КОНСУЛЬТАЦИИ
УДК 378
З. У. Колокольникова, О. Б. Лобанова, Е. Н. Яковлева
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования культурно-просветительской компетентности будущих учителей в соответствии со стандартами профессионального образования третьего поколения. Данная компетентность, как и многие другие, может быть сформирована только при условии комплексного подхода и сочетании учебных и вне-учебных форм организации учебно-воспитательного процесса. Цель работы - показать возможности музейной педагогики для качественной подготовки выпускников высших педагогических заведений.
Даны определения понятий «культурно-просветительская деятельность» и «региональная культурная образовательная среда»; перечислены компоненты культурно-просветительской компетентности; представлен опыт работы авторов по ее формированию у студентов педвузов средствами музейной деятельности. В качестве эксперимента в Лесосибирском педагогическом институте (ЛПИ) - филиале Сибирского федерального университета (СФУ) - при освоении дисциплины «История педагогики и образования» учащиеся занимаются сбором и оформлением материалов для музея «История развития образования в России». Работа в музее сопровождается курсом лекций, циклами медиапрезентаций, семинаров с выполнением творческих заданий. Для результативности процесса подготовки экспозиций применяется метод поэтапного планирования, включающий организационный, исследовательский, экспозиционный и экспертный этапы. Четырехлетний эксперимент показал состоятельность и эффективность такой подготовки специалистов, способных сознательно и компетентно осуществлять региональную образовательную политику.
В ходе работы авторами статьи использовались традиционные педагогические методы: наблюдение, анкетирование, анализ и др.
Материалы статьи могут быть полезны для преподавателей истории педагогики высшей школы, руководителей образовательных учреждений и организаторов музеев.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, культурно-просветительская компетентность, музейная педагогика.
Abstract. The paper explores the cultural competence development in compliance with the new educational standards and regarding the pedagogic students. The above competence formation requires the complex approach and combination of both curricular and extracurricular educational forms. The research is aimed at demonstrating the opportunities of the museum teaching in the higher pedagogic schools as the effective means for developing the competence in question.
The paper denotes the concepts of cultural educational activities and regional cultural educational environment, defines the components of the cultural educational competence, and describes the authors' teaching experience in the above competence formation related to the museum activity. The author carried out the experiment at Lesosibirsky Pedagogical Institute - the affiliate of Siberian Federal University; in the course of the History of Pedagogy and Education the students collected, explored and prepared the information for the Museum of the History of Education Development in Russia.
The method of phased planning was applied to preparation of the museum exhibition, including the organizational, research, expositional and expert stages; the traditional pedagogic research methods of observation, questionnaires, analysis, etc. were applied in the course of the experiment.
The research materials can be used by the teachers of the History of Pedagogy, heads of educational institutions and museum organizers.
Keywords: competence, cultural educational competence, museum education.
Профессиональная подготовка будущего учителя в последние два десятилетия переживает период значительных перемен, связанных с изменением как содержания образования (приняты стандарты третьего поколения), так и форм организации образовательного процесса (активно вводятся и осваиваются кредитно-зачетные и модульно-рейтинговые технологии, технологии компетентностно-го подхода и др.). Одной из насущных задач высшего образования, в том числе педагогического, становится формирование компетентного специалиста.
В исследованиях, посвященных проблемам компетентностно-го подхода, таких ученых, как В. А. Адольф, Э. Ф. Зеер, Т. В. Иванова, А. А. Пинский, Г. К. Селевко, Т. В. Шамардина, С. Е. Шишов, А. В. Хуторской, исчерпывающе раскрывается содержание понятия «компетентность» и связанного с ним понятия «компетенция». Компетенция - это совокупность взаимосвязанных качеств лично-
сти (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним [3, с. 58-64]. Компетентность, в свою очередь, представляет собой уровень качественного и результативного показателя сформированное™ знаний, умения их применять и реали-зовывать в деятельности и определяется ценностными ориентациями личности, мотивами ее деятельности, пониманием себя в мире и мира вокруг себя, стилем взаимоотношений, общей культурой, способностью к развитию своего творческого потенциала [1, с. 36].
