Научная статья на тему 'Проблемы развития малого предпринимательства на региональном уровне'

Проблемы развития малого предпринимательства на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
303
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горкуша О. А.

Переход российской экономики на рыночные условия хозяйствования затронул самые разнообразные сферы жизни страны. С одной стороны, преобразования в структуре народного хозяйства и реализация на практике таких рыночных механизмов, как свободное ценообразование, развитие новых форм собственности, демонополизация экономики и конкуренция, реформирование финансово-банковского сектора экономики, либерализация внешнеэкономической деятельности, создание фондового рынка, позволили вывести Россию в ряд стран, обладающих состоявшейся рыночной экономикой. С другой стороны, все указанные процессы сопровождались рядом негативных явлений, таких, как падение объемов ВВП и производства, высокий уровень инфляции, неплатежи, подрыв финансовой базы предприятий, бюджетный дефицит, внутренний и внешний государственный долг, безработица, снижение жизненного уровня населения [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития малого предпринимательства на региональном уровне»

страны предъявляет высокие требования к своим участникам, предполагая по умолчанию соответствие выдвигаемых инвестиционных проектов высокому международному уровню. Проведение маркетингового события такого масштаба является реальным стимулом для отечественных предприятий, «дорогой к жизни» в условиях дефицита внутренних инвестиционных ресурсов и благоприятной экономической конъюнктуры, а также наличия круга заинтересованных международных инвесторов.

ЛИТЕРАТУРА

1. О промышленном производстве в январе-августе 2007 г. // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России (http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/ IssWWW.exe/Stg/d030/i030610r.htm).

2. Оценка факторов, ограничивающих деловую активность организаций // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России (http://www.gks.ru/free_ doc/2007/b07_11/14-07.htm).

.о ь о (О X

*_

а

7. Ш

О

ь

N-

О Переход российской экономики на рыночные условия хозяйствования затронул самые разнообразные сферы жизни страны. С одной стороны, преобразования в структуре народного хозяйства и реализация на практике таких рыночных механизмов, как свободное ценооб-о разование, развитие новых форм собственности, демонополизация экономики и конкуренция, реформирование финансово-банковского сектора экономики, либерализация внешнеэконо-

ГОРКУША О.А.

ПРОБЛЕМЫ РАЗБИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА

РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

ф

о мической деятельности, создание фондового рынка, позволили вывести Россию в ряд стран, ф обладающих состоявшейся рыночной экономикой. С другой стороны, все указанные процессы | сопровождались рядом негативных явлений, таких, как падение объемов ВВП и производства, ф высокий уровень инфляции, неплатежи, подрыв финансовой базы предприятий, бюджетный

0 дефицит, внутренний и внешний государственный долг, безработица, снижение жизненного

1 уровня населения [3].

ф ТТ £

Е5 Наиболее ощутимо негативные тенденции затронули инвестиционную составляющую а российской экономики. Критическое падение инвестиционной активности привело к тому, < что производственная инфраструктура России оказалась неприспособленной и невостребо-о ванной для современных потребностей страны.

^ Основной целью инвестиционной политики является создание оптимальных условий для о активизации инвестиционного потенциала.

0 Основными направлениями инвестиционной политики выступают меры по организации £ благоприятного режима для деятельности отечественных и иностранных инвесторов, уве-$ личению прибыльности и минимизации рисков в интересах стабильного экономического и ^ социального развития, повышению жизненного уровня населения. Результат осуществления

1 инвестиционной политики оценивается в зависимости от объема вовлеченных в развитие о экономики инвестиционных ресурсов. Государство может влиять на инвестиционную актив™ ность при помощи амортизационной политики, научно-технической политики, политики в § отношении иностранных инвестиций и др. В настоящее время российская экономика нуж-

ф дается в притоке иностранных инвестиций. Это вызвано практически полным отсутствием

^ финансирования из средств государственного бюджета, отсутствием достаточных средств у о предприятий, развитием общего экономического кризиса и спадом производства, большим о износом установленного на предприятиях оборудования и другими причинами. Действи-0) тельно, иностранный капитал, привлеченный в национальную экономику и используемый

эффективно, с одной стороны, оказывает положительное влияние на экономический рост, помогает интегрироваться в мировую экономику. С другой стороны, привлечение иностранных инвестиций накладывает определенные обязательства, создает многообразные формы зависимости страны, вызывает резкий рост внешнего долга и др.

