Научная статья на тему 'Предпринимательский сектор в экономике и обществе: миссия и проблемы ее реализации'

Предпринимательский сектор в экономике и обществе: миссия и проблемы ее реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
686
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпринимательский сектор в экономике и обществе: миссия и проблемы ее реализации»

Предпринимательский сектор в экономике и обществе: миссия и проблемы ее реализации

Г.Б. Клейнер,

д.э.н., профессор, зам. директора ЦЭМИ РАН

Целесообразно раздельно рассматривать функции предпринимательства в экономическом и социальном аспектах. Если в первом случае речь идет об экономической эффективности предпринимательства как института и роли в этом институте отдельных индивидов-предпринимателей, то во втором - о роли предпринимательства в социальном развитии общества. Начнем с первого аспекта. Можно выделить следующие компоненты функциональной роли предпринимательства в экономике.

1. Основная функция предпринимательства в экономике состоит в том, что предприниматели образуют своего рода «передовой отряд»: они сознательно принимают, а порой и провоцируют риск, возникающий в связи с созданием новой локальной экономической ситуации. Такую ситуацию создает сам предприниматель, приобретая и «на свой страх и риск», комбинируя и организуя ресурсы в расчете на получение в будущем дохода от реализации товара или оказания услуги. Успех предпринимателя, таким образом, зависит от его личной зоркости, прозорливости и предприимчивости: если обнаруживается неудовлетворенный спрос или хотя бы возможность его образования, то

предприниматель, подобно репортеру хроники, первым оказывается на месте этого социально-экономического «происшествия» и принимает все меры к тому, чтобы этот спрос был удовлетворен. Поэтому функционирование предпринимательства позволяет постоянно снимать напряжение, возникающее из-за локальных дисбалансов экономики.

Кратко эту особенность предпринимательства можно выразить следующим образом: предпринимателъ - разведчик будущего.

2. Предпринимателю легче, чем кому бы то ни было, уловить не только возникающий спрос, но и появляющееся предложение, в особенности - новые технологии, продукты, способы организации производства и распределения продукции. Инновационная экономика в развитых странах мира базируется на предпринимательском секторе. Крупные корпорации, производящие массовую продукцию, как правило, не могут позволить себе реагировать на «слабые инновационные сигналы», перестраивать сложившуюся структуру производства. Одна из причин слабой восприимчивости к научно-техническому прогрессу централизованно управляемой экономики СССР - отсутствие

© Г.Б. Клейнер, 2001 46

в стране развитого предпринимательского сектора.

Кратко эту функцию можно выразить так: предприниматель - инновационный лидер.

3. Крупные предприятия, специализирующиеся на производстве массовой продукции, действуют, как правило, в рамках одного сектора рынка. Межсекторное пространство должно заполняться предпринимателями, которые могут мобильно сконцентрировать ресурсы на «белых пятнах» рыночной карты. При низком уровне предпринимательства в стране межсекторные промежутки либо останутся источниками дефицита, либо будут заполняться импортными товарами. Поэтому функционирование предпринимательства обеспечивает целостность экономики. Предприниматель создает связующие звенья между различными секторами рынка.

4. Крупные предприятия слабо приспособлены для производства товаров индивидуального и «мелкосерийного» спроса. Только мобильные предпринимательские предприятия могут в целом решить проблему освоения рынка индивидуальной продукции с учетом демографических, национальных, региональных, социокультурных и других особенностей потребителей. Предпринимательство является единственной экономической силой, способной обеспечить стабильное создание индивидуализированных благ и удовлетворение индивидуального спроса.

5. Борьба с властью «олигархов», ставшей бичом российского общества, затруднена тем, что фактически такая персона в России сейчас ни от кого не зависит: ни от акционеров и работников его предприятий, ни от действий властных или силовых структур, ни от экономической конъюнктуры. Только в исключительных случаях мы видим противостояние крупного бизнесмена и государственной власти. На дру-

гом полюсе, полюсе наемного труда, работник частного предприятия, государственный служащий зависят главным образом от непосредственного начальства. И только предприниматель прямо зависит от рынка, от потребителей своей продукции, которых он не может заставить, а может только убедить пользоваться его услугами. Поэтому именно через предпринимательство осуществляется подлинная экономическая демократия. Демократия в стране -это не только и не столько выборы разнообразных начальников. Демократия в экономике -это чуткое, честное и энергичное предпринимательство. В этом смысле предприниматель является носителем экономического либерализма и основ экономической демократии.

