Научная статья на тему 'Предпринимательство и легализация заработной платы'

Предпринимательство и легализация заработной платы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
281
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фальмонова В. Н., Яричина Г. Ф.

В работе исследованы проблемы использования фирмами неучтенного наличного оборота, позволяющего им реализовывать так называемые зарплатные схемы, практически исключающие социальные гарантии для работников и приводящие к существенным потерям бюджета и внебюджетных социальных фондов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпринимательство и легализация заработной платы»

Таблица 4

Матрица «Оптимальный уровень экономической безопасности / Степень сложности

реализации стратегии маркетинга»

Характеристика оценки и выбора стратегического направления Степень сложности реализации стратегии маркетинга

высокая низкая

Оптимальный уровень экономической безопасности Высокий Пересмотр инструментов маркетинга с точки зрения сложности реализации стратегии Идеальное направление

Низкий Отказ от выбранной стратегии маркетинга Пересмотр инструментов маркетинга с точки зрения повышения уровня экономической безопасности

Таким образом, с помощью научно-теоретического анализа основных аспектов стратегического маркетинга обоснована необходимость его использования для обеспечения стабильного и устойчивого функционирования, что определяется через показатели ЭБ. Определив взаимосвязь стратегического плана маркетинга и состояния уровня ЭБ, разработана методика оценки и выбора стратегий маркетинга с учетом показателей ЭБ посредством структурно-логической модели описания стратегий маркетинга и оценки уровня ЭБ. В результате выявлена следующая цепочка: существующий уровень ЭБ (возможности, потенциал, ресурсы) предприятия - стратегический план маркетинга (использование сильных сторон, усиление слабых показателей ЭБ) - ожидаемый уровень ЭБ.

Литература

1. Акимов, В. Методологические аспекты экономической безопасности России / В. Акимов, А. Гыске // Управление риском. - 2003. - №3.

2. Бендиков, М.А. Экономическая безопасность наукоемких производств / М.А. Бендиков, Е. Хрусталев // Вопросы экономики. - 2004. - № 7.

3. Гончаренко, Л.П. Процесс обеспечения экономической безопасности предприятия / Л.П. Гончаренко // Справочник экономиста. - 2004. - № 12.

4. Лосев, А.Ф. Критерии и показатели экономической безопасности предприятия / А.Ф. Лосев // Справочник экономиста. - 2005. - № 2.

5. Экономическая безопасность: Производство - Финансы - Банки / под ред. В.К. Сенчагова. - М.: ЗАО "Финстатинформ”, 2003. - 196 с.

6. Илларионов, А. Критерии экономической безопасности / А. Илларионов // Вопросы экономики. - 2004. - № 6.

7. Медников, М.Д. Экономическая безопасность: учеб. для вузов. - 2-е изд. / М.Д. Медников. - М.: Изд-во ЭКМОС, 2004. - 288 с.

--------♦-----------

УДК 331.2 В.Н. Фальмонова, Г.Ф. Яричина

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

В работе исследованы проблемы использования фирмами неучтенного наличного оборота, позволяющего им реализовывать так называемые зарплатные схемы, практически исключающие социальные гарантии для работников и приводящие к существенным потерям бюджета и внебюджетных социальных фондов.

Предпринимательство в России является генератором экономического развития и основой для самостоятельного выживания в условиях современной российской рыночной экономики. В свою очередь расшире-

ние предпринимательства в определяющей мере зависит от законодательной среды и действующей налоговой системы. Между тем в настоящее время ситуацию в этой области в России нельзя признать нормальной.

Существует ряд факторов, искажающих реальную ситуацию в экономике и препятствующих ее нормальному развитию. Несовершенство действующего законодательства и его противоречивость приводят к необходимости использования двойной бухгалтерии, занижения реального объема производства товаров и услуг, что определяет существование в хозяйстве страны огромного теневого сектора, который не отражается в официальной статистике и не попадает под налогообложение, составляя при этом до 50% от ВВП (один из самых высоких показателей в мире).

Даже относительно невысокая доля неучтенного оборота позволяет предприятию практически полностью уйти от налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и отчислений на социальные нужды. По минимальной оценке потери бюджета и социальных фондов, вызванные существованием неучтенного наличного оборота, составляют 4-5 млрд долл. в год [1].

В качестве одного из индикаторов развития теневой экономики может рассматриваться степень распространенности так называемых зарплатных схем, когда оплата труда осуществляется неучтенными наличными денежными средствами.

Выдача заработной платы для большинства организаций не самоцель, ради которой организации работают с неучтенной наличностью. Это принцип ведения бизнеса, способ занижать выручку и не показывать прибыль, проще говоря, возможность уходить от всех налогов в целом. К тому же такими деньгами легче оперировать для текущих целей - дать взятку, купить товар на мелкооптовой базе, оплатить стоянку или ремонт служебного транспорта и так далее.