Таким образом, одной из важнейших задач российской экономики на современном этапе является стимулирование инвестиционной активности. Меры по совершенствованию инвестиционной политики и стимулированию инвестиционной деятельности, предпринимавшиеся правительством и центральными экономическими институтами страны, к настоящему времени не принесли сколько-нибудь существенного эффекта. Инвестиционная политика на федеральном уровне должна активизировать инвестиционную деятельность на уровне регионов и предприятий.

Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, так как во всех странах мира в сфере малого бизнеса действует большое число небольших предприятий разнообразного профиля. Малые предприятия играют важную роль в экономике всех стран.

В экономической литературе даются различные определения понятия предпринимательства. В западных странах с научно-практической точки зрения современное предпринима-

П

Знание организационно-правовых форм бизнеса, их сущность, понятие и особенности, ь дает возможность предпринимателям успешно открывать и расширять собственное дело, щ принимать грамотные экономические и юридические решения. Без этих знаний в России невозможно построение цивилизованной системы предпринимательских отношений, которые, в свою очередь, являются основой экономического развития и процветания определенной И области и страны в целом. Поэтому сейчас осуществляются постоянные преобразования и корректировки в этой области с целью создания упорядоченной системы функционирования и взаимоотношения различных фирм и предприятий. о

Ш

N □

тельство характеризуется как особый новаторский, антибюрократический вид хозяйство- □

вания, в основе которого находится поиск новых возможностей, ориентация на инновации, ^

умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых раз- О

нообразных источников. 0

Наиболее типичное и ёмкое, на наш взгляд, определение предпринимательства дано в Ей

работе американских учёных Р. Хизрича и М. Питерса [5, с. 81]: «Предпринимательство - это §

процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью, процесс, поглощающий время и ^

силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответствен- §

ности; процесс, приносящий денежный доход и личное удовлетворение достигнутым». >

По нашему мнению, предпринимательство - это определенная область деятельности, 2

привлекающая людей для достижения наивысших конечных результатов своей работы с по- ^

мощью информационных технологий, вознаграждением чего является полученный доход. $

Поэтому необходимо создание чётко функционирующей системы взаимосвязанных состав- о

ляющих малых предприятий. о

Структуризация хозяйственного механизма в ходе рыночных реформ представляет собой

продолжительный, противоречивый, а главное - многоуровневый процесс, базовые формы £5

которого перемещаются на региональный уровень. На этом уровне и происходит формиро- £5

вание оптимального соотношения и оформление взаимосвязи внутренних элементов регио- ^

нальной экономики, определяемое наличным потенциалом экономических ресурсов данного §

региона и его социально-значимых потребностей. Следует отметить, что регион представля- о ет собой сформировавшуюся социально-экономическую систему и в то же время выступает

о.

подсистемой социально-экономического комплекса страны. Он обладает правом на само- |

развитие и является неотъемлемой частью единого экономического, правового, территори- о

ального пространства Российской Федерации. В результате чего регион оказался в сложной ® ситуации. Исследование экономического развития региона является крупной комплексной

проблемой [1]. о

В региональном аспекте предприятие - экономическая единица, которая, во-первых, самостоятельно принимает решения, во-вторых, стремится к получению прибыли, в-третьих, ^ использует факторы производства для создания и продажи товаров и услуг другим пред- § приятиям и домохозяйствам региона, формируя и развивая при этом региональный хозяйс- ^

твенный потенциал. Исторически предприятие, как основная организационно-функциональная форма экономической деятельности, тесно связана с развитием рыночных институтов, поскольку его доминантный статус приобретен путем развития рынка, распространению принципа купли-продажи на хозяйственные процессы, торговые и финансовые операции, осуществляемые на рынках. Это означает, что «государство как политический институт управления обществом не может не вмешиваться в социально-экономические процессы и выполняет функции: прямого контроля, общественного потребления, государственного производства, социального обеспечения» [6].

В последние годы правительство Российской Федерации уделяет все более возрастающее внимание проведению эффективной и перспективной инвестиционной политики, а также и развитию малого бизнеса в регионах России. Почти во всех регионах разработаны собственные программы развития малого бизнеса, более чем в половине из них созданы специальные органы и фонды его поддержки.

В Ставропольском крае была реализована краевая целевая программа «Развитие малого ^ предпринимательства в Ставропольском крае на 2003-2005 годы», утвержденная постанов-ь лением Губернатора Ставропольского края от 13 ноября 2002 г. № 568 (далее - «Програм-(□ ма 2003-2005») [4]. Немало сделано в Ставропольском крае по развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и общественных объединений предпринимателей, ^ преодолению административных барьеров в развитии предпринимательства, продвижению продукции малых предприятий на внутренний и внешний рынки, обеспечению постоянного ^ диалога бизнеса и власти.

