Научная статья на тему 'Конкурентные преимущества региона'

Конкурентные преимущества региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
743
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЕГИОН / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ / COMPETITIVENESS / REGION / COMPETITIVE ADVANTAGES / IRKUTSK REGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Винокурова Мария Викторовна

Рассмотрены вопросы конкурентоспособности региона и его конкурентные преимущества. Приведены источники конкурентных преимуществ Иркутской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVE ADVANTAGES OF THE REGION

In the article is about issues of competitiveness and competitive advantages of the region. Sources of competitive advantages of the Irkutsk region are described.

Текст научной работы на тему «Конкурентные преимущества региона»

ю УДК 332.1(571.53) М.В. Винокурова

ББК 65.04

н

PQ

Н

КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА РЕГИОНА

^ Рассмотрены вопросы конкурентоспособности региона и его конку-

СЧ рентные преимущества. Приведены источники конкурентных преиму-

ществ Иркутской области.

Ключевые слова: конкурентоспособность, регион, конкурентные преимущества, Иркутская область.

M.V. Vinokurova COMPETITIVE ADVANTAGES OF THE REGION

In the article is about issues of competitiveness and competitive advantages of the region. Sources of competitive advantages of the Irkutsk region are described.

Keywords: competitiveness, region, competitive advantages, Irkutsk region.

В годы рыночных преобразований регионы Российской Федерации получили экономическую самостоятельность. Это повысило их стремление к самоутверждению, к выбору экономической структуры, способной обеспечить его надежное положение в рыночном пространстве страны. Одновременно с этим обострилась конкурентная борьба между предприятиями, отраслями, регионами за участие в государственных программах и проектах, связанных с размещением и территориальной организацией хозяйства, с решением социальных проблем и за доступ к бюджетному финансированию. Преимущества при этом получает лишь он| тот регион, у которого сильнее конкурентные позиции, т.е. выше его

и| == конкурентоспособность.

и^| В традиционной экономической парадигме регион рассматривается

ом | как территория для размещения производительных сил, политика раз-

5 ! вития которой, определяется центром, исходя из равновесного подхода,

s

go “ и имеет социально-ориентированную направленность на выравнивание

£о в регионов. При этом территории рассматриваются как квазигосударства,

s tr в которых региональные власти отвечают за предоставление обществен-

§|| ных благ жителям регионов. Конкуренция сводится к борьбе за пере-

§ распределение ресурсов в пользу региона, что в конечном итоге не дает

мо | общего приращения экономического эффекта. В традиционной экономикам ческой парадигме нет места задаче повышения конкурентоспособности

НМ регионов, все внимание направлено на конкуренцию товаров, предпри-

Нятий, отраслей. При этом предприятия чаще самостоятельно пытаются противостоять жесткой конкуренции на рынке и использовать свои конкурентные преимущества.

В новой парадигме, рассматривающей регион как квазикорпорацию, заложена идея конкуренции и поиска внутренних сил развития. Регион должен не только производить блага, но и формировать нужную среду, привлекать ресурсы и обеспечивать их эффективное использование, со создавать необходимые условия для повышения конкурентоспособнос-

ти предприятий и фирм, чтобы привлекать и удерживать их на данной

© М.В. Винокурова, 2010

М.В. Винокурова

Ю

©

тН

О

«К1

2нё Яч >

МнЗ|

нйе

«31

НА

ОЙ"

^ 1

5к 1

^ Л £ ё§! ь Е

« ^ I

8Н! Й§ о

ЕнО а

*МЦ МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

территории. В этих условиях помощь федеральной власти приобретает адресный характер, регион становится стратегическим игроком, взаимодействующим с другими регионами по широкому кругу направлений, превращается в экономического агента национальной и мировой экономики. Он вынужден разрабатывать активные стратегии, создавать и развивать конкурентные преимущества, защищать свою долю рынка. При этом региональные власти должны отвечать за создание благоприятных условий для жизни и бизнеса.

В экономической литературе понятие конкурентоспособности региона как места размещения различных видов деятельности ассоциируется с понятием его привлекательности. Причем регион должен быть привлекательным не только для предприятий, но и для населения, являющегося одним из важнейших ресурсов, обеспечивающих развитие территории.

Высокие конкурентные позиции региона создают благоприятные условия для развития бизнеса, высокие стандарты проживания населения, а низкие вынуждают население выезжать в более привлекательные для жизни места. Эта проблема очень актуальна для Иркутской области, где за годы рыночных преобразований численность населения сократилась более чем на 10%. Ежегодно только в г. Москву уезжает в среднем 5 тыс. чел., основная часть из которых высококвалифицированные, активные специалисты. Отсутствие благоприятных условий для бизнеса не мотивирует к созданию предприятий отраслей конечной продукции, сферы услуг и высокотехнологичных производств, что закрепляет сырьевую ориентацию региона.