6. Предпринимательские предприятия, как правило, реализуют низкозатратные технологии, имеют - ввиду обозримых размеров производства - возможность сократить непроизводи- ш

тельные издержки. Предприниматели и их се- §

о

мьи добровольно берут на себя, как правило, °

£

столь высокую нагрузку и столь тяжелые усло- р вия труда, на которые не согласился бы никто ^ другой. Поэтому эффективность труда в пред- Ц принимательском секторе зачастую на порядок " превосходит этот показатель на крупных пред- § приятиях. Предприниматель - потенциальный £

X

лидер в снижении затрат и повышении произ- О

водительности труда. ^

7. Финансирование

предпринимательского о

сектора, как правило, основано на незаемных ♦

капиталах. Создатель предпринимательского рр

предприятия аккумулирует личные сбережения §

го

самих предпринимателей и членов их семей, <? друзей и знакомых и непосредственно, минуя Ц

финансово-кредитных посредников, трансфор- *

г

мирует их в инвестиции в сектор производства ( товаров и оказания услуг. Тем самым предпри- ~ нимательский сектор потенциально может 0 стать источником того самого взаимного дове- .

рия, которого так не хватает в нашей стране. Если удастся достигнуть доверия в предпринимательском секторе, в конечном счете будет обеспечено и доверие между государством и населением. Предпринимателъство - эффективный способ вовлечения личных сбережений в инвестиционный процесс.

8. Предприниматели как наиболее мобильная и наиболее мотивированная часть экономических агентов хорошо зарекомендовали себя в качестве первопроходцев наиболее эффективных направлений внешнеэкономической деятельности. «Тропинки» на зарубежные рынки, проложенные в последние годы челноками, впоследствии, хотя и с очевидно меньшим успехом, пытаются освоить крупные предприятия. Предпринимателъ - лидер в освоении внешних рынков

9. Гибкость, адаптивность и мобильность г.малых и многих средних предприятий остают-

01 ся недостижимыми для крупных предприятий о

как в промышленности, так и в сельском хозяй-

2 стве. Предпринимательские предприятия в го-2 роде, фермерские хозяйства на селе должны пусстать своеобразными маяками рыночного пове-г^ дения в экономике. Многие малые предприя-рестия, которые функционируют как сателлиты

Е

Экскрупных, смягчают агрессивность рыночной

♦ среды для масштабных предприятий, принима-

сии ют на себя их рыночные риски, обеспечивая

£ тем самым рыночный симбиоз и единство эко-

>§ номики. Вместе с тем совместное, а порой и

енн конкурентное функционирование крупных и

ре малых предприятий оказывает и обратное вли-

со яние - крупные предприятия начинают осваи-

ука вать рыночные способы поведения малых. Так

н ведут себя и коллективные хозяйства на селе и

| корпоративные предприятия в городе. «Эконо-

| мическая физиономия» крупных предприятий

ном приобретает предпринимательские, рыночные

$ черты. Предпринимателъские предприятия мо-

гут статъ образцами рыночного поведения для крупных компаний.

10. Важную роль должно сыграть предпринимательство ив сфере подъема российской науки. Речь идет о двух процессах. Первый - коммерциализация НИОКР, придание рыночных характеристик процессам распространения результатов научных и прикладных исследований. Эту роль могли бы выполнить специализированные малые предприятия. Второй процесс - непосредственное использование результатов НИОКР для нужд малых предприятий. Низкоэнергетические производственные технологии, эффективные маркетинговые технологии, решение проблем управления малыми и рассредоточенными коллективами и многое другое могло бы стать предметом сотрудничеств предпринимательского сектора и исследовательских коллективов. Предпринимателъский потенциал - средство и стимул возрождения российской науки.

В итоге можно сделать вывод, что современная экономика не может сохранить целостность и конкурентоспособность без эффективного развития предпринимательства. В XXI веке «предпринимательская экономика» приходит на смену «управленческой экономике».

Рассмотрим теперь основные аспекты социальной роли предпринимательства.

1. Предприниматель действует на рынке, который не терпит экономической нерасчетливости, лени, некомпетентности. Конкурентная среда не позволяет предпринимателю работать ниже границы своих производственных возможностей. Кроме того, предприниматель не может позволить себе работать в «импульсном» режиме, чередуя периоды «ударного» труда с длительными трудовыми спадами: ситуация на быстроменяющихся рынках, с которыми имеет дело предприниматель, требует едва ли не круглосуточного внимания и мгновен-

ной реакции. Предприниматель, результат деятельности которого виден работнику «воочию», имеет высокую мотивацию к производительному труду. Кроме того, в этом секторе облегчен контроль за работой наемных служащих. Поэтому в предпринимательском секторе преодолеваются многие недостатки сложившихся в России стереотипов трудового поведения. Предприниматель - современный представитель «экономического человека» с отечественной спецификой.

2. Наиболее активная часть населения, предпочитающих спорадические, но высокие доходы низкому, но постоянному заработку, должна найти способ реализации своего потенциала в общественно полезной деятельности. Неразвитость легального предпринимательства заставляет эту часть населения искать применение своим способностям в теневой или криминальной сфере. Кроме самозанятости предпринимателей, формирования высококвалифицированных и опытных кадров высшего менеджмента в различных сферах экономики, сфера малого и среднего бизнеса обеспечивает трудоустройство большого числа граждан, оказавшихся в настоящее время на пороге безработицы. Предпринимательство - способ самореализации предприимчивых, инициативных, готовых к риску, людей, обладающих лидерскими качествами.

