адаптации студентов вузов Красноярского края в процессе подготовки к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ / BUSINESS KNOWLEDGE AND SKILLS / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY TRAITS / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ПОДГОТОВКА МОЛОДЕЖИ / TRAINING FOR YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукин В.А., Лобанова О.Б.

Общеизвестно, что предпринимательство является мощным двигателем экономического и социального развития. Предпринимательский фактор оказал заметное влияние на систему непрерывного образования молодежи. В связи с этим молодого россиянина наших дней должно характеризовать стремление к успеху, воля к победе, принятие всей меры ответственности за результаты своей деятельности только на себя. Россия нуждается в людях, верящих в победу над обстоятельствами, мечтающих о великой и могучей стране, в которой они хозяева жизни

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукин В.А., Лобанова О.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the results of analysis of questioning of students of pedagogical universities and economic specialties authors attempt to clarify the attitude of today's youth to become entrepreneurs.

Текст научной работы на тему «Предпринимательство как средство социальной и экономической адаптации студентов вузов Красноярского края в процессе подготовки к профессиональной деятельности»

Лукин В.А.

канд. экон. наук, доцент,

зав. кафедрой экономики и управления на предприятии, Лесосибирский филиал

Сибирского государственного технологического университета Лобанова О.Б.

канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики, Лесосибирский педагогический институт-филиал Сибирского федерального университета Secretar63@mail.ru

так кем же быть?

предпринимательство как средство

социальной и экономической адаптации студентов вузов красноярского края в процессе подготовки к профессиональной деятельности

Общеизвестно, что предпринимательство является мощным двигателем экономического и социального развития. Предпринимательский фактор оказал заметное влияние на систему непрерывного образования молодежи. В связи с этим молодого россиянина наших дней должно характеризовать стремление к успеху, воля к победе, принятие всей меры ответственности за результаты своей деятельности только на себя. Россия нуждается в людях, верящих в победу над обстоятельствами, мечтающих о великой

и могучей стране, в которой они хозяева жизни.

От того, в какие сферы общественной жизни активно войдет молодежь в качестве деятельного субъекта, в каких социальных институтах возьмет на себя лидирующую роль, зависит направление развития не только этих институтов, но и самой молодежи. Чтобы молодежь стала ресурсом развития общества (ресурс, используемый сегодня в очень малой степени), необходимо

создать новые механизмы ее социализации, изначально ориентированные на воспитание активной жизненной позиции, социальной и исторической ответственности. Из объекта обучения, воспитания и заботы молодежь нужно сделать субъектом социального и исторического действия. Способ для этого - как можно более раннее включение ее в проектирование и осуществление позитивных преоб-

разований в обществе и бизнесе, в разработку и реализацию проектов развития территорий и сфер деятельности.

Развитие креативного мышления, способности самостоятельно действовать и других предпринимательских качеств начинается еще в школе, продолжается в течение всей жизни человека и в значительной степени зависит от места его работы. Анализ состояния предпринимательского образования и предпринимательской культуры подрастающего поколения

- школьников, учащихся, студентов

- свидетельствует о том, что государственная система образования сегодня не вполне удовлетворяет потребности общества и катастрофически не соответствует текущим потребностям экономики. Проблема предпринимательства имеет две составляющих: во-первых, качество самой предпринимательской деятельности; во-вторых, наличие предпринимательских качеств личности (готовность к риску и принятию ответственности, образовательный уровень, предпринимательская подготовка и т.п.), исходно формируемые, главным образом, в системе образования. Сегодня от выпускников требуется умение быстро адаптироваться и эффективно действовать в стремительно изменяющихся соци-

ально-экономических условиях. Приобрести специальные, профессиональные знания, умения и навыки студентам не так сложно, гораздо труднее выработать необходимые личностные качества. Студенты и молодые специалисты в нынешних условиях обладают преимуществами в предпринимательстве: имеют возможность получения специальных знаний и навыков, начинать свое дело, опираясь на опыт успешных предпринимателей региона. Поэтому роль высшего образования повышается, так как помогает отвечать потребностям общества реализовывать его социально значимые цели. Это ставит перед российскими вузами новые задачи: передача студентам необходимого для предпринимательства комплекса знаний, навыков и умений; формирование у них способности к предпринимательству; стимулирование развития предпринимательских инициатив у выпускаемых специалистов. Молодой человек должен обладать следующими личностными и гражданскими качествами: быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, уметь ориентироваться в экономической, социально-политической обстановке, сохраняя свою мировоззренческую позицию, гуманистические идеалы и ценности; обладать высокой социальной активностью, целеустремленностью и предприимчивостью, стремлением к поиску нового и способностью находить оптимальные решения жизненных проблем в нестандартных ситуациях; иметь потребность в жизненных достижениях и успехе, способности к самостоятельному принятию

