Научная статья на тему 'Особенности теневой экономики в условиях современной России и их проявления в условиях Красноярского края'

Особенности теневой экономики в условиях современной России и их проявления в условиях Красноярского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
650
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ / SHADOW ECONOMY / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / KRASNOYARSK TERRITORY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фалалеев Альберт Николаевич, Трифонов Артем Юрьевич

Теневая экономика как весьма сложный комплекс экономических отношений обладает противоречивостью, что не позволяет однозначно оценивать ее влияние на экономику Красноярского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of shadow economy in the conditions of present day Russia and their manifestations in the Krasnoyarsk Region

Shadow economy as quite a complex set of economic relations is rather contradictory, hereupon it is not possible to estimate unambiguously its influence on the economy of the Krasnoyarsk Territory.

Текст научной работы на тему «Особенности теневой экономики в условиях современной России и их проявления в условиях Красноярского края»

ОСОБЕННОСТИ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Теневая экономика, социально-экономическое развитие, Красноярский край.

В экономической литературе нет однозначного понимания феномена теневой экономики, что свидетельствует о сложности и многогранности самой его сущности, как и многообразии форм проявления теневой экономики, которые в той или иной степени охватывают практически все главные сферы экономической жизни общества.

Поэтому задача исследования противоречивой сущности теневой экономики и ее форм столь же значима, как и изучение последствий самого его существования.

Если обратиться к экономическим словарям, то можно встретить различные определения теневой экономики: «Теневая экономика - подпольный, незаконный и черный рынок товаров и услуг; не контролируемое обществом производство, распределение, обмен и потребление товарных материальных ценностей и услуг» [Голованов и др., 2003]. Или: «Теневая экономика - термин, обозначающий все виды экономической деятельности, не учитываемые официальной статистикой и не включаемые в ВВП» [Новый энц. словарь, 2001].

Есть и такое определение: «Теневая экономика (скрытая экономика) - экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Является ненаблюдаемой, нефор мальной частью экономики, но не охватывает её всю, так как в неё не могут быть включены виды деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя или общинная экономики. Также включает в себя нелегальные, криминаль ные виды экономики, но не ограничивается ими» [www.wikipedia.ru].

Большой экономический словарь трактует «теневую экономику» как «не контролируемое обществом производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей и услуг, то есть скрываемые от органов государственного управления и общественности социально-экономические отношения между отдельными гражданами, социальными группами по использованию государственной собственности в корыстных личных или групповых интересах».

На наш взгляд, достаточно адекватное определение дают авторы Б.А. Райзберг, Л.И. Лозовский, Е.Б. Стародубцева: «Теневая экономика - это экономические процессы, которые не афишируются, скрываются их участниками, не контролируются государством и обществом, не фиксируются официальной государственной статистикой. Это невидимые вооруженным глазом со стороны процессы производства, распределения, обмена, потребления товаров и услуг, экономические отношения, в которых заинтересованы отдельные люди и группы» [Цит. по: Шестаков, 2000].

В целом, теневые экономические отношения возникают и развиваются на основе несоответствия жизненных интересов людей в экономической сфере ее законодательно-нормативному регулированию со стороны государства. Теневая экономика всегда является признаком несовершенства правового государства. История любой страны дает много примеров того, как законы, существующие на протяжении какого-то периода, в определенный момент времени кардинально пересматриваются, и то, что еще вчера могло караться самым жестоким образом, сегодня начинает восприниматься как норма. Таким образом, с одной стороны, существуют нормы общечеловеческой морали как неписаные законы, вырабатываемые данным обществом в качестве вечных истин, с другой - есть законы, написанные

конкретными людьми. Предполагается, что законы, «писанные людьми», должны отражать суть неписаных законов общечеловеческой морали с целью регулирования взаимодействия в конкретных сферах деятельности. Однако в реальной жизни создание законов происходит под влиянием господствующей в стране идеологии, системы господствующих экономических отношений, защитники которых могут как отражать интересы преобладающих слоев общества, так и преследовать свои личные корыстные интересы.

Теневая экономика зависит и от предшествующего развития (культурного, экономического, правового), и состояния экономики на данный момент. Иными словами, феномен теневой экономики представляет своеобразный «живой организм», который находится в постоянном движении, отражая существующую специфику от социально-экономического развития страны или целого региона в данный период.

