Научная статья на тему 'Модернизация системы университетского управления: зарубежный опыт'

Модернизация системы университетского управления: зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация системы университетского управления: зарубежный опыт»

© В.В. Тараканов, 2007

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО УПРАВЛЕНИЯ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

В.В. Тараканов

В современном мире в условиях динамичного развития экономики, роста конкуренции, сокращения сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубоких структурных изменений в сфере занятости растет влияние человеческого капитала, непрерывно увеличивается потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников. Образование становится важнейшим фактором повышения эффективности и конкурентоспособности экономики.

Российское образование остается одним из наиболее конкурентоспособных ресурсов страны. Среди стран Давосского форума Россия по уровню образованности на рубеже веков находилась на 25-м месте, а по остальным социально-экономическим параметрам - на последнем 52-м месте Ч В то же время не требует доказательств факт наличия серьезного противоречия между обусловленными современным уровнем технологического развития и глобализацией мирового хозяйства потребностями страны в высококвалифицированных специалистах и материальным и финансовым обеспечением системы российского образования. Его разрешение требует серьезного реформирования организационно-экономического механизма образовательной сферы.

Как отмечается в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., необходимо обеспечить опережающий рост бюджетных расходов на образование, повысить инвестиционную привлекательность образования для вложения средств предприятий, организаций и граждан, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании. Важнейшими направлениями модернизации должны стать: стимулирование соучредительства и многоканального финансирования учреждений профессионального

образования; переход к их финансированию на контрактной основе; нормативно-правовое обеспечение экономической самостоятельности учреждений образования, в том числе на основе увеличения разнообразия их организационно-правовых форм; последовательная реализация принципа экономической автономии учебных заведений при введении казначейской системы учета внебюджетных средств образовательных учреждений; обеспечение прозрачности их финансовой деятельности, повышение финансово-экономической ответственности. Это потребует существенного реформирования как экономических взаимоотношений между государством и высшими учебными заведениями, так и внутривузовс-кой системы управления. Создание и поддержка инновационных университетов стали важнейшей составной частью национального проекта в области образования.

С этой точки зрения интерес представляет анализ современной теории и практики управления университетами в странах Западной Европы. В последние годы большую популярность приобрела выдвинутая Б. Кларком теория «предпринимательского университета», в которой обосновывается необходимость поиска университетами инновационных решений в сфере стратегического и финансового менеджмента, вызванная усилением асимметрии между требованиями внешней среды и возможностями реагирования на них у университетов.

Направления трансформации системы организационного и финансового управления могут быть прослежены на примере пяти европейских университетов, зарекомендовавших себя в качестве инновационных и предпринимательских институтов 2. Это, прежде всего, университет Уорвика в Англии, который можно охарактеризовать как относительно новый, ориентированный на исследования, региональный экономический «двигатель». В начале

1980-х гг. правительство М. Тэтчер значительно урезало университетские бюджеты. Национальная политика в области образования не предусматривала плату за обучение граждан Великобритании. В этом контексте в университете Уорвика приняли решение о необходимости систематической стратегии зарабатывания средств. Этот и другие университеты решились на рискованные инвестиции в новые структуры на периферии организации, одной из которых стала Производственная группа Уорвика (WMG). Эта организация, ориентированная на научно-исследовательскую работу и прикладные разработки, расширила свою деятельность управленческой подготовкой с инженерным контекстом и внедрила программу «НИОКР для ремесленника». Практика WMG дополнена разнообразными стратегиями добывания средств, но все они представляют собой централизованно координируемые попытки максимизировать возможности для получения неправительственных доходов.

Среди шведских предпринимательских университетов Б. Кларк выделяет Технологический университет Халмерса - изначально небольшой частный технический вуз, ставший выдающимся политехническим университетом, активно занимающимся трансфером технологий, обладающим научным парком, продвинутым блоком подготовки и переподготовки управленческих кадров, работающим в тесном контакте с промышленностью.