На наш взгляд, конкурентоспособность региона зависит от целей и стратегии регионального развития, направленных на достижение преимуществ региона не только в производстве конкретной продукции, но и в росте его привлекательности для развития малого и крупного бизнеса и как следствие, росте активности во всех сферах жизнедеятельности населения.

Изучая практику развитых стран можно увидеть, что основной целью развития региона является повышение качества территории как места для жизни и бизнеса. Именно по этим двум параметрам американские штаты конкурируют между собой, т.е. по привлечению населения и бизнеса на свою территорию.

Учитывая требования развития среды и субъекта конкурентоспособности, опыт развитых стран, необходимость привлечения ресурсов в регион для развития и обеспечения их эффективного использования можно сказать, что конкурентоспособности региона — его способность создавать наиболее благоприятные условия для жизни населения и ведения бизнеса по сравнению с другими регионами. При этом источники конкурентных преимуществ могут быть базовыми и обеспечивающими. К базовым относятся природно-сырьевые и трудовые ресурсы, их квалификация, научный и управленческий потенциал, производственная база; к обеспечивающим — предпринимательский климат, качество управленческого потенциала, стоимость рабочей силы, инфраструктура.

Рассматривая данные источники можно придти к выводу, что по многим из них конкурентные преимущества Иркутской области выше относительно других регионов и обоснованы ее географическим положением и особенностями региона, которые проявляются в следующих аспектах:

1. Иркутская область обладает выгодным транзитным положением в транспортных связях стран Европы и АТР. Выход в Азиатско-Тихо-

%

Ю океанский регион обеспечивает целостность цепочки отдыха транзит-

ных туристов по направлению Европа — Москва/Санкт-Петербург — Транссибирская железная дорога (до Иркутска) — переезд в Азию О | (Монголия/Китай) — обратный перелет в Европу. Именно так строится

^ маршрут порядка 70% иностранных туристов, прибывающих в Иркутск скую область.

2. Наличие на территории региона мощного уникального ключевого ресурса, как оз. Байкал, участка Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Сама природа региона — сочетание разнообразных ландшафтов, геологических условий и особенностей климата — является главным ресурсом развития туризма. Уникальность оз. Байкал и прибрежной территории дает возможность сформировать туристическую сеть активного отдыха.

3. Иркутская область богата и другими ресурсами, представляющими рекреационную ценность, включая культурно-исторические и этнографические рекреационные ресурсы. К ним относятся оз. Байкал и др. озера, реки, минеральные и термальные воды, особо охраняемые природные территории, Прибайкальский национальный парк, Байкало-Ленский заповедник, Витимский заповедник и др. В целом природные ресурсы Иркутской области очень разнообразны, неповторимы, мало освоены и очень привлекательны для туристов. На территории области сосредоточено почти 7% площадей российских заповедников и национальных парков, 8% водного зеркала водохранилищ, 9% лесов, 10% гидроминеральных, 20% горно-туристских ресурсов России.

4. Исторически Байкальский регион — это буддийская территория, на которой органично переплетены история и культура всех мировых вероисповеданий: буддизма, христианства, ислама и иудаизма. Формирование культуры шло параллельно с развитием устоев общественной жизни. Свой вклад в эту культуру внесли многие племена и народы, на протяжении тысячелетий сменявшие друг друга на этой территории. В

§ЦЦ¥ результате взаимодействия и взаимопроникновения этих культурных

; традиций они оказались тесно переплетены, что нашло отражение в

быту, привычках, нормах общественной морали, искусстве. Свою лепту ой § в развитие культуры внесли ссыльные декабристы.

^1 5. На территории Иркутской области расположены мощные промыш-

й* | ленные узлы, административные, финансовые и научные центры. Раз-

о*! ворачивающиеся на территории региона крупные экономические проек-

в ты в нефтегазовом комплексе, при расположении в близости к странам

| АТР, способны обеспечить увеличение объемов делового туризма.

в Названные выше преимущества можно использовать для развития

2о! туризма, с целью решения многих экономических и социальных прок®! блем региона.

.. Информация об авторе

Винокурова Мария Викторовна — кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики предприятия и предпринимательской де-^ ' ятельности Байкальского государственного университета экономики и права,

г. Иркутск, e-mail: [email protected].

Н Р5

со

Н

Author

Vinokurova Mariya Victorovna — PhD in Economics, Senior Instructor, Chair of Enterprise Economy and Entrepreneurship, Baikal National University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.