СО
%
О
(N
УДК 332.14(571.53) ББК 65.04
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО РЕГИОНА
Обоснована роль развития предпринимательства в повышении конкурентоспособности региона. В качестве одного из конкурентных преимуществ Иркутской области рассматривается развитие предпринимательства в сфере туризма.
Ключевые слова: конкурентоспособность региона, конкурентные преимущества, предпринимательство, туризм.
M.V. Vinokurova
ENTREPRENEURSHIP AS COMPETITIVE ADVANTAGE OF THE REGION
ssi
Zsl
Д s =
is1
НА
ОЙ"
%<s ^ 1
1
^ П £
S V I
8s! ИН 25 о
СнО!
£мц
МО I £И4
нее
н
н
о
н
PQ
со
Н
The author studies the role of entrepreneurship development in increasing competitiveness of the region. Developing entrepreneurship in tourism industry is considered one of the competitive advantages of Irkutsk region.
Keywords: competitiveness of the region, competitive advantages, entrepreneurship, tourism.
В современных условиях повышение конкурентоспособности региона является необходимым условием его достойного позиционирования на российском и мировом рынках.
Конкурентоспособный регион — это регион с благоприятными условиями для жизни населения, для ведения бизнеса по сравнению с другими регионами. Не обладая конкурентными преимуществами (не создавая комфортных условий для жизни населения и функционирования предприятий), регион не сможет развиваться, получать бюджетную поддержку от государства, выходить на международный уровень.
Конкурентные преимущества региона — наиболее выгодные позиции региона по сравнению с другими регионами. Некоторые авторы выделяют пять типов конкурентных преимуществ [1].
Ресурсные преимущества — конкурентные преимущества фирм, увеличивающие потребительский эффект, связанный с ценовыми характеристиками приобретаемой продукции, и складывающиеся по следующим причинам:
- благоприятный налоговый и бюрократический режим, создаваемый правительством региона, размещение капитала, позволяющее фирмам получать экономию на налоговых платежах, а также трансакционных издержках;
- выгодное местоположение (близость к транспортным и информационным коммуникациям, торговым узлам и другим элементам инфраструктуры);
- благоприятные условия доступа к природным ресурсам и недвижимости;
- низкие процентные ставки (дешевизна заемного капитала);
- дешевизна, а значит, доступность природных ресурсов, а также ресурсов литосферы и гидросферы, рабочей силы.
© М.В. Винокурова, 2011
%
СО Технологические конкурентные преимущества производителей обус-
ловлены наличием эксплуатируемых фирмами технологий массового производства, обеспечивающих экономию на масштабах и увеличивающих потребительский эффект, связанный с ценовыми характеристика-^ ми приобретаемой продукции.
5^ Инновационные конкурентные преимущества производителей фор-
мируются за счет реализации в производстве результатов НИОКР, позволяющих обеспечивать ускоренное обновление номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции и благодаря этому увеличивать потребительский эффект, связанный с качественными параметрами приобретаемой продукции.
Глобальные конкурентные преимущества производителей связаны с формированием внеэкономических (экологических, социальных) стандартов хозяйственной деятельности и их реализацией в политике фирм, региона и государства.
Культурные конкурентные преимущества производителей обусловлены культурной близостью (различиями) стран и регионов, позволяющей фирмам поддерживать рынки сбыта и ресурсов в странах с близкой культурой.
От наличия у региона тех или иных преимуществ зависит его конкурентоспособность, которая также определяется экономической мощью расположенных на его территории предприятий, накопленными научно-техническими, человеческими, информационными, финансовыми и другими ресурсами. Кроме того, присутствие на территории определенных факторов создает дополнительные положительные эффекты. К таким факторам относятся наличие земельных, лесных, водных и других ресурсов, развитой производственной и социальной инфраструктуры, высококвалифицированной рабочей силы, современных средств коммуникации, близость к рынкам сбыта, благоприятная региональная политика, а также развитие предпринимательства в регионе [2].
; Развитие малого предпринимательства является важнейшим усло-
вием повышения конкурентоспособности региона, поскольку позволяет ой § создавать новые рабочие места в регионе, развивать его инфраструкту-
^ ! ру, тем самым привлекая новые компании и повышая доходы бюджетов
^ | всех уровней. Высокая гибкость и оперативность в принятии решений,
1 восприимчивость к нововведениям, быстрая адаптация к внешним воз-
в действиям, быстрая оборачиваемость средств, высокий уровень специ-
§к§ ализации производства и труда — все это преимущества предпринимало в тельства перед другими видами бизнеса.
йоэ В 2008 г. в Иркутской области действовало 14,144 тыс. микро-
к®Э предприятий, 69 871 индивидуальный предприниматель, 3 461 ма-
лое и 243 средних предприятия. В них было задействовано около 250 тыс. чел., что составляет 18,7% экономически активного населе-23 ния области. Это выше, чем в среднем по РФ (12,5%), но значительно
ниже, чем в развитых странах (в Германии — 52,8% , Швеции — 65,3% , Японии — 78,3%, Швейцарии — 78,4%, Италии — 81,0%).
Наибольшее количество малых предприятий сосредоточено в таких видах деятельности, как оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (29,3%), операции с недвижимым имуществом,
Н аренда и предоставление услуг (17,5%), обрабатывающие производства
(13,8%), строительство (11,7%).