Нововведения в 1980-х гг. были начаты с реализации сотрудниками университета ряда междисциплинарных инновационных проектов. Эта инициатива была поддержана усиливающимся административным ядром - ректором и административным директором. Управленческие инновации как сверху, так и снизу привели к созданию в Халмерсе специального предпринимательского института, задача которого состояла в координации деятельности «точек роста» организационного развития. Данные подразделения образовали, по определению Б. Кларка, сложную «развивающую периферию», ориентированную на конкретные проекты. Взаимодействуя с промышленными предприятиями и другими внешними группами, такие «точки роста» привносили в университет специфическую для коммерческих предприятий постановку проблем и расширя-

лись формально, создавая инновационные фирмы и филиалы научных парков вне традиционных границ университета. Новые структуры в университете занимались исследовательской деятельностью, разрабатывая новые технологии для промышленности, оказывали консультационные услуги, осуществляли тренинговые программы, разрабатывали специальные курсы для студентов по предпринимательству и инновациям. Были организованы бесплатные юридические консультации для изобретателей и дочерних предприятий. Важным достижением стало создание центров компетентности, ориентированных только на промышленность. Ученые, представители бизнеса и промышленности вместе формулировали стратегически важные исследовательские программы, принимая на себя коллективную ответственность за их реализацию и финансирование. Директора таких центров получили полную свободу в привлечении необходимого персонала для участия в проектах.

Следующим шагом в превращении университета Халмерса в университет предпринимательского типа стал переход к децентрализованному финансовому планированию. Крупные подразделения («школы»), возглавляемые деканами, получили право на составление собственного бюджета, а также на распоряжение бюджетными средствами и доходами от предпринимательской деятельности. Это серьезно укрепило позиции деканов, ставших менеджерами основных академических подразделений, формирующими факультетские бюджеты и несущими ответственность за расходование заработанных средств.

Создание «развивающей периферии» имело своими следствиями укрепление связей с выпускниками и развитие фандрейзин-га. Европейские университеты, как правило, не организуют своих выпускников как группу поддержки, и выпускники, в свою очередь, не испытывают особой верности воспитавшему их университету. В 90-х гг. XX столетия университет Халмерса установил контакты со своими выпускниками и организовал их в некую группу, а затем начал кампанию по фанд-рейзингу, получая индивидуальные пожертвования от частных благотворителей и промышленных предприятий, стремящихся поддержать развитие конкретных областей знания.

К числу предпринимательских также относятся: университет Твенте в Нидерландах - недавно созданный региональный университет с ярко выраженной научно-прикладной направленностью, обладающий мощным техническим ядром, связанным с бизнесом, и ориентированный на международное сотрудничество; университет Стратклайда в Шотландии - старинный технический вуз, расширивший свою научную и технологическую базу, создавший в своей структуре бизнес-школу и другие новые факультеты с целью стать сильным фактором научного и экономического развития; университет Йонсуу в западной Финляндии, выросший из педагогического вуза в регионально значимый институт с более широкой специализацией.

Общим для всех рассмотренных случаев было развитие диверсифицированной финансовой базы. Более диверсифицированная финансовая база дает больше возможностей для устойчивых инноваций и позволяет вузу развивать систему инвестиционных фондов для развития предпринимательства. Каждый университет создал «опекунский совет для распределения растущих затрат». Интересно отметить, что в четырех из пяти случаев речь шла о технических и исследовательских вузах, которые сумели расширить свою финансовую базу на основе укрепления связей с региональным бизнесом и промышленностью.

На основе проведенного анализа Б. Кларк определил основные направления развития предпринимательского или инновационного стиля поведения университета в современных условиях 3:

1. Укрепление центрального управляющего ядра университета, которое должно концентрировать внимание и деятельность на областях, показывающих возрастающий спрос (дополнительное образование или отношения с промышленностью). Оно должно быть достаточно сильным и решительным, чтобы рисковать и направлять значительную часть своих ресурсов в центры развития.

2. Расширение университетской периферии развития, преодоление границ традиционного университета и развития сотрудничества с внешними силами.

3. Обеспечение разнообразия финансирования путем активного поиска новых источ-

ников дохода. Подразделения, отвечающие за привлечение средств, за вовлечение научнопедагогических коллективов, отдельных сотрудников и студентов в участие в конкурсах на получение грантов, помощь в написании проектов, экспертная и консультационная деятельность могут служить полезными образцами такой деятельности.