После официального прекращения существования Советского Союза в России, включая ее многочисленные регионы, можно было обнаружить целый ряд особых форм проявления теневой экономики. Заметим, что в Советском Союзе теневая экономика также существовала, но по причинам жесткой цензуры статистические данные о ее масштабах не публиковались в официальных источниках. Например, в Советском Союзе многие директора предприятий и большая часть линейных руководителей (начальники цехов, участков, мастера и др.) регулярно осуществляли деятельность в рамках «легкой» и «средней» теневой экономики. Прежде всего это относилось к таким отраслям, как агропромышленный комплекс, строительство, нефтехимия, торговля, легкая и пищевая промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство. Самыми распространенными видами теневой деятельности были бартерные обмены материальными ресурсами, продажа ресурсов (стройматериалов, горюче-смазочных материалов, продовольственных товаров и др.) «на сторону», взятки за принятие нужных «клиенту» управленческих решений, в особенности это касалось коррекции плановых заданий предприятиям, ведомствам, за перевыполнение которых руководство материально поощрялось в солидных масштабах. В результате сформировалась экономика, параллельная официальной, без которой последняя в 70-80-е годы фактически уже не могла нормально функционировать.

В странах с развитой системой рыночного хозяйства исследователи обычно выделяют следующие факторы, определяющие причины, масштабы и динамику теневой экономики: 1) тяжесть налогообложения; 2) размеры получаемого дохода; 3) продолжительность рабочего времени; 4) масштабы безработицы; 5) роль государственного сектора [Смирнов, 2002].

В развитых странах неформальная экономика - способ непосредственного снижения издержек производства и сбыта. Условия, стимулирующие рост неофициальной экономики в развитых странах: высокий зарегистрированный уровень безработицы; высокие документированные издержки производства; уменьшение продолжительности времени формальной занятости (сокращение рабочей недели или ранний уход на пенсию); рост средней продолжительности жизни при неопределенности или недостаточности пенсионного обеспечения; высокая установленная государством минимальная ставка заработной платы, не стимулирующая предпринимателей легально принимать на работу безработных; значительные ограничения на занятость иностранных рабочих.

В развитых странах масштабы неформальной экономики сравнительно невелики, так как в условиях рыночной экономики большая часть частной экономической деятельности легальна (необходимости ее скрывать гораздо меньше), с другой стороны, система контроля и регулирования экономики достаточно эффективна (скрыть операции труднее).

В развивающихся странах неформальная экономика имеет большее значение в качестве механизма выживания для индивидуумов, нежели средства увеличения прибыли для компаний. Основное количество фирм в развивающихся странах, в соответствии с этим подходом, не прибегает к деятельности в неформальном секторе для снижения издержек, так как им вполне доступны другие возможности, например: благоприятная налоговая среда, отно-

сительно низкий уровень официальных зарплат. Предприниматели, имеющие мелкий бизнес, прибегают к услугам неквалифицированных работников, чаще всего выходцев из сельских районов, которые рассматривают такого рода занятость в неформальном секторе как единственный источник доходов и средство выживания.

Теневые акции широко распространены и в трудовых отношениях. Нарушение принципов трудового законодательства (продолжительность рабочего дня, оплата труда и т. п.), социальной справедливости характерно для использования труда рабочих-мигрантов (нелегалов), женского труда и труда подростков. Угроза безработицы заставляет наемных работников соглашаться на оплату своего труда в натуральной форме и месяцами ждать выплаты мизерной зарплаты. Такие формы оплаты труда, как депозиты и «конверты», также являются теневыми операциями в системе трудовых отношений [Трудолюбов, 2001].

Из данных таблицы видно, что если в Центральной и Восточной Европе теневая экономика в 90-х годах держалась на одном уровне, то в странах бывшего СССР рост теневой экономики в целом был значителен, что являлось следствием несовершенства проводимых реформ в законодательной, налоговой, экономической и социальной жизни стран, входивших ранее в Советский союз (табл.).

В Москве и Санкт-Петербурге - это в основном кредитно-финансовая сфера, операции с недвижимостью. Во многих регионах она была связана с экспортоориентированным сырьевым производством: Тюменская область (нефть), Кемеровская область (уголь), Красноярский край (никель, алюминий), Якутия (алмазы, золото) и др. Так, в Красноярском крае вокруг алюминиевого бизнеса несколько лет не утихали скандалы, криминальные разборки, политическая борьба [Попов, 2004].