Ключевые слова:

предпринимательство, предпринимательские знания и навыки, качества личности, конкурентоспособность, подготовка молодежи

решений, постоянному саморазвитию своего интеллекта и профессиональных качеств. Для выявления отношения к предпринимательству современного студенчества и потребности в предпринимательском образовании было проведено анкетирование среди двух групп современной молодежи: студентов 5 курса Лесосибирского педагогического института-филиала Сибирского федерального университета (ЛПИ-филиал СФУ) (50 студентов) и студентов Лесосибирского филиала Сибирского государственного технологического университета (ЛфСибГТУ) (50 студентов, обучающихся по специальности «Экономика и управление на предприятии»).

На основе анализа результатов анкетирования выяснилось, что 66% студентов педагогического вуза видят себя предпринимателями на каком-либо этапе своей жизни, 34% из них собираются открывать свой бизнес (косметический салон, аптечный бизнес, фитнес - клуб, ресторан, психологический кабинет). Процент студентов, обучающихся по специальности «Экономика и управление на предприятии», ответивших на этот вопрос положительно составляет 80%; оставшиеся 20% ответили отрицательно, аргументируя это сложностью формирования начального капитала.

На вопрос «Какие предпринимательские знания и навыки Вы хотели бы получить?», 59% студентов педагогического вуза ответили, что это навыки общения и управления людьми, 47% желают получить практические навыки написания бизнес-плана, подбора команды,

из объекта обучения, воспитания и заботы молодежь нужно сделать субъектом социального и исторического действия

построения финансовых прогнозов, 41% - узнать принципы построения нового бизнеса, 33% - услышать истории успеха, ознакомиться с лучшими мировыми и российскими практиками построения успешного бизнеса; 33% студентов указали, что хотели бы получать знания о предпринимательской деятельности в форме мастер-классов и семинаров с экспертами как в школе, так и в институте, 25% - в рамках изучения дисциплин и курсов по выбору только в институте, 32% - в форме встреч с успешными предпринимателями в школе и в институте, 4% - в качестве обязательного курса в институте. Среди опрошенных оказались студенты, желающие приобрести предпринимательские знания и навыки на личном опыте.

Студенты-экономисты в этом отношении находятся в более выигрышном положении, так как в большей степени знакомы с рассматриваемой проблемой. Однако 16,5% опрошенных отмечают необходимость получения дополнительных юридических знаний; 12,3% хотели бы постичь психологические основы открытия и ведения своего дела, 12,3% студентов - организацию ведения бизнеса в данном реги-

сегодня от выпускников

требуется умение быстро адаптироваться и эффективно действовать в стремительно изменяющихся социально-экономических условиях

оне, по 3,3% опрошенных считают необходимыми изучение менеджмента, маркетинга и бухгалтерского учета применительно к местным условиям предпринимательской деятельности. Овладеть навыками управления персоналом желают 35%; 13,3% считают первоочередным знание законодательства. В определении качеств личности предпринимателя студентами педагогического вуза выяснилось, что 86% опрошенных считают необходимым качеством бизнесмена уверенность в себе, 76% - готовность к риску и принятию ответственности, 60% утверждают, что таким качеством является упорство, 59% - эрудированность и грамотность, 45% думают, что необходимо иметь определенный образовательный уровень; 33% считают, что нужно быть авторитарным, и всего лишь 25% опрошенных отметили, что нужным качеством личности бизнесмена является предпринимательская подготовка. В отношении себя 63% студентов ответили, что у них есть такое качество, как упорство, 54% уверены в себе, 50%

отмечают у себя готовность к риску и принятию ответственности, 33% считают себя эрудированными и грамотными людьми, 27% имеют необходимый образовательный уровень и 7% студентов говорят, что они готовы к предпринимательской деятельности.

Студенты ЛфСибГТУ в большинстве своем (53,3%) отдали предпочтение такому качеству, как коммуникабельность; по 20% получили умение руководить людьми и энергичность; предпринимательское чутье выделили 26,7%; 16,7% опрошенных считают готовность к риску необходимым качеством предпринимателя; 6,7% студентов отметили смекалку, последовательность в действиях, наличие лидерских качеств, организованность и хитрость; 10% отметили, что бизнесмен должен обладать достаточно развитой интуицией. Умение брать на себя ответственность за принятие управленческих решений и целеустремленность считают необходимым качеством предпринимателя 33,3% опрошенных. Были определены и такие качества, как сила воли, решительность, пунктуальность, умение быть хорошим психологом, честным человеком.