;> Проведены краевая конференция предпринимателей «Проблемы развития малого бизнеса и защиты прав предпринимателей», встреча предпринимателей с Губернатором Ставропольского края, в рамках которой организована краевая выставка «Товары малого бизнеса Ставрополья», краевое совещание «О состоянии и развитии малого предпринимательства в □ Ставропольском крае». Стало традиционным проведение «круглых столов» с участием пред-^ ставителей предпринимательства, банковских структур, органов государственной власти по О проблемам малого бизнеса. Постановлением Правительства Ставропольского края от 20 мар-0 та 2003 года № 44-п создан и действует совет по поддержке малого предпринимательства в ш Ставропольском крае.

0 Индикатором создания условий для развития малого предпринимательства в Ставрополь-ф ском крае стала тенденция роста количества субъектов малого бизнеса, численности заня-§ тых в малом секторе экономики, уровня среднемесячной заработной платы, объемов выпуска > продукции (работ, услуг) на малых предприятиях, повышение инвестиционной активности

5 хозяйствующих субъектов в сфере малого бизнеса.

1 В ходе реализации Программы 2003-2005 продолжена работа по субсидированию част ти процентной ставки банковских кредитов для субъектов малого предпринимательства. На ££ конкурсной основе отобраны инвестиционные проекты и оказана за счет средств бюджета ^ Ставропольского края государственная поддержка в форме субсидирования 67 субъектам мао лого предпринимательства на сумму 43,8 млн. рублей, привлечено более 283 млн. рублей

2 кредитных ресурсов, направленных на обновление основных фондов и техническое пере-2 вооружение мощностей малых предприятий. Субсидирование из бюджета Ставропольского ^ края дает ощутимую эффективность за счет расширения производства и наращивания объ-о емов выпуска продукции кредитуемыми предприятиями и организациями, работающими в о сфере малого бизнеса.

^ Принимались меры по развитию небанковского финансирования малого бизнеса. За | счёт средств Программы 2003-2005 реализованы проекты развития четырёх кредитных о потребительских кооперативов на сумму около двух млн. рублей в городах Ставрополе,

6 Пятигорске и Ипатовском муниципальном районе, за счёт чего создана сеть из более 30 филиалов и представительств этих кооперативов в муниципальных образованиях Ставро-

о польского края, с числом пайщиков более двух тысяч человек. По состоянию на 1 января 2005 года кооперативами предоставлены микрокредиты более двум тысячам субъектам мао лого предпринимательства на сумму свыше 141 млн. рублей, в том числе в 2003 году - 41 о млн. руб., в 2004 году - более 100 млн. рублей. В 2005 году объёмы микрокредитования 00 превысили 350 млн рублей.

Между тем, инвестиции в основной капитал предприятий малого бизнеса с каждым годом увеличиваются.

Выполнение мероприятий Программы 2003-2005 осуществлялось на конкурсной основе. За истекший период проведены шесть открытых конкурсов по отбору проектов в рамках реализации Программы, на которых были определены победители и отобраны для финансирования 47 проектов субъектов малого предпринимательства и организаций поддержки малого бизнеса.

В результате реализации этих проектов получили развитие малые предприятия по производству лекарственных препаратов, оказанию медицинских, образовательных и других услуг, организации торговли в отдалённых районах и населённых пунктах Ставропольского края, создано около 400 дополнительных рабочих мест, положено начало формированию сети бизнес-инкубаторов и центров поддержки малого предпринимательства в Ставропольском крае, организованы автоматизированные рабочие места общего доступа для субъектов малого бизнеса в краевом центре поддержки малого предпринимательства, что обеспечивает предоставление широкого спектра консалтинговых и информационных ус-

П

луг индивидуальным предпринимателям и малым предприятиям с использованием Интер- ь нет-технологий. щ

Проведённая работа способствовала достижению цели и конечных результатов реализации Программы 2003-2005:

- численность действующих малых предприятий увеличилась до 12 тысяч единиц, вмес- И то запланированных 8,5 тысяч;

- удельный вес занятых в малом бизнесе достиг 25% экономически активного населения и составил около 300 тысяч человек в абсолютном выражении; о

Ш

объём товаров и услуг, производимых малыми предприятиями, вырос за два года в 3,8 раза;

- вклад малого предпринимательства в валовой внутренний продукт края увеличился до □