3. Благодаря росту количества небольших по численности предприятий появляется возможность потенциальной демократизации отношений «работодатель - наемный работник». В условиях России, при незначительной роли наследственных накоплений, путь от наемного работника к крупному бизнесмену лежит через предпринимательский сектор. Социальная мобильность предпринимателей позволяет им преодолевать стратификацию и разобщенность общественной структуры, способствовать кон-

солидации и строительству гражданского общества. Предпринимательский сектор - источник преодоления социального расслоения, укрепления целостности общества.

4. В последнее время во многих европейских странах был изменен господствовавший раньше скептический взгляд на сотрудничество территориальных органов управления с предпринимательской средой города и области. Настороженное отношение к этой смычке сменилось общественной поддержкой. Предпринимательские функции городских и сельских общин, реализованные на должном уровне, позволяют, как выяснилось, создать экономический потенциал для решения основных на - социальных - задач территориального управления. Предприниматели, избранные на должности глав районных административных органов в странах западной Европы, часто обеспечивали оздоровление бюджетов, определенную депо- ш

литизацию муниципальной общины, а также §

о

создание экономического и, как следствие, по- Я

литического консенсуса на своей территории. Р

Есть смысл присмотреться к подобным процес- 5

§

сам и у нас в России. Предпринимательство, Ц следовательно, можно рассматривать как ре- О зерв укрепления территориального самоуправ- § ления. О

X

5. Женщины-предприниматели продемон- О

стрировали высокую эффективность в процес- ^

о

се адаптации к новым условиям производства и Я требованиям рынка. Они легче договаривают- 5 ся, более склонны к компромиссу, коммуника- рр бельнее, выносливее и динамичнее В США и §

Канаде число женщин-предпринимателей рас- <? тет в три-пять раз быстрее, чем мужчин-бизне- Ц сменов. Женщины - создательницы бизнеса 5

принадлежат к числу наиболее динамичных и (

„ )

ярких представителей как своей социальной -

0

группы, так и своего пола в целом. Женский 0 бизнес превращается в долгосрочный фактор .

стабилизации и развития общества. Вместе с тем, работая в предпринимательском бизнесе совместно с предпринимателями-мужчинами, женщины не только реализуют свой предпринимательский потенциал, но и определенным образом смягчают довольно жесткие нравы предпринимательского сектора, способствуя развитию «предпринимательства с человеческим лицом». Предпринимателъство должно рассматриватъся как незаменимое средство реализации социалъно-экономического потенциала женщин.

6. В условиях слабости государственной власти, гражданской неразвитости общества этический уровень бизнеса становится основным фактором нравственного развития общества. От того, в каком направлении будет развиваться реальная этика предпринимательства, зависит выбираемый Россией путь: либо война ^ «каждого против всех», стремление получить

01 односторонние преимущества путем использо-20вания информационной асимметрии и прямого 2(7)обмана, либо нравственное укрепление обще-

2 ства, эффективность гражданского устройства пуси высокие жизненные стандарты для всего на-^ рода. Перефразируя Томаса Джефферсона, ресможно сказать: «Вся работа предпринимателя

С

^ (у Джефферсона - правительства) состоит в

♦ том, чтобы быть честным». | 7. По сути дела именно предприниматели

Рос занимают передний край обороны в борьбе с

ой коррупцией, поскольку именно предпринима-

| тельству наносит наибольший вред эгоистичес-

ре кое поведение чиновников. Сейчас борьба меж-

со ду предпринимателем и бюрократом в России ,

Ц как правило, завершается «вничью» путем за-

н ключения коррупционной сделки. Но корруп-

к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ска ция - такое же средство борьбы против бюро-иче кратизма, каким является гильотина против об-ном лысения. Потенциал предпринимательства как Экоантибюрократической силы должен дополнить-

ся его антикоррупционным потенциалом. По большому счету противопоставить чиновничьей безнравственности можно только предпринимательскую нравственность. Предпринима-телъство, таким образом, - авангард боръбы с бюрократизмом и коррупцией.

8. После работ И. Шумпетера в деятельности предпринимателей различают креативное и деструктивное разрушение. В первом случае речь идет о разрушении сложившейся ранее структуры размещения ресурсов и создании на базе открывшихся возможностей очагов реализации новых прогрессивных технологий. Применительно к условиям переходной экономики России приходится говорить и о втором варианте, деструктивном предпринимательстве как активности в сфере формально разрешенных, но наносящих вред обществу операций: разнообразных финансовых афер, отмывания денег, реализации «грязных» выборных технологий, таможенных махинаций типа экспорта военной техники под видом гражданской продукции или ценных материалов под видом обычных, распространения порнографии и т.п. К деструктивному примыкает также достаточно развитое криминальное предпринимательство, включающее распространении наркотиков, видео- и компьютерное пиратство и др. Усилиями только законодательных и правоохранительных органов эти проблемы не решить. Необходимо противодействие изнутри предпринимательского сословия. Нравственное предпринимательство должно противостоять деструктивному бизнесу. Конструктивное предпринима-телъство - алътернатива активно развивающемуся в последнее время деструктивному предпринимателъству.