Среди опрошенных студентов ЛПИ-филиала СФУ 75% отмечают, что у них есть пример успешного предпринимателя (Билл Гейтс - 10 %, близкие родственники - 2%, родите-ли-2%). 70% студентов утверждают, что в институте нужны дисциплины, курсы по выбору или факультативы по основам предпринимательской деятельности. 82% опрошенных убеждены, что педагог может быть предпринимателем.

С ними согласны 90% студентов ЛфСибГТУ. Однако 2% студентов педагогического вуза считают, что это возможно, но не в сфере образования. 2% студентов ЛПИ-филиала СФУ и 10% студентов ЛфСибГТУ категорически не согласны с тем, что педагог может быть бизнесменом. Студенты ЛфСибГТУ также в качестве примера успешного предпринимателя отмечают Б. Гейтса, выделяют для себя Р. Абрамовича, Б. Березовского. Кроме того примером для студентов являются достаточно успешные предприниматели г. Лесосибирска, которые много лет стабильно ведут свой бизнес. Как видно из анализа ответов студентов обеих категорий, в настоящее время растет интерес к предпринимательской деятельности и бизнесу среди молодежи, что ведет к ее практическому участию в предпринимательской деятельности. В этом отношении особенно важно в самом начале самостоятельной жизни оценить насколько отдельно взятый молодой человек готов к предпринимательству. Особенно важно это в студенчестве, когда образование завершается и встает вопрос о способе материального обеспечения себя и в будущем своей семьи, что особенно актуально в настоящее время, когда страна осваивает рыночные отношения. Современное состояние подготовки студентов к труду приводит к выводу о том, что традиционные методы обучения, ориентированные на усвоение систематизированных знаний и обобщенного опыта, не способствуют выращиванию людей, которые стали бы генераторами идей или лидерами. Им

дают разнообразные знания, умения и навыки в педагогической профессии, но важно, чтобы студенты знали: в последующем они могут реализовать их на рынке труда. Экономическая подготовка способствует социальному взрослению учащихся, их самоутверждению, что, в конечном счете, благоприятно отражается не только на уровне адаптации учеников к меняющимся условиям окружающей действительности, но и на состоянии общества в целом. Цель воспитания состоит в том, чтобы сформировать реальную, социально устойчивую личность, способную в новых социально-экономических и политических условиях вносить ощутимый вклад в преобразование общества и самосовершенствоваться. Смена социально-политического строя, новые условия жизни выдвигают новые требования к личности и тем самым объективно-естествен-

изучение предпринимательской деятельности студентами вполне реально поможет выпускникам институтов грамотно войти в современный сектор экономики в целом, а также в сфере образования

важна государственная политика поддержки предпринимательства и в целом инновационной деятельности, в частности

реализация положений Закона о создании малых предприятий в вузах

но порождают новый тип личности, установки, образ поведения и деятельности, отвечающие задачам общественного развития. Необходимость постановки вопроса о воспитании жизнеспособности диктуется тем, что современное молодое поколение находится в необычайно жестких условиях природной и социальной среды, которая характеризуется крайней идеологической, социально-политической и экономической нестабильностью и неопределенностью. Поэтому среди принципов воспитания особую важность приобретает принцип конкурентоспособности, выступающей как специфическая особенность экономической свободы и свободы предпринимательства в условиях демократизирующегося общества, предполагающей формирование соответствующего типа личности молодого человека, способного к динамичной горизонтальной и вертикальной мобильности, смене видов деятельности, освоению новых профессий, нахождению эффективных решений в сложных

условиях конкурентной борьбы. Изучение предпринимательской деятельности студентами вполне реально поможет выпускникам институтов грамотно войти в современный сектор экономики в целом, а также в сфере образования. Знание основ бизнеса позволяет воспитать из студентов специалистов нового поколения - инициативных, творчески мыслящих, имеющих определенный багаж знаний не только по основной своей специальности, но и по специфическим, необходимым для современных успешных предпринимателей. А это значит, что студенты смогут успешно раскрывать и развивать как свой профессиональный потенциал, так и потенциал выбранной профессии. И здесь важна государственная политика поддержки предпринимательства и в целом инновационной деятельности, в частности реализация положений Закона о создании малых предприятий в вузах.

Литература

1. Землянская Е. Экономическое образование в школьной программе //Народное образование, 2002. - №10.

2. Ильинский И.М. Основы концепции воспитания жизнеспособных поколений // http://www.ilinskiy.ru.

3. Самохина А. Экономика образования и экономика в образовании школьников // Народное образование, 2002. - №10.

4. Ступин А., Ступина Е. Воспитание предпринимательских качеств у молодежи // Народное образование. - 2003, №10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.