Научная статья на тему 'Выявление теневых схем выплаты зарплаты как фактор обеспечения экономической безопасности доходов государственного бюджета'

Выявление теневых схем выплаты зарплаты как фактор обеспечения экономической безопасности доходов государственного бюджета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
394
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ БЮДЖЕТА / "СЕРАЯ" ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / "ЧЕРНАЯ" ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / ЗАРПЛАТА В "КОНВЕРТАХ / "ЗАРПЛАТНАЯ" КОМИССИЯ / ECONOMIC SECURITY BUDGET / "GRAY" WAGES / "BLACK" WAGES / WAGES IN THE ENVELOPE / "SALARY" COMMISSION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соломатина О.С.

Многие хозяйствующие субъекты выплачивают работникам зарплату в «конвертах». Это оказывает негативное влияние как на обеспечение полноты доходной части бюджета, так и на уровень пенсий граждан и социального обеспечения. Поэтому с указанным явлением государство ведет активную борьбу. А ее субъектами выступают милиционеры и налоговики. О том, какие мероприятия они проводят, и каковы результаты этого, рассказано в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Identification of shadow schemes salaries as a factor in ensuring the economic security of state budget revenues

Many enterprises pay unofficial wages («black money») to their employees. This causes negative influence on both the state's budget income and citizen's pensions and social security. Apparently the state is trying to improve the situation through the militiamen and tax officers. This article describes their methods and results they lead to.

Текст научной работы на тему «Выявление теневых схем выплаты зарплаты как фактор обеспечения экономической безопасности доходов государственного бюджета»

Выявление теневых схем выплаты

зарплаты как фактор обеспечения экономической безопасности доходов

государственного бюджета

Соломатина О.С. *

Many enterprises pay unofficial wages («black money») to their employees. This causes negative influence on both the state s budget income and citizen s pensions and social security. Apparently the state is trying to improve the situation through the militiamen and tax officers. This article describes their methods and results they lead to.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства. При этом основную часть доходов бюджета страны составляют налоговые поступления (около 72% в общей сумме доходов)

В свою очередь, состояние бюджета, при котором поступления доходов обеспечивают государственные расходы, в том числе и непредвиденные, называют состоянием экономической безопасности бюджета. Поэтому, обеспечивая полноту собираемости налогов (в том числе и «зарплатных», то есть НДФЛ и ЕСН), государство обеспечивает экономическую безопасность бюджета.

По данным ФНС России, всего в январе-августе 2008 года в федеральный бюджет РФ поступило 2 976,1 млрд. руб. администрируемых доходов (что на 31,4% больше, чем в январе-августе 2007 года). Из них на долю ЕСН приходится 11% таких поступлений. То есть в январе-августе 2008 года сумма этого налога, поступившая в Федеральный бюджет РФ, составила 329,5 млрд. рублей. При этом по сравнению с аналогичным периодом 2007 года она выросла на 29,7%.2

Что касается НДФЛ, то он в федеральный бюджет не поступает. Поэтому данные приведем относительно консолидированного бюджета РФ. Так, по статистической информации ФНС России за период с января по июль 2008 года в этот бюджет поступило НДФЛ на сумму 931,1 млрд. руб.

Итак, доля единого социального налога в общей сумме налоговых поступле-

ний в федеральный бюджет РФ достаточно велика. Это относится и к сумме поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет нашей страны. А, значит, эти два налога обеспечивают значительную часть расходов страны. Следовательно, они являются одним из важнейших факторов обеспечения экономической безопасности бюджета РФ (как федерального, так и консолидированного).

Но на собираемость указанных налогов существенное влияние оказывает так называемая «серая и черная зарплата» или зарплата «в конвертах». Она представляет собой получаемую работником (выплаченную работодателем) часть заработной платы (или полную ее сумму), с которой не уплачиваются установленные на законодательном уровне налоги.