Большинство мелких организаций различных форм собственности в самых разных отраслях, начиная от палаточной торговли и заканчивая оптовыми поставками импортных грузов, с легкостью могут получать неучтенные наличные в большом количестве. При этом «черная» наличность достается этим фирмам по накатанным схемам настолько свободно, что они даже не рассматривают другие варианты выплаты заработной платы.

Сложнее приходится крупным коммерческим структурам, которые были бы не прочь выдавать заработную плату в конвертах, но, будучи основными источниками платежей в бюджет, постоянно ощущают на себе повышенное внимание со стороны контролирующих органов. Поэтому крупные компании вынуждены хотя бы формально оставаться в рамках закона. Именно они являются основными потребителями зарплатных схем. Впрочем, в разных регионах одна компания может использовать разные формы выдачи заработной платы. Бурильщики нефтяных скважин в Сибири могут получать свою заработную плату абсолютно официально, а вот сотрудники центрального офиса той же компании получают деньги по страховой или вексельной схеме. К примеру, руководителем компании приобретается вексель на свое имя и вносится, как займ, в кассу организации. Дисконт по этому векселю выплачивается на предприятии в виде «черной» заработной платы под видом единовременных выплат (материальной помощи). Тем самым организуется уход от налогообложения руководителя как физического лица и организации как плательщика ЕСН и страховых взносов в Пенсионный фонд.

При выборе формы выдачи заработной платы не последнюю роль играет и конкурентный фактор. По признанию владельца одной из фирм, занимающейся импортом товаров из Китая, «если я сегодня начну платить зарплату официально, буду показывать всю выручку, заплачу все налоги, то завтра с такими издержками меня просто выдавят с этого рынка - я не смогу продавать китайские вещи по цене итальянских». При столкновении интересов на одном рынке компания, выплачивающая всю заработную плату официально, по ведомости и платящая все налоги, окажется в заведомо невыгодной ситуации по сравнению с конкурентом, использующим «темные» способы минимизации налогов. Это справедливо и для ларьков на рынке, и для промышленных гигантов.

Платить всю заработную плату официально могут себе позволить государственные учреждения, не занимающиеся коммерческой деятельностью, и крупные иностранные компании, привыкшие везде и всегда соблюдать закон. Имидж этих компаний стоит гораздо дороже, чем любые налоги. Хотя еще совсем недавно российские налоги на заработную плату были настолько высокими, что даже некоторые зарубежные фирмы, осуществляющие свою деятельность на территории РФ, вынуждены были использовать зарплатные схемы.

Подсчитывая эффективность каждого из возможных способов выплаты заработной платы, как отношение суммы, полученной на руки работником, к сумме, затраченной на это работодателем, можно отметить, что «черный нал» в этой номинации вне конкуренции. Существует огромное количество фирм, занимающихся обналичиванием денежных средств как основным видом деятельности. Если на Западе обналичить денежные средства в обход контролирующих органов стоит 40-50% от объема средств, то у нас эта

сделка обойдется для фирмы в 1,5-5%. Таким образом, эффективность выплаты заработной платы «черным налом» для фирмы составляет 95% и выше, в то время как эффективность выдачи «белой» заработной платы - 64,2% (совсем недавно она была и вовсе порядка 46%). Конечно, при существующей ставке ЕСН в 26% эффективность выдачи «белой» заработной платы можно повысить до 74%, однако организации, которые могут выйти на такой уровень эффективности, по подсчетам аудиторов, составляют менее одного процента. Но даже и в этом случае «белая» заработная плата оказывается примерно на 10% дороже «серой» и более чем на 20% - «черной». Опираясь на данные именно таких нехитрых расчетов, большинство предприятий и не спешат с легализаций зарплат своих сотрудников.

Заработная плата «в конверте» означает, прежде всего, отсутствие социальных гарантий для работника. Во-первых, от размера официальной заработной платы зависит размер пенсии. Во-вторых, практически на нет сводятся нормы трудового законодательства, устанавливающие права работников. К примеру, при уходе в полагающийся отпуск, нельзя быть уверенным, что руководитель выплатит отпускные исходя из заработной платы, выданной «в конверте». То же самое может происходить и с больничными листами.

