Научная статья на тему 'Предпринимательское право как учебная дисциплина и направление подготовки в системе высшего профессионального образования'

Предпринимательское право как учебная дисциплина и направление подготовки в системе высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1367
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / АСПИРАНТУРА / ОСНОВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / BUSINESS LAW / BACHELOR / MASTER / POSTGRADUATE / BASIC EDUCATIONAL PROGRAMS ADDITIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попондопуло В. Ф., Петров Д. А.

В статье анализируются вопросы преподавания предпринимательского права в условиях многоуровневой системы высшего юридического образования (уровни бакалавриата, магистратуры, аспирантуры).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Попондопуло В. Ф., Петров Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS LAW AS AN ACADEMIC DISCIPLINE AND AREA OF RESEARCH IN HIGHER EDUCATION

The article analyzes the problems of teaching business law in a multilevel system of higher legal education (undergraduate, graduate, postgraduate).

Текст научной работы на тему «Предпринимательское право как учебная дисциплина и направление подготовки в системе высшего профессионального образования»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Владимир Федорович ПОПОНДОПУЛО,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета. [email protected] 190000, Россия, г. Санкт-Петербург, 22-я линия В. О., д. 7

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА И НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье анализируются вопросы преподавания предпринимательского права в условиях многоуровневой системы высшего юридического образования (уровни бакалавриата, магистратуры, аспирантуры).

Ключевые слова: предпринимательское право, бакалавриат, магистратура, аспирантура, основные образовательные программы, дополнительные образовательные программы.

DOI: 10.17803/2311-5998.2016.27.11.094-099

Дмитрий Анатольевич ПЕТРОВ,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета [email protected] 190000, Россия, г. Санкт-Петербург, 22-я линия В. О., д. 7

© В. Ф. Попондопуло, Д. А. Петров, 2016

V. F. POPONDOPULO

D. J. N, Professor, Head of the Department of Commercial Law of the St. Petersburg State University

D. A. PETROV

Associate Professor of the Commercial Law Faculty of the St. Petersburg State University, PhD, Associate Professor

BUSINESS LAW AS AN ACADEMIC DISCIPLINE AND AREA OF RESEARCH IN HIGHER EDUCATION

Review. The article analyzes the problems of teaching business law in a multilevel system of higher legal education (undergraduate, graduate, postgraduate).

Keywords: business law, bachelor, master, postgraduate, basic educational programs additional educational programs.

Получение высшего образования в Российской Федерации реализуется в силу ч. 7 ст. 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»1 (далее — Закон об образовании). Предусмотрено несколько уровней образования: бакалавриат, специалитет, магистратура — уровни подготовки лиц, получающих высшее образование и право осуществлять соответствующую профессиональную деятельность, а также аспирантура (адъюнктура, ординатура) как уровень подготовки кадров высшей квалификации.

1 СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст.7598.

в

ЕСТНИК Попондопуло В. Ф., Петров Д. А. пш—

УНИВЕРСИТЕТА Предпринимательское право как учебная дисциплина и направление

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

подготовки в системе высшего профессионального образования

Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации. К освоению программ бакалавриата допускаются лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня (ч. 1—3 ст. 69 Закона об образовании).

В такой системе координат необходимо выработать основные подходы к преподаванию предпринимательского права и связанных с ним учебных дисциплин, определить их место в условиях многоуровневой системы высшего юридического образования с учетом требований рынка труда к специалистам соответствующего профиля.

Предпринимательское право в системе

высшего профессионального образования

Как справедливо отмечает В. В. Кванина, предмет предпринимательского права на доктринальном уровне определяет место предпринимательского права в системе российского права, а самих концепций предпринимательского права насчитывается свыше десяти2.

В такой ситуации для содержательной идентификации образовательных программ в рамках юридического образования важным становится место предпринимательского права не в системе права, а в системе законодательства, где предпринимательское право определяется посредством совокупности нормативных правовых актов, регулирующих различного рода и вида отношения с участием предпринимателя.

Здесь важна направленность (ориентация) учебной дисциплины «Предпринимательское право» и связанных с ней дисциплин на конкретные области знания и виды деятельности, что определяет их предметно-тематическое содержание, формируемые компетенции, виды учебной деятельности обучающихся и требования к результатам освоения.