9. Так называемый средний класс, необходимый для обеспечения стабильности общества, несомненно должен включать и часть предпринимателей, которые фактически достигли

желаемого положения в деловой среде, заинтересованы в сохранении стабильности и обладают выраженной гражданской позицией. Эта группа не составляет большинства предпринимательского сословия, поскольку одни предприниматели находится на начальных стадиях бизнеса; притязания других растут вместе с их достижениями; третьи переходят из разряда предпринимателей в разряд госслужащих или капиталистов. В целом предпринимательство является достаточно мобильным слоем, потому что в силу самой логики развития своего бизнеса предприниматель либо выходит из бизнеса, либо превращается во владельца многих различных бизнесов. Поэтому предпринимательское сословие неизменно стремится «выйти из самого себя», а наряду с предпринимателями в средний класс должна войти также интеллигенция, часть производственного менеджмента, другие категории граждан, отличающихся стабильными, взвешенными взглядами и определенными нравственными устоями. Вместе с тем средний класс не может сформироваться и поддерживаться без предпринимателей, которые наиболее тесно «вписаны» в современную и грядущую экономику. Предприниматели составляют наиболее динамичный слой граждан, основу «среднего класса».

Перечисленные выше основные составляющие многообразной роли предпринимательства в развитии экономики и общества делают развитие предпринимательства одной из наиболее актуальных задач государства в социально-экономической сфере. Между тем большинство функций предпринимательства в России остается нереализованным из-за серьезных системных проблем в развитии предпринимательства.

В настоящее время, несмотря на значительное количество граждан, вовлеченных в сферу малого и среднего бизнеса, ни одна из его базисных для развития экономики и общества

функций не реализована в достаточной мере. Предприниматели в большей мере, чем другие общественные группы, ощущают изъяны всех аспектов сегодняшней российской экономики. Следующим образом можно структурировать основные проблемы в развитии российского предпринимательства.

Проблемы институциональной среды функционирования предпринимательства: нерациональные процедуры создания и ликвидации предприятий предпринимательского сектора; неразумная и неустойчивая система налогообложения; усложненная система лицензирования и сертификации; отсутствие инфраструктуры развития предпринимательства.

Взаимоотношения предпринимательских предприятий с органами государственной и муниципальной власти, чиновниками: произвол, вымогательство и коррупция чиновников, отсутствие авторитетных органов, представля- ш

ющих в высших эшелонах государственной §

о

власти интересы и права предпринимательства. §

оо

Взаимоотношения предпринимателей с Р финансово-кредитными учреждениями: отсут- 5

X

ствие системы кредитования, специфицирован- Рр ной для предпринимательского бизнеса, произ- О вол банковских служащих. §

Влияние криминального мира: вымогатель- О

§

ство преступников и невозможность защиты о законными средствами. ^ Взаимоотношения предпринимательских § предприятий с крупными предприятиями: диктат «материнских» компаний, неравенство в рр партнерских отношениях. §

0

Взаимоотношения предпринимательских |

предприятий друг с другом: разобщенность ин- |

тересов и поведения, недобросовестное парт- р

N

нерство. (

Внутренние проблемы предприниматель- 5

ских предприятий и кадров: высокая стоимость 00

1

и низкое качество образовательных услуг для .

предпринимателей; недобросовестное поведение наемных работников предприятий малого и среднего бизнеса; факторы неблагоприятной внутренней среды на предприятиях МСБ.

Информационные проблемы: «приватизация» чиновниками информационных ресурсов государственных федеральных и муниципальных информационных систем, высокие цены на частном информационном рынке.

Предпринимателъ и общество: сохраняющееся недоверие общества к предпринимателям, продукции предпринимательских предприятий; пренебрежение интересами общества со стороны предпринимателей.

Какие меры могут быть предприняты для решения этих проблем в рамках социально-экономической стратегии государства? Ниже рассмотрены некоторые подходы к решению сформулированных выше задач.

и О

^ Институциональная среда

Е предпринимательства

&

| 1. Идентификация объекта

^ В настоящее время законодательное опреде-

& ление имеют только понятия «малое предприя-

^ тие», «субъект малого предпринимательства», по-

♦ нятия «средний бизнес», «среднее предприятие»

| не определены ни в одном нормативном акте, хо-

£ тя и активно используются в научной литературе

' § по экономике. Необходимо разработать критерии

| отнесения предприятий к этому классу и ввести

а их в юридический оборот с целью дальнейшей

° разработки законодательства для данного сектора

Ц экономики. Для более точного указания адресно-

х сти различных мероприятий в поддержку пред-й

| принимательского сектора имеет смысл также

| ввести понятие «мини-предприятия», соответст-2

§ вующего предприятиям минимальных размеров,

О

$ типа индивидуального и семейного предприятия.