Как известно, значительная доля теневой экономики приходится на малый бизнес, на него в развитых странах приходится большая часть ВВП страны. Вместе с тем нужно еще раз подчеркнуть важность высокой доли малого бизнеса в ВВП страны. Это утверждение неоднократно озвучивали российские политики.

Таблица

Масштабы теневой экономики в развивающихся странах, в % от ВНП

Страны В среднем

Бывший СССР 1990-1993 гг. 1994-1995 гг.

1. Азербайджан 33,8 56,3

2. Белоруссия 14,0 19,1

3. Грузия 43,6 63,0

4. Казахстан 22,2 34,2

5. Киргизия 21,1 32,2

6. Латвия 24,3 34,8

7. Литва 26,0 25,2

8. Молдовия 29,1 37,7

9. Россия 27,0 41,0

10. Узбекистан 10,3 8,0

11. Украина 28,4 47,3

12. Эстония 23,9 18,5

В среднем по бывшему СССР 25,7 35,5

Центральная и Восточная Европа

1. Болгария 26,3 32,7

2. Хорватия 23,5 28,5

3. Чехия 13,4 14,5

4. Венгрия 30,7 28,4

5. Македония 40,2 38,5

6. Польша 20,3 13,9

7. Румыния 16,0 18,3

8. Словакия 14,2 10,2

9. Словения 13,0 11,0

В среднем по Центральной и Восточной Европе 20,6 20,9

«Существенный резерв для роста экономики Красноярского края содержится в малом бизнесе», - заявил заместитель губернатора Эдхам Акбулатов, выступая на конференции Союза промышленников и предпринимателей. По его мнению, от 150 до 300 тысяч лиц, занятых в малом бизнесе, работают в сфере теневой экономики края. Акбулатов уверен, что только за счет их легализации можно достичь существенного прироста платежей в краевой бюджет. Зам. губернатора привел такой пример: для того чтобы достичь московского уровня малого предпринимательства, что оценивается по соотношению количества малых предпринимателей к населению города, темпы роста малого бизнеса в крае к 2010-2011 году должны увеличиться в 3-3,5 раза по сравнению с существующим уровнем развития этого сектора экономики. «Это то направление в экономике, которое нуждается в государственной поддержке», - заявил Эдхам Акбулатов [РИА «Пресс-лайн», 2009].

Следует отметить, что подобные заявления о поддержке малого бизнеса уже неоднократно звучали из уст президента и премьер-министра страны. На наш взгляд, проводимые государством меры по поддержанию малого бизнеса являются важными как по отношению к развитию экономики страны, так и по отношению к борьбе с теневой экономикой. Ведь не секрет, что малый бизнес зачастую вынужден уходить в «тень» в связи с несовершенством налоговой, законодательной и социально-экономической ситуацией в стране, особенно в условиях кризиса. В результате бюджеты всех уровней недополучают огромные суммы в виде налоговых платежей, а работники предприятий, получающие заработную плату в конвертах, лишены социальных гарантий и защиты государства.

Мероприятиям, направленным на легализацию «теневой» заработной платы, в Красноярском крае уделяется особое внимание. Основным методом работы с налогоплательщиками, выплачивающими заработную плату ниже среднего уровня, является персональное заслушивание руководителей в образованных для этих целей комиссиях, проводимое Управлением Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю, Таймырскому (ДолганоНенецкому) и Эвенкийскому автономным округам.

Данные комиссии действуют при органах местного самоуправления и в каждой налоговой инспекции с 2006 года. Члены комиссий требуют от налогоплательщиков отражать в бухгалтерской и налоговой отчетности реально выплачиваемую заработную плату и исчислять с нее налоги.

В 2009 году для заслушивания на комиссиях по легализации «теневой» заработной платы было отобрано 7128 налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по виду экономической деятельности, сложившейся по соответствующей территории края, в том числе 4029 организаций (56,5 %) и 3099 индивидуальных предпринимателей (43,5 %).

Среди отобранных налогоплательщиков преобладали предприятия малого бизнеса с численностью до 50 человек - 6564, или 92 % (3513 организаций и 3051 индивидуальный предприниматель).

Контрольные мероприятия проводятся также и в отношении налогоплательщиков, по которым приглашения на комиссию, направленные с уведомлением, вернулись по причине «отсутствия адресата по указанному адресу». За 10 месяцев 2009 года проведено 95 оперативных проверок таких налогоплательщиков с целью установления их фактического места нахождения, в результате 12 налогоплательщиков привлечены в соответствии со статьей

14.25 Кодекса об административных правонарушениях к административной ответственности на общую сумму 60 тыс. рублей, 4 налогоплательщикам вынесены предупреждения.

