Научная статья на тему 'Государственное регулирование конкурентных отношений на региональном уровне'

Государственное регулирование конкурентных отношений на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
560
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА / ИМИДЖ РЕГИОНА / COMPETITION POLICY OF THE GOVERNMENT / COMPETITIVENESS OF ENTERPRISE STRUCTURES / COMPETITIVENESS OF REGION / IMAGE OF REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьминич Галина Геннадьевна

Рассмотрена роль государства в регулировании конкурентных отношений в регионе и формировании конкурентоспособности на разных уровнях экономики. Определены недостатки и конкурентные преимущества Байкальского региона, формирующие его имидж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF COMPETITION AT REGIONAL LEVEL

The article studies the role of the state in regulating competition in the region and forming competitiveness on various economic levels. The author determines disadvantages and competitive advantages of Baikal region that form its image.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование конкурентных отношений на региональном уровне»

(N

%

О

(N

УДК 330.1:332.1(571.5) ББК 65.04(2Сиб)

Г.Г. Кузьминич

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Рассмотрена роль государства в регулировании конкурентных отношений в регионе и формировании конкурентоспособности на разных уровнях экономики. Определены недостатки и конкурентные преимущества Байкальского региона, формирующие его имидж.

Ключевые слова: конкурентная политика государства, конкурентоспособность предпринимательских структур, конкурентоспособность региона, имидж региона.

G.G. Kuzminich

STATE REGULATION OF COMPETITION AT REGIONAL LEVEL

ssi

Zsl

Д s =

g|p

H5i

НА

Ой"

%<s ^ 1

5s 1

S I

8s! ИН 25 о

ChO!

£sl|

E40 I ЙИ-І See

К

H

H

о

H

PQ

CO

H

The article studies the role of the state in regulating competition in the region and forming competitiveness on various economic levels. The author determines disadvantages and competitive advantages of Baikal region that form its image.

Keywords: competition policy of the government, competitiveness of enterprise structures, competitiveness of region, image of region.

В экономической теории роль государства обычно рассматривается исходя из его взаимодействия с рыночным механизмом. Необходимость государственного регулирования экономики связана с наличием ситуаций, при которых результат действия свободных рыночных сил не эффективен с точки зрения общества в целом.

В частности, регулирование конкурентных отношений, в настоящее время, основывается на антимонопольной политике государства, включающей разработку антимонопольного законодательства, направленного на сохранение и поддержание конкуренции, и контроле за ее осуществлением.

Основным законодательным актом, регулирующим конкурентные отношения в Российской Федерации, является федеральный закон РФ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 135-ФЭ, целями которого являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В законе определены функции и полномочия антимонопольного органа как органа, который обеспечивает государственный контроль, выявляет нарушения, принимает меры по прекращению нарушения, и привлекает к ответственности за такие нарушения в отношении антимонопольного законодательства; предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства; осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Роль государства как регулирующего органа, сдерживающего монополистические тенденции и поощряющего конкурентные отношения, долж-

© Г.Г. Кузьминич, 2011

Г.Г. Кузьминич

%

СО на состоять не в запрете монополий как таковых, а в создании системы мер,

поощряющих состязательность на рынке, стимулирующих деловую активность, поддерживающих соблюдение принципа равных возможностей.

Конкурентоспособность можно рассматривать на различных уровнях: на уровне товара, производителя, предприятия, отрасли, региона, 5^ страны. Между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь,

поскольку конкурентоспособность страны и отдельных отраслей, в конечном счете, зависят от конкурентоспособности конкретных предприятий. И наоборот, конкурентоспособность предприятий во многом определяется внешней средой.

По нашему мнению, конкурентоспособность региона, в частности Байкальского региона, определяется конкурентоспособностью предпринимательских структур, входящих в состав данного региона, а не преимуществами в процессе мнимой конкуренции между другими регионами, как между элементами единой экономической системы страны. Понятие конкурентоспособности по-прежнему весьма расплывчато, причем количество определений не уступает количеству экономистов, занимающихся изучением этого предмета.

На основе определения экономической сущности понятия «конкурентоспособность» было предложено авторское определение применительно к предпринимательским структурам. Конкурентоспособность предпринимательских структур — это способность предпринимательских структур проявлять гибкость, адаптивность к постоянным изменениям внешней среды с целью увеличения, уменьшения, либо сохранения занимаемой доли рынка в зависимости от стратегии предприятия и мер государственного регулирования предпринимательской деятельности с целью интеграции планов бизнеса и стратегий развития регионов.

