ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
Н. СОРОКИНА, кандидат философских наук МГУ им. М.В. Ломоносова
Предпринимательский университет
(Шведский опыт)
Управление системой образования в условиях рыночной экономики претерпевает изменения. Так, сегодня в качестве одной из задач модернизации образования ставится привлечение эффективных менеджеров к управлению вузами, обновление корпуса администраторов, создание эффективной системы их подготовки и переподготовки[1].
В этой связи научный и практический интерес представляет опыт становления университета предпринимательского типа. Одним из исследований, посвященных этому опыту, является работа Б. Кларка, в которой анализируются пути и способы организационных изменений в пяти европейских университетах: английском, голландском, шотландском, шведском и финляндском [2]. Кларка интересовали вопросы: испытывают ли сейчас университеты давление, которое приводит к переменам? Если да, то почему? Какая угроза заставляет их преобразовываться, проявляя постоянную предприимчивость?
Кларк выдвинул предположение о том, что университеты вынуждены изменяться под влиянием внешних факторов. При этом наблюдается усиление асимметрии между требованиями внешней среды и возможностями университетов реагировать на них. Неустойчивость создает проблему, так как традиционные методы установления их соответствия оказались неадекватными в условиях все возрастающих требований. Поэтому университетам нужно не только во все
большей степени отвечать на вызовы, связанные с переменами во внешних условиях, но и искать инновационные стратегические решения, производя зачастую радикальные изменения в менеджменте.
Многие университеты в различных странах мира пытаются сейчас трансформироваться, причем каждый приспосабливается к внешним изменениям по-своему, с учетом своих особенностей.
Изучая, к примеру, пути трансформации шведской системы университетов, Кларк отмечает, что среди европейских стран Швеция стала предтечей перехода от элитного к массовому высшему образованию во второй половине ХХ столетия. Государство активно помогало в этом, создавая модернизированную образовательную инфраструктуру. Причем по сравнению со своими аналогами во Франции и Германии шведские университеты могли в известных пределах определять свои размеры - исходя из имеющегося спроса, финансовых ресурсов. Так, университет Халмерса (вуз индустриального профиля), расположенный в Гетеборгском регионе, стал проводить небольшие эксперименты в области организационного развития, которые вымостили дорогу к уникальному отступлению от традиций, случившемуся в 1994 г. Управленческие инициативы привели в итоге к превращению данного учебного заведения в университет предпринимательского типа.
Большую роль в этих нововведениях играли люди, названные Кларком
«academic heartland». А началось все с того, что один из ведущих ученых заявил о необходимости проектов междисциплинарного плана и начал ее реализовывать, показав личный пример предпринимательского подхода в Халмерсе и, пожалуй, во всей шведской университетской системе. Это инициатива «снизу» была с готовностью поддержана в течение 1980-х гг. усиливающимся административным ядром (administrative core), состоящим из двух человек - ректора и административного директора. Управленческие инновации шли как сверху, так и снизу, согласуясь с институциональной идеей формирования в Халмерсе специального института, предпринимательского по своей сути, который организует «точки роста» организационного развития. Эти специальные «места» вскоре образовали сложную «развивающую периферию» (developmental periphery), в которой новые элементы, междисциплинарные по своему характеру, были ориентированы на конкретные проекты. Взаимодействуя с промышленными предприятиями и другими внешними группами, они привносили в университет специфическую для бизнес-организаций постановку проблем и расширялись формально, создавая новые предприятия и филиалы научных парков вне традиционных границ университета. Между тем изменялись и источники доходов, начиная играть свою собственную, стимулирующую роль.
Будучи авторитетными, заслуженными людьми в университете, именно academic heartland демонстрировали инновационное поведение и были вдохновляющими лидерами. Причем инициативу по созданию собственного «дела» могли проявлять и молодые преподаватели, и даже студенты. Тем самым в процесс трансформации университета вовлекались те социальные группы университета, которые в наибольшей степени были готовы и способны к созданию и
реализации различного рода пионерных проектов.
Новая структура в университете занималась исследовательской деятельностью, разрабатывая новые технологии для промышленности. Она также оказывала консультационные услуги, осуществляла тренинговые программы, разрабатывала специальные курсы для студентов, например, по теме «Практика инноваций», а также предлагала краткий магистерский курс для широкой общественности и студентов-бакалавров, специализирующихся в области патентования. Были организованы бесплатные юридические консультации для изобретателей и дочернихпредприятий. Халмерс создал целый ряд тренинговых программ высокого уровня по менеджменту (CHAMPS), в рамках которых организовывались встречи высокопоставленных шведских руководителей с ведущими зарубежными экспертами. CHAMPS - замечательный пример самообеспечения -давал возможность назначать высокие цены на свои курсы.
Усиленное управленческое ядро (strengthened steering core) также играло важную роль, подкрепляя все эти усилия. Инициатива по изменению положения в сторону динамичного предпринимательства исходила сверху, от центрального руководства в лице ректора и административного директора.