В 2009 году налоговыми органами края были проведены выездные налоговые проверки 158 налогоплательщиков, продолжавших выплачивать низкую заработную плату после их заслушивания на комиссиях.

По результатам этих проверок доначислено налогов, напрямую зависящих от официальной заработной платы (единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налога на доходы физических лиц), на общую сумму 36,5 млн. рублей, из них 14 млн. рублей было доначислено в результате выявления у 16 налогоплательщиков «зарплатных» схем ухода от налогообложения.

Проведенная комиссиями работа по легализации «теневой» заработной платы позволила обеспечить более 241 млн. рублей дополнительных поступлений налога на доходы физических лиц, единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Управлением ежеквартально проводится мониторинг дополнительных поступлений ЕСН, страховых взносов на ОПС и НДФЛ по налогоплательщикам, которые в результате проведенной в крае работы по легализации налоговой базы обеспечили любое повышение заработной платы (до среднего уровня по ВЭД и ниже).

Теневая экономика как весьма сложный комплекс экономических отношений обладает противоречивостью, что не позволяет однозначно оценивать это явление. С одной стороны, теневая экономика представляет собой комплекс негативных процессов, имеющих криминальные основания (рэкет, проституция, уход от налогов, «отмывание» денег и т. д.), но с другой - нельзя не отметить, что за счет использования элементов теневой экономики многие субъекты экономической жизни получают шанс на выживание, особенно в условиях кризиса и несовершенства налоговой и законодательной базы в государстве. И как следствие, выжив, окрепнув и встав на ноги, такие предприятия уже имеют возможность выйти из «тени» и стать полноправными участниками экономической жизни в стране, принося доходы государству и рабочие места населению, решая тем самым важные экономические и социальные задачи общества.

В этой связи есть основание полагать, что со стороны государства должен выдерживаться дифференцированный подход к различным формам теневой экономики. Все крайне криминальные ее проявления должны жестко караться и пресекаться. А в отношении других должно быть главное внимание обращено на создание в стране таких условий, чтобы любому бизнесу, будь то малое или крупное предприятие, в первую очередь было бы выгодно работать официально, а не стремиться уйти в «тень».

Следует отметить, что в России в 90-е годы существовали значительные масштабы теневой экономики, которая вышла за рамки официальной экономики и получила распространение по существу во всех сферах жизни общества. Теневые процессы стали неотъемлемой чертой уровня и образа жизни населения страны. Достаточно напомнить про ставшие привычными теневые доходы и занятость населения. К сожалению, и доныне тот сектор экономики, который является теневым, охватывает целый комплекс многих сфер экономики -от экономики домашних хозяйств до самых крупных предприятий.

Однако в целом необходимо подчеркнуть, что к десятому году XXI века в России удалось решить многие из существовавших ранее проблем социально-экономического характера, что позволило, в частности, определить позитивные тенденции в снижении криминальной обстановки в стране. Но в то же время еще остается немало нерешенных и первостепенных задач, таких как борьба с коррупцией, повышение качества жизни населения, и прежде всего социально зависящих от государства слоев, снижение смертности, повышение рождаемости, развитие в стране малого бизнеса и экономики страны в целом. Достижения всех этих целей возможно добиться в первую очередь экономическими методами. Несомненно, что преодо-

ление многих крайних проявлений теневой экономики будет способствовать и развитию экономики страны, и жизни россиян.

Библиографический список

1. Голованов Н.Н., Перекислов В.Е., Фадеев В.А. Теневая экономика и легализация преступных доходов. СПб.: Питер, 2003. С. 45.

2. Новый энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2001. С. 1200.

3. иЯЬ: www.wikipedia.ru

4. Шестаков А.В. Теневая экономика: учеб. пособие. М., 2000.

5. Смирнов Л.Л. Государственная политика обеспечения экономической безопасности. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. С. 7.

6. Трудолюбов М. Европа растет за счет налогов // Ведомости. 2001. 2 февр. С. А1.

7. Попов В.В. Теневая экономика: особенности существования и условия эффективного противодействия / дис. ... на соиск. уч. степени канд. эк. наук. Спец. 08.00.05. М., 2004. С. 13.

8. РИА «Пресс-лайн». 2009. 7 октяб.

9. Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2007. № 1-2 (30-31). Июль.

10. Финмаркет. 2009. 27 янв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.