Целесообразно также для уточнить определение «малого предприятия», учитывая не только его численность, но и размер оборота, стоимость производственных фондов, как это делается в большинстве развитых стран ЕС.

2. Создание и развитие организационной инфраструктуры малого бизнеса

Целесообразно создание в России сети специальных государственных организаций по поддержке предпринимательства, подобно тому, как это сделано в развитых западных странах -агентств по развитию предпринимательства. Такие агентства, создаваемые, разумеется, с учетом российской специфики и подведомственные федеральному ведомству (например, воссозданному Комитету по поддержке предпринимательства), могли бы не только оказывать помощь малым и средним предприятиям в маркетинге, управлении финансами и кадрами, осуществлять связи предприятий с городской администрацией и государственными информационными сетями, но и контролировать выдачу и эффективное целевое использование кредитов. Действуя в контакте с отделениями антимонопольного министерства, они способствовали бы разрушению монопольных барьеров, возводимых на пути развития предпринимательства. Могли бы эти агентства, действуя совместно с банками, обеспечить и столь необходимую для развития малых предприятий систему лизинга. При этом объектом аренды могло бы быть не только производственное оборудование, но и услуги бухгалтера, факс, электронная почта, офис во временном пользовании или в режиме разделения времени/пространства.

3. Рационализация процедур создания и ликвидации предприятий предпринимательского сектора

Не секрет, что едва ли не половина создающихся в последние годы малых предприятий -

так называемые «однодневки», используемые для обналичивания (а иногда и для обезналичи-вания) денежных средств в обход налогообложения. Это обстоятельство, хорошо известное обществу, бросает густую тень на весь предпринимательский сектор. Поэтому переходить к уведомительной системе создания и регистрации предприятий сейчас рано. Вместе с тем процессы входа на рынок МБ и выхода из него должны быть рационализированы. Необходимо добиваться разработки и скорейшего принятия закона «О государственной регистрации юридических лиц», в котором должны быть отражены следующие принципы: а) прохождение всех процедур регистрации «в одном месте» с присвоением новому бизнесу единого идентификационного номера для использования всеми государственными органами и учреждениями (используя французский опыт «единого окошка»); б) регистрационные органы должны самостоятельно решать вопросы постановки на учет в налоговый орган и иные организации, проведение платежей и сдача отчетности в которые предусмотрены для юридических лиц действующим законодательством; в) срок всего регистрационного процесса должен быть законодательно ограничен, как правило, 10-15 днями. Не снижая ответственность предпринимателя - владельца фирмы, следует все же существенно рационализировать процедуру ухода с рынка или перехода в другой его сектор предприятий МБ.

4. Лицензирование и сертификация

малого и среднего бизнеса

В настоящее время в стране сертификация продукции и лицензирование деятельности регулируется двумя принятыми с разницей в пять лет и не согласованными между собой законами: «О сертификации продукции и услуг» (1993 г.) и «О лицензировании отдельных видов деятельности» (1998 г.). Необходимо, что-

бы весь свод правил о лицензировании и сертификации (цели и задачи, содержание, механизмы и процедуры реализации) был изложен в едином законе и на долгий срок, а не подзаконными актами и ведомственными инструкциями. Необходимо:

• законодательно разграничить полномочия в сфере лицензирования между федеральными и региональными органами исполнительной власти;

• четко определить процедуры проведения независимой экспертизы при подготовке и выдаче лицензий;

• снизить размеры лицензионного сбора;

• сократить число видов деятельности, подлежащих лицензированию, увязав их с сертификацией продукции и услуг.

5. Регулирование деятельности контролирующих и проверяющих ф органов §

о

Чтобы избежать «ревизионной лихорад- §

оо

ки», контролирующую деятельность следует ор сделать преимущественно плановой, т.е. осу- 5

X

ществляться в заранее известные для предпри- Рр нимателей сроки (что не исключает также и о внеплановых проверок). Каждое посещение § малого или среднего предприятия представите- о

X

лем проверяющей (контролирующей) органи- о

зации. должно фиксироваться проверяющими и ^

оо

проверяемыми в соответствующем журнале, о§ хранящемся на предприятии.

оо

6. Реформа налогообложения §

00

малого и среднего бизнеса -

и

Существующий механизм налогообложения а

ор

предпринимательство оказывает дестимулирую-щее воздействие на предпринимательский сек- ( тор. Имеется в виду не только чрезмерная вели- 55

чина налоговых ставок и общий объем налоговых 0

1

платежей, но и нестабильность налоговой среды, .