В случае, когда работнику выплачивается сумма сверх документально отраженного уровня зарплаты, такие выплаты называются «серой» зарплатой. А вот вознаграждения лицу без его оформления у работодателя (официального приема на работу, заключения трудового договора) составляют сумму «черной зарплаты». Такая сумма заработка выдается работнику в конверте (разумеется, без его подписи в платежной ведомости) или перечисляется на банковскую карточку работника (его счет в банке). А неофициальные «черные» ведомости хранятся в организации работодателя (например, в сейфе бухгалтерии) или ином месте.

Но следует отметить, что в настоящее время увеличение уплаты «зарплатных» налогов нередко связывают с активизацией государственной борьбы с «конвертными» схемами. Она объединила сотрудников правоохранительных органов (ОБЭП

Адъюнкт заочной формы обучения кафедры финансов, денежного обращения и кредита Академии экономической безопасности МВД России.

СО

OI

О) О О CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о

m ф

VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

CO

Ol

z

0) о о сч

о о о

Q.

et

CQ s

I-

о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о

ш у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

и УНП МВД России) с инспекторами труда, сотрудниками налоговой службы (ИФНС России), представителями профсоюзов и местными органами власти и управления. В некоторых районах России заключаются так называемые «тройственные соглашения». Они объединяют администрацию того или иного города, профсоюз и союз промышленников. В основе заключения такого соглашения лежит идея обеспечения выплаты трудоустроенным гражданам заработной платы не ниже рассчитанной общеотраслевой. Кроме того, с увеличением размера заработка работников связан контроль уплаты хозяйствующим субъектом НДФЛ и ЕСН. А, следовательно, повышение собираемости указанных налогов и обеспечение полноты их поступлений в соответствующие бюджеты.

Так, например, одним из средств реализации такой заботы об уровне достойной оплаты труда является проведение заслушиваний представителей организаций и индивидуальных предпринимателей. Для этого создаются комиссии в налоговых инспекциях и Администрациях городов. Здесь заслушиваются причины выплаты заработной платы ниже установленного (на законодательном уровне МРОТ), что является нарушением норм трудового законодательства, или рассчитанного минимума (общеотраслевой зарплаты).

Например, в ИФНС Сергиево-Посад-ского муниципального района проводятся заслушивания индивидуальных предпринимателей и руководителей юридических лиц. При этом налогоплательщикам вручаются уведомления о необходимости увеличения уровня заработной платы. По результатам работы такой комиссии каждый из отчитавшихся в письменном виде заявляет о том, что необходимые меры приняты. Тем самым обеспечивается достоверное (хотя, возможно, и частичное) повышение заработных плат работникам. В случае необходимости налоговая инспекция включает того или иного хозяйствующего субъекта в план проведения проверок на перспективу.

А вот в случае неоднократной неявки налогоплательщика на заслушивание в ИФНС сотрудники налоговой службы извещают об этом УВД по Сергиево-Посад-скому муниципальному району, миграционную службу, прокуратуру, инспекцию труда. А последние предпринимают соответствующие меры (в рамках своих пол-

номочий) для выяснения обстоятельств такого «поведения» хозяйствующих субъектов.

Кроме того, правоохранительными органами и сотрудниками ИФНС проводятся совместные проверки полноты и правильности уплаты НДФЛ и ЕСН в бюджет. Практика проведения таких контрольных мероприятий позволила выработать алгоритм выявления «черной» зарплаты (последовательность действий проверяющих), используемый сотрудниками правоохранительных органов (милиции). Раскроем это, дополнив способы выявления актуальными и результативными, на наш взгляд, контрольными мероприятиями. Прежде всего, уполномоченные на то лица правоохранительных органов (чаще всего оперативники) проводят опрос руководителя и бухгалтера организации либо индивидуального предпринимателя. Предмет такого контрольного мероприятия включает:

• выяснение со слов опрашиваемых уровня выплачиваемой работникам заработной платы;

• определение системы налогообложения хозяйствующего субъекта;