14,5%. ш

Недостаточность финансирования Программы 2003-2005 не позволила реализовать в О

полной мере запланированные мероприятия по адресной поддержке приоритетных проек- 0

тов в сфере малого предпринимательства, внедрению системы государственных гарантий- Ей

ных механизмов по обеспечению кредитов, получаемых субъектами малого предпринима- §

тельства, информационной поддержке малого предпринимательства, совершенствованию ^

деятельности органов исполнительной власти Ставропольского края по поддержке малого §

предпринимательства. >

Отмечается довольно резкая дифференциация в территориальном размещении малых 2

предприятий. Основное количество от общего их числа сосредоточено в регионе Кавказских ^

Минеральных Вод - 40% и в городе Ставрополе - 35%. В то же время есть районы, где раз- $

витие малого бизнеса явно недостаточно. Если в среднем по Ставропольскому краю число о

субъектов малого предпринимательства на 1000 жителей составляет - 37, то в Новоселицком, о Курском, Нефтекумском, Ипатовском и некоторых других муниципальных образованиях этот

показатель существенно ниже краевого уровня. £5

В ходе развития малого предпринимательства за два последних года четко обозначилась £5

пятерка лидеров, из числа наиболее успешно развивающихся областей малого бизнеса. ^

Занимаемые ими места за это время практически не изменились: о

1) Сфера услуг; о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) Торговля;

о.

3) Промышленное производство;

4) Строительство;

5) Сельское хозяйство и переработка сельскохозяйственной продукции. Исследование услуг, необходимых предпринимателям для развития и основных проблем

малого бизнеса послужили основой для разработки мероприятий настоящей Программы по о совершенствованию нормативной правовой базы, регламентирующей предпринимательскую деятельность в Ставропольском крае, развитию инфраструктуры поддержки малого предпри- ^ нимательства, совершенствованию информационной и консультационной поддержки малого § предпринимательства. (Т)

Результаты анализа состояния малого предпринимательства в Ставропольском крае и проведённых социологических опросов позволяют сделать определённые выводы и выделить основные проблемы и направления развития этого сектора экономики.

Малый бизнес Ставропольского края дает значительный социально-экономический эффект, уменьшает расходы бюджета на трудоустройство граждан, обеспечивает поддержание социальной стабильности, решает проблемы преодоления бедности, особенно в депрессивных районах. Поэтому расходы бюджета Ставропольского края на реализацию мер государственной поддержки малого предпринимательства фактически являются возвращением малому бизнесу части созданного им макроэкономического эффекта.

Система государственной поддержки малого бизнеса в Ставропольском крае должна включать как меры прямой поддержки, обеспеченные средствами из федерального, регионального и местных бюджетов, и направленные на развитие приоритетных для региона сфер деятельности, связанных с созданием новых рабочих мест, развитием инноваций, высоких технологий, экспорта, так и косвенной - направленной на общее улучшение делового и ин-^ вестиционного климата для малого бизнеса Ставропольского края.

ь Развитие малого предпринимательства в Ставропольском крае сдерживается как по объ-(□ ективным причинам, так и в результате недостаточного внимания органов исполнительной власти Ставропольского края и органов местного самоуправления муниципальных образова-^ ний Ставропольского края к этой сфере экономики.

В целях решения перечисленных выше проблем планируется на основе программных ^ методов обеспечить развитие малого предпринимательства на территории Ставропольского ]> края на основе повышения эффективности мер государственной поддержки, создания благоприятных условий для развития малого предпринимательства, формирования действенной системы его организационной, информационной и финансовой поддержки.

При переходе к рыночной экономике в России появился ряд проблем. Необходимо было □ решить, кто будет владеть предприятиями, находящимися в собственности государства. Сле-^ довало создать рынки капитала, банковскую, финансовую и валютную системы. В связи с О этим разработать эффективные системы планирования и бухгалтерского учета, чтобы произ-0 водить оценку стоимости фирм и наиболее объективно судить о результатах их деятельности ти. Пересмотру подлежали также действующие законы [2].

0 Проблемы, мешающие развитию малого бизнеса можно разделить на два основных вида. ф Это внутренние проблемы бизнеса и так называемые проблемы внешней среды. Среди внут-§ ренних ключевыми являются низкий уровень управленческой культуры в среде предприни-> мателей и отсутствие нацеленности на карьерный рост.

5 Необходимо было провести подбор обучение менеджеров, способных работать в услови-

1 ях рыночной системы и вести конкурентную борьбу в своей стране и на мировом рынке.