Концептуальной категорией предпринимательского права, преимущественно определяющей его предметно-тематическое содержание, является понятие предпринимательской деятельности.

Предпринимательская деятельность опосредуется отношениями двоякого рода:

1) предпринимательскими отношениями — имущественными и личными неимущественными отношениями, основанными на равенстве, автономии ° воли и имущественной самостоятельности участников, которые возни- б

кают между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятель- >

Ш □

ность, или с их участием, и выступают предметом гражданско-правового

регулирования (абз. 1 п. 1 ст. 2 ГК РФ); Ш

2) публичными отношениями, т.е. отношениями по государственному регулированию и контролю в сфере предпринимательства, основанными на

Ь

I Ш

Я

Кванина В. В. О структуре предмета предпринимательского права // Предпринимательское право. 2016. № 1. С. 3—9. средш1

11/2016

>

2

га™ Ii l ■ Lil/Hf

96 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УНИВЕРСИТЕТА

|И и мени O.E. Кугафина (МПОА)

власти и подчинении, которые возникают между государством в лице его органов и должностных лиц, с одной стороны и предпринимателями — с другой, и являются предметом публично-правового регулирования3. Наука коммерческого (предпринимательского) права изучает особенности правового (частноправового и публично-правового) регулирования отношений, складывающихся в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и публичной организацией такой деятельности. Предмет коммерческого (предпринимательского) права как учебной дисциплины (учебного курса) включает законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность, практику его применения и науку коммерческого права4.

В результате предметно-тематическое содержание учебной дисциплины коммерческое (предпринимательское) право (далее — предпринимательское право) приобретает черты комплексности, включая в себя изучение как особенностей частноправового регулирования предпринимательской деятельности, так и основных особенностей публично-правовой организации этой деятельности, что не исключает изучение ни отношений, связанных с организацией предпринимательской деятельности, ни внутрихозяйственных отношений, в т.ч. внутрикорпоративных отношений, ни вопросов самоорганизации и саморегулирования в сфере предпринимательства.

Такой концептуально комплексный подход признается в литературе необходимым5.

Вместе с тем единая система курса предпринимательского права в различных образовательных организациях не сложилась. Как справедливо отмечает И. В. Ершова, имеются все основания для выработки если не тождественной, то принципиально схожей системы курса, построенной на единых базовых началах предпринимательства. Формирование общих подходов к системе курса предпринимательского права видится одной из насущных проблем6.

В Санкт-Петербургском государственном университете сложился свой подход к преподаванию блока дисциплин, связанных с изучением отношений в сфере предпринимательства.

Специфика преподавания учебных дисциплин в Санкт-Петербургском государственном университете связана в том числе с тем, что СПбГУ — один из университетов, имеющих наиболее широкую автономию в вопросах организации и осуществления подготовки кадров. Университет действует не только в соответствии с Законом об образовании, но и в соответствии с Федеральным законом от 10.11.2009 № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете»7. Последний Закон предо-

3 Коммерческое (предпринимательское) право : учебник : в 2 т. / под ред. В. Ф. По-пондопуло. 5-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект, 2016. С. 14—15.

4 Коммерческое (предпринимательское) право. С. 27, 31.

5 См., например: Предпринимательское право России : учебник / отв. ред. В. С. Белых. М., 2008. С. 26 ; Губин Е. П. Предмет предпринимательского права: современный взгляд // Предпринимательское право. 2014. № 2. С. 9—14 ; Ершова И. В. Предпринимательское право: неравнодушный взгляд // Приложение к журналу «Предпринимательское право». 2012. № 2. С. 2—9.

6 Ершова И. В. Указ. соч. С. 2—9.

7 СЗ РФ. 2009. № 46. Ст. 5418.

в

I-I

ЕСТНИК Попондопуло В. т., Петров Д. А.

УНИВЕРСИТЕТА Предпринимательское право как учебная дисциплина и направление

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

подготовки в системе высшего профессионального образования

ставляет университету право осуществлять подготовку кадров по собственным образовательным стандартам.

Согласно ч. 5 ст. 10 Закона об образовании в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни высшего образования: 1) бакалавриат; 2) специалитет, магистратура; 3) подготовка кадров высшей квалификации (применительно к юриспруденции — аспирантура). Освоение указанных уровней осуществляется за счет реализации основных образовательных программ.