С точки зрения требований к качеству подготовки выпускников, общеобразовательные (ключевые) компетенции представляют собой интегральные содержательные характеристики, связанные со способностью студентов целенаправленно и осмысленно применять комплекс знаний, умений и способов деятельности для решения определенного круга проблем. С переходом на стандарты высшего профессионального образования третьего поколения у вузов появляется задача формирования целого спектра компетенций, как общепрофессиональных (в области педагогической и культурно-просветительской деятельности), так и общекультурных. К последним относятся, в частности, способности понимать значение культуры как формы человеческого существования (ОК-3); логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6); использовать навыки публичной речи, вести дискуссии и полемики (ОК-16) и др. Многие компетенции могут быть сформированы только при условии комплексного подхода и при сочетании учебных и внеучебных форм организации учебно-воспитательного процесса. К подобным компетенциям можно отнести и компетенции в области культурно-просветительской деятельности, которые включают:
• умение разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8);
• навыки профессионального взаимодействия с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);
• умелое использование отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);
• способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11).
В ходе анализа сущности и содержания компетенций в культурно-просветительской деятельности мы столкнулись с рядом трудностей, связанных в первую очередь с терминологической неразработанностью собственно категории «культурно-просветительская деятельность», а также понятия «региональная культурная образовательная среда». Наиболее популярным в педагогической литературе является термин «просветительская деятельность», который касается всех видов человеческой активности: политики, образования, медицины, юриспруденции, экономики, культуры, религии и др. А культурно-просветительская деятельность педагога, на наш взгляд, - это, прежде всего, просвещение и воспитание людей средствами культуры. Под региональной культурной образовательной средой мы понимаем совокупность культурно-образовательных условий региона и деятельность людей, обеспечивающих их в различных культурно-образовательных учреждениях.
Широкими возможностями эффективного формирования у будущих педагогов представлений о культурно-просветительской деятельности, умений и навыков использования возможностей региональной образовательной среды располагает музейная педагогика. В работах В. М. Полонского данный раздел педагогики представлен как направление в воспитании, целью которого является просветительская деятельность, удовлетворение образовательных и творческих интересов личности, приобщение подрастающего поколения к культуре с помощью изучения истории, специально организованной предметно-пространственной среды, произведений искусства и памятников природы [2, с. 21].
Для более глубокого и продуктивного развития и закрепления рассматриваемой компетенции мы предлагаем привлекать студентов педвузов к работе по созданию музейных экспозиций. Так, в Лесосибирском педагогическом институте (ЛПИ) - филиале Сибирского федерального университета (СФУ) - в качестве эксперимента при освоении дисциплины «История педагогики и образования» учащиеся занимаются сбором и оформлением материалов для музея «История развития образования в России». Работа в музее сопровождается курсом лекций, циклами медиапрезентаций, се-
минаров с выполнением творческих заданий, что в совокупности позволяет осваивать Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования в области культурно-просветительской деятельности.
Кроме того, что музейная исследовательская и экскурсионная деятельность помогает закрепить получаемые студентами знания по истории педагогики на эмоциональном уровне, она еще дает возможность решать целый спектр воспитательных задач, к которым относятся патриотическое, гражданское и эстетическое воспитание; расширение общего кругозора, формирование ценностных ориента-ций. Благодаря детальному непосредственному знакомству с историей развития образования в Сибирском регионе при поиске информации об учебных заведениях разного типа в Енисейской губернии и Красноярском крае, изучении документов в архивах Енисейска и Красноярска, фондов Енисейского, Красноярского и Лесоси-бирского краеведческих музеев - т. е. благодаря ретроспективному погружению в региональную культурную образовательную среду -у студентов появляется личностное отношение к историко-педагоги-ческим фактам, что позволяет им глубже вникнуть в логику развития педагогических идей в целом в России.
Идея создания музея истории образования и использования потенциала музейной педагогики в педвузе достаточно нова, однако уже можно обобщить имеющийся опыт, который показывает состоятельность и эффективность этого варианта подготовки специалистов, способных сознательно и компетентно осуществлять региональную образовательную политику.
За четыре года существования музея «История развития образования в России» в ЛПИ - филиале СФУ в его работе приняло участие более 600 студентов физико-математического, филологического факультетов и факультета педагогики и психологии. Для результативности их деятельности в процессе подготовки экспозиций применялся метод поэтапного планирования, включающий организационный, исследовательский, экспозиционный и экспертный этапы.