• определение количества работников. В результате полученные объяснения

опрашиваемых лиц будут служить доказательной базой в случае выявления несоответствия фактического уровня заработной платы с ее уровнем, отраженным в документах (платежных ведомостях, недавно заключенных трудовых договорах, сумме начисленной зарплаты в отчетных формах по НДФЛ и т. п.). Далее проверяющие проводят опрос нескольких работников разных должностей об уровне их заработной платы в данной организации и на прежнем месте работы. И нередко выясняется, что уровень их зарплаты ниже, чем на прежнем месте работы и со слов опрашиваемых и документально. Это говорит о том, что вероятность выплаты таким работникам заработной платы в «конвертах» достаточно велика. Ведь, вряд ли трудоспособный гражданин согласится сменить предыдущее место работы на новое, менее оплачиваемое (разумеется, здесь не учтен психологический фактор в коллективе на прежнем и новом мете работы, удаленность места работы от места проживания гражданина и т. п.).

Отметим, что такой выборочный опрос работников проверяемого хозяйствующего субъекта наиболее эффективен, когда необходимо подтвердить и офици-

ально зафиксировать ранее полученную оперативным путем информацию.

Далее проверяющие анализируют документы организации или индивидуального предпринимателя. Например, немаловажно установление по документации (хранящейся в отделе кадров организации) данных уволенных работников (их ФИО, адреса, телефоны). Ведь нередко указанная категория лиц располагает информацией об истинном положении дел в проверяемой организации и уровне зарплат и отчислений в Пенсионный фонд РФ.

Следующий шаг сотрудников правоохранительных и налоговых органов — сравнение суммы заработной платы, отраженной в документах проверяемого, с ее уровнем в аналогичных хозяйствующих субъектах. Нередко оказывается, что размер показываемой налогоплательщиком зарплаты показывается в несколько раз ниже. Кроме того, проверяющие могут сравнить зарплату руководящего состава с суммами вознаграждений, выплачиваемым прочим работникам. Следует обратить внимание на то, что у работников предпенсионного возраста зачастую зарплата выше, чем у руководства. То есть здесь действует следующий механизм: работодатель «обеляет» (отражает в документах) всю сумму выдаваемой на руки зарплаты или большую ее часть. С нее перечисляются все установленные налоги (например, ЕСН). Это связано с необходимостью обеспечения достаточного уровня поступлений в Пенсионный фонд России.

Неотъемлемой частью совместной проверки является проведение осмотра кабинетов и офисов руководящего состава и бухгалтерии, а также стендов, размещенных в помещении организации или индивидуального предпринимателя. Нередко на столе руководителя можно увидеть заявки и приглашения на работу с указанной фактической суммой заработной платы.

Также проверяющие производят поиск объявлений хозяйствующего субъекта о приеме на работу и вакансиях в газете и Интернете. Нередко здесь указывается реальная сумма заработка, выдаваемая на руки работнику.

Наиболее важным при проведении контрольных мероприятий является следующий шаг. Это установление местонахождения и изъятие (с составлением описи и протокола осмотра) «черных» расчетных и платежных ведомостей, а также системных блоков с последующим вос-

становлением файлов (в случае, если файлы с фактическими ведомостями были стерты).

Кроме того, достаточно результативно установление даты и времени выплаты заработной платы с целью неожиданного появления проверяющих на территории (в помещении, офисе, кабинетах) хозяйствующего субъекта и уменьшения вероятности уничтожения ведомостей по выплате фактической зарплаты. Естественно, это возможно только при наличии достоверных источников оперативной информации.

Следующий шаг — проверка кассовой книги, выписок по движению денежных средств по счетам (в случае поддержания организацией системы клиент-банк) и приходных и расходных кассовых ордеров.

Нередко «черная» зарплата выдается какому-либо работнику под отчет либо «проводится» документально, как выплата сторонней организации за оказание каких-либо услуг. В этом случае необходимо провести проверки организаций-контрагентов на предмет существования таковых. Если все же указанные организации существуют, необходимо провести проверку документов, подтверждающих факт закупки материалов (иных активов) или оказания услуг.