сложность и размытость процедур налогообложения, большое число налогов, а также институциональные проблемы (невозможность вовремя получить качественную информацию о налогах, сложные отношения с налоговыми органами и чиновниками). Предлагается распространить действующий закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности» на все субъекты малого и среднего предпринимательства; предоставить им право самостоятельно выбирать систему налогообложения: общую для всех субъектов хозяйствования или специальную для МБ. Кроме того, в рамках этого закона целесообразно ввести два выбираемых предприятием варианта уплаты единого дохода: в виде приобретения годового патента (при необходимости - с рассрочкой платежа) или в виде единого налога, уплачиваемого ежеквартально по факту хозяйственной деятельности (величина налога, как показывают с расчеты, может быть определена на уровне 10% Лз при условии выполнения полной налоговой нагрузки). Целесообразно передать все полномочия Е по установлению уровня налога муниципальным 2 органам при зачислении его в местный бюджет. Ц Тем самым будет укреплена связь предпринима-г^ тельского сектора с местной администрацией, что & является необходимым для гармонизации отно-^ шений предпринимательского сектора с органами ♦ государственного управления и власти.

о о

0 Си

§ Взаимоотношения предпринима-! тельских предприятий с органами ! государственной и муниципальной

8 власти и чиновниками

<0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

х 1. Представительство интересов

I предпринимательского сектора

| в органах власти и управления.

§ Целесообразно восстановить ликвидиро-

о

$ ванный в 1999 г. Комитет по поддержке пред-

принимательства как единственный авторитетный орган, не только способствующий развитию предпринимательства, но и несущий ответственность за его состояние. Подразделение Министерства по антимонопольной политике, к которому перешел ряд функций Комитета, не может взять на себя решение всего комплекса задач Комитета, поскольку они не отвечают основному направлению работы Министерства.

2. Защита прав предпринимателей

Если сегодня в России предприниматель -это реальный «экономический человек», то его права в экономике должны защищаться так же, как и права обычного человека в обществе. Необходим институт защиты прав предпринимателей, аналогичный институту защиты прав человека. Созданные в последние годы многочисленные ассоциации, союзы и общества предпринимателей не смогли завоевать авторитета ни среди широких масс предпринимателей, ни среди остального населения, ни в кругах власти. Необходима конфедерация защиты прав предпринимателей, не менее эффективная, чем КОНфоп. При этом в ее задачи должна входить не только оборона предпринимательского сословия от чиновников, органов правопорядка или потребителей. Задача будущей организации - урегулирование возникающих конфликтов, гармонизация отношений данной социальной группы с другими группами. Разумеется, это задача не одного месяца или года. Тем не менее ее решение без адекватных организационных мер представляется нереальным. К созданию такой конфедерации надо приступить немедленно.

3. Реформа государственного

аппарата

Для развития предпринимательства необходимо коренное изменение стиля, методов и

критериев оценки работы федеральных и муниципальных органов всех ветвей власти. Часто говорят, что государство должно быть, «волевым» и «сильным». С этим трудно спорить, однако это лишь одна сторона медали. Государство и его органы всех уровней должны быть эффективными, т.е. четко выполняющим задачи обеспечения текущей и перспективной жизнедеятельности общества в соответствии с демократически вырабатываемыми критериями и направлениями. Поскольку движение к развитой рыночной экономике невозможно без развития предпринимательства, поддержка этого социально-экономического сектора должна стать одной из составляющих критериально-целевой сферы действия и основой оценки эффективности государственных органов. Задача законодательного обеспечения такой реформы, включающей новые правила приема на государственную службу, внутреннего и общественного контроля за деятельностью государственных органов и их представителей, должна стать одним из первоочередных направлений работы Государственной Думы.

Взаимоотношения предпринимателей с финансово-кредитными учреждениями

1. Перестройка финансовой

инфраструктуры предпринимательства

Система федеральных, региональных и му-

ниципальных фондов поддержки предприни-

мательства оказалась неэффективной и исчерпала себя. Выделенные средства ушли в песок. Необходимо создание (возможно, на базе данных фондов) специализированные финансово-кредитные структуры финансирования венчурного предпринимательства. Эти структуры должны работать под эгидой агентств по разви-

тию предпринимательства, а их деятельность -координироваться Комитетом по поддержке предпринимательства.

2. Резервы финансирования предпринимательства

Необходима политика государственного (регионального, муниципального) патернализма по отношению к тем коммерческим банкам, страховым компаниям, которые оказывают реальную (но не фиктивную) помощь конструктивному предпринимательству. Следует активно развивать также непрофессиональное финансирование малого и среднего бизнеса. Источниками такого финансирования являются, во-первых, временно свободные средства граждан - обычно, друзей и знакомы предпринимателя, с другой - финансовые ресурсы крупных компаний. В США венчурные вложения в инновационные фирмы дают в течение 5 лет 20 - ш

80-кратный рост стоимости первоначальных §

о

инвестиций. Для развития венчурного бизнеса §

оо

в нашей стране целесообразно развивать стра- Р

ховое обеспечение деятельности малых пред- 5

§

приятий, создавать общества взаимного стра- рр

хования предприятий. о

§

Л §

Вытеснение криминала |

и противодействие «силовому» ^

предпринимательству оо§

§

1. Декриминализация предпринима- рр тельства §

оо

Питательную почву для роста влияния §

криминальных структур на предприниматель- §

ор

ство, в том числе конструктивное, создает це- 5

г

лый комплекс причин, среди которых главные: ( нежелание государства эффективно осуществ- 55 лять функции обеспечения безопасности; не- 0 законные действия самих предпринимателей; .