Первый - организационный - этап традиционно подразумевал постановку просветительских целей и задач создания конкретной экспозиции, разработку тематики исследовательских проектов, выбор и формирование групп студентов-исследователей (не менее
50 человек для подготовки одной музейной экспозиции), распределение заданий по исследовательским группам, предварительное составление содержания экспозиции и написание ее сценария.
Исследовательская стадия работы - это поиск, тщательная фильтрация и систематизация материала. Сбор информации по исследовательскому проекту предполагает изучение историко-пе-дагогической литературы и архивных материалов, работу с фото-, видео- и другими видами документов. При этом происходит регулярное обсуждение обнаруженных материалов с преподавателями и сотрудниками различных организаций.
Следующий - экспозиционный этап включает в себя подготовку студентами выставочных экспонатов, медиапрезентаций и видеофильмов об итогах историко-педагогических исследований, изготовление моделей школьной формы разных лет, пошив костюмов, оформление выставок фотографий, плакатов и др., участие в проведении театрализованных экскурсий, обсуждение их музыкального, песенного, поэтического сопровождения. Учащиеся совместно с руководителями музея определяют тематику отдельных миниэкскурсий, разрабатывают проект оформления учебной аудитории, где размещается экспозиция. На сегодняшний день силами студентов изготовлено более двадцати экземпляров моделей школьной формы и одежды преподавателей учебных заведений разных исторических эпох (временной промежуток охватывает период ХУ-ХХ вв.); подготовлено более 50 уникальных презентаций, основанных на архивных материалах; создано более 10 видеофильмов («История Красноярской учительской семинарии», «Развитие института классного руководства в России», «История создания Дома Просвещения в г. Красноярске», «Архитектура старинного сибирского города Енисейска» и др.). Фонды музея насчитывают более 1000 экспонатов и постоянно пополняются вещами и документами из семейных архивов студентов, преподавателей и сотрудников ЛПИ - филиала СФУ, а также гостей музея.
Последней, завершающей стадией создания музейной экспозиции является экспертный этап, который на наш взгляд, очень важен, так как на нем не только подводятся итоги проделанной работы и осуществляется рефлексия всех предпринятых действий, но определяются направления последующей деятельности. В экспертную комиссию входят руководители музея, представители
администрации вуза и педагогического сообщества города, а также студенты - члены научного кружка «Музейная педагогика». В ходе заседаний комиссии обсуждается качество подготовленных экспозиций и проведенных экскурсий, анализируются возникшие проблемные организационные и творческо-поисковые ситуации. В процессе экспертизы рождаются новые проекты. Так, например, в нашем случае возникла идея о постоянно действующей выставке «История образования от Енисейской губернии до Красноярского края», разработка которой получила грант на Конкурсе молодежных научных проектов СФУ (2010 г.). Уникальность проекта заключалась в специфике истории развития образования в Енисейской губернии и Красноярском крае, в эксклюзивности снятых видеофильмов, подготовленных медиапрезентаций, собранных экспонатов. Работа осуществлялась непосредственно студентами ЛПИ -филиала СФУ.
Всего за время работы музея было подготовлено более 15 экспозиций по разной тематике: «Образование в Сибири Х1Х-ХХ вв.», «Детские организации России ХХ в.»; «Молодежные организации ХХ века», «История студенчества», «Развитие педагогического образования в России», «Просветительская деятельность декабристов в Сибири», «История детской игрушки».
Одна из главных составляющих культурно-просветительской деятельности студентов в музее истории образования - подготовка и проведение экскурсий для школьников. В настоящее время для них организуются целые экскурсионные циклы. Разновозрастной состав посетителей (5-11-е классы) требует адаптации рассказов экскурсоводов к возрастным интересам, таким образом студенты в процессе реальной практики приобретают культурно-просветительскую компетентность. Дети проявляют неподдельный интерес к таким мероприятиям, где можно не только рассматривать музейные экспонаты, раритетные вещи, но и потрогать их, взять некоторые предметы в руки. Привлекает школьников и зрелищность экскурсий. Например, демонстрируя первую экспозицию по теме «Детские организации России ХХ в.», студенты рассказывали юным посетителям об истории пионерской организации, создании и деятельности детских оздоровительных лагерей «Артек» и «Орленок», Всероссийского детского центра «Океан», о том, как шло обучение в школах в годы Великой Отечественной войны (в частнос-
ти, в блокадном Ленинграде). Экскурсия проходила в форме пионерского сбора (пионерской линейки) с соблюдением всех правил его проведения: торжественный марш, речевка, сдача рапорта. Звучала музыка разных лет, демонстрировались фрагменты фильмов, студенты исполняли под гитару детские песни.