Конкурентоспособность регионов определяется не только относительно успешным развитием предпринимательских структур, но и вкла-«к? дом региона в повышение конкурентоспособности общей экономической

§155 I! системы — экономики России на фоне других стран.

Ц! Развитая конкуренция ведет к тому, что действующие на отдельно

взятой территории предпринимательские структуры становятся более ^ | эффективными и конкурентоспособными не только среди местных про! изводителей, но и в межрегиональных и международных масштабах. В

§§« свою очередь это ведет к повышению имиджа и конкурентоспособности

’“н! региона в целом.

он| Имидж региона, как и уровень его конкурентоспособности, является! | ся совокупным и многослойным показателем, который сложно поддает-

ся качественной и количественной оценке. Каждый регион имеет свой лй| имидж, который является результатом его достижений в социальной,

.7 культурной, политической, экономической, демографической, образо-

ЦЦ вательной, исторической и других сферах деятельности.

кН Рассматривая в качестве примера Байкальский регион, хотелось бы

отметить недостатки и конкурентные преимущества, влияющие на формирование его имиджа.

К конкурентным преимуществам, формирующим имидж Байкальского региона, можно отнести:

- привлекательное погранично-территориальное расположение, которое может создать благоприятные условия для развития транспор-

. . тно-логистических центров и расширения сотрудничества с соседними

23 странами и регионами;

- наличие производственного потенциала в отраслях машиностроения, строительстве, агропромышленном комплексе;

(N

%

О

(N

SS1

2нё ЯЧ г

MhSI

HSS

н5і

ОЙ"

%<s ^ 1

5к 1

«Л* ё§| h Е

« V I

8s! Й§ о

ЕнО а

£мц

МО I £И4

нее

К

н

н

о

н

PQ

со

Н

- наличие на территории уникальных объектов самобытного культурно-исторического наследия (памятников, музеев, заповедников и т.д.);

- богатый природный потенциал: значительные запасы минеральносырьевых ресурсов (месторождения полиметаллов, вольфрама, молибдена, фосфоритов, цеолитов, флюорита, нефрита), лесных ресурсов и др., позволяющие создавать новые производственные мощности. Уникальный природный объект — оз. Байкал с богатой и разнообразной флорой и фауной;

- наличие достаточного потенциала для развития туризма в Байкальском регионе.

К факторам, снижающим уровень конкурентоспособности предпринимательских структур региона, можно отнести следующие:

1. Экономика региона сформировалась в основном, в 70-80 гг. ХХ столетия и не соответствует современным тенденциям.

2. Размещение новых предприятий без необходимых кооперационных связей на региональном уровне повышает их издержки, способствует теневому бизнесу и создает проблемы социального характера (низкий уровень заработной платы, социальной ответственности т.п.).

3. Дефицит инновационной активности предприятий региона. На данный момент в регионе не действует ни одна крупная форма инновационного развития федерального значения. Все созданные инфраструктуры имеют в лучшем случае региональный масштаб.

4. Возникает проблема кадрового обеспечения действующих и вновь вводимых предприятий. По данным иркутских специалистов, потребность организаций региона в рабочей силе ежегодно будет составлять не менее 8 тыс. рабочих и специалистов. Опыт последних лет показывает, что потребность работодателей области на 70-80% состоит из рабочих профессий различных сфер экономической деятельности. Однако эта потребность не удовлетворяется региональным предложением рабочей силы, потому что имеет низкую популярность у молодежи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Низкий уровень менеджмента. Многие предприятия, особенно предприятия машиностроения и пищевой промышленности не разрабатывают стратегию повышения конкурентоспособности продукции и предприятия, не проводят маркетинговые исследования. Поэтому перед предприятиями региона стоит задача формирования стратегии конкурентоспособности продукции, а затем и предприятия в целом.

Таким образом, проблемы конкурентоспособности на региональном рынке только обостряются. Для решения их необходим совершенно новый подход к размещению и функционированию промышленных предприятий, к государственному регулированию их взаимоотношений. В частности, необходим поиск дополнительных резервов за счет взаимосвязи и взаимодействия предприятий на региональном рынке, изменение организационных структур с выделением системы малых инновационных предприятий и развития специализации как основы производительности труда. Новая роль регионов и, соответственно, субъектов регионального рынка должна найти отражение в стратегических планах социально-экономического развития и отраслевых планах.

Информация об авторе

Кузьминич Галина Геннадьевна — аспирант, кафедра экономической теории и институциональной экономики, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: kuzminich-gg@yandex.ru.

Author

Kuzminich Galina Gennadiyevna — post-graduate student, Chair of Economic Theory and Institutional Economy, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: kuzminich-gg@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.