Бакалавриат. Бакалавриат как уровень высшего образования является базовым, закладывающим основу для подготовки кадров на следующем уровне — в магистратуре, допускающей широчайшую специализацию. Сказанное не отменяет возможности профилизации бакалавриата по предметному принципу и его деления на прикладной и академический.

Система курса предпринимательского права определяется задачей изучения а) предпринимательского законодательства, которое комплексно (с учетом взаимосвязи норм частного и публичного права) регулирует предпринимательскую деятельность (отношения, опосредующие ее), б) практики применения этого законодательства и в) теоретических взглядов по основным проблемам.

Предпринимательское право для бакалавров должно включать в себя изучение правовых форм осуществления предпринимательства и его публичной организации, вопросов защиты прав и законных интересов предпринимателей, правового регулирования отдельных видов и сфер предпринимательской деятельности.

Такое предметно-тематическое содержание курса предпринимательского права формирует его в качестве одной из основополагающих дисциплин и предопределяет необходимость его изучения в рамках бакалавриата, что не исключает возможности расширения комплекса формируемых у выпускника компетенций за счет дисциплин по выбору (например, курса «Введение в корпоративное право»).

Специализация выпускников бакалавриата осуществляется в рамках магистратуры по различным направлениям с учетом отраслевой специфики. Двухлетний период обучения в магистратуре включает в себя проведение практических и интерактивных занятий по дисциплинам юридического блока в объеме не менее 80 %, мастер-классы с участием высококвалицированных практикующих юристов с разбором реальных ситуаций профессиональной деятельности, организацию промежуточной аттестации в форме, позволяющей выявить у обучающихся не только глубину освоения приобретенных знаний, но и степень овладения практическими навыками и умениями.

Такая постановка вопроса требует, чтобы кадровый состав преподавателей был представлен как опытными преподавателями университета, специализирующимися в изучаемой сфере правового регулирования, так и юристами-практиками вьюшей квалификации, имеющими значительный опыт в правовом сопровождении предпринимательской деятельности в указанной сфере. ш

Магистратура. Применительно к предпринимательскому праву в Санкт- Ш

Петербургском государственном университете основная образовательная програм-

ма магистратуры «Предпринимательское право» делится на два профиля — «Проблемы предпринимательского права» и «Энергетическое право».

С 2017/2018 уч. г. планируется начать обучение по основным образовательным

ь i

«Правовое обеспечение конкуренции», имеющим межкафедральный и межфакуль-

программам магистратуры «Юрист на финансовых рынках (финансовый юрист)» и «Правовое обеспечение конкуренции», имеющим межкафедральный и межфакультетский характер. среда1

11/2016

>

га™ Ii l ■ Lil/Hf

98 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УНИВЕРСИТЕТА

|И и мени O.E. Кугафина (МПОА)

Главной задачей магистратуры «Юрист на финансовых рынках (финансовый юрист)» видится подготовка высокопрофессиональных кадров, обладающих фундаментальными теоретическими знаниями, практическими навыками и умениями, способных исполнять свои профессиональные обязанности в области российского законодательства, регламентирующего осуществление финансовой деятельности и оказание финансовых услуг специализированными субъектами.

В рамках магистерской программы планируется изучение банковского, страхового, конкурентного права, правового регулирования рынка ценных бумаг, кредитно-расчетных отношений и инвестиционной деятельности в сфере финансового рынка, вопросов международного наднационального регулирования, национального государственного регулирования и саморегулирования на финансовом рынке, рассмотрение способов пресечения противоправных действий в сфере финансового рынка, правовых форм санации проблемной и просроченной задолженности, осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности, иных аспектов правового регулирования финансового рынка.

Отличительной особенностью программы станет изучение в рамках блока экономических дисциплин вопросов финансовых и денежно-кредитных методов регулирования экономики, функционирования финансовых рынков, бухгалтерского учета в финансовых организациях.