4. Факультеты и исследовательские группы остаются сердцевиной университета. Признавая абсолютную необходимость доминирования в университете академических подразделений, автор убедительно высказывается за укрепление их связей с внешним миром через эти мобильные, внешне ориентированные структуры.

5. Необходимость развития инновационного мышления и предпринимательской культуры на всех уровнях организации.

Идея «предпринимательского университета», характеризующегося высокой инновационностью в области внутреннего управления, организации образовательного процесса и в вопросах установления тесных связей с деловыми кругами, активно обсуждается в европейском университетском сообществе. Журнал «Высшее образование в Европе» посвятил проблеме «предпринимательского университета» два специальных номера. В 1999 г. один из выпусков вышел под названием «Предпринимательский университет: как выжить и добиться процветания в эпоху глобальной конкуренции»4. В номере за 2004 г. опубликованы материалы по изучению предпринимательства в европейских вузах 5.

В статье «Предпринимательский университет: стратегия институционального разви-тия»6 ректор Университета прикладных наук Гельзенкирхена (ФРГ) П. Шульте отмечает, что университеты посредством образования и научных исследований должны вносить свой вклад в экономическое развитие общества в целом и соответствующих регионов в частности. Основание независимых компаний выпускниками университетов может стать эффективным инструментом экономического развития. Основанные при университетах предприятия обретут значительный потенциал роста, если воплотят результаты научных исследований в новых товарах, производственных технологиях и услугах.

Новый тип учебного заведения - «предпринимательский университет» - может содействовать этому. Такой университет ставит перед собой две задачи:

1. Готовить будущих предпринимателей, стремящихся основать собственный бизнес и создавать новые рабочие места; и развивать предпринимательское мышление у студентов, обучающихся другим специальностям.

2. Сам университет должен действовать как предпринимательское учреждение, организуя бизнес-инкубаторы и технологические парки, вовлекая в предпринимательскую деятельность студентов и выпускников и помогая им основать собственные компании. Финансовая поддержка университетом новых компаний будет возмещена за счет получаемых ими прибылей, и ее можно будет направить на оказание помощи вновь возникающим предприятиям.

Научная деятельность университетов должна стать источником инноваций и бизнес-идей. Университеты должны содействовать будущим предпринимателям в разработке бизнес-планов, маркетинговой деятельности, консультировании по вопросам учреждения новых компаний. Университеты должны предоставлять учреждаемым профессорами и студентами компаниям офисные помещения и землю в аренду по низким ценам и сами выступать учредителями инновационных фирм. Задача университетского руководства состоит в поддержке развития предпринимательства путем создания и обеспечения функционирования соответствующих организационных структур.

Идея учреждения университетами собственных компаний уже поддержана Министерством образования Германии, которым разработана специальная программа EXIST («Existenzgrender aus Hochschulen» - «Новые компании при университетах»)7.

Для оценки практической реализации идей, высказанных П. Шульте, интерес представляет опыт самого Университета прикладных наук Гельзенкирхена 8. Университет был создан в августе 1992 г. и уже наладил прочные связи с местными компаниями, начаты прикладные исследовательские проекты, финансирование которых осуществляется государством и привлеченными фирмами. В 1992 г. сумма привлеченных извне средств в годо-

вом бюджете вуза составила 14 тыс. евро, а в 2002 г. она выросла до 2,5 млн евро.

Сотрудничество университета и промышленных предприятий принимает различные формы. Обязательной составляющей всех учебных программ университета является производственная стажировка и апробация выпускных проектов студентов на предприятиях региона. Такая форма сотрудничества уже привела к созданию новой продукции, технологий, услуг и их внедрению в производство, способствовала развитию и совершенствованию преподавания и исследований в вузе. Другая форма сотрудничества заключается в том, что вуз выступает в качестве центра исследований и развития. Для средних и малых предприятий, не имеющих собственных исследовательских подразделений, такое сотрудничество выгодно с точки зрения соотношения затрат и результата. Третья форма взаимодействия вузов с промышленностью основана на разработке и внедрении платных программ повышения квалификации и переподготовки работников фирм.