О
н
СО
%
О
«К1
2нё Яч >
МнЗ|
нйе
«31
ОЙ"
^ 1
1
^ Л £ ё§| ь Е
« ЕГ I
8Н! й§ о
ЕнО а
*МЦ МО I £И4
нее
И
н
н
о
н
м
со
Н
Малыми предприятиями области отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на сумму 48 223,3 млн р., оборот составил 135,4 млрд р., привлечено 408,5 млн р. инвестиций в основной капитал. Среднемесячная заработная плата составляла 11 634 р. Доля отчислений от малых предприятий в бюджет области составила около 9%, а в бюджет Иркутска — 22% [3].
Анализируя приведенные данные, можно сделать вывод, что в целом малое предпринимательство в регионе развивается достаточно успешно, хотя за последние два года произошел некоторый спад, вызванный общими тенденциями развития экономики страны в условиях кризиса. За шесть месяцев 2009 г. количество малых предприятий сократилось на 236 единиц при увеличении численности более чем на 5,3 тыс. чел., при этом возросло количество средних предприятий (на 13). За девять месяцев 2009 г. выручка предприятий малого бизнеса уменьшилась к прошлому году на 16,8%, среднемесячная заработная плата снизилась на 8,2%.
По нашему мнению, в настоящее время в Иркутской области целесообразнее всего развивать предпринимательство как в сфере туризма, так и в сопутствующих отраслях деятельности, особенно в тех, которые слабо представлены в экономике региона: производство сувенирной продукции, бытовое обслуживание, ресторанный бизнес, зрелищные мероприятия и др.
Развитие туризма играет важную роль в решении социальных проблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, складываются предпосылки для улучшения платежного баланса страны. Необходимость развития сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации и т.д. Именно малые предприятия способны быстро реагировать на запросы потребителей разного уровня.
Наш регион обладает уникальным конкурентным преимуществом — таким природным объектом, как озеро Байкал, а также самой природой региона — сочетанием разнообразных ландшафтов, геологических условий и особенностей климата, что является важнейшим ресурсом и стимулом для развития туризма. Именно в этой сфере в последние годы стремительно набирает темпы развития предпринимательство.
Уникальность озера Байкал и прибрежной территории позволяет сформировать туристскую сеть активного отдыха, а современная инфраструктура — повысить качество туристских услуг.
В настоящее время индустрия туризма и отдыха в Иркутской области обеспечивает рабочие места для более чем 10 тыс. чел., преимущественно в сфере услуг. И занятость в туристском бизнесе постоянно увеличивается. Наибольший рост отмечен в секторе туристско-экскурсионного обслуживания.
Наиболее привлекательна для туристов и развития туризма прибрежная зона озера. В ее границах расположено 76 населенных пунктов с численностью проживающих 59,242 тыс. чел. Развитие туризма в этих районах позволит повысить занятость населения, уровень его доходов, сформировать сферу обслуживания.
Однако туристский потенциал региона намного выше. Кроме Байкала, на территории области находятся и другие озера, а также реки, мине-
%
СО ральные и термальные воды, особо охраняемые природные территории:
Прибайкальский национальный парк, Байкало-Ленский заповедник, Витимский заповедник и др. В целом природные ресурсы Иркутской области очень разнообразны, неповторимы, мало освоены и очень привле-^ кательны для туристов. На территории области сосредоточено почти 7%
5^ площадей российских заповедников и национальных парков, 8% водно
го зеркала водохранилищ, 9% лесов, 10% гидроминеральных, 20% горно-туристских ресурсов России.
Каждый год количество российских и иностранных туристов, посещающих Иркутскую область, увеличивается, при этом растут совокупные ежегодные расходы туристов, повышается уровень занятости населения в туристской и сопутствующих отраслях, таких как услуги гостиниц, транспортных компаний, услуги связи и т.д. Увеличивается количество малых предприятий и организаций, функционирующих в отрасли туризма и сопутствующих ей. Все это способствует увеличению налогооблагаемой базы и, как следствие, росту доходов бюджета от туристско-рекреационной деятельности. Также растет валовой региональный продукт за счет увеличения производства услуг.
В связи с этим развитие предпринимательства в отрасли туризма Иркутской области может придать новый импульс развитию экономики региона, создать новое конкурентное преимущество региону и тем самым повысить его конкурентоспособность.
Список использованной литературы
1. Конкурентные преимущества как стартовое условие регионального развития. — URL: http://dvo.sut.rU/libr/history/i299mez2/7.htm.
2. Неретина Е.А. Проблемы развития экономики регионов в контексте их конкурентоспособности / Е.А. Неретина. — URL: http://regionsar.ru/node/53.
3. Снегирев В. Малый бизнес обеспечивает развитие Иркутской области / В. Снегирев. — URL: http://www.pribaikal.ru/obl-events/article/3797.html.
2Н~
-
Мн з Referenses
н
*■<1 1. Konkurentnye preimushchestva kak startovoe uslovie regional’nogo raz-
^ g vitiya. — URL: http://dvo.sut.ru/libr/history/i299mez2/7.htm.
I 2. Neretina E.A. Problemy razvitiya ekonomiki regionov v kontekste ikh
k0 S. konkurentosposobnosti / E.A. Neretina. — URL: http://regionsar.ru/node/53.
o^J 3. Snegirev V. Malyi biznes obespechivaet razvitie Irkutskoi oblasti / V. Sne-
g и I girev. — URL: http://www.pribaikal.ru/obl-events/article/3797.html.
Oh
■A
в Информация об авторе
йо! Винокурова Мария Викторовна — кандидат экономических наук, старої ший преподаватель, кафедра экономики предприятия и предпринимательской
деятельности, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: [email protected].
н
н
о
н
Р5
со
н
Author
Vinokurova Mariya Victorovna — PhD in Economics, Senior Instructor, Chair of Enterprise Economy and Entrepreneurship, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: [email protected].