Особенность университета Халмерса заключалась в том, что он имел крупные подразделения («школы») вместо традиционных факультетов, возглавляемых деканами. Переход к децентрализованному финансовому планированию значительно укрепил их позиции,превратив в крупных «игроков». По мере того как деканы все больше включались в общеуниверситетское управление, сформировалась группа университетского менеджмента. Так ключевые «игроки» превратили усиленное административное ядро в институт коллективного лидерства. Са-
мым главным, несомненно, остается ректор, президент: он отбирает проректоров, а не утверждает избранных представителей; трое администраторов находятся у него в подчинении. Деканы стали менеджерами основных академических подразделений и в этих рамках несут ответственность за бюджет и инициативу. Они становятся ключевыми фигурами, принимая на себя роль управленцев среднего звена, проводя политику в сфере университетского менеджмента и в то же время представляя интересы своих подчиненных. Деканы приняли на себя также функцию согласования управленческих и традиционных академических ценностей.
В университете Халмерса в качестве новых структур были образованы подразделения, ориентированные только на промышленность, так называемые Центры компетентности. Такая тесная связь с промышленностью, являясь уникальной, становится новым типом исследований. Университетские ученые, представители бизнеса и промышленности вместе формулируют стратегически важные исследовательские программы, принимая на себя коллективную ответственность за их реализацию и финансирование. Это новое подразделение является междисциплинарным, директора центров имеют полную свободу в привлечении необходимого ему персонала для участия в проектах. В новых центрах передача знаний может происходить и от промышленности к университетам: часто особые технические знания, которыми обладают индустриальные исследователи, превосходят соответствующие познания университетских ученых. Взаимоотношения между университетом и промышленностью меняются кардинально. Так, промышленные предприятия все в большей мере могут формировать свой исследовательский персонал, высоко компетентный в конкретных секторах экономики, техники и других областях знания.
Упомянутые выше «developmental periphery» имеют два таких значимых элемента, необычных для шведских университетов, как связи с выпускниками и «фандрейзинг» (мобилизация капитала). Европейские университеты, как правило, не организуют своих выпускников как группу поддержки, и выпускники, в свою очередь, не испытывают особой верности воспитавшему их университету. Еще в сер. 1800-х гг. в Халмерсе сформировались подобные группы в форме самодеятельных добровольных ассоциаций. В 90-е гг. ХХ столетия университет попытался возродить традицию, установить контакты со своими выпускниками и организовать их в некую группу. Имеющему статус независимого учебного заведения Халмерсу стала необходима их как моральная, так и материальная поддержка. Подобная идентификация выпускников является ценным ресурсом и со всей очевидностью отличает его от других шведских университетов.
В сер. 90-х гг. Халмерс также начал кампанию по фандрейзингу, получая индивидуальные пожертвования от частных благотворителей и промышленных предприятий, стремящихся поддержать развитие конкретных областей знания. Другие шведские университеты также стали больше заниматься этим: университет Гетеборга смог создать большую бизнес-школу, получив крупное пожертвование от частного благотворителя на строительство нового комплекса зданий.
Важным вкладом в становление университета предпринимательского типа явилось вовлечение студентов в «предпринимательский дух» путем поощрения практики такназываемого «студенческого лидерства». Халмерс ежегодно освобождает от учебы на год 4-5 членов студенческого союза, имеющего свой парламент, с выплатой им заработной платы. Эти студенты становятся фактически младшими администраторами, им разрешается участвовать во многих комите-
тах при администрации и профессорско-преподавательских советах. На лидерские позиции привлекаются успевающие студенты, и оплачиваемое участие в работе приводит к тесной идентификации их с университетом. Так формируется «дух Халмерса», в основе которого -сильная корпоративная идентичность, которая помогает в борьбе за статус и автономию университета.
Таким образом, в Халмерсе «academic heartland» и «периферия развития» объединились вокруг институциональной идеи предпринимательского университета. Идея выросла в особый этос, культуру, пронизывающую все подразделения университета, как внутренние, так и внешние.
Важнейшим элементом в становлении предпринимательских университетов является дискреционная (действующая по собственному усмотрению) финансовая база. С 1994 г. она стала центральной проблемой, поскольку Халмерс зависит от бюджетного финансирования подобно другим шведским университетам. Правительство Швеции поддерживает высшие учебные заведения, в значительной степени освобождая студентов от оплаты за обучение, и в особенности путем финансирования академических исследований. Так, одну треть материальной помощи правительство выделяет на бакалавриат и две трети - на подразделения дополнительной подготовки (advanced training).
Таким образом, становление вуза предпринимательского типа требует
организационных изменений, что, в свою очередь, невозможно без активности, энергичных усилий членов академического сообщества. Основным фактором здесь является умение рисковать, когда результат внедрения новых идей не является очевидным. Вот почему понятия «предпринимательский университет» и «инновационный университет» часто используются как синонимы.
Итак, каким образом университеты трансформируют себя? Отвечая на этот вопрос, Б. Кларк выделяет как минимум пять необходимых для этого условий: сильное административное ядро, все более увеличивающаяся «развивающая периферия», различные источники денежных поступлений,влиятельные,энергич-ные представители академического сообщества и интегрированная предпринимательская культура [2, p. 4-5]. Зарубежный опыт показывает: когда происходит децентрализация власти от правительства к университетам (предоставление широкой автономии), большое значение для превращения учебного заведения в предпринимательский инновационный университет имеют амбициозные цели плюс эффективные организационные изменения.
Литература
1. Модернизация образования // Поиск, № 22, 2 июня 2000 г.
2. Clark B.R.. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. - IAU PRESS, 1998.