Сотрудничество с промышленностью также способствует развитию предпринимательского духа в вузах. В ходе исследовательских проектов закладывалась основа для предпринимательской деятельности выпускников. Возникшие в результате сотрудничества компании, особенно в технологической сфере, создают в регионе новые рабочие места.

При Университете Гельзенкирхена учреждены Центр содействия предпринимательству и инновациям, а также частная компания, которая работает как бизнес-инкубатор, предлагая такие услуги, как обучение предпринимательской деятельности в рамках программы МВА «Руководство и управление инновациями»; консультации по вопросам разработки бизнес-планов; проведение исследований рынка; финансовая поддержка начинающих предпринимателей. Для предпринимателей услуги бизнес-инкубатора бесплатны, поскольку работа компании финансируется за счет государственных ассигнований на развитие и поддержку вновь образованных компаний. Однако Университет взимает с успешно работающих новых предприятий определенный процент прибыли и вкладывает эти деньги в акции завоевавших прочное положение

компаний. Сотрудничество вузов и промышленности позволяет вузу привлечь дополнительные средства и повысить уровень технической оснащенности, что особенно важно в период ограниченных бюджетных ассигнований, актуализировать содержание учебных программ, контролировать качество предлагаемого образования.

Таким образом, серьезные изменения во внешней среде функционирования европейских университетов, происшедшие в последние десятилетия, привели к появлению идей и программ реформирования внутренней структуры вузов. В декларации Международной конференции экспертов по институциональному предпринимательству и изучению предпринимательства в высшем образовании, состоявшейся в декабре 2003 г. в Университете прикладных наук Гельзенкирхена, отмечалось: «Новая парадигма функционирования европейского высшего образования связана с Болонским процессом. Формирование европейских пространств высшего образования и исследований позволит вузам Европы по-новому проявить себя в качестве образовательных и исследовательских институтов, которые участвуют в экономическом и социальном развитии, производя и распространяя знание»9. Для выполнения этой задачи университеты должны придать менеджменту предпринимательский характер, включить в учебные планы изучение предпринимательства, чтобы подготовить и ориентировать студентов на дальнейшую предпринимательскую деятельность.

Идея «предпринимательского университета» предполагает соответствующую корректировку управленческих структур и деятельности университетов. Современное управление университетами требует внедрения новых рыночных методов менеджмента при условии бережного отношения к ключевым академическим ценностям. Новый менеджмент должен основываться на сочетании высокого про-

фессионального уровня управляющего персонала с сильным исполнительным руководством. Предпринимательский подход к руководству университетами также направлен на диверсификацию источников дохода вузов (в том числе путем развития контактов с бывшими выпускниками), установление тесных связей с деловыми кругами и обществом.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Модернизация российского образования: ресурсный потенциал и подготовка кадров. М., 2002. С. 5.

2 Clark B.R. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. P, 1998.

3 См. подробнее: Князев Е.К., Таверньи К. Основные концепции и инструментарий стратегического менеджмента и их приложение к высшему образованию // Развитие стратегического подхода к управлению в российских университетах. Казань, 2002. С. 146-149.

4 The Entrepreneurial University: How to survive and prosper in era of global competition // Higher education in Europe. 1999. Vol. 24, N° 1.

5 Entrepreneurial studies in higher education // Ibid. 2004. Vol. 29, № 2. Подробный обзор материалов номера см.: Животовская И.Г. «Предпринимательский университет» - новый тип высшего учебного заведения: (По материалам междунар. конф.) // Экономика образования. 2005. № 3. С. 81-90.

6 Schulte P. The entrepreneurial university: a strategy for institutional development // Higher education in Europe. 2004. Vol. 29, № 2. P. 187-193.

7 См., например: Животовская И.Г. Указ. соч.

С. 90.

8 См.: Schulte P. Extrabudgetary funding and institutional relationship between higher education, industry, and social partners // Higher education in Europe. 2003. Vol. 28, № 2. P. 217-229.

9 The Gelsenkirchen Declaration on Institutional Entrepreneurial Managеment and Entrepreneurial Studies in Higher Education in Europe // Ibid. 2004. Vol. 29, № 2. P. 241-242.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.