т Поэтому большая работа предстоит в области подготовки и повышения квалификации пред-££ принимательских кадров. Особенно актуальна задача профессиональной подготовки руково-^ дителей таких предприятий.

о Перед государством стояла задача выработать политику в вопросах конкуренции и регу-

2 лирования проблем, возникших с системой гигантских неэффективных частных монополий, ° а также разработать эффективную систему налогообложения.

о

^ Не случайно 2-я Всероссийская конференция малых предприятий получила название о «Цивилизованному предпринимательству - разумное регулирование». Конференция стави-о ла цель выявить источники чрезмерных административных барьеров в развитии предприни-^ мательства. Они не только мешают развитию предпринимательства, но и вынуждают пред-| приятия малого бизнеса уходить в теневую экономику.

о Восприятие проблем, мешающих развитию малого бизнеса, поменялось с 2003 годом. Тог-& да на 1-м месте по значимости располагались трудности в получении средств для развития, 2-е и 3-е места делили «несовершенное, меняющееся законодательство» и «высокое налого-о обложение», а «пресс» контролирующих органов располагался на 4-м месте.

Однако по-прежнему острой остается проблема административных барьеров, особенно в о области проверок. Налоговое давление на малый бизнес в целом снизилось, но среди предо принимателей превалирует установка на оптимизацию налогообложения. Следует умень-00 шить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это особенно важно для начинающих предпри-

нимателей в таких видах деятельности как инновационная, производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская.

Одним из главных внутренних ограничителей развития малого предпринимательства является недостаточность финансовой базы, когда основной источник финансирования развития - это доходы от собственной деятельности. Большое внимание уделить финансовой базе, предназначенной для поддержки малого бизнеса (федерального бюджета, региональных бюджетов, всевозможных внебюджетных источников), на приоритетных направлениях, создать для него систему гарантий кредитования.

Положительный опыт роста малого бизнеса в странах с развитой экономикой, его роли в сглаживании социальной напряженности в обществе, в стимулировании инновационной деятельности подтверждает оправданность такого подхода.

Несмотря на серьёзность проблем, связанных с малым бизнесом, отечественный малый бизнес имеет перспективы дальнейшего развития. Необходимо сделать проще процедуру регистрации, сократить число контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции.

П

Ш

Необходимо проведение эффективной работы по развитию инфраструктуры малого биз- ь неса, развитию банковской системы, различных фондов поддержки малого бизнеса. Малые щ предприятия должны иметь возможность в любую минуту получить консультацию и бесплатную помощь по вопросам открытия и функционирования, по проблемам маркетинговой стра- ^ тегии, защите своих интересов и другим проблемам. И

Решение этих проблем может быть найдено только при взаимодействии государственной и общественной поддержки.

Подводя итог, можно сказать, что малый бизнес в России - уже реальность, от его раз- о вития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит развитие России. ^

ЛИТЕРАТУРА ш

1. Гуськов Н.С., Гуцериев С.С., Зенякин В.Е., Крюков В.В., Шершунов В.А. Инвестиции. Формы О методы их привлечения. М.: Алгоритм, 2001. 0

2. Жданов В. Организация и финансирование инвестиций. Калининград: Янтарный сказ, Ей 2000. §

3. Крутик А.Б., Никольская Е.Г. Инвестиции и экономический рост предпринимательства. М.: ^ Лань, 2002. |

4. Проект министерства экономического развития и торговли Ставропольского края «Ставро- > полье - территория сотрудничества» // http://stavinvest.ru. 2

5. Спиридонов Ю. Основы формирования региональной политики // Экономическая наука ^ современной России. 2002. № 1. $

6. Яндиев М.И. Финансы регионов. М.: Финансы и статистика, 2002. о

о £

о

0

1_

о

_ I_

о

ДАДАЕВ Л.М. о

общая характеристика концепции кластеризации о

о.

региональнои экономики

о

Современное экономическое развитие, согласно концепции профессора гарвардского т университета Майкла Е. Портера, является долгосрочным процессом построения многих вза- § имозависимых микроэкономических способностей и стимулов поддержать более передовые ^ формы конкуренции. Эти конкурентные способности и стимулы, которые были первоначаль- 1 но идентифицированы проф. М. Швейцером (1990), включают уровень производства, требуе- о мый фирмам для создания товаров и услуг, а также правила, стимулы и нормы, управляющие о типом и интенсивностью местной конкуренции. Сюда же включаются - качество требования 0)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.