высокая экономическая эффективность функционирования полукриминальных группировок. Противодействие связано с реформой государственного аппарата (см. выше), создания агентств по развитию предпринимательства, реформой налогообложения. Фактически борьба с рэкетом как формой приватизации государственного налогообложения сводится к повышению эффективности государства как единственного обладателя прав на сбор налогов.

2. Этические основы бизнеса

Если предпринимательство не выйдет из сферы теневого оборота, то криминальный бизнес во всех смыслах останется неотъемлемой частью предпринимательского сектора. Поэтому вопрос об этике бизнеса и патриотизме предпринимателей относится к числу базовых с для здорового развития предпринимательства. £ Имена лучших из лучших предпринимателей, ^ которые зарекомендовали себя как честные и Е патриотичные граждане, должны быть извест-2 ны обществу. Честное имя, незапятнанная ре-Ц путация - капитал, который трудно приобрести г^ и легко потерять. Для хранения и приумноже-& ния этого «капитала» должен быть создан, об-^ разно говоря, особый «банк» общественного ♦ мнения.

о о О Си

§ Взаимоотношения предпринима-! тельских предприятий ! с крупными предприятиями

о

о

Ц 1. Малые и крупные предприятия

я Многие малые предприятия возникают в й

| недрах крупных компаний, кристаллизуются во

| внутрифирменной среде и лишь потом выходят

§ на самостоятельную дорогу. Отношения с мате-

О

$ ринскими компаниями для таких предприятий

носят, как правило, неравноправный характер, строятся порой на полном подчинении предпринимательства задачам развития материнской фирмы или интересам ее руководителей. Необходима выработка новых форм симбиоза малых и крупных предприятий в рамках партнерских отношений. Для этого целесообразно законодательно определить организационно-правовой статус симбиотических структур, выведя из сферы коммерческой тайны структуру финансовых, управленческих и кадровых внутренних взаимодействий между элементами таких структур. Следует поддержать также развитие франчайзинга как прогрессивной формы сотрудничества крупных и длительно работающих с малыми и вновь создаваемыми предприятиями.

2. Внутрифирменное

предпринимательство

Огромные резервы роста предпринимательского сектора кроятся в развитии предпринимательства в рамках крупных компаний. Реформирование деятельности крупных предприятий неразрывно связано с проблемой эффективного использования склонных к предпринимательству кадров внутри компаний. Особая «корпоративная близорукость» часто мешает крупным предприятиям воспринимать инновации, предлагаемые работниками, что приводит к их уходу и уходу интересной идеи из сферы деятельности фирмы. Делегирование им прав на принятие управленческих решений в обособленной сфере и создание для внутренних предпринимателей условий, аналогичных «свободному» предпринимательству, позволит вдохнуть новую жизнь в тусклое порой существование таких компаний и повысить ее организационно-технологический уровень, повысить степень внутрифирменной демократии. С другой стороны, этот процесс

способен вовлечь в предпринимательскую деятельность сотни тысяч высококвалифицированных, нравственно и интеллектуально подготовленных людей и тем самым повысить уровень предпринимательского сословия в целом.

Взаимоотношения предпринимательских предприятий друг с другом

1. Консолидация

предпринимательских структур

Достижение такой консолидации возможно при реализации следующих условий: а) коллективного отказа от недобросовестной конкуренции, «силовых» методов обретения преимуществ; б) создания системы представительства предпринимателей в органах исполнительной государственной власти, Государственной Думе, средствах массовой информации; в) создания положительного мнения о предпринимательстве в широких кругах общества. Учитывая успешный опыт развития кооперации предпринимателей в странах западной Европы, мы всецело поддерживаем создание различных форм объединений предпринимателей - от стратегических союзов предпринимателей и сетевых проектов до международных клубов. Предпринимательство должно стать корпоративным сословием.

2. Разрешение конфликтных ситуаций

Назрела необходимость шире использовать институт третейского суда для разрешения конфликтных ситуаций в отношениях между предпринимателями и предпринимательскими структурами. Целесообразно создание специализированных третейских судов для работы непосредственно с предпринимателями.

Внутренние проблемы предпринимательских предприятий и кадров

1. Формирование и передача предпринимательских знаний

Недостаток глубоких знаний об экономике и обществе признается сейчас многими предпринимателями. Сейчас, в отличие от раннего периода становления предпринимательства, нельзя достичь успеха без фундаментальных общих и предметных знаний. Между тем многие представления предпринимателей носят узкий и поверхностный характер и напоминают скорее рекламные слоганы, чем реальные и истинные знания. И хотя прежнее нигилистическое отношение в среде предпринимателей к образованию уходит, качество знаний отстает от требуемого уровня.