Дополнительные сложности могут возникнуть у тех получателей «серых» и «черных» зарплат, которые собираются посетить западные страны. Еще одно следствие таких зарплат - трудности, возникающие у работников с получением таких услуг, как кредиты на покупку жилья, автомобиля, на обучение и т.д., рынок которых последнее время активно развивается. Первое, что потребует банк-кредитор, - это справка с места работы о заработке работника. Если там будет стоять символическая сумма, то процесс кредитования намного усложнится. Впрочем, специалисты кредитных отделов банков прекрасно знают о российских особенностях выдачи заработной платы. Для вполне кредитоспособных граждан, имеющих, тем не менее, низкую заработную плату, разрабатываются специальные анкеты. Ответив на вопросы об имеющейся собственности, подтвердив высокий уровень ежемесячных расходов работнику в ряде случаев, можно рассчитывать на получение заветного кредита.

При организации незаконных вариантов оплаты труда работодателям остается только надеяться, что правоохранительные органы не смогут поймать их за руку. Оставив споры о законности применения схем для юристов и налоговиков, отметим, что главная причина повсеместного распространения черной и серой заработной платы заключается в невозможности что-либо доказать. По признанию представителей инспекции федеральной налоговой службы, фирму, а точнее ее главного бухгалтера и руководителя, можно привлечь к ответственности только в том случае, если кто-либо из сотрудников организации согласится «работать» на налоговую инспекцию и даст показания. Выражаясь юридическим языком, нужны неопровержимые доказательства прямого умысла в уклонении от уплаты налогов.

«Серые» схемы до недавнего времени считались практически неуязвимыми. Однако для пользователей страховых зарплатных схем тревожный звонок прозвучал в Дзержинском городском суде Нижегородской области. Юрий Шевченко, бывший руководитель регионального филиала Промышленно-страховой компании (ПСК), был приговорен к 8 годам лишения свободы по статьям 174 «Легализация (отмывание) денежных средств и иного имущества, приобретенных незаконным путем» и 199 «Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации» Уголовного кодекса. Шевченко предлагал своим клиентам использовать вариант страховой схемы с использованием векселей. Шевченко вменили в вину сокрытие в общей сложности одного миллиона рублей. Приговор суда взбудоражил представителей страховых компаний. Создавшийся прецедент продемонстрировал, кого налоговые инспектора винят в использовании страховых схем. Под суд попал только представитель страховой компании, а не сотрудники и руководители организации, использовавшие схемы. Впрочем, к общему облегчению страховщиков, Нижегородский областной суд отменил решение Дзержинского суда. Многие поспешили расценить это как очередной аргумент в пользу непотопляемости зарплатных схем.

Тем не менее, точку в деле «о зарплатных схемах» ставить пока рано. Вряд ли государство будет мириться с тем, что из-под налогообложения выводятся огромные суммы. И хотя большинство крупных компаний пока еще продолжают использовать зарплатные схемы, в дальнейшем это будет делать все сложнее. Наряду со снижением налогового бремени государство обещает ужесточение методов борьбы с теми, кто эти налоги не платит.

Борьбу с таким злом, как «черная» и «серая» заработная плата, государство ведет уже давно. Но, пожалуй, только в последние несколько лет эта борьба приобрела поистине угрожающий характер для нарушителей. И теперь не только представитель налоговых органов может «спросить» с бухгалтера и руководителя фирмы - на пороге компании могут появиться и милиция, и инспекция по труду, и прокуратура. В случае возникновения судебных споров на предмет размера выплаченной заработной платы, указанные ведом-

ства выступают на стороне простых работников и представители внебюджетных фондов полностью их поддерживают.

Что касается изменений в законодательстве, имеющих целью легализацию доходов населения и компаний, то некоторые из них, например, 13-процентный подоходный налог, оказываются действенными, другие, подобно регрессивной шкале ЕСН, которой практически никто не может воспользоваться, выглядят неуклюжими. Реформа социального налогообложения, в результате которой сборы во внебюджетные фонды были заменены единым социальным налогом, а ставка ЕСН снижена с 35,6 до 26%, должна была помочь фирмам легализовать ежемесячные выплаты своим сотрудникам. Однако, несмотря на столь благие намерения, предполагаемого массового выхода из тени не состоялось. Для того чтобы это произошло, ставка ЕСН, по мнению многих представителей малого бизнеса, должна быть еще меньше. К тому же для многих фирм легализация заработной платы означает легализацию всего оборота, а на это большинство организаций пойти еще не готовы.