Красочно и ярко была оформлена экспозиция, посвященная истории детской игрушки. Силами студентов были изготовлены игрушки, относящиеся к различным историческим периодам (глиняные, соломенные, нитяные, деревянные и др.), собраны экспонаты и подготовлены презентации, знакомящие с особенностями игрушек советского времени.
Чтобы проследить динамику формирования у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, перед изучением дисциплины «История педагогики и образования» и началом работы в музее учащимся 3-го курса было предложено заполнить анкету, в которой они давали самооценку собственного уровня развития данных компетенций. Всего было опрошено 46 студентов физико-математического и филологического факультетов ЛПИ -филиала СФУ. Только 34% респондентов сочли себя хорошо подготовленными к культурно-просветительской деятельности, хотя при этом 55% заявили, что способны профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (наивысший показатель в анкетах).
По итогам работы в музее проводилось повторное анкетирование. 39% респондентов выразили уверенность, что общекультурные компетенции сформированы у них на высоком уровне; 46% отметили полную готовность и наличие всех необходимых знаний и навыков для культурно-просветительской деятельности. Рефлексивный самоанализ студентов показал следующие результаты:
• 65% опрошенных признали свою способность к анализу и обобщению, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
• 61% - отметили у себя способность руководствоваться принципами толерантности и диалога в профессиональном общении (ОК-3);
• 56% - умение выстраивать устную и письменную речь (ОК-6);
• 70% - готовность к взаимодействию с коллегами и к работе в коллективе (ОК-7);
• 40% - наличие навыков разработки и реализации культурно-просветительских программ для населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8);
• 69% - способность профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);
• 38% - умение анализировать, обобщать и применять отечественный и зарубежный опыт организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);
• 28% - способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11).
Саморефлексия помимо заполнения анкет включала составление отчетов и письменных отзывов о подготовке музейных экспозиций и проведении экскурсий. Практически все студенты оценивали свою деятельность в музее как интересную и полезную. Вот некоторые выдержки из отзывов учащихся:
«От работы в музее остались светлые, незабываемые впечатления»;
«Подготовка хоть и была непростая, но того стоила, музей получился очень интересный, мне понравилось»;
«Очень понравилось! Глубоко изучил материал. Практиковал ораторские способности в выступлении перед публикой. Готов дальше работать на музейных экспозициях в любой роли»;
«Была проделана интересная работа, получила огромные положительные впечатления от оформления, так как можно было окунуться в то время»;
«Такие мероприятии приучают студентов к труду и работе, тем самым формируется активность и заинтересованность студентов в социально-просветительской деятельности»;
«Все понравилось - нравится заниматься видеомонтажом и творчески проявлять себя. Запомнилась экскурсия в краеведческий музей для сбора материала по созданию фильма»;
«Было очень интересно и очень полезно, ведь история моих предков для меня небезразлична»;
«Было любопытно попробовать свои силы»;
«Я считаю, что музейные экспозиции в нашем институте - отличный повод организовать студентов. Музей - это интересно и информативно».
Приведенные цитаты, эмоциональные отклики на проделанную работу в дополнение к числовым показателям анкет доказывают эффективность использования музейной педагогики в формировании компетенций в области культурно-просветительской деятельности. Студенты отмечают практико-ориентированный и дея-тельностный характер освоения новых знаний и навыков, понимают ценность приобретенного опыта. Музейная педагогика, опираясь на теоретическую и практическую составляющие курса «История педагогики и образования», позволяет решать целый ряд задач, в том числе помогает будущим педагогам научиться представлять и защищать результаты собственной и коллективной творческо-поисковой работы, что немаловажно для профессии учителя.
Литература
1. Адольф В. А. Обновление процесса подготовки педагогов на основе моделирования профессиональной деятельности. Красноярск, 2005. 214 с.
2. Полонский В. М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2008. 528 с.
3. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент лич-ностно-ориентированной парадигмы образования / / Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.