Заключительный этап — запрос в налоговой инспекции данных об объемах уплаты НДФЛ и ЕСН за проверяемый период, а также данные о количестве человек, по которым проверяемый субъект отчитывается. Сравнить полученную информацию с фактическим количеством работников или указанным в штатном расписании, табеле рабочего времени (если таковой имеется). Выявить число работников в небольшой организации помогут заключенные с ними договора (трудовые контракты) либо обследование помещений, цехов и территории налогоплательщика (в случае нахождения работников на рабочих местах и наличии необходимых справок, служебных записок, больничных листов и заявлений).

Итак, выделим несколько основных направлений деятельности сотрудников милиции и налоговой службы по пресечению и выявлению выплат работникам «черных» и «серых» зарплат:

• направление информации в трудовую инспекцию о выплате налогоплательщиком зарплаты ниже МРОТ;

• убеждение налогоплательщика повысить зарплату посредством проведения «разъяснительных бесед»;

00 О!

О) О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о сч

о о о о.

со

н о

0

1

о я с о

т ф

ю

>5

о *

о ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

13

я <

I

н

о ф

со

CO

Ol

z

0) о о сч

о о о

Q.

et

CQ s

I-

о

0

1

о я с о т ф VO

• работа с трудящимися в организации гражданами (разъяснение отрицательных аспектов получения «черного» и «серого» заработка с точки зрения обеспечения средствами государства на социальной помощи, повышения уровня пенсий);

• выявление схем уклонения от уплаты налогов путем проведения проверок хозяйствующих субъектов;

• привлечение неплательщика к уголовной ответственности.

Таким образом, одним из важнейших положительных аспектов при проведении проверок и заслушиваний сотрудниками правоохранительных органов и ИФНС является то, что ими осуществляются разъяснительные беседы с руководителями организаций, индивидуальными предпринимателями и их работниками. Основная задача таких мероприятий — указание работодателям на прямую зависимость между ростом «белой» заработной платы и отчислений в Пенсионный фонд России, то есть обеспечение работникам достойного уровня пенсионного обеспечения.

Такого рода борьба с «конвертными» схемами в настоящее время привела к тому, что показываемая («обеленная») часть заработной платы в организациях и у индивидуальных предпринимателей значительно возросла. Появляется тенденция того, что «черная» зарплата — уже не модно.

При этом даже, если принимаемые меры не могут обеспечить стопроцентное перечисление НДФЛ и ЕСН в бюджет с денежных средств, выдаваемых работникам на руки, ситуация значительно улуч-

шилась. Так, например, Подмосковное УФНС составило рейтинг инспекций, которым лучше всего удается бороться с зарплатами в «конвертах». В число лидеров вошли: ИФНС по городам Истре, Ногинску, Чехову. Именно в результате работы специальных «зарплатных» комиссий в перечисленных налоговых инспекциях подмосковные организации чаще всего уточняют свои расчеты по НДФЛ и ЕСН.

Общий итог по Подмосковью за 2007 год: 95,2 процента компаний, подозреваемых в сокрытии доходов их работников, повысили заработные платы до средних показателей по виду экономической деятельности 3.

А вот, например, в Сергиево-Посадс-ком муниципальном районе в результате проводимых в ИФНС заслушиваний налогоплательщиков уже по итогам второго полугодия 2006 года поступления НДФЛ увеличились на 69, 1%, а ЕСН — на 69, 8% по уплате из числа заслушанных.

Таким образом, выявление и пресечение применения налогоплательщиками «конвертных» схем уклонения от уплаты налогов — одно из важнейших средств увеличения поступлений ЕСН и НДФЛ в соответствующие бюджеты. А, это, в свою очередь, способствует обеспечению экономической безопасности государственного фонда денежных средств. Следовательно, работники законопослушных налогоплательщиков могут рассчитывать на более высокий уровень пенсий и социальной защищенности. А население страны — на реализацию государственных программ по защите малообеспеченных и социально незащищенных граждан.

Литература и примечания

1. www.ach.gov.ru

2. www.nalog.ru

3. Главбух, 26 марта 2008 г.

О *

о ф

У S 2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.