Экономическая теория предпринимательства ^

я

применительно к особенностям российской | экономики по существу отсутствует. Научная I методология и практические методы управле- р ния предпринимательскими фирмами недо- ^

X

статочно отработаны. Они имеют яркую наци- р

онально-страновую специфику, и методы об- 0

щего характера, построенные на западном

опыте, не годятся. Публикуемые же у нас ме- |

тодические разработки по обеспечению пред- |

принимательской деятельности, как правило, ^

о

базируются на западных методических мате- §

X

риалах, отражающих иные условия и иную ^

психологию, чем предпринимательство в Рос- рр

сии. Необходимо развернуть широким фрон- >§

том разработку отечественной теории пред- §

принимательства, фундаментальных и при- Ц

кладных аспектов предпринимательства - от ^

анализа условий экономического роста пред- (

)

принимательских структур до управления 2 конкретными видами бизнеса и коллективами 8 малых предприятий. Параллельно необходима .

государственная поддержка (через агентства по развитию предпринимательства) обучения предпринимательских кадров менеджменту, маркетингу, психологии и т.п. Предпринимательские дисциплины должны преподаваться в каждом вузе как один из фундаментальных элементов экономических знаний. Вместе с тем необходимо организовать и преподавание специальных инженерных и иных дисциплин для предпринимателей.

2. Более внимательное отношение к коллективу предпринимательских предприятий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коллективы работников многих малых предприятий, несмотря на их относительно короткую историю, не раз полностью обновлялись. Неустойчивость положения наемных служащих отражает не только неуверенность пред-^ принимателей в завтрашнем дне предприятия, £ но и неумение подбирать и развивать коллектив, проблемы социальных разрывов между ру-Е ководителем предприятия и остальными работ-2 никами, недооценку руководителем потенциа-Ц ла коллективов малых предприятий. В малых ^ предприятиях проблемы психологической сов-я местимости, как известно, носят более серьез-^ ный характер, чем в больших. Пренебрежение ♦ этими факторами ведет к значительным поте-

| рям в эффективности малых и средних предел ^

£ приятий.

>8

0 щ

& Информационные проблемы

8 предпринимательства

<0

1

я Изолированность от источников деловой

| информации является одной из главных про-

| блем стартовой деятельности мелких фирм.

§ «Приватизированные» чиновниками информа-

$ ционные ресурсы государственных федераль-

ных и муниципальных информационных систем, высокие цены на частном информационном рынке, существенно ограничивают возможности предпринимательства. Необходим свободный, бесплатный доступ предпринимателей к источникам федеральной, региональной и муниципальной информации, разработка специальных информационных серверов Интернета. По сути дела необходима специальная система дистанционного доступа к информации для предпринимателей - Бизнеснет. Предпринимателям необходимо открыть доступ к хранилищам патентной информации, «банкам идей» и т.п.

Предпринимательство и общество

Для значительной части отечественного населения предприниматели, как китайцы, выглядят «на одно лицо». Это означает, что по действиям некоторых из представителей предпринимательских структур, с которыми столкнулся человек, он легко делает выводы, распространяющиеся на весь предпринимательский сектор. Пренебрежение качеством продукции, интересами потребителей, демонстрируемое относительно небольшим числом предпринимателей, создает репутацию многим другим. Должно быть налажено долгосрочное сотрудничество предпринимателей практически со всеми слоями населения: наемными работниками, «красными» и «новыми» директорами, капиталистами, государственными и муниципальными чиновниками и др. С другой стороны, предприниматели не должны противопоставлять себя ни одной из социальных групп. Важно, чтобы поиски сотрудничества базировались не на коррупционной, а на консолидаци-онной основе.

В русле движения к конкурентоспособной правовой рыночной экономике с эффективной социальной политикой, базирующейся на либеральных ценностях, предпринимательский слой общества играет роль авангарда. Предпринимательству по праву принадлежит и роль «тягача», способного вывести сегодняшнюю экономику и общество в целом из кризиса. Эффективность предпринимательства в России следует сейчас оценивать не по объему налоговых поступлений или доле в производстве ВВП. Продукцией предпринимательского сектора являются не только товары и услуги. Главный итог деятельности

предпринимателей - это создание институтов рыночной экономики России. Нет сомнений в том, что развитие в России мощного слоя предпринимательских предприятий малого и среднего бизнеса, включающего и юрких «мышей», мгновенно реагирующих на изменения спроса, и грациозных «газелей», готовых к инновационным прыжкам в новые технологии, и трудолюбивых «кротов», незаметно, но настойчиво прокладывающих пути в труднопроходимых областях экономики, является по существу как необходимым, так и достаточным условием для строительства в России нового общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.