В стремлении исправить ситуацию законодатели работают над новыми поправками в Налоговый кодекс, в то время как работа по легализации ежемесячных выплат активизируется на местах. Для этого при налоговых управлениях в каждом регионе стране были созданы специальные территориальные межведомственные комиссии и комиссии по легализации заработной платы при налоговых органах. Причем в состав таких комиссий входят не только налоговые инспекторы. Информация о нарушении режима выплаты зарплат поступает в комиссию из различных источников. В эту работу вовлечены также представители правоохранительных органов, органов прокуратуры, миграционной службы, региональных отделений внебюджетных фондов, инспекции по труду и профсоюзов. Основной информацией служат данные, полученные в результате анализа финансового состояния предприятий, его заработной платы и среднесписочной численности. Используются данные о размере пенсионных отчислений. Тревожным звонком, свидетельствующим, что на предприятии платится заработная плата в конвертах, служит размер дохода, указанный в декларациях. Если размер средней заработной платы работников за истекший налоговый период ниже прожиточного минимума и среднеотраслевого показателя заработной платы по виду экономической деятельности работодателя, то он (работодатель) является кандидатом для вызова на специальные территориальные межведомственные комиссии и комиссии по легализации заработной платы при налоговых органах.

В письме из налоговой инспекции на адрес такой фирмы содержится информация-предупреждение о том, что компания попала в поле зрения ревизоров. И если руководитель на такое письмо отвечает бездействием, его вызывают на беседу к руководителю налоговой инспекции, которая носит доверительнопрофилактический характер. И надо сказать, такого рода беседы имеют положительный эффект в 60-70% случаев. Однако есть и такие руководители, кто и после подобных разговоров не приводят свою бухгалтерию в должный вид. Такие фирмы рекомендуются для включения в план выездных налоговых проверок. Информация о них поступает в органы государственного надзора и контроля, управления внутренних дел и так далее. Предприятия ожидают изнурительные проверки, участие в которых принимают не только ревизоры из налоговой инспекции, но и правоохранительные органы. И о серьезности намерений налоговиков, которые явно не собираются сдавать своих позиций, свидетельствует письмо ФНС от 28 июля 2006 г. № ВЕ-6-04/742.

Во многих регионах введена практика использования «телефонов доверия», по которым сотрудники могут сообщить о фактах выплаты им неофициальной заработной платы. Также ФНС России утвердила Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок. Одним из критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, названа выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации. В связи с этим территориальные налоговые органы постарались ознакомить налогоплательщиков с уровнем средней заработной платы в каждой отрасли. Одновременно на новый уровень вышло взаимодействие с миграционной службой (составной частью проводимой налоговыми органами работы является легализация доходов иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации).

В результате такой деятельности в последние два года увеличились темпы роста «зарплатных» налоговых платежей в бюджет (рис.).

Динамика темпов роста «зарплатных» налоговых платежей

Работа по легализации заработной платы оказывает существенное влияние и на легализацию самих трудовых отношений. Подтверждением этому являются данные о представлении налоговыми агентами справок о доходах физических лиц (форма № 2-НДФЛ). Так, по сравнению с итогами работы комиссий за 2006 год в 2007 году количество представленных налоговыми агентами сведений о доходах физических лиц увеличилось более чем на 6 млн и составило 101 млн сведений.

Разумеется, свои плоды принесло и введение новой Концепции выездных налоговых проверок. По мнению налоговых органов, увеличение заработной платы и зарплатных налогов автоматически ведет за собой увеличение и прочих налогов - в частности, налога на добавленную стоимость и налога на прибыль (в результате легализации выручки от реализации работ и услуг).

Организации, увеличивающие заработную плату за счет снижения показателей прибыли или показывающие убытки, попадают в зону риска. У таких фирм инспекторы разыскивают «обстоятельства, косвенно свидетельствующие о проведении операций, не включенных в отчетные данные». К ним относятся, в частности:

предъявление к возмещению НДС убыточной компанией;

превышение суммы вычетов НДС над допустимым уровнем, значительно отличающимся от установленного в регионе пределе;

ликвидация активов и другие.

Анализ ситуации показывает, что государство намерено всерьез заняться борьбой с «теневыми» оборотами, используя для этого самые разные методы: от изменений законодательства до разъяснительных бесед, доначислений по итогам налоговых проверок, привлечения к административной ответственности работодателей и возбуждения уголовных дел за уклонение от уплаты налогов.

--------♦-----------

УДК 330.131.7 Г.Ф. Яричина, Д.Г. Округин

О РАЗРАБОТКЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ПО СНИЖЕНИЮ РИСКА И СМЯГЧЕНИЮ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИЙ И КАТАСТРОФ

В статье обозначены основные направления по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций в техногенной сфере, рассмотрены экономические механизмы, призванные регулировать уровень техногенного риска. Приведены функциональные зависимости экономических расходов и экономического эквивалента ущерба от уровня техногенной безопасности и риска.

По предварительным оценкам МЧС России ежегодный материальный ущерб только от чрезвычайных ситуаций техногенного характера составляет десятки миллиардов рублей в год. Общий материальный ущерб от техногенных и природных чрезвычайных ситуаций составляет в год 6-7% ВВП страны [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.