В рамках магистратуры «Правовое обеспечение конкуренции» планируется подготовка юристов, способных исполнять свои профессиональные обязанности в области российского законодательства, направленного на обеспечение конкуренции. Соответственно в рамках магистерской программы планируется изучение теории конкурентного права, экономического анализа рынков, вопросов предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции, монополистической деятельности, правового регулирования деятельности субъектов естественных монополий, правового регулирования цен и ценообразования, публичных закупок, рекламной деятельности, изучение практики рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства и др. Отличительной особенностью программы станет изучение, наряду со специальными юридическими дисциплинами, большого блока экономических дисциплин, касающихся состояния рынков.

Аспирантура. К освоению программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего (специа-литет или магистратура). Аспирантура, являющаяся по своей сути разновидностью послевузовского образования, как известно, с некоторых пор стала третьим уровнем образования по подготовке кадров высшей квалификации.

Прием в аспирантуру осуществляется по результатам вступительного межотраслевого экзамена. Лица, поступившие в аспирантуру, распределяются по кафедрам в зависимости от сферы научных интересов. Как представляется, по итогам обучения в аспирантуре аспиранты должны не только овладеть знаниями по выбранной тематике научного исследования, но и пройти обучение по программе подготовки научно-педагогических кадров.

Подготовка кандидатской диссертации не является непосредственной задачей аспирантуры. Аспиранты защищают выпускную квалификационную работу после прохождения обучения по программе аспирантуры в соответствии с учебным планом и соответствующей образовательной программой. В связи с этим не совсем ясно, может ли тематика научного исследования в рамках аспирантуры совпадать с тематикой

в

I-I

ЕСТНИК Попондопуло В. Ф., Петров Д. А.

УНИВЕРСИТЕТА Предпринимательское право как учебная дисциплина и направление ^Э^Э

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

подготовки в системе высшего профессионального образования

диссертационной работы, отвечают ли критерию новизны положения, сформулированные в рамках выпускной квалификационной работы и представленные на защиту в форме кандидатской диссертации, допустимы ли совпадения текста этих двух форм научной работы (иными словами, могут ли одни и те же положения выноситься на защиту выпускной квалификационной работы и впоследствии кандидатской диссертации)? Представляются верными утвердительные ответы на поставленные вопросы.

Дополнительные образовательные программы. Система образования должна создавать условия для непрерывного образования посредством реализации как основных образовательных программ, так и различных дополнительных образовательных программ. Освещение последних не входит в задачи настоящей статьи. Однако следует отметить необходимость создания и обеспечения преподавания дополнительных образовательных программ, набор которых может быть различным и может обуславливаться многими факторами: спросом среди потенциальных обучающихся на образовательные программы; изменениями законодательства; необходимостью повышения квалификации работников применительно к специальным сферам деятельности и пр. К такого рода дополнительным образовательным программам следовало бы отнести реализуемые в СПбГУ программы «Актуальные проблемы коммерческого права», «Правовое регулирование отношений на рынке ценных бумаг», «Корпоративное право», «Корпоративный секретарь», «Правовое регулирование закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд» и др.

В заключение хотелось бы отметить, что формирование компетентностно ориентированной модели выпускника как совокупности социально-личностных, общепрофессиональных и специальных компетенций, позволяющих выпускнику эффективно решать профессиональные задачи, может быть достигнуто различными способами и определяется скорее не возможностями и желаниями образовательной организации, а требованиями рынка труда к специалистам соответствующего профиля, положениями профессиональных стандартов и установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации квалификационных требований (ст. 96 Закона об образовании, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»8). Именно работодатели, учитывающие в своей деятельности реальные потребности экономического оборота, формируют перечень компетенций выпускника, учет которых составляет безусловную обязанность образовательных организаций.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Губин Е. П. Предмет предпринимательского права: современный взгляд // Предпринимательское право. — 2014. — № 2. — С. 9—14.

2. Ершова И. В. Предпринимательское право: неравнодушный взгляд // Приложение к журналу «Предпринимательское право». — 2012. — № 2. — С. 2—9.

3. Кванина В. В. О структуре предмета предпринимательского права // Предпринимательское право. — 2016. — № 1. — С. 3—9.

4. Коммерческое (предпринимательское) право : учебник : в 2 т. / под ред. В. Ф. По-пондопуло. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2016.

5. Предпринимательское право России : учебник / отв. ред. В. С. Белых. — М. : Проспект, 2008. — С. 26.

СЗ РФ. 2016. № 27 (ч. I). Ст. 4171 (вступает в силу с 01.01.20170.

3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.